"Флэштренинг" – новый метод работы педагога-психолога со всеми участниками образовательного процесса
©ФЛЭШТРЕНИНГ, Самсонова О.В., 2006г
(при перепечатке материала и использовании методики ОБЯЗАТЕЛЬНО указывать автора методики в соответствии со ст.1274 ГК РФ, обязательно должна быть прямая активная гиперссылка на материал)
Работая школьным психологом, я поняла, чтобы добиться лучших результатов в работе с детьми, нужно в первую очередь работать как с родителями, так как проблема ребёнка может создаваться самими родителями, так и с педагогами.
Изначально, разработанный мною в 2001 году(в 2006 году первая тезисная публикация в сети интернет), психологический метод "Флэштренинг" был посвящен одной из наименее затронутых проблем в методике работы педагога-психолога с учителями школ и родителями учащихся. Всем знакома ситуация, когда одно событие интерпретируется людьми по-разному. Наше сознание в процессе жизни может искажаться, и все окружающее воспринимается через скрытые фильтры нашего сознания. Материал флэштренинга используется как средство выявления в человеке скрытых мотивов и подсознательных установок, искажающих реальность. Позже метод "Флэштренинг" я стала применять и в работе с детьми.
Применение флэштренинга в работе со взрослыми людьми:
Большинство родителей приходят в школу не по своей инициативе, обычно их вызывают в школу, когда возникают проблемы у ребёнка. Любой родитель воспринимает неудачи и неуспехи ребёнка как обвинение в неумении заниматься воспитанием. Из-за этого изначально не настроен на конструктивную беседу с педагогом. В результате общение учителя и родителя не даёт положительных результатов.
Та же ситуация с учителями – они часто просто боятся признаться, что возникли проблемы с учеником, боясь, что их обвинят в некомпетентности.
Применение флэштренинга в работе с детьми:
Притча:«Некая Истина пыталась дойти до людей. Она приходила к ним в разных одеждах - ученого, политика, проповедника. Но лишь немногие ее принимали. И только в ярких, причудливых, волшебных нарядах сказки она стала понятна всем - детям и взрослым, богатым и бедным»(автор неизвестен)
В первую очередь флэштренинг в работе с детьми я стала применять для профилактики вредных привычек. Ведь мы (педагоги) огромную работу в данном направлении – это лекции, диспуты, тренинги, классные часы и т.п. Но всё это остается малоэффективным. Тогда я решила попробовать использовать методику флэштренинг, ведь в её основе лежит притча, сказка, а сказка - это ответ многих поколений на вопросы детской души.
С учетом этого и была разработана методика «Флэштренинг»
Флэштренинг – это направление в арттерапии, разработанное мною для работы со взрослыми людьми и детьми. Арттерапия (терапия искусством) — один из методов психологической работы, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии человека.
Флэштренинг - это просмотр музыкального видеоряда определённой тематики (флэшки) в течение 5-10 минут с последующим обсуждением в группе или индивидуально. Всегда творческий увлекательный процесс самопознания в комфортной атмосфере и с беседой после ролика.
Видеоролики для флэштренинга создавались мною по актуальным проблемам, с которыми чаще всего приходится сталкиваться педагогу-психологу в работе с учителями, родителями и учащимися.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Fleshtrening.doc | 120.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагог-психолог Самсонова Олеся Владимировна "Флэштренинг" – новый метод работы педагога-психолога с учителями и родителями учащихся
"Флэштренинг" – новый метод работы педагога-психолога с учителями и родителями учащихся
Что такое флэштренинг?
Флэштренинг – это направление в арттерапии, разработанное мною для работы со взрослыми людьми. Арттерапия (терапия искусством) — один из методов психологической работы, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии человека.
Флэштренинг - это просмотр музыкального видеоряда определённой тематики (флэшки) в течение 5-10 минут с последующим обсуждением в группе. Всегда творческий увлекательный процесс самопознания в комфортной атмосфере и с беседой после ролика.
Флэштренинг - средство развития личности, доступное всем. Это тренажер, позволяющий безопасно (без последствий) наращивать практический опыт в решении своих проблем. Понимание содержания “флэшки” (музыкального видеообраза) позволяет человеку расслабиться, переосмысливать собственный внутренний мир, расширять возможности сознания.
Всем знакома ситуация, когда одно событие интерпретируется людьми по-разному, а иногда и противоположно. Наше сознание в процессе жизни может искажаться, и все окружающее воспринимается через скрытые "фильтры" нашего сознания. Материал “флэшки” используется как средство выявления в человека "скрытых" мотивов и подсознательных установок, искажающие реальность.
Цель флэштренинга:
Релаксация, с целью самоактуализации личности участников группы;
Задачи флэштренинга:
- Стать более внимательным к себе и осознавать свои мысли, действия, чувства, т. к. на основании их строится собственная жизнь;
- Развивать способность анализировать ситуации, чтобы управлять своей жизнью;
- Перенимать различные способы поведения, повысить возможность выборов в жизни;
- Развитие эмпатических способностей участников группы.
Как проходит флэштренинг:
Педагог-психолог формирует группу людей (10-15 человек) со сходными проблемами, которых зацепит один и тот же сюжет. Во время просмотра исследует реакцию зрителей, внимательно следит за их жестами, изменением выражения и даже цвета лица. Потом начинается дискуссия, во время которой обсуждаются переживания и чувства участников флэштренинга - люди пытаются взглянуть на проблему глазами партнера. Именно в такие минуты и видна готовность человека к переменам в жизни.
Этапы флэштренинга:
- участники смотрят видеоролик;
- участники в кругу высказывают мысли и чувства, вызванные затронувшими эпизодами ролика;
- педагог-психолог помогает участникам проанализировать свои жизненные ситуации, осознать свои собственные потребности, актуальные на сегодняшний день;
- участники осознают связь между своими эмоциональными реакциями и своими потребностями;
- участники имеют возможность принять решение о дальнейших действиях, ведущих к удовлетворению своих потребностей.
Видеоролики для флэштренинга создавались мною по актуальным проблемам, с которыми чаще всего приходится сталкиваться педагогу-психологу в работе с учителями и родителями учащихся. Приведу пример одного видеоролика.
Название видеоролика: “Ветер и цветок”.
Тема: Любовь мужчины и женщины.
Цель: Релаксация с целью самоактуализации личности во взаимоотношениях мужчины и женщины.
В ролике использован видеоряд романтического направления, притча неизвестного автора “Ветер и цветок”, музыка рок-группы “Зодиак”.
Общее время видеоролика 5 минут 6 секунд.
Раскадровка
№ п/п | Кадр | Изображение | Длительность (сек.) | Текст на изображении | Музыка |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | 1 | нет | 8 сек. | титры |
|
2 | 2 | <Рисунок1> | 10 сек. | без слов | рок-группа “Зодиак”, композиция “Сатурн”. |
3 | 3 | <Рисунок2> | 10 сек. | без слов | ------------- |
4 | 4 |
<Рисунок3> | 10 сек. | без слов | ------------- |
5 | 5 | <Рисунок4> | 10 сек. | без слов | ------------- |
6 | 6 |
<Рисунок5> | 10 сек. | без слов | ------------- |
7 | 7 |
<Рисунок6> | 10 сек. | без слов | ------------- |
8 | 8 | <Рисунок7> | 10 сек. | без слов | ------------- |
9 | 9 | <Рисунок8> | 10 сек. | без слов | ------------- |
10 | 10 |
<Рисунок9> | 10 сек. | Ветер встретил прекрасный Цветок и влюбился в него. | ------------- |
11 | 11 |
<Рисунок10> | 15 сек. | Пока он нежно ласкал Цветок, тот отвечал ему еще большей любовью. | ------------- |
12 | 12 |
<Рисунок11> | 15 сек. | Но Ветру показалось мало этого, и он решил: | ------------- |
13 | 13 |
<Рисунок12> | 20 сек. | “Если я дам Цветку всю свою мощь и силу, то тот одарит меня чем-то еще большим”. | ------------- |
14 | 14 |
<Рисунок13> | 20 сек. | И он дохнул на Цветок мощным дыханием своей любви. | ------------- |
15 | 15 |
<Рисунок14> | 15 сек. | Но Цветок не вынес бурной страсти и сломался. | ------------- |
16 | 16 |
<Рисунок15> | 15 сек. | Ветер попытался поднять его и оживить, но не смог. | ------------- |
17 | 17 |
<Рисунок16> | 20 сек. | Тогда он утих и задышал на Цветок нежным дыханием любви, но тот увядал на глазах. | ------------- |
18 | 18 |
<Рисунок17> | 15 сек. | Закричал тогда Ветер: | ------------- |
19 | 19 |
<Рисунок18> | 15 сек. | — Я отдал тебе всю мощь своей любви, а ты сломался! | ------------- |
20 | 20 |
<Рисунок19> | 15 сек. | Видно не было в тебе любви, значит ты не любил! | ------------- |
21 | 21 |
<Рисунок20> | 15 сек. | Но Цветок ничего не ответил. Он умер. | ------------- |
22 | 22 |
<Рисунок21> | 20 сек. | Тот, кто любит, должен помнить, что не силой и страстью измеряют Любовь... | ------------- |
23 | 23 |
<Рисунок22> | 15 сек. | ...а нежностью и трепетным отношением. | ------------- |
24 | 24 | нет | 8 сек. | титры | нет |
Данный метод работы с учителями и родителями учащихся, безусловно, обогатит арсенал школьных психологов, поможет взрослым “остановиться”, посмотреть на себя со стороны, чутко прислушаться к себе.
Ссылка на видеоролик к флэштренингу «Ветер и цветок»:
http://www.youtube.com/user/psyhologsova?feature=mhee#p/u/6/HV8JitHs9aU