От слова к смыслу. "Медленное чтение" художественного текста

Мальцева Юлия Павловна

От слова к смыслу "Медленное чтение " художественного текста

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОТ СЛОВА К СМЫСЛУ. «МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ» ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

Мальцева Ю.П.

      Задача учителя-словесника как носителя гуманистического мировоззрения состоит в том, чтобы найти способы и пути формирования творческой личности. Для этого необходимо, овладев современными методами и приемами воспитания и обучения, создать условия для полноценного усвоения школьниками гуманитарных дисциплин, развить у обучающихся способность вмещать духовный опыт человечества и на этой основе приобретать свой опыт жизни, достойный человека.

       Литература как предмет призвана удовлетворять и совершенствовать нравственные, художественные, гуманитарные интересы учеников. Главным при изучении данного предмета по-прежнему остается работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании литературы. Особое внимание рекомендуется уделять «медленному чтению» художественного текста.

      Реализовать эту идею мне помогает авторская технология обучения литературе  профессора Б. С. Дыхановой, которая, используя задачные методы других наук, разработала специальные приемы для аналитического освоения текста (игровое усвоение словаря, интеллектуальная игра, эвристические программы и т.д.). В процессе творческого применения этого инструментария любой учитель способен реализовать свою человеческую индивидуальность и профессиональный опыт и обогатить собственными находками.

       Особенно серьезно необходимо работать с обучающимися среднего школьного возраста, когда формируется литературный вкус, воспитывается любовь к чтению, развивается умение осознанного чтения.   В восьмом классе при изучении “Сказки о царе Салтане…” (традиционная программа) предлагаю в качестве домашнего задания прочитать текст. Это не вызывает энтузиазма у школьников: сказка знакома с детства. Но что если для более глубокого и полного ее восприятия, для раскрытия того духовного мира, который создает автор, обратиться непосредственно к тексту – к слову А.С.Пушкина?

    Предлагаю вопросы:

  1. Кто такая сватья баба Бабариха? Что значит сватать? Чья она сватья?

Может, это слово присутствует в тексте для ритма? (Оказывается, теща царя Салтана, а ткачиха и повариха – ее дочери).

  1. Почему в конце сказки князь Гвидон, обратившись в шмеля, жалит Бабариху в нос, а не в глаз, как всех?

( «А царевич хоть и злится,//Но жалеет он очей// Старой бабушки своей»).

     3.  Чем торговали корабельщики? (Соболями, черно-бурыми лисами,   донскими жеребцами, булатом, а еще неуказанным товаром).

4.  Что за неуказанный товар?

     (Товар без лицензии, и в старину, оказывается, такое было).

5.С кем сравнивает Пушкин царевну-лебедь?:

(А сама-то величава, //Выступает будто пава.  Павлин – пава)     

6. А ткачиху с поварихой? (“Злыми жабами глядят”)

     7.Почему название у острова – Буян? Определите корень и найдите слова-

      родственники.

        (буйный, “мимо острова Буяна” все проплывают, никто не                                                                                                                           останавливается, плывут в царство славного Салтана. Может, буйные люди

жили, незаконопослушные, опасные, неугодные царю).

  1. Первая девица в сказке говорит: “…На весь крещеный мир приготовила б я пир, а другая – “ …На весь бы мир одна наткала б я полотна”. Случайно ли  отсутствие слова крещеный во втором случае?

(В художественном произведении ничего не бывает случайного. Автор верен правде жизни: торговать можно со всем миром, а сидеть за трапезой люди разных религиозных верований не могли).

      9.  О чем свидетельствуют следующие строки: « Хор церковный Бога хвалит;//  В колымагах золотых/ Пышный двор встречает их»

         (живут православные люди, если  есть церковь, хор, Бог).

     10. Как царь наказал злодеек, вы помните:“Ради радости такой//Отпустил всех трех домой”). Почему такое мягкое наказание?

         (Во всем признались, повинились, разрыдались, то есть раскаялись, а мир крещеный, православный  - значит, способный простить).

       Обратимся к фрагменту урока «Что истинно красиво: красота внешняя или внутренняя?» (А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»). Пятиклассники размышляют, почему происходит конфликт между двумя героинями. Придавая царице и царевне внешнюю красоту, автор хотел показать... (дети завершают предложение).Ответы могут быть разными, но учитель останавливает внимание на проблеме, кто же красив по-настоящему, ведь обе героини внешне прекрасны.

      - И все-таки почему А.С. Пушкин не сделал царевну некрасивой? (Тогда и конфликта бы не было бы, ведь царица ценила только внешнюю красоту).

       Затем ученики выясняют авторскую позицию по данной проблеме, используя текст. С этой целью учитель организует словарную работу и формулирует вопросы. Предлагаемые вопросы и задания могут быть такого характера:

      - Отчего умерла царица, первая жена царя? (Восхищенья не снесла и к обедне умерла -  от радости)

      - Что еще свидетельствует о том, что она любила царя? (…не видать милого друга, считает его не только милым, но и другом)

      - В сочельник самый, в ночь//Бог дает царице дочь. Важно ли, что ребенок рождается в сочельник? (Конечно, ведь это дар бога накануне светлого праздника Рождества. Читая текст дальше, мы убеждаемся в этом.)

      - Почему же царь все-таки женится на другой? (Долго царь был неутешен,//Но как быть? и он был грешен. Дети высказывают свое мнение о том, почему автор считает его женитьбу грехом)

      - И как наказан царь? (злой женой – «горда, ломлива, своенравна и ревнива». Работа ведется над словами: ломлива – от глагола ломать, ломаться, то есть позировать, воображать, ставить из себя; «своенравна – в слове 2 корня от слов «свой нрав», то есть царевна имеет плохой характер, никогда не прислушивается к другим людям, эгоистична, преследует только свои цели.)

      - Имела ли царица право заставлять одного человека убить другого?  (По закону того времени – да, а по нравственному закону – нет).

      - Почему Чернавка, сенная девушка царицы, в первый раз не погубила царевну, а оставила ее в лесу? («Та, в душе ее любя…», А еще царевна сказала ей: «А как буду я царица, Я пожалую тебя»).

     - Почему же в следующий раз она соглашается совершить безнравственный поступок? (Под страхом смерти, потому что «Царевна злая, ей рогаткой угрожая, положила иль не жить иль царевну погубить»).

     - Какие поступки царевны показывают, что она положительная героиня?  (Особенно ярко качества характера героини проявляются в ее взаимоотношениях с богатырями. С самого первого момента их встречи читатели много узнают о  внутреннем мире царевны.

  1. по лесу она «шла и шла» (не испугалась, не заплакала, не потеряла надежды)
  2. в доме «все порядком убрала, засветила богу свечку, затопила жарко печку» (трудолюбивая, верует в бога)
  3. «честь хозяям отдала, в пояс низко поклонилась, извинилась, покраснела» (воспитанная, совестливая)
  4. «вмиг по речи те спознали,//Что царевну принимали» (владеет навыками речевого общения, образованная)
  5. «рюмку полну наливали.//От зеленого вина отрекалася она.//Пирожок лишь разломила // Да кусочек прикусила (обучена правилам хорошего тона).

     - Что делали богатыри в лесу? Что означает слово богатырь? (ходили на охоту, воевали с «пятигорскими черкесами» и татарами).

     - Как братья среагировали на отказ царевны выйти за одного из них замуж? ( Попросили прощения, посчитав свой поступок бестактным, неуместным, потому что узнали о ее горе  и о том, что она невеста другого человека).

      - А какие занятия были у злой мачехи? («Дома в ту пору без дела //Злая мачеха сидела»).

              - Вы помните конец сказки о царе Салтане – он более милосердный, мягкий – всех злодеек царь ради радости такой отпустил домой, а здесь царица умерла. Почему разная участь постигла царицу-мачеху и ткачиху с поварихой? (Скорее всего, потому, что ткачиха с поварихой раскаялись, а царица не выдержала победы над собой – ГОРДОСТЬ не позволила – «тут ее тоска взяла»).

             - Почему же сказка называется о мертвой царевне и о семи богатырях? (Здесь как раз и ищем ответ на вопрос, что, по мнению автора, важнее: внешняя или внутренняя красота? Ведь побеждает царевна, так как обладает не только внешней, но внутренней красотой, богатыри тоже. Несмотря на опасности и искушения, они устояли против греха, следуя высшему закону, – Божьему).  

     Без словарной работы не обойтись, когда мы читаем такие произведения, как «Слово о полку Игореве». Постоянное внимание к словесному «зазеркалью» в итоге обеспечивает высокую ступень ориентации в содержании текста. Рассмотрим, какие задания выполняют школьники (здесь представлен фрагмент урока литературы «Слово о полку Игореве» как мифопоэтическое осмысление русской истории»).

  - Словарная работа - индивидуальное задание по карточкам -   (слова предыдущих уроков)

  - Подобрать эпитеты из текста к словам:

Боян – вещий, Мстислав – храбрый, сокол – сизый, полки – храбрые, солнце – светлое, Дон – синий, Великий, идол – Тмутораканский, тучи – черные, шлем – золотой, стрелы – каленые, Святослав – грозный, великий, киевский.

  - Найдите ошибку:

-То Боян свои вещие персты на живые струны воскладал, а они сами князю славу пели (рокотали)

  -Встрепенулся Див, поет на верхушке дерева (кличет)

  -О Русская земля! Уже ты за оврагом (за холмом)

  -То было в те войны и походы (рати)

  -Тут пир окончили храбрые русичи: сватов напоили, а сами погибли за землю Русскую (полегли)

  -Сохнет трава от жалости, а дерево с тоской к земле приклоняется (никнет)

     2.Словарная работа в классе

   - Объяснить значение выражений: растекаться мыслью по древу, копья поют (битва продолжается), вступить в золотое стремя (начать воевать), желание отведать Дону  Великого, мечом крамолу ковать (раздоры), бросился Див на землю (предсказание поражения), веселье по ковылю развеять (украсть радость).

   -Найдите ошибку:

  -Копья звенят (поют)

  - Князья своими ссорами начали наводить поганых на землю Русскую (крамолами)

  -А Игорева храброго войска не поднять! (не воскресить)

  -А Святослав страшный сон видел (смутный)

  -Тогда великий Святослав изронил мудрое слово (золотое)

  -Что же сотворили вы моей седой голове! (серебряной седине)

  - Черпали мне красное вино, с горем смешанное (синее вино)

   -Осыпали меня золотом из пустых колчанов поганых (крупным жемчугом)

  - Вступайте же, господа, в стальное стремя  за обиду нашего времени, за землю Русскую (золотое)

  - Стреляй же, господин, Кончака, храброго половчанина, за землю Русскую (поганого)

    Рассматривая образ человека в русском героическом эпосе, главное внимание обучающихся   обращаю на народную оценку героя. Когда дети прочитали былину  «Садко» самостоятельно, предложила ответить на вопрос, почему Садко стал одним из популярных героев русского эпоса, привлек к себе внимание художников, композиторов, режиссеров. Большинство учеников седьмого класса сказали, что это связано с его талантом, способностью играть на гуслях. Некоторые отметили, что после получения богатства Садко изменился в худшую сторону, стал жадным, скупил лавки у  купцов новгородских. А кто-то даже обвинил Садко в эгоизме, трусости. Ведь он не сразу спустился на дно морское, а предпочел еще раз бросить жребий, когда все жребии указывали на него.

      Да, действительно, не просто разобраться в пестрой канве художественного текста. Но в нем так много подсказок, что интересно искать их и находить ответы на самые трудные вопросы, совершая открытия. Что же поможет на этот раз разгадать загадку героя? Конечно же, тщательная  работа с текстом,  наблюдение над словом, в результате чего школьники поймут, что Садко проходит через многие  испытания: и испытание богатством, и славой. Но, несмотря ни на что, он остается человеком, который близок нам, потому что главным для него является любовь к Новгороду, родине, («Не я, видно, купец богат новгородский – Побогаче меня славный Новгород») и умение ощущать себя обычным человеком, несмотря на талант и богатство.

       Одной из самых интересных форм работы с текстом  для изучающих литературу является самостоятельное составление вопросов, на которые обычно отвечают их одноклассники во время урока. Вот некоторые из них:

        - Зачинается рассказ //От Ивановых проказ,//И от сивка, и от бурка,//И от вещего каурка. Сивка – сивая, бурка – бурая, какого цвета – каурка? (каурка – рыжей масти, в народных сказках – вещий конь) 

        - О ком пишет автор сказки «Конек-горбунок П. Ершов: «Ножки красные у всех;//А хвосты-то сущий смех!//Чай, таких у куриц нету;//А уж столько, парень, свету- //Словно батюшкина печь!»  (О жар-птицах)

    - В каком случае братья Ивана говорили ему такие слова: старший назвал его – «дорогой наш брат Иваша, средний обещал – «привезем тебе обновку – красну шапку с позвонком да сапожки с каблуком»? (когда они украли его коней и решили продать, а он догнал их)

            В данной статье были рассмотрены  фрагменты уроков, разработанных мною в рамках названной технологии, которые свидетельствуют о том, что приемы профессора Б.С.Дыхановой помогают сделать работу осмысленной, интересной и увлекательной, что обеспечивает понимание читаемого, подлинно филологическое отношение к слову.