Симфоническое развитие музыкальных образов

Абелян Вардуи Гришаевна

Из всех великих композиторов я наиболее нежную любовь питаю к Моцарту

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Из всех великих композиторов я наиболее нежную любовь питаю к Моцарту. П.И. Чайковский

Слайд 2

Эти композиторы жили в одной стране? Нет. Чайковский – Россия, Моцарт – Австрия. Они жили в одну и ту же эпоху? Нет Моцарт жил в 18 веке, а Чайковский – в 19 веке. Почему мы начали урок с эпиграфа Чайковского о Моцарте? Мы будем рассматривать их творчество во взаимосвязи между произведениями. Сформулируем тему урока:

Слайд 3

Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791). Австрийский композитор. Обладал феноменальным музыкальным слухом и памятью. Выступал как клавесинист -виртуоз, скрипач, органист, дирижер, блестяще импровизировал. Пётр Ильич Чайковский (1840-1893 ). Российский композитор. Тонкий психолог, мастер-симфонист, музыкальный драматург. Чайковский раскрыл в музыке внутренний мир человека (от лирической задушевности до глубочайшей трагедии), создал высочайшие образцы опер, балетов, симфоний, камерных произведений.

Слайд 4

Моцарт и Чайковский… Великие имена. Их творения недосягаемо прекрасны и до конца непостижимы…

Слайд 5

Не одно столетие дарят они слушателям минуты высокой радости, счастливых озарений, очищение души.

Слайд 6

Чайковский боготворил Моцарта. В его музыке он видел идеал совершенной красоты и гармонии: «По временам мне казалось, что я живу в XVIII в. и что дальше Моцарта ничего не было… По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки. Никто не заставлял меня плакать, трепетать от восторга, от сознания близости своей к чему-то, что мы называем идеал, как он. В Моцарте я люблю всё, ибо мы любим всё в человеке, которого мы любим действительно»

Слайд 7

В знак восхищения Моцартом Чайковский создаёт сочинения в жанрах, распространённых в XVIII в., иногда приближаясь к стилю Моцарта, или используя темы его произведений.

Слайд 8

Сюита; Симфония; Концерт; Опера; Струнный квартет; Ансамблевая музыка (Вариации на тему рококо); «Детский альбом». Жанры и произведения:

Слайд 9

Подлинный памятник великому композитору стала оркестровая сюита №4 («Моцартиана»), включающая 4 пьесы Моцарта, инструментованные Чайковским.

Слайд 10

Об этой музыке норвежский композитор Э. Григ написал: «Русский композитор Чайковский с тонким умением и с большим тактом собрал часть… хоровых и фортепианных вещей Моцарта в одну оркестровую сюиту, облечённую в современную инструментовку… Против такой модернизации старинного мастера, модернизации, предпринимаемой для проявления чувства восхищения, возразить ничего нельзя»

Слайд 11

1 часть - Жига для клавира; 2 часть – Менуэт; 3 часть – Католический хор « Ave, Verum »; 4 часть - Десять вариаций для клавира. Моцартиана (создана в 1887 г. в память первой постановки оперы Моцарта «Дон Жуан»):

Слайд 12

Для кульминации «Моцартианы» (3 часть) Чайковский выбрал хоровую молитву Моцарта « Av е, verum ».

Слайд 13

« Ave , verum » - единственное церковное произведение, законченное Моцартом в последний год его жизни – в июне 1791 г. (в декабре он умер)

Слайд 14

Восприятие композитором человека во всей полноте и многообразии его чувств, о жизни – как гармонического целого в её движении, драматизме, сплетении трагического и комического – делает Моцарта художником общечеловеческого значения, подлинным гражданином мира.