Психологический комфорт в группах

Материал поможет при планировании развивающей среды в группах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskiy_komfort_v_gruppah.docx22.26 КБ

Предварительный просмотр:

«Создание психологического комфорта в группах детского сада».

В настоящее время обеспечение психологического  комфорта  является одним из требований, предъявляемых к организации образовательного процесса, а также одним из показателей качества образования.

Введение

Что такое здоровье?  (ответы воспитателей).

ВОЗ: Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Психологическое здоровье ребёнка: совокупность способностей и качеств ребёнка, которые позволяют безболезненно адаптироваться в группе.

Проявляется оно отсутствием отклонений в развитии личности, благополучным эмоциональным самочувствием и внутренним душевным комфортом.

Уровни  психического здоровья

  1. Креативный уровень (высокий)

Устойчивая адаптация к условиям группы. Преодолевание стрессовых ситуаций сохранением активности.

  1. Адаптивный (средний).

В целом дети адаптированы, но имеют высокую тревожности.

  1. Дезадаптивный (низкий)

Дети, чей стиль поведения, характеризуется стремлением приспосабливаться к окружающим условиям в ущерб своим возможностям и желаниям. Может быть и наоборот, когда дети пытаются подчинить окружение под свои потребности, используя наступательные позиции.

Основная часть

От кого зависит психологический климат в группе? От всех участников образовательного процесса, но в первую очередь от воспитателей. И в первую очередь от стиля педагогического общения.

Анкетирование воспитателей «Стили педагогического общения».

Стили педагогического общения.

  1. Авторитарный стиль

Педагог придерживается директивного  общения. Это педагог – организатор, руководитель, а дети – исполнители. Они обязаны внимательно слушать, наблюдать, запоминать, выполнять, отвечать. Воспитатель недооценивает детей, их возможности и способности. Как результат безинициативность  детей, несамостоятельность. Не признает свои ошибки.

  1. Либеральный (попустительский) стиль.

Уход от прямого руководства группой. Не  проверяет выполнены ли требования, часто идёт на поводу желаний  детей. Ситуативен, непоследовательный. Слишком переоценивает детей. Не боится признавать свои ошибки, но постоянно их допускает.

  1. Демократический стиль

Воспитатель учитывает особенности возраста детей и оптимально делить функции между собой и детьми. Изучает детей, их особенности, учитывает их межличностные отношения, знает их симпатии – антипатии. Предпочитает индивидуальные разговоры с детьми замечания взглядом. Педагогические установки меняются в зависимости от обстоятельств.

Организация уголков психологического комфорта.

 

Уголок приветствия.

Создаёт позитивный эмоциональный настрой, атмосферу группового доверия и принятия, сплачивает  детский коллектив.

Структура уголка:

- уголок «Здравствуй, я пришёл!», на котором размещают фотографии детей. Приходя в детский сад, ребёнок поворачивает своё фото лицом к окружающим, таким образом заявляя о своём присутствии в группе;

- стенд «Моё настроение», на котором дети в течение дня с помощью заготовок – пиктограмм отмечают своё настроение.

  1. Уголок достижений.

Повышает самооценку, уверенность детей в себе. Предоставление родителям позитивной информации, способствующей установлению взаимопонимания между ними. Обучение детей чуткому, уважительному и доброжелательному отношению к людям.

Структура уголка:

- «Цветок успехов» (панно с индивидуальными кармашками каждого ребёнка, куда вкладываются фишки за каждый совершённый им добрый и полезный поступок. В конце недели дети поощряются).

- «Звезда недели» (в середине большой звезды – фото ребёнка, на концах – информация о нём, которой он гордится).

- «Копилка добрых дел», «Дерево добрых дел» (панно с индивидуальными кармашками, куда вкладываются фишки за каждый совершённый ребёнком добрый и полезный поступок). В конце недели дети поощряются.

  1. Уголок  гнева.

Предоставляет детям возможность в приемлемой форме освободиться от переполняющего их чувства гнева, враждебности и напряжённости. Развивает положительные чувства и эмоции. Обучает самообладанию и приёмам саморегуляции.

Структура уголка:

- «Коврик злости» (резиновый шипованный коврик, на котором дети могут потоптаться).

- «Коробочка гнева и раздражения» (коробочка, в которую ребёнок может «выбросить» свою злость и обиду, сжав предварительно кулачки, смяв лист бумаги, порвав на кусочки газету)

- «Подушка – колотушка», «Мешочек для крика», гибкая набивная «змея», «Ковёр дружбы».

Помимо перечисленного уголок гнева также может быть оснащён боксёрской грушей, мягкими стенками, обитыми толстым поролоном по росту ребёнка, агрессивными куклами бибабо (волк, баба – яга), пластиковыми бутылками с песком. С помощью всего этого можно снять чрезмерное мышечное напряжение, выразить чувство гнева, враждебности, фрустрации, а также потренировать мышцы рук и ног.

  1. Зона воды и песка.

Снимает стресс, снижение нервно – психического напряжённости, улучшение настроения.

 Из всех игровых материалов песок и вода являются наиболее эффективными терапевтическими средствами. Они не имеют структуры и по желанию ребёнка могут превратиться во что угодно: поверхность луны, пляж, бассейн и проч. Не существует правильного или неправильного способа игры с песком и водой, поэтому ребёнок всегда уверен в успехе. Это особенно полезно для неуверенных в себе, замкнутых детей. А остаться сухим и чистым помогает накидка из целофановой плёнки длиною до пола с прорезью для головы и рук.

Зона оснащена мелкими пластмассовыми игрушками, природными материалами. Здесь проводятся игры: «Что тонет, что плавает?», «Найди игрушку», «Волны на воде».

  1. Зона поздравлений.

Формирование позитивного настроения, дружеской атмосферы в группе, сплочение детского коллектива.

В группах оборудовать стенды, в которых на день рождения детей вывешиваются плакаты с фотографиями именинника и поздравлениями других детей (пожеланиями, рисунками). После дня рождения плакат дарят имениннику.

  1. Зона уединения.

Предоставление ребёнку возможности отдохнуть, расслабиться, подумать, помечтать. Эта зона оснащается мягкой мебелью, подушками, ширмой. С зоной уединения в группе может соседствовать уголок настроения, где ребёнку можно оказать своевременную эмоциональную поддержку.

В зоне уединения используются лёгкие, но достаточно большие «строительные блоки», покрывала, деревянные рамки, ширмы, мебель групповой комнаты. Всё это позволяет изменить границы и конфигурацию пространства, превратив его по желанию детей в корабль, крепость, замок и прочее, обыграть в играх – драматизациях, сюжетно – ролевых играх.

Специально изготовленные «психологические норки» и самостоятельно построенные детьми «домики» создают у них ощущение защищённости и уединённости, служат атрибутами для игры, позволяют реализовать творческую активность. Строить дом для ребёнка – всё равно что строить самого себя.

Кроме того, в зоне уединения имеется «сухой дождь» (ленточный). Он развивает приятные тактильные ощущения, цветовое восприятие, внутри него можно ото всех спрятаться и побыть одному.

  1. Уголок сенсорного развития.

Развитие всех видов восприятия, создание условий для реализации сенсорно – перцептивных способностей. Развитие речевого и психического развития детей, выработка эмоционально – положительного отношения к предметам и действий с ними.

В этом центре находятся звучащие игрушки, игрушки – заместители, клубочки, катушки, шнуровки и многое другое, способствующее развитию мелкой моторики, тактильных ощущений, слуховых анализаторов, зрительного восприятия, обоняния, психических процессов.

Каждая из зон оснащается соответствующей картотекой, например: картотекой методов саморегуляции с снятия психоэмоционального напряжения; картотекой игр, направленных на управление гневом.