Выступление: "Преемственность между дошкольным и школьным образованием как долгосрочная стратегия комплексного развития школы"

Илларионова Оксана Витальевна

Выступление на районном семинаре "Преемственность между дошкольным и школьным образованием как долгосрочная стратегия комплексного развития школы" 25.02.16 в МБОУ "Бутовская СОШ № 1" Ленинского района Московской области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_seminare.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Преемственность между дошкольным и школьным образованием как долгосрочная стратегия комплексного развития школы».

Современное состояние образования характеризуется интенсивным поиском наиболее эффективных форм образовательной деятельности, созданием таких условий обучения и развития, которые способствовали бы максимальному раскрытию способностей каждого ребёнка.
Преемственность это последовательный переход от дошкольного образования к школьному, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.

Конструктивной особенностью МБОУ «Бутовская СОШ № 1» является само строение учреждения, д\с и школа единое здание и учреждение, таким образом программа выстроена в соответствии с направлениями образовательной политики школы  и учитывает необходимость решения следующих задач:

  • Установление связи между программами, формами и методами работы детского сада и школы;
  • Развитие творческих способностей;
  • Обеспечение сотрудничества педагогов ДОУ и школы;
  • Формирование партнёрских отношений родителей с педагогами и специалистами ДОУ.

Нами были определены и реализованы за первые три года работы МБОУ «Бутовская СОШ № 1»  три основных направления (в совместной работе) обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием:

• методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев "портрета выпускника", поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ и школы);

• работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий);

• работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе).

Механизм осуществления преемственности, его составные части функционируют с помощью определенных форм и методов, реализуемых в процессе специально организованной деятельности администрации, педагогов ДОУ, учителей начальных классов по созданию условий для эффективного и безболезненного перехода детей в начальную школу.

Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными, и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений участников образовательного процесса.

Формы осуществления преемственности:

1. Работа с детьми:        

• экскурсии в школу;

• посещение школьного музея, библиотеки;

• знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;

• участие в совместной образовательной деятельности, игровых и развивающих программах;

• выставки рисунков и поделок;

• совместные праздники и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;

• участие в театрализованной деятельности;

• посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе.

2. Взаимодействие педагогов:

• совместные педагогические советы (ДОУ и школа);

• семинары, мастер – классы;

• круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;

• проведение диагностики по определению готовности детей к школе;

• взаимодействие медицинского работника, психолога, логопеда ДОУ и школы;

• открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;

• педагогические и психологические наблюдения.

Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет сотрудничество с родителями:

3. Сотрудничество с родителями:

• совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;

• консультации с педагогами ДОУ и школы, встречи родителей с будущими учителями;

• дни открытых дверей;

• анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;

• круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные», заседания родительских клубов;

• образовательно – игровые тренинги и практикумы для родителей.

Результатом плодотворного сотрудничества педагогов начальной школы и дошкольного учреждения, родителей (законных представителей) воспитанников и обучающихся должно быть развитие интегративных качеств дошкольника, которые служат основой для формирования компетенций, необходимых для обучения в школе.

Ожидаемые результаты работы

Реализация поставленных целей и задач должна способствовать:

- повышению качества образования обучающихся школы;

- расширению и осуществлению инновационных процессов в школе, положительно влияющих на рост позитивной мотивации детей по отношению к образованию,  более быстрой адаптации первоклассников;

-  совершенствованию профессионального мастерства педагогов в направлении освоения и реализации системно-деятельностного подхода, личностно-ориентированных технологий с применением элементов информатизации, здоровьесбережения, способствующих рефлексии, самореализации и саморазвитию личности учащихся;

- максимально полному использованию предметного содержания для достижения целей развития, воспитания, социализации обучающихся;

- обеспечению психолого-педагогического сопровождения детей;

- росту результативности участия обучающихся в различных олимпиадах и конкурсах на всех уровнях;

- эффективной системе взаимодействия  школы с общественностью и социальными партнёрами, росту престижа и общественной поддержки школы;

-   расширению участия субъектов образовательного процесса в управлении школой.