Как справиться с последствиями трагедии?

Вора Лидия Ивановна

 

Возраст детей пятого класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости – главного личностного новообразования младшего подростка.

  Путь осознания себя, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и в первую очередь – от семьи, от родителей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Возрастные психологические особенности пятиклассников

  Возраст детей пятого класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости – главного личностного новообразования младшего подростка.

  Путь осознания себя, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и в первую очередь – от семьи, от родителей. Внешне это отчуждение зачастую выражается в негативизме – стремлении противостоять  любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда такое количество конфликтов со взрослыми. При этом негативизм – первичная форма механизма отчуждения, она же является началом поиска подростком собственной уникальности, познания собственного Я. Этому же способствует и ориентированность подростков на установление доверительно-дружеских отношений со сверстниками. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются новые навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, нравственные ценности. Познание Другого, похожего на меня, дает возможность как в зеркале увидеть и понять свои собственные проблемы. Именно в силу психологической ценности отношений со сверстниками происходит замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом, постепенно меняются приоритеты и в стенах школы. Умственная активность подростков высока, но способности будут развиваться только в деятельности, вызывающей положительные эмоции; успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки играют важную роль в этом; высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противоположном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт. Учитывая при этом физиологические особенности пубертатного возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем и т.п.), можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков.

Рекомендации по организации работы с пятиклассниками в начале учебного года.

Меры, облегчающие знакомство детей друг с другом и учителей с детьми.

1. Дети не знают имен учителей – на протяжении первой четверти, приходя на урок, учитель может надеть визитку, на которой крупными буквами написано его имя и отчество.

2. Дети не знают по именам новых учеников – на первой неделе классному руководителю надо познакомить класс с новичками в неформальной обстановке. Можно организовать какую-нибудь совместную деятельность.

3. Классному руководителю следует встретиться с «новенькими» до первого сентября.

4. Чтобы знакомство произошло быстрее (если классы формировались заново), а учителя быстрее запомнили имена детей, можно сделать визитки с именами для всех учащихся.

Меры, способствующие организации работы в классе.

1. Учителям, которые принимают пятый класс после выпускного, следует провести подготовительную работу («переключиться», т.е. настроиться на возрастные особенности пятиклассников, вспомнить методы работы с ними);

2. Всем учителям, работающим с классом, следует прийти на первое родительское собрание, чтобы ознакомить родителей с программой и требования по предмету.

3. рекомендуется в течении первого месяца учебы проверить готовность ребенка к уроку: наличие учебных пособий, тетрадей и т.п. Это поможет выработать у детей навыки подготовки к урокам.

4. Учителям-предметникам следует согласовать равномерно учебную нагрузку по разным предметам; в первую  очередь это относится к домашним заданиям

Меры, способствующие снижению тревожности у детей.

1. В течение первых недель провести экскурсии по школе, показать детям расположение новых для них кабинетов и других помещений.

2. классный руководитель должен составить список правил для дежурных и ознакомить с ним всех учеников.

3.Категорически запрещается задерживать детей после звонка на перемену.

4. необходимо согласовывать требования разных учителей и по возможности выработать единые требования, например:

а) обязательные дисциплинарные требования (правила):

- здороваемся стоя;

- не перебивать учителя;

- поднятая рука – сигнал о вопросе или ответе;

- опоздания не допускаются.

б) организация учебного процесса:

-наличие необходимых учебных пособий;

- соблюдение правил оформления тетрадей (наличие полей, запись даты, надписи «Классная работа» и «Домашняя работа» и т.п.);

в) отношения между детьми; между учителем и ребенком:

- проявлять уважение друг к другу4

- звонить и помогать заболевшим ученикам и т.п.

5. Можно провести с детьми беседу о том, для чего нужен дневник – для записи домашнего задания и (или) выставления оценок? Обязательно рассказать детям, о том, кто ставит оценки в дневник – классный руководитель, или учитель-предметник.

6. Желательно обеспечить каждого ребенка информацией о телефонах и днях рождения одноклассников, именах и отчествах родителей.

7. Можно провести в первые дни учебного года мероприятия (тренинг групповой сплоченности, тематические классные часы и т.п.), снимающие основные проблемы общения детей внутри класса.

8. Желательно участие всех педагогов в налаживании отношений между старшеклассниками и «малышами».

Педагог-психолог Вора Лидия Ивановна



Предварительный просмотр:

Как справиться с последствиями трагедии?

Рекомендации для учителей

Дети оказываются наиболее уязвимы и беззащитны перед лицом катастрофы. Что говорить о ребенке, если взрослому трудно понять и принять событие, которое невозможно ни контролировать, ни предсказать, его нельзя «уладить», разрешить раз и навсегда.

  Что в кризисной ситуации важно знать учителю, к чему быть готовым, чтобы помочь ребенку?

  Острота реакции может зависеть от нескольких факторов:

 1) степень вовлеченности (находился в эпицентре события, сам попал в заложники; среди заложников были родные и близкие; следил за событиями по телевизору);

2) индивидуальные особенности (чувствительность, наличие навыков совпадения);

3) наличие предшествующего травматического опыта (потеря близких, был в роли жертвы или свидетеля катастрофы и пр.).

  Могут наблюдаться следующие реакции.

  Физические: возбуждение (может привести к истощению), повышенная настороженность, мышечная напряженность, прерывистый пульс, повышенное потоотделение, изменение дыхания, расстройство желудочно-кишечного тракта, нарушение сна (трудности засыпания, ночные кошмары, прерывистый сон, слишком долгий или, напротив, короткий), головные и другие боли, необычные жалобы; обострение хронических заболеваний; психосоматика.

  Поведенческие: поведенческая регрессия, изменение пищевого поведения, ограничение социальных контактов вплоть до изоляции, ухода в себя, жесткое следование или отрицание культурных стандартов поведения. Изменения, возникшее вследствие удара по адаптивным способностям, защитам, навыкам. Перемена внешнего вида. Отсутствие контакта глаз. Избегание любых напоминаний, мыслей о происшедшем. Повышение импульсивности поведения. Повышение конфликтности (особенно у подростков). Отказ идти в школу. Создание системы внешних вех стабильности, предсказуемости мира (суеверия, приметы).

  Когнитивные: трудности концентрации и переключения, принятия любых решений, мысль скачет (или напротив, мыслительный процесс замедляется); снижение академической успеваемости.

  Личностные: изменения системы представлений о мире, о себе, о других, подрыв на уровне базовых потребностей – физиологических (вода, питание), в безопасности, защите. Изменение ценностно-смысловой сферы. Удар по чувствам доверия, открытости, безопасности. Сужение перспективы будущего. Мир вдруг оказывается опасным и несправедливым.

  Эмоциональные: общий дистресс, гнев и враждебность, депрессия, тревожность, страх, паника чувство беспомощности и бессилия, обвинения других. Эмоциональная нестабильность (скачки настроения), апатия. Ощущения несправедливости того, что произошло. Злость.

  Следует учитывать:

- то, как обычно ведет себя ребенок;

- культурно-этнические особенности реагирования;

- наличие предшествующего травматического опыта;

- индивидуальные и возрастные особенности.

Действия учителя

  • одно из важных – справиться со своими собственными вполне естественными и объяснимыми чувствами беспомощности, страха, гнева. Без того учитель вряд ли сможет чем-нибудь помочь детям.
  • Поддержка. Восстановление чувства безопасности и доверия. Помочь ребенку справиться со своими чувствами, развить навыки совладения. Мир для него никогда не будет тем же, но и новый мир может стать безопасным и уютным, иметь будущее.
  • Помочь родителям ребенка.
  • Дать возможность говорить, поощрять потребность выговориться, но не заставлять, не принуждать, не торопить, не боятся пауз. Иногда важно просто быть рядом.
  • Не навязывать своих объяснений происшедшего и чувств, переполняющих человека. Не пытаться уверить, что все пройдет и будет хорошо. Скорее всего, так оно и будет, но сейчас человек чувствует совсем другое.

Основные методы, которые может использовать учитель – разговорные, рисуночные, игровые

  • Дать возможность ребенку высказаться, но не принуждать, не торопиться и не торопить, не боятся пауз. Дать понять, что ожидается и чего можно ожидать. Спросить, где был во время трагедии, с кем он был, кто был рядом. Что видел, чувствовал (по всем модальностям) в этот момент. Что делал, как реагировал? Что они думают, ощущают, в отношении того, что произошло?
  • В случаях, когда ребенку трудно или невозможно говорить о происшедшем, нужно использовать рисуночные или игровые методы. В том числе – подвижные игры или релаксацию для снятия напряжения.
  • Иногда разговорные методы плохо работают: это может быть связано с влиянием культуры, в которой не принято открыто обсуждать переживания; некоторым детям не хочется открыто обсуждать свои чувства. В этом случае можно использовать рисуночные методы:

- вместе с детьми нарисовать или написать книгу, посвятить ее погибшим товарищам;

- выпустить газету с рисунками (повесить ее в классе, дать возможность вносить изменения; обращать на нее внимание гостей, фотографировать);

- рисовать разные аспекты случившегося;

- изготовить коллаж на основе рассказа детей о трагедии. Можно использовать вырезки из журналов (это более безопасно), а потом дорисовать то, чего не хватает. Не забудьте сказать, что цель работы – не нарисовать красивую картину, а выразить то, что происходит в душе.

Возможные возрастные особенности реагирования детей

на кризисную ситуацию.

Младший школьный возраст

Симптомы

Помощь

Поглощенность собственными действиями во время события

Помощь в выражении скрытых переживаний события, чувств, мыслей по поводу происшедшего

Специфические страхи, запускаемые воспоминаниями

Помощь в идентификации и выражении воспоминаний, тревог, беспокойства

Пересказы и проигрывание события

Дать возможность говорить и играть, объяснить, что чувства и реакции ребенка нормальны

Нарушения сна

Поддержка в рассказах о снах, выражении чувств

Забота о своей безопасности, безопасности других

Помочь поделиться беспокойством, тревогами, успокоить реалистической информацией

Соматические жалобы

Помочь идентифицировать испытанные во время события телесные ощущения, снятие мышечного напряжения, восстановление дыхания, релаксация

Забота о других жертвах и их семьях

Поощрение конструктивных действий

Подростковый возраст

Взгляд со стороны, стыд, вина, страх

Побуждение к обсуждению события, связанных с ним чувств

Соматические жалобы

Помочь идентифицировать испытанные во время события телесные ощущения, снятие мышечного напряжения, восстановление дыхания, релаксация

Тревожное осмысление своих страхов, чувств уязвимости и других эмоциональных реакций, страх казаться ненормальным

Помощь в осознании своих чувств, в понимании того, что способность переживать такой страх – признак взрослости; поощрение понимания и поддержки в среде сверстников

Посттравматические срывы (злоупотребление алкоголем, наркотики, конфликтное поведение)

Помощь в понимании того, что такое поведение – попытка блокировать свои реакции. Помощь в осознании реакций, расширение представлений о формах совладающего поведения

Резкие изменения в межличностных отношениях

Обсуждение возможных трудностей в отношениях со сверстниками и семьей

Отрицание трудностей, связанных с пережитыми событиями

Дать информацию, где может получить помощь в случае необходимости. Информационная поддержка. Отслеживание состояния.

Радикальные изменения жизненных установок, влияющих на формирование идентичности

Связать изменения установок с влиянием травмы

Педагог-психолог Вора Л.И.