«Формирование ключевых компетенций у учащихся в процессе обучения математике через деятельностный подход»

Борня Татьяна Сергеевна

Сегодня школа обеспечивает выпускника хорошим набором знаний и предметных умений, однако нередко мы сталкиваемся с повторяющимися факторами:

  • Хороший успевающий ученик, окончив школу, оказывается в жизни неуспешным человеком;
  • Золотой и серебряный медалист, отлично знающий предметы в рамках школьных программ, не выдерживают конкурсный экзамен в избранный вуз,
  • В критический момент выясняется, что полученные в школе знания и умения не подходят к жизненной ситуации, которую нужно срочно разрешить;
  • Подавляющее большинство знаний и умений, полученных в школе, оказываются вообще не востребованными в жизни.

Все эти факторы являются закономерным результатом учебного процесса в школе, который в своей основе является «некомпетентностным». Выпускник некомпетентносного обучения – некомпетентный человек. Это человек, которому хватает знаний и умений, но не хватает опыта их применения в различных ситуациях. А на сегодня выпускник должен быть компетентным и готовым к мобилизации, т.е. запустить компетенции в ответ на проблемную ситуацию.

Другими словами, сегодня к образованию должен быть компетентностный подход. Что это значит?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_kompetentsii.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование личностно – ориентированной компетенции на уроках математики.

Сегодня школа обеспечивает выпускника хорошим набором знаний и предметных умений, однако нередко мы сталкиваемся с повторяющимися факторами:

  • Хороший успевающий ученик, окончив школу, оказывается в жизни неуспешным человеком;
  • Золотой и серебряный медалист, отлично знающий предметы в рамках школьных программ, не выдерживают конкурсный экзамен в избранный вуз,
  • В критический момент выясняется, что полученные в школе знания и умения не подходят к жизненной ситуации, которую нужно срочно разрешить;
  • Подавляющее большинство знаний и умений, полученных в школе, оказываются вообще не востребованными в жизни.

Все эти факторы являются закономерным результатом учебного процесса в школе, который в своей основе является «некомпетентностным». Выпускник некомпетентносного обучения – некомпетентный человек. Это человек, которому хватает знаний и умений, но не хватает опыта их применения в различных ситуациях. А на сегодня выпускник должен быть компетентным и готовым к мобилизации, т.е. запустить компетенции в ответ на проблемную ситуацию.

Другими словами, сегодня к образованию должен быть компетентностный подход. Что это значит?

Компетентностный подход в образовании, есть не что иное, как целевая ориентация учебного процесса на формирование определенных компетенций.  

А компетенции – это особый результат образования, выражающийся в готовности к мобилизации внутренних и внешних ресурсов для эффективной деятельности в ситуации неопределенности.

Рассмотрим структуру компетенции: компетенции имеют важную особенность: в отличие от знаний умений и навыков, которые всегда «хранятся» в готовом к использованию виде, а компетенция «собирается» лишь в момент ее реализации, т.е. в ответ на ситуацию. Схематически это может быть представлено следующим образом (на слайде).

Рассмотрим, что представляет собой каждый компонент компетенции.

Внутренние ресурсы – это знания, умения и навыки предметного, межпредметного и жизненного характера.

Внешние ресурсы – это все то, что может привлечь человек для решения вставшей перед ним проблемы:

  • Информационные ресурсы
  • Человеческие ресурсы
  • Финансовые, материально – технические, технологические и прочие ресурсы.

Самоуправление – целенаправленное управление ресурсным пакетом.

Мобилизация – «запуск» компетенции в ответ на проблемную ситуацию.

Средством проверки и оценки компетенции служит единый государственный экзамен. При создании контрольных измерительных материалов для ЕГЭ используется ряд подходов, в том числе и компетентностный подход, так как часть заданий ЕГЭ направлена на проверку умений применять имеющиеся знания в ситуации, отличающейся от стандартной, т.е. на проверку уровня развития компетенции школьника.

На сегодняшний день в 6 классе существует проблема. Эта проблема заключается в том, что учащиеся не могут быстро реагировать в той или иной ситуации. Поэтому моя цель на этот год: развитие у учащихся личностно – ориентированных компетенций, т.е. научить учащихся применять полученные теоретические знания в жизни.

А для осуществления данной цели  учащихся необходимо мотивировать или повышать степень мотивации, прежде всего, за счет осознания его пользы для сегодняшней и последующей жизни.

Под мотивацией понимается совокупность внутренних и внешних движущихся сил, побуждающих человека к деятельности и придающих ей свой определенный смысл.

Таким образом, мотивация является основным условием обучения, и для меня в начале года было важно выявить наличие и содержание образовательных потребностей учащихся, имеющие затруднения и проблемы, и затем на каждом уроке целенаправленно и системно использовать оптимальные методы мотивации и стимулирования деятельности учеников в целях реализации личностно – ориентированного подхода (компетенции).

Исследование

Гипотеза: Если на каждом уроке буду систематически проводить тренинги на время, то к концу этого года у учащихся должна сформироваться личностно – ориентированная компетенция, направленная на решение задач за отведенное время.

В работе использую различные приемы: математические диктанты, тесты, дифференцированные рабаты (предоставляю учащимся выбор заданий и уровень сложности) и т.д.

Исследование заключается в следующем: на каждом уроке, используя один из приемов, учащиеся получают задание на время. Тип этого задания повторяется, до тех пор пака учащиеся не уложатся во времени. Затем задания усложняется, а время остается прежнем. Тем самым у учащихся проверяются знания, и накапливается опыт.

Внедрение исследования началось с начала 3 четверти. Если посмотреть на диаграмму то мы видим резкий спад успеваемости. К середине четверти более высокого результата добились Есенина Екатерина и Макоев  Евгений. Даниленко Иван вышел к концу четверти. И сравнивая учащихся, которые с начала четверти занимались по этой программе и его, то можно сделать вывод, что на данном этапе исследования у Вани не сформирован навык в данной работе.

Также на диаграмме вы видите предполагаемый результат к концу года.

 

Вывод: таким образом, овладение компетенцией – это получение опыта продуктивной деятельности.