Методология

Лапина Виолетта Львовна

Презентация по методологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentaciya.pptx871.58 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методы научно – педагогического исследования «Без стремления к научной работе учитель неизбежно попадает под власть трёх педагогических демонов: механичности, рутинности, банальности.» А. Дистервег

Слайд 2

Пояснительная записка Понятие « метод» с древнейших времен использовалось как синоним выражений «путь исследования, способ познания». Современная философия трактует его как форму практического и теоретического освоения действительности, систему способов, приемов, принципов и подходов, которые может использовать конкретная наука для познания своего предмета . Наука может развиваться лишь в том случае, если она пополняется новыми знаниями, приобретаемыми в процессе исследований. Педагогическое исследование – это процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, поиска путей совершенствования тех или иных сторон педагогического процесса. Педагогические исследования могут иметь теоритический и опытно – экспериментальный характер.

Слайд 3

В современной учебной литературе дается такое определение: метод научно-педагогического исследования - это способ исследования психолого-педагогических процессов формирования личности, установленной объективной закономерности воспитания и обучения.

Слайд 4

П о направленности: Фундаментальные исследования Своим результатом имеют обобщающие концепции, предлагают модели развития педагогических систем на прогностической основе. Прикладные исследования Направлены на углублённое изучение отдельных сторон педпроцесса, раскрытие закономерностей многосторонней педагогической практики.

Слайд 5

Методы научно – педагогического исследования. Теоретические Эмпирические

Слайд 6

Теоретические методы исследования Позволяют уточнить, расширить и систематизировать научные факты, объяснить и предсказать явления, повысить надёжность полученных результатов, перейти от абстрактного к конкретному знанию, установить взаимоотношения между различными понятиями и гипотезами, выделить среди них наиболее существенные и второстепенные.

Слайд 7

Теоретические методы исследования 1. Анализ 2. Синтез 3. Сравнение 4. Абстрагирование 5. Конкретизация 6. Обобщение 7. Моделирование 8. Индукция и дедукция

Слайд 8

Теоретические методы исследования Анализ – разложение целого на части, позволяет вскрыть внутреннюю структуру объекта . Синтез – соединение частей или свойств (сторон) изучаемого объекта в единое целое . Сравнение как сопоставление познаваемых с целью выявления сходства и различия между ними. С помощью сравнения устанавливаются связи между предметами и явлениями и происходит их классификация . Абстрагирование – процесс мысленного отвлечения какого-либо свойства или признака предмета от самого предмета, от других его свойств. Конкретизация предполагает включение абстрактного понятия в многообразие действительных свойств, связей и отношений .

Слайд 9

Теоретические методы исследования Конкретизация мысленная реконструкция, воссоздание предмета на основе вычлененных ранее абстракций . Обобщение – выделение в явлениях общих черт, подытоживание исследования. Обобщение тем убедительнее, чем большее количество существенных признаков явлений подвергалось сравнению . Моделирование – это исследование процессов и явлений при помощи их реальных или идеальных моделей. Индукция и дедукция – логические методы обобщения полученных эмпирическим путём данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивный – от общего суждения к частному выводу.

Слайд 10

К эмпирическим методам исследования относят все те методы, приемы, способы познавательной деятельности, а также формулирования и закрепления знаний, которые являются содержанием практики или непосредственным результатом её. Их можно разделить на две подгруппы: методы вычленения и исследования эмпирического объекта; методы обработки и систематизации полученного эмпирического знания, а также на соответствующие им формы этого знания.

Слайд 11

Эмпирические методы исследования 1. Наблюдение 2. Беседа 3. Интервью 4. Анкетирование 5. Тестирование 6. Изучение школьной документации и продуктов деятельности учащихся 7.Педагогический эксперимент 8.Изучение и обобщение педагогического опыта 8. Шкалирование 9.Рейтинг

Слайд 12

Эмпирические методы исследования Наблюдение – целенаправленное, систематическое изучение определённого педагогического явления. Этот метод исследования рассчитан на непосредственное получение нужной информации через органы чувств. Беседа – проводиться по заранее намеченному плану, в свободной форме, без записывания ответов собеседника. Интервью – используется в целях выяснения мнения и отношения воспитанника, воспитателя к тем или иным фактам или событиям для составления более глубокого представления о сущности и причинах педагогических явлений. Анкетирование – метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросных листов. Тестирование – метод педагогического исследования с использованием тестов – стандартизированные задания, результат выполнения которых позволяет измерять некоторые психофизиологические и личностные характеристики, а также знания, умения и навыки испытуемого.

Слайд 13

Эмпирические методы исследования Изучение школьной документации и продуктов деятельности учащихся – предполагает изучение журналов учёта успеваемости и посещаемости, личных дел и медицинских карт, протоколов собраний, результатов учебно – познавательной и творческой деятельности. Педагогический эксперимент – специально организованная педагогическая деятельность учителя и учащихся с заранее заданными исследовательскими целями; преднамеренное внесение изменений в процессе воспитания и обучения, глубокий качественный анализ и количественное измерение полученных результатов. Изучение и обобщение педагогического опыта – направлен на анализ состояния практики. Шкалирование – превращение качественных факторов в количественные ряды. Рейтинг – метод исследования, предполагающий выявления значимости того или иного качества для испытуемой личности.

Слайд 14

Вывод Педагогическая наука постоянно развивается, пополняя свои знания результатами исследований. Самое важное в завершенном педагогическом исследовании — это внедрение его результатов в практику. Под внедрением результатов понимается целый комплекс мероприятий, реализуемых в определенной последовательности, включающих информирование педагогической общественности о полученных выводах или выявленных закономерностях, дающих основание для внесения каких-либо изменений в практику (через педагогическую печать, в устных выступлениях и т. д.); создание новых учебных и методических пособий, базирующихся на полученных данных экспериментального исследования (например, при перестройке обучения в начальной школе); разработка методических инструкций и рекомендаций и т. д.

Слайд 15

Вывод Залогом успешного внедрения и распространения результатов педагогических исследований и изученного и научно обоснованного передового опыта является творческое содружество учителей и работников педагогической науки, интерес учителей к чтению научно-педагогической и методической литературы, стремление лично, непосредственно участвовать в опытной и экспериментальной работе, особенно на том этапе, когда организуется массовая проверка новых учебно-методических материалов, в которых заложены новые идеи и отражены результаты научно-педагогических исследований. Знание основных методов ведения педагогических исследований необходимо каждому творчески работающему человеку, который должен знать и уметь применять эти методы как для изучения опыта других людей, так и для организации проверки на научной основе своих собственных педагогических находок и открытий, применяемых в иных условиях.