Основные направления деятельности педагога-психолога реабилитационного центра

Горецкая Татьяна Сергеевна

Диагностическая работа

Коррекционно-развивающая работа

Психопрофилактическая работа

Консультативно-просветительская деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovnye_napravleniya_deyatelnosti_pedagoga-psihologa.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Основные направления деятельности

Диагностическая работа

Диагностические мероприятия

1

Знакомство с родителями. Установление контакта с ребенком.  

2

Диагностика уровня развития познавательной и сенсорно-перцептивной сферы несовершеннолетних (восприятие, внимание, память, мышление).

3

Диагностика сформированности эмоционально-волевой сферы и личностной сферы.

4

Определение общего психического состояния ребенка.

5

Определение представлений о себе и своей семье. Диагностика  семейных взаимоотношений и разрешению конфликтных ситуаций.

6

Определение основных черт  характера, типа темперамента.  

7

Психодиагностика суицидального риска.

8

 Диагностика интересов и способностей школьников (1-4 классы).

9

Диагностика способностей и склонностей младших подростков.

110

Диагностика профессиональных намерений учащихся 7-9 классов, изучение их психологических особенностей и качеств личности в соотнесении с требованиями выбираемой профессии.

111

Диагностика профессионального и личностного самоопределения учащихся старших классов.

112

Диагностика личностных особенностей детей и подростков  «С помощью мини-игрушек».

Коррекционно-развивающая работа

Виды деятельности

1

Занятия по коррекции познавательной сферы, развитию                                                               познавательной  активности, обогащению  сенсорного опыта.

2

Занятия по коррекции, эмоционально-волевой сферы, поведения,  агрессии,  снижению личностной  тревожности; развитию социального интеллекта; формированию   умений  и  навыков  эффективного взаимодействия  с  социальным  окружением и  развитие  навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми.

3

Занятия по коррекции страхов, тревожности, замкнутости,  развитию мотивационно - потребностной сферы,  повышению уверенности в себе посредством игротерапии, сказкотерапии, арттерапии, песочной терапии, музыкотерапии.

4

Занятия по повышению  активности и самостоятельности; смягчение эмоционального дискомфорта; устранение вторичных личностных реакций, обусловленных агрессивностью, повышенной возбудимостью, тревожной мнительностью.

5

Занятия по пропаганде здорового образа жизни, профилактике наркомании и табакокурения.

6

Коррекция профессионального и личностного самоопределения учащихся старших классов.

7

Занятия по профилактике суицидального риска.

8

Коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции.

9

Коррекция личностных особенностей детей и подростков  «С помощью мини-игрушек». 

Психопрофилактическая работа

Виды деятельности

1

Психологическое просвещение, повышение психологической культуры педагогов.  Целенаправленная систематическая совместная работа педагога-психолога и педагогов.

2

Психологическая профилактика

3

Участие в работе  психолого-педагогического консилиума.

4

Работа по запросу. 

5

Преподавательская и культурно-просветительская деятельность. (Индивидуальные и групповые  профилактические занятия и беседы с несовершеннолетними)

6

Реализация курсов занятий по пропаганде ЗОЖ по возрастным группам

7

Наблюдение за сохранением положительного микроклимата в учебно-воспитательном процессе.

Консультативно-просветительская деятельность.

Консультативно-просветительская работа направлена на разъяснение взрослым и детям психологических знаний, а также помощь в разрешении проблемных ситуаций; оказание конкретной помощи обратившимся взрослым и детям в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем, связанных с собственными особенностями, сложившимися обстоятельствами жизни, взаимоотношениями в семье; помощь в формировании новых установок и принятии собственных решений.

Консультации для педагогов:

  • По результатам диагностической работы;
  • По заполнению карт наблюдения и написанию характеристик;
  • снижению уровня тревожности, агрессивности несовершеннолетних;
  • по вопросам межличностных отношений «ученик-ученик, ученик-учитель»;
  • по вопросам взаимодействия с гиперактивными детьми;
  • по способам и методам изучения личности ребёнка;
  • по предупреждению возможных социально-психологических проблем;
  • по созданию благоприятного психологического климата;
  • по выявлению детей группы риска;
  • разработка конкретных рекомендаций педагогическому персоналу.

Консультации для родителей 

Психологическое просвещение, повышение психологической культуры  родителей, формирование запроса на психологические услуги и обеспечение информацией по психологическим проблемам:

  • по результатам психологической диагностики;
  • по вопросам межличностных отношений в семье;
  • по вопросам возрастных особенностей развития детей; на создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения несовершеннолетних  на каждом возрастном этапе;
  • по вопросам разрешения конфликтных ситуаций в семье;
  • по вопросам личностно-профессионального самоопределения подростков;
  •  обеспечение условий оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень;
  •  предупреждение возможных осложнений в психическом развитии и становлении личности в процессе непрерывной социализации;
  • на формирование у родителей потребности в психологических знаниях; желания использовать их в интересах собственного развития;
  • на  своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта;
  • рекомендации  родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания и развития детей.

Консультации для несовершеннолетних:

- по вопросам межличностных отношений в семье и школе;

-школьные проблемы: трудности усвоения материла;

 -конфликты с педагогами;

-несчастная любовь,  сложности и трудности в  отношениях;

-по вопросам жизненного и профессионального самоопределения;

-по определению дальнейшего профессионального обучения в связи с его дифференциацией.

Применение цифровых образовательных ресурсов.

Информационные технологии  применяются  во всех сферах деятельности психолога, особенно в проектировочной деятельности. Огромный объем работ по сбору, анализу, систематизации данных, их четкой статистике, установлению коэффициента корреляции осуществляется с помощью ИТ, и те опросники и тесты, статистические выкладки, которыми оперирует современный психолог во многом заслуга ИТ. Повышение эффективности работы психолога за счет быстроты обработки данных и получения результатов тестирования.  

Сейчас в глобальной сети интернет в общем доступе находится огромное количество специализированной литературы, психологических тестов, которые можно пройти в режиме он-лайн.  И все эти ресурсы могут быть использованы психологами в целях повышения квалификации и саморазвития, для оформления наглядной информации для памяток и буклетов, подготовке к родительским собраниям и педагогическим советам.

 danilova.ru - большое число презентаций для коррекции и развития детей: цвета, формы, длины, парные предметы, свойства предметов, противоположности, к сказкам.

  • school-collection.edu.ru –единая коллекция ЦОРов.
  •  portalschool.ru – российский образовательный портал.
  • pedlib.ru - педагогическая библиотека, постоянно пополняющееся собрание литературы по всем наукам, имеющим отношение к воспитанию и обучению детей.
  •  psycheya.ru – библиотека статей, текстов по психологии.
  • psychology.net.ru – новости психологии, тренинги, семинары, психологические тесты, психологический форум, библиотека, психологический клуб, коллекция рефератов.
  • psihologu.info  - энциклопедия школьного психолога, психологические игры и упражнения на развитие внимания, памяти, мышления и коррекцию эмоциональной сферы личности, нарушений общения, научные и популярные статьи, книги, ссылки на полезные ресурсы по психологии.
  • psylesson.ru - уроки психологии в школе с 1 по 11 классы. К каждому уроку прописаны: цель, задачи, ход урока, вывод, контрольные вопросы и домашнее задание.
  • psygorodok.org.ua - психологические методики на внимание, память, мышление и эмоциональную сферу личности.
  • org.ua - психологические методики, игры и упражнения на развитие внимания, памяти, мышления и коррекцию эмоциональной сферы личности, нарушений общения, научные и популярные статьи, книги, ссылки на полезные ресурсы по психологии.
  • effecton.ru – большая коллекция тестов.
  • invalid-detstva.ru - описание проблем, возникающих у детей, материалы для выступлений перед учителями и родителями.
  • ikprao.ru - сетевое издание по коррекционной педагогике и специальной психологии: научно-методический журнал.
  • http:www.edu.ru- Федеральный портал «Российское образование».
  • collection.edu.ru - сборник методических разработок для школы на российском образовательном портале Министерства образования и науки российской федерации.
  • festival.1september.ru - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».

Использование мультимедийных средств 

- ноутбук - наличие персонального компьютера на рабочем месте педагога-психолога избавляет его от массы проблем, ну а в психодиагностике он просто незаменим.  С помощью конструктора тестов психолог может набирать и преобразовывать любые профессиональные текстовые методики в компьютерный вариант и перестанет тонуть в ворохе бумаг,  предложив  не только индивидуальное, но и групповое компьютерное тестирование, которое значительно облегчит его работу.

- мультимедийные презентации, слайд-шоу - удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. те факторы, которые могут долго удерживать внимание ребенка; широко используются во всех направлениях деятельности психолога;

- интерактивная доска с проектором - используется  в организации образовательного процесса, индивидуальной и подгрупповой коррекционно- развивающей работы, а так же для проведения презентаций на семинарах и  тренингах.  Интерактивный проектор позволяет использовать поверхность доски в интерактивном режиме.

- СД фильмы - кинотерапия и кино-видеотерапия позволяют формировать и развивать эстетические и этические чувства, потребности, ценности, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; помогают анализу и проработке собственной жизненной ситуации через посредника, то есть киноперсонажа: главного или второстепенного, реального или символического, одушевлённого или неодушевлённого, психологичеси близкого или чужого, психологически комфортного или дискомфортного. Снимает сложности, возникающие при проведении социально-психологического тренинга на собственно личностном материале, поскольку обсуждаются проблемы киноперсонажей, а не их личные в коммуникативных ролях «Я – наблюдатель», «Я – другой»,  «Я – объективный наблюдатель за собой и другими».

В просветительской деятельности  психолога информационные технологии делают работу более интересной и продуктивной.