Психолого-педагогические проблемы современного образовательного процесса в условиях модернизации общего образования

Лодойбалова Дыжид Владимировна

 

В статье рассматриваются  психолого-педагогические проблемы современного образовательного процесса в условиях модернизации общего образования, с которыми сталкиваются педагоги, поднимаются вопросы недостатков развития мыслительной деятельности учащихся, перегрузок педагога,связанных с введением инноваций и жёсткой регламентацией труда педагога, обучение детей ОВЗ, воспитание детей в семьях, гуманизации  образовательной среды, ведения информационных войн за умы подрастающего поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon st._ldv-2.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогические проблемы современного образовательного процесса в условиях модернизации общего образования

Автор статьи: Лодойбалова Дыжид Владимировна, педагог-психолог МБОУ «Хоринская средняя общеобразовательная школа №1 имени Д.Ж.Жанаева», horschl1@mail.ru

Современное общество предъявляет высокие требования не только к целостности организации педагогического процесса, использованию и внедрению передовых инновационных технологий, но и к личности педагога. Учитель, работающий в современных условиях должен обладать гибким стилем мышления, быть способным к творческой и профессиональной деятельности, самоопределению и саморазвитию.[1, с.67]. Педагог должен быть конкурентоспособным, высокие требования предъявляются к его профессиональным знаниям, способностям, умениям, навыкам. Профессия педагога, как ни какая другая характеризуется многофункциональностью и полинаправленностью  деятельности.

Обучение, формирование и развитие личности учащихся предполагает развитие самого педагога. Но имеющиеся особенности труда педагога могут не только положительно влиять на развитие специалиста, но и привести его к эмоциональному выгоранию, что, безусловно, отразится на продуктивности деятельности и взаимодействии участников этого процесса. Возникновение профессиональных деструкций обусловлено возрастными изменениями, профессиональной деформацией, профессиональной усталостью, длительным психическим напряжением, а также кризисами профессионального развития.[8,с.51]. Педагог, осуществляющий преобразующие действия в ученике в определенной степени зависим от характера взаимодействия с объектом труда. Этот процесс связан с преодолением сопротивления объекта и его родителей. Реальность показывает нарастающее отчуждение между родителями и детьми, отсутствие учебной мотивации, самообразования школьников. Даже в социально благополучных семьях мы встречаемся с желанием переложить все огрехи воспитания детей на школу, эта тенденция родом времен социализма, когда государство полностью брало на себя ответственность за воспитание детей и определяло идеологическую составляющую воспитания.

По мнению, М.С.Яницкого, наибольшее влияние на формирование системы ценностей личности оказывает семья. Родительская семья выступает в качестве важнейшего источника критериев оценки, лежащих в основе формирования ценностных представлений на протяжении всей жизни человека. [6, с.69].Есть данные, свидетельствующие о том, что к концу начальной школы учащиеся частично или полностью утрачивают учебную мотивацию. Поэтому так часты мотивационные конфликты между педагогом и учеником.

Подавляющее большинство учащихся, начиная с начальной школы, показывает недостаточную сформированность мыслительных процессов, как умение устанавливать закономерности, аналогии, обобщения, с классификациями дело обстоит несколько лучше. Однако рано или поздно эти трудности сказываются на учебном процессе и тревожат родителей, педагогов. Недостатки в развитии мышления маскируются будто бы слабой памятью, рассеянным вниманием, что и отмечается чаще всего педагогами и родителями у слабых учеников. У детей падает интерес к учебе и это сказывается на успешности  ряда дисциплин. Это происходит в связи с целым комплексом причин, но, в частности, и с тем, что более сложный материал, преподаваемый в старших классах, требует произвольных, опосредованных форм внимания и памяти, а также развития систематического мышления с использованием научных понятий. «У школьников же, привыкших обходиться своими хорошо развитыми натуральными психическими функциями, развитие системы научных понятий невозможно. Для того чтобы подойти к их формированию, необходимо высокое развитие предпонятийных образований…» [13, с.8].

Перенос этих обобщений, пользование ими в своих собственных целях практически отсутствуют, а результат чаще всего сводится к приобретению умения действовать конкретными способами  в ситуации урока и не имеют ничего общего с жизнью ребенка. «Это значит, что личностного, действительного присвоения этих познавательных инструментов у него не происходит».[13, с.9]. Основным конституирующим признаком научного понятия по сравнению с житейским, по Выготскому, является его системность, включенность в родовидовую иерерхию.[13,с.10]. Научное знание не может быть адекватно воспринято и усвоено  иначе, как в форме логического мышления. Качество усвоения будет зависеть от развития последнего.

Несформированность отдельных мыслительных операций не позволяет человеку овладеть знаниями определенной глубины и степени сложности, а также сделать их мобильными. Исследования психологов Б.Г.Ананьева, Л.С.Славиной,  Е.Н. Кабановой-Меллер убедительно показывают, что успешность любой умственной работы (в том числе и учебной) зависит как от объема, осмысленности и подвижности знаний, так и от активной мыслительной деятельности, обеспечиваемой сформированностью анализа, сравнения, рассуждения, обобщения, умозаключения и прочих умственных действий.[15, с.11]. Назрела необходимость работать целенаправленно над развитием мышления учащихся, начиная с начальной школы, отрабатывая и закрепляя умственные приемы, операции, действия.

Жесткая регламентация труда педагога учебным планом, программой, расписанием, необходимость заполнять большое количество учебной документации требует затрат умственных, физических сил, «съедает» время педагога, не оставляя его на развитие, творчество. Постоянный контроль  внешний, внутришкольный,  вызывают у педагога повышенное эмоциональное напряжение, желание отгородиться от коллег и учеников, сводя общение до уровня формальных контактов. Низкая оплата труда, низкий социальный статус педагога в обществе представляют негативный фактор, вызывают желание уйти из школы, минимизировать общение с родителями, коллегами, детьми. Тенденция к ригидности, шаблонности мышления проявляются в обезличенности, формализации всего и вся.

Ежедневная психологическая перегрузка, постоянная включенность в УВП, высокая ответственность за результаты труда, ролевые конфликты, которыми изобилует современная школа, поведение «трудных» учащихся приводят к изменению всей психической деятельности личности педагога. В педагогическом стиле общения проявляются авторитарность,  демонстративность, педагогический догматизм, агрессия.

Исследователь Л. С. Шафранова обращает внимание на  деструктивные факторы, вызывающие изменения в личности педагога:

постоянно присущее рабочей ситуации ощущение новизны;

необходимость постоянного саморазвития порождают ощущение насилия над собой и ведут к подавленности, раздражительности;

эмоциональная насыщенность межличностных контактов;

ответственность за подопечных;

постоянное включение в деятельность волевых процессов.[11,8 с.54]

В исследованиях Н.Е.Водопьяновой, Е.С.Старченковой, проводивших сравнительный анализ профессиональных групп выявилось, что 71 % педагогов имеют высокое эмоциональное истощение и 64 % - редукцию личных достижений. Уязвимы в плане стресса педагоги, которые работают в условиях соперничества, они более агрессивны, и трудоголики, работающие с высокой самоотдачей и ответственностью, нацеленные на достижение постоянного прогресса.[12, 8, с.55].

Благоприятный социально-психологический климат в педагогическом коллективе — одно из важнейших условий успешного внедрения инноваций системы обучения, формирования готовности педагогов к реализации нового в педагогической практике. [1, с.68]. Но как показывает практика, в педагогических коллективах уровень социально-психологического микроклимата желает лучшего и, тем не менее, каждая школа внедряет очередное новшество, подстегиваемое своими руководителями, до конца не разбирающимися в сути инновационной деятельности.

Предполагается, что восприимчивый к нововведениям педагог:

а) стремится внедрить передовой опыт в практику;

б) постоянно занимается самообразованием;

в) привержен определенной личной идее, которую развивает в процессе деятельности;

г) анализирует и рефлектирует результаты своей педагогической деятельности, сотрудничает с научными консультантами;

д) умеет прогнозировать свою деятельность и планировать ее в перспективе.[1,с.68].

В реальности педагоги, внедряющие инновации «барахтаются»  без сопровождения консультационного центра, который бы грамотно отвечал на возникающие в ходе внедрения инноваций вопросы. В идеале любым инновациям должна предшествовать предварительная работа, именуемая «внутренней экспертизой», которая высветит возможности, потребности, условия, целесообразность введения их в УВП. Не всегда то, что подходит в одном месте, подойдет и в другом, слишком разные мы школы, и по материально-технической базе, и в плане подготовленности педкадров к инновационной деятельности. [1,с.69]. Но  сегодня мы «катимся» из одного проекта в другой, не понимая его сути, не доводя прежнего до логического завершения, подвергая  педагогов и детей перегрузкам. Уровень психологической безопасности в современной школе тоже желает лучшего, а неплохо было бы «замерять» его уровень на всех этапах внедрения инновационной деятельности. Можно задаться вопросом какова успешность внедряемых инноваций, какова глубина их содержания, какое отражение, след они оставляют в личности детей, педагогов.

Не менее важной проблемой в школе сегодня является тестовая система проверки знаний в выпускных классах, т.к. она отбивает у педагога желание разговаривать с учащимися на уроках, побуждать их к рассуждениям, вместо этого мы наблюдаем «натаскивание» детей по тестам, к сожалению. Надо ли современному школьнику много читать, всего-навсего надо найти один верный ответ.

Среди школьников много детей, имеющих низкую скорость чтения, не понимающих существо вопроса. Наши дети не умеют осмысленно и продуктивно читать, плохо владеют грамотой и вычислительными навыками. И все это – порождение недостаточно эффективного обучения с начальной школы.

Трудности в учении деморализуют ученика и пагубно отражаются на его личности. Испытывая трудности и не осознавая их причин, он не добивается нужного эффекта, даже прилагая максимум усидчивости и старания. У него появляется синдром «выученной беспомощности», вера в свои силы угасает. Неуверенный  в себе ребенок отличается несоответствием между отношением к трудностям и их действительными размерами. Под влиянием неуспеха все остальное он может воспринимать как непосильное для себя. Неуспеваемость ведет к изоляции ученика в коллективе, к возникновению отвращения к школе, прогулам уроков. Дружеские связи устанавливаются во внешкольных компаниях с отрицательной социальной направленностью. Сниженный уровень умственного развития и малая успешность учебной деятельности воздействуют на весь комплекс его личностных характеристик – мотивацию, самооценку, уровень притязаний, тревожность, волевые особенности, черты характера; от успеваемости зависят социальный статус ребенка, межличностные отношения, поведение в группе. Поэтому перед педагогами остро встает вопрос об индивидуальном образовательном маршруте ученика, устраняющем пробелы в знаниях, психологической коррекции комплекса последствий.

Практика вузов показывает недостаточность конкретных знаний, умений выпускников школ, их неумение самостоятельно работать с книгой и другими источниками информации, активно усваивать материал, подаваемый в лекционной форме, в форме семинаров, коллоквиумов. «Особая тема - неспособность студентов подходить к изучаемому материалу критически, понимать смысл и содержание научных дискуссий и споров, вырабатывать собственную точку зрения. Они зачастую склонны, как в начальной школе, выучивать определенные алгоритмы и более - менее успешно подбирать их по мере необходимости к возникающим учебным ситуациям». [14, с.4]. Почти каждая школа работает над формированием творческой личности, способной критически мыслить, самостоятельно решать проблемы, да и социум предъявляет те же требования, но чтобы вариативно мыслить, надо обладать большой полнотой картины мира, видеть его во взаимосвязях. Поэтому актуальной представляется установление метапредметных связей, формирование научных понятий.

. Мы являемся свидетелями информационных войн за умы и души подрастающего поколения. Часть правящей и интеллектуальной элиты, видя комфорт, свободы и защищенность личных интересов в рыночной цивилизации открыто провозглашают  ненужность высокообразованных людей, достаточно со средним специальным, чтобы было кому обслуживать, и исполнять выше спущенные директивы. В обществе сегодня наблюдается дефицит людей с лидерскими качествами, способных видеть вариативность решений, брать ответственность на себя. Школа является в этом плане отпечатком общественного самосознания.

В результате элита утрачивает способность видеть реальные национальные интересы, а также моральную готовность твердо и настойчиво их защищать.[5]. Чем это чревато  сегодня наглядно демонстрируют последние события в Украине, когда власть предержащие предали свой народ, отказавшись принять полноту ответственности власти на себя.

Главной задачей воспитания, считает В. П. Вахтеров, «должно служить развитие и укрепление общественных и национальных связей настолько, чтобы гражданин, в силу присущего ему национального самосознания и общественных стремлений, добровольно, свободно и самопроизвольно, а не по принуждению и насилию, поступал сообразно с интересами целого».[9].

СМИ насаждают нам образ потребления, силу денег, идеалом молодежи являются бизнесмены и шоумены, образ учителя в масс-медиа высмеивается. После нашумевшего московского ЧП в школе общество осознает, что «рубит сук, на котором сидит». Мы, педагоги, с горечью констатируем, что самое бесправное существо в школе, к сожалению, учитель, он не защищен ничем. Поэтому, как никогда, актуальной проблемой становится государственная политика правового регулирования СМИ, считаю, что наше российское законодательство  в этом отношении очень неразвито, в отличие от Запада, где существуют очень жесткие правовые ограничения по защите детей от неблагоприятного воздействия СМИ.  В настоящее время разработка воспитательных программ по духовно-нравственному воспитанию детей в школе  ощущается очень остро, хотя исторически мы имеем в этом плане богатый опыт. Актуально в наше «смутное время» звучат слова В.И.Вернадского, сказанные им в 1918 году,  что «нельзя отложить заботу о вечном и великом на то время, когда будет достигнута для всех возможность удовлетворения своих элементарных нужд. Иначе будет поздно. Мы дадим материальные блага в руки людей, идеалом которых будет «хлеба и зрелищ...».[2].

У детей размыты ценностные ориентиры, подрастающему человеку трудно определить,  что истина, что ложь. Процесс гуманизации образовательной среды в современной ситуации становится актуальным, нуждается в обновлении и защите.  

Воспитательная практика школы оценивается по количеству проведенных мероприятий и уводит педагогов в организационную деятельность, а не на отработку технологий индивидуального сопровождения развития ребенка, подростка, юноши, востребованных практикой.  Может быть, настала пора адаптировать зарубежный опыт по данному вопросу.

Актуальной проблемой в свете модернизации образовательного процесса школы является обучение детей с особыми образовательными возможностями, но в школах нет специалистов, как логопедов, дефектологов, нет учебных пособий, программ. В районе нет этих ставок, а таких детей становится все больше.

Другой не менее актуальной проблемой, в свете модернизации образовательного процесса школы, является внедрение информационных технологий, в нашей школе делаются большие шаги для создания «электронной школы».  Сама идея подразумевает, что мы, дети и педагоги, беспрепятственно должны получать доступ к Интернет-ресурсам, необходимым для работы, учебы, а в каждом кабинете должен быть компьютер, и мы должны иметь свободный доступ к справочным материалам.  Но в действительности, нам это недоступно, фильтры закрывают доступ к необходимой информации Интернет-ресурсов, да и не у каждого педагога имеется в наличии компьютер на рабочем месте. Поэтому нельзя считать удовлетворительным использование педагогами, учащимися ИКТ, нет условий для свободного доступа к большим объемам информации, по крайней мере, в сельских школах.

Сегодня мы затронули лишь часть проблем, касающихся инновационной деятельности образовательного процесса в сельской школе, которые требуют своего изучения, решения.

Литература

1.Авакян И.Б. Социально-психологический климат в педагогическом коллективе как условие восприимчивости педагогов к новому.

  1. Вернадский В. И. // Антология гуманной педагогики. – М., 2001. –С. 159–161.
  2. Зуев Д. Д. Какой должна быть педагогика в XXI в.? // Педагогика. –2003. –№ 10. –С. 97–101.
  3. Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива: пути и методы изучения/Под ред. В.А.Ядова, Л.: Наука,1999
  4. Психология менеджмента. // Под ред. Г.С. Никифорова. – Харьков: изд. Гуманитарный центр, 2009.
  5. Яницкий М.С.Ценностные ориентации личности как динамическая система.- Кемерово: Кузбасвузиздат, 2000.-с.204с.
  6. Виноградова Г.А.Климат в педагогическом коллективе и субъективное благополучие  личности педагога: моногр./ТГУ. Тольятти, 2010.            
  7. Психолого-педагогические проблемы образования в условиях инновационного развития: Материалы III Международной научной конференции // Под ред. Исламгуловой С. К. – Алматы: Университет «Туран», 2013.- 293 с.
  8. Вахтеров В.П. Избранные педагогические сочинения.-М., 1987.-с.324-384.
  9. Крутецкий В.А., Балбасова Е.Г. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития – М., 1991.
  10. Шафранова А.С. Из опыта изучения труда работников просвещения. - М., 1925.
  11. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд.– Спб.-2008.
  12. Бережковская Е. Как формируются научные понятия .// Школьный психолог.-2005-№4. С. 7-12.
  13. Бережковская Е. Точки схода. Проблема перехода детей из начальной школы в среднюю.// Школьный психолог. – 2005-№2. С.3-7.
  14. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников. –М.: Издат. Центр «Академия», 2000. -160 с.

Дата: 24.02.14.