Советы психолога. Актуальные вопросы во время карантина.

Горецкая Татьяна Сергеевна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вопрос: - «Как справиться с тревожными  мыслями в период карантина?».

Ответ:

Наша тревога небезосновательна - много разноплановых и одновременно происходящих изменений,  отсутствие определенности на фоне противоречивых прогнозов, переизбыток поступающей информации, обрабатывать которую мы не успеваем. Скорость изменения мировой ситуации не дает возможности адаптироваться к изменениям. Жить в постоянно меняющейся ситуации - крайне непросто. 

Несколько важных советов:

1. Необходим переход от пассивного ничегонеделания к активному формированию заложенного жизненного пути, ведь человек – «кузнец своего счастья». Вспомним притчу о лягушках в горшке с молоком: пассивная тонет, активная плавает, движением сбивает масло и выбирается наружу.

2. Сначала необходимо прийти в состояние готовности к изменениям. Понаблюдайте за своими знакомыми (когда внешняя демонстрация силы свидетельствует лишь о скрываемой слабости. И, наоборот, вспомнить ситуации, когда, оставаясь внешне слабым, без видимой защиты, человек мог противостоять трудной ситуации, сохранять устойчивость и душевное равновесие).

3.Избегайте информационного перенасыщения - это позволит не заражаться чужой паникой. Сократите до минимума любые беседы, вызывающие у вас тревогу или панику.

4.Опирайтесь на факты и собственную позицию. Достоверную информацию о вирусе, группах риска и мерах профилактики - можно получить на сайте ВОЗ.

         5.Не пренебрегайте спортом: физическая активность помогает снизить уровень тревоги.

6. Вспоминайте хорошее. Не теряйте чувства юмора! Юмор является зрелой психологической защитой, позволяющей избавиться от избыточного эмоционального напряжения и справиться с тревогой. Шутите, смотрите добрые, смешные фильмы - это благотворно скажется на вашем психоэмоциональном состоянии.

7. Необходимо научиться видеть и осознавать как внутреннюю, так и внешнюю помощь и научиться ее принимать. Рассмотрим данную ситуацию,  как возможность приобретения нового опыта, нового качества, определение ее смысла и обучающего воздействия.  

Здоровья ВАМ! Психического и эмоционального!

 Педагог-психолог: Горецкая Т.С.

Вопрос: «Как защитить свое психологическое здоровье?»

Ответ:

Далеко не все люди имеют необходимые ресурсы для разрешения трудной ситуации самостоятельно. Многие люди  не ощущают счастья и радости жизни, что довольно часто является причиной психосоматических заболеваний. Защитить свое психическое здоровье во время вспышки коронавируса не менее важно, чем физическое благополучие.

 Приведем цитируемую Э.Йоманс историю Хью Пратера:

Речь в ней идет о человеке, который попал на небеса и рассказывает Богу о своей жизни. «Благодарю тебя за помощь, что ты оказывал мне», - говорит он, окидывает взором расстилающийся внизу мир и видит две пары следов в тех местах, где он и Бог шли бок о бок друг с другом. Но тут ему вспоминаются мрачные периоды его жизни, он снова глядит вниз и замечает лишь одну пару следов. «Но где же ты был, - вопрошает он, - когда я так нуждался в Тебе больше всего? Ведь на песке отпечатки только одних моих ног». И Бог отвечает: «Именно тогда я нес тебя на руках».

Мы много переживаем относительно того, как будет развиваться ситуация, и переживаний за своих близких.

Как нам быть:

1.Для начала нужно   избавиться от традиционного отрицательного взгляда на трудную ситуацию,  как ненужную и требующую немедленного разрешения. Принятие трудной ситуации  - вот главный итог ее рассмотрения.

2.Человек должен уметь успешно справляться с внешними и внутренними трудностями, он в равной мере должен быть готов к испытанию «медными трубами» и к резкому ухудшению обстоятельств жизни. Жизненный путь человека напрямую связан с активностью личности. Именно активность является одной из центральных характеристик человека, позволяющих преодолевать жизненные трудности без ущерба для здоровья.

3.Часто мы замечаем предлагаемой нам помощи лишь потому, что не готовы и не умеем ее замечать. Помощь же может принимать самые разные формы: в виде сновидения или журнала, случайно купленного в киоске. А может что-то перевернет в душе пролетевшая птица и т.п.  

В конце концов, ваша главная задача - выжить сейчас и жить дальше. Крепкая психика ещё пригодится.

Успехов  ВАМ и терпения!

 Педагог-психолог: Горецкая Т.С.

Вопрос: «Почему ничего не хочется делать на карантине?».

Ответ:

Карантин - период, в который наша главная задача очень проста: выжить, по возможности не заболеть, а также не заразить других людей. Пандемия нового вируса - очень сложное время. Ни у кого нет опыта переживания этого. Мало кто  из нас переживал подобное в своей жизни, и каждый справляется с ситуацией так, как может. Это требует большого внутреннего ресурса. Плюс пребывание дома, изоляция, ощущение несвободы и отсутствие доступа к привычным местам, людям и удовольствиям. Всё это огромная нагрузка на психику. Мозг обрабатывает её, и у него может не оставаться ресурса на новые знания. Дайте ему справиться с тем, что есть. Вспомните первые дни карантина. Мы планировали заняться тем,  на что не было время в повседневности: прочитать книги, спортом, генеральной уборкой и т.п.  Но, как показывает опыт, реализовать задуманное получается не у всех. Давай посмотрим почему:

1.Мы находимся в  ситуации – кризиса: наша психика, работает в режиме перенапряжения. Наши внутренние ресурсы, направлены на переработку чувств и эмоций, возникающих сегодня. Пока мы не преодолеваем внутри себя кризис, пройдя от отрицания до принятия, мы блокируем силы, которые можно направить на занятия любимым делом. Переработав свои тревоги, мы сможем получить энергию на развитие.

2.У нас нет времени побыть наедине с собой и заняться любимым делом. Но даже в маленьком пространстве, можно взять листок бумаги и порисовать, или просто побыть в своих мыслях. Попробуйте выделить хотя бы 10-30 минут в день, когда вы будете делать то, что вы хотите. Можно договориться с домашними,  и попросить их, не отвлекать вас в течении какого-то времени.

3.Мы не следим за выполнением дел, поэтому занимаемся всем, но не тем, что запланировали. Но все же  желание что-то не делать сильнее, чем что-то делать. Вероятнее всего настало время подумать о себе. Карантин для многих, это время, чтобы принять себя в бездействии.

Вы живы и здоровы и вы заботитесь о близких, друзьях. У вас есть возможность позвонить родителям, быть больше времени с детьми. Занимаетесь домашними делами не спеша. Разве  этого мало? Возможно, вы справились с тем, на что давно не было времени.

 Если вы с этим справляетесь, то похвалите себя скорее, и пусть это будет мотивацией завтра стараться ещё больше.

Педагог-психолог: Горецкая Т.С.

Вопрос: «Как помочь  подростку  пережить кризис в  ситуации карантина?».

Ответ:     

У наших детей с определенного возраста появляется своя личная жизнь, в которую не всегда заглянешь, как в открытую книгу. И далеко не всегда они готовы делиться с взрослыми своими мыслями. Для подростка, в силу возрастных особенностей, кризисной может стать любая ситуация, которую лично он переживает как неразрешимую. Нередко дети скрывают свои переживания от родителей или находятся в оппозиции к ним, поэтому постарайтесь также общаться с друзьями ребенка и  их родителями, учителями в школе. Часто дети не хотят расстраивать родителей и отвечают, что у них «все нормально», «ничего страшного». 

Как пережить кризисные ситуации в жизни подростка  вместе:

- Разговаривать, поддерживать эмоциональную связь с подростком.

- Выражать поддержку способами, близкими и понятными именно вашему ребёнку (это могут быть объятия, совместные занятия, подарки, вкусная еда, похвала и др.).

- Направлять эмоции ребёнка в социально приемлемые формы (агрессию в активные виды спорта, физические нагрузки; душевные переживания в доверительные разговоры с близкими, творчество, поделки).

- Стараться поддерживать режим дня подростка (сон, режим питания). Чаще давать подростку возможность получать радость, удовлетворение от повседневных удовольствий (вкусная еда, принятие расслабляющей ванны, красивая одежда, поход на концерт, в кафе и т.д.); помнить, что вещи, приносящие удовольствие, не менее важны, чем учёба и дела по дому.

- Помогать конструктивно решать проблемы с учёбой. Помнить, что физическое и психологическое благополучие ребёнка важнее школьных оценок.

- Научиться самому и научить ребенка применять навыки расслабления, регуляции своего эмоционального состояния в сложных, критических для него ситуациях.

- Дать ребёнку возможность высказаться и говорить только тогда, когда перестанет говорить он

Основные принципы разговора с ребёнком, находящимся в кризисном состоянии:

  • Успокоиться самому.
  • Уделить всё внимание ребёнку.
  • Вести беседу так, будто вы обладаете неограниченным запасом времени и важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет.
  • Избегать нотаций, уговаривания, менторского тона речи.

При необходимости обращаться за консультацией к специалисту (неврологу, детскому психологу, психиатру, семейному психологу - в зависимости от ситуации).

Педагог-психолог: Горецкая Т.С.

Вопрос: - «Как использовать время во время карантина себе  на пользу?».

Ответ:

 Вы всей семьей на карантине, используйте это время для укрепления отношений, и установления психологически здорового климата.

Начнем с упражнения для гармонизации психологического состояния через самовыражение и самопознание. Это упражнение успокоит и вызовет положительные эмоции, которые сейчас нам так необходимы: вы переносите негативные чувства на бумагу, тем самым высвобождая свои тело и ум:

1. Рисуем спонтанно,  интуитивно.

2. Не пытайтесь интерпретировать рисунки других, особенно членов семьи. О рисунке может рассказать только тот, кто его нарисовал. А всё, что вы видите в рисунках других – это ваша проекция и ваша интерпретация.

Приготовьте лист бумаги формата А4 и больше, краски, кисти, воду для промывания кистей, включите приятную музыку.

Определите, какие негативные чувства вы испытываете к данной ситуации с коронавирусом или карантином: страх, тревогу, грусть, апатию, возможно гнев или раздражение. Подумайте , где  находится это чувство, как выглядит, какую структуру имеет, на что похоже, какого цвета.

Перенесите этот образ на бумагу и посмотрите на него со стороны. После завершения рисунок можно разорвать, тем самым избавиться на символическом уровне от негативной эмоции. А можно добавить элементы, которые сделают ваш рисунок смешным или нелепым, тем самым нейтрализуя негативное чувство.

Карантин может быть совсем не скучным, если использовать его для дополнительного образования: наконец-то появилось время для просмотра давно отложенных фильмов, чтения книг, изготовления поделок. 

Сейчас многие музеи мира на своих сайтах позволяют бесплатно отправиться в виртуальную экскурсию по своим залам. Можно посмотреть на собрание Лувра, не выходя из квартиры, обсудить с ребенком увиденное.

Успехов вам!

Педагог-психолог: Горецкая Т.С.

Вопрос: - «Как научиться думать позитивно?».

Ответ:

Сегодня мы подскажем вам, как много хорошего происходит в нашей жизни каждый день, научим  вас испытывать больше положительных эмоций и формировать оптимистичный способ мышления для гармоничного прохождения жизненных кризисов.

Вместо того, чтобы перед сном прокручивать в голове негативные новости и события дня, вы направляете свое внимание на положительные эмоции.

Предлагаю вам упражнение, которое можно делать всей семьей:

 В конце дня надо вспомнить три хорошие вещи, которые с вами произошли за день. И почему они с вами произошли. Поделиться этими мыслями со своими близкими,  сосредоточиться на положительных моментах.

Это упражнение формирует позитивное мышление. Когда вы вспоминаете и перечисляете хорошие моменты вашего дня, вы еще раз испытываете положительные эмоции, а их влияние на психику сложно переоценить.

Доказано, если выполнять это упражнение каждый день, уменьшается тревожность, повышается удовлетворенность жизнью, улучшается сон.

Таким образом,  вы можете создать одну из семейных традиций.

Удачи вам!

Педагог-психолог: Горецкая Т.С.

Вопрос: «Как уберечь себя и близких не только от болезни, но и от психологического давления?».

Ответ:

Страх естественная, защитная реакция нашего организма от опасностей и  в данной ситуации нам нужно уберечь себя и близких не только от болезни, но и от психологического давления.

 Что мы можем сделать в условиях карантина - улучшать свое физическое и психологическое здоровье. Переместить внимание с тревоги на конкретные действия:

- Начать можно с правильного питания. Не ешьте за 3 часа до сна, ложитесь и просыпайтесь пораньше.

- Хорошо высыпайтесь!

-Не читайте и не обсуждайте на ночь негативные новости.

- Включите ежедневную физическую нагрузку в распорядок дня, начните с длительных прогулок.

-Сейчас очень много приложений, которые считают шаги, предлагают занятия всего лишь по 10 минут в день – воспользуйтесь.

- Сведите к минимуму разговоры о коронавирусе.

-  При негативных мыслях отвлекитесь: сделайте 10 приседаний или отжиманий.

- Займитесь творчеством, которое поможет снять тревогу и гармонизировать эмоциональное состояние.

       -Переключайтесь, ищите возможности, как использовать время «кризиса» себе во благо!

       Берегите себя!

       Педагог-психолог: Горецкая Т.С.

Вопрос: Как объяснить ребенку, почему никуда нельзя? 

Ответ:

Все зависит от возраста ребенка: для малыша можно превратить карантин в игру: важно объяснить ребенку, почему ввели карантин, для чего он нужен, при этом не пугать детей излишней драматизацией и самим не поддаваться панике, потому что маленькие даже невербально чувствуют настроение родителя.

С подростками можно говорить подробнее о социальной ответственности не только за себя, но и за наиболее слабых и уязвимых людей. Они, конечно, в силу возраста склонны недооценивать опасности, поэтому нужно говорить серьезно. 

Спокойствия Вам!

Педагог-психолог: Горецкая Т.С.

«Как увидеть хорошее в плохом? Советы психолога тем, кто на карантине»

Помочь справиться с негативом может позитивное мышление. Оно должно стать образом жизни. Ведь на самом деле позитив можно найти везде и во всём. Даже в самых негативных событиях всегда есть положительное зерно.

 У детей постоянный дефицит родительского внимания. Когда мы работаем, мы встречаемся только с утра, за завтраком и по дороге в детский сад или школу, и вечером, когда на игры и качественное общение нет ни времени, ни сил. Карантин - отличная возможность побыть вместе с ребенком.

 Чего нам всем сейчас не хватает больше всего - прикосновений, объятий родных, любимых и просто близких нам людей. Ведь многие вынуждены на время карантина не видеться со своими родными, соответственно и все контакты с ними тоже ограничены. Конечно, так хочется обнять или хотя бы просто взять за руку близкого тебе человека, но  нельзя. Очень важно, чтобы рядом с вами в этот период присутствовали родные и близкие. Если даже между вами  расстояние, но при этом поддерживаете друг друга  морально, добавляете  сил пережить все это. Так что помогите друг другу поверить в то, что в конце концов,  все снова будет хорошо, возможно, даже еще лучше, чем было раньше.

Очень важно присутствовать «здесь и сейчас», почувствовать этот самый момент. Просто жить этим моментом, но при этом не забывать верить и надеяться на лучшее.

Как же нам всем сейчас не хватает пространства... Да, иметь возможность свободы - это очень важная потребность каждого человека. Но так как сейчас, во время карантина, наше пространство является достаточно ограниченным, тогда стоит попробовать хотя бы сделать его максимально уютным и комфортным. Сделайте свое пространство таким, чтобы вам хотелось там находиться.

Поэтому если у вас есть такая возможность и вы живете под одной крышей со своими родными, то прямо сейчас пойдите и просто скажите им, что вы их любите! Цените эти мгновения! И помните, что скоро все закончится, и вы по-новому посмотрите на такие, казалось бы, когда-то обычные и обыденные вещи, как прогулку, объятия и поцелуи. Поэтому цените все то, что у вас есть прямо сейчас и всегда верьте в лучшее.

Таким образом, если во всём, что случилось плохого, вы научитесь находить что-то хорошее, и это станет правилом вашей жизни, то вы легко сможете справляться с негативом в дальнейшем. А значит, в плохом научитесь видеть не только негативное, но и сможете концентрироваться на хорошем.

Удачи Вам!

Педагог-психолог: Горецкая Т.С.