Памятки для учащихся

Лодойбалова Дыжид Владимировна

В данной подборке Вы можете найти  полезные материалы, которые можно отнести к научной организации труда учащихся, памятки: работа с учебником, как обобщать, как сравнивать, учебно- исследовательская работа (методические рекомендации), как составить опорный конспект, карта памяти,постановка цели,как лучше запомнить изучаемый материал, как готовиться к устному ответу, как писать сочинения,приёмы самоконтроля, организация рабочего места.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt.docx63.32 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с учебником

1. Внимательно прочитай название параграфа. Информация о содержании заключена уже в нём. Вспомни, что ты уже знаешь по данному вопросу, что читал, что слышал, посмотри записи в тетрадке.

2. Выдели основные части, главные мысли, наметь план текста.

3. Установи логическую связь и зависимость между сведения, изложенными в параграфе, попытайся составить опорный конспект, схемы, таблицы по тексту учебника.

4. Сравнивай, изучаемые явления, делай обобщения и выводы (эти мыслительные операции мы рассмотрим ниже).

5. Найди в тексте то, что необходимо выучить наизусть. Выучи этот материал, используя памятку «Как запоминать материал».

Как обобщать

  1. Выдели главное понятие из данного тебе задания.
  2. Проверь, как понимаешь его смысл.
  3. Отбери основные типичные факты из материала. данной темы.
  4. Сравни их между собой, выдели общее, главное, проанализируйте материал, проследи его развитие.
  5. Сделай вывод, найди закономерность, главную идею, закон.

Как сравнивать

  1. Установи основание для сравнения.
  2. Определи цель сравнения: для чего сравниваешь?
  3. Наметь план, по которому будешь сравнивать, прежде всего выдели главные признаки, по которым будешь сравнивать.

По плану находи сходства и различия между объектами, предметами, явлениями.

Сделай вывод из сравнения.

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
УЧАЩИХСЯ

(методические рекомендации для учащихся)

Учебно-исследовательская деятельность требует определенной подготовки как учащегося, так и педагога. В этой совместной работе успех зависит от подготовленности каждого из ее участников. Предлагаемые рекомендации затрагивают ключевые моменты подготовки и проведения учебно-исследовательской работы в школе и могут служить ориентиром в названной деятельности учащихся и учителей.

Под исследовательской деятельностью в целом понимается такая форма организации работы, которая связана с решением учащимися исследовательской задачи с неизвестным заранее решением.

К элементам исследовательской деятельности относятся:

1. Методы исследования.

2. Наличный экспериментальный материал.

3. Интерпретация данных и вытекающие из них выводы.

Научно-исследовательская деятельность – это вид деятельности, направленный на получение новых объективных научных знаний.  

Учебно-исследовательская деятельность – это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления.

1. Объектная область, объект и предмет.

Работа над любым исследованием начинается с определения названной «системы». Ее составляют три элемента: «объектная область», «объект» и «предмет» исследования. Этот этап предшествует выбору темы исследования. Дадим краткие определения каждого из элементов «системы».

Схема 1

Объектная область исследования – это сфера науки и практики, в которой находится объект исследования. В школьной практике она может соответствовать той или иной учебной дисциплине, например математике, биологии, литературе, физике и т. д.

Объект исследования – это определенный процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию. Объект –  это своеобразный носитель проблемы – то, на что направлена исследовательская деятельность. С понятием объекта тесно связано понятие предмета исследования.

Предмет исследования – это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым (совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области объекта). Именно предмет исследования определяет тему работы.

2. Тема, проблема и актуальность исследования.

Тема – ракурс, в котором рассматривается проблема. Она представляет объект изучения в определенном аспекте, характерном для данной работы.

Основные критерии выбора темы:

– желательно, чтобы тема представляла интерес для учащегося не только на данный, текущий момент, но и вписывалась в общую перспективу профессионального развития ученика, т. е. имела непосредственное отношение к предварительно выбранной им будущей специальности;

очень хорошо, если выбор темы обоюдно мотивирован интересом к ней и ученика, и педагога. Это происходит тогда, когда сам научный руководитель занят исследовательской работой и в рамках избранной им сферы выделяет требующую разработки область для изучения ее учеником. В какой-то мере это может напомнить традиционные отношения «мастер – ученик»;

тема также должна быть реализуема в имеющихся условиях. Это значит, что по выбранной теме должны быть доступны оборудование и литература. Примером реализуемой темы может служить тема «Особенности мхов и лишайников городской лесопарковой зоны». Заявленная тема не требует труднодоступных приборов или сложных полевых условий.

Формулировка темы отражает сосуществование в науке уже известного и еще не исследованного, т. е. процесс развития научного познания. Вследствие этой причины очень ответственным этапом в подготовке исследования становится этап обоснования актуальности темы.

Обосновать актуальность – значит объяснить необходимость изучения  данной темы в контексте общего процесса научного познания. Определение актуальности исследования – обязательное требование к любой работе. Актуальность может состоять в необходимости получения новых данных и проверки новых методов и т. п.

3. Изучение научной литературы и уточнение темы.

Одним из удобных способов оформления извлеченной из текста информации традиционно является составление на ее основе специальных карточек. Карточки каждый может оформлять по своему усмотрению – они создаются для вашего личного пользования, поэтому должны представлять информацию удобным для вас образом (см. схему 2). Можно дать общие советы. Например, нумеровать карточки и обозначать шифром тему вписанной информации для легкости ее обнаружения в дальнейшем, когда ваша картотека разрастется. Карточки должны быть одинаковыми по размеру и заполняться с одной стороны. Как правило, на одной карточке помещается одна цитата, но информацию по одному и тому же вопросу с разных страниц можно группировать вместе, не забывая при этом указывать номер каждой страницы.

Схема 2

Основное содержание цитаты

(кратко)

Глава ___________

§        

Содержание цитируемого материала

(Если дословно, то обязательны кавычки; излагаемые своими словами факты, оценки, выводы автора кавычек не требуют.)

Библиографические данные издания

(с обязательным указанием страницы)

4. Определение гипотезы.

Уточнив тему в результате изучения специальной литературы, исследователь может приступать к выработке гипотезы. Это один из самых ответственных моментов работы над исследованием. Сначала обратимся к определению самого понятия.

Гипотеза должна удовлетворять ряду требований:

– быть проверяемой;

 содержать предположение;

– быть логически непротиворечивой;

– соответствовать фактам.        

При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции типа: «если..., то...»; «так как...»; «при условии что...», т. е. такие, которые направляют внимание исследователя на раскрытие сущности явления, установление причинно-следст-венных связей.

5. Цель и задачи исследования.

В общем виде цель и задачи должны уточнить направления, по которым пойдет доказательство гипотезы.

Цель исследования – это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы. Выделим наиболее типичные цели. Ими может быть определение характеристик явлений, не изученных ранее; выявление взаимосвязи неких явлений; изучение развития явлений; описание нового явления; обобщение, выявление общих закономерностей; создание классификаций.

Формулировку цели исследования также можно представить различными способами, традиционно употребляемыми в научной речи клише. Приведем примеры некоторых из них.

Можно поставить целью:

– выявить...;        

– установить...;

– обосновать...;    

–  уточнить...;      

– разработать... .

Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит содержание глав. Заголовки глав рождаются именно из формулировок задач. Предложим одно из определений понятия «задача».

Задача исследования – это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. Перечисление задач строится по принципу от наименее сложных к наиболее сложным, трудоемким, а их количество определяется глубиной исследования.

ПРОВЕДЕНИЕ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Проведение исследования включает в себя два последовательных этапа: собственно проведение (так называемый технологический этап), аналитический, рефлективный этап.

На заключительном этапе целесообразно продумать способ представления результатов своего исследования на городскую конференцию, отработать формы представления в виде статьи и тезисов, осмыслить возможные рекомендации по практическому применению результатов, т. е. спланировать внедренческий этап исследования.

На более поздних стадиях работы составляют план-проспект, т. е. такой план, который представляет собой реферативное, более подробное изложение вопросов, по которым в дальнейшем будет систематизироваться весь собранный фактический материал.

ОФОРМЛЕНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
РАБОТЫ

Принято считать, что оформление – незначительный, чисто формальный этап создания рукописи научного исследования. На самом деле это не так. Оформление результатов исследования – один из самых трудоемких этапов работы.

Существует несколько основных форм представления результатов научной работы:

– текст научного сочинения;

– статья, тезисы;

– доклад, сообщение;

– отчет и т. д.        

Приведем основные требования к их оформлению:

по содержанию:

– обоснование актуальности темы;

– главный тезис;

– аргументация, доказательства и факты, подтверждающие выдвинутый тезис;

– основные выводы;

по срокам представления:

– за 1 месяц до начала конференции;

по форме представления:      

– в 2 экземплярах off-line;        

– в электронной версии на дискете;

– в формате Word 6.0, 7.0–8.0;    

– шрифт 12, Times New Roman.

Статья представляет собой самостоятельный научный текст, где исследователь излагает собственные мысли по проблеме. Структура статьи схожа со структурой текста научного сочинения, но представляет его как бы в миниатюре. В начале статьи выдвигается ее главный тезис, который затем подвергается аргументированному доказательству в основной части. В заключении статьи помещаются выводы, подтверждающие либо опровергающие все вышесказанное.

Заметим, что обе эти формы – и статья, и тезисы – создаются на основе текста собственно научного сочинения, где подробно рассматривается весь ход исследования и описываются его результаты. Поэтому особое внимание мы уделим именно этому главному, фундаментальному варианту оформления итогов научной работы.

Начинается оно с компоновки подготовленных текстов по главам в соответствии с примерной структурой работы. После того как главы сформированы, следует их внимательно прочитать и отредактировать как с точки зрения орфографии и синтаксиса, так и по содержанию (сверить цифры и факты, сноски, цитаты и т. п.). Сразу же после прочтения каждой главы и осуществления правки приступают к написанию выводов к соответствующей главе. Вывод по главе обычно содержит изложение сущности вопроса, разбираемого в ней, и обобщение результатов проделанного анализа.

Далее составляется заключение по всей работе. Только после этого приступают к написанию введения к работе.

Затем следует составление библиографического списка.

Титульный лист является первой страницей научной работы и заполняется по определенным правилам. Они предполагают указание автора работы, название темы работы, фамилии, имени, отчества и сложности, научной степени и звания научного руководителя (см. приложение).

Оглавление следует за титульным листом. Оно включает в себя указание на основные элементы работы: введение, главы, параграфы, заключение, список литературы (библиография), приложения.

Например:

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение                                        3

Глава 1                                        4

1.1.                                        8

1.2.                                        11

Глава 2                                        16

2.1.                                        20

2.2.                                        23

Заключение                                25

Список литературы                         27

Приложения

Приложение 1                                28

Приложение 2                                30

Введение представляет собой наиболее ответственную часть научной работы, так как содержит в сжатой форме все основные, фундаментальные положения, обоснованию и проверке которых посвящено исследование. Введение должно включать в себя: формулировку темы; актуальность исследования; проблему исследования; объект, предмет; цель, задачи; гипотезы; методы исследования; этапы исследования; структуру исследования; его практическую значимость; краткий анализ литературы.

Объем введения по отношению ко всей работе небольшой и обычно составляет 2–3 страницы.

Основная (содержательная) часть работы может содержать 2–3 главы. (Название этой части как основной скорее связано с ее большим, чем у остальных частей, объемом, нежели со значением, так как, например, введение является ничуть не менее значимой частью работы). Глава 1 обычно содержит итоги анализа специальной литературы, теоретическое обоснование темы исследования; главы 2–3 описывают практические этапы работы, интерпретацию данных, выявление определенных закономерностей в изучаемых явлениях в ходе эксперимента. Каждая глава завершается выводами.

Заключение обычно составляет не больше 1–2 страниц. Основное требование к заключению: оно не должно дословно повторять выводы по главам. В заключении формулируются наиболее общие выводы по результатам исследования и предлагаются рекомендации. Отмечается степень достижения цели, обозначаются перспективы дальнейших исследований.

Особой точности требует составление библиографического списка.

Приведем примеры правил оформления в списке различных вариантов изданий.

Книга одного и более авторов:

1. Майоров, А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. – М.: Интеллектцентр, 2001. – 296 с.

2. Шишов, С. Е., Кальней, В. А. Мониторинг качества образования в школе. – М.: Российское педагогическое общество, 1998. – 354 с.

3. Госс, B. C., Семенюк, Э. П., Урсул, А. Д. Категории современной науки: становление и развитие. – М.: Мысль, 1984. – 268 с.

Сборник с коллективным автором:        

Теоретические проблемы и технологии инновационного менеджмента в образовании: сб. науч. статей / сост. О. С. Орлов. – Великий Новгород-РИС, 2000. – 180 с.        

Статья из газеты и журнала:

Михайлов, Г. С. Психология принятия решений // журнал прикладной психологии. – 2001. – № 5. – С. 2–19.      

Статья из энциклопедии и словаря:

Бирюков, Б. В., Гастев, Ю. А., Геллер, Е. С. Моделирование // БСЭ. – 3-е изд. – М., 1974. – Т. 16. – С. 393–395.

Инновация // Словарь-справочник  по  научно-техническому  творчеству. – Минск, 1995. – С. 50–51.

Особый статус имеет такая рубрика научного текста, как приложение.

Приложение – это часть текста научного исследования, имеющая дополнительное (обычно справочное) значение, необходимое для более полного освещения темы. Оно размещается после основного текста. По содержанию среди приложений различают копии документов, статистические материалы и т. п. По форме они представляют собой тексты, графики, карты, таблицы и др.

Основные требования при оформлении приложений можно сформулировать так:

– размещаются после библиографического списка;

– в оглавлении приложение оформляется в виде самостоятельной рубрики, со сквозной нумерацией страниц всего текста;

каждое приложение оформляется на отдельном листе и должно иметь заголовок в правом верхнем углу.

Еще одна особая часть основного текста – это примечания.

Примечания содержат разъяснения, уточнения, дополнения, размещаемые внутри текста различным образом:

а) в круглых скобках;

б) подстрочно (оформляются как сноски);

в) после параграфов или глав.

Что может быть примечанием?

Определение терминов или устаревших слов.

Справочная информация о лицах, событиях, произведениях.

Перевод иностранных слов и предложений.

Пояснения основного текста.

Примечания помещаются в основной текст в виде сноски.

Иллюстрации к исследовательской работе размещаются в целях придания излагаемому материалу ясности, конкретности, образности.

Рисунки лучше размещать сразу же после первого упоминания о них в контексте работы. Если после упоминания о рисунке оставшееся место на странице не позволяет его разместить, то рисунок можно разместить на следующей странице.

Таблицы, как и рисунки, располагаются после первого упоминания о них в тексте работы. Если таблицы непосредственно не связаны с текстом, то их можно располагать в приложении. Все таблицы должны иметь заголовки, которые кратко характеризуют содержание табличных данных.

Цитаты в тексте работы (во всех вариантах) обязательно заключаются в кавычки. На каждую цитату следует давать указание источника. После сведения частей работы в единое целое рекомендуется провести сплошную нумерацию сносок.

При изложении концепции какого-либо автора можно обходиться и без цитат. В этом случае основные мысли автора описываются в точном соответствии с оригиналом по смыслу. Но и в этом случае обязательно делать сноску на источник.

Цитаты можно привлекать и для иллюстрации собственных суждений. Однако исследователь должен быть крайне аккуратен в цитировании и тщательно следить за его правильностью. Неполная, умышленно искаженная и подогнанная под цель исследователя цитата отнюдь не украшает его работу и не прибавляет ей значимости.

Кроме формальных особенностей представления материала исследователю следует подумать над тем, каким языком будут изложены результаты его работы. Удачное изложение и грамотный литературный язык сами по себе уже являются немалым достоинством и способны подчеркнуть наиболее удачные ее моменты. Особенно это важно на заключительном этапе исследования – его защите, речь о которой более подробно пойдет в сле

ЗАЩИТА РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

Следует помнить, что на все выступление отводится не более 5–7 минут. По регламенту можно рассчитывать дополнительно на 1–2 минуты, но не более. Ни о теме (ее уже объявили), ни о том, что было прочитано (список литературы), говорить не следует. Защита ни в коем случае не должна сводиться к пересказу всего содержания работы. Если вы не сумели заинтересовать аудиторию за отведенное по регламенту время, его продление только усилит непонимание и раздражение слушателей.

Подготовку доклада лучше всего начать с продумывания его структуры. Четкое и ясное представление о работе у самого докладчика – залог понимания его аудиторией. Доклад можно разделить на 3 части, состоящие из отдельных, но связанных между собой блоков.

Первая часть по сути кратко повторяет введение исследовательской работы. Здесь обосновывается актуальность выбранной темы, описывается научная проблема, формулируются задачи исследования и указываются его основные методы. Для того чтобы ваш доклад вызвал интерес аудитории, очень важно правильно настроить слушателей с самого начала вашего выступления. Существует несколько способов привлечения внимания аудитории, вот некоторые из них: вы можете начать выступление с приведения примера, интересной цитаты, образного сравнения предмета выступления с конкретным явлением, с истории, случая, задания проблемы или оригинального вопроса.

Во второй части, самой большой по объему, вам нужно представить содержание глав. Особое внимание комиссия обращает на итоги проведенного исследования, на личный вклад в него автора. Поэтому не забудьте после краткого изложения содержания глав реферата отдельно подчеркнуть, в чем состоит новизна предлагаемой вами работы, это могут быть использованные впервые по отношению к данному материалу методики, достигнутые вами результаты исследования.

При изложении основных результатов можно использовать заранее подготовленные схемы, чертежи, графики, таблицы, видеоролики, слайды, видеофильмы. Демонстрируемые материалы должны оформляться так, чтобы они не перегружали выступление и были видны всем присутствующим в аудитории.

В третьей части целесообразно кратко изложить основные выводы по результатам исследования, не повторяя тех выводов, которые уже были сделаны в ходе изложения содержания по главам. Постарайтесь в заключении создать кульминацию выступления, предложите слушателям поразмышлять над проблемой, покажите возможные варианты дальнейших исследований, используйте цитату по теме реферата известного ученого.

Особое внимание обратите на речь докладчика. Она должна быть ясной, грамматически точной, уверенной, выразительной. Если докладчик старается говорить быстро, проглатывая окончания слов, тихо, невнятно, то качество его выступления снижается. Спокойное, последовательное и хорошо аргументированное изложение материала импонирует слушателям. Но использование научного стиля отнюдь не означает пренебрежения к использованию образных сравнений, контрастов, необычных фактов, позволяющих удерживать внимание аудитории.

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ. КАРТА ПАМЯТИ

Опорный конспект потому и называется опорным, что помогает тебе хорошо усвоить информацию, а также воспроизвести в памяти пройденное. На него ты можешь положиться как на хорошего друга: подскажет, посоветует, поможет. Существует множество вариантов составления опорного конспекта. Всех их объединяет схематичность, яркость исполнения и использование ключевых (основных, самых важных и запоминающихся) слов.

Мы расскажем тебе об одном из опорных конспектов – КАРТЕ ПАМЯТИ. Такой конспект поможет тебе:

  • увидеть, как та или иная тема или идея логически разбивается на более мелкие элементы;
  • находить связи между отдельными идеями;
  • группировать факты;
  • увидеть картину (тему) в целом.

Карта памяти имеет структуру, составляется по определенным правилам. При создании КАРТЫ ПАМЯТИ используются маркеры различных цветов, рисунки, символы и выразительные слова и фразы;

Составление и использование КАРТЫ ПАМЯТИ доставляет удовольствие, на нее приятно смотреть (см. схему 3). 

Правила составления карты памяти:

  • расположи лист бумаги формата А-4 или А-3 горизонтально;
  • начни работу с цветного рисунка и названия темы в центре;
  • нарисуй жирные изогнутые линии разного цвета, отходящие от центра, обозначающие основные идеи, разделы темы;
  • основные линии дополни другими, обозначающими ключевые слова, основные факты;
  • слова пиши печатными буквами и сопровождай схематичными рисунками;
  • не заключай слова в рамки различной конфигурации.

Схема 3

Карта памяти

ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ, ПЛАНИРОВАНИЕ, КОНТРОЛЬ

ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ПЛАНА И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

1. Ты уже выделил главное дело, которое необходимо сделать в первую очередь.

2. Теперь ответь на вопрос:

– Какой результат я хочу получить?

Запиши ответ в таблицу 2.

Ответ на вопрос и является той конечной целью, которую ты ставишь перед собой.

3. Ответь на вопрос: что я должен сделать, чтобы получить желаемый результат?

Запиши план действий в таблицу 2.

4. Отметь в таблице 2, предполагаемый результат по каждому пункту плана действий.

5. Начни выполнение плана. Отмечай в таблице 2, удалось ли получить желаемый результат по каждому его пункту.

6. Когда план будет полностью выполнен, ответь на вопрос:

– Достигнута ли конечная цель?

Таблица 2

Что я должен сделать? __________________________________

Какой результат я хочу получить? ________________________

Что я буду делать, чтобы получить желаемый результат:

План действий

Предполагаемый

результат

Полученный

результат

1.

2.

3.

4.

5.

Достигнута ли конечная цель? Соответствует ли полученный результат поставленной цели? _______________________________

Если цель не достигнута, подумай, в чем проблема?

КАК ЛУЧШЕ ЗАПОМНИТЬ ИЗУЧАЕМЫЙ МАТЕРИАЛ

  1. Учи материал в определённый час. Таким образом, ты приучишь мозг к наилучшему восприятию именно в это время. Это становится своего рода условным рефлексом, и ты  запоминаешь быстрее и с меньшими усилиями. Вечерний час перед сном – прекрасное время для запоминания. Равно как и утренний час после пробуждения.
  2. При запоминании необходимо знать и использовать канал восприятия, который является для тебя ведущим (ниже мы расскажем тебе, как определить ведущий канал восприятия). Для визуалов (обладающих зрительной памятью) важно «сфотографировать» стихотворение, зрительно представить образы, на которых построено стихотворение. Для кинестетиков - сопровождать заучивание параллельным действием (например, хлопки в ладоши в ритме стихотворения или любые другие движения). Аудиалам лучше учить стихотворение вслух, улавливая его ритм и особенности интонации, смысловые паузы, многократно повторяя стихотворение слушателям (пусть даже воображаемым).  Дигиталам необходимо представить материал в виде схемы, таблицы и т.д.

Часто повторяй материал, который учишь наизусть. Просмотри три, четыре, пять раз один и тот же текст. Через 24 часа после первого занятия ты забываешь наибольшую часть выученного текста. Поэтому первое повторение не должно быть позже 24 часов и раньше 5-6 часов  после первого заучивания.

Как готовиться к устному ответу

При подготовке устного ответа воспользуйся следующими советами:

  1. Приступая к работе, вдумайся в формулировку данного вопроса.
  2. Посмотри на вопрос, как на задачу. Проведи анализ (какими фактами ты располагаешь, к какому выводу можно подвести слушателей).
  3. Внимательно прочитай учебник. При чтении: выдели главную мысль; разбей прочитанное на смысловые абзацы; обрати внимание на чертежи, схемы, таблицы. Убедись, что всё понятно.
  4. Раздели лист на две части.
  1. в левой наметь план ответа. Следи, чтобы этапы плана не нарушали логических рассуждений.
  1. в правой части сделай необходимые выборки к пунктам плана: примеры, правила, формулировки, схематические записи.
  1. Если какие-то вопросы забыты, повтори пункт учебника, рекомендованный учителем. Смело обращайся к справочникам.
  2. Убедись, что каждый этап плана обоснован. Особое внимание обрати на наиболее важные факты.
  3. Повтори ответ по правой стороне листа, и придерживайся составленного плана.
  4. Опираясь на рецензию (план приведён ниже), оцени свой ответ.

При ответе у доски особо выдели: анализ, главную мысль, сделай вывод.

КАК ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ

Сочинение» происходит от древнерусского слова «чин», т. е. порядок и означает не просто изложение своих знаний, но изложение их в определенном порядке, системе.

А. А. Крундышев «Как работать над сочинением»

Чтобы получить удовольствие от такого интересного, творческого вида работы как сочинение, необходимо хорошо подготовиться к нему: выбрать тему, продумать план (в этом тебе поможет см. схема 4). Приступать к работе над сочинением по литературному произведению можно только после его внимательного (лучше неоднократного) прочтения.

  1. Выбор темы сочинения зависит от твоих симпатий, вкусов, отношения к героям произведения.
  2. План сочинения должен включать в себя 3 пункта: вступление, основную часть и заключение.
  3. Во вступлении ты можешь обосновать выбор темы, обозначить проблемы (в форме вопросов или утверждений), которые тебе предстоит раскрыть в основной части сочинения. В заключении необходимо сделать выводы, ответить на те вопросы, которые ты сформулировал во вступлении.
  4. Если ты решил выбрать эпиграф к своему сочинению, помни, что ЭПИГРАФ – это краткое изречение, взятое из литературных источников, отражающее ведущую мысль, характер темы.
  5. Чтобы подтвердить свои мысли, используй краткие, точные и дословные выдержки из текста – цитаты.
  6. Об особенностях сочинений разных жанров (сочинение-размышление, эссе, анализ поэтического произведения и т. д.) расскажет учитель. Не стесняйся задавать ему вопросы!
  7. Твоя письменная речь (как и устная) должна быть связной, а это значит, что каждое следующее предложение должно продолжать мысль, изложенную в предыдущем!

Схема 4

1. Я выбрал эту тему, потому что _________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Чтобы раскрыть тему, я должен ответить на следующие вопросы:

  • ___________________________________________________
  • _____________________________________________________
  • _____________________________________________________

3. Для того чтобы ответить на эти вопросы, я должен:

  • проанализировать следующую литературу (словари, научные исследования по данному произведению ...):

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • получить информацию из других источников (телевидение, радио, кинофильмы, и т. д.):

__________________________________________________________

__________________________________________________________

  • выбрать цитаты по теме сочинения.

4. План моего сочинения:

  1. Вступление (выпиши основную мысль вступления):

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) Основная часть.

Мысль

Эпизод

Цитата

3) Заключение (выводы):

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Если учитель, проверяя твое сочинение, поставил на полях следующие буквы (знаки), это означает:

Буква

Вид ошибки

Что означает

I

Орфографическая

Ошибка на правило орфографии

V

Пунктуационная

Неверно расставлены знаки препинания

Z

Красная строка

Пропущена красная строка

Ф

Фактическая

Искажение фактов, событий

Р

Речевая

Неоправданное повторение одних и тех же слов, неправильное употребление их значения, употребление лишних слов, нарушение порядка и связи слов в предложении

Г

Грамматическая

Ошибки в образовании слов и построении предложений

Л

Логическая

Нарушение логической связи между предложениями в тексте

Приёмы самоконтроля

Умение контролировать свою деятельность – одно из важнейших условий успеха в учёбе.

1. До начала работы:

  1. Представь, какой результат ты предполагаешь получить.
  2. Определи общий объём работы, время которого она потребует.
  3. Наметь основные этапы работы, с чего начнёшь, что будешь выполнять потом.
  4. Прикинь, что для тебя представляет наибольшую трудность, на чём придётся задержаться.
  5. Определи, как ты будешь проверять результат, что ты будешь проверять в своей работе (например, в сочинении – его содержимое, оформление, отсутствие ошибок)
  6. В каком порядке ты будешь проверять, по каким образцам и нормам будешь оценивать.

2. В ходе работы:

  1. Старайся удерживать во внимании намеченный предполагаемый результат.
  2. Несколько раз по ходу работы спрашивай себя, соответствует ли то, что ты делаешь, тому проекту, результат которого ты наметил получить. Это поможет предупредить ошибки в работе.

3. В конце работы:

  1. Если допустил ошибку и нашёл в работе, стремись не только исправить её, но и найти причины.

Для этого постарайся мысленно выполнить работу как бы в обратном порядке, чтобы найти ошибочное звено, это поможет тебе в следующий раз предусмотреть эту трудность.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА

  1. Первое, о чем необходимо позаботиться, – это хорошее освещение. Настольная лампа должна быть установлена на письменном столе слева.
  2. Стол и стул должны быть удобными, чтобы обеспечивать правильное (ровное) положение спины во время работы. Проверить расстояние от глаз до тетради (книги) можно, поставив локти на стол и прикоснувшись кончиками пальцев рук до глаз. Если руки и ладони при этом полностью выпрямлены, расстояние правильное.
  3. Мы говорили уже о том, что перед тем, как начать работать, тебе необходимо полностью освободить свой стол.
  4. Нужные книги, тетрадь и канцелярские принадлежности выкладывай на стол непосредственно перед выполнением задания по соответствующему предмету. Сразу же после окончания работы убирай со стола лишнее. Таким образом, выполнение задания по каждому предмету ты будешь начинать на чистом столе. (Это очень важно, так как позволяет «очистить» голову).
  5. Для того чтобы у тебя было все под рукой, и в то же время на столе был порядок, можешь использовать пластмассовые накопители. Подпиши их соответственно содержанию (предметы, цикл предметов и т. д.).
  6. Продумай и нарисуй свое рабочее место.

Мое рабочее место

Какой Я?

Чтобы лучше понять себя, разобраться в своих личностных особенностях, которые оказывают влияние на то, как строятся твои отношения с окружающими, ответь на вопросы теста и подсчитай количество баллов по соответствующим шкалам. Инструкция и описание приводятся ниже.

                                                      Желаем успеха!

КАК ПРЕОДОЛЕВАТЬ ПРОБЛЕМЫ В ОБЩЕНИИ

Если ты чувствуешь, что может возникнуть конфликт, или ты уже вовлечен в него, воспользуйся основными правилами «безопасного» общения:

  1. Спроси себя: «Значительны ли разногласия во мнениях?»
  2. Подумай, подходит ли время, место, твое настроение и настроение собеседника для обсуждения возникшей проблемы.
  3. Вежливо скажи другому человеку, что ты думаешь по данному поводу. Изложи собственную позицию и свое принятие позиции другого (то есть продемонстрируй готовность выслушать и попытаться понять позицию другого человека).
  4. Спроси собеседника, что он думает о проблеме.
  5. Внимательно выслушай ответ. Постарайся сохранять спокойствие и не посылать негативных сигналов при помощи мимики и жестов.
  6. Подумай, почему другой человек выбрал эту позицию.
  7. Предложи компромисс, учитывая мнения и чувства обеих сторон.

Если чувства все же переполняют тебя, и трудно себя сдерживать, помни о самоконтроле:

  1. Сосредоточься на своих ощущениях. Прислушайся к своему телу. Это поможет тебе узнать ту грань, перейдя которую ты можешь потерять контроль над собой. Становишься ли ты рассерженным, беспокойным, раздраженным. Назови свои чувства.
  2. Подумай о причинах своих негативных эмоций. Сосредоточься на внешних или внутренних событиях (мыслях).
  3. Подумай о способах, с помощью которых ты можешь проконтролировать себя: остановись, не реагируй импульсивно, сосчитай до 10. При необходимости уйди в безопасное место или обратись за помощью к человеку, которому ты доверяешь.
  4. Выбери наиболее подходящий для тебя способ и используй его в сложных жизненных ситуациях.

Наиболее подходящий для меня способ самоконтроля: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Конспект занятия с подростками по профилактике курения

Цель занятия: научить делать осознанный выбор относительно курения; формирование культуры здорового образа жизни.

Задачи:

Проанализировать вместе с учащимися  отрицательные и положительные последствия выбора.

Подвести подростков к самостоятельному осознанному  выбору в отношении курения.

Основной метод, используемый в данной работе, - сопровождение становления и саморазвития личности учащегося,  которое предполагает:

1) обучение поиску альтернативных вариантов решения любой проблемы (как выбора образ. маршрута, так и выбора в отношении алкоголя, наркотиков, курения, досуговой деятельности и т.д.);

2) обучение осознанному самостоятельному выбору.

Содержание занятия

Содержание

Примечания

Введение. Сообщение темы,  краткий план занятия

Работа по алгоритму

  1. Формулировка проблемы вместе с учащимися:

Курить или не курить?

На доске – алгоритм принятия решения, у каждого учащегося листок с алгоритмом

2. Анализ проблемы: что нужно знать, чтобы принять правильное, осознанное решение?

 /Необходимо рассмотреть возможные последствия курения/

3.  Рассмотрение возможных последствий курения

Учащиеся высказывают свое мнение о  том, что привлекает подростков в курении, какие последствия может иметь  курение и заполняют таблицу «Последствия возможных вариантов выбора»

Соц. педагог и психолог  записывают на доске все предложенные варианты в 2 колонки

4. Учащимся предлагается подумать над тем, какая еще информация необходима для того, чтобы принять решение относительно курения (с кем посоветоваться, какую литературу изучить и т.д.) и дополнить таблицу «Возможные последствия курения» после анализа полученной информации

Ответы на сформулированные вопросы учащиеся должны найти после занятия самостоятельно и заполнить таблицу «Дополнительная информация, необходимая мне для принятия решения»

5. Заключение. Учащимся предлагается, проанализировав всю полученную информацию (на занятии и самостоятельно собранную), сделать самостоятельный осознанный выбор.

Учащиеся самостоятельно заполняют последнюю часть «Мой выбор» в  «Алгоритме принятия решения»

ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ ДЛЯ КАЖДОГО

I. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения.

1. Исходное положение (и. п.) - сидя на стуле, 1-2 - отнести голову назад и плавно наклонить назад, 3-4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

2. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п., 5 - плавно наклонить голову назад, и.п., 7 - голову наклонить вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

3. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево, 2 - и.п., 3-4 - то же правой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

II. Упражнения для снятия утомления с плечевого пояса и рук.

1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх, 2 - переменить положение рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

2. И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3-4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.

3. И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 5-6 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

4. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть, туловище направо, 2 - резко повернуть туловище налево. Во время поворота плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4-6раз.

III. Упражнения для мобилизации внимания.

И.п. - стоя, руки вдоль туловища .  1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7-8 - хлопки руками над головой, 9 -опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13-14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4-6 раз. Темп 1 раз - медленный, 2-3 раза - средний, 4-5 - быстрый, 6 - медленный.

IV. Комплекс упражнений гимнастики для глаз.

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.

3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, поворачивая голову, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево, вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.

4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

5. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.