Правовая викторина для профориентации школьников 8-9 класса
методическая разработка на тему

Моисеева Ирина Юрьевна

Викторина проводится в рамках дня открытых дверей для школьников Северного округа г. Москвы по основам правовых знаний и основана на использовании игровых технологий с целью привлечения школьников  к обучению по специальности "Право и организация социального обеспечения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon viktorina_dlya_proforientatsii_shkolnikov.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы

«Политехнический колледж им. Н.Н. Годовикова»

Викторина

для профориентационной работы среди школьников (8-9 кл.)

Составитель:

преподаватель правовых дисциплин

к.и.н. Моисеева И.Ю.

2015

  1. «Сказки глазами юриста»

           Мы никогда не задумывались, что приобщаться к нашей любимой профессии (юриста) мы начали уже в раннем детстве? Давайте посмотрим, насколько мы наблюдательны и можем посмотреть на  известные нам с детства сказки юридическим взглядом.

           Внимание, я называю вам юридическую ситуацию, а вы попробуйте угадать, в какой сказке эта ситуация разыгрывается  

  1. В какой сказке личность во всех отношениях серая осуществляет план убийства двух и более лиц и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности все заканчивается благополучно? («Красная шапочка»)

  1. В этой сказке А.С. Пушкина должностное лицо грубо нарушает принцип «От каждого по способности, каждому – по труду» и присвоило зарплату труженика. Труженик учинил самосуд, причинив должностному лицу тяжкие телесные повреждения, приведшие к смерти. ( «Сказка о попе и его работнике Балде»)

  1. Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано. («Волк и семеро козлят»)

  1. В этой сказке речь идет о неком спортсмене, который без хорошей физической подготовки  отправился на соревнования с препятствиями. Хитрость и выдержка позволили ему подойти к самому финишу. Финал трагичен. Герой, нарушив правила техники безопасности, погибает. («Колобок»)

  1. Назовите сказку, где две невестки царя посягают на имущество третьей, крадут одеяние невесты младшего сына царя и сжигают его («Царевна - лягушка»)

  1. В этой сказке добрая птица уступила свою собственность двум лицам, пожелавшим разделить ее на части, не сумевшим это сделать. В итоге – богатство случайно уничтожено мелкой серой личностью. ( «Курочка Ряба)»

2. «Темная лошадка в русской истории»

              Хороший юрист должен знать и любить свою историю, тем более, что русские правители большое внимание уделяли развитию права. В этом конкурсе отгадайте  русского правителя, который внес большой вклад в развитие России. Я называю несколько подсказок, постарайтесь использовать минимальное их количество.

№ 1.

1.        Колоритной фигурой в русской истории был великий князь Владимирский. Он скопил огромные богатства, но не ради личной корысти. Все средства он тратил на покупку новых земель в чужих княжеских владениях.

2.        Умный и хитрый, упорный в достижениях своих целей, он сыграл выдающуюся роль в усилении Московского княжества, собирании русских земель вокруг Москвы. Он добился права сбора ордынской дани на Руси и прекращения татарских набегов на русские земли.

3.        Не зря прозвали его «кошелем», «денежной сумой».

4.  При нем появился Юрьев день, которым юридически были разрешены переходы крестьян от одного помещика к другому.

Ответ: ___________Иван Калита_____________

№ 2

1. Этот правитель созвал комиссию для составления нового свода законов России, нового Уложения, основанного на принципах правового государства.

2.        Великой эту императрицу называли не случайно. Обладая железной волей, недюжинным умом и способностями, она, немка по происхождению, быстро изучила русский язык, освоилась с обычаями и обстановкой в новой для неё стране.

3.        Вскоре после замужества с императором Петром III она, свергла его и сама заняла русский престол.

4.        Выступала императрица и как искусный дипломат. Она провела две войны с Турцией, отмеченные крупными победами Румянцева, Суворова, Потёмкина, Кутузова.

Ответ: ___________Екатерина 11_____________

№ 3

  1.         Он создал первый на Руси свод законов, ограничил кровную месть
  2. Он стал великим князем, в период правления которого Русь достигла наивысшего расцвета.
  3. С ним мечтали породниться все великие державы Европы. Он сам был женать на шведской принцессе. Его старшая дочь даже была королевой Франции. Остальные дети так же заключили династические браки.

4. Он очень любил книжное учение, скупал книги за границей, переводил их на русский язык и получил прозвище «Мудрый

 Ответ _______Ярослав Мудрый ___________

№ 4

1.        На своей личной печати он вырезал следующее: « Я ученик и нуждаюсь в учителях». Он учился сам и заставлял учиться своих подданных, отправляя их за границу, а по возвращении частенько сам экзаменовал их. И горе было тому, кто вдали от Родины бил баклуши, да бегал по балам, вместо того, чтобы учиться.

2.        Он работал в голландском городке Заандаме на верфи простым плотником: строгал доски, забивал гвозди, таскал тяжёлые брёвна.

3.        При нём Россия сделала большой шаг вперёд. Он «прорубил окно в Европу». Им была построена новая столица России – Санкт-Петербург.

4. Он преклонялся перед Европой

Ответ:_____________Петр 1___________________

№ 5

1. Он был сыном Великого князя Всеволода Ярославовича, а прозван по имени матери – дочери византийского императора. Дополнил первый русский свод законов «Русскую Правду».

2.        Большой его заслугой стало прекращение больших междоусобиц, сплочение сил Руси для отпора её врагам – половцам. Он стал и военным руководителем походов против них в 1103, 1107 и 1111 годах.

3. Он написал труд «Поучение к детям»

4.        С его именем связано появление первой короны русских царей, одна из которых хранится и ныне в Оружейной палате Московского кремля.

Ответ: ______________Владимир Мономах__________

3.  Ходят слухи

             Когда речь идет о правовых ситуациях, то недостаточное владение правом порождает слухи, подтвердите (если они верны) или опровергните их словами «да» или «нет», можно громко и хором, наиболее активные получат флажки.

Говорят, что….

  1. Президентом в России может быть только мужчина (нет)
  2. Уголовная ответственность наступает уже в 14 лет ( да).
  3. В России существует приоритет частной собственности над всеми остальными (нет)
  4. За безбилетный проезд в Москве штраф 100 рублей (да)
  5. Срок службы в армии сейчас 2 г 8 месяцев ( нет)
  6. Глава исполнительной власти – Президент ( нет)
  7. Конституция РФ принята в 1993 г. ( да)
  8. Президент издает законы ( нет)
  9. Нижняя палата парламента – Совет Федерации ( нет)
  10. Завещатель в праве оставить все наследство только родственникам (нет)
  11. Конституция РФ принята народом на референдуме ( да)
  12. Фиктивный брак признается не действительным ( да)
  13. Верховным главнокомандующим является министр обороны ( нет).
  14. В России не допускаются двойные фамилии супругов (нет)
  15. Правительство имеет право издавать постановления и распоряжения (да).
  16. В России существует однопартийная система ( нет)
  17. Верхняя палата парламента – Государственная дума( нет)
  18. Труд в России – это право и обязанность ( нет)
  19. Размер алиментов на одного ребенка 25% заработка или иного дохода ( да)
  20. Попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет ( да)
  21. Трудовой договор заключается с лицами, достигшими 18 лет( нет)
  22. В России признаются прямые равные выборы с тайным голосованием ( да)
  23. Конституция запрещает применение смертной казни ( нет)
  24. По форме правления Россия – республика.( да)
  25. Полное совершеннолетие достигается в 18 лет ( да)

  1. Блиц – турнир «Вокруг права»

Ну и, наконец, давайте же посмотрим, как мы понимаем сущность многих юридических терминов, с которыми мы с вами порой сталкиваемся в жизни или слышим их от взрослых, видим на экранах наших компьютеров или телевизоров. Я даю определение, а вы должны самостоятельно назвать термин, которому это определение соответствует.

  1. Самовольное оставление воинской части. (Дезертирство)
  2. Перевод собственности из государственной в частную (приватизация)
  3. Обман с целью выгоды. (Мошенничество)
  4. Учреждение, исполняющее уголовное наказание. (Тюрьма)
  5. Лицо, удерживаемое при захвате. (Заложник)
  6. Принудительная доставка лица в правоохранительные органы. (Привод)
  7. Неоднократно судимый.(Рецидивист)
  8. Распространение заведомо ложных сведений.(Клевета)
  9. Принудительное и безвозмездное изъятие имущества, добытого преступным путем, в пользу государства.(Конфискация)
  10. Заявление прокурора о несогласии с чем-либо.(Протест)
  11. Денежное взыскание в качестве меры наказания.(Штраф)
  12. Всенародное голосование по вопросам.(Референдум)
  13. Лицо, проживающее на территории государства, но не являющееся его гражданином.(Иностранец)
  14. Общественно опасное виновное деяние, запрещенное Уголовным кодексом .(Преступление)
  15. Основной закон государства. (Конституция)
  16. Письменное или устное соглашение сторон, условие взаимных прав и обязанностей.(Договор)
  17. Временное пользование за плату.(Аренда)
  18. Мера, принимаемая против нарушителя закона.(Наказание)
  19. Конституционное право работников не временный, добровольный отказ то выполнения трудовых обязанностей.(Забастовка)
  20. Вооруженная группа людей, сопровождающая осужденных. (Конвой)
  21. Нападение на речное или морское судно в целях завладения чужим имуществом с угрозой насилия или его применением.(Пиратство)
  22. Незаконное перемещение в крупном размере через таможенную границу товаров или иных предметов. (Контрабанда)
  23. Распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию. (Клевета)
  24. Совокупность устанавливаемых и охраняемых государством норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.(Право)
  25. Глава государства с республиканской формой правления.(Президент)
  26.  Форма правления, при которой верховная власть принадлежит единоличному правителю(Монархия)
  27. Продукт труда, изготовленный для продажи.(Товар)
  28. Представительно высшее государственное законодательное собрание.(Парламент)
  29. Заявление в суд о разрешении какого-либо гражданского спора.(Иск)
  30. Свод законов. (Кодекс)
  31.  Орган государственной власти, разбирающий гражданские споры и уголовные дела. (Суд)
  32. Место проживания осужденного, лишенного свободы, внутри исправительного учреждения.(Камера)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса: "Мой Выбор- профориентация школьников"

Первая серьёзная проблема, с которой сталкиваются школьники- выбор профессии. Программа элективного курса "Мой выбор", поможет старшекласснику сориентироваться и сделать правельный выбор, со...

«Ранняя профориентация школьников как важнейшее направление профессионального становления личности»

Ранняя профориентация школьников важна, так как является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, труд...

Протоколы РМО "Ранняя профориентация школьников" в Кашарском районе. Руководитель: Задорожняя Е.В.

Краткая характеристика выполнения работы, запланированной на заседаниях методического объединения....

Протоколы РМО "Ранняя профориентация школьников" в Кашарском районе. Руководитель: Задорожняя Е.В.

Краткая характеристика о проделанной работе, запланированной на заседаниях РМО....

Достижения, образовательная деятельность 2022 - 2023. Московская историко-правовая викторина «Правовое поле» для 8 – 11-х классов Сертификаты, дипломы

Достижения, образовательная деятельность 2022 - 2023. Московская историко-правовая викторина «Правовое поле» для 8 – 11-х классов Сертификаты, дипломы...

Методическая разработка мастер-класс в рамках профориентации школьников "Профитроли"

Методическая разработка мастер-класса для школьников по специальности 43.02.15 "Поварское и кондитерское дело"...