Родительское собрание в рамках "недели толерантности"

 Данное родительсткое собрание стало финальным мероприятием в цикле "Неделя толерантности". Оно направлено на содействие формированию у родителей убежденности и потребности строить взаимоотношения с детьми на основе принципов толерантности, а также способствовать сознанию родителями, что интолерантное поведение часто является причиной возникновения конфликтных ситуаций.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Сценарий родительского собрания

«Наука жить вместе: говорим о толерантности»

Цели:

         1. Содействовать формированию у родителей убежденности и потребности строить взаимоотношения с детьми на основе принципов толерантности.

2. Способствовать сознанию родителями, что интолерантное поведение часто является причиной возникновения конфликтных ситуаций.

Участники: родители обучающихся в ПЛ-7, психолог.

Приборы и оборудование: компьютер, проектор, рабочие места для четырех микрогрупп (столы, стулья, чистые листы бумаги, ручки, карандаши), схема на доске «Толерантный родитель», музыкальный центр, диск с медленной музыкой, мультимедийная презентация, таблички для участников ролевой игры: «Дети», «Учителя», «Родители, которым нужен совет», «Родители, которые могут дать совет».

Ход собрания

Слайд 1

Психолог:

- Добрый день, уважаемые родители! Тема нашей сегодняшней встречи «Наука жить вместе: говорим о толерантности». Эта тема выбрана не случайно.

Процесс воспитания детей очень сложен и быть выдержанными, терпимыми, терпеливыми и понимающими не всегда просто. Следует помнить, что терпимость – это социально – психологическая черта человека, показатель внутренней силы, условие конструктивного общения. Если мы с вами не будем с детьми общаться терпеливо и конструктивно, то никто не будет. Если мы их этому не научим, то никто не научит. От нас с вами – учителей и родителей – зависит, насколько дети будут успешны в коллективе и окружающем социуме. Они будут везде приняты хорошо, если научатся правильно общаться и спокойно принимать окружающих людей: без унижения и недовольства, а с доверием, вниманием и конструктивной критикой.

Слайд 2-3

Слово «толерантность» вошло в обиход россиян совсем недавно, когда 2003 год был объявлен ЮНЕСКО годом толерантности. Что же это значит? Чтобы выяснить, предлагаю совершить небольшой лингвистический экскурс:
       
- tolerancia (испанский) – способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;

- tolerance (английский) – готовность быть терпимым, снисходительным;

- tolerance (французский) – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

- kuan rong (китайский) – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

- tasamul (арабский) – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, терпение, расположенность к другим;

- толерантность (терпимость) (русский) – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться, принимать существование кого-то, считаться с мнением других, быть снисходительным.

Слайд 4

«Мозговой штурм»

Психолог: Попробуем вместе поразмышлять над вопросом: какими качествами должен обладать толерантный родитель? (родители называют качества, составляя схему «Толерантный родитель»)

Слайд 5

        А теперь я предлагаю вам результаты социологического опроса, который я провела среди учащихся ПЛ-7. Ребятам был задан единственный вопрос: «Какой, в вашем понимании, толерантный родитель?». И вот какие результаты я получила.

Слайд 6

Отсутствие терпимости, великодушия и других качеств, которые вы уже знаете, приводит к интолерантному поведению и как следствие – к конфликту. Конфликтные ситуации, помимо интолерантного поведения, осложняются особенностями возраста подростков (наши с вами дети вступили в период подросткового возраста).

Исследования их внутреннего мира показывают, что одной из самых главных моральных проблем детей этого возраста является несогласованность убеждений, нравственных идей и понятий с поступками, действиями, поведением.

Подростки склонны к спорам и возражениям, не следуют слепо авторитету взрослого. Родители недоумевают и считают, что их ребенок подвергся чужому влиянию. В семьях наступает кризисная ситуация: «верхи» не могут, а «низы» не хотят мыслить и вести себя по – старому, т.е. назревает конфликт.

Однако на пути к толерантности конфликт неизбежен, потому что именно в конфликтной ситуации вырабатывается способность быть терпимым, выдержанным, уважительным.

Как же проявляется интолерантность? Чтобы лучше понять, я предлагаю вам рассмотреть схему.

Слайд 7

        А теперь мы с вами немного поиграем в игру «Почему бы вам не … Да, но …».

Предлагаю вам разделиться на 4 группы:

- «дети»,

- «учителя»,

- «родители, которым нужен совет»,

- «родители, которые могут дать совет» (каждая группа получает карточки с ролью).

Начинают игру «родители, которым нужен совет». Представитель этой группы сообщает всем присутствующим о конфликте, случившемся у него в семье с ребенком, и просит помочь ему советом.

Каждый, кто берется ему помочь, должен начинать свое высказывание словами: «Почему бы вам не …». 

Но группа «родителей, которым нужен совет», отвергает его, начиная соответственно свое высказывание словами: «Да, но …».

Каждая группа предлагает свои идеи (советы) от имени тех ролей, которые они получили. На заключительном этапе игры психолог спрашивает у группы «родителей, которым нужен совет»:

Рефлексия:

- Какие советы ваших помощников действительно могут вам помочь в разрешении конфликтной ситуации?

Слайд 8

Давайте подведем итоги нашей встречи. Чтобы постичь науку жить вместе как толерантные люди мы должны придерживаться некоторых принципов в поведении.

 Итак, принципы толерантного поведения.

1. Отделяйте человека от проблемы. Придерживайтесь мягкого курса в отношении с ребенком, не стойте на жесткой платформе при решении проблемы. Продолжайте переговоры, независимо от степени доверия.

2. Рассматривайте поведение ребенка в конкретной ситуации. Разбирать ситуацию, не давая негативных оценок личности ребенка в целом. Избегать высказываний  типа «Ты всегда …», «Ты вообще …».

3. Концентрируйте внимание на интересах, а не на позициях. Анализируйте интересы, обдумывайте взаимовыгодные варианты.

4. Настаивайте на объективных критериях. Пытайтесь достичь результата, руководствуясь критериями, не имеющими отношения к состоянию воли. Внимательно слушайте доводы ребенка, уступите им, а не давлению.

Задание: А сейчас я предлагаю вам выбрать один из четырех принципов толерантного поведения и на примере проигранной конфликтной ситуации объяснить суть выбранного принципа.

Слайд 9

Уважаемые родители! Очень хотелось бы, чтобы трудности, возникающие на пути к толерантности, были вами успешно преодолены, чтобы всегда находился достойный выход из сложных конфликтных ситуаций и умело владели принципами толерантного поведения. Ну а если вам понадобиться совет или помощь в разрешении каких-либо вопросов, обращайтесь.

В качестве решения родительского собрания предлагаю памятку. Пусть ее советы помогут нам строить с детьми отношения взаимного уважения, любви и доверия.

В заключении, я прошу вас заполнить анкету обратной связи.

Всем спасибо, что пришли сегодня обсудить такой важный вопрос!