Интеграция традиционного и инновационного через идеи А.С. Макаренко: из опыта работы

Сидоренко Ирина Николаевна

КРУГЛЫЙ СТОЛ «Интеграция традиционного и инновационного через идеи А.С. Макаренко: из опыта работы»

ДОКЛАД «Интеграция традиционного и инновационного через идеи А.С. Макаренко: из опыта работы»
«Становление коллектива 11 группы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_2011.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

Михайловский экономический колледж-интернат

КРУГЛЫЙ СТОЛ

«Интеграция традиционного и инновационного  

через идеи А.С. Макаренко: из опыта работы»

ДОКЛАД

«Интеграция традиционного и инновационного

через идеи А.С. Макаренко: из опыта работы»

«Становление коллектива 11 группы»

Подготовил   преподаватель иностранного языка:

Сидоренко И.Н.

2011 г.

«Ни один  воспитатель не имеет права действовать в одиночку, на собственный риск  и на свою собственную ответственность. Должен быть коллектив воспитателей,  и там, где воспитатели не соединены в коллектив, и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса»

А.С. Макаренко

Группа в таком составе существует первый год. Все ребята очень разные, как по уровню знаний, по заболеваниям, так и по своим личностным качествам. За 1 семестр группа уже успела сдружиться, проявились привязанности, и заметно, что ребята доброжелательно относятся друг к другу, помогают и начинают ощущать принадлежность к группе, как к единому целому.

Пути вхождения в коллектив у студентов были разными, по-разному проходила и адаптация. Для некоторых всё прошло безболезненно, незаметно. Многие студенты уже через месяц чувствовали себя в коллективе спокойно и уверенно. Другие же вели себя настороженно, замкнуто, неохотно шли на контакт с другими ребятами, социальным педагогом и классным руководителем.    

Учитывая предыдущий опыт работы, одним из самых важных   мы считаем становление воспитательной системы через формирование единого группового коллектива.

Выполнение задачи по становлению воспитательной системы группы очень важно, так как применение системного подхода позволяет сделать педагогический процесс более целенаправленным, управляемым и, самое важное, эффективным.

        Своеобразие создания коллектива в группе во многом обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями студентов.

        И, создавая коллектив, нам необходимо было увидеть и понять специфические черты сообщества данной группы, определить уровень развития студенческого коллектива, сформированности в ней межличностных отношений и совместной деятельности, чтобы затем попытаться избрать наиболее оптимальный путь, формы  и способы построения воспитательной системы.      

На сегодняшний момент рассматривая признаки коллектива по Макаренко, можно сделать вывод, что коллектив 11 группы находится на первом этапе развития. Это нам помогла сделать психолого-педагогической диагностика.

 Психолого-педагогическая диагностика – это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей студента и социально-психологических характеристик студенческого коллектива. Конечная цель – оптимизация учебно-воспитательного процесса.

Изучать личность студента – значит, пытаться понять человека, его интересы, его стремление, его характер, ценностные ориентации, нравственные качества (важнейшие качества личности), уровень духовной культуры, семейные условия, которые оказывают на него влияние, мотивацию учебной деятельности и многое другое.

Изучать, конечно, нужно прежде всего для того:

  1. чтобы знать своих студентов,
  2. чтобы правильно построить свою работу с ними,
  3. чтобы, выявив пробелы в воспитании, попытаться что-то изменить,
  4.  чтобы узнать результативность своей работы со студентами, ведь это порой бывает очень трудно,
  5. чтобы поменять какие-либо неэффективные методики, или применить более эффективные программы.

Итак, признаки коллектива.

1.Наличие общих значимых целей, их последовательное развитие, движение вперёд.

Воспитания без цели не бывает, поэтому целеполаганию  в группе уделяем большое внимание. При этом обязательно цели разделяются на близкие, средние  и далекие (по продолжительности их достижения), разной социальной ценности, но все они обязательно должны способствовать  росту личности или всего коллектива группы.

        «Воспитать человека, - подчеркивал А.С. Макаренко, - значит воспитать у него перспективные пути».

        В этом учебном году перспективы такие:

  1. близкие – классные собрания, тематические часы; поход и прогулки на природе; проведение дискотеки; посещение театра; огоньки и капустники;
  2. средние – участие в предметных неделях; коллективные творческие дела; участие в научно-практической конференции; участие в соревнованиях;
  3. далекая –  успешно завершить обучение в этом учебном году; узнать как можно больше о своих достоинствах и недостатках; попытаться сплотить группу, выбрать какое-либо дело или мероприятие, которое бы стало традицией группы.

На пути к достижению целевых ориентиров и перспектив  происходит много изменений в жизнедеятельности коллектива группы.

2.Социальная деятельность.

Это конечно прежде всего помощь и взаимовыручка студентов группы. Совместные генеральные уборки, дежурство на закреплённой территории. Группа пусть не сразу, но постепенно включается в активную социальную деятельность.

3.Организация совместной деятельности студентов группы.

Конечно, основная совместная деятельность это учёба студентов. Особая  наша забота, это – проблемные студенты и студенты, у которых по некоторым предметам констатируется стойкий неуспех. Проблемы прежде всего  связаны с:

  1. заболеванием и специфической особенностью его протекания у студента;
  2. проблемами в общении;
  3. трудным психологическим состоянием студента;
  4. его слабой подготовкой;
  5. особенностями его характера;
  6. трудной семейной ситуацией.

В процессе обучения мы с педагогами, работающими в группе, обсуждали эти конкретные ситуации и пути решения этих проблем, а также  искали конструктивные пути выхода из трудных ситуаций с отдельными учащимися.

        Таких ситуаций было много. И вот какими путями мы их решаем:

  1. приглашение родителей студентов группы на тематическую и  индивидуальную консультацию;
  1. анализ бытовых условий и атмосферы семьи студентов;
  2. организация дополнительных занятий и консультаций для студентов;
  3. организация самоподготовки и групп взаимопомощи студентов;
  4. организация самоотчетов студентов по результатам учебной деятельности;
  5. индивидуальные собеседования с преподавателями-предметниками.

Весь семестр поддерживался тесный контакт с заведующей  отделением «Первого курса» Пивоваровой О.В. и учителями-предметниками.

        Ежедневно осуществляется контроль посещаемости учебных занятий. Причины пропусков не остаются без внимания.

        На классных часах и собраниях актива группы обсуждаются вопросы успеваемости и посещаемости, заслушиваются самоотчеты студентов, организовывается взаимопомощь студентам по отдельным дисциплинам. Ребята в группе учатся вместе всего год, но они уже сдружились, почувствовали ответственность друг за друга, и сложились пары студентов («тандемы»), где сильный постоянно помогает более слабому в учебе.

        Налаживается работа по самоподготовке студентов группы, проживающих в общежитии. Они собираются вместе в 34 кабинете и выполняют сложные задания, разбирают  трудные места в лекциях или обсуждают какие-либо проблемы, связанные с учебой.

        Студенты уже привыкли к преподавателям и тем требованиям, которые они выдвигают. Большую роль здесь сыграло также единство учебно-воспитательного процесса, слаженность педагогических усилий преподавателей и зав. отделением. Главным для всех есть не передача определенной суммы знаний студентам, а научить студентов учиться, пробудить интерес к знаниям, повысить интерес к выбранной специальности, а также развить чувство ответственности и уверенности в себе.

4.Связь с обществом (в данном случае это связь с другими группами колледжа).

Невозможно построение воспитательной системы в группе без участия ее в общеколледжных делах и мероприятиях.

        Студенты группа начали принимать в них посильное участие. Это прежде всего спортивные турниры и соревнования (шахматы, футбол, теннис, армреслинг, штанга), предметные недели и викторины; кружки; общественные и молодёжные организации; совместные поездки и экскурсии.

        Во время подготовки и репетиционных моментов студенты проявляли смекалку, знания, умение сочинять стихи, актерские  и режиссерские способности, коммуникабельность, чувство юмора. Такая самореализация помогает им по-другому оценить себя и поверить в свои силы,  что является важнейшим фактором адаптации, а затем и реабилитации.

Опыт проведения многочисленных творческих дел и часов общения показывает, что не способных к творчеству студентов-инвалидов нет, есть только те, кто пока еще не принимал участия в вышеназванном процессе. Многим студентам-инвалидам очень сложно было снять психологические зажимы, избавиться от комплексов, повысить свою самооценку. Но постепенно приобщение к творческому процессу позволило студентам-инвалидам решить свои психологические проблемы, испытать благотворное влияние тщательно отобранного литературного и музыкального материала, а также повлиять на свои чувства и настроение.

        То, что в группе стало больше доверия между членами коллектива, а также требовательности, критики и самокритики, стали складываться определённые традиции, обо всём этом говорят те исследования, которые мы провели в группе совместно с социальным педагогом Малиной Н.В. И психологом Зуевой К.В.

  1. «Изучение учебной мотивации и отношение студентов к учебным предметам»
  2. «Выявление степени сформированности побудительных умений студентов»

С помощью этих методик можно узнать мнение студентов о колледже, об уроках, об их отношении к учебной деятельности. Они позволяют определить уровень учебной самооценки студента.

Преимущества этих методик в том, что определяя уровень учебной самооценки студента, мы определяем объективность оценки студентом своих интеллектуальных умений.

1. Утром я просыпаюсь с мыслью:

  1. «Ура! Сегодня будет история» (математика, литература ...).           - 13
  2.  «Сегодня можно не присутствовать на истории» (математике, химии ...).        

                                                                                                               - 2

  1. Я болею и не пойду в колледж, а это значит, что я не получу плохую отметку по математике» (физике, химии ...).                                    - 1

2. Я прихожу в колледж для того, чтобы...

  1. ...узнать что-то новое, интересное.                                      - 6
  2.  ...заниматься такими интересными предметами, как ...    - 3
  3. ...встретиться с хорошими учителями, ...                             - 2
  4. ...пообщаться с друзьями,                                                      - 2
  5. ...весело провести время,                                                       - 1
  6. ...не огорчать родителей.                                                        - 2

3. Домашнее задание я делаю так:

  1. совершенно самостоятельно,                                                - 4
  2. обращаюсь за помощью к взрослым, к друзьям,                - 7
  3. под контролем родителей,                                                     - ---
  4. от случая к случаю,                                                                - 5
  5. не делаю никогда.                                                                   - ---

4. Для того чтобы хорошо учиться, нужно...                              

  1. ...иметь интерес к предмету,                                                  - 5
  2. ...иметь способность к предмету,                                          - 2
  3. ...хорошо работать на уроке,                                                  - 8
  4. ...иметь хорошие отношения с педагогом,                            - 1
  5. ...уметь списывать.                                                                  - ---

Степень сформированности побудительных умений студентов группы (сосредоточенно работать над учебным материалом, если впереди не ждёт оценка;

решать учебные проблемы;

выполнять индивидуальные задания на уроке;

помогать в учёбе другим ученикам)

составила 56, 67 балла (максимальное количество баллов 75)

3. «Социометрия»

4. «Ты и твоя группа»

5. «Социально-психологическая самоаттестация коллектива»

Все вместе эти методики составляют «Диагностику изучения студенческого коллектива». Я опираюсь на разработки педагогов Р.С. Немова, Е.Н. Степанова, Н.И. Дереклеевой. Все их целесообразно проводить вместе, т.к. в целом они дают более полную картину психологического климата и настроения в группе, защищённости и комфортности студента в коллективе.

«Социометрия» позволила мне судить о состоянии эмоционально-психологических отношений в группе и положение в них каждого студента. Вычисляя социометрический статус каждого студента, они были распределены по группам («предпочитаемые», «принятые», «непринятые», «отвергаемые», «игнорируемые»).

В группе отношения складываются таким образом:

  1. «предпочитаемые» - 14;
  2. «принятые» - 4;
  3. «непринятые» - 6;
  4. «отвергаемые» - 2;
  5. «игнорируемые» - 3.

Из них двое студентов, слишком независимые и требовательные, оказались в таком положении по своей собственной воле. Они считают, что вполне самодостаточные люди, и коллектив им нужен в меньшей степени. Хотя от коллектива полностью не отделяются, иногда оказывают другим студентам помощь, принимают участие в общественных делах, но сами инициативы не проявляют.

  Одним из показателей благополучия складывающихся отношений является коэффициент взаимности выборов. Он показывает, насколько взаимны симпатии в студенческом обществе. По группе – 50,6 %.

По этой же методике мы видим, что весь актив оказался в «предпочитаемых». Это позволяет нам сделать вывод, что он не формален, а вполне рабочий, студенты его поддерживают и выполняют его требования. Активисты становятся центром коллективного воспитания. Их роль будет возрастать на втором этапе формирования коллектива группы. Поэтому работа по формированию и воспитанию актива очень важна.

Микрогруппы в коллективе не ярко выражены, они не противопоставляют себя всему коллективу. Причины их объединения в основном по личным качествам, по интересам.

По методике «Ты и твоя группа» мы получаем представления студентов о своей группе, их оценочные суждения о деятельности и об отношениях в сообществе.

  1. Нравится ли тебе самому твоя группа?

да – 11,

больше да, чем нет – 2,

трудно сказать - 2

  1. Что больше всего тебе нравится в группе?

- всё - 4,

- коллектив – 4,

- взаимопомощь – 4,

- доброта - 3

  1. Что тебе не нравится в твоей группе?

- трудно сказать – 8,

- эгоизм – 3,

- зависть – 1,

- самолюбие – 1,

- отчуждённость ... - 2

  1. Оцени отношения между студентами группы.

- дружная и сплочённая - ----,

- дружная – 4,

- нет ссор, но каждый сам по себе - 1,

- бывают ссоры, но конфликтной группу назвать нельзя – 10,

- недружная, трудно учиться в такой группе - ---

  1. Умеет ли кто-то в группе правильно оценить твои поступки?

- да – 12,

- нет - 3

  1. Укажет ли кто-то в группе на твои недостатки, и ты его послушаешь?

- да – 10,

- нет – 5

  1. Если нужно принять какое-либо важное решение, ты посоветуешься с кем-то в группе?

- да – 11,

- нет – 4,

- классный руководитель, социальный педагог – 10

  1. Самое большое желание:

- хорошо закончить колледж – 8,

- быть любимым – 3,

-быть здоровым – 2,

-понять, для чего жить – 1,

- оставить после себя что-то хорошее

По методике «Социально-психологическая самоаттестация коллектива» было выявлено, что уровень эталонности общности в восприятии её членов низкий (только 46,44 %), это значит, что студенты по-разному оценивают группу, и сами они настолько разные, что им сложно пока сростись в один какой-либо коллектив. Они правильно воспринимают группу, у них понятные и правильные требования к коллективу, но самим трудно эти требования выполнять.

6. «Тест определения направленности группы»

Даёт представление о положительной или отрицательной направленности  группы в целом.

  1. Направленность группы

Этот тест опирается на следующие цифры:

«А» - 22% (норма 10-25%) студентов с устойчивой положительной направленностью, имеющих твёрдые убеждения; эта группа студентов является мощной опорой куратора при проведении воспитательной работы;

«Б» - 57% (норма 50-60%) студенты с неустойчивой положительной направленностью, но тяготеющих к ней; им необходима помощь куратора, и вместе с группой «А» они образуют положительное ядро в группе;

«В» - 16% (норма 20-30%) студенты без определённой направленности как положительной, так и отрицательной, живущих более эмоционально, чем по каким-либо принципам; эта группа требует особого внимания куратора, цель которого перевести студентов в категории «Б» и «А»;

«Г» - 5% (норма до 10%) студенты с твёрдо устоявшейся отрицательной направленностью; они могут, подчинив себе группу «В», образовать отрицательное ядро в коллективе; работа с ними требует больших усилий и индивидуального подхода.

Данный тест показывает, что конкретная группа в целом имеет положительную направленность. Но есть ещё над чем работать, чтобы не упустить ребят, которые требуют особого внимания, так называемую «группу риска».

Сложно изучить студентов группы за один семестр, выявить их недостатки и помочь ребятам справиться с ними. Ещё труднее помочь студентам слиться в дружный жизнеспособный стойкий коллектив.

На сегодняшний день можно сказать, что выявилась группа студентов, имеющих большие психологические проблемы, низкий уровень нравственности, а также неустойчивое эмоциональное состояние. Эти студенты трудны в общении, им самим трудно учиться и находиться в коллективе. Чтобы преодолеть все эти комплексы и проблемы, которые накапливались годами, предстоит нам вместе с психологами проделать огромную работу. И не все эти комплексы можно будет поправить.

Рассматривая стадии развития коллектива, можно заметить, что воздействие педагога на коллектив и на отдельных учащихся всегда тесно связано с воспитательной деятельностью самого коллектива. Педагогическое требование предъявляется или через актив, или через весь коллектив. Такое педагогическое воздействие А.С. Макаренко назвал «педагогикой параллельного действия». 

Процесс развития коллектива очень сложен, и в реальной жизни чаще всего нельзя увидеть резких границ между стадиями его развития.

Я считаю, что наличие у куратора представлений о сущности и компонентах воспитательной системы группы позволяет ему более осознанно и результативно осуществлять деятельность по воспитанию студентов в коллективе группы.

        Воспитательная система группы позволила нам упорядочить свою работу и сделать ее более результативной. А студентам дала почувствовать комфортность отношений в группе, желание познать, помочь, посочувствовать, пообщаться.