«Особенности психологического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации»
В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», особое место отведено вопросу доступности образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В рамках реализации этой концепции разработана и утверждена программа конкретных мероприятий в данной статье представлен алгоритм психолого-медико-индивидуального сопровождения в образовательной организации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
особенности сопровождения ребенка с ОВЗ | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
педагог-психолог МБОУ «СШ№15»
Махмутшина Лариса Мавлетяновна
Тема «Особенности психологического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации»
В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», особое место отведено вопросу доступности образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В рамках реализации этой концепции разработана и утверждена программа конкретных мероприятий на 2010‒2015 гг., в которой предусматривается возможность получения образования для лиц с ОВЗ в любом из выбранных ими образовательных учреждений. Также в Концепции модернизации российского образования отмечается, что «дети с ограниченными возможностями здоровья должны обеспечиваться медико-социальным сопровождением и специальными условиями для обучения в общеобразовательной школе по месту жительства».
Алгоритм психолого-медико-индивидуального сопровождения в образовательной организации представляется следующим образом:
- Выявление и анализ имеющихся проблем и причин вторичных отклонений у ребенка (на уровне школьного психолого-педагогического консилиума)
- Определение возможности интеграции конкретного ребенка, а также условий и форм его интеграции
- Составление плана интегрированного обучения, включая:
- определение вида и объема необходимой коррекционно-развивающей помощи (образовательной, медицинской и др.)
- частоту, время и место оказания специальной коррекционной помощи различными специалистами;
- оказание дополнительной специальной помощи.
4. Проведение предварительной работы, направленной на подготовку к интегрированному обучению в условиях общеобразовательной школы (под контролем ПМПК): с ребенком и его родителями, учащимися и педагогами.
5. Разработка индивидуальных коррекционных программ и маршрутов в зависимости от уровня знаний, возможностей и способностей ребенка
6. Организация и реализация образовательного процесса в условиях интегрированного обучения
7. Систематическое сопровождение образовательного процесса в условиях интеграции
8. Оценка результатов обучения (совместно специалистами)
9. Анализ выполненных рекомендаций всеми участниками образовательнго процесса
10. Анализ перспектив дальнейшего развития интегрируемого ребенка и возможностей учреждения в реализации этих перспектив.
Однако более всего на интеграцию и развитие инклюзивного образования влияет психологическая неготовность общества к принятию людей с ограниченными возможностями здоровья, страхи, интолератность, низкая информированность об особенностях таких людей. Родители здоровых детей часто выражают протест против обучения в их классе «особых» учеников и прививают подобные установки своим детям, в результате часто ребенок с ОВЗ оказывается «белой вороной», аутсайдером, что сказывается как на самопринятии ученика, так и на адаптации его в школьной системе в целом. Готовность к принятию подростками сверстников с особенностями в здоровье не происходит естественным путем, необходимо проведение специальной работы .
Основная цель работы психолога по формированию готовности к принятию детей с ОВЗ – это формирование установок понимания и принятия чужого мнения, толерантности, эмпатии, способности налаживать контакты; улучшение отношения подростков к людям с проблемами в здоровье, стремление показать, что ограниченные возможности не являются основанием для отторжения человека, что он такой же, как и все остальные, и должен иметь равные права и возможности.
В качестве основных задач можно выделить:
1) осознание собственной уникальности и уникальности других;
2) развитие умения понимать чувства, эмоции, действия, отношение других людей;
3) овладение умением сопереживать через установление эмоционального контакта и регулярного общения;
4) информирование об особенностях людей с ОВЗ и о том, какие приспособления и условия позволяют им вести самостоятельную жизнь, информирование о жизни таких детей, их правах и возможностях, о том, какими видами спорта и творчества они могут заниматься.
Для реализации данной системы задач используются различные методы и формы работы психолога в образовании:
1) тренинговые занятия, на которых используются ролевые игры, помогающие лучше понять особенности людей с ОВЗ (например, «Слепой и поводырь»), игры и упражнения на формирование эмпатии и принятия Другого (например, упражнения «Друг для друга», «Мы так похожи»), упражнения по работе с гневом, обидой (например, упражнения «Копилка обид, «Обиженный человек», «Детские обиды»); коммуникативные и перцептивные игры (например, «Зубы дареного коня», «Я знаю, что тебе снилось», «Мне не встать без твоей руки»);
2) психологические дилеммы, которые могут использоваться как на классном часу, так и на тренинговых занятиях;
3) совместные занятия для понимания особенностей людей с проблемами в развитии. На совместных занятиях поднимаются следующие темы, касающиеся людей с ОВЗ: стереотипы по отношению к людям с ОВЗ; подходы к пониманию проблем инвалидности (традиционный, социальный); доступная архитектурная среда для людей с проблемами в здоровье; язык и этикет в общении с детьми с ОВЗ; возможности людей с ограниченными возможностями; инклюзивное образование.
4) организация совместной деятельности подростков с детьми с ОВЗ на мероприятиях различного характера: культурно-массовых, трудовых, подготовка к учебной деятельности.
Работа психолога по формированию готовности принятия детей с особенностями в здоровье невозможна без взаимодействия с классным руководителем, родителями учащихся и администрацией. Классному руководителю всегда принадлежала стержневая роль в формировании личности ребенка, раскрытии его самобытности, способностей и потенциальных возможностей, в защите прав и отстаивании его интересов.
Задачи, которые ставит перед собой школьный психолог при работе с классным руководителем, в классе которого есть «особый» ученик:
1) обучить методам саморегуляции и отреагированию собственных отрицательных эмоций;
2) выступить координатором сотрудничества триады «особый» ребенок – учитель – родитель», а также координатором эффективного взаимодействия всех учащихся класса;
3) дать представления об особенностях психического развития инклюзивного ребенка, его особенностях поведения, оптимальных способах восприятия учебного материала;
4) дать рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в классе с инклюзивным ребенком, отслеживая эффективность данных рекомендаций;
5) обучить эффективным средствам предотвращения и разрешения конфликтных ситуаций в классе, в том числе с участием «особого» ребенка и его родителей;
6) способствовать самообразованию и самосовершенствованию классного руководителя в области специальной психологии и коррекционной педагогики.
При организации сопровождения родителей в условиях перехода к инклюзии мы считаем целесообразным выделить три основные составляющие в работе с родителями:
- поддержка родителей детей с особыми образовательными потребностями при переходе к инклюзивному образованию;
- подготовительная работа с родителями здоровых детей;
- совместные занятия.
Основу работы с родителями здоровых детей должен составить цикл занятий, направленных на развитие толерантности. Родители здоровых детей часто выражают опасение в том, что развитие их ребенка может задерживаться присутствием тех, кто требует значительной поддержки. Вполне типична ситуация, при которой родители здоровых детей не хотят инклюзии, потому что боятся, что дети с инвалидностью окажут какое-то негативное влияние на их здоровых детей. Основная причина страха в этом случае – стереотипы, барьеры, возникающие в условиях информационного цейтнота.
Таким образом, проведение целой системы специальной работы школьного психолога по формированию готовности к принятию подростками сверстника с ограниченными возможностями здоровья, позволит успешно адаптироваться последним, сформировать толерантную личность, способную к эмпатии, интенсивно вводить инклюзивное образование.
ЛИТЕРАТУРА
1. Арчакова Т. О. Инклюзия: задача для педагога [Электронный ресурс] // URL:http://psyjournals.ru/articles/21274.shtml.
2. Вачков И. В. Здоровый школьник и ребенок-инвалид // Здоровье детей. № 2. 2004. С. 34‒37.
3. Малофеев Н. Н. Почему интеграция в образование закономерна и неизбежна // Альманах ИКП РАО, № 11/2007.
4. Сорокоумова, С. Н. Психологическое сопровождение инклюзивного образования дошкольников с ограниченными возможностями здоровья: Автореф. дис … д-ра психол. наук. Н. Новгород, 2011.
Комментарии
Статья опубликована в журнале "РОСОБР"
Данная статья опубликова в электронном журнале РОСОБР, выпуск 17, 2018 г.