ПРАКТИКУМ ПО ТЕМЕ «СОЦИАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ОТНОШЕНИЯ»

Чернышев Александр Юрьевич

Практикум для работы со студентами на семинарском занятии по социологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon praktikum_2.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАКТИКУМ ПО ТЕМЕ

 «СОЦИАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ОТНОШЕНИЯ»

Задание 1 

 Основываясь на концепции мотивации М.Вебера, надо объяснить, почему раньше все оставались в комсомоле, даже если от него, что называется, «тошнило». Используя прессу и литературу, опросив старших товарищей и родителей, составьте список мотивов. Классифицируйте обнаруженные вами  мотивы по четырем группам социального действия (целерациональное, ценностнорациональное, традиционное и аффективное).

Задание 2 

Типологию социального действия М.Вебера свяжите с указанными ниже социальными категориями людей. Каждой категории в наибольшей мере присущ один из четырех типов действия Вебера. Какой именно?

1. Солдат. 2. Юродивый. 3. Бизнесмен. 4. Фанат – революционер. 5. Чиновник. 6. Патриот. 7. Рабочий на конвейере.

Задание 3

Прочитайте следующий отрывок из интервью с М.Моисеевым, одним из руководителей отдела управления персоналом компании Mercury:

 «Одна из бед, доставшихся нам от советской власти, - полное уничтожение системы отношений «господин – слуга». Беда в том, что наши богатые не всегда умеют вести себя как господа, а слуги не могут с достоинством служить. Это касается и общения «продавец – покупатель»…

- Говорят, на российской почве плохо приживается импортный магазинный менеджмент.

-…У них во всем – отработанные технологии, а у нас общение продавца с покупателем идет от души» (Профиль. 2005. 28 марта. С.67).

О каких взаимодействиях рассказывает автор? Согласны ли вы с его рассуждениями об отношениях «господин – слуга»?

Задание 4

 Познакомьтесь с диалогом между Шариковым и профессором Преображенским из повести М.С.Булгакова «Собачье сердце».

 «Вот все у вас как на параде…салфетку – туда, галстук – сюда, да «извините», да «пожалуйста – мерси», а так, чтобы по-настоящему, - это нет. Мучаете сами себя, как при царском режиме.

- А как это «по-настоящему? – позвольте осведомиться.

Шариков на это ничего не ответил Филиппу Филипповичу, а поднял рюмку и произнес.

- Ну, желаю, чтобы все…

- И вам тоже».

Чего не понимает Шариков? А может он прав? Что происходит между главными героями произведения?

Задание 5 

Прочитайте отрывок из статьи «Подарки на дорогах» (Новая газета. 2006.№1.С.24).

        «Если у тебя предприятие, особенно если о питании идет речь: ресторан или магазин – надо поздравить все «опасные» службы, - рекомендует господин NN. – Все мои коллеги, у которых такой бизнес, перед Новым годом ездят к своим инспекторам, дарят коньяки, конфеты, канцелярские наборы… Отсюда и пробки – сколько человек одновременно по центру катаются!

        Есть негласное правило: поздравлять чиновников нужно не за неделю до и уж никак не через неделю после Нового года. Два-три дня до праздника – самое оно…

- Дорог не подарок, а внимание, как говорится, - сообщили нам в региональном отделе №1 ГУ МЧС России по Москве… - Те, кто работает в районе, знают обстановку, приходят поздравить инспекторов с Новым годом. А прислать кого-то – это не дело. Ведь речь о человеческих отношениях!

        …Какая коррупция? Просто «хорошие отношения». На них и бизнес строится, и контроль за ним.

- Если человек с нами дружит – он приходит и поздравляет с Новым годом. Серьезный показатель, между прочим! -  сказали в административно-технической инспекции района «Пресненское»…

        Что же это такое: коррупция или «хорошие отношения»? Приведите аргументы в пользу и того и другого утверждения. Каких получилось больше? О каких взаимодействиях идет речь в отрывке? А какими они должны быть в данном случае?

        

Задание 6

 Прочитайте следующий отрывок из книги И.Хакамады «Sex в большой политике» (цит. по: И.Хакамада. Тусовка //Новая газета. 2005. Сентябрь. Ежемесячное обозрение)

«Я всегда пыталась избежать приемных. Это очень плохо для функционирующего политика. Надо уметь налаживать контакты с холуями. С ними и с родственниками их боссов. С родственниками даже важнее. Потому что Россия – страна византийская. Потому что истинным влиянием в России чаще всего пользуются не секретари и не помощники, а родственники. Точнее, родственницы. С ними нужно выстраивать специальные отношения. Отношения выстраиваются через крещения, через рождения, через проведение семейных праздников, подарки, комплименты, помощь в неформальных делах: одеть, обуть, починить, вылечить. Это кажется, что в Кремле все так офигительно. Попадешь не к тому врачу, пусть даже обслуживающему высокопоставленных  лиц, и он иногда может навредить больше, чем обычный районный врач, через которого проходит огромное количество людей и который ничего не боится».

О каком явлении пишет И.Хакамада? Какова авторская позиция по отношению к этому явлению?

Задание 7

 Прочитайте отрывок из исследовательского проекта «Состояние трудовых отношений в соременной России» Института социологии РАН (рук. В.А.Ядов), вставьте пропущенные слова и ответьте на вопросы.

«На всех обследованных заводах мы наблюдали явное преобладание …………………  правил и практик над предписанными какими-либо документами. И чем хуже     экономическое положение предприятия, тем более очевидным было это   преобладание. Мы не оцениваем эти тенденции как исключительно негативные. Преобладание ………………. практик неизбежно  в нестабильной и неопределенной ситуации. Существенно также,  что новый Трудовой Кодекс практически только   еще "осваивается".

………………. трудовых отношений охватывает все сферы функционирования предприятий. В области труда и заработной платы широко распространена практика устных и    меняющихся распоряжений мастера или начальника, в обход соответствующих инструкций. Это: понуждение работников выполнять задачи, выходящие за рамки их прямых  обязанностей; практика взаимозаменяемости и выполнения  многих  функций (например, часто станочники становятся наладчиками оборудования, уборщиками, транспортировщиками, крановщиками). Такие порядки  помогают решению производственных задач в конкретной ситуации, но в стратегической перспективе дезорганизуют производство, "уводят в тень" отношения между работниками и  руководством».

        О каких социальных явлениях пишут социологи? Какие причины этих явлений называются социологами? Какие последствия они могут иметь?

Задание 8

  Прочитайте отрывок из интервью телеведущего Д.Диброва (Новая газета. 2006. Май. Ежемесячное обозрение С.21).

«Прошло ощущение, что можно пойти в клуб, чтобы встретить что-то по-настоящему содержательное и обогащающее. Сейчас общение – это отнюдь не процесс обмена информацией, которая интересна обоим. Это разговор о том, кто как отдыхал, кто, что, где купил. Девочки озираются по сторонам, - не сегодня ли она встретит то самое, что хотя бы на пять лет лишит ее проблем. Мальчики думают – как бы, дав девице надежду на пятилетнее процветание, решить свои проблемы на эту ночь».

«Клубное сообщество» - что это такое? Какие взаимодействия в нем возникают? Что вы думаете об отношениях, о которых говорит Д.Дибров?

Задание 9

 Прочитайте отрывок из статьи И.Коростылевой «Кого деньги любят» (Финанс. 2006. №6. С.104)

«Типичной чертой людей, притягивающих деньги, специалисты считают также умение четко разделять деловую и личную сферы. Даже если между друзьями пробежала тень, на их бизнес это скорее всего не повлияет…

…Они насторожено относятся и глубоко анализируют не только события, но и окружающих. Именно поэтому, считают специалисты,  многие крупные российские компании созданы друзьями и однокурсниками. «Это не значит, что невозможно было найти лучших партнеров с большим потенциалом, просто для того, чтобы создавать успешное предприятие, этим людям, как никому другому, нужно доверие, а не договор, скрепленный печатью, или денежное поручительство», - говорит социолог Максим Белянкин. Важно также и то, что вступление в партнерские отношения для людей большого бизнеса зачастую единственная возможность сохранить дружбу. В начале карьерного пути они полностью сосредоточены на работе, пропадая на ней с утра до вечера и думая о ней каждую минуту, - в такой ситуации непросто найти время для общения с друзьями».

Что такое «деловая сфера» и «личная сфера»? Какую роль в жизни человека и в развитии общества они играют? Как вы думаете, зачем необходимо умение четко разделять деловую и личную сферы?

Задание 10

 Прочитайте отрывок из статьи А.Серова «Богатые просто рыдают» (Финанс. 2006. №6. С.102)

«Мы работали с дамой, чья фирма вышла на очень высокий уровень, - рассказывает Марина Тарасенко. – Она не хотела бросать бизнес, все у нее получалось замечательно. Однако работала она в строительной сфере и столкнулась с определенными условиями этого бизнеса: например, многие серьезные вопросы решаются в бане или в другой обстановке, где смешение мужчин и женщин невозможно. Это курьезно, но дама была в панике, так как бизнес тормозился именно из-за этих условностей. И она искала себе наемное первое лицо, с помощью которого можно было бы решить проблему. Все разрешилось благополучно, но, безусловно, даме было обидно по таким причинам оставлять свое дело».

О каком явлении, изучаемом социологами, идет речь в этом отрывке? Привлекая материалы прессы и собственный жизненный опыт, приведите собственные примеры аналогичных ситуаций? Как  участники вели себя в  них?

Задание 11

 Прочитайте следующий отрывок из книги И.Хакамады «Sex в большой политике» (цит. по: И.Хакамада. Тусовка //Новая газета. 2005. Сентябрь. Ежемесячное обозрение).

«Прямо английское общество. Если мужчина приходит с женой, то автоматически они разлетаются. Нарушить традицию: пойти мужчине на женскую половину, а женщине на мужскую – нельзя. На мужской половине – говорят о политике, на женской – о детях и, когда расслабятся, о мужьях, потому что самое главное, что объединяет этих женщин, - лютая ненависть к своим мужикам. У них все хорошо – есть дело, есть средства, красота, здоровые дети, путешествия, все, что обеспечил им мужчина, и все равно ненавидят. За то, что их искусственно отделяют, за то, что с ними не общаются, хотя они прекрасно разбираются в политике, в бизнесе (каждая, как правило, имеет свое небольшое дело – у кого мебельный магазин, у кого – бутик, у кого – дизайнерское бюро). За то, что их упорно ставят в нишу, как автомобили в гараж».

        На чем основываются такого рода отношения, о которых пишет И.Хакамада?

Задание 12

Прочитайте следующий отрывок (С.Ф.Кривошей. Записки бывшего… коммуниста. Пермь, 2004. С.135-136).

«Я, как всегда, прибыл без опоздания. Спросил:

  1. Когда поедем проверять СТОА-2 (станция техобслуживания автомобилей – А.Ч.)?
  2. А я уже проверил, - ответил А.Р.Максименко (тогда зам.зав. отдела горкома партии – А.Ч.)
  3. Вы смотрели первичные документы? – добавил я.
  4. Какие там документы! – сказал он. – Бухгалтер расплакалась, еле успокоили. Она сестра космонавта Савиных, который сейчас на орбите, - объяснил он мне.
  5. Космонавт делает свое дело и за это отвечает, а бухгалтер делает свое и тоже за это отвечает, - сказал я. – Когда приходит время отвечать за свои поступки, иногда плачут, - добавил я…».

Чем отличаются взаимодействия с бухгалтером автора и А.Р.Максименко? Чей подход в данной ситуации вам кажется оправданным? Почему?

Задание 13

        Прочитайте следующий отрывок (Искусство управления. The Economist. Мир в 2007. С12).

«Вообще же, большинство рисков находятся в политической сфере. Представим, что начнется какое-то противостояние во время предвыборной борьбы. К чему это может привести? К чему угодно: к национализации какой-то компании, к раскручиванию антикоррупционных скандалов, которые в состоянии повлечь за собой серьезные колебания на рынке. Один-единственный пример: вот решат «заняться» таможней, и бизнес, связанный с импортом, встанет, потому что вся система построена на устных договоренностях, несмотря даже на то, что существуют законы, правила и инструкции» (М.Кашулинский, главный редактор Forbеs).

О каких причинах политических рисков говорит автор? Отметьте «плюсы» и «минусы» системы, построенной «на устных договоренностях». В чем вы видите предназначение «законов, правил и инструкций»?

Задание 14

 Прочитайте отрывок из статьи П.Котова «Зачем духу дед» (Все ясно.2006.№6.С.61).

        «В 1997 году аспирант Санкт-Петербургского университета Дмитрий Клепиков провел опрос среди солдат и офицеров, служивших на Дальнем Востоке. Им предлагалось определить роль, которую играет дедовщина в их подразделениях. Все опрошенные были согласны с тем, что дедовщина ущемляет права молодых воинов и позволяет старослужащим в скрытой форме уклоняться от службы. В то же время участники опроса заявили, что дедовщина, скорее, способствует адаптации военнослужащих к условиям армейском жизни, нежели дезадаптирует их. Дело в том, что старослужащие заинтересованы быстрее передать новичкам свой служебный опыт и профессиональные знания. Ведь чем скорее те освоятся, тем быстрее смогут качественно выполнять работу своих наставников. Кроме того опрошенные отметили, что дедовщина, скорее, устанавливает социальный порядок в части, чем нарушает его, и, скорее, способствует более эффективной организации солдатского труда, чем снижает его».

         Что вы думаете о полученных результатах исследования? О чем они свидетельствуют? Какие социологические понятия раскрываются в данном отрывке?

Задание 15

        Прочитайте отрывок (В.Вейдле. Задача России Н.-Й, 1956. С.127).

«В России, по крайней мере, в старой России, было нечто, чего может быть уже нигде на свете нет: ощущение очень большой свободы, не политической, конечно, не охраняемой законом, государством, а совсем иной, происходящей от тайной уверенности в том, что каждый твой поступок твои ближние будут судить «по человечеству», исходя из общего ощущения тебя как человека, а не из соответствия или несоответствия твоего поступка закону, приличию, категорическому императиву, тому или иному формально установленному правилу»

Подтвердите или опровергните реальными фактами данное утверждение.

Задание 16

 Прочитайте отрывок из статьи (Русский newsweek. 2006. 29.05.04.06. С.23 -24).

«Это не взятка, это плата за мое время, - объясняет 30-летний москвич Алексей Ивакин, который работает менеджером по продажам бытовой техники. – Если я стану выполнять все их дурацкие правила, мне некогда будет зарабатывать деньги и нечем кормить семью».

В прошлом году Ивакин не пожалел 4000 долл. за разрешение на перепланировку квартиры («зато за месяц, а не за год»), 10 000 руб. – за устройство дочки в детский садик («зато выбрали хороший»), 1500 рублей – за тещу в больницу («зато положили в теплую палату») и 9000 руб. – за постановку новой машины «Тойота» на учет в ГАИ («зато вообще не парился»). А четыре года назад, вспомнил Ивакин, он на практике выяснил, что для мздоимцев вообще нет ничего святого. Сам в соблазн ввел: привез два телевизора и один чайник в церковь («это было не в Москве»), чтобы там по-быстрому расторгли его церковный брак с предыдущей женой и «не задавали лишних вопросов». Телевизоры с чайником сработали – выдали бумажку, «только подозрительную какую – то, без печати даже». «Но моя вторая, получив справку, успокоилась. И к предыдущей жене больше не ревнует», - улыбается Ивакин.

«Взятка – комфорт – это правила хороших ребят, - объясняет Панфилова легкость, с которой дает взятки Ивакин. – Кругом атмосфера добра: все знают, кому чего надо давать, чтобы жизнь была хороша».

Как вы думаете, в чем  «прелесть» взятки, по мнению героя этого отрывка? В чем причины распространения  в нашем обществе взяточничества? Каковы могут быть последствия этого явления?

Задание 17

Прочитайте и ответьте на вопросы.

«От советской номенклатуры российские бизнесмены унаследовали стиль обращения по имени-отчеству, без фамилий. Считается, что форма обращения является одним из идентифицирующих признаков: человек, который не знает, кто такой «Сан Саныч», явно не принадлежит к элитному кругу…» (Компания. 2003. №18.С.24).

О чем свидетельствует описываемый в отрывке стиль обращения? Какой стиль обращения принят в вашей среде?

Задание 18

 Прочитайте отрывок из интервью социолога Б.Дубина («Новая газета», 2004. №81).

«Ю. Левада писал о «зрительской демократии» - можно говорить об обществе телезрителей, которые свою социальную и политическую жизнь, Россию как некое целое видят только на экране… Зритель брюзжать – брюзжит, но сплачиваться с такими же недовольными, как он, напрямую, в деле не хочет. Проще сплачиваться через телевизор, через то, что далеко и нас не касается. Позитивно кооперироваться с другими никогда не было советской традицией, а сейчас ее еще меньше… Это не Испания, в которой после теракта на железной дороге вышли около 1 млн человек, начиная с короля и включая представителей всех властей. Более того, митинги за рубежом в связи с Бесланом, были более массовыми, чем в России, хотя Россия была потрясена терактом».

О чем свидетельствуют приведенные в отрывке факты? Как вы думаете, почему в России не наблюдается стремления «позитивно кооперироваться с другими»? К чему это может привести?

Задание 19

В.Корзун, председатель правления юридической фирмы «Алиби» рассказывает:

 «Одна чиновница из вредности не подписывала нам важные документы. Она запросила 30 копий нотариально заверенного приказа. А у этой женщины была редкая фамилия, которую я не буду называть. Я оформил доверенность на одного из своих подчиненных и написал в ней такую же фамилию, как у нее. Так она настолько обрадовалась однофамильцу, что даже паспорт не потребовала. Напоила его чаем с ватрушками, подписала все бумаги и поинтересовалась: не трудно ли было мальчику  с такой фамилией учиться в школе?» ( Профиль. 2006. 18 декабря. С.54).

        Объясните, что помогло герою быстро решить свою проблему?

Задание 20

 Проанализируйте таблицу (В.К. Левашов. Гражданское общество и демократическое государство в России // Социс. 2006. №1. С.15).

Мнения о том, насколько значительны сегодня противоречия и

неприязнь в современном российском обществе

(2005 г., N=1800, % от числа опрошенных)

Противоречия между

Значительны

Мало

 значительны

Совсем не значительны

Затруднялись ответить

Бедными и богатыми

72

14

4

10

Низшими и высшими классами

63

16

3

17

Народом и властью

62

19

3

16

Работодателями и работниками

44

30

9

17

Начальниками и подчиненными

37

35

10

18

Предпринимателями и чиновниками

36

23

9

33

Верующими различных религий

25

29

15

31

Младшим и старшим поколениями

27

41

18

14

Верующими и неверующими

13

35

29

22

Объясните причины противоречий. Какие последствия могут вызвать? Что вы предложите для их разрешения?

Задание 21

Б.Ельцин так описывал свои взаимодействия с В.Путиным в бытность его работы в администрации президента: «Доклады Путина являлись образцом четкости», причем на президента произвел впечатление его деловой подход к решаемым вопросам: «Путин старался убрать из наших контактов какой бы то ни было личностный элемент. И именно благодаря этому мне все больше и больше хотелось беседовать с ним» (цит. по: Саква Р. Путин: выбор России. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. С.44).

        Как вы объясните желание президента беседовать с В.Путиным? В чем вы видите плюсы и минусы такого рода взаимодействий?

Задание 22

        Социолог П.Сорокин ввел понятия геометрического и социального пространства. Люди, находящиеся вблизи друг от друга в геометрическом пространстве, в социальном пространстве отделены громадной дистанцией. Человек может пересечь тысячи миль геометрического пространства, не изменив своего положения в социальном пространстве, и, наоборот, оставаясь в том же геометрическом пространстве, он может радикально изменить свое социальное положение.

        Определить положение человека или какого-либо социального явления в социальном пространстве означает определить его (их) отношение к другим людям и другим социальным явлениям, взятым за такие «точки отсчета». Чтобы определить социальное положение человека, необходимо знать его семейное положение, гражданство, национальность, отношение к религии, профессию, принадлежность к политическим партиям, экономический статус, его происхождение и т.д. Таким образом, положение человека в социальном пространстве определяется путем установления совокупности его связей со всеми группами населения.

        Дайте определение понятию «социальное пространство». Чем оно отличается от геометрического пространства? Приведите примеры, описывающие положение человека в этих пространствах.

Задание 23

        «Я считаю, что сегодня в отношениях власти и бизнеса действуют как формальные, так и неформальные правила, - считает губернатор Кировской области Н.Белых. - Это переходный этап. К формализации отношений стремиться надо. Хотя я и не исключаю, что неформальные отношения требуют меньше ресурсов от каждой из сторон взаимодействия… Но на другой чаше весов находится то, что неформальные отношения всегда субъективно окрашены, создают априори почву для коррупции. Когда я действую по неформальным законам, то только потому, что все другие так действуют. Я за себя не боюсь, я конкурентоспособен. Я готов играть в открытую везде, но в том случае, если все играют по одним и тем же правилам. Когда я выхожу играть в футбол, а через полчаса узнаю, что все на площадке играют в теннис, это меня не устраивает. Я готов участвовать в любых процессах, но по правилам, которые определены… В этом случае у меня не будет ощущения, что я играю по одним правилам, а кто – то играет совершенно другую игру, за кромкой поля, а потом еще своими достижениями хвастается. Я заинтересован в том, чтобы отношения власти были формализованы, но сейчас я играю на другом поле, на поле неформальных взаимодействий… Я в любой момент готов перестроиться, если этот процесс будет  носить глобальный характер. Я все равно буду реализовывать свои интересы, но в рамках уже цивилизованных конкурентных отношений».

А.Чирикова. Региональная власть в России:

топ-менеджеры компаний как властные акторы

        Что характеризует неформальные взаимодействия? Почему автор ратует за формализацию отношений власти?

Задание 24 

Эсэмэски, скайпы, веб-камеры, твиттеры, блоги, форумы, смайлики до предела формализовали межличностные коммуникации, вытеснив из них эмоцию, тональность, тембр, визуализацию. С одной стороны, дистанция общения стала минимальной. С другой стороны, высокие технологии дают лишь иллюзию общения. А на самом деле "новый средний", окруженный достижениями высоких технологий, становится все более одиноким. Как считают психологи, у представителей "технологизированного" среднего класса возникает боязнь реального человеческого общения. Рассказывает веб-дизайнер Максим Г.: "Мой коммуникатор работает как нагревательный прибор - у меня идет одновременная переписка, как правило, с четырьмя-пятью адресатами. Это мои друзья, коллеги, две девушки, с которыми я познакомился в Сети, мама, живущая в другом городе, и какие-то забавные чуваки, которые прицепились ко мне в "Одноклассниках". Вот только последний раз я встречался с кем-то из моих адресатов недели три назад. Да и о чем разговаривать в реале, если все уже переговорено в вирте?"

//Итоги, 2009, №53 от 28 декабря.  С.51

Как влияют новые технологии на взаимодействия людей? О какой черте «среднего класса» говорят авторы?

Задание 25

Потребитель нового быта - это прежде всего компетентный потребитель. "Я никогда не буду одеваться на "Черкизоне". Я никогда не буду есть в дешевом общепите", - говорит 36-летняя бизнес-вумен Ольга Л. Ей вторит 47-летний ведущий инженер крупного предприятия Сергей М.: "Это очень важное для меня ощущение, что любой товар в магазине я могу купить без особых размышлений, потому что мне он понравился. Просто я хочу французский сыр, я его покупаю, и все". "Места, где торгуют дешевым контрафактом и дешевой едой, воспринимаются этими людьми как аномальное потребление, - комментирует социальный психолог Никита Белов. - Они, как и многие представители "новых средних", располагают себя как минимум на уровень выше"

// Итоги, 2009, №53 от 28 декабря.  С.49

        Как бы вы охарактеризовали поведение героев отрывка с позиции теории социального действия М.Вебера?

Задание 26

Самоорганизация, формирование молодежных организаций, движений не рассматриваются молодыми респондентами как эффективный способ защиты своих прав, реализации интересов. Из перечня предложенных вариантов оценки значимости различных способов гражданского участия его выбрали лишь 12,6% опрошенных. Правда, традиционные пользуются еще меньшей поддержкой: участие в политических партиях - 5%, обращение в органы государственной власти - 6%, обращение в средства массовой информации - 7%. 15% респондентов вообще ответили, что не видят таких способов. Но большая часть (40%) выбрала в качестве наиболее эффективного способа индивидуальную активность, использование личных и семейных ресурсов.

Следовательно, имеются веские основания утверждать, что саморефлексия современной молодежи носит в большинстве случаев неполный, "одномерный " характер. Ее неполнота, как отмечено, проявляется, прежде всего, в гиперболизации индивидуальных практик. С нею тесно связана преимущественная интернализация индивидуалистских ценностей и довольно ярко выраженное преуменьшение значения ценностей коллективистских. Логическими следствиями подобного дисбаланса является ограниченность внутригрупповой и межгрупповой солидарности молодых людей, а также крайне противоречивое восприятие ими общества. При всем критическом восприятии его молодые люди не предпринимают сознательных усилий по изменению социума. В тех же случаях, когда протест "прорывается наружу", он носит спонтанный характер и выражается в приобщении к деструктивным объединениям. Впрочем, и они характеризуются нестабильностью и сравнительной малочисленностью.

В.П.Бабинцев, Е.В.Реутов.

Самоорганизация и «атомизация» молодежи

как актуальные формы социокультурной рефлексии

//Социс. 2010, №1. С.109 - 115

        

Постройте диаграмму результатов социологического исследования? Какой вывод вы сделаете? Какой вывод делают социологи? Сравните его с вашим выводом.

        Как объясняют полученные результаты социологи? Что бы вы добавили к их объяснениям?

        Как полученные результаты характеризуют особенности массового поведения в молодежной среде?


 

Комментарии

Чернышев Александр Юрьевич

Отличный отрывок для понимания формальных социальных взаимодействий

" Утром Петр Иваныч привез племянника в департамент, и пока сам он говорил с своим приятелем - начальником отделения, Александр знакомился с этим новым для него миром. Он еще мечтал все о проектах и ломал себе голову над тем, какой государственный вопрос предложат ему решить, между тем все стоял и смотрел.
"Точно завод моего дяди, - решил он наконец. - Как там один мастер возьмет кусок массы, бросит ее в машину, повернет раз, два, три, - смотришь, выйдет конус, овал или полукруг; потом передает другому, тот сушит на огне, третий золотит, четвертый расписывает, и выйдет чашка, или ваза, или блюдечко. И тут. придет посторонний проситель, подаст, полусогнувшись, с жалкой улыбкой, бумагу - мастер возьмет, едва дотронется до нее пером и передаст другому, тот бросит ее в массу тысячи других бумаг, - но она не затеряется: заклейменная нумером и числом, она пройдет невредимо чрез двадцать рук, плодясь и производя себе подобных. Третий возьмет ее и полезет зачем-то в шкаф, заглянет или в книгу, или в другую бумагу, скажет несколько магических слов четвертому - и тот пошел скрипеть пером. Поскрипев, передает родительницу с новым чадом пятому - тот скрипит в свою очередь пером, и рождается еще плод, пятый охорашивает его и сдает дальше, и так бумага идет, идет - никогда не пропадает: умрут ее производители, а она все существует целые веки. Когда, наконец, ее покроет вековая пыль, и тогда еще тревожат ее и советуются с нею. И каждый день, каждый час, и сегодня и завтра, и целый век, бюрократическая машина работает стройно, непрерывно, без отдыха, как будто нет людей, - одни колеса да пружины...
Где же разум, оживляющий и двигающий эту фабрику бумаг? - думал Александр, - в книгах ли, в самих ли бумагах, или в головах этих людей?"
И какие лица увидел он тут! На улице как будто этакие и не встречаются и не выходят на божий свет: тут, кажется, они родились, выросли, срослись с своими местами, тут и умрут. Поглядел Адуев пристально на начальника отделения: точно Юпитер громовержец; откроет рот - и бежит Меркурий с медной бляхой на груди; протянет руку с бумагой - и десять рук тянутся принять ее".
И.Гончаров. Обыкновенная история.

Чернышев Александр Юрьевич

Любопытное задание встретил в учебнике по обществознанию

Вы хотите стать социологом. Проверьте себя.
Все вы знаете, что такое очередь в магазине - повадки и манеру поведения людей, психологические ощущения и т. п. Это маленький кусочек социальной жизни. В ней действуют свои законы. Какие именно? Ниже приведены некоторые из этих законов. Чтобы их от¬крыть, не надо быть ученым, нужно быть внимательным человеком. Обобщите свои наблюдения и дополните список по крайней мере еще десятью-пятнадцатью подобными законами. Можно устроить соревнование: кто напишет больше?
Быстрее всего движется та очередь, в которой вас уже или еще нет.
Чаще всего пристраиваются к стоящим впереди, а не позади вас.
Плотная очередь воспринимается как более короткая, чем вы тянутая.
Чем дольше стоишь, тем сильнее желание приобрести данный товар...

У представителей каких профессий должны быть в наибольшей степени развиты социологическое мышление и социологическое видение мира? Иначе говоря, кто больше всего нуждается в социологических знаниях? Ответ аргументируйте.
1) шофер; 2) парламентарий; 3) учитель; 4) продавец; 5) шахтер;
менеджер; 7) летчик; 8) фермер; 9) вахтер; 10) официант; 11) банкир; 12) фокусник; 13) журналист; 14) пограничник; 15) ревизор;
сантехник; 17) повар; 18) инженер.
Проанализируйте профессии по двум критериям:
а) насколько часто их представителям приходится общаться с людьми по долгу службы;
б) у кого профессиональный или деловой успех в наибольшей мере зависит от знания психологии людей и умения решать социальные проблемы.
Для удобства разбейте профессии на три группы с сильной, средней и слабой выраженностью данных признаков.

Чернышев Александр Юрьевич

Кто бы мог подумать, что тема "Социальные группы" станет такой злободневной! Изучайте социологию.
Критика власти как экстремизм
Правозащитники Павел Чиков и Рамиль Ахметгалиев о чиновниках как особо защищаемой социальной группе
http://www.vedomosti.ru/newspaper/articles/2016/10/13/660708-kritika-vlasti
Вот вам и развитие компетенции...