"Флэштренинг" – новый метод работы педагога-психолога со всеми участниками образовательного процесса

©ФЛЭШТРЕНИНГ, Самсонова О.В., 2006г
(при перепечатке материала и использовании методики ОБЯЗАТЕЛЬНО указывать автора методики в соответствии со ст.1274 ГК РФ, обязательно должна быть прямая активная гиперссылка на материал)

Работая школьным психологом, я поняла, чтобы добиться лучших результатов в работе с детьми, нужно в первую очередь работать как с родителями, так как проблема ребёнка может создаваться самими родителями, так и с педагогами.
Изначально, разработанный мною в 2001 году(в 2006 году первая тезисная публикация в сети интернет), психологический метод "Флэштренинг" был посвящен одной из наименее затронутых проблем в методике работы педагога-психолога с учителями школ и родителями учащихся. Всем знакома ситуация, когда одно событие интерпретируется людьми по-разному. Наше сознание в процессе жизни может искажаться, и все окружающее воспринимается через скрытые фильтры нашего сознания. Материал флэштренинга используется как средство выявления в человеке скрытых мотивов и подсознательных установок, искажающих реальность. Позже метод "Флэштренинг" я стала применять и в работе с детьми.

Применение флэштренинга в работе со взрослыми людьми:

1773
проведение флэштренинга с педагогами
1774
флэштренинг с учителями

Большинство родителей приходят в школу не по своей инициативе, обычно их вызывают в школу, когда возникают проблемы у ребёнка. Любой родитель воспринимает неудачи и неуспехи ребёнка как обвинение в неумении заниматься воспитанием. Из-за этого изначально не настроен на конструктивную беседу с педагогом. В результате общение учителя и родителя не даёт положительных результатов.
Та же ситуация с учителями – они часто просто боятся признаться, что возникли проблемы с учеником, боясь, что их обвинят в некомпетентности.

 

Применение флэштренинга в работе с детьми:

1775
проведение флэштренинга для учащихся

Притча:«Некая Истина пыталась дойти до людей.  Она приходила к ним в разных одеждах -  ученого, политика, проповедника.  Но лишь немногие ее принимали. И только в ярких, причудливых, волшебных нарядах сказки она стала понятна всем - детям и взрослым, богатым и бедным»(автор неизвестен)                                                                    
В первую очередь флэштренинг в работе с детьми я стала применять для профилактики вредных привычек. Ведь мы (педагоги)  огромную работу в данном направлении – это лекции, диспуты, тренинги, классные часы и т.п. Но всё это остается малоэффективным.  Тогда я решила попробовать использовать методику флэштренинг, ведь в её основе лежит притча, сказка, а сказка - это ответ многих поколений на вопросы детской души.

 

С учетом этого и была разработана методика «Флэштренинг»
 

Флэштренинг – это направление в арттерапии, разработанное мною для работы со взрослыми людьми и детьми.  Арттерапия (терапия искусством) — один из методов психологической работы, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном,  эмоциональном и личностном развитии человека.
Флэштренинг - это просмотр музыкального видеоряда определённой тематики (флэшки) в течение 5-10 минут  с последующим обсуждением в группе или индивидуально. Всегда творческий увлекательный процесс самопознания в комфортной атмосфере и с беседой после ролика.
Видеоролики для флэштренинга создавались мною по актуальным проблемам, с которыми чаще всего приходится сталкиваться педагогу-психологу в работе с учителями, родителями и учащимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Fleshtrening.doc120.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагог-психолог Самсонова Олеся Владимировна "Флэштренинг" – новый метод работы педагога-психолога с учителями и родителями учащихся

"Флэштренинг" – новый метод работы педагога-психолога с учителями и родителями учащихся

Что такое флэштренинг?

Флэштренинг – это направление в арттерапии, разработанное мною для работы со взрослыми людьми. Арттерапия (терапия искусством) — один из методов психологической работы, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии человека.

Флэштренинг - это просмотр музыкального видеоряда определённой тематики (флэшки) в течение 5-10 минут с последующим обсуждением в группе. Всегда творческий увлекательный процесс самопознания в комфортной атмосфере и с беседой после ролика.

Флэштренинг - средство развития личности, доступное всем. Это тренажер, позволяющий безопасно (без последствий) наращивать практический опыт в решении своих проблем. Понимание содержания “флэшки” (музыкального видеообраза) позволяет человеку расслабиться, переосмысливать собственный внутренний мир, расширять возможности сознания.

Всем знакома ситуация, когда одно событие интерпретируется людьми по-разному, а иногда и противоположно. Наше сознание в процессе жизни может искажаться, и все окружающее воспринимается через скрытые "фильтры" нашего сознания. Материал “флэшки” используется как средство выявления в человека "скрытых" мотивов и подсознательных установок, искажающие реальность.

Цель флэштренинга:

Релаксация, с целью самоактуализации личности участников группы;

Задачи флэштренинга:

  1. Стать более внимательным к себе и осознавать свои мысли, действия, чувства, т. к. на основании их строится собственная жизнь;
  2. Развивать способность анализировать ситуации, чтобы управлять своей жизнью;
  3. Перенимать различные способы поведения, повысить возможность выборов в жизни;
  4. Развитие эмпатических способностей участников группы.

Как проходит флэштренинг:

Педагог-психолог формирует группу людей (10-15 человек) со сходными проблемами, которых зацепит один и тот же сюжет. Во время просмотра исследует реакцию зрителей, внимательно следит за их жестами, изменением выражения и даже цвета лица. Потом начинается дискуссия, во время которой обсуждаются переживания и чувства участников флэштренинга - люди пытаются взглянуть на проблему глазами партнера. Именно в такие минуты и видна готовность человека к переменам в жизни.

Этапы флэштренинга: 

  • участники смотрят видеоролик;
  • участники в кругу высказывают мысли и чувства, вызванные затронувшими эпизодами ролика;
  • педагог-психолог помогает участникам проанализировать свои жизненные ситуации, осознать свои собственные потребности, актуальные на сегодняшний день;
  • участники осознают связь между своими эмоциональными реакциями и своими потребностями;
  • участники имеют возможность принять решение о дальнейших действиях, ведущих к удовлетворению своих потребностей.

Видеоролики для флэштренинга создавались мною по актуальным проблемам, с которыми чаще всего приходится сталкиваться педагогу-психологу в работе с учителями и родителями учащихся. Приведу пример одного видеоролика.

Название видеоролика: “Ветер и цветок”.

Тема: Любовь мужчины и женщины.

Цель: Релаксация с целью самоактуализации личности во взаимоотношениях мужчины и женщины.

В ролике использован видеоряд романтического направления, притча неизвестного автора “Ветер и цветок”, музыка рок-группы “Зодиак”.

Общее время видеоролика 5 минут 6 секунд.

Раскадровка

№ п/п

Кадр

Изображение

Длительность (сек.)

Текст на изображении

Музыка

1

2

3

4

5

6

1

1

нет

8 сек.

титры

 

2

2

http://festival.1september.ru/articles/410007/Image43.jpg

<Рисунок1>

10 сек.

без слов

рок-группа “Зодиак”, композиция “Сатурн”.

3

3

http://festival.1september.ru/articles/410007/Image44.jpg

<Рисунок2>

10 сек.

без слов

-------------

4

4

http://festival.1september.ru/articles/410007/Image45.jpg 

<Рисунок3>

10 сек.

без слов

-------------

5

5

http://festival.1september.ru/articles/410007/Image46.jpg

<Рисунок4>

10 сек.

без слов

-------------

6

6

http://festival.1september.ru/articles/410007/Image47.jpg 

<Рисунок5>

10 сек.

без слов

-------------

7

7

http://festival.1september.ru/articles/410007/Image48.jpg 

<Рисунок6>

10 сек.

без слов

-------------

8

8

http://festival.1september.ru/articles/410007/Image49.jpg

<Рисунок7>

10 сек.

без слов

-------------

9

9

http://festival.1september.ru/articles/410007/Image50.jpg

<Рисунок8>

10 сек.

без слов

-------------

10

10

http://festival.1september.ru/articles/410007/Image51.jpg 

<Рисунок9>

10 сек.

Ветер встретил прекрасный Цветок и влюбился в него.

-------------

11

11

http://festival.1september.ru/articles/410007/Image52.jpg 

<Рисунок10>

15 сек.

Пока он нежно ласкал Цветок, тот отвечал ему еще большей любовью.

-------------

12

12

http://festival.1september.ru/articles/410007/Image53.jpg 

<Рисунок11>

15 сек.

Но Ветру показалось мало этого, и он решил:

-------------

13

13

http://festival.1september.ru/articles/410007/Image54.jpg 

<Рисунок12>

20 сек.

“Если я дам Цветку всю свою мощь и силу, то тот одарит меня чем-то еще большим”.

-------------

14

14

http://festival.1september.ru/articles/410007/Image55.jpg 

<Рисунок13>

20 сек.

И он дохнул на Цветок мощным дыханием своей любви.

-------------

15

15

http://festival.1september.ru/articles/410007/Image56.jpg 

<Рисунок14>

15 сек.

Но Цветок не вынес бурной страсти и сломался.

-------------

16

16

http://festival.1september.ru/articles/410007/Image57.jpg 

<Рисунок15>

15 сек.

Ветер попытался поднять его и оживить, но не смог.

-------------

17

17

http://festival.1september.ru/articles/410007/Image58.jpg 

<Рисунок16>

20 сек.

Тогда он утих и задышал на Цветок нежным дыханием любви, но тот увядал на глазах.

-------------

18

18

http://festival.1september.ru/articles/410007/Image59.jpg 

<Рисунок17>

15 сек.

Закричал тогда Ветер:

-------------

19

19

http://festival.1september.ru/articles/410007/Image60.jpg 

<Рисунок18>

15 сек.

— Я отдал тебе всю мощь своей любви, а ты сломался!

-------------

20

20

http://festival.1september.ru/articles/410007/Image61.jpg 

<Рисунок19>

15 сек.

Видно не было в тебе любви, значит ты не любил!

-------------

21

21

http://festival.1september.ru/articles/410007/Image62.jpg 

<Рисунок20>

15 сек.

Но Цветок ничего не ответил. Он умер.

-------------

22

22

http://festival.1september.ru/articles/410007/Image63.jpg 

<Рисунок21>

20 сек.

Тот, кто любит, должен помнить, что не силой и страстью измеряют Любовь...

-------------

23

23

http://festival.1september.ru/articles/410007/Image64.jpg 

<Рисунок22>

15 сек.

...а нежностью и трепетным отношением.

-------------

24

24

нет

8 сек.

титры

нет

Данный метод работы с учителями и родителями учащихся, безусловно, обогатит арсенал школьных психологов, поможет взрослым “остановиться”, посмотреть на себя со стороны, чутко прислушаться к себе.

Ссылка на видеоролик к флэштренингу «Ветер и цветок»:

http://www.youtube.com/user/psyhologsova?feature=mhee#p/u/6/HV8JitHs9aU