РАБОЧАЯ ПРОГРАММА профессионального модуля ПМ.06 Ведение бухгалтерского учета в организациях различных форм собственности

Мясникова Ирина Константиновна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

профессионального модуля ПМ.06

Ведение бухгалтерского учета в организациях различных форм собственности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение среднего  профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

«Нижневартовский  социально-гуманитарный колледж»

Рассмотрено и одобрено методической комиссией (кафедрой) _____________

________________________________

Протокол  от                          

Утверждено

педагогическим советом

Протокол  от 27.03.2014              

№ 4

 

    Утверждено

     приказом от 03.04.2014

    №  107 - од

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

профессионального модуля ПМ.06

Ведение бухгалтерского учета в организациях различных форм собственности

для специальности 38.02.01.  Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

наименование цикла  Профессиональный цикл

Номер группы:315 Э

Максимальная учебная нагрузка обучающихся  315 ч.

Самостоятельная работа  99 ч.

Обязательная учебная нагрузка (всего)  180 ч.

в том числе.:

теоретическое обучение84 ч.

практические занятия  96 ч.

лабораторные занятия  0 ч.

курсовая работа (проект)  0 ч.

Учебная практика  0 ч.

Производственная практика   36 ч.

Форма промежуточной аттестации  экзамен  квалификационный

 (зачет, дифференцированный зачет, экзамен, экзамен квалификационный)

г. Нижневартовск


Рабочая программа профессионального модуля разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности

38.02.01 _        Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)  и с учетом Примерной программы учебной дисциплины Составление и использование бухгалтерской отчетности, рекомендованной Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного автономного учреждения Федерального института развития образования (ФГАУ ФИРО), заключение Экспертного совета  № 3 от 25 мая 2011 г.

Разработчики:

Мясникова И.К._________________

 Солонская Л.М.__________________

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность,            подпись

Рассмотрено и одобрено методической комиссией (кафедрой)  Экономических дисциплин  

Руководитель методической комиссии (кафедры)

___________________________

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, подпись

Эксперты:

НЭПИ (филиал ТюмГУ) ст. преподаватель Иванькова А.А.______

            (место работы)                                          (занимаемая должность)     (инициалы, фамилия), подпись

_______________            ___________________          _____________________

            (место работы)                                                  (занимаемая должность)                                            инициалы, фамилия), подпись


СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

стр.

4

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

7

3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

9

4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

20

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) 

23


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Ведение бухгалтерского учета в организациях различных форм деятельности

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа профессионального модуля является частью примерной основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.01. Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Ведение бухгалтерского учета в организациях различных форм деятельности и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК 6.1 Выполнять работы по ведению бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций бюджетных организаций

ПК 6.2 Владеть бюджетным кодексом РФ

ПК 6.3 Участвовать в разработке и осуществлении мероприятий, направленных на соблюдение финансовой дисциплины и рациональное использование ресурсов

ПК 6.4 Отражать на счетах бухгалтерского учета банковские операции и услуги, а также внутрихозяйственные операции банков

ПК 6.5 Использовать в работе нормативные документы, относящиеся к бухгалтерской деятельности

ПК 6.6 Вести бухгалтерский учет предприятия по упрощенной системе налогообложения

1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

- документирование хозяйственных операций и ведения бухгалтерского учета имущества и источников организации;

        уметь:

- ориентироваться в плане счетов, группировать счета баланса по активу и пассиву;

- присваивать номера лицевым счетам;

- составлять документы аналитического учёта и анализировать содержание документов синтетического учёта;

- составлять бухгалтерские проводки по отражению в учёте кассовых и

депозитных операций;

- заполнять первичные документы и обрабатывать их данные, для дальнейшей систематизации;

- составлять бухгалтерские проводки и заполнять учетные регистры и формы отчетности бюджетных организаций;

- определять финансовые результаты деятельности малых предприятий и отражать их в учете;

- заполнять декларацию о доходах предпринимателей.

знать:

- основы организации и ведения бухгалтерского учёта в кредитных организациях, документы синтетического и аналитического учёта;

- принципы построения, структуру и содержание разделов плана счетов бухгалтерского учёта кредитных организаций, порядок нумерации лицевых счетов;

- основные принципы организации документооборота, виды банковских документов, требования к их оформлению и хранению;

- принципы современной организации бухгалтерского учета в бюджетных организациях;

- основные положения бюджетного законодательства, регламентирующие организацию бухгалтерского учета и отчетности;

- принципы построения, структуру и содержание разделов плана счетов бухгалтерского учёта в бюджетных организациях;

- основы организации и ведения бухгалтерского учёта в бюджетных организациях, документы синтетического и аналитического учёта;

- состав, содержание и порядок составления отчетности бюджетными организациями;

- законы и нормативные акты по ведении учета на малых предприятиях;

- роль малых предприятий в экономике России;

- особенности организации учета на малых предприятиях;

- особенности учета и отчетности граждан, осуществляющих самостоятельную предпринимательскую деятельность.

1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы профессионального модуля:

всего – 315 часов, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 279 часов, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 180 часов;

самостоятельной работы обучающегося – 99 часа;

учебной и производственной практики – 36 часов.


1.4. Распределение часов и форм промежуточной аттестации по семестрам

Курс

Семестр

ПМ, МДК, практика

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Обязательная учебная нагрузка

В том числе

Формы промежуточной аттестации

Теор. обучение

Лаб. и пр.занятия

Курс проект

3

5

МДК 06.01

50

18

32

16

16

-

3

6

МДК 06.01

50

18

32

12

20

-

Др. форма контроля

3

5

МДК 06.02

47

15

32

16

16

-

3

6

МДК 06.02

55

18

37

18

19

-

Др. форма контроля

3

6

МДК 06.03

28

12

16

6

10

3

6

МДК 06.03

49

18

31

16

15

Др. форма контроля

3

6

Производственная практика

36

36

36

Итого

315

99

180

84

96

-

Квалификационный

экзамен

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Ведение бухгалтерского учета в организациях различных форм деятельности, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 6.1

Выполнять работы по ведению бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций бюджетных организаций

ПК 6.2

Владеть бюджетным кодексом РФ

ПК 6.3

Участвовать в разработке и осуществлении мероприятий, направленных на соблюдение финансовой дисциплины и рациональное использование ресурсов

ПК 6.4

Отражать на счетах бухгалтерского учета банковские операции и услуги, а также внутрихозяйственные операции банков

ПК 6.5

Использовать в работе нормативные документы, относящиеся к бухгалтерской деятельности

ПК 6.6

Вести бухгалтерский учет предприятия по упрощенной системе налогообложения

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые

методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой

для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5

Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно- коммуникационных технологий

ОК 6

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно

планировать повышение квалификации

ОК 9

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

ОК 10

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением

полученных профессиональных знаний (для юношей).


3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

3.1. Тематический план профессионального модуля Ведение бухгалтерского учета в организациях различных форм деятельности

Коды профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля

Всего часов

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося

Учебная,

часов

Производственная (по профилю специальности),

часов

Всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

Всего,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ПК 6.1 ПК 6.2 ПК 6.3 ПК 6.5

МДК 06.01 Ведение бухгалтерского учета в бюджетных организациях

100

64

36

-

36

-

ПК 6.5 ПК 6.6

МДК 06.02 Ведение бухгалтерского учета в малых предприятиях

102

69

35

-

33

-

ПК 6.4 ПК 6.5

МДК 06.03 Ведение бухгалтерского учета в финансово-кредитных организациях

77

47

25

-

30

-

ПК 6.1 ПК 6.2 ПК 6.3 ПК 6.4 ПК 6.5

Производственная практика (по профилю специальности), часов

36

36

Всего:

315

180

96

-

99

-

36


3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел ПМ 1. Ведение бухгалтерского учета в бюджетных организациях.

МДК 06.01. Ведение бухгалтерского учета в бюджетных организациях.

100

Раздел 1. Организация бухгалтерского учета в бюджетных организациях.

Тема 1.1. Предмет и метод изучения дисциплины.

Содержание

2

1.

Понятие бюджетных организаций, их место в бюджетном процессе Российской Федерации.

**

2.

Типы государственных (муниципальных) учреждений.

  3.

Организационно-правовые отличия функционирования государственных (муниципальных) учреждений на основе действующего законодательства Российской Федерации.

**

Практические занятия

3

1.

Подготовка сообщения.

Тема 1.2. Понятие и классификация бюджетных организаций в соответствии с законодательством РФ

Содержание

2

1.

Содержание предмета «Бухгалтерского учета в бюджетных организациях» и метод его изучения.

**

2.

Связь данной дисциплины с другими экономическими дисциплинами.

3.

Место дисциплины «Бухгалтерский учет в бюджетных организациях» в общей системе экономических наук.

**

Практические занятия

Раздел 2. Ведение бухгалтерского учета в государственных (муниципальных) учреждениях

3

Тема 2.1. Основы бюджетного процесса

Содержание

2

1.

Субъекты, задачи и правила организации бухгалтерского учета в                государственных (муниципальных) учреждениях.

2.

Основы бюджетного процесса в Российской Федерации.

3.

Структура бюджетной системы Российской Федерации.

4.

Бюджетная классификация Российской Федерации, виды и порядок кодирования доходов и расходов бюджета Российской Федерации.

5.

Общие принципы казначейского исполнения бюджетов.

Практические занятия

Бюджетная классификация РФ

3

Тема 2.2. План счетов бюджетного учета

Содержание

3

1.

План счетов бюджетного учета, его структура и содержание

2.

Структура и порядок формирования номера счета бюджетного учета согласно бюджетной классификации Российской Федерации.

Практические занятия

План счетов бюджетного учета

3

Тема 2.3. Организация бюджетного учета в казенных учреждениях

Содержание

2

1.

Основные характеристики казенного учреждения как участника бюджетного процесса.

2.

Особенности его функционирования, определяющие специфику бюджетного учета.

3.

Организация бюджетного учета в казенных учреждениях

Практические занятия

Бюджетная смета казенного учреждения

3

Тема 2.4. Порядок ведения бухгалтерского учета бюджетными учреждениями

Содержание

2

1.

Субъекты учета.

2.

Нормативные акты, регламентирующие вопросы бухгалтерского учета бюджетными учреждениями.

3.

Основные правила и требования к ведению бухгалтерского учета

Практические занятия

План финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения

3

Тема 2.5. Порядок ведения бухгалтерского учета автономными учреждениями

Содержание

2

1.

Субъекты учета.

2.

Нормативные акты, регламентирующие вопросы бухгалтерского учета автономными учреждениями.

3.

Основные правила и требования к ведению бухгалтерского учета

Практические занятия

План финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения

3

Тема 2.6. Учет обязательств

Содержание

2

1.

Организация учета расчетов по средствам бюджета между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств, находящимися в их ведении, а также операций по движению средств бюджета у получателя средств бюджета.

2.

Порядок применения счета для учета учреждением расчетов по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов.

Практические занятия

Учет расчетов по средствам бюджета

3

Тема 2.7. Учет санкционирования расходов бюджета

Содержание

2

1.

Особенности ведения учета показателей бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств

2.

Ведение учета сумм, утвержденных сметой по приносящей доход деятельности или планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения

3.

Особенности ведения показателей по доходам (поступлениям) и расходам (выплатам), а также принятых учреждениями обязательствам на текущий и последующие финансовые годы.

Практические занятия

Подготовка сообщений

3

Тема 2.8. Учет денежных средств учреждения

Содержание

3

1.

Порядок финансирования учреждений разных типов

2.

Отражение в регистрах бухгалтерского учета бюджетных средств и средств, полученных в рамках приносящей доход деятельности

Практические занятия

Заполнение регистров бухгалтерского учета

3

Тема 2.9. Учет финансового результата

Содержание

3

1.

Понятие доходов и расходов государственных (муниципальных) учреждений разных типов.

2.

Отражения результатов деятельности казанного учреждения по исполнению соответствующего уровня бюджета Российской Федерации (бюджетной сметы).

3.

Результаты деятельности  согласно плану финансово-хозяйственной деятельности бюджетного и автономного учреждения за текущий финансовый год и за прошлые финансовые периоды на

бухгалтерских счетах.

4.

Особенности налогообложения учреждений бюджетной сферы по налогу на прибыль.

Практические занятия

Отражения результатов деятельности учреждения

3

Тема 2.10. Бухгалтерская отчетность бюджетных организаций

Содержание

3

1.

Нормативные документы, регулирующие вопросы отчетности учреждений бюджетной сферы.

2.

Виды и назначение отчетности.

3.

Состав бухгалтерской отчетности учреждения и принципы ее составления.

Практические занятия

Составление бухгалтерской отчетности

3

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 1. Ведение бухгалтерского учета в бюджетных организациях.

36

1. Государственное регулирование учета и отчетности в бюджетных организациях.

2. Нормативные и правовые акты для осуществления бюджетного учета.

3. Особенности бюджетной организации.

4. Особенности автономного учреждения.

5. Особенности казенного учреждения.

6. Бюджетная классификация РФ.

7. Отражение финансовой деятельности бюджетной организации.

8. Инструкция ведению по бухгалтерского учета.

9. Ведение бухгалтерского учета в соответствии с «Планом счетов по бюджетному учету».

10. Классификация нефинансовых активов бюджетной организации.

11. Журнал регистрации хозяйственных операций по поступлению денежных средств на банковский счет.

12. Операции по расчетам с подотчетными лицами.

13. Операции по начислению заработной платы.

14. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками.

15. Учет финансовых результатов.

16. Операции по санкционированию расходов бюджета.

17. Составление бухгалтерской отчетности в бюджетных организациях.

Раздел ПМ 2. Ведение бухгалтерского учета в малых предприятиях

МДК 06.02 Ведение бухгалтерского учета в малых предприятиях

102

Тема 1. Организационно-правовые основы организации деятельности малого бизнеса

Содержание

4

1.

Сущность, структура, субъекты малого бизнеса

2.

Регистрация субъектов малого предпринимательства

3.

Открытие РС, лицензирование деятельности

4.

Государственная поддержка малого предпринимательства

Практические занятия 

Тема 1. Законодательное и методологическое регулирование бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса.

1. Основные положения, рекомендации по ведению учета на предприятиях малого бизнеса.

2. Основные положения НК РФ, часть вторая, главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения».

4

Тема 2. Организация бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса

Содержание

4

1.

Варианты учета на малом предприятии

2.

Организация учета при общем режиме налогообложения

3.

Упрощенные формы ведения бухгалтерского учета

Практические занятия 

Тема 2. Учет денежных средств и расчетных операций на малых предприятиях.            

1. Регистры бухгалтерского учета упрощенной формы, их содержание.

2. Порядок заполнения регистров упрощенной формы учета.

3. Порядок применения рабочего плана счетов.

4. Порядок ведения книги учета хозяйственных операций.

4

Тема 3. Простая форма бухгалтерского учета на малых предприятиях.

Содержание

4

1.

Нормативная база, регулирующая использование простой формы бухгалтерского учета предприятиями малого бизнеса и индивидуальными предпринимателями.

2.

Книга учета хозяйственных операций и порядок ее заполнения.

3.

Сроки и формы предоставления отчетности субъектами малого предпринимательства, применяющими простую форму бухучета.

Практические занятия 

Тема 3. Учет капитальных вложений, основных средств и нематериальных активов.

1.  Учет денежных средств и расчетных операций на примере малого предприятия

2.  Решение сквозной задачи.

3.  Заполнение ведомости учета денежных средств и фондов.

4.  Заполнение ведомости расчетов с поставщиками.

4

Тема 4. Форма бухучета с использованием регистров учета имущества  малого предприятия

Содержание

4

1.

Организация бухгалтерского учета на малом предприятии с использованием регистров учета имущества МП.

2.

Развернутая форма бухгалтерского учета

3.

Содержание регистров учета имущества МП и порядок их ведения.

Практические занятия 

Тема  4. Учет производственных запасов на предприятиях малого бизнеса.

1.  Учет движения основных средств на примере МП.

2.  Расчет амортизации основных средств на МП.

3.  Заполнение ведомости учета основных средств и амортизационных отчислений.

5

Тема 5. Организация бухгалтерского учета на малом предприятии

Содержание

4

1.

Составление рабочего плана счетов малого предприятия

2.

Разработка учетной политики малого предприятия.

3.

Организация налогового учета на малом предприятии.

Практические занятия 

Тема  5. Учет оплаты труда и отчисления на социальные нужды

1.  Учет производственных запасов на примере МП, решение задачи.

2.  Заполнение ведомости учета производственных запасов, готовой продукции и товаров, НДС по приобретенным ценностям.

4

Тема 6. Упрощенная система налогообложения субъектов малого  предпринимательства

Содержание

6

1.

Понятие «упрощенной системы налогообложения». Нормативная база.

2.

Общий и специальный режимы налогообложения

3.

Общие положения по единому налогу.

4.

Объекты налогообложения, налоговые базы и ставки налогов, порядок определения доходов и расходов.

5.

Порядок перехода к другой системе налогообложения.

6.

Организация и ведение налогового бухгалтерского учета.

Практические занятия 

Тема 6. Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции.

1. Расчет с работниками по оплате труда на примере малого предприятия.

2. Учет удержаний из заработной платы.

3. Заполнение ведомости учета расчетов по оплате труда.

4. Учет расчетов по среднему заработку для начисления отпускных.

5. Особенности начисления пособий по временной нетрудоспособности на предприятиях малого бизнеса, перешедших на упрощенную систему налогообложения.

6

Тема 7. Ведение бухгалтерского учета и отчетности субъектов малого предпринимательства при уплате ЕНВД

Содержание

4

1.

Понятие «вмененный доход», «единый налог на вмененный доход».

2.

Плательщики ЕНВД. Объект налогообложения и порядок ведения бухгалтерского учета.

3.

Ставка и порядок расчета ЕНВД.

4.

Порядок уплаты, зачисления сумм ЕНВД.

5.

Порядок перехода на уплату ЕНВД для определенных видов деятельности.

Практические занятия 

Тема 7. Учет готовой продукции и реализации.

1. Калькулирование себестоимости готовой продукции.

2. Заполнение ведомости учета затрат на производство.

4

Тема 8. Особенности ведения бухучета индивидуальными предпринимателями.

Содержание

4

1.

Понятие «индивидуальный предприниматель».

2.

Система налогообложения индивидуальных предпринимателей.

3.

Уплата ЕНВД, патента.

4.

Возможность применения упрощенной системы налогообложения.

5.

Порядок государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Практические занятия 

Тема 8. Учет финансовых результатов и их использования

1. Отражение в регистрах бухгалтерского учета готовой продукции.

2. Продажа готовой продукции.

3. Заполнение ведомости учета реализации.

4

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 2. Ведение бухгалтерского учета в малых предприятиях

33

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

1. Законодательное и методологическое регулирование бухгалтерского учета  на предприятиях малого бизнеса.

2. Взаимосвязь счетов бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса.

3. Организация бухгалтерского учета в субъектах малого бизнеса.

4. Упрощенная форма учета и налогообложения на предприятиях малого  бизнеса.

5. Учет денежных средств на предприятиях малого бизнеса.

6. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками.

7. Учет расчетов по налогам и сборам при общем режиме налогообложения.

8. Учет расчетов по внебюджетным платежам.

9. Учет основных средств, нематериальных активов на предприятиях малого  бизнеса.

10. Учет производственных запасов и готовой продукции на предприятиях малого бизнеса.

11. Учет расчетов с персоналом по оплате труда.

12. Синтетический и аналитический учет затрат на производство,  объекты калькулирования.

13. Учет реализации готовой продукции.

14. Учет нераспределенной прибыли (непокрытого убытка).

15. Бухгалтерская отчетность на предприятиях малого бизнеса, ее состав и виды.

16. Порядок ведения ведомостей 1 – 9.

17. Порядок ведения Книги учета доходов и расходов на предприятиях малого бизнеса.

18. Единый налог  на вмененный доход, порядок его исчисления.

19. Порядок перехода со специальных налоговых режимов  к другой системе налогообложения.

20. Изменения порядка применения специальных налоговых режимов.

Раздел ПМ 3. Ведение бухгалтерского учета в финансово-кредитных организациях

МДК 06.03. Ведение бухгалтерского учета в финансово-кредитных организациях

77

Раздел 1. Организация бухгалтерской работы в финансово-кредитных организациях

Тема 1.1. Значения и задачи бухгалтерского учета в финансово-кредитных  организациях. Принципы организации бухгалтерских служб.

Содержание

4

1

1.

Роль бухгалтерского учета  в рыночной экономике.

2.

Особенности бухгалтерского учета в финансово-кредитной организации.

3.

Задачи бухгалтерского учета в финансово-кредитных организациях.

4.

Нормативное регулирование бухгалтерского учета.

5.

Принципы организации бухгалтерской работы, задачи бухгалтерских служб. Должностные обязанности главного бухгалтера и других работников бухгалтерской службы

6.

План счетов бухгалтерского учета в финансово-кредитных организациях и принципы его построения

7.

Учетная политика финансово-кредитных организаций.

Практическая работа

Содержание плана счетов бухгалтерского учета в финансово-кредитных организациях.

Характеристика основных разделов плана счетов.

Характеристика счетов: активные, пассивные.

Построение номенклатуры счетов баланса. 

4

Тема 1.2. Аналитический и синтетический учет в финансово-кредитных организациях

Содержание

4

1,2

1.

Виды первичных документов. Обязательные реквизиты документов.

2.

Порядок ведения регистров бухгалтерского учета.  

3.

Формы ведения бухгалтерского учета в финансово-кредитных организациях.

4.

Понятие аналитического и синтетического учета. Характеристика регистров синтетического и аналитического учета.

Практическая работа

Присвоение номеров лицевым счетам.

Чтение записей в лицевых счетах.

Отражение операций по лицевым счетам.

Ведение книги регистрации лицевых счетов.

Оформление выписок из лицевых счетов.

Составление сальдовых ведомостей по балансовым и внебалансовым счетам.

Составление ежедневной оборотной ведомости и ежедневного баланса.

 Сверка аналитического учета с синтетическим.

5

Раздел 2. Учет внутренних  операций

Тема 2.1. Учет основных средств, материалов и нематериальных активов

Содержание

5

1,2

1.

Учет основных средств.

2.

Учет нематериальных активов.

3.

Учет  материальных запасов

Практическая работа

Учет и оформление операций по начислению амортизации по основным средствам и нематериальным активам.

Отражение в учете операций по поступлению и выбытию основных средств и нематериальных активов.

Составление бухгалтерских проводок по поступлению и отпуску хозяйственных материалов.

Оформление и отражение в учете результатов инвентаризации основных средств и материальных запасов.

6

Тема 2.2. Учет срочных

операций

Содержание

5

1,2

1.

Характеристика срочных операций. Понятие кассовой и срочной сделки.

2.

Организация аналитического и синтетического учета требований и обязательств по наличным и срочным сделкам.

3.

Учет нереализованных курсовых разниц по переоценке иностранной валюты, драгоценных металлов и ценных бумаг.

Практическая работа

Составление бухгалтерских проводок по наличным и срочным сделкам.

Расчет суммы закрытия сделки и отражение ее в учете.

5

Раздел 3. Формы бухгалтерской отчетности финансово-кредитных организаций

Тема 3.1. Бухгалтерская и

 финансовая отчетность

Содержание

4

1,2

1.

Бухгалтерская финансовая отчетность (понятие, состав, порядок составления и представления). Основные требования и правила составления и предоставления бухгалтерской отчетности.

2.

Текущая бухгалтерская отчетность.

3.

Содержание и характеристика основных форм годовой отчетности.

  4.

Финансовая отчетность финансово-кредитных организаций.

Практическая работа

Составление ежедневного баланса.

Составление оборотной ведомости.

5

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 3. Ведение бухгалтерского учета в финансово-кредитных организациях

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

  1. Изучение  Положения о Правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" от 26.03.2007 N 302-П.
  2. Изучение Учетной  политики  региональных организаций.
  3. Составление  форм аналитического и синтетического учета.
  4. Подготовить доклады:  «Кассовые сделки», «Форвардные сделки с аутрайтом и опционом», «Сделки СВОП».
  5. Порядок публикации бухгалтерской финансовой отчетности.
  6. Знакомство с опубликованной отчетностью финансово-кредитных организаций. Аудит финансовой отчетности финансово-кредитных  организаций.
  7. Подготовка докладов по международным стандартам бухгалтерского учета и проблемам  перехода Российской системы учета на международные стандарты.

30

Производственная практика (по профилю специальности) итоговая по модулю 

36

Всего

315

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).


4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебного

кабинета «Бухгалтерский учет» и лабораторий «Учебная бухгалтерия» и

«Информационных технологий в профессиональной деятельности».

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета «Бухгалтерский

учет», «Информационных технологий в профессиональной деятельности»:

- калькуляторы;

- бланки первичных бухгалтерских документов;

- бланки учетных регистров;

- комплект учебно-методической документации.

Реализация профессионального модуля предполагает обязательную производственную практику.

4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Бухгалтерский учет: Практикум: Уч.пос. / Ю.Н.Самохвалова -5 изд.-М.:Форум:НИЦ Инфра-М,2013-232с.
  2. Бухгалтерский финансовый учет: Уч.-мет. пос. / В.П. Харьков - М.: ФиС, 2012-224с.
  3. Банковские операции: Уч. пос. / Е.Б. Герасимова. - М.: Форум, 2013. - 272 с.
  4. Учет в банках: Уч. пос. / Е.Б. Герасимова, Л.С. Тишина - 2 изд. - М.: Форум, 2012-368с.
  5. Бухгалтерский учет в бюджетных чуреждениях: Учебное пособие / Т.А.Полещук, О.В.Митина. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М,
  6. 2011.- 151 с.

Дополнительные источники:

  1. Ежемесячный научно-практический журнал «Бухгалтерский учет»
  2. Ежемесячный журнал «Нормативные акты»
  3. Ежемесячный научно-практический журнал «Главбух»
  4. Пакеты прикладных программ для бухгалтера. Программа автоматизации бухгалтерского учета 1С: Бухгалтерия.
  5. Гражданский кодекс Российской Федерации.
  6. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ.
  7. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ.
  8. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
  9. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности».      
  10. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
  11. Периодические газеты и журналы: «Бухгалтерский учет», «Главный бухгалтер», «Экономика и жизнь», «Финансовая газета».

Интернет-ресурсы

1. http://buhcon.com/index.php;

2. http://repetitor-nachbuh.ru/index.php/map-site;

3. http://www.buh.ru/;

  1. СПС «Гарант»;

5. СПС «Консультант плюс»;

6. www.audit.ru

7. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации: www.minfin.ru.

8. Официальный сайт Федеральной налоговой службы Российской Федерации:  www.nalog.ru.

9. Официальный сайт Управления ФНС Российской Федерации: www.nalog56.ru.

10.  Официальный сайт  ЦБРФ www.cbr.ru

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

В целях реализации компетентностного подхода следует использовать в образовательном процессе активные и интерактивные формы проведения занятий (моделирование производственных ситуаций, деловые и ролевые игры, разбор конкретной ситуации, тренинги, групповые дискуссии) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

Практика представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающегося. При реализации профессионального модуля предусматривается производственная практика (по профилю специальности).

Производственная практика (по профилю специальности) проводится по окончании изучения профессиональных модулей.

Цели, задачи, программы практики определяются образовательным учреждением.

Аттестация по итогам производственной практики (по профилю специальности) проводится по результатам защиты отчетов по практике (дифференцированный зачет).

Освоение ПМ.06 «Ведение бухгалтерского учета в организациях различных форм собственности» производится после изучения соответствующих разделов учебных дисциплин «Экономика организации», «Статистика», «Менеджмент», «Документационное обеспечение управления», «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», «Финансы, денежное обращение и кредит», «Основы бухгалтерского учета», «Аудит» и профессиональных модулей ПМ.01 Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества и источников формирования имущества организации, ПМ.02 Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации, ПМ.03 Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.

Итоговая аттестация по профессиональному модулю проводится в шестом семестре в виде экзамена после окончания изучения профессионального модуля. Итоговая аттестация предполагает обязательное наличие положительной аттестации по междисциплинарным курсам МДК 06.01. «Ведение бухгалтерского учета в бюджетных организациях», МДК 06.02. «Ведение бухгалтерского учета на малых предприятиях» и МДК 06.03. «Ведение бухгалтерского учета в финансово-кредитных организациях».

Консультации для обучающихся проводятся на основе графиков на протяжении всего процесса освоения профессионального модуля (индивидуальные, групповые, письменные, устные)

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 6.1 Выполнять работы по ведению бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций бюджетных организаций

Понимать и анализировать план счетов бухгалтерского учета бюджетных организаций;

-составлять документы аналитического учёта и анализировать содержание

документов синтетического учёта;

-заполнять первичные документы и обрабатывать их данные, для дальнейшей

систематизации;

-составлять бухгалтерские проводки и заполнять учетные регистры и формы отчетности бюджетных организаций

Текущий контроль в

форме:

- защиты

практических

занятий;

- контрольных

работ по темам

МДК.

Комплексный

экзамен по

профессиональному

модулю.

ПК 6.2 Владеть бюджетным кодексом РФ

Владение бюджетным кодексом

ПК 6.3 Участвовать в разработке и осуществлении мероприятий, направленных на соблюдение финансовой дисциплины и рациональное использование ресурсов

Участие в разработке и осуществлении мероприятий, направленных на соблюдение финансовой дисциплины и рациональное использование ресурсов

ПК 6.4 Отражать на счетах бухгалтерского учета банковские операции и услуги, а также внутрихозяйственные операции банков

Присваивать номера лицевым счетам;

-составлять документы аналитического учёта и анализировать содержание

документов синтетического учёта;

-составлять бухгалтерские проводки по отражению в учёте кассовых и депозитных

операций

- принимать первичные унифицированные бухгалтерские документы на любых видах носителей;

- проверять наличие в первичных банковских документах обязательных

реквизитов;

- проводить формальную проверку документов, проверку по существу,

арифметическую проверку.

ПК 6.5 Использовать в работе нормативные документы, относящиеся к бухгалтерской деятельности

Использование в работе нормативные документы, относящиеся к бухгалтерской деятельности

ПК 6.6 Вести бухгалтерский учет предприятия по упрощенной системе налогообложения

Составлять документы аналитического учёта и анализировать содержание

документов синтетического учёта;

-заполнять первичные документы и

обрабатывать их данные, для дальнейшей

систематизации;

-составлять бухгалтерские проводки и заполнять учетные регистры и формы

отчетности малых предприятий;

-определять финансовые результаты деятельности малых предприятий и

отражать их в учете;

заполнять декларацию о доходах предпринимателей

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1. Понимать сущность и

социальную значимость

своей будущей профессии,

проявлять к ней устойчивый

интерес

Демонстрация устойчивого

интереса к будущей

профессии

Экспертное наблюдение и

оценка деятельности

учащегося в процессе

освоения образовательной

программы на практических

занятиях, при выполнении

работ по учебной и

производственной практике.

Экспертное наблюдение и

оценка активности

учащегося при проведении

учебно-воспитательных

мероприятий

профессиональной

направленности.

ОК 2. Организовывать

собственную деятельность,

выбирать типовые методы и

способы выполнения

профессиональных задач,

оценивать их эффективность

и качество

Мотивированное

обоснование выбора и

применения методов и

способов решения

профессиональных задач

при осуществлении

бухгалтерских операций

Точность, правильность и

полнота выполнения

Экспертное наблюдение и

оценка деятельности

учащегося в процессе

освоения образовательной

программы на практических

занятиях, при выполнении

работ по учебной и

производственной практике.

ОК 3. Принимать решения в

стандартных и

нестандартных ситуациях и

нести за них

ответственность

Демонстрация способности

принимать решения в

стандартных и

нестандартных ситуациях и

нести за них

ответственность при

осуществлении

бухгалтерских операций

Экспертное наблюдение и

оценка деятельности

учащегося в процессе

освоения образовательной

программы на практических

занятиях, при выполнении

индивидуальных домашних

заданий, работ по учебной и

производственной практике.

Экспертное наблюдение и

оценка активности

учащегося при проведении

учебно-воспитательных

мероприятий различной

тематики

ОК 4. Осуществлять поиск и

использование информации,

необходимой для

эффективного выполнения

профессиональных задач,

профессионального и

личностного развития

Оперативность поиска и

использования необходимой

информации для

качественного выполнения

профессиональных задач,

профессионального и

личностного развития.

Широта использования

различных источников

информации, включая

электронные

Экспертное наблюдение и

оценка деятельности

учащегося в процессе

освоения образовательной

программы на практических

занятиях, при выполнении

индивидуальных домашних

заданий, работ по учебной и

производственной практике.

ОК 5. Владеть

информационной культурой,

анализировать и оценивать

информацию с

использованием

информационно-

коммуникационных

технологий.

Оперативность, точность и

широта осуществления

операций по составлению,

использованию и анализу

бухгалтерской отчетности с

использованием общего и

специального программного

обеспечения

Экспертное наблюдение и

оценка деятельности

учащегося в процессе

освоения образовательной

программы на практических

занятиях, в ходе

компьютерного

тестирования, подготовки

электронных презентаций,

при выполнении

индивидуальных домашних

заданий, работ по учебной и

производственной практике.

Экспертное наблюдение и

оценка использования

учащимся информационных

технологий при подготовке

и проведении учебно-

воспитательных

мероприятий различной

тематики

ОК 6. Работать в коллективе

и в команде, эффективно

общаться с коллегами,

руководством,

потребителями

Коммуникабельность при

взаимодействии с

обучающимися,

преподавателями и

руководителями практики в

ходе обучения

Экспертное наблюдение и

оценка коммуникативной

деятельности учащегося в

процессе освоения

образовательной программы

на практических занятиях,

при выполнении

индивидуальных домашних

заданий, работ по учебной и

производственной практике.

Экспертное наблюдение и

оценка использования

учащимся коммуникативных

методов и приёмов при

подготовке и проведении

учебно-воспитательных

мероприятий различной

тематики

ОК 7. Брать на себя

ответственность за работу

членов команды

(подчинённых), за результат

выполнения заданий

Ответственность за

результат выполнения

заданий.

Способность к самоанализу

и коррекции результатов

собственной работы

Экспертное наблюдение и

оценка деятельности

учащегося в процессе

освоения образовательной

программы на практических

занятиях при работе в малых

группах, работ по учебной и

производственной практике.

Экспертное наблюдение и

оценка уровня

ответственности учащегося

при подготовке и

проведении учебно-

воспитательных

мероприятий различной

тематики (культурных и

оздоровительных групповых

мероприятий, соревнований,

походов, профессиональных

конкурсов и т.п.)

Экспертное наблюдение и

оценка динамики

достижений учащегося в

учебной и общественной

деятельности

ОК 8. Самостоятельно

определять задачи

профессионального и

личностного развития,

заниматься

самообразованием,

осознанно планировать

повышение квалификации

Способность к организации

и планированию

самостоятельных занятий

при изучении

профессионального модуля

Экспертное наблюдение и

оценка использования

учащимся методов и

приёмов личной

организации в процессе

освоения образовательной

программы на практических

занятиях, при выполнении

индивидуальных домашних заданий, работ по учебной и

производственной практике.

Экспертное наблюдение и

оценка использования

учащимся методов и

приёмов личной

организации при подготовке

и проведении учебно-

воспитательных

мероприятий различной

тематики.

Экспертное наблюдение и

оценка динамики

достижений учащихся в

учебной и общественной

деятельности

ОК 9. Ориентироваться в

условиях частой смены

технологий в

профессиональной

деятельности

Проявление интереса к

инновациям в области

профессиональной

деятельности

Экспертное наблюдение и

оценка деятельности

учащегося в процессе

освоения образовательной

программы на практических

занятиях, при выполнении

индивидуальных домашних

заданий, работ по учебной и

производственной практике.


Аннотация рабочей программы

профессионального модуля 06

«Ведение бухгалтерского учета в организациях различных форм деятельности»

для специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет»                         

Рабочая программа профессионального модуля разработана в соответствии с требованиями  ФГОС СПО по данной специальности.

Включает в себя: паспорт рабочей программы (область применения рабочей программы, цели и задачи профессионального модуля (ПМ) – требования к результатам освоения ПМ); структуру и примерное содержание ПМ (тематический план, содержание обучения по ПМ); условия реализации ПМ (требования к минимальному материально-техническому обеспечению, информационное обеспечение обучения, перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, основной и дополнительной литературы, общие требования к организации образовательного процесса, кадровое обеспечение образовательного процесса, требования к квалификации педагогических кадров); контроль и оценку результатов освоения профессионального модуля.

Максимальная учебная нагрузка (всего часов) - 279, в том числе обязательная аудиторная учебная нагрузка - 180 часов, самостоятельная работа – 99 часа, производственная практика – 36 часов.

        Вид промежуточной аттестации – квалификационный экзамен.

Наименование разделов профессионального модуля:

  1. Ведение бухгалтерского учета в бюджетных организациях.
  2. Ведение бухгалтерского учета в малых предприятиях.
  3. Ведение бухгалтерского учета в финансово-кредитных организациях.
  4. Производственная практика.