Страница воспитателя Долгановой Татьяны Александровны
Предварительный просмотр:
Непосредственная образовательная деятельность в старшей группе.
Раздел «Познание. Формирование целостной картины мира».
Тема: «Самое дорогое на Земле - вода».
Долганова Т.А., воспитатель
МДОУ «Детский сад № 16
Г.Пугачёва Саратовской области».
Цель: Расширять и уточнять представления детей о природе, систематизировать знания детей о воде.
Задачи:
- Образовательные: продолжать знакомить детей со свойствами воды: прозрачная, без запаха, льётся, состоит из капель. Формировать представления о значении воды в нашей жизни.
- Развивающие: развивать значения детей о неразрывной связи человека с природой, потому что природа – это живой организм, в котором всё взаимосвязано.
- Воспитательные: воспитывать любовь к красоте окружающего мира и бережное отношение к воде.
- Индивидуальная работа: с Дашей Т., Даниёй К., - отвечать на вопросы полным предложением.
Оборудование и материалы:
Ёмкость с водой; колокольчики; камни; кораблики и цветы из бросового материала; свеча; картинки, изображающие использование воды в быту; салфетки; звуковые эффекты; кружки фиолетового, синего, голубого цвета.
Виды детской деятельности:
Игровая, познавательно – исследовательская, коммуникативная.
Место проведения:
Групповое помещение.
Содержание деятельности.
Воспитатель: Ребята, я загадаю вам загадку:
Есть на Земле огромный дом
Под крышей голубой
Живут в нём солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы,
Весёлый звон ручья,
Живёшь в том доме светлом ты
И все твои друзья.
Что же это такое?
Дети: Этот дом зовётся природой.
Воспитатель: Правильно, ребята, это природа. А как вы думаете, можем мы услышать природу? (Ответы детей).
Воспитатель обобщает: конечно. Журчит ручеек - это природа, порхает бабочка – это тоже голос природы, шумят деревья, щебечут птицы – и это голос природы. Вот слушайте (голоса птиц – фонограмма). Если хорошо прислушаться, то мы услышим: «Рады вам! Рады вам!» Давайте, ребята, и мы с вами поздороваемся с природой.
Пальчиковая игра.
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, озеро большое,
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок,
Здравствуй, утро,
Здравствуй, день
Нам здороваться не лень!
Воспитатель: Ребята, а сегодня мы отправимся с вами к озеру, в гости к волшебнице Воде, а в конце нашего занятия мы ответим на вопрос: «Почему же называют Воду – волшебницей?» А сейчас, ребята, давайте превратимся на время в капельки и побежим к волшебному озеру. (в руках у детей колокольчики).
Побежали капельки в синеньких сапожках.
(мелкий бег врассыпную)
Превратились капельки в ручейки – дорожки,
(перестраиваются друг за другом)
Бежал ручеёк по камешкам
По камешкам бежал
Потом в прозрачной лужице лежал,
Лежал, лежал…
(дети приседают, «засыпая»)
Вот снова он помчался вскачь и
Громко зажурчал,
(подскоки, с перестроением в круг)
Увидел озеро – и прыг туда
(прыжки вперёд, в центр круга)
И сразу замолчал.
(Дети подходят к бассейну с водой)
Воспитатель: Ну вот, ребята, мы и добрались до волшебного озера. Давайте послушаем голос озера (фонограмма). Усаживайтесь поудобнее и смотрите внимательнее. (Дети смотрят на дно, где лежат камни).
- Что вы видите на дне? (камушки)
- Значит вода какая? Прозрачная.
2. Давайте понюхаем воду, чем пахнет? (ничем)
- Значит вода без запаха.
3. Какая вода? (опускает руку). Холодная, а может быть тёплой и горячей.
4. Попробуй набрать в ладошку. Что происходит с водой? (льётся).
5. Стряхивает с руки – состоит из капель, может капать с различных предметов.
(дети вытирают руки салфеткой)
6.А теперь, ребята, закройте глаза. (воспитатель ставит на озеро кораблики). Ой, смотрите, на наше озеро приплыли кораблики, давайте подуем (ву-ву-ву). Плывут кораблики? (да). Значит по воде могут перемещаться предметы.
7. На этом волшебные свойства воды не закончились, закройте глаза (воспитатель зажигает свечи). Смотрите, на корабликах зажглись огоньки, а давайте посмотрим, дружат ли они с волшебницей водицей. (Поливает водой огонь). Нет, огоньки погасли. Значит вода может затушить огонь.
8. И это ещё не всё (закрывает глаза, а воспитатель ставит цветы).
Смотрите, если в воде появились цветы, значит в воде тоже есть жизнь.
Воспитатель обобщает знания о свойствах воды: прозрачная; без запаха; может быть холодной, тёплой, горячей; вода льётся; состоит из капель; перемещает предметы; заливает огонь и даёт всем жизнь на Земле.
Воспитатель: ребята, ну а вы знаете зачем нужна вода.
Дидактическая игра: «Зачем нужна вода».
(Дети рассматривают иллюстрации с изображением использования воды в природе и в быту).
- О водичке всё мы знаем,
Мы утрём любому нос,
Это дождик и сосулька
Белый снег и гладкий лёд.
- Вода – волшебница водица
Без неё нам не умыться
- Я хочу вам доложить
Без неё нам не прожить.
Воспитатель: вот сколько мы знаем о воде, молодцы. И озеро нам тоже много секретов раскрыло.
А сейчас – внимание: новое задание!
Поиграем снова
В «Ручейки – озёра»!
Лишь скажу я: «Ручейки» -
Друг за другом все беги,
А скомандую: «Озёра!» -
Пусть они возникнут скоро!
(Дети бегут друг за другом или перестраиваются в круг).
Воспитатель: А теперь давайте создадим своё озеро: таким, каким хотим его видеть: чистым и красивым.
(Дети из цветных кружков составляют озеро: в середине положить фиолетовые кружки, затем синие и голубые – так обозначается разная глубина озера).
Воспитатель: Ребята, какое красивое озеро. А что нужно, чтобы оно оставалось таким?
Дети: относиться бережно: не бросать мусор в воду, не загрязнять озёра и реки.
Воспитатель: давайте ответим на главный вопрос: А почему мы называем воду волшебницей? (даёт жизнь, здоровье, снимает усталость).
Правильно, чтобы на Земле была вечная красота нужно любить и охранять природу.
(Дети танцуют вальс, воспитатель читает стихотворение).
Прекрасный вальс с водой танцуют дети,
Дрожит в окне вечерняя звезда…
Природой называется всё это,
Давайте же любить её всегда!