В помощь учащимся 10 класса

Яфошкина Ирина Васильевна

Предварительный просмотр:

Домашнее задание к уроку  «Кодирование информации»

Что нужно знать:

  • кодирование – это перевод информации с одного языка на другой (запись в другой системе символов, в другом алфавите)
  • обычно кодированием называют перевод информации с «человеческого» языка на формальный, например, в двоичный код, а декодированием – обратный переход
  • один символ исходного сообщения может заменяться одним символом нового кода или несколькими символами, а может быть и наоборот – несколько символов исходного сообщения заменяются одним символом в новом коде (китайские иероглифы обозначают целые слова и понятия)
  • кодирование может быть равномерное и неравномерное;
    при равномерном кодировании все символы кодируются кодами равной длины;
    при неравномерном кодировании разные символы могут кодироваться кодами разной длины
  • закодированное сообщение можно однозначно декодировать с начала, если выполняется условие Фано: никакое кодовое слово не является началом другого кодового слова;
  • закодированное сообщение можно однозначно декодировать с конца, если выполняется обратное условие Фано: никакое кодовое слово не является окончанием другого кодового слова;
  • условие Фано – это достаточное, но не необходимое условие однозначного декодирования.

  1. пример задания:

Для кодирования некоторой последовательности, состоящей из букв А, Б, В, Г и Д, решили использовать неравномерный двоичный код: А–1, Б–000, В–001, Г–011. Укажите, каким кодовым словом должна быть закодирована буква Д. Длина этого кодового слова должна быть наименьшей из всех возможных. Код должен удовлетворять свойству однозначного декодирования.

1) 00                2) 01                  3)11                  4) 010  

Решение:

  • заметим, что для А, Б, В и Г выполняется условие Фано – никакое кодовое слово не является началом другого кодового слова
  • если Д = 00, такая кодовая цепочка совпадает с началом Б = 000 и В = 001, поэтому первый вариант не подходит
  • если Д = 01, такая кодовая цепочка совпадает с началом Г = 011, второй вариант тоже не подходит
  • если Д = 11, условие Фано тоже нарушено: кодовое слово А = 1 совпадает с началом кода буквы Д, третий вариант не подходит
  • для четвертого варианта, Д = 010, условие Фано не нарушено;
  • правильный ответ – 4.

  1. пример задания:

Для кодирования букв А, Б, В, Г решили использовать двухразрядные последовательные двоичные числа (от 00 до 11, соответственно). Если таким способом закодировать последовательность символов БАВГ и записать результат шестнадцатеричным кодом, то получится

1) 4B16         2) 41116          3)BACD16          4) 102316 

Решение:

  • из условия коды букв такие: A – 00, Б –01, В – 10 и Г – 11, код равномерный
  • последовательность БАВГ кодируется так: 01 00 10 11 = 1001011
  • разобьем  такую запись на тетрады справа налево и каждую тетраду переведем в шестнадцатеричную систему  получаем 1001011 = 0100  10112 = 4B16
  • правильный ответ – 1.

  1. пример задания:

Черно-белое растровое изображение кодируется построчно, начиная с левого верхнего угла и заканчивая в правом нижнем углу. При кодировании 1 обозначает черный цвет, а 0 – белый.

Для компактности результат записали в шестнадцатеричной системе счисления. Выберите правильную запись кода.

1) BD9AA5                 2) BDA9B5          3) BDA9D5          4) DB9DAB

Решение:

  1. «вытянем» изображение в цепочку: сначала первая (верхняя) строка, потом – вторая, и т.д.:

1 строка

2 строка

3 строка

4 строка

  1. получим 24 ячейки, черные заполним единицами, а белые – нулями:

1

0

1

1

1

1

0

1

1

0

1

0

1

0

0

1

1

1

0

1

0

1

0

1

1 строка

2 строка

3 строка

4 строка

  1. поскольку каждая цифра в шестнадцатеричной системе раскладывается ровно в 4 двоичных цифры, разобьем полоску на тетрады – группы из четырех ячеек (в данном случае все равно, откуда начинать разбивку, поскольку в полоске целое число тетрад – 6):

1

0

1

1

1

1

0

1

1

0

1

0

1

0

0

1

1

1

0

1

0

1

0

1

  1. переводя тетрады в шестнадцатеричную систему, получаем последовательно цифры B (11), D(13), A(10), 9, D(13) и 5, то есть, цепочку BDA9D5
  2. поэтому правильный ответ – 3.

  1. пример задания:

Для 5 букв латинского алфавита заданы их двоичные коды (для некоторых букв – из двух бит, для некоторых – из трех). Эти  коды представлены в таблице:

A

B

C

D

E

000

01

100

10

011

Определить, какой набор букв закодирован двоичной строкой 0110100011000

1) EBCEA        2) BDDEA        3) BDCEA        4) EBAEA

 Решение (вариант 1, декодирование с начала):

  1. здесь используется неравномерное кодирование, при котором декодирование может быть неоднозначным, то есть, заданному коду может соответствовать несколько разных исходных сообщений
  2. попробуем декодировать с начала цепочки, первой буквой может быть B или E,
  3. пусть первая буква – E с кодом 011, тогда остается цепочка 0100011000
  • для кода 0100011000 первой буквой может быть только B с кодом 01, тогда остается 00011000 ( начало исходной цепочки – EB?)
  • для кода 00011000 первой буквой может быть только A с кодом 000, тогда остается 11000, а эта цепочка не может быть разложена на заданные коды букв
  • поэтому наше предположение о том, что первая буква – E, неверно
  1. пусть первая буква – B с кодом 01, тогда остается цепочка 10100011000
  • для кода 10100011000 первой буквой может быть только D с кодом 10, тогда остается 100011000  (можно полагать, что начало исходной цепочки – BD?)
  • для кода 100011000 первой буквой может быть только С с кодом 100, тогда остается 011000 (начало исходной цепочки – BDC?)

Несмотря на то, что среди ответов есть единственная цепочка, которая начинается с BDC, здесь нельзя останавливаться, потому что «хвост» цепочки может «не сойтись»

  • для кода 011000 на первом месте может быть B (код 01) или E (011); в первом случае «хвост» 1000 нельзя разбить на заданные коды букв, а во втором – остается код 000 (буква А), поэтому исходная цепочка может быть декодирована как BDCEA
  1. правильный ответ – 3

Решение (вариант 3, кодирование ответов):

  1. в данном случае самое простое и надежное – просто закодировать все ответы, используя приведенную таблицу кодов, а затем сравнить результаты с заданной цепочкой
  2. получим

1) EBCEA – 01101100011000        2) BDDEA – 011010011000

3) BDCEA – 0110100011000        4) EBAEA – 01101000011000

  1. сравнивая эти цепочки с заданной, находим, что правильный ответ – 3.

Решите самостоятельно:

  1. задание: Для передачи по каналу связи сообщения, состоящего только из букв А, Б, В, Г, решили использовать неравномерный по длине код: A=0, Б=10, В=110. Как нужно закодировать букву Г, чтобы длина кода была минимальной и допускалось однозначное разбиение кодированного сообщения на буквы?

1) 1                 2) 1110          3) 111                  4) 11

  1. задание:  Для кодирования некоторой последовательности, состоящей из букв А, Б, В, Г, решили использовать неравномерный двоичный код, удовлетворяющий условию Фано. Для буквы А использовали кодовое слово 0, для буквы Б – кодовое слово 110. Какова наименьшая возможная суммарная длина всех четырёх кодовых слов?

1) 7        2) 8        3) 9        4) 10

  1. задание: Черно-белое растровое изображение кодируется построчно, начиная с левого верхнего угла и заканчивая в правом нижнем углу. При кодировании 1 обозначает черный цвет, а 0 – белый.

Для компактности результат записали в восьмеричной системе счисления. Выберите правильную запись кода.

1) 57414         2) 53414         3) 53412         4) 53012

  1. задание: Для 5 букв латинского алфавита заданы их двоичные коды (для некоторых букв - из двух бит, для некоторых - из трех). Эти  коды представлены в таблице:

a        b        c        d        e

000        110        01        001        10

Определите, какой набор букв закодирован двоичной строкой 1100000100110    

1) baade        2) badde        3) bacde        4) bacdb

  1. задание: Для передачи чисел по каналу с помехами используется код проверки четности. Каждая его цифра записывается в двоичном представлении, с добавлением ведущих нулей до длины 4, и к получившейся последовательности дописывается сумма её элементов по модулю 2 (например, если передаём 23, то получим последовательность 0010100110). Определите, какое число передавалось по каналу в виде 01010100100111100011?

1) 59143                 2) 5971          3) 102153                  4) 10273

 



Предварительный просмотр:

Проектное задание
по теме «История развития Вычислительной техники:

Используя различные источники информации, проведите исследование и на одну из предложенных ниже тем. По результатам исследования подготовьте мультимедиа презентацию и выступление на 7-10 минут по выбранной вами теме.

Темы исследований (название работы):

  1. Древние средства счёта (как выглядели, когда, где и для чего использовались)

  1. Механические вычислительные машины (название, устройство, принцип работы, как выглядели, когда и кем  были созданы, как использовались)

  1. Электронные вычислительные машины 1 поколения (название, элементная база, когда и где были изобретены, авторы изобретения, как выглядели, для чего использовались).

  1. Электронные вычислительные машины 2 поколения (название, элементная база, когда и где были изобретены, авторы изобретения, как выглядели, для чего использовались)

  1. Электронные вычислительные машины 3 поколения (название, элементная база, когда и где были изобретены, авторы изобретения, как выглядели, для чего использовались)

  1. Персональные компьютеры (название, как выглядят, чем отличаются, для чего предназначены, достоинства и недостатки каждого)

  1. История возникновения и развития устройств вывода информации. (когда появились первые устройства вывода информации, как они назывались, как выглядели, где использовались, как совершенствовались)

  1. История возникновения и развития устройств хранения информации (когда появились первые устройства хранения информации, как они назывались, как выглядели, где использовались, как совершенствовались)

  1. История возникновения и развития языков программирования (когда появились первые языки программирования, как они назывались, кем были изобретены, где использовались, как совершенствовались)


Рекомендации по созданию презентации

Содержание проекта или научного исследования – заключается в проведении анализа литературы по данной теме и отражения своего собственного мнения по результатам проделанной работы.

Создание презентации состоит из трех этапов:

I этап: Планирование презентации: определение целей, сбор информации, создание проекта

 презентации.

II этап: Разработка презентации – наполнение проекта содержанием. Оформление слайдов.

              Настройка анимации в соответствии с порядком выступления. Подготовка заключения

III этап: Репетиция презентации – это проверка логики подачи материала. Репетиция выступления.

Общие требования к презентации:

  • Презентация не должна быть меньше 6 слайдов.

  • Первый лист – это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: тема проекта; название проекта; фамилия, имя автора (дополнительно: девиз или цитата, в соответствии с темой, ФИО руководителя проекта, год создания проекта).

  • На втором слайде перечисляются цели работы и содержание, где представлены основные этапы (моменты) презентации. Содержание должно состоять из гиперссылок, по которым можно было перейти на необходимую страницу и вернуться вновь на содержание.

  • Далее следуют тематические слайды презентации.

  • Заключительный слайд содержит выводы (заключение) о работе и список, используемых ресурсов (список литературы, ссылки на страницы в сети Интернет)

  • В презентации должны присутствовать импортированные объекты из существующих цифровых образовательных ресурсов. Наличие графиков и таблиц (по необходимости)

  • Дизайн-эргономические требования: сочетаемость цветов, ограниченное количество объектов на слайде, цвет текста. (см. ниже требования к оформлению слайдов и представлению информации).

Требования к оформлению слайдов:

Стиль

· Соблюдайте единый стиль оформления

· Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.

· Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями).

Фон

Для фона предпочтительны холодные тона

Использование цвета 

· На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста.

· Для фона и текста используйте контрастные цвета.

· Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования)

Анимационные эффекты 

· Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде.

· Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.

Требования к представлению информации на слайдах:

Содержание информации 

·  Используйте короткие слова и предложения.

·  Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных.

·  Заголовки должны привлекать внимание аудитории.

Расположение информации на странице 

·  Предпочтительно горизонтальное расположение информации.

·  Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

·  Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней.

Шрифты

·  Для заголовков – не менее 24, ·  Для информации не менее 18.

·  Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния.

·  Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.

·  Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание.

·  Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).

Способы выделения информации

· Следует использовать:

  • рамки; границы, заливку;
  • рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.

Объем информации 

·  Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений.

·  Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.

Виды слайдов

Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов:

  • с текстом;
  • с таблицами;
  • с диаграммами.

Основные критерии оценки проектов:

  1. Структура. Структура презентации соответствует заданной структуре (наличие заголовка, фамилии автора, целей, задач, выводов, списка ресурсов и т.д.)? Минимальное количество слайдов – 6.

  1. Содержание. Содержание работы соответствует заявленной теме. Оценивается самостоятельность выполнения работы, глубина проработки материала, оригинальность замысла, нестандартность подхода, наглядность, использование справочной литературы.

Текст на слайдах читается легко. Отсутствуют орфографические и пунктуационные ошибки. В презентации отражен исследовательский характер работы учащегося, сделаны выводы, подведены итоги. Выводы вытекают из сути работы, сформулированы в кратких лаконичных фразах, составленных декларативно.

  1. Оформление. Выдержаны дизайн-эргономические требования. Разумно использованы эффекты анимации. Презентация не перегружена анимацией и картинками.

  1. Представление. Оценивается способность ученика грамотно изложить презентационный материал: мастерство владения ораторской речью, артистичность, логическая связанность изложения.

Доклад должен быть кратким и ясным и содержать общедоступные для понимания термины. Языково-стилистические особенности выступления позволяют судить об общей культуре ее автора

Оценивается четкость, краткость и оригинальность ответов ученика на заданные вопросы. Эта часть демонстрирует культуру мышления и общую эрудицию учащегося.



Подписи к слайдам:

Под компьютерным вирусом принято понимать программы или элементы программ, несанкционированно проникшие в компьютер с целью нанесения вреда, отличительной особенностью которых является способность самотиражирования.
Подготовиться к проверочной работе на тему «Компьютер и его ПО», повторив материалы гл.1.
Все вирусы можно объединить в следующие основные группы:
Загрузочные вирусы (boot – вирусы) — инфицируют загрузочные секторы жестких дисков и дискет, помещая в нем команды запуска на исполнение самого вируса, который находится где-то в другом месте компьютера.Файловые вирусы — заражают исполняемые файлы (с расширением .com, .exe, .sys), путем дописывания своей основной части («тела») в конец заражаемой программы, «головы» - в его начало. Вирус, находящийся в памяти, заражает все любой запущенный после этого исполняемый файл.Загрузочно-файловые вирусы способны поражать как код загрузочных секторов, так и код файлов.Сетевые вирусы.
Загрузочные вирусы (boot – вирусы)
Макро-вирусы. Заражает файлы документов, например текстовые документы. После загрузки заражённого документа постоянно находится в оперативной памяти до закрытия документа.«Червь». это программа, которая тиражируется на жестком диске, в памяти компьютера и распространяется по сети. Особенностью червей, отличающих их от других вирусов, является то, что они не несут в себе ни какой вредоносной нагрузки, кроме саморазмножения, целью которого является замусоривание памяти, и как следствие, затормаживание работы операционной системы.
К данной категории относятся программы, распространяющие свои копии по локальным и/или глобальным сетям с целью:проникновения на удаленные компьютеры; запуска своей копии на удаленном компьютере; дальнейшего распространения на другие компьютеры в сети. Для своего распространения сетевые черви используют разнообразные компьютерные и мобильные сети: электронную почту, системы обмена мгновенными сообщениями, файлообменные (P2P) и IRC-сети, LAN, сети обмена данными между мобильными устройствами (телефонами, карманными компьютерами) и т. д. 
Большинство известных червей распространяется в виде файлов: вложение в электронное письмо, ссылка на зараженный файл на каком-либо веб- или FTP-ресурсе в ICQ- и IRC-сообщениях, файл в каталоге обмена P2P и т. д.Некоторые черви (так называемые «бесфайловые» или «пакетные» черви) распространяются в виде сетевых пакетов, проникают непосредственно в память компьютера и активизируют свой код. 
В дополнение к этой классификации отметим еще несколько отличительных особенностей, характеризующих некоторые файлово -загрузочные вирусы.
Полиморфизм. Большинство вирусов, созданных в прежние годы, при саморазмножении никак не изменяются, так что «потомки» являются абсолютно точной копией «прародителя», что и позволяет легко их обнаруживать по характерной для каждого последовательности байтов«Стелс» - технология. Этот термин появился по аналогии с названием технологии разработки американского бомбардировщика, невидимого на экране радара. Стелс-вирус, находясь в памяти компьютера, перехватывает почти все векторы прерываний . В результате при попытке контроля длины зараженного файла ДОС выдает старую, «правильную» длину вместо истинной, а при просмотре коды вируса исключаются им из рассмотрения.«Логические бомбы». Такая программа добавляется к какой-либо полезной программе и «дремлет» в ней до определенного часа. Когда же показания системного счетчика времени данного компьютера станут равными установленному программистом значению часов, минут и секунд (или превысят их), производится какое-либо разрушающее действие, например, форматирование винчестера. Это один из распространенных вариантов мести обиженных программистов своему руководству.Программы-вандалы. Самый простой способ напакостить всем и вся. Пишется программа-разрушитель (например, все тот же форматировщик винчестера), ей дается название, такое же, как у другой, полезной программы, и она размещается в качестве «обновленной версии». Ничего не подозревающий пользователь обрадовано «скачивает» ее на свой компьютер и запускает, а в результате - лишается всей информации на жестком диске.
Сетевые вирусы.
«Логические бомбы» - скрипты и апплеты. И хотя основные функции доступа к содержимому вашего диска здесь отключены, некоторые мелкие неприятности это может доставить. Кстати, в последнее время создатели некоторых сайтов (как правило, из разряда «только для взрослых») освоили любопытный вариант скриптов (на базе JavaScript), способных при открытии такой Web-страницы не только «прописать» адрес данного сайта в качестве «домашнего» (естественно, не спрашивая у посетителя разрешения), но и внести его непосредственно в системный реестр Windows в качестве «базового».«Троянские кони». Это модули, присоединяемые к каким-либо нормальным программам, распространяемым по сети, или «забрасываемые» в ваш компьютер несанкционированным способом. Цель «троянского коня» - воровать ценную информацию (пароли доступа, номера кредитных карточек и т. п.) и передавать ее тому, кто этого «коня» запустил. Почтовые вирусы. Чаще всего заражение начинается с получения неизвестно от кого письма, содержащего исполняемую программу-«зародыш» . Когда ничего не подозревающий пользователь запустит такую программу на исполнение, содержащийся в ней вирус «прописывается» в системе и, обращаясь к содержимому адресной книги, начинает тайком от вас рассылать всем абонентам свои копии-зародыши в качестве вложений.
Вирусы делятся также на резидентные и нерезидентные
— первые при получении управления загружаются в память и могут действовать, в отличие от нерезидентных, не только во время работы зараженного файла.
Дополнительные типы вирусов
Зомби Зомби (Zombie) - это программа-вирус, которая после проникновения в компьютер, подключенный к сети Интернет управляется извне и используется злоумышленниками для организации атак на другие компьютеры. Зараженные таким образом компьютеры-зомби могут объединяться в сети, через которые рассылается огромное количество нежелательных сообщений электронной почты, а также распространяются вирусы и другие вредоносные программы.
Шпионские программыШпионская программа (Spyware) - это программный продукт, установленный или проникший на компьютер без согласия его владельца, с целью получения практически полного доступа к компьютеру, сбора и отслеживания личной или конфиденциальной информации. Эти программы, как правило, проникают на компьютер при помощи сетевых червей, троянских программ или под видом рекламы  Одной из разновидностей шпионских программ являются : Фишинг (Phishing) - это почтовая рассылка имеющая своей целью получение конфиденциальной финансовой информации. Такое письмо, как правило, содержит ссылку на сайт, являющейся точной копией интернет-банка или другого финансового учреждения. Фарминг – это замаскированная форма фишинга, заключающаяся в том, что при попытке зайти на официальный сайт интернет банка или коммерческой организации, пользователь автоматически перенаправляется на ложный сайт, который очень трудно отличить от официального сайта. основной целью злоумышленников, использующих Фарминг, является завладение личной финансовой информацией пользователя. Отличие заключается только в том, что вместо электронной почты мошенники используют более изощренные методы направления пользователя на фальшивый сайт. 
Хакерские утилиты и прочие вредоносные программы
К данной категории относятся: утилиты автоматизации создания вирусов, червей и троянских программ (конструкторы); программные библиотеки, разработанные для создания вредоносного ПО; хакерские утилиты скрытия кода зараженных файлов от антивирусной проверки (шифровальщики файлов); «злые шутки», затрудняющие работу с компьютером; программы, сообщающие пользователю заведомо ложную информацию о своих действиях в системе; прочие программы, тем или иным способом намеренно наносящие прямой или косвенный ущерб данному или удалённым компьютерам.
Каналы распространения
Дискеты Самый распространённый канал заражения в 1980-90 годы. Сейчас практически отсутствует из-за появления более распространённых и эффективных каналов и отсутствия флоппи-дисководов.Флеш-накопители (флешки) В настоящее время USB-флешки заменяют дискеты и повторяют их судьбу — большое количество вирусов распространяется через съёмные накопители, включая цифровые фотоаппараты, цифровые видеокамеры, цифровые плееры (MP3-плееры), сотовые телефоны. Использование этого канала преимущественно обусловлено возможностью создания на накопителе специального файла autorun.inf, в котором можно указать программу, запускаемую Проводником Windows при открытии такого накопителя. Флешки — основной источник заражения для компьютеров, не подключённых к сети Интернет.Электронная почта Сейчас один из основных каналов распространения вирусов. Обычно вирусы в письмах электронной почты маскируются под безобидные вложения: картинки, документы, музыку, ссылки на сайты. Системы обмена мгновенными сообщениями Так же распространена рассылка ссылок на якобы фото, музыку либо программы, в действительности являющиеся вирусами, по ICQ и через другие программы мгновенного обмена сообщениями.Веб-страницы Возможно также заражение через страницы Интернет ввиду наличия на страницах всемирной паутины различного «активного» содержимого: скриптов, ActiveX-компоненты, Java-апплетовИнтернет и локальные сети (черви) Черви — вид вирусов, которые проникают на компьютер-жертву без участия пользователя. Черви используют так называемые «дыры» (уязвимости) в программном обеспечении операционных систем, чтобы проникнуть на компьютер.


Предварительный просмотр:

Тема «Компьютер – средство автоматизации информационных процессов»

11 класс

ТРЕБОВАНИЯ К ПУБЛИЧНОЙ ЗАЩИТЕ ПРОЕКТА

Публичная защита работы проводится в виде устного доклада по теме проекта. Основная цель выступающего – в короткое время изложить основные результаты проделанной работы.

Время защиты: 10 класс - 7 - 10 минут вместе с ответами на вопросы.

Основные критерии оценки проектов:

  1. Структура. Структура презентации соответствует заданной структуре (наличие заголовка, фамилии автора, целей, задач, выводов, списка ресурсов и т.д.)? Минимальное количество слайдов – 6.
  2. Содержание. Содержание работы соответствует заявленной теме. Оценивается самостоятельность выполнения работы, глубина проработки материала, оригинальность замысла, нестандартность подхода, наглядность, использование справочной литературы.

Текст на слайдах читается легко. Отсутствуют орфографические и пунктуационные ошибки. В презентации отражен исследовательский характер работы учащегося, сделаны выводы, подведены итоги. Выводы вытекают из сути работы, сформулированы в кратких лаконичных фразах, составленных декларативно.

  1. Оформление. Выдержаны дизайн-эргономические требования. Разумно использованы эффекты анимации. Презентация не перегружена анимацией и картинками.
  2. Представление. Оценивается способность ученика грамотно изложить презентационный материал: мастерство владения ораторской речью, артистичность, логическая связанность изложения.

Доклад должен быть кратким и ясным и содержать общедоступные для понимания термины. Языково-стилистические особенности выступления позволяют судить об общей культуре ее автора

Оценивается четкость, краткость и оригинальность ответов ученика на заданные вопросы. Эта часть демонстрирует культуру мышления и общую эрудицию учащегося.


Лист оценивания проекта

Критерии оценивания:

 0 – «не соответсвует критерию»

 1 – «соответсвует частично»

 2 – «соответсвует в полном объёме»

Фамилия учащегося

Соответствие заданной структуре проекта

Минимальное  кол-во слайдов – 6


1 слайд: тема и название проекта, фамилии автора и руководителя,


2 слайд: цели работы, содержание в виде гиперссылок


последний слайд: выводы, список исп. ресурсов

Содержание проекта

2. Глубина проработки материала

3. Текст на слайдах читается легко. Отсутствуют орфографические и пунктуационные ошибки.

4. Отражен исследовательский характер работы, правильно поставлены цели, сделаны выводы, подведены итоги  

Оформление проекта

5. Соблюдён единый стиль оформления

6. Использованы разные виды представления информации:

текст, графика, таблицы, диаграммы.

7. Презентация не перегружена текстом, анимацией или картинками

Защита проекта

8. Грамотное изложение материала, мастерство владения речью, артистичность

9. Четкость, оригинальность ответов на заданные вопросы


ИТОГО:

Максимальное количество баллов – 18

Оценка за работу:

от 13 до 18 баллов - «5»

от 10 до 12 баллов - «4»

от 7 до 9 баллов - «3»

менее 7 баллов - «2»



Предварительный просмотр:

Домашнее задание к уроку 2 по теме «Системы счисления»

  1. Продолжите следующие числовые ряды  (в каждом ряду должно быть по 20 чисел)

а) десятичная сист. сч.: 0, 1, 2, …

б) двоичная сист. сч.: 0, 1, 10, …

в) восьмеричная сист. сч.: 0, 1, 10,

г) шестнадцатеричная сист. сч.: 0, 1, 10,

  1. Переведите числа в десятичную систему счисления: а)  101112  ;    б) 258  ;    в) А,F16  .
  2. Переведите число 4810  ?2  и сделайте проверку.
  3. Двоичное число, полученное  в п.3 переведите в 8-ую и 16-ую системы счисления.
  4. Решите примеры:      а) 1 011 011 + 1 100 111 =     б)  111 101  11 =    в) 11 001 - 111 =


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Система счисления – это способ записи чисел с помощью спец. знаков – цифр Числа: 12, 423, 11001, CXL Цифры : 0, 1, 2, 3, 4 , С , X, L Алфавит сист. сч. – это множество цифр, используемых в ней. ( 0,1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 ) Основание сист. сч. – мощность алфавита (кол-во цифр в алфавите) Типы систем счисления: непозиционные – значение цифры не зависит от ее позиции в числе; позиционные – значение цифры зависит …

Слайд 2

Славянская кириллическая система счисления была создана в IX веке вместе со славянской алфавитной системой для перевода священных библейских книг греческими монахами братьями Кириллом и Мефодием. Непозиционные системы

Слайд 3

Правила записи чисел: Одинаковые цифры, записанные подряд суммируются. (подряд запис-ся не >3х цифр) III=1+1+1=3 Если меньшая цифра стоит справа от большей, то она прибавляется, если слева - то вычитается . VI =5+1=6, IV =5-1=4 (Причём перед L и С может стоять только X , перед D и M - только C , перед X и V - только I .) Римская система счисления Самостоятельно: запишите в римской системе счисления сегодняшнее число, месяц и год . I V X L С D М 1 5 10 50 100 500 1000 MDC X L I V = 1000 + 500 + 100 – 10 + 50 – 1 + 5 2389 = 2000 + 300 + 80 + 9 = MM CCC LXXX IX M M CCC LXXX IX = 1 644 ☝ I Предполагаемое происхождение римских цифр

Слайд 4

Славянская и Римская системы счисления В настоящее время используются только в декоративных целях: номера глав в книгах: обозначение веков: « Пираты XX века» на циферблате часов Часы Суздальского Кремля Часы Московского Кремля

Слайд 5

Позиционные системы Десятичная система: первоначально – счет на пальцах изобретена в Индии, заимствована арабами, завезена в Европу Алфавит: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 Основание (количество цифр): 10 3 3 3 2 1 0 разряды сотни десятки единицы 3 30 300 = 3 · 10 2 +3 · 10 1 +3 · 10 0 (значение цифры определяется ее позицией в записи числа.) 4 6, 2 8 5 = 4*10 1 + 6*10 0 + 2*10 -1 + 8* 10 -2 + 5*10 -3 1 0 -1 -2 -3 сокращённая форма записи числа развернутая форма записи числа

Слайд 6

Название Алфавит Основание Двоичная 0, 1 2 Троичная 0, 1, 2 3 Восьмеричная 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 8 Шестнадцатеричная 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, А, В , C, D, E, F (10), (11), (12), (13), (14), (15) 16 Шестидесятеричная - первая позиционная система счисления. Была придумана в Древнем Вавилоне. В ней использовалось шестьдесят цифр. До сих пор мы используем эту систему счисления при измерении времени: 1 час = 60 мин, 1 мин= 60 сек Двенадцатеричная - широкое распространение получила В XIX веке. (1 фут = 12 дюймов, 1 шиллинг = 12 пенсов) Число 12 или дюжина употребляется при исчислении столовых приборов. В наборе их ровно дюжина. Набор фломастеров или карандашей содержит дюжину или полдюжины штук. Круг содержит тридцать дюжин градусов, в сутках - две дюжины часов ... Двадцатеричная (1 франк = 20 су) Другие позиционные системы: 11,11 2 12,2 3 673,2 8 8 A , F 16

Слайд 7

Перевод целых чисел в позиционных СС Правило перевода целых чисел из 10-ой СС Делить нацело исходное число и получаемые частные на основание СС до тех пор, пока частное не станет меньше основания СС. Записать полученные остатки от деления в обратной посл-ти . Правило перевода чисел в 10-ую СС : Записать число в развёрнутом виде и вычислить полученную сумму. Задание №1 : Переведите число 19 10 в 2-ую, 3-ую, 8-ую и 16-ую СС и обратно

Слайд 8

10  2 2  10 19 2 9 18 1 2 4 8 1 2 2 4 0 2 1 2 0 19 10 = 10011 2 10011 2 4 3 2 1 0 разряды = 1 · 2 4 + 0 · 2 3 + 0 · 2 2 + 1 · 2 1 + 1 · 2 0 = 16 + 2 + 1 = 19 Задание №1 : Переведите число 19 10 в 2-ую СС и обратно Самостоятельно: Переведите числа в 2-ую, 3-ую, 8-ую и 16-ую СС и обратно а) 25 10 б) 134 10

Слайд 9

10  8 8  10 100 8 12 96 4 8 1 8 4 100 = 144 8 144 8 2 1 0 разряды = 1 · 8 2 + 4 · 8 1 + 4 · 8 0 = 64 + 32 + 4 = 100 Задание №2 : Переведите число 100 10 в 8-ую СС и обратно

Слайд 10

1 0  16 16  10 10 7 16 6 96 11 10 7 = 6B 16 1 C5 16 2 1 0 разряды = 1 ·16 2 + 12 ·16 1 + 5·16 0 = 256 + 192 + 5 = 453 B C Задание №3 : Переведите число 107 10 в 16-ую СС и обратно

Слайд 11

Перевод дробных чисел 10  2 2  10 0,375 =  2 0,011 2 0 -1 -2 -3 разряды = 0 · 2 0 + 1 · 2 -2 + 1 · 2 -3 = 0,25 + 0,125 = 5,375 ,75 0 0 0,75  2 ,5 0 1 0,5  2 , 0 1 0,7 = ? 0,7 = 0,1 0110 0110… = 0,1(0110) 2 Многие дробные числа нельзя представить в виде конечных двоичных дробей. Для их точного хранения требуется бесконечное число разрядов. Большинство дробных чисел хранится в памяти с ошибкой. 2 -2 = = 0,25 2 2 1 0,011 2

Слайд 12

Задания для самостоятельного выполнения: 0,625 10 = ? 2 3,875 10 = ? 2

Слайд 13

Перевод чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную систему счисления и обратно

Слайд 14

Правило перевода из 2-ой СС в 8-ую: Разбить исходное число на триады, начиная справа. Каждую триаду заменить восьмеричной цифрой . 1 3 5 7 Ответ: 1001011101111 2 = 11357 8 00 1 001 011 101 111 2 1 Задание 1: 1001011101111 2 = ? 8

Слайд 15

Задание 2: 1725 8 = 1 7 2 5 00 1 111 010 101 2 { { { { Правило перевода из 8-ой СС в 2-ую: Каждую восьмеричную цифру заменить на соответствующую двоичную триаду ! Ответ: 1725 8 = 1 111010101 2

Слайд 16

101101010010 2 = 11111101011 2 = 1101011010 2 = Задания для самостоятельного выполнения: 3467 8 = 2148 8 = 7352 8 =

Слайд 17

Правило перевода из 16-ой СС в 2-ую: Заменить каждую шестнадцатеричную цифру на соответствующую двоичную тетраду ! Задание 2 : 7 F1A 16 = 7 F 1 A 0 1 11 { { 1 1 11 0 001 1010 2 { { Ответ: 7 F1A 16 = 111111100011010 2

Слайд 18

Правило перевода из 2-ой СС в 16-ую: Разбить исходное число на тетрады, начиная справа. Каждую тетраду записать одной шестнадцатеричной цифрой. Задание 1: 1001011101111 2 = ? 16 000 1 0010 1110 1111 2 1 2 E F Ответ: 1001011101111 2 = 12 EF 16

Слайд 19

1010101101010110 2 = 111100110111110101 2 = 110110110101111110 2 = Задания для самостоятельного выполнения: C73B 16 = 2FE1 16 =

Слайд 20

Перевод чисел из 16-ой СС в 8-ую и обратно 3 DEA 16 = 11 1101 1110 1010 2 16 8 2 Шаг 1 . Перевести в двоичную систему: Шаг 2 . Разбить на триады: Шаг 3 . Триада – одна восьмеричная цифра: 0 11 110 111 101 010 2 3 DEA 16 = 36752 8 A35 16 = ? 8 765 8 = ? 16 Задания для самостоятельного выполнения:

Слайд 21

Арифметические операции в позиционных системах счисления

Слайд 22

Арифметические операции сложение вычитание 0+0=0 0+1=1 1+0=1 1+1= 1 0 2 1 + 1 + 1 = 1 1 2 0-0=0 1-1=0 1-0=1 1 0 2 -1=1 перенос заем 1 0 1 1 0 2 + 1 1 1 0 1 1 2 1 1 0 0 1 0 1 1 0 2 1 0 0 0 1 0 1 2 – 1 1 0 1 1 2 0 2 1   0 10 2 1 0 0 1 1 10 2 0 1 0 1 1 1

Слайд 23

Задания для самостоятельного выполнения: 101101 2 + 11111 2 10111 2 + 101110 2 111011 2 + 11011 2 111011 2 + 10011 2

Слайд 24

Задания для самостоятельного выполнения: 101101 2 – 11111 2 11011 2 – 110101 2 110101 2 – 11011 2 110011 2 – 10101 2

Слайд 25

Арифметические операции умножение деление 1 0 1 0 1 2  1 0 1 2 1 0 1 0 1 2 + 1 0 1 0 1 2 1 1 0 1 0 0 1 2 1 0 1 0 1 2 – 1 1 1 2 1 1 1 2 1 1 2 1 1 1 2 – 1 1 1 2 0

Слайд 26

Сложение и вычитание 8-ных чисел сложение 1 5 6 8 + 6 6 2 8  1 6 + 2 = 8 = 8 + 0 5 + 6 + 1 = 1 2 = 8 + 4 1 + 6 + 1 = 8 = 8 + 0  1 в перенос 1 в перенос  0 8 0 4 1 в перенос 3 5 3 8 + 7 3 6 8 1 3 5 3 8 + 7 7 7 8 Задания для самостоятельного выполнения:

Слайд 27

вычитание 4 5 6 8 – 2 7 7 8  ( 6 + 8 ) – 7 = 7 (5 – 1 + 8 ) – 7 = 5 (4 – 1 ) – 2 = 1  заем 7 8 1 5 заем 1 5 6 8 – 6 6 2 8 1 1 5 6 8 – 6 6 2 8 Задания для самостоятельного выполнения:

Слайд 28

сложение A 5 B 16 + C 7 E 16  1 6 D 9 16 10 5 11 + 12 7 14 11+14=25= 16 +9 5+7+ 1 = 13 = D 16 10+12=22= 16 +6  1 в перенос 1 в перенос 13 9 6 1 Сложение и вычитание 16-ных чисел

Слайд 29

вычитание С 5 B 16 – A 7 E 16 заем  1 D D 16 1 2 5 11 – 1 0 7 14  ( 11+ 16 ) – 14= 13 = D 16 (5 – 1 )+ 16 – 7= 13 = D 16 ( 12 – 1 ) – 10 = 1 заем 13 1 13

Слайд 30

С В А 16 + A 5 9 16 1 В А 16 – A 5 9 16 Задания для самостоятельного выполнения: