Сохранение здоровья на уроках английского языка

Марочкина Наталья Александровна

Дети в процессе обучения должны чувствовать себя спокойно и естественно, быть смелыми и непосредственными. По словам К.Д.Ушинского, классу нужно позволять свободно волноваться, даже – бурлить в тех пределах, которые служат для успеха учения. Вот некоторые приемы, которые способствуют созданию активной и в то же время комфортной атмосферы на уроке:

  1. Положительный эмоциональный настрой на урок (снимает страх, создает ситуацию успеха)

         На своих уроках стремлюсь создать приятную, располагающую к занятиям обстановку. В этом мне помогают зарядки – релаксации, цель которых – снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции. Что ведет к улучшению усвоения материала.

          Видами релаксации могут быть различного рода движения, ролевые игры, групповая (парная) работа, пение, танцы, игры – соревнования, диалоги с героями сказок.

  1. Гимнастика:
  • пальчиковая гимнастика (снимает нервно-психическое напряжение, напряжение в руке и скованность, развивает мелкую моторику, что способствует развитию речи);
  • дыхательная гимнастика (помогает повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей)
  • физкультминутка или динамическая пауза (снимают напряжение общей моторики);
  1. Смена видов деятельности  (разнообразие заданий: читаю, слушаю, говорю, думаю, рассуждаю, пишу и т.д.,  направленных на поддержание интереса и снятия повышенной утомляемости);
  2. Использование разных игр, игровых моментов (преобладающая форма деятельности у младших школьников, через которую ребенок познает мир, учится анализировать, обобщать, сравнивать);
  3. Оптимальный темп ведения урока;
  4. Подача материала наиболее доступным рациональным способом (предполагает воздействие на все каналы);
  5. Нетрадиционная система опроса;
  6. Музыкальное сопровождение;
  7. Групповой метод обучения.

    Немного подробнее я бы хотела остановиться на тех приемах, которые я сама активно использую на своих уроках:

  • Создание языковой парасреды через насыщение образовательного пространства единицами материальной культуры, стендами, фотографиями, буклетами, символами, аутентичными газетами, журналами. Все это способствует положительному эмоциональному настрою и повышению мотивации к изучению предмета. В системе использую аутентичные видеоресурсы на уроке, что позволяет моделировать ситуации, при которых изучение языка происходит при погружении в культурную среду носителей языка и облегчает стрессовую ситуацию при аудировании.
  • Похвала – средство создания благоприятного микроклимата. Одним из важных средств создания благоприятного микроклимата является, на мой взгляд, похвала ученика. Она может быть вербальной: «Excellent!», «Super work!», «Good sport!» «Beautiful work!», «You are fantastic!» и т.д. Невербальные методы поощрения: улыбка, жесты, мимика.
  • Ролевая игра– это прием реализации здоровьесберегающих технологий, предполагающий самостоятельное языковое поведение, когда развитие ситуации происходит благодаря коммуникативной деятельности участников игры. Деятельность доставляет удовольствие и не угрожает личности ребенка, ученика. Такая игра в роль укрепит уверенность в себе. Также преимуществом ролевой игры является то, что она дает возможность использовать неподготовленную речь. Подобные игры мы используем в каждом модуле на своих уроках. « В магазине», « В гостях», «Знакомство» и т.п.
  • Инсценирование. Театральные постановки на уроке – сильнейший мотив к изучению языка, они помогают создать языковую среду, приближенную к естественной. Этот прием реализации здоровьесберегающих технологий способствует снятию усталости в процессе обучения английскому языку. С учащимися 4 класса мы инсценировали сказку «Репка», а также «Красная Шапочка» и т.п.
  • Проектная работа. Содействует развитию у учащихся «командного духа» и «чувства локтя»; вдохновения у детей на развитие коммуникабельности и умение сотрудничать. Обеспечивает механизм развития критического мышления ребенка, умение искать путь решения поставленной задачи. Один из популярных видов работы детей. В проекте проявляется все творчество. Проекты использую в каждом классе. В начальной школе начинаем с простой работы « The ABC» . Проекты разные по содержанию, оформлению. Некоторые из проектов представлены на личном сайте myengworld.ru.
  • Двигательная активность учеников. Отличительной особенностью многих упражнений на уроке английского языка является активная жестикуляция для подкрепления слухового образа визуальным. Здесь, на мой взгляд, срабатывает еще и другой вид памяти, который можно назвать «память тела» или «память мышц». Особенно это актуально на начальном этапе обучения английскому языку. Активное поведение учащихся на уроке обеспечивается за счет использования рифмовок, стихотворений, песен на основе движений и проведения физкультминуток. На уроках я также практикую зарядки для снятия мышечного утомления с пальцев при письме, для глаз.
  • Индивидуальный и дифференцированный подход. Дифференцировать подход к ученику можно осуществлять в трех направлениях :
  1. По содержательной стороне (разный характер элементов знаний),
  2. По процессуальной стороне (содержание одно, но количество заданий и сложность разные),
  3. По мере педагогической поддержки. Использование дифференцированного подхода также способствуют сохранению здоровья учащихся.

 5. Результативность представленного педагогического опыта.

В данный момент наиболее значимыми результатами внедрения здоровьесберегающих технологий  в процесс обучения английскому языку  можно считать следующие:

  1. Повышение мотивации к урокам английского языка;
  2. Создание психологической комфортности процесса обучения;
  3. Увеличение работоспособности и усиление концентрации внимания;
  4. Повышение познавательной активности;
  5. Развитие самостоятельности, активности, умение найти правильное решение, дети учатся планировать свои действия;
  6. Развитие творческих способностей учащихся;
  7. Улучшение результатов обучения;
  1. Активное участие и победы в дистанционных предметных олимпиадах, конкурсах , проектах по английскому языку. Таких как «Ростконкурс», « Мега талант», «Олимпис», «Видеоуроки», «Большая школьная олимпиада», «Совушка», « ФГОС тест», «Инфоурок», «Учи.ру» и т.п.
  2. Положительная динамика уровня здоровьесберегегающей деятельности;
  3. Положительная оценка опыта работы на школьном уровне;
  4. Повышение педагогической культуры и диссеминация педагогического опыта в педагогическом сообществе и в конкурсном движении: