Из опыта работы. Мастер-класс

Марочкина Наталья Александровна

Современные образовательные  технологии (из опыта работы по учебнику Спотлайт)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные образовательные технологии на уроке английского языка по УМК  «Английский в фокусе».

УМК «Английский в фокусе» является учебником нового поколения, поговорим об эффективности применения новых бразовательнх технологий на средней ступени обучения. Комплект УМК «Спотлайт»был избран большинством школ нашего города .Каждое образовательное учреждение несет ответственность за выбор и работу по УМК.

Состав УМК довольно-таки разнообразный, в его состав входят компоненты на бумажных источниках, учебник, книга для чтения, рабочая тетрадь языковой портфель, а также интернет-ресурсы и электронные приложения.

(слайд)

Издательство располагает сайтом, где можно найти  рабочие программы, скачать аудиозаписи к урокам, флеш-карты , скачать книги для чтения к УМК по разным классам, также там есть работы обучающихся –проектные, творческие. Сайт постоянно обновляется, в рубрике «Из опыта работы» можно прочесть информацию о преподавании предмета по УМК «Спотлайт». Учебник содержит достаточно ресурсов для поддержания образовательной траектории обучающихся с высоким уровнем обученности и среднего ученика.

В соответствии с требованиями ФГОС,каждый урок иностранного языка должен служить достижению результатов-личностных, предметных и метапредметных. Работать по- старму по учебнику невозможно, он позволяет осуществлять обучение УУД через предмет.

Признаки педагогической технологии:

  1. цели (во имя чего необходимо преподавателю ее применять)
  2. наличие диагностических средств
  3. закономерности структурирования взаимодействия педагога и учащихся, позволяющие проектировать (программировать) педагогический процесс
  4. система средств и условий, гарантирующих достижение педагогических целей
  5. средства анализа процесса и результатов деятельности преподавателя и учащихся

Свойства педагогической технологии:

Классификация педагогических технологий

Примеры педагогических технологий(слайды)

  • Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре
  • Обучение в сотрудничестве
  • Технологии деятельностного подхода и личностно-ориентированного образования
  • Технология проекта
  • Технология языкового портфеля
  • Информационно-коммуникационные технологии
  •  Технология критического мышления  
  • Игровые технологии: имитационные;  операционные; исполнение ролей; драматизация

Новизна преподавания предмета обеспечивается не учебным предметом, а новыми способами действия по УМК.

Посмотрим, как реалзуется нравственное поведение,ответственное отношение к своим поступкам  с применением технологии коммуникативного обучения(Е. И. Пассова)

Учебник 8 класса.Авторы уделяют большое внимание возрасту обучающихся-трудному, динамичному,содержащему внутренние и внешние конфликты, когда ребенок ошибается, но пытается доказать что-то собственным опытом, собственным мнением на осознание происходящего.Как работать с подобными заданиями?Если это будет просто перенос стереотипов с предыдущего УМК, обучение монологической речи, пересказу,нельзя сказать, что мы сможем решить личностную проблему ребенка.По –старому?Прочитали, перевели?Это было бы механическим запоминанием  с использованием лексико-грамматических структур, попросту заучивание лексики.Предлагаются задания.определяющие способы действия детей на уроке. Which of the adjectives best describe you?

Is there a quality you don’t have but would like to have? Discuss in pairs.

Обсуждение собственных личных качеств через призму работы с текстом. Содержание деятельности обучающихся опережает гораздо шире и глубже простое механическое запоминание.

Посмотрим, какие задания нового формата предлагаются учебником нового поколения.

Change the following statements into «I feel»sentences. Use the adjectives

Bad,upset,annoyed,sad, т. е переведите «ты-высазывание,» в котором упрек,провокация, конфликт в «я-плоскость», выскажите свое отношение к поступкам.Учась таким образом, ребята изменяют свой  подход  к чему-либо. Выход на высказывание будет присутствовать, но оно будет не простым пересказом,а ученик по ситуации освоит позицию в форме советов,используя его как собственное достояние.

Работа над содержанием не ограничивается выполнением упражнений, а имеет личностную заинтересованность для каждого.Будь это урок страноведения,культуроведения на языку, он, несомненно, станет уроком нравственности.По словам Пассова Е. И., без общения невозможно познание, развитие, воспитание.

Обучение в сотрудничестве.

Уже в 5 классе в 1 модуле на странице межпредметных связей мы встречаем согласно уровню согласно уровню развития языковых возможностей, где изложены все принципы групповой работы.study skills-рамочка, говорящая о парной работе. Это умение и далее оттачивается заданиями типа project, culture corner-включаются задания для работы в группе, другие формы коллективной работы.

Примеры Спотлайт 7 класс (слайды).

Технология деятельностного подхода и личностно-ориентированного образования.

  • 10% того, что читают
  • 26% того, что слышат
  • 30% того, что видят
  • 50% того, что видят и слышат
  • 70% того, что обсуждают с другими
  • 80% того, что основано на личном опыте
  • 90% того, что проговаривают в то время, как делают
  • 95% того, чему они обучают сами

Если мы посмотрим на организацию урока по УМК, то видно, что на каждом уроке происходит развитие всех видов речевой деятельности.Подход к работе с текстом основан на взаимодействии сразу нескольких анализаторов-чтение и прослушивание, заранее идет настрой на мотивацию-спрогнозируй содержание текста.

Структура психологической деятельности

ученика на уроке:

  • мотивация
  • целеполагание
  • планирование
  • действия по достижению целей
  • (само)оценка
  • (само) коррекция
  • рефлексия

Соответствие элементов образовательного процесса(урока) стадиям деятельности ученика на уроке.

  • мотивация 
  •  целеполагание
  •  планирование 

-  ОРГАНИЗАЦИЯ 

  •  действия по достижению целей
  • ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО
  • ЗАКРЕПЛЕНИЕ                                                  
  • (само)оценка
  • (само) коррекция
  • рефлексия

Учитель должен видеть, чему должен научиться на уроке каждый ребенокНа всех этарах урока должны решаться задачи, которые служат общей цели урока.То есть, для чего нужна речевая зарядка?Для мотивации, целеполагания и планирования.

Пример-уч. 7 класса, модульная страница.5-7 минут работы по нему и обеспечены целеполагание,и мотивация, а уже затем контроль, коррекция и итоговый контроль.Рефлексию обеспечивают опоры Now I can…..

Учебник 8 класса много дает заданий  с учетом индивидуальных особенностей детей-аудиалы, визуалы и с развитым правым или левым полушарием.Эти задания позволяют рассчитывать на чувственное восприятие и посредством ее осуществлять учебную деятельность.Записи позволяют использовать их свободно  и в любом количестве.

Проектные технологии.

Целая рубрика посвящена этой теме на сайте. Проектом заканчивается любая тема. ( примеры со слайдов).Разнообразные виды заданий соответствуют возрастным категориям, различаются задания творческого характера объемом.Включаются  задания на использование компьютерных технологий:создай дизайн сайта,связаны они с формированием метапредметных компетенций-с жизнью школы и др .

Таким образом, развиваются умения интегрировать знания на разных этапах курса.

Языковой портфель.

Преимущество УМК над учебником-это возможность найти ресурсы для каждого обучающегося.Портфолио помогает увидеть степень продвижения ученика по мере получения знаний.

Примеры слайды. How I learn. Ученик осознает, как ему легче учиться языку, видит динамику своих учебных достижений.Это позволяет ребенку сформироватьумения самооценки учебной деятельности. Можно использовать задания языкового портфеля  по желанию, для индивидуальных домашних заданий,с активными учениками, это позволяет обуч-ся приобрести свой личный опыт . Метод проектов-это лишь компонент технологии языкового портфеля.

Информационно-коммуникационная технология.(слайды)

Программа развития УУД.

ИКТ-компетенция -  владение:

  • информационно-коммуникационными технологиями
  •  поиском, построением и передачей информации
  •  презентацией выполненных работ
  • основами информационной безопасности
  •  умением безопасного использования средств ИКТ и сети Интернет 

Умения и навыки-элементы ИКТ компетенции школьников.

  • Обращение с устройствами ИКТ
  • Поиск информации
  • Организация хранения информации
  • Анализ информации
  • Презентация выполненных работ
  • Безопасное использование средств ИКТ и сети Интернет
  • Сотрудничество, коммуникация, социальное взаимодействие
  • Решение проблем и коммуникация
  • Рефлексия и ценностно-смысловые ориентации

В учебниках можно найти использование базовых возможностей интернета,учителем предварительно обговаривается задание,раздел study skills. Использование информации поиска –в учебнике 8 кл есть модули- использование сети Интернет,задания на формирование умения пользоваться устройствами ИКТ. На протяжении всего курса задания расширяются. Есть возможность размещения информационного объекта в информационной среде.(работы на сайте).

Технология критического мышления.

Игровые технологии.

Цель учителя-увидеть в игре мощное дидактическое средство.Игры со- словами, игры-пантомимы.настольные,связанные с закреплением лексики и грамматики,включение игр в канву урока позволяет их использовать на разных этапах.Книги для чтения! Из книг для чтения можно брать драматизации.

- КОНТРОЛЬ 

  • КОРРЕКЦИЯ
  • ИТОГ УРОКА

                


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель английского языка Марочкина Н. А . . Обеспечение качества образовательных достижений учащихся по иностранному языку в условиях реализации ФГОС ООО.

Слайд 4

ГОС.СТАНДАРТ 2004 г.: «…ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на РАЗВИТИЕ его личности » Как меняются требования к результату? Для справки психологи: Развитие – формирование в процессе взаимодействия с миром способностей и функций, воспроизводящих человеческие качества. Развитие – интеллектуальное Развитие – личностное Развитие - социальное КАК ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ? Традиционный взгляд: Основная задача школы - дать хорошие прочные ЗНАНИЯ Ф.ГОС.ОБР.СТАНДАРТ «Смена образовательной парадигмы (цели). Вместо передачи суммы знаний - РАЗВИТИЕ личности учащегося на основе освоения способов деятельности»

Слайд 5

Составим план решения проблемы: КАК ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ? 1. Надо подробно описать новый результат, ответить на вопрос: Зачем учить? (Цель) Надо подобрать средства получения нового результата, ответить на вопрос: 2. Чему учить? (Содержание) 3. Как учить? (Технологии, методики)

Слайд 6

Приоритетные цели основного общего образования Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД). развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели; проектировать пути их реализации; контролировать и оценивать свои достижения. Формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать " архитектором и строителем" образовательного процесса.

Слайд 8

Универсальные учебные действия это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Универсальные учебные действия - созвучны со следующими понятиями: общеучебные умения; общепознавательные действия; общие способы деятельности; метадпредметные действия. Формирование УУД – это путь кардинального повышения качества образования.

Слайд 9

Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные Само- определение Целеполага- ние Работа с информацией; учебными моделями Планирование учебного сотрудничества Смысло-образование Планирование Выполнение логических операций Постановка вопросов Нравственно-эстетическая ориентация Прогнозирова-ние Использование знако- символических средств; общих схем решения Построение речевых высказываний Контроль Навыки сотрудничества и согласование действий с партнером Коррекция Оценка Саморегуляция Группы универсальных действий

Слайд 10

Типы заданий на формирование универсальных учебных действий Формирование личностных УУД На этапе рефлексии урока предложить учащемуся самому оценить уровень успешности на данном учебном занятии. Проведение физкультминуток на иностранном языке (установка на здоровый образ жизни). Задания типа «Оцени поведение главного героя. Хорошо он поступил? Как бы повёл себя ты на его месте?» Формирование регулятивных УУД Составление различного рода плана (ключевые слова, утверждения, вопросы, тезисы) при работе над текстом по аудированию или чтению. Составление плана как последовательности речевых действий при подготовке устного монологического и диалогического высказывания. Задания типа «Посмотри на заголовок рассказа и скажи, о чём будет идти речь в данном тексте», «Прочти последний абзац истории и догадайся, что произошло с главной героиней», «Прочитай первые три предложения рассказа и предположи, что будет дальше»; Контрольные задания, в том числе тестового характера.

Слайд 11

Типы заданий на формирование универсальных учебных действи й Формирование познавательных УУД Формулировка познавательной задачи самими учащимися, например: «Какими способами можно поприветствовать друг друга в Англии?». Организация проектной деятельности учащихся, связанная с освоением нового языка и поиска информации Интернет-ресурсов. Подготовка устного и письменного речевого высказывания. Формулирование проблемы (главной идеи) текста. Извлечение необходимой информации из прочитанного (услышанного) аутентичного текста. Преобразование модели утвердительного предложения в вопросительные предложения и отрицательные предложения. Составление таблиц, схем-моделей. Замещение буквы звуком. Выделение гласных и согласных букв/звуков в словах. Самостоятельное достраивание выражение/предложения/диалога/текста с восполнением недостающих компонентов (слов, словосочетаний, предложений). Классификация слов по частям речи/правилам чтения/общности тематики и т.д. Самостоятельное выведение правил (грамматические явления, словообразование).

Слайд 12

Типы заданий на формирование универсальных учебных действий Формирование коммуникативных УУД организация совместной работы учащихся парная форма групповая форма

Слайд 13

Овладение учащимися УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению . Основные выводы

Слайд 14

Образовательные стандарты второго поколения предъявляют новые требования к системе обучения в общеобразовательной школе. В связи с этим необходимы новые подходы к организации учебного процесса.

Слайд 15

ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ - ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ ( ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ «УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ ») Базовые образовательные технологии Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность

Слайд 16

Традиционный урок 1.Проверка д/з учеников учителем 2.Объявление темы учителем 3.Объяснение темы учителем 4.Закрепление знаний учениками 1.Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками 2.Актуализация учениками своих знаний 3. Поиск решения проблемы учениками 4.Выражение решения, 5. Применение знаний учениками Проблемно-диалогическая технология Цель - обучить самостоятельному решению проблем Средство - открытие знаний вместе с детьми

Слайд 18

Проектная технология Базовые образовательные технологии Триада : замысел- -реализация- -продукт Проектная технология

Слайд 19

УРОВНЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Базовые образовательные технологии Основные принципы: открытость системы требований, предъявление образцов деятельности, «ножницы» между базовым и повышенными уровнями требований, посильность базового уровня, обязательность его освоения всеми уч-ся, добровольность в освоении повышенных уровней требований, работа с группами «подвижного» состава, накопительная система оценивания. Основа: дифференциация требований к уровню освоения, явное выделение базового и повышенных уровней

Слайд 20

ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Базовые образовательные технологии ЦОР как новое дидактическое средство обучение Экранное чтение Образовательная деятельность на основе ИКТ: открытое (но контролируемое) пространство информационных источников, информационная поддержка учебного процесса

Слайд 21

ФГОС: что оценивается как результат образования? ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ: умение решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий умение учиться – способность к самоорганизации в решении учебных задач. прогресс в личностном развитии (эмоциональном, познавательном, саморегуляции) при внедрении новых ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игровые технологии на уроках английского языка Работа с флэш-картами Игры с подростками Деление на команды и подведение итогов

Слайд 2

Классификация игр Языковые Фонетические Орфографические Игры для работы с алфавитом Лексические Грамматические Ролевые и деловые игры

Слайд 3

Преимущества игр Являются ведущим видом деятельности Повышают мотивацию к обучению Снимают языковой барьер Развивают культуру полемики Развивают самоконтроль и критическое мышление, эмоциональную память В играх проявляется характер и способности детей

Слайд 4

И гры с использованием флэш-карт. 1.Flash card circle 2.Musical cards 3.Noughts and crosses 4.Cross the river

Слайд 5

Игры для младших подростков 1. “Clothes” competition 2. Who is the 1 st ?

Слайд 6

Игры для тех, кто постарше… A story from my hat… Five changes Find your partner

Слайд 7

Деление на команды и подведение итогов Делить на команды можно с помощью ленточек или шнурочков С помощью считалок С помощью выстраивания по росту, цвету волос и т.д. По совпадающим номерам, геометрическим фигурам и картинкам Подсчитывать очки можно с помощью записи баллов на доске или листе ватмана Рисуя очки (ёлка, д ом) Забираясь на ступеньки по лестнице замка Шагая по камням Написания слов ( the winners)

Слайд 8

Игры способствуют: 1. расширению словарного запаса; 2. повышению грамотности учащихся; 3. раскрепощению и проявлению творческих способностей; 4. повышению уровня внимания и самоконтроля Сплочению коллектива учащихся. Надеемся, ч то вы найдёте игры, которые вам понравятся и привлекут ваше внимание. Как бы вы не играли – помните, что в любой игре главное – УЧАСТИЕ!

Слайд 9

Спасибо за внимание!!!



Предварительный просмотр:

Ртищевское благочиние Балашовской и Ртищевской епархии Саратовской митрополии
Управление общего образования Ртищевского муниципального
района Саратовской области
МУ «Методический кабинет г. Ртищево Саратовской области»
МОУ «СОШ №1 г. Ртищево Саратовской области»

ПРОГРАММА

II Муниципальных Александровских
образовательных чтений
«Нравственные ценности и будущее человечества»

31 октября 2017 годhttp://rt1935.narod.ru/images/raznoe/raznoe2/13.gif

http://images.myshared.ru/9/864174/slide_4.jpg

г. Ртищево, 2017

  • Председатель конференции: иерей Илья Астахов, благочинный Ртищевского округа
  • Сопредседатель конференции:  Попова Наталья Анатольевна, директор МОУ СОШ №1 г. Ртищево
  • Учредитель: Ртищевское благочиние,  УОО  Ртищевского муниципального района.
  • Организаторы: МУ «Методический кабинет», МОУ «СОШ №1 г. Ртищево Саратовской области».
  1. Регистрация  участников конференции 31 октября 9.00-10.00
  2. Торжественное открытие II Муниципальных Александровских чтений
    (Обучающиеся МОУ СОШ №1 г. Ртищево. 
    Руководители: Щавлева Алевтина Александровна, заместитель директора по ВР, Коцыло Елена Геннадьевна, педагог-организатор, Зубаль Татьяна Васильевна, учитель музыки)
    Время проведения: 10.00-10.10  
    Место проведения: МОУ СОШ №1, актовый зал
  3. Пленарное заседание
    Время проведения: 10.10 – 11.40
    Место проведения: МОУ СОШ №1, актовый зал

Приветствия:

  1. Иерей Илья Астахов, благочинный Ртищевского округа Балашовской и Ртищевской епархии. 
  2. Попова Наталья Анатольевна, директор МОУ «СОШ №1
    г. Ртищево Саратовской области».
  3. Иерей Максим Карпов, руководитель отдела образования и катехизации Балашовской епархии
  4. Васильева Галина Григорьевна, заслуженный учитель РФ, ветеран педагогического труда.
  5. Самсонов Сергей Иванович, кандидат философских наук кафедры гуманитарного и эстетического образования  ГАУ ДПО СОИРО
  6. Аристархова Елена Владимировна, старший методист кафедры гуманитарного и эстетического образования  ГАУ ДПО СОИРО
  7. Коробовцева Татьяна Сергеевна, начальник МУ «Методический кабинет» Ртищевского муниципального района

Выступления:

  1. Викулов Алексей Викторович, доцент, кандидат педагогических наук, член-корреспондент МАНЭБ, заведующий  кафедрой физической культуры и спорта БИ СГУ им. Н.Г. Чернышевского «Духовно-нравственное подрастающего поколения как государственная парадигма»
  2. Бештень Юлия Николаевна, помощник благочинного Екатериновского округа по социальной деятельности и работы с молодежью. «Популяризация  нравственных ценностей среди молодежи. (Из опыта работы Екатериновского благочиния)»
  3. Абдулаев Александр Шамильевич, учитель-дефектолог МОУ «СОШ №1 г. Ртищево Саратовской области» «Роль метода исторической реконструкции, как средство духовно-нравственного развития и определения ценностных ориентиров»
  4. Игнатова Ирина Владимировна, учитель ИЗО и ОРКСЭ МОУ «СОШ №1 г. Ртищево Саратовской области» «В мире добра и красоты»
  5. Иванова Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №1 г. Ртищево Саратовской области». «Я новое небо и новую землю увидел…» Творчество К.Р.
  1. Кофе-брейк: 11.40-12.10 Столовая МОУ СОШ №1
  2.  Работа секций. 12.10-13.40

Секция 1. Роль географии и истории в духовно-нравственном становлении личности Время  и место проведения: 12.10-13.40, каб. №37 (кабинет истории)

Руководители: Давыдова Валентина Нифантиевна, учитель истории и обществознания МОУ СОШ №1 г. Ртищево высшей квалификационной категории, отличник народного образования, руководитель РМО учителей истории и обществознания.
Иерей Илья Астахов, благочинный Ртищевского округа

Мастер-классы:

  1. Попова Наталья Анатольевна, директор МОУ СОШ №1 г. Ртищево, учитель ОРКСЭ и ОПК. «Проектно-исследовательская деятельность через местное краеведение в рамках реализации курса основ православной культуры»
  2. Шевченко Ирина Ивановна, учитель истории и обществознания МОУ Ртищевская СОШ Ртищевского района. «Воспитание человека свободного – главная цель гуманитарного образования. (Читая С.Л. Соловейчика)».

Доклады:

  1. Хреков Анатолий Анатольевич, доцент кафедры истории БИ СГУ им. Н.Г. Чернышевского. «Православное население городов Червленого Яра (Прихоперье) 13-14 в.в.»
  2. Завитаев Андрей Николаевич, старший преподаватель кафедры истории БИ СГУ им. Н.Г. Чернышевского «Ранняя история города Балашова»
  3. Давыдова Валентина Нифантиевна, учитель истории и обществознания МОУ СОШ №1 г. Ртищево. «Царский Крым»
  4. Сколибанова Надежда Константиновна, учитель истории и обществознания, ОРКСЭ  МОУ СОШ №2 г. Ртищево. «Николай II: венец проклятия или святости?»
  5. Карлина Наталья Николаевна, учитель истории МОУ СОШ №2 г. Ртищево «Духовно-нравственное воспитание на уроках истории в рамках реализации ФГОС СОО»

Секция 2. Потенциал предметов филологической направленности в формировании духовности и нравственности подрастающего поколения
 Время  и место проведения: 12.10-13.40, каб. №30 (кабинет русского языка и литературы)

Руководители: Юдаева Наталия Геннадьевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МОУ СОШ №1 г. Ртищево, руководитель РМО учителей русского языка и литературы.
Иеромонах Серафим (Козин), руководитель информационного отдела
Балашовской епархии.

Мастер-классы:

  1. Смирнова Людмила Ивановна, учитель русского языка и литературы МОУ Ртищевская СОШ Ртищевского района. «Технология критического мышления на уроках литературы на примере рассказа Л. Петрушевской «Страна»»
  2. Подрейко Ирина Викторовна, педагог дополнительного образования МУДО «Дом детского творчества «Гармония»
    г. Ртищево Саратовской области». «В душе мы мечтаем летать!»

Доклады:

  1. Фахрединова Людмила Федоровна, учитель-дефектолог МОУ СОШ №1 г. Ртищево. «Проблема человеческого достоинства в романе А.К. Толстого «Князь Серебряный»»
  2. Васильева Галина Григорьевна, заслуженный учитель РФ, ветеран педагогического труда. «Духовные мотивы в лирике»
  3. Концебина Татьяна Викторовна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №4 г. Ртищево. «Художественная литература как источник нравственного воспитания личности»
  4. Рахманова Людмила Геннадьевна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №2 г. Ртищево. «Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы в старшем звене»

Секция 3. Классное наставничество – приоритетное направление в воспитании высоконравственной личности. Роль предмета ОРКСЭ в воспитательном аспекте. Время  и место проведения: 12.10-13.40, каб. №25 (кабинет русской духовности)

Руководители: Леонова Татьяна Николаевна, учитель начальных классов, ОРКСЭ МОУ СОШ №5 г. Ртищево, руководитель РМО учителей основ религиозных культур и светской этики,
Иерей Максим Карпов, руководитель отдела образования и катехизации Балашовской епархии

Мастер-классы:

  1. Марочкина Наталья Александровна, учитель иностранного языка МОУ СОШ №1 г. Ртищево.  «Пятая заповедь в работе классного руководителя»
  2. Захарова Ольга Петровна,  учитель ОРКСЭ МОУ «Лицей №3 им. П.А. Столыпина г. Ртищево». «Защитники Отечества»
  3. Леонова Татьяна Николаевна, учитель начальных классов, ОРКСЭ МОУ СОШ №5 г. Ртищево. «Деловая игра как одна из форм работы по развитию нравственных ценностей младших школьников»
  4. Шашлова Олеся Михайловна, учитель истории и обществознания МОУ СОШ №4 г. Ртищево. «Использование технологии критического мышления на уроках ОРКСЭ»
    Доклады:
  1. Визгалова Вера Владимировна, учитель-дефектолог МОУ «СОШ №1 г. Ртищево» «Нравственное воспитание в системе работы классного руководителя с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
  2. Лозбякова Наталья Николаевна, учитель ОРКСЭ МОУ СОШ им. Героя Советского Союза Н.Т. Богомолова с. Северка Ртищевского района». «Духовно-нравственное воспитание детей на уроках».
  3. Ревуцкая Ирина Петровна, учитель начальных классов МОУ «Лицей №3 им. П.А. Столыпина г. Ртищево» «Духовно-нравственное воспитание в начальной школе»

Секция 4. Роль изобразительного искусства, музыки и спорта в формировании личности младших школьников и подростков. 
Время  и место проведения: 12.10-13.40, каб. №5 (кабинет начальных классов)

Руководители: Видякина Татьяна Юрьевна, заместитель директора по инновационной деятельности, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МОУ СОШ №1 г. Ртищево.
Алексей Комаров, иерей Ртищевского благочиния
Мастер-классы:

  1. Бессонова Галина Андреевна, учитель музыки и ОРКСЭ МОУ «СОШ №9 г. Ртищево. «Духовно-нравственное воспитание на уроках музыки и ОРКСЭ»
  2. Вичева Надежда Константиновна, учитель начальных классов и ОРКСЭ МОУ «Шило-Голицынская СОШ Ртищевского района» «Духовная и культурная жизнь младшего школьника (из опыта работы)»
    Доклады:
  1. Маслова Татьяна Викторовна, учитель начальных классов МОУ СОШ №4 г. Ртищево. «Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках  изобразительного искусства в начальных классах»
  2. Тимушкина Нина Викторовна, доцент, кандидат медицинских наук, член-корреспондент МАНЭБ, заведующая кафедрой безопасности жизнедеятельности БИ СГУ (г. Балашов). "Формирование духовного здоровья у обучающихся"
  3. Милевская Любовь Григорьевна, учитель технологии МОУ «СОШ №1 г. Ртищево»  «Русская кухня – сочетание самобытности и неповторимости русских традиций»
  4. Корнилаева Надежда Ивановна, преподаватель МБУ ДО ДШИ им. В.В. Толкуновой г. Ртищево. «Истоки христианства в мире художественной культуры».
  5. Шаракеева Наталья Васильевна, преподаватель отделения раннего эстетического развития МБУ ДО ДШИ им. В.В. Толкуновой г. Ртищево. «Эстетическое воспитание и развитие младших школьников средствами музыкального искусства».

Секция 5. Дополнительное образование школьников, деятельность воскресных школ, центра социальной защиты населения, как эффективное направление в соработничестве в деле воспитания высоконравственной личности 
Время  и место проведения: 12.10-13.40, каб. №31 (кабинет русского языка и литературы)

Руководители: Клокова Людмила Михайловна, ведущий преподаватель воскресной школы соборного храма во имя святого великого благоверного князя Александра Невского г. Ртищево
Алексей Петсольд,  дьякон соборного храма во имя святого благоверного великого князя А. Невского г. Ртищево

Мастер-классы:

  1. Клокова Людмила Михайловна, ведущий преподаватель воскресной школы соборного храма во имя святого великого благоверного князя Александра Невского г. Ртищево. «Духовно-нравственное воспитание в воскресной школе в процессе творческого исследования истории малой Родины»  (из опыта работы)
  2. Абдулаева Елена Владимировна, учитель географии МОУ СОШ №1 г. Ртищево Саратовской области. «Духовно-нравственное воспитание обучающийся через реализацию курса «Природные святыни России»»
  3. Бенда Марина Валентиновна, учитель истории и ОРКСЭ ГБОУ СО «Санаторная школа-интернат г. Калининска». «Развитие духовно-нравственных компетенций младших школьников через изучение традиций народной культуры (из опыта работы)» 
  4. Каштанова Татьяна Алексеевна, учитель начальных классов МОУ СОШ №5 г. Ртищево. «Самая большая ценность в мире – жизнь»

 Доклады:

  1. Беседин Петр Федорович, педагог дополнительного образования Центра «Созвездие» г. Балашова «Духовно-нравственное воспитание обучающихся начальных классов средствами кружковой работы»
  2. Сергеева Галина Анатольевна, учитель-дефектолог МОУ СОШ №1 г. Ртищево. «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание, социализация  младших школьников с ограниченными возможностями здоровья»
  3. Галиев Самигулла Хайрушевич, учитель истории МОУ «Шило-Голицынская СОШ Ртищевского района» «Краеведение, как составляющая патриотического воспитания молодежи»
  4. Кирикова Марина Николаевна,  педагог-библиотекарь, учитель  ОРКСЭ МОУ Владыкинская СОШ Ртищевского района. «На пути к человечности» (с видеофильмом)

  1. Подведение итогов II Муниципальных Александровских образовательных чтений.

Торжественное закрытие.
Время проведения: 13.40-14.10
Место проведения: актовый зал МОУ СОШ №1



Предварительный просмотр:

Слайд 1

Добрый день.Давайте посмотрим видео и попробуем определить тему моего выступления… Слайд 2(Почитание)

Заслушиваются ответы.

Но почему же не всегда родители довольны результатами своего воспитания?Почему зачастую льются материнские слезы и больно сжимается от обид сердца самых близких людей-отца и матери?

Что же мы, семья и школа,мы делаем не так?(Слайд 3 Добрые дети)

(Слайд 4)Прав был классик, когда писал об особенностях счастливых семей. «Все счастливые семьи счастливы одинаково, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему» 

В давние времена жила удивительно дружная семья. Семья огромная — 100 человек. Молва об этом долетела до самого верховного правителя. И он решил посетить эту семью. Когда правитель убедился, что всё это правда, то спросил главу семьи: «Как вам удаётся жить никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Тогда глава семьи взял бумагу, написал на ней 100 слов и отдал правителю. Тот быстро прочитал и удивился: на листе было написано 100 раз одно и то же слово - «понимание».

Для того, чтобы попытаться разобраться в проблеме, давайте совершим экскурс в историю….

Слайд5

Испокон веков семья была защитой и убежищем для подрастающего человека, местом, где он с младенчества впитывал основы родной культуры, обычаев, нравственных устоев. "В каждом из нас материально, интеллектуально и духовно отражается вся мировая история, история своего народа, своей эпохи, своей семьи". (Ушинский)

Слайд 6

Одна из основных причин кризиса семьи и воспитания - утрата преемственности с прошлым, нарушение связей между поколениями. "Именно по причине утраты исторической преемственности современная семья не выполняет исконной своей функции: передачи подрастающим поколениям духовно-нравственных и культурных традиций, утратив понимание самого процесса воспитания как питания ребенка не только телесной, но и духовной пищей".

Слайд 7

Основы духовно-нравственного воспитания ребенка закладываются в семье. В традиционной российской семье, являющейся эталоном благополучной и духовно состоятельной семьи, все формы духовно-нравственного воспитания детей основывались на принципах иерархии отношений и четком распределении обязанностей матери и отца, бабушки и дедушки, старших и младших в семье, закрепленных в социальном идеале мужчины и женщины, юноши и девушки, отрока и отроковицы, мальчика и девочки.

Слайд 8 

Отношения в традиционной семье строились на послушании и ответственности каждого члена семьи, уважения к старшим, заботы о младших.

Слайд 9

Духовное воспитание начиналось с крещения. Подавляющее большинство русского народа не могло допустить, чтобы новорожденный остался не крещеным. Обязательными были исповедь и причащение детей, молитвы детей в храмах и участие их всемейных молитвах дома — все это и было основой массового духовно-нравственного воспитания.

Примером благочестия для детей были родители. Общий тон создается собственной жизнью и собственным поведением родителей".

Основные принципы, лежащие в основе традиционного семейного воспитания, современного духовно-нравственного воспитания детей в семье:

Слайд 10

- принцип единства семьи на основе жертвенности и любви,

- духовный рост, стремление к высшим духовным ценностям, реализующийся в служении ближним, обществу, отечеству, участии в благотворительных программах общества,

- иерархичность, четкое распределение обязанностей в семье,

- преемственность разных поколений, сохранение семейных традиций, династий,

Слайд 11

- ответственность родителей за воспитание детей перед Богом и обществом,

- признание свободы личности ребенка и уважение его достоинства,

- сохранение чистоты и целомудрия супружеских отношений, способствующих адекватному развитию ребенка,

- принцип соответствия внутреннего уклада семьи духовным национальным традициям народа.

Слайд 12

Хорошие слова я нашла у протоиерея Вл Мордасова о  том, какими должны быть взаимоотношения в семье.

- Традиции православной семьи предусматривают вступление в брак по любви. Дети, рожденные от такого брака, становятся продолжателями духовности родителей, их образа мышления и жизни. В православной семье все любят и уважают друг друга, детей воспитывают в добре и любви к Богу.

- Брак мужчины и женщины по церковному преданию должен уподобляться малой Церкви. Это значит, что глава семьи, как Христос, любит и бережет свою семью — Церковь.

Посмотрим, что же происходит сегодня с современной молодежью….

Слайд 13

Верность и преданная любовь к одному единственному человеку теперь уже не в моде. Среди молодых людей популярна в лучшем случае конкуренция.

 

Большинство девушек не хранят невинность до брака. Это тоже не считается модным, а что еще хуже — смешным среди молодежи.

 

Случается так, что безответственные отношения приводят к появлению нежеланной беременности. Если новоиспеченные родители соглашаются соединить себя узами брака ради ребенка — хорошо, но что будет с таким вынужденным браком дальше — неизвестно. 

 

Ритм нынешней жизни заставляет людей постоянно думать о материальном. Супруги много времени проводят на работе, мало времени уделяют своим детям. А потом удивляются — почему дети становятся наркоманами или алкоголиками, ищут сомнительные компании.

Слайд  14 

Большая часть нашей  молодёжи  любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами, они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. 

Будучи классным руководителем уже в течение 25 лет, стараюсь ставить духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения на первое место.

  эта мудрая заповедь, которая была озвучена ранее, становится эпиграфом и смыслом всей моей дальнейшей работой с детьми.

Я, как педагог, стараюсь внушить моим воспитанникам, что Семья — это жизненный центр, взращивающий в душе человека вечные ценности добра, красоты, разумности и любви"., доказываю, что основной, значимой функцией семьи является продолжение человеческого рода, т.е. рождение и воспитание детей, передача духовно-нравственного и культурного наследия новому поколению... Именно эти постулаты в моей работе, как лассного руководителя, являются главными ориентирами.

Слайд 15 Итак, передо мною мои новые ребята, мои пятиклассники…Свою работу с ними и их родителями планирую поэтапно:

Этап первый-установление контакта, налаживание доверительных  взаимоотношений  с родителями,поиск и формирование положительных основ для нашего дальнейшего взаимосоприкосновения, сотрудничества.Это происходит в процессе бесед.,родительских собраний, лекториев, индивидуальной работы с родителями и детьми.(это происходит в классе как индивидуально, так и со всем коллективом)

Слайд 16

Этап второй-тщательное изучение микроклимата семьи,уточнение информации о родителях,социальном статусе семьи,осмотр жилищно-бытовых условий, изучение взаимоотношений между взрослыми в семье,получение информации о методах и  стилях воспитания.(посещение на дому, анкетированиее, работа в контакте с психологом и соц педагогом))

Слайд 17

Этап третий-оработка полученных результатов,подведение итогов,  выбор форм и методов работы с семьей.(составляю план работы, привлекая для ее эффективности все службы школы)

Слайд 18

Работу по ознакомлению с семьей веду ненавязчиво , начиная, с первого классного часа о семье. Например, так:

-  Как вы понимаете слово «семья»? (Это те близкие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка, сестрёнка или братик…, которые всё время находятся с нами, живут в одной квартире, заботятся друг о друге, оказывают внимание каждому члену семьи).

Работу по ознакомлению с семьей веду ненавязчиво , начиная, с первого классного часа о семье. Например, так:

-ребята, какие чувства у вас возникают  после прослушивания стихотворения?

-а у вас такие же взаимоотношения с родителями?

-дорожите ли вы своей семьей и почему?

Звучит стихотворение "Что может быть семьи дороже?"слайд 19

Ребята пишут стихи о своих семьях, письма-признания в любви маме, сестре, папе, бабушке. Мы создаем классные газеты.(Слайды 20-21)

В последующие классные часы включаю материал о том, какой была семья в древности, как  она менялась, обращаясь к историческим фактам и вовлекая в этот процесс познания пятиклассников.

Ещё с древних времён люди беспокоились об отношении молодёжи к старшему поколению. В 1717 году царь Пётр 1 издал указ «Юности честное зерцало или показание к житейскому обхождению». Вам сейчас предстоит самостоятельно ознакомиться с правилами отношения детей к родителям. Прочитайте внимательно, перескажите своими словами.

Детям раздаются отдельные правила из указа:

Во-первых, прежде всего должны дети отца и мать в великой почести держать. И когда от родителей им приказано бывает шляпу в руках держать и возле них не садиться, и немного стоять их в стороне, подобно слугам. - Дети не имеют без приказа родителей ничего бранить и в доме своим именем повелевать, они должны вести разговоры вежливо и учтиво.

- Когда говорят родители, речей перебивать не надлежит, надо ожидать, когда они выговорятся. Стоять при родителях должны прямо.

- Без спросу не говорить, а когда говоришь, то должно они благоприятно, не криком, и что говорить, должна быть правда истинная.

- Когда родители спросят, то должны они отозваться и отвечать тотчас, как услышат голос родителей и не дерзновенно отвечать.

Дети работают в группах, обсуждают.

-О каких правилах был издан указ Петра 1?

-Какие из них вам особенно запомнились?

-Как вы понимаете эти правила?

На другом классном часе, посвященном семье, семейным ценностям, я предлагаю детям обратиться к устному народному творчеству

Слайд 22

 Ученики 5-6 классов с удовольствием обращаются  к миру пословиц, афоризмов. Предлагаю правильно угадать пословицу, помещенную на лучике солнышка, чтоб солнышко «засияло»

Дети собирают пословицу, прочитывают, прикрепляют лучи к солнцу, объясняют, чему она учит.

Обидишь отца-мать – счастья не найдёшь. (Белорусская.)

Кто слушает родителей – не обеднеет. (Абхазская).

У дитя заболит пальчик, а у матери сердце. (Украинская).

Сердце матери лучше солнца греет. (Марийская),

Родители детям плохо не скажут. (Мордовская).

Слушай наставления отца-матери – не заблудишься. (Белорусская).

Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

Каково на дому, таково и самому.

Человек в беде спешит к родителям.

Береги отца и мать – других не сыщешь.

Стариков почитать – свою жизнь сохранять.

На свете всё найдёшь, кроме отца с матерью.

Медленно, от  одного воспитательного мероприятия к другому, мы стараемся постичь важную мудрость жизни- «Что означает чтить отца своего и мать свою?»

Мы, педагоги нашей школы, стараемся  проводить мероприятия, связанные с Православным годом. Среди них-празднование Рождества, Пасхи, Казанской иконы Божией матери,конкурс стихов, связанный с празднованием Пасхи-Золотой луч,  Рождественская звезда, День славянской письменности и культуры, Сретенский бал  и другие.Слайды 23-30

Слайд 31Приближается любимый праздник-День матери..Прекрасный, потому что мамы,бабушки  и дети вместе, за час можно столько вложить в детскую душу, настолько приблизить  детей и родителей. Главное- правильно выбрать формы методы воздействия.

Заанее  учим  или сочиняем стихи, яркие, берущие за душу.Пишем  письмо-признание в любви маме, тете, бабушке и другим близким, дарим рисунки, на плакате приклеиваем фото, пишем поздравления каждый самое , самое…….вкладывая в них свою любовь и уважение,внимание и заботу. Главное- увидеть, как засветятся счастьем мамины глаза, как улыбнётся вам бабушка, как одобрительно кивнёт головой отец.

Не устаю напоминать  взрослым и детям о важности Родительского благословения , которое оберегает детей   от бед и искушений. А чтобы мамы знали, как надо благословлять ребенка, вручаю им буклеты.

Каждая мать наверняка не один раз обращается к Богородице, только  выражает свои просьбы своими словами.

Слайд 32 (Стих)

Заступница, дай мне большую душу,
Сердце доброе,
Око недремлющее,
Голос мягкий, отходчивый, ласковый,
Руки крепкие, незлобивые, –
Очень трудно матерью быть!
Не власти прошу,
Не за деньги стою.
Вдохни. Сердобольная, в грудь мою
Столько любви и силы,
Чтоб до могилы
На всю семью –
На мужа, на сына, на дочерь мою,
– На каждый характер хватило,
На все сомнения 
И смятения,
На спотыкания и причуды,
На завихрения 
И увлечения,
На заблуждения 
И остуды.
Только любовь раскрывает сердца,
Лишь перед ней отступает горе. 
Мне нужно очень много любви.
Ты – Мать, Ты меня понимаешь...

А чтобы мамы знали, как надо благословлять ребенка, вручаю им буклеты.

Так, например, очень понравился такой мой подарок родителям –буклет «Воспитание» , который я раздала каждой маме, надеясь, что слова, обращенные к БОЖИЕЙ МАТЕРИ, РАЗРЕШАТ ПРОБЛЕМЫ В ИХ СЕМЬЕ. Облегчат их душевное состояние.

на родительском  собрании часто стараюсь показать, какими мне хочется видеть их отношения с детьми….

Например, такая.(фрагмент видео «Бусы из бирюзы»)

Как еще можно озаглавить этот ролик?(Слайд 33)

Эти школьные традиции и есть то самое доброе, вечное, о чем в народе принято говорить «Что посеешь, то и пожнешь…»

Давайте поделимся впечатлениями…Какие ощущения у ВАС после просмотра видео? Хотелось бы ВАМ таких же взаимоотношений со своими детьми?

На родительских собраниях убеждаю родителей в том, что воспитать можно только личным примером, не напоказ,, только в системе.Чтобы научиться сопереживать, соучаствовать и брать на себя чужую боль, дети должны видеть, как мать или отец  помогают людям(утешают плачущего ребенка,помогаютдонести тяжелую сумку пожилой бабушке, уступают место в автобусе инвалиду, а не сажают ребенка к окну и не смотрят, чтоб ему никто не помешал.

Стараюсь вовлечь в формирование классных традиций родителей тоже. Сотрудничество помогает и учителю, и родителям. Родители видят ближе атмосферу воспитания в школе,  это взаимодействие формирует дальнейшее взаимопонимание школы и семьи.

Родители помогают в проведении Дней здоровья, например, праздника «Масленица», где мамы пекут блины и оладьи и по окончании праздника приглашают за стол. Мамы помогают фотографировать мероприятия для нашего школьного сайта, работая на  разных мероприятиях корреспондентами.

Эти школьные традиции и есть то самое доброе, вечное, о чем в народе принято говорить «Что посеешь, то и пожнешь…»

В 7-9 классах мы продолжаем работать над формированием доброжелательных взаимоотношений к самым близким людям-РОДИТЕЛЯМ..(Слайд 34)

Но, в связи с тем, что дети становятся взрослее, пыаются быть самостоятельными, на классных часах возникают и проблемные вопросы и задача классного руководителя-сгладить проблему, помочь найти правильное решение.На некоторых классных часах, посвященные семье,бывает уместен прием инсценировки:

Слайд 34

Предлагаю ситуации и дети находят бесконфликтный выход из них

М а м а: У нас закончился сахар. Ну-ка, бросай своих монстров – и в магазин!

Сын в ответ: Можно без сахара обойтись. Я сахара не ем

Бабушка. Пожалуйста, уступи сестре компьютер, ты ведь уже три часа сидишь. А ей нужно срочно реферат по истории печатать.

В ответ: Может и от руки написать - подумаешь, реферат! Компьютер мне подарили, я и буду им распоряжаться.

П а п а. А почему это ты в школе сегодня отсутствовал?

Сын: Захотел - и прогулял! Мне уже 14 лет, и я не обязан перед вами отчитываться;

Слайд 35

На родительских собраниях  или в индивид беседах с родителями я говорю о том, что ВАЖНО НЕ ТОЛЬКО ОТДАВАТЬ ДЕТЯМ, НО И ПОЛУЧАТЬ ЛЮБОВЬ ОТ ДЕТЕЙ, УЧИТЬ ИХ СОСТРАДАТЬ,, ПОНИМАТЬ РОДИТЕЛЬСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТОЖЕ…. В КОНТРАСТЕ  ПОДЧЕРКИВАЮ  огромную силу материнской любви и жертвенности…ее любовь, пронесенную, словно горящую свечу, через все годы её жизни.  http://player.myshared.ru/17/1110358/slides/slide_5.jpg

- Но так легче поступать, если родители  действительно отдают всецело себя детям. А как быть с теми, которые пьют, дерутся, выгоняют из дома?

- Действительно, как быть с такими родителями? Один поэт, Расин, сказал: - Сын не должен порицать своего отца за его проступки, он закрывает на них  глаза, оплакивает  их и  отдает отцу должное почтение...

Скажите, было ли вам когда-нибудь стыдно за своих родителей?

Слайд 36

МАТЕРИНСКОЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ (притча) Существует старый рассказ о силе невольного материнского благословения. У одного кроткого, тихого мальчика была очень сварливая мать. Она не любила сына, и много бедному малютке пришлось вытерпеть от неё побоев и брани. Но он всегда оставался послушным и почтительным сыном, никогда не жаловался и лишь плакал втихомолку. Когда он подрос, жизнь его стала невыносимой: он чувствовал себя в родном доме лишним и ненужным. Тогда, скрепя сердце, он решил идти куда-нибудь на сторону искать работы и счастья. Мать охотно разрешила ему это: она была рада отделаться от нелюбимого сына. — Благослови меня, матушка! – сказал сын, прощаясь. Злая женщина не смягчилась даже в эту минуту. Она схватила из-под печки полено и бросила ему. – Вот тебе моё благословение! – вскричала она. — Спасибо, родимая! – промолвил он. – Прощай! Даже полено было ему дорого как благословение матери и единственная память о ней. Он выстругал из полена дощечку, отдал её в иконописную мастерскую, где по его заказу написали на ней образ Спасителя. С этим образом он никогда не расставался: это было всё, что он получил от матери. И Господь видимо благословил его за это почтение к матери и за уважение к её благословению. Что бы он ни начинал, успех сопутствовал ему неизменно. Его очень полюбил новый хозяин, бездетный вдовец, к которому он поступил в контору, и от души заботился о нём; когда же мальчик вырос и освоился с работой, он сделал его пайщиком и, умирая, назначил наследником значительного состояния. Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет (Исх. ХХ, 12), — говорит Господь. (Свт. Василий Кинешемский)


Не забывай о том, что мать вспоила нас,

Отец же воспитал своё родное чадо,

Поэтому страшись в беспечности своей

В их старые сердца пролить хоть каплю яда.

К тому же минет час: ты старцем будешь сам,

Смотри ж. Не нарушай священного уклада.

Слайд 37

А теперь вспомним древнюю притчу о трех буханках хлеба. 
Один человек покупал каждый день три буханки хлеба. На вопрос продавца, зачем ему столько, он отвечал, что себе оставляет только одну буханку, а две оставшиеся делит таким образом: одной - долг возвращает, вторую - в долг дает. 
А потом пояснил, что вторую буханку он отдает родителям, которые его выкормили (возвращает долг), а третью даёт детям, которые будут кормить его в старости (даёт в долг).

Слайд 38(прочесть)

Слайд 39

Родители подарили нам жизнь, окружили бескорыстной любовью и, заботой. Благодарность, любовь, уважение - вот единственное, чем можно заплатить за все это. Тех, кто не согласен е этим, предостерегал еще древнегреческий философ Сократ: «Берегись также, чтобы люди, заметив твое непочтение к родителям, не стали сообща презирать тебя, ибо никто не может быть уверен, что, сделав тебе доброе дело, получит от тебя благодарность».