Как справиться с последствиями трагедии?
Возраст детей пятого класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости – главного личностного новообразования младшего подростка.
Путь осознания себя, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и в первую очередь – от семьи, от родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_uchitelyam_5_klassov.doc | 33 КБ |
rekomendatsii_dlya_psikhologov_i_uchiteley.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Возрастные психологические особенности пятиклассников
Возраст детей пятого класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости – главного личностного новообразования младшего подростка.
Путь осознания себя, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и в первую очередь – от семьи, от родителей. Внешне это отчуждение зачастую выражается в негативизме – стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда такое количество конфликтов со взрослыми. При этом негативизм – первичная форма механизма отчуждения, она же является началом поиска подростком собственной уникальности, познания собственного Я. Этому же способствует и ориентированность подростков на установление доверительно-дружеских отношений со сверстниками. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются новые навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, нравственные ценности. Познание Другого, похожего на меня, дает возможность как в зеркале увидеть и понять свои собственные проблемы. Именно в силу психологической ценности отношений со сверстниками происходит замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом, постепенно меняются приоритеты и в стенах школы. Умственная активность подростков высока, но способности будут развиваться только в деятельности, вызывающей положительные эмоции; успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки играют важную роль в этом; высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противоположном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт. Учитывая при этом физиологические особенности пубертатного возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем и т.п.), можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков.
Рекомендации по организации работы с пятиклассниками в начале учебного года.
Меры, облегчающие знакомство детей друг с другом и учителей с детьми.
1. Дети не знают имен учителей – на протяжении первой четверти, приходя на урок, учитель может надеть визитку, на которой крупными буквами написано его имя и отчество.
2. Дети не знают по именам новых учеников – на первой неделе классному руководителю надо познакомить класс с новичками в неформальной обстановке. Можно организовать какую-нибудь совместную деятельность.
3. Классному руководителю следует встретиться с «новенькими» до первого сентября.
4. Чтобы знакомство произошло быстрее (если классы формировались заново), а учителя быстрее запомнили имена детей, можно сделать визитки с именами для всех учащихся.
Меры, способствующие организации работы в классе.
1. Учителям, которые принимают пятый класс после выпускного, следует провести подготовительную работу («переключиться», т.е. настроиться на возрастные особенности пятиклассников, вспомнить методы работы с ними);
2. Всем учителям, работающим с классом, следует прийти на первое родительское собрание, чтобы ознакомить родителей с программой и требования по предмету.
3. рекомендуется в течении первого месяца учебы проверить готовность ребенка к уроку: наличие учебных пособий, тетрадей и т.п. Это поможет выработать у детей навыки подготовки к урокам.
4. Учителям-предметникам следует согласовать равномерно учебную нагрузку по разным предметам; в первую очередь это относится к домашним заданиям
Меры, способствующие снижению тревожности у детей.
1. В течение первых недель провести экскурсии по школе, показать детям расположение новых для них кабинетов и других помещений.
2. классный руководитель должен составить список правил для дежурных и ознакомить с ним всех учеников.
3.Категорически запрещается задерживать детей после звонка на перемену.
4. необходимо согласовывать требования разных учителей и по возможности выработать единые требования, например:
а) обязательные дисциплинарные требования (правила):
- здороваемся стоя;
- не перебивать учителя;
- поднятая рука – сигнал о вопросе или ответе;
- опоздания не допускаются.
б) организация учебного процесса:
-наличие необходимых учебных пособий;
- соблюдение правил оформления тетрадей (наличие полей, запись даты, надписи «Классная работа» и «Домашняя работа» и т.п.);
в) отношения между детьми; между учителем и ребенком:
- проявлять уважение друг к другу4
- звонить и помогать заболевшим ученикам и т.п.
5. Можно провести с детьми беседу о том, для чего нужен дневник – для записи домашнего задания и (или) выставления оценок? Обязательно рассказать детям, о том, кто ставит оценки в дневник – классный руководитель, или учитель-предметник.
6. Желательно обеспечить каждого ребенка информацией о телефонах и днях рождения одноклассников, именах и отчествах родителей.
7. Можно провести в первые дни учебного года мероприятия (тренинг групповой сплоченности, тематические классные часы и т.п.), снимающие основные проблемы общения детей внутри класса.
8. Желательно участие всех педагогов в налаживании отношений между старшеклассниками и «малышами».
Педагог-психолог Вора Лидия Ивановна
Предварительный просмотр:
Как справиться с последствиями трагедии?
Рекомендации для учителей
Дети оказываются наиболее уязвимы и беззащитны перед лицом катастрофы. Что говорить о ребенке, если взрослому трудно понять и принять событие, которое невозможно ни контролировать, ни предсказать, его нельзя «уладить», разрешить раз и навсегда.
Что в кризисной ситуации важно знать учителю, к чему быть готовым, чтобы помочь ребенку?
Острота реакции может зависеть от нескольких факторов:
1) степень вовлеченности (находился в эпицентре события, сам попал в заложники; среди заложников были родные и близкие; следил за событиями по телевизору);
2) индивидуальные особенности (чувствительность, наличие навыков совпадения);
3) наличие предшествующего травматического опыта (потеря близких, был в роли жертвы или свидетеля катастрофы и пр.).
Могут наблюдаться следующие реакции.
Физические: возбуждение (может привести к истощению), повышенная настороженность, мышечная напряженность, прерывистый пульс, повышенное потоотделение, изменение дыхания, расстройство желудочно-кишечного тракта, нарушение сна (трудности засыпания, ночные кошмары, прерывистый сон, слишком долгий или, напротив, короткий), головные и другие боли, необычные жалобы; обострение хронических заболеваний; психосоматика.
Поведенческие: поведенческая регрессия, изменение пищевого поведения, ограничение социальных контактов вплоть до изоляции, ухода в себя, жесткое следование или отрицание культурных стандартов поведения. Изменения, возникшее вследствие удара по адаптивным способностям, защитам, навыкам. Перемена внешнего вида. Отсутствие контакта глаз. Избегание любых напоминаний, мыслей о происшедшем. Повышение импульсивности поведения. Повышение конфликтности (особенно у подростков). Отказ идти в школу. Создание системы внешних вех стабильности, предсказуемости мира (суеверия, приметы).
Когнитивные: трудности концентрации и переключения, принятия любых решений, мысль скачет (или напротив, мыслительный процесс замедляется); снижение академической успеваемости.
Личностные: изменения системы представлений о мире, о себе, о других, подрыв на уровне базовых потребностей – физиологических (вода, питание), в безопасности, защите. Изменение ценностно-смысловой сферы. Удар по чувствам доверия, открытости, безопасности. Сужение перспективы будущего. Мир вдруг оказывается опасным и несправедливым.
Эмоциональные: общий дистресс, гнев и враждебность, депрессия, тревожность, страх, паника чувство беспомощности и бессилия, обвинения других. Эмоциональная нестабильность (скачки настроения), апатия. Ощущения несправедливости того, что произошло. Злость.
Следует учитывать:
- то, как обычно ведет себя ребенок;
- культурно-этнические особенности реагирования;
- наличие предшествующего травматического опыта;
- индивидуальные и возрастные особенности.
Действия учителя
- одно из важных – справиться со своими собственными вполне естественными и объяснимыми чувствами беспомощности, страха, гнева. Без того учитель вряд ли сможет чем-нибудь помочь детям.
- Поддержка. Восстановление чувства безопасности и доверия. Помочь ребенку справиться со своими чувствами, развить навыки совладения. Мир для него никогда не будет тем же, но и новый мир может стать безопасным и уютным, иметь будущее.
- Помочь родителям ребенка.
- Дать возможность говорить, поощрять потребность выговориться, но не заставлять, не принуждать, не торопить, не боятся пауз. Иногда важно просто быть рядом.
- Не навязывать своих объяснений происшедшего и чувств, переполняющих человека. Не пытаться уверить, что все пройдет и будет хорошо. Скорее всего, так оно и будет, но сейчас человек чувствует совсем другое.
Основные методы, которые может использовать учитель – разговорные, рисуночные, игровые
- Дать возможность ребенку высказаться, но не принуждать, не торопиться и не торопить, не боятся пауз. Дать понять, что ожидается и чего можно ожидать. Спросить, где был во время трагедии, с кем он был, кто был рядом. Что видел, чувствовал (по всем модальностям) в этот момент. Что делал, как реагировал? Что они думают, ощущают, в отношении того, что произошло?
- В случаях, когда ребенку трудно или невозможно говорить о происшедшем, нужно использовать рисуночные или игровые методы. В том числе – подвижные игры или релаксацию для снятия напряжения.
- Иногда разговорные методы плохо работают: это может быть связано с влиянием культуры, в которой не принято открыто обсуждать переживания; некоторым детям не хочется открыто обсуждать свои чувства. В этом случае можно использовать рисуночные методы:
- вместе с детьми нарисовать или написать книгу, посвятить ее погибшим товарищам;
- выпустить газету с рисунками (повесить ее в классе, дать возможность вносить изменения; обращать на нее внимание гостей, фотографировать);
- рисовать разные аспекты случившегося;
- изготовить коллаж на основе рассказа детей о трагедии. Можно использовать вырезки из журналов (это более безопасно), а потом дорисовать то, чего не хватает. Не забудьте сказать, что цель работы – не нарисовать красивую картину, а выразить то, что происходит в душе.
Возможные возрастные особенности реагирования детей
на кризисную ситуацию.
Младший школьный возраст | |
Симптомы | Помощь |
Поглощенность собственными действиями во время события | Помощь в выражении скрытых переживаний события, чувств, мыслей по поводу происшедшего |
Специфические страхи, запускаемые воспоминаниями | Помощь в идентификации и выражении воспоминаний, тревог, беспокойства |
Пересказы и проигрывание события | Дать возможность говорить и играть, объяснить, что чувства и реакции ребенка нормальны |
Нарушения сна | Поддержка в рассказах о снах, выражении чувств |
Забота о своей безопасности, безопасности других | Помочь поделиться беспокойством, тревогами, успокоить реалистической информацией |
Соматические жалобы | Помочь идентифицировать испытанные во время события телесные ощущения, снятие мышечного напряжения, восстановление дыхания, релаксация |
Забота о других жертвах и их семьях | Поощрение конструктивных действий |
Подростковый возраст | |
Взгляд со стороны, стыд, вина, страх | Побуждение к обсуждению события, связанных с ним чувств |
Соматические жалобы | Помочь идентифицировать испытанные во время события телесные ощущения, снятие мышечного напряжения, восстановление дыхания, релаксация |
Тревожное осмысление своих страхов, чувств уязвимости и других эмоциональных реакций, страх казаться ненормальным | Помощь в осознании своих чувств, в понимании того, что способность переживать такой страх – признак взрослости; поощрение понимания и поддержки в среде сверстников |
Посттравматические срывы (злоупотребление алкоголем, наркотики, конфликтное поведение) | Помощь в понимании того, что такое поведение – попытка блокировать свои реакции. Помощь в осознании реакций, расширение представлений о формах совладающего поведения |
Резкие изменения в межличностных отношениях | Обсуждение возможных трудностей в отношениях со сверстниками и семьей |
Отрицание трудностей, связанных с пережитыми событиями | Дать информацию, где может получить помощь в случае необходимости. Информационная поддержка. Отслеживание состояния. |
Радикальные изменения жизненных установок, влияющих на формирование идентичности | Связать изменения установок с влиянием травмы |
Педагог-психолог Вора Л.И.