Урок "Квадратные уравнения"
Урок - закрепление
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 137 КБ | |
| 336 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Решение квадратных уравнений.
Цель урока: Закрепление сформированных компетенций по решению квадратных уравнений.
Задачи урока:
Образовательные: отработать способы решения квадратных уравнений, выработать умения выбрать нужный рациональный способ решения.
Развивающие: развивать логического мышление, память, внимание, обще-учебные умения, умения сравнивать, обобщать и делать выводы.
Воспитательные: Воспитывать трудолюбие, взаимопомощь, а также воспитание чувства ответственности перед товарищами, умение контролировать свои действия, мобильность, активность, заинтересованность результатом ученического труда
Тип урока: урок обобщения, систематизации и расширения знаний.
Для осуществления поставленных на урок задач выбраны следующие методы и формы обучения:
Методы:
наглядный,
словесный,
частично-поисковый,
ИКТ
Приемы:
сравнение,
обобщение,
выделение
существенных признаков.
Формы:
общеклассная,
индивидуальная,
групповая.
Технологии:
технология сотрудничества,
индивидуално - дифференцированный подход.
Оборудование:
медиапректор,
презентация по теме «Квадратные уравнения»,
оценочный лист для контроля и самоконтроля,
карточки для устной, индивидуальной и групповой работы.
План урока.
Этап урока | Цели этапа урока | Время |
1. Организационный момент | Сформулировать цели, этапы урока, задачи этапов, мотивировать на творческую активную деятельность. | 2 мин |
2. Актуализация знаний | Проверить степень и глубину усвоения теоретических основ по теме. | 5 мин |
3. Работа в группах | Закрепление и отработка практических навыков решений уравнений. Овладение новым способом решения квадратных уравнений. | 15 мин |
4. Дифференцированные индивидуальные занятия с взаимопроверкой в группах. | Проверить усвоения темы каждым учащимся с учетом индивидуальных особенностей | 15 мин |
5. Домашнее задание | Проведение инструктажа, пояснение по выполнению домашнего задания. | 5 мин |
6. Итог урока | Обобщить и систематизировать знания по данной теме. | 3 мин |
Ход урока:
Организационный момент.
Презентация: слайд 1, 2.
Актуализация знаний
Задание1: Математический диктант.
Вариант 1 | Вариант 2 |
1. Квадратным уравнение называется уравнение вида ……. 2. Уравнение вида , где а ≠ 0 и с ≠0, называется ….. 3. Вычислите дискриминант уравнения . 4. При каком условии полное квадратное уравнение имеет один корень? 5. Если х1 и х2 – корни уравнения , то х1 + х2 = ? х1х2 = ? | 1. Приведенным квадратным уравнением называется уравнение вида….. 2. Уравнение вида , где а ≠ 0 и b ≠0, называется ….. 3. Вычислите дискриминант уравнения . 4. При каком условии полное квадратное уравнение имеет два корня? 5. Если х1 и х2 – корни уравнения , то х1 + х2 = ? х1х2 = ? |
(Диктант проверяется с помощью самопровери по слайдам 3, 4, 5, 6: за 5 правильных ответов оценка «5», за 4 – «4», за 3 – «3», меньше трех – оценка «2». Затем листы собираются учителем и оценки заносятся в «Лист учета знаний».).
3. Работа в группах.
Эта работа направлена на формирование у учащихся умения проводить обоснования выбора данного способа решения, развитие логического и аналитического мышления. Этот этап позволяет закрепить теоретический базис решения, через групповую работу в процессе обсуждения. При обосновании используются вышеуказанные таблицы.
По окончанию заданий, группы проверяют ответы по заранее скрытым на доске решениям.
Задание 2: Разбейте данные уравнения на группы по определенным признакам. Есть ли здесь лишнее уравнение.
; 5) ;
; 6) ;
; 7) ;
; 8)
Задание проверяется по слайду 7 и результаты заносятся в «Лист учета знаний.»
Задание 3: Решить уравнения выбрав наиболее удобный способ и найти сумму коэффициентов
Карточка 1 | Карточка 2 |
|
Правильность решения проверяется по слайду 8. Результаты заносятся в «лист учета знаний».
Затем учащимся предлагается установить закономерность: в корнях уравнений, в соответствии между отдельными коэффициентами и корнями, в сумме коэффициентов и сделать вывод.
Все наблюдения и выводы учащихся приводят к открытию нового свойства (слайд 9), которое они записывают в тетрадях.
4.Из истории квадратных уравнений
(Дифференцированные индивидуальные занятия с групповым взаимоконтролем).
Так как учащиеся были разделены на группы заранее, то их домашнем задание было подготовить доклад на 2-3 мин об истории возникновения квадратных уравнений,
1 группа – квадратные уравнения в Европе 13 – 17 вв.
2 группа – квадратные уравнения в Древнем Вавилоне.
Задание 4:
Задачи на квадратные уравнения встречаются в 499г. В древней Индии были распространены публичные соревнования в решении задач. Такие задачи составлял знаменитый индийский математик XII века. Его имя мы узнаем следующим образом: каждый стол получает цветок из 7 лепестков. Предложенное задание позволяет осуществить дифференцированный контроль знаний, так как задания распределены по 3 уровням сложности А, В, С. Уровню А соответствует обязательным программным требованиям, В-среднему уровню сложности, С – предназначен для учеников, проявляющих повышенный интерес к математике. Данная форма игры способствует воспитанию у учащихся чувства ответственности перед товарищами, взаимопомощи, умению контролировать свои действия. Такие лепестки раздаются на каждый стол.
Игра проходит следующим образом: Ребята решают задания под своим цветом. Сумма ответов на лепестках зеленого цвета соответствует первой букве имени ученого, Светло-коричневого – второй букве, голубого – третьей букве, оранжевого - четвертой букве, розового – пятой букве, бирюзового – шестой букве, сиреневого – седьмой букве.
На табло записаны буквы и под ними ответы, которые соответствуют этим буквам. Группа учащихся с лепестками одного цвета называет свой ответ и на табло находит соответствующую букву.
Б | А | С | Х | А | Р | К |
23 | 45,6 | 6,5 | 0 | 34 | 27 | 12 |
В результате на доске вывешивается по одной букве и получается имя ученого: БХАСКАР (слайд 10).
5. Творческое домашнее задание.
В одной из старинных индийских книг говорится: « Как солнце блеском своим затмевает звезды, так ученый человек затмит славу другого в народных собраниях, предлагая и решая алгебраические задачи». Часто они были в стихотворной форме. Вот одна из таких задач знаменитого математика Индии ХII века БХАСКАРЫ.
Обезьянок резвых стая
Всласть поевши, развлекалась
Их в квадрате часть восьмая
На полянке забавлялась,
А двенадцать по лианам
Стали прыгать, повисая…
Сколько ж было обезьянок,
Ты скажи мне, в этой стае?
Задание: решить данную задачу (слайд 11).
6. Итог урока
Какие способы решения квадратных уравнений мы сегодня повторили? Что узнали нового?
В какой момент Вам было трудно? Почему?
Для того чтобы учащиеся восприняли урок как логически законченный, целостный: он начался с постановки задач и заканчивается подведением итогов (к концу урока уже заполнены листы учета знаний, что позволяет обявить оценки за урок и сделать выводы).
Лист учета знаний
№ группы | № задания |
1 | 2 | 3 | 4 | Итого |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дорогу осилит идущий, а математику - мыслящий Квадратные уранения
Квадратные уравнения Полные квадратные уравнения , Неполные квадратные уравнения , , Приведенные квадратные уравнения ,
С помощью дискриминанта Если , то уравнение имеет два корня Если , то уравнение имеет один корень Если , то уравнение не имеет корней. Решение полных квадратных уравнений
По теореме Виета: , тогда Решение приведенных квадратных уравнений
Решение неполных квадратных уравнений Уравнение вида Уравнение вида Уравнение вида Если , то решений нет. Если , то Разложить на множители Уравнение имеет два решения: Один корень
Квадратные уравнения Полные квадратные уравнения Приведенные квадратные уравнения Неполные квадратные уравнения
Квадратные уравнения Карточка 1 Карточка 2 Корни уравнения Сумма коэф-ов Корни уравнения Сумма коэф-ов ; ; ; ; 0 0 0 0 ; ; ; ; 0 0 0 0
Если в уравнении , сумма коэффициентов , то один корень равен 1, а другой равен Новый способ решения квадратных уравнений
Имя индийского математика 12 в. Б А С Х А Р К 23 45,6 6,5 0 34 27 12
В одной из старинных индийских книг говорится: « Как солнце блеском своим затмевает звезды, так ученый человек затмит славу другого в народных собраниях, предлагая и решая алгебраические задачи». Часто они были в стихотворной форме. Вот одна из таких задач знаменитого математика Индии Х II века БХАСКАРЫ. Обезьянок резвых стая Всласть поевши, развлекалась Их в квадрате часть восьмая На полянке забавлялась, А двенадцать по лианам Стали прыгать, повисая… Сколько ж было обезьянок, Ты скажи мне, в этой стае? Творческое домашнее задание
Спасибо за внимание!
