КОЗ по обществознанию

Гоненко Ирина Дмитриевна

Вашему вниманию предоставляются компетентностно-ориентированные задания по обществознанию для средней и старшей школы. Задания даны с методическими объяснениями и рекомендациями для учителя, с критериями оценивания и переводом собственной балльной системы оценивания в школьную пятибалльную систему. Некоторые задания имеют характерные черты групповой работы, интерактивной групповой работы; направлены на  личностную рефлексию учащегося по пройденной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл struktura_zadaniya.docx33.49 КБ
Office presentation icon koz.ppt202 КБ

Предварительный просмотр:

                          Разработала: Гоненко И.Д., ГБОУ СОШ № 901.                                           

Структура задания №1.

Характеристика задания (информация для учителя)

  1. Предмет: Обществознание              2.Класс:     6
  2. Тема: Биосоциальная сущность человека

  Ключевая компетентность и аспект

Компетентность: Регулятивная, коммуникативная

Аспект: Регулятивная - Оценка собственного продвижения, идентификация проблемы, целеполагание и планирование деятельности

Коммуникативная - письменная коммуникация.

Стимул (погружает в контекст задания, мотивирует на выполнение)

Представьте, что вы уснули дома, а проснулись в другом мире, в чужом теле! В теле первобытного человека и сам мир вокруг вас совсем иной, с дикой, первобытной культурой. Первобытные люди  принимают вас за своего, но ваше сознание человека XXIв. остается с вами. Сможете ли вы вести себя так же как первобытные люди, ничем себя не выдать и остаться в живых в этом обществе!?

Задачная формулировка

Ваша задача написать эссе по данному алгоритму:

1.Подумайте и запишите, какие из ваших знаний и умений человека XXIв. Помогут выжить в том мире?

2. Есть ли у вас преимущество в тех условиях перед первобытными людьми?

3. Опишите себя, как вы выглядите?

4. Опишите то, что вас окружает.

5. Перечислите занятия, которыми вы будете заниматься в обществе в течение дня.

6. Какие действия вы будете предпринимать в общении с первобытными людьми, как себя будете вести, чтобы вас приняли за своего?

7.Не забывает все-таки, что мы на уроке, поэтому в вашем тексте должны быть грамотно употреблены понятия или термины, пройденные по теме. Степень погружения в культуру, достоверности описываемых событий и художественное повествование так же будут оцениваться.

Источник (содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания)

Школьный учебник, знания, полученные на уроке, знания, полученные из научно-популярной литературы или СМИ, а так же личного опыта ребенка.

Инструмент проверки (информация для учителя)

Критерии оценки работы:

  1. Степень погружения в культуру (1-2 балла)
  2. Степень достоверности, соответствия (2-3 балла)
  3. Грамотное употребление терминов (не менее 2-х) (1-2 балла)
  4. Связное, художественное повествование (2-3 балла).

Максимальное количество баллов - 10.

Перевод в школьную оценку:

  1. 5-6 баллов – отметка 3.
  2. 7-8 баллов – отметка 4.
  3. 9-10 баллов – отметка 5.
  4. Ниже 5 баллов – отметка 2.

                                                           

         Структура задания №2.

Характеристика задания (информация для учителя)

  1. Предмет: Обществознание              2.Класс:     10
  2. Тема: Типология обществ

  Ключевая компетентность и аспект

Компетентность: Информационная, коммуникативная.

Аспект:

Информационная - планирование информационного поиска, извлечение информации, обработка информации

Коммуникативная - продуктивная групповая коммуникация.

Стимул (погружает в контекст задания, мотивирует на выполнение)

Представьте себе, что мы присутствуем на заседании «круглого стола» в университете. Тема заседания: «Типология обществ». Вы все специалисты узкого профиля, и ваша задача - как можно доступнее познакомить остальных участников «круглого стола» с современными взглядами на типы обществ. Сможете ли вы справиться с этим лучше, чем другие группы?

Задачная формулировка

Группа 1, работая с п. 1 § 11-12, дает характеристику традиционному обществу.

Группа 2, работая с п. 2 § 11-12, дает характеристику индустриальному обществу.

Группа 3, работая с п. 3, 4 § 11-12, дает характеристику техногенной цивилизации.

А) Каждая группа должна ответить на вопросы (Ответы должны быть в тетради у каждого!):

1. Как относятся представители данного типа общества к природе?

2. Как относятся представители данного типа общества друг к другу?

3. Какова система ценностей и жизненных смыслов представителей данного типа общества?

В) Каждая группа должна заполнить графы таблицы по своему типу (таблица должна быть в тетради у каждого!):

Тип общества

Характерные черты

Экономика

Политическая сфера

Социальная сфера

Духовная сфера

Традиционное общество

Индустриальное общество

Постиндустриальное общество

С) Каждая группа должна устно ответить на вопросы своей группы:

Вопросы к группе 1

1. Какие цивилизации охватывает понятие традиционного общества?

2. Что является основой жизнедеятельности человека в традиционном обществе? Опишите особенности труда людей на данном этапе развития человечества.

3. Что такое «внеэкономическое принуждение»?

4. Каковы последствия подобных отношений между людьми. При ответе опирайтесь на. примеры из всеобщей истории.

5. Каковы были взаимоотношения человека и природы на данном этапе? Приведите примеры, подтверждающие ваши выводы.

6. Какие ценности формируются на данном этапе развития людей?

Вопросы к группе 2

1. Перечислите и охарактеризуйте предпосылки, которые сформировали новый тип цивилизационного развития - индустриальное (капиталистическое) общество.

2. Как отвечал на заданный вопрос К. Маркс?

3. В чем видел истоки «духа капитализма» М. Вебер?

4. Что такое, с его точки зрения, «цивилизованный капитализм»?

5. Охарактеризуйте взгляды французского историка Ф. Броделя на предпосылки капитализма.

6. Как вы считаете, кто из перечисленных мыслителей наиболее точно указал на предпосылки складывающегося индустриального общества.

Вопросы к группе 3

1. Какое определение можно дать индустриальному обществу?

2. Чем вызвано стремительное развитие индустриального общества?

3. Почему человек традиционного общества воспринимал время как череду повторяющихся событий («колесо времен»), а человек индустриального общества - как прогресс («стрела времени»)?

4. Почему некоторые исследователи называют данный период развития общества «техногенной цивилизацией»?

5. Как изменяется место человека в системе общественного производства?

6. Какова роль науки на данном этапе?

Источник (содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания)

Учебник Боголюбова, 10 кл., профиль.

Знания, полученные на уроках географии, истории.

Знания, полученные из СМИ и тд.

Инструмент проверки (информация для учителя)

Оценивается 1)включенность каждого члена группы в работу (0-3 балла)

2) полнота ответа (за каждый полный ответ 1 балл)(от 0 до 1)

3) За шум и помеху в выполнении задания своей группе, а тем более чужим вычитается 3 баллов.

Максимальное количество баллов 15.

Перевод в школьную оценку:

15-13 баллов – 5.

12-10 баллов – 4

9-7 баллов – 3.

Менее 7 баллов – 2.

4) Наличие полностью заполненной таблички в тетради у каждого (у кого ее нет, отметка снижается на 1 балл)

                                                                 

    Структура задания №3
Техника «Живая линия» взята из пособия: В.А. Вакуленко, И.Е. Уколова. Интерактивное обучение на уроках права. /В кн: Методическое пособие по интерактивным методам преподавания права в школе. М.: ООО "Издательский дом "Новый учебник", 2004.

Характеристика задания (информация для учителя)

  1. Предмет: Обществознание              2.Класс:  8  
  2. Тема: социальная структура общества

  Ключевая компетентность и аспект

Компетентность: коммуникативная

Аспект: публичное выступление, диалог.

Стимул (погружает в контекст задания, мотивирует на выполнение)

Мы познакомились с вами с такими группами людей как люмпены и маргиналы. Вам дается возможность выразить свое мнение, свою гражданскую позицию в отношении такой социальной прослойки  общества как БОМЖи. Вы часто видите представителей этого слоя в метро, в переходах, на автобусных остановках, знаете как они выглядит и всю сопутствующую атрибутику. Вы считаете, что этим людям нужно помогать, подавать милостыню или же их всех нужно заставлять работать, и платить деньги за работу (скорее всего низкоквалифицированную и малооплачиваемую). Голосовать поднятием руки.

Задачная формулировка

Рекомендации учителю:

1)На полу кабинета необходимо обозначить длинную линию с двумя полюсами + и  - .

2)Определить референтную группу (2-3 человека)

Задание учащимся:

А) Те учащиеся, которые за помощь БОМЖам встают у знака +, те учащиеся, которые за работающих БОМЖей, встают у знака -.

Задачи «Аргументаторов»:

1.Выдвигать аргументы в поддержку своей точки зрения. Этими аргументами, грамотными, точными, яркими вы должны перетянуть на свою сторону тех, кто не определился и двигается по линии.

2. Выдвигать свои аргументы командам нужно по очереди, не перебивая своих союзников и представителей оппозиции.

3. Следить за своей речью. Так как тема остросоциальная, будет очень жестко оцениваться этическая составляющая ваших суждений. Никаких грубых и некультурных выражений ни по теме, ни в адрес других учащихся не должно звучать.

В) Неопределившиеся со своими предпочтениями учащиеся распределяются по линии в соответствии с тем, к какой точке зрения вы скорее всего склоняетесь.

Задачи «Живой линии»:

1.Внимательно слушать аргументы двух групп и реагировать своим телом на аргументацию – передвигаться по линии к той группе, аргумент которой вам кажется наиболее обоснованным и справедливым.

2.Держать рот на замке. «Живой линии» запрещено участвовать в диспуте словестно! Вы можете определиться со своей точкой зрения по вопросу и присоединиться к той или иной группе «аргументаторов» и там уже выполнять задачи «аргументаторов».

3. После завершения диспута вам необходимо объяснить свои передвижения и нынешнее мнение по вопросу.

С)  Референтная группа, то есть судьи будут фиксировать деятельность и аргументаторов и живой линии.

Задачи референтной группы:

1.Фиксировать передвижения живой линии, т. е. к какому полюсу они передвигаются. Сколько человек передвинулось. (за каждого человека ставить 1 балл). Все ли двигаются? Фиксировать фамилии тех, кто не пошевелился ни разу за всю игру.

2.Записывать фамилии тех аргументаторов, на доказательства которого прореагировала живая линия.(за каждый хороший аргумент 2 балла)

3. Отнимать каждый раз 2 балла у группы, участники которой грубо или некультурно выражаются.

4. Все результаты фиксировать в протоколе.

Источник (содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания)

Знания, полученные на уроках обществознания, в СМИ,  из личного опыта, общественного мнения.

Инструмент проверки (информация для учителя)

Критерии можно использовать для всей группы, а можно отдельно для каждого учащегося:

  1. Активность – 2 балла
  2. Хорошие аргументы – 2 балла
  3. Логичность рассуждения – 2 балла
  4. Выдержанность тематики, конкретность и четкость высказываний и примеров – 2 балла
  5. Выполнение своих задач (культурно выражаться, высказываться по очереди, живая линия не говорит и пр.)- 2 балла
  6. Отнимать каждый раз 2 балла у участника/группы,  который грубо или некультурно выражается.

Перевод баллов в школьную оценку:

10-9 баллов – 5

8-7 баллов – 4

6- 5 баллов – 3.

Ниже - отметка 2.

!!!Не рекомендуется ставить за выполнение задания удовлетворительные отметки!!!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Метапредметные результаты Компетентностно-ориентированные задания Предмет: Обществознание Учитель: Гоненко Ирина Дмитриевна

Слайд 2

Регулятивные Оценка собственного продвижения Идентификация проблемы Целеполагание Планирование деятельности

Слайд 3

Характеристика задания: Тема: Биосоциальная сущность человека Ключевая компетентность: регулятивная Текст задания: Стимул: Представьте, что вы уснули дома, а проснулись в другом мире, в чужом теле! В теле первобытного человека и сам мир вокруг вас совсем иной, с дикой, первобытной культурой. Первобытные люди принимают вас за своего, но ваше сознание человека XXI в. остается с вами. Сможете ли вы вести себя так же как первобытные люди, ничем себя не выдать и остаться в живых в этом обществе!?

Слайд 4

Ваша задача написать эссе по данному алгоритму: 1.Подумайте и запишите, какие из ваших знаний и умений человека XXI в. Помогут выжить в том мире? 2. Есть ли у вас преимущество в тех условиях перед первобытными людьми? 3. Опишите себя, как вы выглядите? 4. Опишите то, что вас окружает. 5. Перечислите занятия, которыми вы будете заниматься в обществе в течение дня. 6. Какие действия вы будете предпринимать в общении с первобытными людьми, чтобы вас приняли за своего? 7. Грамотное употребление понятий, терминов по теме. Степень погружения в культуру, достоверности описываемых событий и художественное повествование.

Слайд 5

Коммуникативные Публичное выступление Диалог Продуктивная групповая коммуникация Участие в дискуссии Умение аргументировать свою точку зрения Умение различать факты, аргументы, оценочное суждение

Слайд 6

Характеристика задания: интерактивная технология Тема: социальная структура общества Ключевая компетентность: коммуникативная Задачная формулировка: Стимул: Мы познакомились с вами с такими группами людей как люмпены и маргиналы. Вам дается возможность выразить свое мнение, свою гражданскую позицию в отношении такой социальной прослойки общества как БОМЖи. Вы часто видите представителей этого слоя в метро, в переходах, на автобусных остановках, знаете как они выглядит и всю сопутствующую атрибутику. Вы считаете, что этим людям нужно помогать, подавать милостыню или же их всех нужно заставлять работать, и платить деньги за работу (скорее всего низкоквалифицированную и малооплачиваемую). Голосовать поднятием руки.

Слайд 7

Задание учащимся: А) Те учащиеся, которые за помощь БОМЖам встают у знака +, те учащиеся, которые за работающих БОМЖей, встают у знака -. Задачи «Аргументаторов»: 1.Выдвигать аргументы в поддержку своей точки зрения. Этими аргументами, грамотными, точными, яркими вы должны перетянуть на свою сторону тех, кто не определился и двигается по линии. 2. Выдвигать свои аргументы командам нужно по очереди, не перебивая своих союзников и представителей оппозиции. 3. Следить за своей речью. Так как тема остросоциальная, будет очень жестко оцениваться этическая составляющая ваших суждений. Никаких грубых и некультурных выражений ни по теме, ни в адрес других учащихся не должно звучать.

Слайд 8

В) Неопределившиеся со своими предпочтениями учащиеся распределяются по линии в соответствии с тем, к какой точке зрения вы скорее всего склоняетесь. Задачи «Живой линии»: 1.Внимательно слушать аргументы двух групп и реагировать своим телом на аргументацию – передвигаться по линии к той группе, аргумент которой вам кажется наиболее обоснованным и справедливым. 2.Держать рот на замке. «Живой линии» запрещено участвовать в диспуте словестно! Вы можете определиться со своей точкой зрения по вопросу и присоединиться к той или иной группе «аргументаторов» и там уже выполнять задачи «аргументаторов». 3. После завершения диспута вам необходимо объяснить свои передвижения и нынешнее мнение по вопросу.

Слайд 9

С) Референтная группа, то есть судьи будут фиксировать деятельность и аргументаторов и живой линии. Задачи референтной группы: 1.Фиксировать передвижения живой линии, т. е. к какому полюсу они передвигаются. Сколько человек передвинулось. (за каждого человека ставить 1 балл). Все ли двигаются? Фиксировать фамилии тех, кто не пошевелился ни разу за всю игру. 2.Записывать фамилии тех аргументаторов, на доказательства которого прореагировала живая линия.(за каждый хороший аргумент 2 балла) 3. Отнимать каждый раз 2 балла у группы, участники которой грубо или некультурно выражаются. 4. Все результаты фиксировать в протоколе .

Слайд 10

Информационные 1.Планирование информационного поиска 2. Извлечение информации 3. Обработка информации 4.Анализ, обобщение, систематизация, конкретизация имеющихся данных, соотношение их с собственными знаниями

Слайд 11

Характеристика задания: групповая работа Тема: Типология обществ Ключевые компетентности: информационная, коммуникативная Задачная формулировка: Группа 1, работая с п. 1 § 11-12, дает характеристику традиционному обществу. Группа 2 , работая с п. 2 § 11-12, дает характеристику индустриальному обществу. Группа 3, работая с п. 3, 4 § 11-12, дает характеристику техногенной цивилизации. А) Каждая группа должна ответить на вопросы (Ответы должны быть в тетради у каждого!): 1. Как относятся представители данного типа общества к природе? 2. Как относятся представители данного типа общества друг к другу? 3. Какова система ценностей и жизненных смыслов представителей данного типа общества? В) Каждая группа должна заполнить графы таблицы по своему типу С) Каждая группа должна устно ответить на вопросы своей группы


 

Комментарии

Советова  Елена  Викторовна

Интересные необычные задания! Молодец!!