Важность изучения адажио на уроке классического танца с целью воспитания музыкальности
статья

Иванова Наталья Геннадьевна

В хореографическом образовании всегда на первом месте было стремление к  музыкальному исполнению танцевального движения, будь то учебная комбинация, этюд или концертный номер. Эта проблема общеизвестна. Работа над таким разделом классического экзерсиса, как адажио является важным элементом в воспитании музыкальности исполнителей. Концертмейстер хореографии должен владеть большим репертуаром, уметь профессионально озвучивать  медленные упражнения, тем самым заставляя учеников активно вслушиваться в музыку и соотносить свои движения с ее темпом и характером.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ivanova_n.g._statya_adazhio.docx959.61 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ВАЖНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ АДАЖИО КЛАССИЧЕСКОГО ЭКЗЕРСИСА С ЦЕЛЬЮ ВОСПИТАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОСТИ

Иванова Н.Г., концертмейстер ТОГБПОУ «Тамбовский колледж искусств»

     Любая хореография напрямую зависит от музыкального материала. Посредством пластики движения и его эмоционального наполнения балет, так же, как и отдельный танец, должен отражать драматургию, заложенную в музыке. Для того, чтобы исполнитель справлялся с этой задачей, необходимо на уроках классического танца большое внимание уделять развитию музыкальности у учеников. А это во многом зависит от музыкального оформления урока.

      На первых урока классического танца педагог должен рассказать детям о значении музыки в хореографии, обосновать её связь с движением, поскольку музыка не служит лишь для развлечения и отбивания счёта. Музыкальное сопровождение развивает ритмичность, умение отличать музыкальную фразу и чувствовать музыкальный квадрат. Мелодии не должны быть однообразными, так как повторение изо дня в день одной и той же мелодии порождает механичность исполнения и притупляет музыкальное восприятие.

      Музыкальное оформление урока классического танца должно быть законченным по форме, которая по характеру, ритмическому рисунку и динамике должна соответствовать танцевальным движениям, сливаясь с ними в одно целое.

      В раздел adagio в системе классического танца входят упражнения, являющиеся одними из наиболее сложных. Они требуют хорошего уровня подготовки. Освоить их крайне важно, а значение этих упражнений, сложно переоценить. Иногда, в процессе обучения, этим упражнениям не уделяется должного внимания, что является непоправимой ошибкой. Подобное невнимание нередко является следствием того, что многие не понимают функционального значения этих упражнений и целесообразности выполнения adagio.

      Многие преподаватели полагают, что танец - это искусство в динамике, ценность которого составляют прежде всего виртуозно выполняемые сложные и быстрые движения. Отсюда и эта неправильная постановка вопроса, согласно которой в процессе обучения следует уделять внимание только тем упражнениям, которые развивают способность технически безупречно выполнять быстрые и сложные движения. Это ошибочная точка зрения. Если «динамическая» часть программы обучения танцу является фундаментальным методом, позволяющим развить ощущение движения, соответствующим образом разработать мышцы, натренировать верхние и нижние конечности, которые в результате научатся двигаться свободно, непринужденно и естественно, то, тем не менее, только в процессе освоения «статической», медленной части программы, можно довести все движения до совершенства.

      Именно в процессе изучения adagio педагог может в мельчайших подробностях проследить за тем, насколько правильно его ученик выполняет те или иные движения. Таким образом, преподаватель может указать ученику на его недостатки с тем, чтобы тот попытался их исправить, но не механически, а научившись еще лучше чувствовать свое тело и движение. Такое возможно только на продвинутом этапе обучения, идти к нему надо постепенно. Только тогда к ученику придет естественность и непринужденность при исполнении любых, даже самых сложных движений, и в любой момент времени, тогда танец станет совершенным с точки зрения техники, и его можно будет считать подлинным искусством.

      Adagio, по сути своей это маленькие композиции, образованные различными движениями, их связывают между собой те или иные позы, все вместе смотрится очень выразительно. Эти композиции тщательно продумываются, последовательность их движений неслучайна, все вместе выглядит очень гармонично и естественно. Долголетняя практика работы над adagio показали, что следует отдавать предпочтение именно такому подходу, это же подтвердили и положительные результаты в обучении. Каждое движение и каждая поза основательно изучаются, их последовательность подбирается с учетом того, чтобы продемонстрировать все их возможности.

      Таким образом, с первых движений adagio, связывающих самые простые позы, ученик постепенно учится преодолевать все более серьезные сложности, в конце концов, он достигает наивысшего уровня технического мастерства. Это мастерство при исполнении упражнений adagio состоит не только в виртуозности, но и в том, чтобы соединить воедино изящество, мягкость, плавность, живость исполнения.

      Каждое adagio имеет свои технические и ритмические характеристики и особенности исполнения, поэтому желательно делать их в ротации, чтобы ученик научился выполнять движения и принимать позы в любой последовательности. Все adagio, как, впрочем, и другие упражнения, сочетаются таким образом, чтобы можно было подобрать соответствующее музыкальное сопровождение, где музыкальный ритм помогал бы подчеркивать отдельные характеристики каждого из них.

      Adagio – группа разнообразных медленных и плавных элементов, исполняемых, как правило, начиная с сильной доли. На поздних этапах обучения в комбинации adagio включаются энергичные маховые и вращательные движения, при исполнении на середине зала – также и прыжки. Основной характер движения аналогичен plie. Музыкальное сопровождение adagio представляет собой две своего рода путеводные нити: одна (как правило мелодия) – крупными долями, вехами метрической пульсации, другая (сопровождающие мелодию голоса) – более мелкими ритмическими длительностями. Фактурные слои должны быть понятны для восприятия.                          

      В младших классах преимущество отдаётся простому, доступному для детского восприятия, музыкальному материалу. Ритмический рисунок учебного примера adagio должен совпадать с ритмическим рисунком аккомпанемента, но даже в элементарном виде он должен сохранить свою сопряженность с движением.

      В средних классах музыкальный материал становится более разнообразным. Педагог уже может составлять учебные примеры на специально подобранный концертмейстером нотный материал классического репертуара. Музыкальное оформление уроков классического танца в старших классах отличается использованием более сложных размеров, более быстрых темпов, выразительностью, более сложным сочетанием элементов, соединяющихся в одну комбинацию.

       Кроме того, в старших классах большое adagio приобретает сложную форму, поэтому музыкальное сопровождение должно быть законченным по форме произведением. Учащиеся должны стремиться соединить технические сложности с характером исполняемого элемента, наполняя движение эмоционально-музыкальной выразительностью. Обязанностью концертмейстера является не только профессиональное сопровождение музыкального материала, но и разнообразие, яркость и новизна музыки. Музыка должна помогать ученику не только в темпо-ритмическом исполнении движения, но и воспитывать эмоционально, подсказывать ему определенное настроение.

      Грамотный подбор музыкального материала формирует чувство стиля, музыкальной эстетики и способствует развитию актерской и музыкальной выразительности учеников. Это во многом зависит от правильно подобранного музыкального оформления урока.

      Пример: музыкальная комбинация автора в характере Adagio.

Изображение выглядит как текстАвтоматически созданное описание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока классического танца 1 год обучения

Разработка урока классического танца 1 год обучения...

Методические рекомендации "Тонкости подбора музыкального материала для оформления уроков классического танца"

В работе рассматриваются все нюансы подбора концертмейстером музыкального материала совместно с хореографом.....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МУЗЫКИ БАЛЕТА ПЕТЕРА ЛЮДВИГА ГЕРТЕЛЯ «ТЩЕТНАЯ ПРЕДОСТОРОЖНОСТЬ» НА УРОКЕ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА В ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ ШКОЛАХ

Для музыкального сопровождения урока классического танца в хореографических школах обычно широко используется балетная, танцевальная, оперная, фортепианная и симфоническая музыка. Концертмейстеры испо...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ НА УРОКЕ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА КАК ФАКТОР ИННОВАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА

      Важнейшей чертой современной культуры, ярко проявившейся и в музыкальных видах искусства, является взаимодействие новаторства и традиций, «современного» и &laqu...

Методическая разработка (урок классического танца)

Предлагаемое пособие по методике преподавания классического танца следует рассматривать как ориентир для преподавателей различных хореографических коллективов.При работе над учебным пособием автор рук...

Важность изучения адажио на уроке классического танца с цельювоспитания музыкальности

В хореографическом образовании всегда на первом месте было стремление к  музыкальному исполнению танцевального движения, будь то учебная комбинация, этюд или концертный номер. Эта проблема общеиз...