Консультация для воспитателей: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музыки»

Демидова Екатерина Николаевна

Консультация для воспитателей:

«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музыки»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvenno-patrioticheskoe_vosp_sredstvami_muziki.docx16.21 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей:

«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музыки»

        Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

        Работа с детьми по теме «Роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников» осуществляется через организацию интегрированных занятий, развлечений, творческих встреч, праздников, которые объединяют музыкальную, изобразительную, театрализованную деятельность детей и ознакомление их с художественной литературой. И, конечно, это работа должна производиться в тесном творческом сотрудничестве с воспитателями. Разнообразие тем охватывает то, что близко и доступно ребенку. Это фольклор, природа, искусство, сказка, человек.

        Конечно, большие потенциальные возможности патриотического воздействия заключаются в музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги, обеспечивает эмоционально-психологическое благополучие. Богатство и разнообразие содержания детского фольклора позволяют выбирать наиболее яркие его образцы. Все народные песни, а также народные мелодии, используемые в слушании и ритмической деятельности для детей дошкольного возраста, обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью. Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества. Органично вплетённые в жизнь детей мудрые народные пословицы и поговорки, забавные частушки, загадки и потешки вызывают у детей интерес к творчеству России, желание продолжать знакомство с ним. Использование на занятиях народных инструментов: ложек, трещоток, бубнов, помогает ярче выразить характер и настроение русской народной музыки, повышает интерес детей к исполнительству и проявлению творчества. Русская народная музыка – это богатство, потому что в нем собрана народная мудрость, это завет наш от предков, как воспитывать ребенка и что в нем необходимо воспитать, чтобы он стал хорошим, порядочным человеком, любящим свою Родину и свой народ. А, кроме того, они интересны, хорошо запоминаются, они забавные и веселые. Так что надо помнить, что это подарок всем нам от наших предков, и беречь это достояние.

        Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. В нашем детском саду это достигается разными средствами, в том числе и средствами музыкального искусства. Через восприятие музыкальных образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, нежности, доброты, воспитываю такое же отношение и к образам реальной природы.

        Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. В репертуаре программы в разделе слушания музыки предлагается масса инструментальной музыки, характеризующая образы природы: П.И. Чайковский цикл “Времена года”, А. Вивальди, цикл “Времена года”, С. Прокофьев цикл “Детская музыка”, В. Косенко "Дождик" и множество других пьес и музыкальных произведений для детей. Я часто использую в своей работе с детьми активное слушание. Это познание музыки через жест, движение, превращение процесса восприятия музыки, из пассивной формы в активную. Ребёнок движением собственного тела, вызванное музыкой, выражает её образ. Так же в репертуаре много народных произведений: песни и потешки: "Петушок", "Выйди, солнышко", "Сворушка", "Заинька походи"; музыкальные игры: "Воробышки", "Дудочка - дуда", "Как у деде Ермолая", "Вот летели птички"и др. . Музыкально ритмические движения и игры под народную музыку: "Калинка", "Березка", "Сапожки", "Ходила младёшенька", "Плетень", "Как на тоненький ледок", "Мы на луг ходили". Каждый временной цикл (осенний, зимний, весенний) мы заканчиваем тематическим праздником или развлечением. Уже становится традицией нашего детского сада проводить “Праздник Осени”, «Проводы Зимы».

        Традицией, как я считаю, в детском саду должно быть проведение патриотических праздников: “День защитника Отечества”, “9 Мая – День Победы”, “День защиты детей” и др.

        Театр – синтез всех видов искусств, и активное его использование помогает ребенку ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое отношение к тому уголку Родины, в котором он живет. Близость театральной деятельности для ребёнка, лежит в его природе и находит свое отражение стихийно потому, что она связана с игрой. Участвуя в театрализованных постановках,  дети очень ярко и эмоционально выражают своё доброжелательное отношение к миру природы, окружающему миру. Через занятия театра мы пробуждаем у детей стремление к самовыражению через движение, речь, мимику, жест, ритмопластику, стремимся сформировать у детей самостоятельность, творческую активность, побороть скованность, напряженность, неуверенность.

        В настоящее время всё шире и активнее применяют педагоги компьютерные технологии, которые соответствуют качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает интеллектуальную деятельность. В своей работе использую разнообразные технические средства – музыкальный центр, ноутбук, DVD-проигрыватель, мультимедийное оборудование. Дети знакомятся со слайд-презентациями, слайд-шоу, фотографиями, видеофильмами, которые в сочетании с музыкальным сопровождением доставляет детям огромную радость, восторг, вызывает эмоционально-положительный отклик в их душах.

        Работа по формированию чувства любви к родному краю, стране более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители не только большие и активные помощники детского сада, но и равноправные участники формирования личности ребенка.

        Каждая встреча с музыкой поражает воображение детей, помогает воспитать чувства любви к Родному краю и окружающему его миру. И от нас с вами зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства. Пусть это будет богатство души, полученное от общения с высоким искусством – музыкой.