Психологическая мастерская для родителей

Бондарчук Неля Николаевна

Материал направлен на повышение психологической культуры родителей в сфере общения со своми детьми.Подобраны рекомендации и советы по установлению взаимопонимания, оказанию поддержки и помощи своим детям в разных жизненных ситуациях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Правила о правилах

  • Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка.
  • Правил (ограничений, запретов, требований) не должно быть слишком много и они должны быть гибкими.
  • Родительские установки не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.
  • Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы взрослыми между собой.
  • Тон, которым сообщено требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным.
  • Наказывая ребенка, правильнее лишать его хорошего, чем делать ему плохое.

Правила для родителей

  1. Не заставлять ничего делать насильно. Если хочешь попросить что-то сделать, то попросить надо вежливо. Потом надо дать возможность ребенку закончить это дело тогда, когда он хочет: ведь он устает иногда раньше, чем предполагает взрослый. Совсем хорошо, если ребенок может начать дело тогда, когда сам решит.
  2. Пытайтесь вообще не повышать голос на ребенка потому, что это вызывает упрямство: «Вот теперь назло им буду делать!»
  3. Не читать всякие морали потому, что когда их читают, хочется уши заткнуть.
  4. Больше доверять самостоятельным решениям ребенка.
  5. По вечерам читать книгу. Если до этого было взаимное недовольство, то перед чтением надо помириться. Тогда можно заснуть без тревоги, а утром проснуться не с плохим настроением. Кстати, будить хорошо бы шутливо, весело и радостно, а когда с утра от вставания испорчено настроение, то весь день разбит. Очень успокаивает, если мама или кто-нибудь делает на ночь «домик» из одеяла.



Предварительный просмотр:

15  заповедей   для   родителей

  1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
  2. Не думай, что ребенок твой, - он Божий.
  3. Не требуй от ребенка платы за все, что  ты для него делаешь. Ты дал ему жизнь,  как он может отблагодарить тебя?! Он даст жизнь другому, тот третьему – это необратимый закон благодарности.
  4. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и пожнешь.
  5. Не относись к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, и будь, уверен, его жизнь тяжела не меньше, чем тебе твоя. А может быть и больше, потому что у него нет привычки.
  6. Не унижай.
  7. Не мучай себя, если не можешь чего-то сделать для своего ребенка,  мучай, – если  можешь, но не делаешь.
  8. Помни – для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
  9. Умей любить чужого ребенка,  никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.
  10. Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому, что ребенок – это праздник, который каждый день и который … пока с тобой.
  11. Усвой механизм радости. Радость социальное свойство. Важно чтобы радость ребенка и его успех были замечены.
  12. Никогда не выставляй своего ребенка за дверь. Что там за этой дверью, ты не знаешь. У всех должен быть свой дом, но нуждаются больше всего в нем старый, малый и увечный. Всегда встречай своего ребенка с улыбкой.
  13. Как можно реже ругай своих детей, если ты хочешь, чтобы они росли здоровыми и мало болели, наоборот чаще хвали, особенно за реальные успехи, чтобы они были сильными, уверенными в себе, чтобы у них все получалось, никогда не жалей ласковых слов. Добрые слова – одна из величайших сил на Земле.
  14. Не бойся конфликтов с детьми. Конфликт – это столкновение взглядов, вкусов, желаний, представлений. Конфликт всегда пересмотр чего - то,  он не связан с необходимостью обновления, роста. Опасен не сам конфликт, а отсутствие культуры выхода из конфликта. Золотое правило – за конфликтом непременно должно быть солнышко. И чем оно светлее, тем больше предпосылок для подлинного воспитания.
  15. Чаще советуйтесь со специалистами, другими родителями, читайте книги по вопросам воспитания.


Предварительный просмотр:

Родителям о детях!

  • Детей учит то, что их окружает.
  • Если ребенка часто критикуют - он учится осуждать.
  • Если ребенка часто высмеивают - он учится быть робким.
  • Если к ребенку часто бывают снисходительны - он учится быть терпеливым.
  • Если ребенка часто хвалят – он учится оценивать.
  • Если ребенок живет с чувством безопасности - он учится верить.
  • Если ребенку часто демонстрируют враждебность - он учится драться.
  • Если ребенка часто позорят - он учится чувствовать себя виноватым.
  • Если с ребенком обычно честны - он учится справедливости.
  • Если ребенка часто одобряют - он учится хорошо к себе относится.
  • Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным - он учится находится в этом мире любви.

Причины нарушений поведения детей

1.        Борьба за внимание

Если ребенок не получает внимание, которое ему необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит свой способ его получения: он не слушается. Родители то и дело отрываются от своих дел, делают замечания...

  1. Борьба за самоутверждение

Это борьба против чрезмерной родительской власти и опеки. Знаменитое требование «Я сам» двухлетнего малыша сохраняется в течение всего детства, особенно обостряется у подростков. Если родители слишком часто делают замечания и дают советы, а их критика слишком резка, опасения преувеличены, то ребенок «восстает».

3.        Желание отомстит

Дети бывают часто обижены на родителе, например, если мать разошлась с отцом, или ребенок отлучен от семьи (он у бабушки, в больнице), или родители уделяют больше внимание младшему ребенку и т.д. В глубине души ребенка переживает и даже страдает, а на поверхности все те же протесты, непослушание.

4. Потеря веры в собственные силы

Может случиться, что ребенок переживает неблагополучие в какой-то одной области, а неудачи у него возникают совсем в другой. Например, у мальчика не сложились отношения в классе, а следствием стала запущенная учеба: в другом случае неуспехи в школе приводят к вызывающему поведению дома. Подобное «смешение неблагополучия» происходит из-за низкой самооценки ребенка. Накопив горький опыт, он теряет уверенность в себе и приходит к выводу: «Нечего страдать, все равно ничего не получится». Это - в душе, а поведение он показывает: «Мне все равно», «Пусть буду плохим». Всякое серьезное нарушение поведения – это крик души ребенка о помощи.



Предварительный просмотр:

КАК ПЕРЕДАТЬ РЕБЕНКУ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

ПРАВИЛО 1: Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой все в порядке! Ты конечно справишься!»

ПРАВИЛО 2: Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом:

  1. Возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому.
  2. О мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему.

ПРАВИЛО 3: Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передайте их ему.

ПРАВИЛО 4: Позволяйте вашему ребенку встретиться с отрицательными последствиями своих действий (бездействия). Только тогда он будет взрослеть, и становиться «сознательным».



Предварительный просмотр:

Беседа для родителей.

Почему дети ругаются матом?

Распространение неприличной брани в последнее время приняло угрожающие масштабы. А ведь сквернословие на Руси во все времена считалось грехом. Словесная брань рассматривалась как проявление бесовского начала, сквернословящих людей называли богохульниками. В многочисленных древнерусских и более поздних источниках отмечалось, что «матерная ругань» оскорбительна сразу для трех матерей: Матери Господа, матери сквернослова и матери – земли. Осквернившему себя руганью запрещалось входить в церковь, с ним не садился за общий стол, с его поведением связывались насылаемые Богом беды и скорби. Я не разделяю мнение, что ругательства являются отличительным средством эмоциональной разрядки, снятия стресса. Исследования ученых Российской академии наук показали, что словесная информация оказывает влияние на ДНК, причем сквернословие разрушает волновые программы, отвечающие за нормальную работу организма. Необходимо продуманное лингвистическое просвещение, научно обоснованная цензура СМИ и массовой литературы. Это поможет оградить нашу речь от лексического мусора.

Жаргон или матерное арго, давно и прочно закрепился в фольклоре, а затем и в литературе, не говоря уже о разговорном субстрате. Основу арго составили корни группы тюркских языков, на которых обращались кочевые племена Евразии.

Особенности исторического развития России – набеги кочевых племен, татаро-монгольское иго, царские ссылки в Сибирь и субкультура концлагерей и тюрем – вот та почва, на которой произрастало арго. Видимо, поэтому силен в этих словах элемент агрессии и негативный разряд.

В чем загадка «прилипчивости» арго? Все дело в том, что это довольно емкий, по-своему образный пласт языка, к тому же эмоциональный: два-три слова – и всем все понятно. Что характерно: вся лексика арго в речи не используется. Востребованными остаются лишь семь-десять существительных, примерно столько же согласованных с ними прилагательных, несколько наречий и пять-семь глаголов с таким же количеством отглагольных форм. Редко можно большую вариантность и художественную изобретательность в измышлении новых словоформ, тем более в детской речи.

Дети в свою очередь обходятся десятком слов, употребляя их в анекдотах, в процессе игры и в «наскальной живописи». Правда следует признать, что дети используют жаргон произвольно, прекрасно понимая, что ругаться плохо.

Почему они это делают? Самый простой ответ – подражание взрослым. Но это решает проблему лишь отчасти. Во-первых, неосознанное речевое подражание свойственно младшему возрасту (от двух до пяти лет), к тому же не так не так много семей, где матом «разговаривают», а не ругаются. Во-вторых, если предложить, что все – от старших, то они ведь, в свою очередь, набрались этой бяки от своих родителей и т.д.

Факт налицо: дети ругаются матом. Весь смысл в том, что каждый возраст имеет разную мотивацию употребления этих выражений. Как показали исследования психологов, для детей трех-пяти лет жаргонизмы не являются чем-то негативным, они просто «калькируются» ребенком наравне с другими понятиями. В возрасте пяти-семи лет основным мотивом выступает бунт против устоев, против того, «как надо» (себя вести, говорить и т.д.) Все это дети употребляют произвольно, то есть осознанно, по желанию.

К восьми годам и до десяти - двенадцатилетнего возраста дети прекрасно «фильтруют», где можно, а где нельзя ругаться. Жаргон употребляется в среде сверстников как акт самоутверждения и стремления «быть как взрослые» (по аналогии с курением). В определенный период детства это даже помогает осваивать мир: арго в какой-то степени берет на себя две главные функции языка – коммуникативную и когнитивную (познавательную).

К двенадцати – четырнадцати годам ребята используют арго в основном для выхода эмоций и в анекдотах – мат не удовлетворяет всех потребностей культурного освоения пространства.

В заключение хотелось бы напомнить, русская классическая традиция всегда остро ставила два вопроса: «Кто виноват?» и «Что делать?». Нам, взрослым, порой приходится довольно трудно в щекотливых ситуациях, связанных с появлением детской ругани. Вот несколько рекомендаций, которые, возможно, могут вам пригодиться.  

       

                                     Рекомендации для родителей

  1. На стадии появления первых слов (стадия подражания) постарайтесь, чтобы жаргонизмы вообще не звучали в ближайшем окружении малыша.

2.  Если «нехорошие» слова все же появились в детской речи, в доверительной беседе выясните, что означают они для ребенка (пусть даже нарисует и объяснит их значение). В большинстве случаев малыш сам не знает, что говорит.

3. Если жаргонизмы уже «проросли» в речи отпрыска, то можно пойти «от противного»: например, дать почитать словарь ненормативной лексики или сочинения Баркова. Общеизвестно: когда чего-то слишком много и оно не преследуется, то быстро приедается. Тем более что будет создан как раз дефицит культуры, и человек потянется к хорошему вполне осознанно.

4. Наконец, если ребенок не понимает никаких объяснений, регулярно ругается и делает это непроизвольно, то, вероятнее всего, потребуется вмешательство специалистов - нейропсихологов.



Предварительный просмотр:

ПРИНЦИПЫ КОНСТРУКТИВНОГО СПОРА

  1. НЕОТСРОЧЕННОСТЬ.

     Спор должен вестись, как можно раньше после критического события, не следует длительное время носить в себе отрицательные эмоции.

2. МЕСТО И ВРЕМЯ.

    Внешние условия должны благоприятствовать ведению спора, не следует «ссорится» в присутствии детей, родственников, гостей и т.п. Лучше всего начинать спор после предварительной договоренности («Я хочу, когда мы вернемся домой, с тобой обсудить …»)

3. ПРИНЦИП «БУРАТИНО».

Не оценивается личность в целом, а только поступок. Спор ведется по конкретному вопросу, ситуации, событию.

4. Я О-КЕЙ – ТЫ О-КЕЙ.

Исходная установка – доброжелательность. Поиск ответа на вопрос «Что мы можем сделать для улучшения ситуации?», а не «Кто виноват?» и «Кто не прав?»

5. ПРАВИЛА ЧЕСТНОЙ ИГРЫ.

Не принимаются такие нечестные способы борьбы, как:

- «Удар ниже пояса» (аргументы не должны задевать самые больные места; например физические недостатки, заикание и т.п.).

- «Удар по голове» (припоминание старых обид).

- Атака на предметы и людей, которые дороги партнеру («твоя мать», «твои рыбки»…).

- Неопределенные обобщения («ты никогда…, ты вечно…»)

- Ссылка на неприемлемые средства (угроза).

Сам процесс спора можно разложить на отдельные элементы желательного стиля и желательного результата.

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СТИЛЯ

КОНКРЕТНОСТЬ – речь идет о чем-то конкретном и реальном (конкретной ситуации, поступке, поведении). Следует избегать обобщений, искать скрытые злонамеренные мотивы апонента.

ВОВЛЕЧЕННОСТЬ – в споре активно участвуют обе стороны. Ошибкой было бы молчать, обижаться, чрезмерно иронизировать и т.п.

КОММУНИКАЦИЯ – каждый говорит за себя и так, чтобы другой его понимал. В то же время, каждый слушает и воспринимает сообщения другого так, как они излагаются. Используются приемы активного слушания и «я-сообщения». Оба участника избегают повторения одного и того же.

ЧЕСТНАЯ ИГРА – не принимаются нечестные способы ссоры (см. выше).

ЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ИНФОРМАЦИЯ – хотя бы один из партнеров узнает нечто новое о чувствах и переживаниях другого.

«ОТРЕАГИРОВАНИЕ» - партнеры должны освободиться от напряженности.

СБЛИЖЕНИЕ – атмосфера должна стать более чистой, открытой, не должно сохраниться чувство обиды или возникнуть новое.

ИСПРАВЛЕНИЕ – пусковую ситуацию следует отработать так, чтобы дальнейшие споры по этой же причине не возникали. Если дело было в поведении одного из партнеров, то иногда составной частью исправления бывает принесение извинения и прощение.



Предварительный просмотр:

«Как научить детей любить читать»?

  1. Необходимо рассказывать детям о ценности чтения. Показывайте связь чтения с их успехами в учебе и в других делах. Приводите примеры положительного влияния книги на вашу жизнь или жизнь других людей.
  2. Если ваш ребенок читает в свободное от школьных занятий время, поинтересуйтесь, что за книга в его руках. Загляните в нее. Если, на ваш взгляд, книга антигуманная, обсудите ее с ребенком, оцените ее с позиции добра и зла, предложите ему хорошую книгу.
  3. Развивайте воображение вашего ребенка на материале книги. Побуждайте его угадывать развитие событий, освещенных в книге, представлять мысленно героев, продолжать написанное, прогнозировать, вдумываться в многозначность слова.
  4. Обращайте внимание детей на высказывания выдающихся людей о чтении. Не упускайте фактов, подтверждающих роль чтения в жизни тех, кто авторитетен для школьника: спортсменов, актеров, телезвезд. Поднимайте престиж книги в сознании ребенка.
  5. Если ваш ребенок делает лишь первые шаги в мир чтения, радуйтесь каждому прочитанному им слову как победе. Не привлекайте его внимание к ошибкам в чтении. Делайте это незаметно. Берите для первых чтений только подходящие книги – яркие, с крупным шрифтом, где много картинок и сюжет, за которым интересно следить.
  6. Большое влияние для мотивации чтения имеет участие ребенка в литературных конкурсах. Конкурс стимулирует познавательный интерес школьников, побуждает их в поисках ответов обращаться к энциклопедиям и другим познавательным книгам.
  7. Одним из главных факторов является читающая семья и соответствующая домашняя книжная среда.
  8. Посещение литературных музеев, мест, связанных с именем определенного писателя.

Но как бы мы не старались вырабатывать любовь детей к чтению, решающую роль в формировании позитивного отношения к книге играют родители, их взгляды, убеждения.