Выступление: "Преемственность между дошкольным и школьным образованием как долгосрочная стратегия комплексного развития школы"
Выступление на районном семинаре "Преемственность между дошкольным и школьным образованием как долгосрочная стратегия комплексного развития школы" 25.02.16 в МБОУ "Бутовская СОШ № 1" Ленинского района Московской области.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_seminare.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Преемственность между дошкольным и школьным образованием как долгосрочная стратегия комплексного развития школы».
Современное состояние образования характеризуется интенсивным поиском наиболее эффективных форм образовательной деятельности, созданием таких условий обучения и развития, которые способствовали бы максимальному раскрытию способностей каждого ребёнка.
Преемственность это последовательный переход от дошкольного образования к школьному, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.
Конструктивной особенностью МБОУ «Бутовская СОШ № 1» является само строение учреждения, д\с и школа единое здание и учреждение, таким образом программа выстроена в соответствии с направлениями образовательной политики школы и учитывает необходимость решения следующих задач:
- Установление связи между программами, формами и методами работы детского сада и школы;
- Развитие творческих способностей;
- Обеспечение сотрудничества педагогов ДОУ и школы;
- Формирование партнёрских отношений родителей с педагогами и специалистами ДОУ.
Нами были определены и реализованы за первые три года работы МБОУ «Бутовская СОШ № 1» три основных направления (в совместной работе) обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием:
• методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев "портрета выпускника", поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ и школы);
• работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий);
• работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе).
Механизм осуществления преемственности, его составные части функционируют с помощью определенных форм и методов, реализуемых в процессе специально организованной деятельности администрации, педагогов ДОУ, учителей начальных классов по созданию условий для эффективного и безболезненного перехода детей в начальную школу.
Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными, и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений участников образовательного процесса.
Формы осуществления преемственности:
1. Работа с детьми:
• экскурсии в школу;
• посещение школьного музея, библиотеки;
• знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
• участие в совместной образовательной деятельности, игровых и развивающих программах;
• выставки рисунков и поделок;
• совместные праздники и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;
• участие в театрализованной деятельности;
• посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе.
2. Взаимодействие педагогов:
• совместные педагогические советы (ДОУ и школа);
• семинары, мастер – классы;
• круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;
• проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
• взаимодействие медицинского работника, психолога, логопеда ДОУ и школы;
• открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
• педагогические и психологические наблюдения.
Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет сотрудничество с родителями:
3. Сотрудничество с родителями:
• совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
• консультации с педагогами ДОУ и школы, встречи родителей с будущими учителями;
• дни открытых дверей;
• анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;
• круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные», заседания родительских клубов;
• образовательно – игровые тренинги и практикумы для родителей.
Результатом плодотворного сотрудничества педагогов начальной школы и дошкольного учреждения, родителей (законных представителей) воспитанников и обучающихся должно быть развитие интегративных качеств дошкольника, которые служат основой для формирования компетенций, необходимых для обучения в школе.
Ожидаемые результаты работы
Реализация поставленных целей и задач должна способствовать:
- повышению качества образования обучающихся школы;
- расширению и осуществлению инновационных процессов в школе, положительно влияющих на рост позитивной мотивации детей по отношению к образованию, более быстрой адаптации первоклассников;
- совершенствованию профессионального мастерства педагогов в направлении освоения и реализации системно-деятельностного подхода, личностно-ориентированных технологий с применением элементов информатизации, здоровьесбережения, способствующих рефлексии, самореализации и саморазвитию личности учащихся;
- максимально полному использованию предметного содержания для достижения целей развития, воспитания, социализации обучающихся;
- обеспечению психолого-педагогического сопровождения детей;
- росту результативности участия обучающихся в различных олимпиадах и конкурсах на всех уровнях;
- эффективной системе взаимодействия школы с общественностью и социальными партнёрами, росту престижа и общественной поддержки школы;
- расширению участия субъектов образовательного процесса в управлении школой.