Разработки уроков

Петраш Евгения Александровна

В этом разделе методические разработки уроков по предметам из опыта моей работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка урока математики во 2 классе

Тема: Деление на 0 и 1"

Подготовила: Петраш Евгения Александровна

учитель начальных классов МБОУ СОШ №7 п. Майский Кошехабльского района Республика Адыгея

Цели:

  • научить выполнять деление с 0 и 1 на основе связи с действием умножения; закреплять знание связи компонентов действий умножения и деления;
  • повторять изученные табличные случаи умножения и деления (на 2, 3, 4, 5); развивать мыслительные операции;
  • воспитывать взаимоконтроль, самоконтроль, самооценку; аккуратность, внимательность.

Планируемые результаты: научатся выполнять деление с 0 и 1 на основе связи с действием умножения, повторят связи компонентов действий умножения и деления, табличные случаи умножения и деления.

Оборудование: учебник “Математика” 2 класс Образовательной системы “Школа России” автор Моро и др., схемы, карточки с заданиями 

Ход урока

1. Актуализация знаний

Задание 1

Учитель: 1). Составьте по 4 возможных равенства с числами 20, 4, 5; 18, 3, 6.

Выполняется самостоятельно в тетрадях и у доски 2 учащимися для взаимопроверки. Дополнительно.* a, в, с (по карточкам) – дифференцированная  работа

2). Проверка (у доски).         2*4=12        12:4=3

                                4*3=12        12:3=4

– Как деление связано с умножением?

 (Если произведение разделить на один множитель, то получим другой множитель).

а • в = с https://lh3.googleusercontent.com/TnMW28w_lGVzpwUA1cwc__jvSd8CsC6gpd1pXYxJRNNtEvxLFENocWEbZtx5Y07vxXzZGMoRIbjzX4KnhSvpKTS7ujfJmEKdCYlNGyHrQHYCTeLhfmc7aycgjLv1oEmm1A с : в = а

2. 1). Постановка темы урока.

Появление Незнайки с карточками:  1:1                 1:0                0:1

– Чему мы сегодня научим  Незнайку?  (Делить с нулем и единицей)

2). Постановка учебной задачи и ее решение

1) Задание 2

5*1=                7*1=                0*1=

5:1=                7:1=                0:1=

– Найдите значение второго выражения в каждом столбце, вычислив значение первого.

Выполняется по рядам в рабочих тетрадях и у доски для взаимо- и самопроверки.

Постановка учебной задачи 1:

– Чему равно частное от деления любого числа а на единицу?

Решение учебной задачи:

– При делении любого числа а на единицу получаем это же число.

а : 1 = а, так как, а • 1 = а

Постановка учебной задачи 2:

– Можно ли подобрать такое число, умножив которое на 0, мы получили бы 5 или 7? (Нет.)
– Существует ли значение выражения: 5 делить на 0, 7 делить на 0? 
(Нет.)

Решение учебной задачи:
         На нуль делить нельзя.

2) Задание 3

– Найдите значение второго выражения в каждом столбце, вычислив значение первого. Выполняется по рядам в тетрадях и у доски для взаимо- и самопроверки.

5*0                7*0                9*0

0:5                0:7                0:9

Постановка учебной задачи 3:

– Чему равно частное от деления нуля на любое число а, не равное нулю?

! Решение учебной задачи:

– При делении нуля на любое число, не равное нулю, получим нуль.

0 : а = 0, при а = 0, так как, а • 0 = 0

3) Задание 4

– Найдите значение выражения в каждом столбце, вычислив значение первого.

12*1                9*1                5*1

12:12                9:9                5:5

Выполняется по рядам в тетрадях и у доски для взаимо- и самопроверки.

Постановка учебной задачи 4:

– Чему равно частное от деления любого числа а, не равного нулю, на это же число?

Решение учебной задачи:

– При делении любого числа а, не равного нулю, на само себя получаем единицу.

а : а = 1, при а = 0, так как, а • 1 = а

4) Физкультминутка “Зарядка”

* Упражнения для глаз под ритмичный счет.

* Точечный массаж.

*Упражнения на дыхание.

3. Первичное закрепление

1) Задание 5

Коллективная работа у доски с объяснением.

– Найдите, если возможно, значения выражений. Придумай похожие выражения и найди их значения.

56:56                0:23

7:0                38:1

2) Самостоятельная работа по вариантам

25 : 25 =
37 : 1 =
0 : 147 =
2 : 0 =
0 : 1 =

52 : 52 =
73 : 1 =
0 : 741 =
5 : 0 =
1 : 1 =

– Проверьте себя, выполнив обратное действие.

Самопроверка. Взаимопроверка. Самооценка.

4. Обобщение.  

– Как бы вы сформулировали тему нашего сегодняшнего урока? Какие учебные задачи решили? Как вы оцените свои знания, полученные на уроке?

(Показ смайликов, символизирующих степень усвоения темы: улыбающийся – все понял, неулыбающийся – надо еще поработать, чтобы понять до конца.)

3) Физкультминутка “Зарядка”

Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть.

5. Закрепление пройденного материала

Решение задачи:

“С грядки собрали 72 морковки, часть морковок израсходовали, а другую часть связали в 5 пучков по 9 морковок в каждом. Сколько морковок израсходовали?”.

– Прочитайте. О чем задача? Что известно? Как обозначим число собранных морковок? (целым отрезком). Как обозначим число израсходованных морковок? (частью отрезка).

– Как обозначим число связанных морковок? (частью отрезка). Какую часть можно найти сразу? (запишем действием). Что нужно узнать в задаче? Как найти неизвестную часть? (из целого вычесть известную часть). Запишем решение и вычислим. Вспомним порядок действий в выражении.

72 – 9 • 5 = 27 (м) – израсходовали.

– Каким действием нашли известную часть?
– Каким действием нашли неизвестную часть?

6. Индивидуальная работа

1) для закрепления темы урока – карточки;
2) для совершенствования знаний таблицы умножения и деления на 2, 3, 4, 5 – карточки.
3) для сильных учащихся уравнения:

  1. х • 1 = 45;         у : у = 1;         х • 5 = 50
  2. № 6 с 11, 1 и 2 столбики. (На доске)

7. Домашнее задание

С. 51 № 8, № 6 (3ст.).

8. Рефлексия.

– Чему научился Незнайка?  (Делить с нулем и единицей). А вы?

Какое правило мы выучили сегодня?

(При делении любого числа а на единицу получаем это же число. При делении нуля на любое число, не равное нулю, получим нуль. На нуль делить нельзя!)

Как вы оцените свою работу на уроке?

(Самооценка – дети поднимают зеленые, желтые, красные круги)

Зеленый – доволен собой, у меня всё получилось;
Жёлтый – доволен собой, хотя у меня не всё получилось;
Красный – мне нужна помощь.

- Молодцы!!! Спасибо!



Предварительный просмотр:

Урок  русского языка в 3 классе

Тема:обобщение знаний об именах  прилагательных

Цели: обобщить знания об именах прилагательных, их связи с именами существительными;

            формировать умение правильно употреблять существительные и прилагательные в

            речи;

            Развивать орфографическую зоркость.

Планируемые результаты:

Личностные: мотивирование учебной деятельности

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

(Регулятивные УУД)

Уметь слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)

Уметь ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ предложений, находить ответы на косвенные вопросы

(Познавательные УУД)

Предметные:

Отработка написания изученных букв, определение рода, числа и падежа имён прилагательных, составление рассказа,

выписывание словосочетаний с прилагательными и их склонение.

Ход урока.

Цель этапа

Взаимодействие в образовательном процессе

Деятельность педагога

Деятельность  ученика

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

1.Включить детей в деятельность.

  1. Воспитывать культуру поведения на уроке

На доске высказывание «Умение думать и смекать-важные умения в жизни человека»

Отработать навык правильного написания буквы  «М» и её нижнее соединения МЛ, МЯ, МА

  Уметь оформлять свои

мысли в устной форме

1.Организационный момент:

Прозвенел опять звонок.

Ты готов начать урок?

Прилагательные ждут,

Их склонять тебя зовут!

  1. Проверка готовности  к уроку.

-Тема нашего сегодня урока «Обобщение знаний об именах прилагательных.

-Кто может сказать, что значит обобщить знания?

-Что-то новое вы узнали в этом году о именах прилагательных?

_Давайте попытаемся на этом уроке, доказать, что всё, что  мы знаем об имени прилагательном нам необходимо.

- Только в  уроке важно , чтобы каждый смог  унести с собой максимум знаний, для этого  необходимо умение думать и смекать. Но обязательно стоит давать возможность каждому высказаться. И так все  готовы  закрепить свои знания?

3.Мотивация учебной деятельности.

-А теперь настроимся на работу. Протяните ладошки к знаниям и скажите: мне будет все понятно и легко, я все запомню, мне помогут мои друзья.

-А зачем вам нужно много знать?

-Что вы ждете  от урока?

ЧИСТОПИСАНИЕ

-Давайте вспомним, как правильно писать     М и её верхнее и нижнее соединения: МЛ, МЯ, МА

-Прочтите предложение:

Море.

-Какое чувство вызывает это предложение?

-Что нужно сделать, чтобы представить море?

У существительных подчас

Не жизнь, а просто скука!

Ни цвета нет у них без нас ,

Ни запаха, ни звука!

-Правильно, добавить прилагательные.

-Положите перед собой желтые листочки. Опишите  море, пользуясь  разными прилагательными: по величине, глубине, цвету и состоянию.

У каждого карточка желтого цвета:

Величина               Глубина          Цвет          Состояние

Громадная           глубокая        черный        спокойное

Неоглядная   бездонная     лиловый бурное

Бескрайняя                     серебристый   шумное

Безбрежная                           белый               штормовое

Опишите море , используя вначале одну и туже букву.

-Прочтите, можно его записать:Безбрежная  бездонная  белый бурное меня поразило своей красотой.

- Что вас смутило?        

-Почему так неправильно?

- Нет связи с предложением и  не понятно о чём идёт речь.  Мы об этом знали и сейчас ещё раз себе доказали, что без связи с существительным прилагательное  не выполняет полностью свою работу.Молодцы. Поставим первую карточку.

(Связь с существительным)

.

(отдельно на доске появляется  1 карточка) Теперь мы можем записать  в тетрадь это предложение?

-Почему?

- Существительное и прилагательное должны  иметь один и тот же род. Это второе доказательство. Не зря мы познакомились  в этом году с родом имён прилагательных. (Вторая карточка Стоит в том же роде.)

Проверяют готовность к уроку

У каждого таблица падежей с вопросами имен прилагательных.

Делают элементы пальчиковой гимнастики

Прописывают   «С» с элементами нижнего соединения

Устно составляют предложения о море

Разгадывают слова и записывают в тетрадь, называя орфограммы

Записывают распространенное предложение

2.Актуализация знаний

Определение рода,

числа и падежа имен

прилагательных

Комментированное письмо:(ЗВУЧИТ МУЗЫКА.ШУМ МОРЯ)

Безбрежное бездонное белое бурное море поразило меня своей красотой.

-Записанное предложение разберите по частям речи и членам предложения.

Подчеркивают главные члены предложения и

подписывают части речи

3.Постановка учебной задачи

1Активизировать знания, умения и навыки по теме

2.Фиксировать затруднения

3. Мотивировать к предстоящей работе

- Сейчас мы с вами убедились, что нам необходимо знать связь прилагательного с существительным и  они должны иметь один и тот же род.

- Верно ли моё утверждение?

-Чего не хватает в этом утверждении?

- Давайте убедимся, что еще необходимо знать об имени прилагательном?

Зрительная гимнастика

(На доске картинки обитателей морей, дети по заданию учителя перемещают их по доске зрительно)

Ответы устно

Устные ответы

4.Решение учебной задачи

1 Включить детей в ситуацию выбора метода решения проблемы

2.Решать проблему с помощью выбранного метода

.-А сейчас , морская волна выбросила на берег отрывки текста .Возьмите белые листочки.  Я не смогла их соединить в единый текст и не сумела понять многие слова.

-Ваша задача листочки положить один под другим, как будто вы пишите предложения.

Текст у детей :

Я подезжаюкбелое морям.

Поберегу белой  моря жывут люди, которые  называют сибяпаморами.

Паморы всегда были харошый рыбаками.

Ани смело бараздилимарскиепрасторы.

-Положите перед собой карточки , я не читая их содержания скажу, верно или нет вы составили текст.

Как мне это удалось?

Двигательная гимнастика

Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три. Морская фигура на месте замри.

  1. Составляют по листочкам текст

2.На листочках будут цветные кружки. Должно получиться так:

5.Первичное закрепление

1.Писать комментированный  текст

- Теперь нам надо его правильно записать в тетради

        

КОММЕНТИРОВАННОЕ ПИСЬМО С ОБЪЯСНЕНИЕМ

Получился текст:

Я подъезжаю к Белому морю. По берегу Белого моря живут люди, которые называют себя поморами. Поморы всегда были хорошими рыбаками. Они смело бороздили морские просторы.

- Выделите у прилагательных окончание и определите падеж.

-Какой сделаем вывод сейчас?

- Существительное и прилагательное согласуются в роде, числе и падеже.

(3  карточка стоит в том же числе

4 карточка стоит в том же падеже)

-Вот когда мы с вами доказали связь  прилагательного с существительным. Убедились в их единой работе, тогда и любой предмет мы можем увидеть насколько он красив.

  1. Презентация  «Морские пейзажи»

3.Находят орфограммы, объясняют и записывают правильно предложения

6. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе

1Самостоятельно определять род и падеж имен прилагательных, правильно писать окончания и  в сочетании с существительным

Уметь выполнять взаимопроверку

- Сейчас  постарайтесь красиво и правильно поработать самостоятельно.

-У детей задания:

1 карточка с желтым квадратиком

Весенн…  ветер (    ), звёздн…  ночью (    ),  стройн…

сосне (  ), о светл…   окне (   ), на высок… деревьях.

2 карточка с зелёным квадратиком

Тяжел…. топора  (   ), о старш….  брате (     ), узк…. тропинкой,летн…   солнцу (    ), золот….  рыбкам  (    )

3 карточка с красным квадратиком

Перв….  цветка (  ), ранн…   весне (   ),о быстр….  коне (   ),

тепл…   дуплом (    ), желт….   листьям (   ).

Взаимопроверка

- Проверить вашу работу вам поможет сосед по парте.

У кого желтая карточка берут ОСЬМИНОГА,

Зелёная карточка морскую звезду, а красная карточка

Дельфина.

7. Включение в систему знаний и повторение

1.

Я подезжаюкбелое морям.

Поберегу белой  моря жывут люди, которые  называют сибяпаморами.

Паморы всегда были харошый рыбаками.

        

Ани смело бараздилимарскиепрасторы.

Я подезжаюкбелое морям.

Поберегу белой  моря жывут люди, которые  называют сибяпаморами.

Паморы всегда были харошый рыбаками.

Ани смело бараздилимарскиепрасторы.

1 карточка с желтым квадратиком

Весенн…   ветер (      ), звёздн…  ночью (      ),  стройн…    сосне (     ), о светл…    окне (     ),

 на высок…   деревьях.   

1 карточка с желтым квадратиком

Весенн…   ветер (      ), звёздн…  ночью (      ),  стройн…    сосне (     ), о светл…    окне (     ),

 на высок…   деревьях.   

1 карточка с желтым квадратиком

Весенн…   ветер (      ), звёздн…  ночью (      ),  стройн…    сосне (     ), о светл…    окне (     ),

 на высок…   деревьях.   

Безбрежная 

бездонная  белый 

бурное меня поразило море своей красотой.

Связь с существительным

Род

Падеж, число



Предварительный просмотр:

Открытый урок

по теме: «Правописание непроизносимых согласных. Обобщение». 

Разработала: Петраш Е.А., учитель начальных классов МБОУ СОШ №7 п. Майский Кошехабльского района Республики Адыгея

Цели урока:

1. Тренировать умение писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова, развивать умение видеть данную орфограмму в словах.

2.Повторить ранее изученные орфограммы, способствовать развитию умения применять ранее изученные правила для грамотного письма.

3. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти.

4. Учить строить литературно-грамотные и распространенные предложения, умению слушать и слышать.

Ход урока.

1. Чистописание.

стн ств здн рдц 

- Что за сочетания букв вы видите на доске?

- Почему при произношении слов с такими сочетаниями исчезают отдельные звуки?

- Подумайте, в каких словах встречаются такие сочетания?

Загадка: Что без раны болит? (сердце)

Легко от песни от песни веселой.

- Как вы понимаете значение этого устойчивого выражения?

- Какие еще устойчивые выражения вы слышали со словом сердце?

Этот человек мне по сердцу (мне он нравится).

Скажу, положа руку на сердце (честно, искренне, без утайки).

Подарил от чистого сердца (искренне, с любовью).

- Как не ошибиться в написании слов с непроизносимым согласным звуком?

Тема: «Правописание непроизносимых согласных. Обобщение».

Слайд 1.

2. Активизация знаний.

- Узнай слово с непроизносимым согласным по его значению.

1) Постоянно завидующий.

2) Любящий повелевать.

3) Тот, кто принимает в чем-либо участие.

4) Относящийся к кости.

1) Большая морская птица

2) Речь, которая звучит, произносится.

3) Белая бабочка.

4) Что? – возраст. Какой? - …

5) Что? – адрес. Какой? - …

з авис.ливый б уревес.ник

в лас.ный у с.ная

у час.ник к апус.ница

к ос.ный в озрас.ной

а дрес.ный

- Прочитайте слова, которые получились из первых букв написанных слов.

- В каких словах букв и звуков поровну?

- Что можно сказать о количестве букв и звуков в остальных словах?

- Какие мы знаем еще слова, в которых не надо писать непроизносимые согласные?

Вкусный, гласный, интересный,

Безопасный и небесный.

И чудесный, и прекрасный,

И ужасный, и напрасный –

Этих слов не забывайте,

Букву Т в них не вставляйте.

3. Упражнение в написании слов с непроизносимыми согласными.

- Но не во всех словах надо писать непроизносимые согласные. Всякий раз, если написание вызывает сомнение, нужно подбирать проверочное слово.

- Прочитайте слова. Составьте с каждым из них словосочетание таким образом, чтобы придуманное слово начиналось с непроизносимой согласной, имеющейся в исходном слове.

Со.нце, праз.ник, грус.ный, звез.ный, мес.ный, трос.ник.

Слайд 2. 

Самопроверка.

Физкультминутка.

Песня «Ужасно интересно»

- Какие слова в песне с непроизносимыми согласными вы услышали?

- В каких из них не надо писать непроизносимый согласный?

Упр. 69, с. 32. / Работа по карточкам (приложение 1). / Работа у доски.

Проверка выполнения упражнений, работающих у доски.

- В каких словах проверяли написание непроизносимых согласных? ( грустный, радостный )

- Какое значение имеют эти слова? Когда мы испытываем грусть или радость?

4. Введение нового словарного слова.

Чувство 

- Какие еще словарные слова с непроизносимыми согласными вы знаете?

Чувство, лестница, здравствуй, участвовать.

Слайд 3. 

- Напишите их по памяти.

Самопроверка.

5. Развитие речи.

- Какие чувства может испытывать человек?

- Когда мы испытываем ?

- Когда мы испытываем ?

- Прочитайте предложение.

День рождения.

Сегодня у Наташи самый радостный и счастливый день. Сегодня у девочки день рождения.

Слова для справок : интересная книга, чудесные картинки, прелестная кукла, хороший праздник, вкусный пирог.

Слайд 4.

- Продолжите рассказ 3 -4 предложениями, используя слова для справок.

Чтение 1-2 рассказов.

6. Подведение итогов урока.

- Написание каких орфограмм в корне мы сегодня повторяли?

- Каким образом проверяем написание данных орфограмм?

- Нарисуйте, какое настроение у вас после урока.

7. Домашнее задание. 71 (письменно), с.33.

Приложение 1.

Карточка №1.

Подбери однокоренные слова и напиши их вместе с подходящими по смыслу словом.

Образец: Счастье – счастливый человек.

Радость - …, честь - …, известие - …, доблесть - …, прелесть - ….

_____________________________________________________________________________

Карточка № 2.

Спишите. Подчеркните непроизносимые согласные. Выделите корень.

Свист, свисток, свис тнул. Звезда, звездочка, звездный. Солнышко, солнечный, солнце. Опоздал, поздний, поздно. Трость, тростник, тростинка. Весть, вестник, известный.

_____________________________________________________________________________

Карточка № 3.

Спишите слова. Выделите орфограмму. Укажите в каждом слове количество букв и звуков.

Праз.ник (…), счас.ливый (…), доблес.ный (…), прекрас.ный (…), сер.це (…).

_____________________________________________________________________________

Карточка № 4.

Спишите, вставляя вместо точек нужные слова. Выдели изучаемую орфограмму.

Ступеньки крутой … вели на второй этаж.

Новый год – любимый … детворы.

Меня переполняло … радости, восторга.

_____________________________________________________________________________

Карточка № 5.

Напишите 8 слов с непроизносимым согласным в корне. Подчеркните в каждом слове букву, которая обозначает непроизносимый согласный звук.

_____________________________________________________________________________

Карточка № 6.

Спишите. Вставьте согласные, где это нужно. Выдели корни в словах с пропушенной орфограммой.

Чес.ный человек, грус.ная песенка, радос.ный вес.ник, вкус.ный пирог, высокий трос.ник, ужас.ный ураган, свис.нул собаке, безжалос.ный человек.

_____________________________________________________________________________

Карточка 7.

Составь из данных слов предложение. Запиши его. Выдели орфограммы.

С, катались, криками, радос.ными, с, дети, горы.

Подчеркни главные члены предложения. Разбери слово по составу.

_____________________________________________________________________________

Карточка 8.

Составь из данных слов предложение. Запиши его. Выдели орфограммы.

Мать, гру.ную, малышу, песню, пела, своему.

Подчеркни главные члены предложения. Разбери слово по составу.

_____________________________________________________________________________

В берлоге.

Всю ночь бродил медведь по лесу. Он ел сладкие корни растений и ягоды. Жир нагуливал.

Стало холоднее. В лесной глуши медведь нашел большую ель и вырыл яму. Зверь выстелил ее мягкой душистой хвоей, сухим мхом. Потом натаскал веток и закрыл вход. Получилась берлога – медвежье жилье.

Залег медведь в берлогу ранней зимой. Там тепло и уютно. Ударит мороз – уснет медведь. Чем сильнее мороз, тем крепче медвежий сон.

_____________________________________________________________________________

1. Где бродил медведь осенью?

по лесу

2. Что он ел?

сладкие корни, ягоды, жир нагуливал

3. Что он нашел в лесной глуши?

большую ель и вырыл яму

4. Чем зверь застелил яму?

мягкой душистой хвоей, сухим мхом

5. Чем медведь закрыл вход?

натаскал веток

6. Что у него получилось?

берлога – медвежье жилье

7. Когда медведь залегает в берлогу?

ранней зимой

8. Что у него в берлоге?

тепло и уютно

9. Когда ему крепче спится?

чем сильнее мороз

_____________________________________________________________________________

Памятка «Самопроверка»

1. Читай медленно по одному предложению. Вникай в смысл каждого слова.

2. Проверь, правильно ли определены границы предложений. Начало предложения пиши с заглавной буквы, в конце предложения ставь точку.

3. Найди слова, написание которых нужно проверить, подбирай проверочные слова.

4. Найди слова, которые записаны на доске. Сравни написание.

_____________________________________________________________________________

В берлоге.

Всю ночь бродил медведь по лесу. Он ел сладкие корни растений и ягоды. Жир нагуливал.

Стало холоднее. В лесной глуши медведь нашел большую ель и вырыл яму. Зверь выстелил ее мягкой душистой хвоей, сухим мхом. Потом натаскал веток и закрыл вход. Получилась берлога – медвежье жилье.

Залег медведь в берлогу ранней зимой. Там тепло и уютно. Ударит мороз – уснет медведь. Чем сильнее мороз, тем крепче медвежий сон.

_____________________________________________________________________________

1. Где бродил медведь осенью?

по лесу

2. Что он ел?

сладкие корни, ягоды, жир нагуливал

3. Что он нашел в лесной глуши?

большую ель и вырыл яму

4. Чем зверь застелил яму?

мягкой душистой хвоей, сухим мхом

5. Чем медведь закрыл вход?

натаскал веток

6. Что у него получилось?

берлога – медвежье жилье

7. Когда медведь залегает в берлогу?

ранней зимой

8. Что у него в берлоге?

тепло и уютно

9. Когда ему крепче спится?

чем сильнее мороз

_____________________________________________________________________________

Памятка «Самопроверка»

1. Читай медленно по одному предложению. Вникай в смысл каждого слова.

2. Проверь, правильно ли определены границы предложений. Начало предложения пиши с заглавной буквы, в конце предложения ставь точку.

3. Найди слова, написание которых нужно проверить, подбирай проверочные слова.

4. Найди слова, которые записаны на доске. Сравни написание.

   _____________________________________________

 



Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ.

Тема: С. Михалков « Аист и лягушка ».

1.Организационный момент

2.Постановка целей урока.

-Ребята , чтобы узнать тему урока , вы должны расшифровать , правильно составить предложение и вы узнаете тему урока.

О НАШИХ ЖРУЗЬЯХ - ЖИВОТНЫХ .

-Мы продолжим знакомство с произведениями русских писателей о животных

- Внимательно посмотрите портрет на выставку книг и назовите автора, чье произведение мы будем изучать? (С.В.Михалков).

-С.Михалков – знаменитый детский писатель .В этом году ему исполнится99 лет. Его произведения любят все дети и взрослые.

-Мои помощники прочитают отрывок из произведения С.Михалкова , а вы постарайтесь и назвать.( выходят 5 учащихся и читают отрывок из стихотворения.)

- А какие произведения С.Михалкова знаете вы? 


С.Михалков
Заполните таблицу. 




Вывод :О ком писал в своих произведениях С.Михалков? ( Стихи о детях).

^ 3. Сообщение темы урока.

- И сегодня мы будем продолжать знакомство с творчеством С.Михалкова.

Работа по теме урока. Звучит музыка , влетает аист.

Ученик рассказывает об аисте. ( костюм аиста).

21 апреля отмечается год семьи, но ежегодно отмечается и день семьи.

(Звучит запись голоса лягушки). Отгадайте загадку.

Скачет зверушка,

Не рот ,а ловушка.

Попадет в ловушку 

И комар и мушка . ( лягушка).

-Спасибо .Ребята, вы наверное догадались о каких животных пойдет речь в следующем произведении?

- Правильно , сегодня мы познакомимся с произведением С.Михалкова «Аист и лягушка».

^ 4. Слушание чтения произведения.( Читают дети ).

5. Первичное восприятие.

- Что запомнилось?

-К какому литературному жанру относится это произведение? ( Сказка).

-Подберите однокоренные слова к слову 
^ СКАЗКА.

Сказ сказочка

сказочник сказитель пересказать рассказ 

-_Какой корень в этих словах?

_ А что такое СКАЗКА? Докажите.(Ученик рассказывает определение сказки).

СКАЗКА – повествовательное народно – поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием фантастических сил. 

^ 6.Вторичное чтение. Прочитаем сказку еще раз цепочкой.

-Кто главный герой этой сказки? ( Аист и лягушка).

- Что означает слово «
спорить»? ( Доказывать свою правоту).

-Что означает слово «КРАСИВЕЕ»? (красные, очень красивые).

^ КРАСИВЕЕ- доставляющие наслаждение взору , приятный внешним видом ,

гармоничностью , стройностью).

- Посмотрите. Вот аист . (Иллюстрация на доске).

-Чем хвалится аист?(
длинные ноги).Покажите длинные ?Короткие?(дети показывают руками).

-Какие ноги у аиста? Почему? Найдите определение в книге
.(ДОЛГОВЯЗЫЙ).

- Что умеет делать аист? (летать).

-А чем- лягушка?( прыгает).

- А еще чем хвалиться?

-Что означает 
нырять? (Погружаться в воду).

-Что означает выражение 
ПОНАПРАСНУ? ( зря).

-Что означает 
^ СЕРДИТЫЙ ,РАССЕРДИЛСЯ? 

СЕРДИТЫЙ –быть раздражительным, гневаться,чувствовать злобу).

- Подберите синонимы к слову 
СЕРДИТЫЙ.

СЕРДИТЫЙ – суровый

-Чем закончилась сказка? 

- Почему аист проглотил лягушку? Прочитайте отрывок .

7.ФИЗМИНУТКА.

8.Работа в тетрадях.

-А теперь выполним задание в тетрадях.

Задание №1.Напишите какой была лягушка? ( глупая , болтливая , некрасивая).




С.Малков
Построим модель обложки. 



-Еще раз по модели обложки прочитаем 

название произведения.(хором).


Аист и лягушка

-Есть ли в сказке не придуманные сведения из жизни животных- героев сказки ?Прочитайте.

^ 9.Чтение по ролям.

-Кому понравился аист?

-А кому лягушка?

10. Работа по схемам.

Учитель читает отрывок из произведения дети угадывают заголовок ,фамилию автора ,модель обложки.


-Бабочка взмахнула крыльями и снова распластала их, прижимаясь к бревну ,нагретому на солнце.(Ю.Яковлев. «БАБОЧКА»)

«Давайте будем стремиться,

Чтоб нас любили и зверь и птица.» ( И.Мазин).

« - Да, у меня только две ноги ,-сказал аист.-Но они у меня длинный.

(С .Михалков «Аист и лягушка».)

11. Итог урока.- С каким произведением познакомились? Кто автор?

Как надо относится к животным?

-Могут ли животные быть друзьями? Как человек помогает животным?

- Вы работали хорошо!
http://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/550/549582/549582_html_2502037.gifhttp://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/550/549582/549582_html_2502037.gifhttp://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/550/549582/549582_html_2502037.gifhttp://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/550/549582/549582_html_2502037.gifhttp://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/550/549582/549582_html_1bf35073.gifhttp://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/550/549582/549582_html_2fe49473.gifhttp://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/550/549582/549582_html_m2c14bf66.gifhttp://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/550/549582/549582_html_m429c2748.gifhttp://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/550/549582/549582_html_7e05da88.gifhttp://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/550/549582/549582_html_m636ef4f3.gifhttp://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/550/549582/549582_html_m69d16b5b.gifhttp://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/550/549582/549582_html_2e4b81fd.gifhttp://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/550/549582/549582_html_m22ce6e19.gifhttp://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/550/549582/549582_html_m5f57ce4f.gifhttp://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/550/549582/549582_html_m5f57ce4f.gifhttp://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/550/549582/549582_html_m5f57ce4f.gifhttp://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/550/549582/549582_html_119ac924.gifhttp://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/550/549582/549582_html_m74d29665.gifhttp://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/550/549582/549582_html_m74d29665.gifhttp://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/550/549582/549582_html_43488f4f.gifhttp://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/550/549582/549582_html_m325a6e21.gifhttp://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/550/549582/549582_html_m502e3fcb.gif



Предварительный просмотр:

« Морское путешествие»

Разработала: Петраш Е.А., учитель начальных классов МБОУ СОШ №7 п. Майский Кошехабльского района Республики Адыгея

Тема урока « Закрепление изученного материала по теме

« Прибавить и  вычесть число 2».

Цели:

                Развивать навыки счёта, наблюдательность, логическое мышление.

                Закреплять знания учащихся по изученной теме.

                Продолжать формировать умение учащихся решать задачи.

                Воспитывать чувство сотрудничества, доброжелательного отношения  к своим товарищам, умения работать индивидуально и в парах.

Задачи :

              Развитие познавательного интереса.

              Развитие навыков коллективной работы.

Оборудование;

                   Рисунок кораблика, счётный материал « Рыбки», бумажный кораблик.

                                 ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.
  2. Основная часть. ( На правом крыле доски нарисован кораблик , около него в волнах плавают рыбки на магните с заранее наклеенными цифрами от 4-9.)

-Сегодня у нас не просто урок, а морское путешествие. А кто знает, какое средство передвижения используют при путешествии по морю. (корабль).

- А кто на корабле главный? (капитан)

- А кто  помогает капитану? (команда)

- Так вот, вы будете командой, а я  Вашим капитаном. Начинаем наше путешествие из порта « Устный счёт». Вот наш корабль ( открываю крыло доски с кораблём). Смотрите, сколько возле него плавает рыбок? Давайте их поймаем.

Ребята с первых  выходят к доске и снимают рыбок.

- Сколько всего рыбок мы поймали ? (6).

- На каждой рыбке записано число. Давайте, прочитаем эти числа. А теперь встаньте так, чтобы они расположились а порядке возрастания.

- Какое число идёт при счёте за числом 5? 7? 8?

- Перед числом 6? 8? 9?

- Какое число больше чем 6 на 1?

 -Каких чисел не хватает в ряду?

 Игра « Составь фигуру».

- Смотрите, как разыгралось море, какие страшные волны, а кто знает, как называется такая погода на море, когда сильный и ветер и большие волны? ( шторм)

- Это опасно для корабля? (да).

- Давайте успокоим это море. Возьмите счётные палочки и постройте фигуру так, как показано на доске.   (/\/\/\ -эта фигура нарисована мелом у корабля в волнах).

- Сколько треугольников вы видите? (3)

 - Добавьте 2 палочки, чтобы получилось 5 треугольников.

 - Молодцы! Волны уже не такие страшные и мы можем продолжать плавание.

  1. Работа в тетради.

- Мы знаем, что на корабле есть бортжурнал. В этот журнал записывают всё, что происходит с кораблём и командой во время плавания.  Записи нужно выполнять очень аккуратно. Поэтому сядем, все правильно  и представим, что вы будущие капитаны. Откроем нашу тетрадь- бортжурнал, отступим 4 клетки вниз, в 5 поставим сигнальный флажок.

- Каждый получает своё задание на листочке. Его вы должны записать в своих тетрадях и решить.

7+2=                   3+2=                      5+2=

8-2=                    5-2=                        6-2=

- Начинаем взаимопроверку зелёной ручкой.   ( на доске заранее написаны цифры с которыми ребята сверяют свои ответы 9 6 5 3 7 4).

- Смотрим, если все ответы подчёркнуты один раз, ни одна из них не пропущена - значит, вы решили всё правильно.

  1. Физминутка.

Давайте покажем, какие мы отличные матросы и умеем не только легко справляться с заданиями, но и  хорошо маршировать и какие у нас умелые руки.

 Мы в строю шагаем браво,

Мы науки познаём.

И на лево и направо

И, конечно же, кругом.

Много ль надо нам ребята

Для умелых наших рук?

Нарисуем 2 квадрата,

А на них огромный круг,

А внутри ещё кружочки,

Треугольный колпачок

Вот и вышел очень, очень

Развесёлый чудачек.

  1. Решение задач.

- А сейчас послушайте задачу.

На пароходике плывут 7 матросов и 1 капитан. Сколько человек находится на борту пароходика?

- О чём говориться в задаче? ( о пароходике)

     - Что известно? ( что на корабле плывут 7 матросов и 1 капитан)

    - Что в задаче спрашивается? ( Сколько человек на борту)

    - Составим к этой задаче схему.

/\/\/\/\/\/\/\

- Теперь подумаем над выбором действия для решения этой задачи.

 

         +

7                1

-Записываем решение    7+1=8

  1. Физминутка. ( Пока дети делают физминутку, прикрепляю на доску около корабля бумажный кораблик).

Ветер дует нам в лицо…

   

  1. Графический диктант.

- Смотрите, какой сильный ветер мы подняли. К нашему  кораблю волной прибило бумажный кораблик. Давайте посмотрим, что это за кораблик.

 ( Ученик снимает с доски кораблик и разворачивает его. На одной стороне листа красными большими буквами написано С.О.С.).

- Кто знает, что это обозначает?  ( Сигнал бедствия)

          - Значит кто-то нас просит о помощи. Давайте прочитаем, что тут написано.

                                   «  Помогите!

На нашем острове появился странный зверь. Он сам не знает кто он такой. Мы пытались его нарисовать, но он очень непоседливый. Помогите нашему новому знакомому узнать кто он. Жители остро Граффити».

3→2↓3→1↑1\ 2→5↓1←1↑3←1↓1←3↑2←2↑

  1. Итог урока.

- Ну вот, мы и вернулись к родным берегам. Вы все показали, какие вы отважные, старательные, дружные. Поднимите руку те ребята, кому понравилось наше путешествие?

- Что вам запомнилось больше всего?

- А чему вы учились сегодня на уроке?

- В какое путешествие вы хотели бы отправиться в следующий раз?



Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №7 п. Майский Кошехабльского района Республики Адыгея

Петраш Евгения Александровна

Педагогический стаж – 24 года.

Квалификационная категория – высшая.

Класс  -  3.

Тема: «Тела, вещества, частицы».

Тип урока: Урок  введения  нового  знания.

Оборудование: сосуды с водой, ложечки, сахар, пустой сосуд для образования смеси, схемы, таблицы, презентация, словарь С.И.Ожегова.

Цели и задачи урока: познакомить учащихся с понятием «тело» и его составом, составом веществ (состоят из частиц), научить различать разные состояния веществ, познакомить с отличием смеси и чистого вещества; продолжить формирование умения работать с текстом, словарями, аргументировано доказывать свою точку зрения; развивать память, мышление, воображение;  продолжить формирование навыка работы в группе.

Аннотация: Данный урок является первым в разделе «Эта удивительная природа»

по программе А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» для 3 класса. На уроке формируются представления о телах (естественных и искусственных), о веществах и частицах, об отличие смеси и чистого вещества; опытным путем устанавливаются различия между твердыми, жидкими и газообразными  телами; доказывается существование мельчайших, невидимых глазом частиц (молекул и атомов). Обучающиеся учатся изображать частицы и их расположение (в твердом веществе, жидкости и газе) с помощью моделей.

Ход урока.

Этапы урока

Время

Примечания

  1. Самоопределение к деятельности (организационный  момент).

1 мин.

«Начало – больше половины целого»

 Аристотель

Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Психологический настрой обучающихся, обеспечение рабочей обстановки на уроке.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Здравствуйте ребята! Проверьте свою готовность к уроку. Что необходимо для того, чтобы урок достиг своих целей?

Давайте пожелаем друг другу удачи.

Кто готов к началу урока, садитесь.

 Необходимо уважительно относиться друг к другу, быть внимательными, сначала думать, потом говорить, активно работать и т.д.

  1. Наблюдение за погодой и её анализ.

1-1,5 мин.

Цель: продолжить формирование умений применять полученные знания на практике, вести наблюдения за изменениями

в природе, анализировать их, обозначать с помощью условных знаков, делать выводы, умозаключения.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Как обычно, начнем с наблюдения

за погодой.

Обучающиеся называют дату урока,  говорят об облачности, осадках, силе ветра, температуре воздуха в тени и

на солнце; сравнивают с погодой  

в предыдущие дни.

  1. Постановка  учебной задачи.

2 мин.

Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Сегодня на уроке мы  начинаем изучать  новый  раздел «Эта удивительная природа», откроем ещё одну её тайну.

Для того,  чтобы  узнать тему нашего урока, необходимо выполнить задание. Я назову  слова, а вы  попробуйте, применив воображение, увидеть то, что обозначают эти слова.

Ножницы, вода, капля росы, сахар, металл, сахарница.

Все ли слова позволяли точно представить  предмет, или были такие, которые предполагали много вариантов ответа?

Назовите слова, которые позволили точно представить  предмет.

 (Демонстрация слайдов презентации, слайд №2 или табличка).

Такие предметы, которые можно представить, потому что они имеют форму, какие-то очертания ученые назвали научным словом. 

Пытаются увидеть то, что обозначают   слова, названные учителем.

Нет, были такие, которые предполагали много вариантов ответа.

Ножницы,  капля росы, сахарница. 

  1. Совместное открытие знаний или

изучение нового материала.

9 мин.

Цель: организация учащихся на получение знаний

в процессе активной познавательной деятельности, с определением своего отношения к проблеме, научить аргументировать свою точку зрения, делать выводы на основе анализа.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

В словаре С.И.Ожегова есть четыре значения этого слова:

  1. Тело - отдельный предмет

в пространстве, а также часть пространства, заполненная материей, каким-нибудь веществом…

  1. Тело — организм человека или животного в его внешних, физических формах.
  2. Тело - часть организма…
  3. Тело - основная часть, корпус чего-нибудь.

Что же это за слово?

(Демонстрация слайдов презентации, слайд №3 или табличка).

Действительно, все предметы, которые нас окружают, называют телами.

(Демонстрация слайдов презентации, слайд №4 или табличка).

Как вам кажется, какое значение    интересует нас с вами?

Мы определили первую часть темы нашего урока.

(Демонстрация слайдов презентации, слайд №5 или табличка).

Возьмите приготовленные карточки. Разделите предложенные слова на две группы.

Карандаш, дерево, камень, книга, стол, облако, луна.  

(Демонстрация слайдов презентации слайд №6 или картинки)

По какому принципу разделили слова?

Все тела можно разделить

 на естественные и искусственные.

(Демонстрация слайдов презентации слайд №6 или схема).

Вспомните, пожалуйста, загаданные мной  в начале урока слова, которые вы не могли точно представить. Являются ли они телами? 

(Демонстрация слайдов презентации слайд №7 или картинки).

Попробуйте назвать тела, которые состоят из  воды, сахара, металла.

(Демонстрация слайдов презентации слайд №8 или картинки).

Все тела состоят из веществ. Веществами называют то, из чего состоят все тела. Вода, сахар, металл – вещества. Мы определили вторую часть темы урока.

(Демонстрация слайдов презентации, слайд №9 или табличка).

Все ли вещества одинаковы?

Вещества бывают твёрдыми, жидкими и газообразными.

 (Демонстрация слайдов презентации слайд №10 или схема).

Приведите по одному примеру веществ в разном состоянии.

В старших классах вы будете изучать очень интересные предметы – физику, химию, а сегодня мы проведём химический опыт, который поможет определить третью часть темы урока.

Возьмём сосуд с водой, опустим в него кусочек сахара, хорошо размешаем.

Как вы думаете, можно сказать, что

в сосуде находится одно вещество?

 Часто тела образованы не одним веществом,   а несколькими. Тогда мы говорим о смеси веществ, например, воздух – смесь разных газов, чай, кофе с молоком и т.д.  – смесь разных веществ.

(Демонстрация слайдов презентации, слайд №11 или табличка).

Хорошо читающий ученик читает цитаты из словаря С.И.Ожегова.

Тело. (Записывают в словарь).

Тело - отдельный предмет

в пространстве, а также часть пространства…

карандаш                 дерево

книга                        камень  

стол                          облако

                                  луна  

Есть тела, которые создала природа, а есть те, которые сделал своими руками человек.

Вода, сахар, металл.

Они телами не являются.

Капля воды или капля росы, кристалл или кусочек сахара, ножницы и т. д.

Вещества  отличаются друг

от друга.

Ответы детей.

 

Нельзя сказать, что в сосуде находится одно вещество, там вода и сахар.

  1.  Постановка  проблемной ситуации.

Цель: внутреннее принятие цели обучающимися, побуждение

к деятельности.

 Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Куда исчез сахар?

Если мы не видим сахар, значит ли это, что он исчез, что произошло?

Попробуйте воду на вкус.

Мы не видим его потому, что он распался на более мелкие частицы. Вещество состоит из частиц (молекул и атомов).

Мы определили  третью  часть темы урока. Какая же тема нашего урока? (Демонстрация слайдов презентации, слайд №12 или табличка).

Наша задача  познакомиться  

с понятием «тело» и  узнать из чего оно состоит, научиться различать разные состояния веществ, познакомить

с отличием смеси и чистого вещества.

Частицы (молекулы и атомы) отличаются друг от друга по форме, размеру, промежутками между ними

в разных состояниях вещества.

В твёрдых телах эти промежутки маленькие, частицы плотно прижаты друг к другу, в жидкостях – промежутки увеличиваются, нарушая ровные ряды, самые большие промежутки в газах. Частицы (молекулы) постоянно движутся. Молекулы (частицы)

в твердых веществах сильно притягиваются друг к другу, так как промежутки между ними очень малы. Поэтому твердые тела сохраняют форму.

У жидких веществ промежутки между молекулами (частицами) немного больше, и молекулы могут перемещаться. Жидкости текучи.  

У газообразных веществ расстояние между молекулами намного больше самих молекул, поэтому молекулы

в газах свободно и очень быстро движутся. Газы летучи и занимают весь предоставленный объем.

(Демонстрация слайдов презентации, слайд №13 или таблица).

Ответы детей.

Пробуют одноразовыми ложечками воду.

Вода сладкая, значит, сахар не исчез.

Тела, вещества, частицы.  

  1. Психофизпауза.

5 мин.

Через 15 -20 мин. от начала урока, по мере утомляемости учащихся, после логического завершения этапа урока, определённого вида деятельности.

Цель: сохранение здоровья, устранения перегрузок,  снятие утомление, повышение умственной работоспособности учащихся,  обеспечение активного отдыха,   для поднятия   настроения.

  1. Первичное закрепление изученного.

5 мин.

Цель: проговаривание нового знания, обучение способам самостоятельного применения знаний.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

А сейчас попробуем применить полученные знания на практике.

Пожалуйста, откройте рабочую тетрадь на  странице 14. Выполним задание №1. Напоминаю, что необходимо не только дать ответ, но и аргументировать его. Остальные обучающиеся, как обычно, демонстрируют свою точку зрения

при помощи жестов.

Молодцы! Надеюсь,  вы так же успешно справитесь с заданием №4 на стр. 15.

Необходимо закрасить кружок в третьем ряду, т.к. все объекты (божья коровка, кленовый лист, воробей и Луна) являются естественными телами.

В первом ряду, кроме естественных тел (яблоко и солнце),  есть и искусственные тела (ложка и будильник), а во втором ряду изображены только искусственные тела).

Ответы детей.

  1. Самостоятельная работа

с самопроверкой по эталону.

4-5 мин.

Цель: каждый обучающийся для себя должен сделать вывод о том, что он уже знает, умеет.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Выполните второе задание

на раздаточной карточке.

Пожалуйста, 1 вариант соедините рисунки с надписью, 2 вариант, подумайте, где изображен рисунок расположения частиц в твёрдых телах, жидкостях и газах, подпишите их, вариант, ответьте на вопросы?

Проверьте себя с помощью учебника, рисунок на странице 35.

(Демонстрация слайдов презентации, слайд №14 или таблица).

Ответы учащихся. (Дифференцированное задание:

  • одни учащиеся стараются определить соответствие схемы  состоянию вещества: соединить  рисунки с готовой надписью,
  • другие – сами подписывают рисунки,
  • третьи отвечают на вопросы: Почему твердые тела не распадаются на молекулы и атомы? Почему воду можно переливать?  Почему так быстро распространяются запахи

в воздухе?).

Самопроверка. Первая и вторая группа учащихся открывают учебники, учащиеся третьей группы получают карточки с правильными ответами, проверяют свою работу.

  1. Рефлексия деятельности (подведение итогов урока).

2-3 мин.

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Ребята, вы хотите проверить свои знания,  узнать,  удалось ли решить поставленную задачу?                                                                     Согласны ли вы с  утверждениями?          -  Все  тела созданы природой.                   -   Предметы, имеющие форму, очертания, которые можно представить точно называются телами.                                                               - Вещества бывают жидкими, твердыми         и газообразными.                                          - Вещества состоят из более мелких частиц (молекул и атомов).                        - Все тела состоят только из одного вещества.                                                                                                                                                                (Демонстрация слайдов презентации, слайд №15 или таблица).

 Ответы учащихся.

Самопроверка.

  1. Домашнее задание.

1-2 мин.

Цель: усвоение, включение нового знания в систему знаний, создание связующего звена между данным и следующим уроком.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Изучив параграф, подготовить ответы

на вопросы и выполнить задания

на стр.37, поработать с толковым словарем, задание в тетради по данной теме выполните по желанию. Есть вопросы по домашнему заданию?

Обучающиеся задают вопросы. Если они есть.

  1. Самооценка работы на уроке и выставление отметок.

1-2 мин.

Цель: самооценка результатов деятельности своей и одноклассников.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

А сейчас пришло время проанализировать работу в течение урока и оценить ответы.

(Учитель высказывает свою точку зрения по поводу работы на уроке обучающихся и выставляет отметки).

Обучающиеся анализируют и оценивают свои ответы.

  1. Двигательная активность.

Работа в группах. Игра «Живая модель».

5 мин.

Цель: восполнить недостаток движений школьника

 в полном объеме, снять усталость, вызванную продолжительным сидением за партой, восстановить силы  обучающихся, снять статическое напряжение. 

Продумайте танец   с изображением   веществ в разном состоянии. Каждая группа получает задание в конверте, какое состояние вещества изобразить

( например, первая  группа –   твердое, вторая –  жидкое и третья –  газообразное). Учитель, если необходимо, оказывает помощь в выборе движений и расположения

в пространстве.

Одна группа демонстрирует, остальные  отгадывают, частицы какого вещества изображали участники других групп.

А теперь все вместе попробуем изобразить частицы того вещества, которое я назову.

Железо, вода, сахар, кислород, лёд.

У всех твердых веществ расстояние между частицами меньше, чем у жидкостей, а у льда – больше, чем у воды  в жидком состоянии. Но об этом мы поговорим на следующем уроке при изучении темы «Разнообразие веществ».

3 мин.

 

2 мин.

Обучающиеся изображают  

частицы твердого вещества (ученики  медленно, практически стоя на месте,   двигаются очень близко друг

к другу, выстраиваясь  ровными рядами),

жидкости (ученики   двигаются быстрее, увеличивая промежутки между собой и нарушая ровные ряды, создавая ощущение движущейся толпы),  

газов (ученики   двигаются гораздо быстрее,  удаляются еще дальше  друг от друга).

Обучающиеся изображают.

Самоанализ урока.



Предварительный просмотр:

Автор:

Петраш Евгения Александровна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №7 п. Майский Кошехабльский район Республика Адыгея

Конспект урока по русскому языку

 4 класс

Тема урока  «Обобщение знаний об имени существительном»

Цель урока: обобщить знания учащихся об имени существительном.

Задачи:

Предметные:

1) учить четко видеть орфограммы,

2) использовать выученные словарные слова в речи,

3) формировать навык грамотного письма.

Межпредметные: развивать речь, внимание, мышление.

Воспитательные: воспитывать аккуратность, ответственное отношение к учебе.

Личностные: развивать умение работать в парах, умение самостоятельно готовить сообщения.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Подготовка учащихся к уроку. Учащиеся  записывают в тетради число и слова «Классная работа».

  1. Чистописание.

У ч и т е л ь. На доске карточки со словарными словами ванна, лестница осина. Если вы назовете орфограммы в данных словах, то сможете назвать буквы, которые мы будем писать на минутке чистописания. Назовите эти буквы.

(Учащиеся называют орфограммы и буквы, которые они будут писать: н, т, о).

У ч и т е л ь. Дайте характеристику звукам, которые обозначают эти буквы.

        (Учащиеся дают характеристику звуков [Н],  [Т], [О]).

У ч и т е л ь. На доске записаны буквы, которые мы будем писать на минутке чистописания. Продолжите закономерность:  тнно, отнн, тонн.

(Проверка работы.)

  1. Словарная работа.

У ч и т е л ь.  Запишите в тетради словарные слова ванна, лестница, осина.

        (Учащиеся записывают слова в тетрадь.)

У ч и т е л ь. Что общего в словах, которые вы записали? К какой части речи они относятся? (Ответы детей.)

  1. Актуализация знаний.

У ч и т е л ь. На протяжении нескольких уроков мы знакомились с именем существительным, а сегодня наша задача, обобщить полученные знания.

(Выступление заранее подготовленных учеников. По ходу их рассказа

учитель вывешивает на доске карточки с  характеристикой существительного как части речи. 1-ая карточка «Часть речи – имя существительное»).

У ч е н и к. Имя существительное – часть страны Речи. С давних времен существует страна под названием Речь. Она поделена на части, каждая из которых имеет своё собственное название, имя. Одна из частей - Имя существительное. Дайте определение.

(Ученик вызывает для ответа учащегося класса.)

В этой части речи живут удивительные слова. Они дают названия различным предметам и явлениям. Предметы бывают двух видов. Одни отвечают только на вопрос что? (стол, книга, окно). Как называются такие существительные?

(Ученик вызывает для ответа учащегося класса, а учитель вывешивает на доске  карточку «неодушевленные»).

У ч е н и к.        А другие только на вопрос кто? (кошка, птичка, человек). Как называются такие существительные?

(Ученик вызывает для ответа учащегося класса, а учитель вывешивает на доске  карточку «одушевленные».)

У ч е н и к.        Но еще есть существительные, обозначающие явления природы, такие как, дождь, снег, град, туман. Они тоже отвечают на вопрос что?

 Есть и слова, обозначающие состояние человека. Это сила, бодрость, любовь, красота, здоровье. Эти слова тоже отвечают на вопрос что?

В глубоком подземелье живут страшные слова война, голод, разруха, но они, к счастью, редко выходят на свет.

Имена существительные могут быть собственные и нарицательные. Имена собственные называют названия городов, рек, морей, имена людей клички животных и пишутся всегда с большой буквы.

(Учитель вывешивает на доске  карточку «собственное и нарицательное»).

Вот какие слова живут в части Речи под названием Имя существительное. Имя существительное самая представительная, самая существенная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. Это самостоятельная часть речи. Уже от неё образуется прилагательное.

Еще первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования закреплялись в языке. По наблюдению ученых, существительное появилось в речи в числе самых первых слов. Человек с рождения смотрит на мир и хочет знать и называть все то, что его окружает.

Имена существительные называют людей, животных, растения, предметы, явления действительности. Отвечают на вопросы кто? что? Имена существительные имеют род: мужской, женский и средний.

(Учитель вывешивает на доске  карточку «мужской, женский и средний род».)

У ч и т е л ь.        Как определить род имени существительного? Приведите по 2 примера существительных, которые относятся к мужскому роду, женскому, среднему, запишите их в тетрадь.

        (Учащиеся приводят свои примеры и записывают слова в тетрадь. Взаимопроверка работ.)

У ч е н и к.        Имена существительные изменяются по числам и падежам. Приведите пример.

(Учитель вывешивает на доске  карточку «число, падеж склонение». Ученик вызывает для ответа учащегося класса.)

У ч е н и к.          Имена существительные могут иметь форму единственного и множественного числа, а иногда только единственного или множественного. Имена существительные имеют три типа склонения.

У ч и т е л ь.        Как определить склонение имен существительных?

У ч е н и к.          Надо определить род имени существительного, выделить окончание существительного в именительном падеже единственного числа, по роду и окончанию определить склонение.

У ч и т е л ь.        Запишите в тетради существительные в три колонки по типу склонения. Докажите, что эти существительные относятся к первому, второму или третьему склонению. (Взаимопроверка работы.)

  1. Работа над словосочетанием и предложением.

а) составление словосочетаний.

У ч и т е л ь. Со словарными словами ванна, лестница, осина составьте словосочетания и запишите их в тетрадь. Что такое словосочетание?

У ч е н и к.  Это два связанных между собой слова, из которых одно зависит от другого. Детская ванна, высокая осина, пожарная лестница. 

У ч и т е л ь. Составьте предложение со словом осина и запишите его. Что такое предложение?

У ч е н и к.  Группа слов, связанных по смыслу.

б) синтаксический разбор предложения.

У ч и т е л ь. Запишем предложение: Королевой осени становится осина. Выполним синтаксический разбор этого предложения.

(Один ученик работает у доски, остальные учащиеся в тетрадях.)

У ч е н и к.  О ком или о чем говорится в предложении? Об осине, (что?) осина. Это подлежащее, подчеркиваем одной чертой, выражено именем существительным.  Осина (что делает?) становится. Это сказуемое, подчеркиваем двумя чертами, выражено глаголом. Мы нашли главные члены предложения, подлежащее и сказуемое, теперь зададим вопрос от главных членов предложения к второстепенным. Становится (кем?) королевой, отвечает на вопрос косвенных падежей, значит это дополнение, подчеркиваем пунктирной линией, выражено именем существительным. Королевой (чего?)  осени, отвечает на вопрос косвенных падежей, значит дополнение, выражено именем существительным.

в) морфологический разбор слова.

У ч и т е л ь. Выполните морфологический разбор слова осина (разберите это слово как часть речи) самостоятельно.

        (Учащиеся выполняют предлагаемый разбор. Затем следует проверка.)

У ч е н и к. Осина – имя существительное, так как обозначает предмет. Начальная форма – осина. Неодушевленное, нарицательное, женский род, первое склонение, единственное число, именительный падеж. В предложении является главным членом – подлежащим.

        г) характеристика предложения.

У ч и т е л ь. Дадим характеристику этому предложению.

У ч е н и к. По цели высказывания повествовательное, по интонации невосклицательное, по наличию второстепенных членов распространенное, по наличию грамматических основ простое.

  1. Физкультминутка.

Руки требуют заботы,        

Ведь у них полно работы:

Трудно целый день писать,

И лепить, и рисовать.

(Рывки руками перед грудью.)

Встанем прямо и сейчас

Мы присядем восемь раз.

Пять раз медленно, а три

Быстро мы присесть должны.

(Приседания.)

Потянулись вверх, потом

Руки шире разведем.

(Потягивания руки вверх и в стороны.)

Вот и всё. Конец зарядке.

Вновь за партами ребятки.

(Учащиеся садятся за парты.)

  1. Работа с текстом.

У ч и т е л ь. Откройте учебник на странице 129, упражнение 129. Прочитайте задание и текст упражнения про себя.

Наступила поздняя осень опустели поля лес уронил свой последний наряд. Начались заморозки и иней посеребрил растения. Над деревней и над рекой пронеслись тучи. Ветер поиграл деревьями, нагнул их к земле и затих.

У ч и т е л ь.  Докажите, что это текст.

У ч е н и к.  Это два или несколько предложений связанных по смыслу. Текст имеет свою тему. Тема – это то, о чем говорится в тексте.

У ч и т е л ь. Какие бывают тексты?

У ч е н и к.  Повествование, описание, рассуждение.

У ч и т е л ь. А это какой текст?

У ч е н и к. Повествование.

У ч и т е л ь. Докажите. (Ответы детей.)

( Комментированное письмо для выявления орфограмм и расстановки знаков препинания, определение падежа имен существительных и выделение окончаний. По ходу работы учащиеся выделяют грамматические основы предложений и подчёркивают их.)

Наступила поздняя осень, опустели поля, лес уронил свой последний наряд. Начались заморозки, и иней посеребрил растения. Над деревней и над рекой пронеслись тучи. Ветер поиграл деревьями, нагнул их к земле и затих.

У ч и т е л ь. Вы хорошо потрудились, выполнили много сложных заданий, а теперь в награду за хорошую работу я предлагаю вам немного поиграть. Игра называется «Кто быстрее». На столе у вас карточки, на которых записаны шесть предложений – пословиц со словом дело во всех падежах множественного числа. Нужно определить падежи существительного дело.  Побеждают первые три ученика, правильно определившие все падежи.

Жизнь дана на добрые дела. Всех дел не переделаешь. Умён на словах, да глуп на делах. Дела как сажа бела. По твоим делам о тебе судят. Языком не спеши, а делами не смеши.

  1. Подведение итогов.

У ч и т е л ь.  Над какой частью речи мы работали на уроке? (Ответы детей.)

У ч и т е л ь. Назовите постоянные и непостоянные признаки имени существительного. (Ответы детей.)

У ч и т е л ь. Зачем надо изучать признаки существительного?

У ч е н и к. Чтобы грамотно писать.

  1. Рефлексия.

Кому сегодняшний урок понравился? Кто не испытывал трудностей? Кому было сложно? В каком задании испытывал наибольшее затруднение?

  1. Домашнее задание.

Упр. 126, с.128. Списать стихотворение, определить склонение и падеж существительных. Подготовиться к письму по памяти.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Разработала: Петраш Е.А., учитель начальных классов МБОУ СОШ №7 п. Майский Кошехабльский район Республика Адыгея Жизнь дана на добрые дела

Слайд 2

Дом зелёный тесноват: Узкий, длинный, гладкий. В доме рядышком сидят Круглые ребятки. Осенью пришла беда – Треснул домик гладкий, Поскакали кто куда Круглые ребятки.

Слайд 3

Горох

Слайд 4

Антон – тон + день – нь + рот - от + сено –о = Андерсен

Слайд 5

Ханс Кристиан АНДЕРСЕН (1805 – 1875)

Слайд 6

Сказки Х.К.Андерсена Гадкий утёнок Дикие лебеди Огниво Русалочка Свинопас Оле-Лукое Снежная королева Золотой мальчик Стойкий оловянный солдатик Красные башмачки Принцесса на горошине Дюймовочка Соловей Новое платье короля На утином дворе Аисты Дворовый петух и флюгерный

Слайд 7

Определи сказку по опорным словам Солнце, снег, лампа, стекло, зеркало, утро, роза, ворона, олень, дружба Море, ветер, колдовской напиток, боль, принц Лебедь, яйцо, мечта, утка, мороз, курица, вода Нора, полевая мышь, крыло, эльф, цветок, ласточка

Слайд 8

Сказки Х.К.Андерсена Снежная королева Русалочка Гадкий утёнок Дюймовочка

Слайд 9

«134 108 20 из од 23 25 ст 64 ч 6» «Пятеро из одного стручка»

Слайд 10

Пятеро из одного стручка Х.К.Андерсен

Слайд 11

Расположи рисунки в соответствии с содержанием текста

Слайд 13

До новых встреч !


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением Петраш Е.А., учитель начальных классов МБОУ СОШ №7 п. Майский Кошехабльский район Республика Адыгея

Слайд 2

Цель урока: Развивать умение подбирать проверочное слово и обосновывать ответ.

Слайд 3

ЧИСТОПИСАНИЕ Найдите лишнюю букву Продолжите строчку Ягя ягЯ Ягя ягЯ … т п к я н

Слайд 4

Собери предложение знал ёжика не о волк колючках О колючках ёжика волк не знал. Волк не знал о колючках ёжика.

Слайд 5

Рассмотри картинку:

Слайд 6

Рассмотри картинку:

Слайд 7

Гласные а о и е я проверяй!

Слайд 8

Способы проверки безударных гласных: изменить форму слова тр а ва - травы подобрать родственное слово с а довник - сад

Слайд 9

Устный диктант гр(и,е) бник в (а,о) дичка хр(а,о)брец д(о,а) ждевой в(и,е) селый п(е,и,я) тнистый к(и,е,я) дровый л(я,и,е) дяной

Слайд 10

Спиши, разделив текст на предложения, вставляя пропущенные буквы. В скобках запиши проверочные слова. пришла з_ма (…) в п_лях (…) и л_сах (…) л_ж_т глубокий сне_ (…) трудно птицам и зв_рям (…) найти корм в сн_гу (…).

Слайд 11

Проверь себя! Пришла зима ( зимы). В полях ( поле) и лесах( лес) лежит ( лёжа) глубокий снег. Трудно птицам и зверям (зверь) найти корм в снегу (снег).

Слайд 12

Спасибо за работу!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Зачем нужны знаки препинания Подготовила: Петраш Е.А., учитель начальных классов МБОУ СОШ №7 п. Майский Кошехабльский район Республика Адыгея

Слайд 2

Очень-очень странный вид речка за окном горит чей-то дом хвостом виляет песик из ружья стреляет мальчик чуть не слопал мышку кот в очках читает книжку старый дед влетел в окно воробей схватил зерно да как крикнет, улетая: вот что значит запятая!

Слайд 3

Моя первая учительница. 1992год. исследование функций знаков препинания, выявление их роли в предложении. на письме без знаков препинания обойтись нельзя. функции знаков препинания Предположим, что Предмет исследования: Цель:

Слайд 4

ФУНКЦИЯ, - И, Ж . 1.Явление, зависящее от другого и изменяющееся по мере изменения этого другого явления (спец.) 2. В математике: переменная величина, меняющаяся в зависимости от изменений другой величины (аргумента) 3. Работа, производимая органом, организмом; роль, значение чего-н. (книжн.) Ф. слюнной железы. 4. Обязанность, круг деятельности; назначение, роль (книжн.) Служебные функции. Функции предлогов (в грамматике).

Слайд 6

1.Прекрасную Зеленую страну населяют удивительные жители: в перьях, в шерсти, в чешуе… 2. И удивительные там происходят события! 3. Только там может попасть в рот медовый дождь или грибной снег, только там можно увидеть чудо – зверя, услышать кузнечика. 4. Ребята, думаете, звери не разговаривают? 5. Разговаривают! 6. И звери, и птицы, и рыбы. 7. Лягушки, ящерицы, жуки, пауки… 8. Даже травы, кусты и деревья. 9. Разговаривает каждый на своем языке. 10. Понимают их язык только те, кто хорошо их знает, кто среди них не чужой. А свой. 11. Чужие слышат в лесу просто шум, свои – лесные разговоры. 12. «Берегите лес, друзья, охраняйте лесных жителей»,- звучат отовсюду приветливые голоса .

Слайд 7

Гипотеза: Предположим, что на письме без знаков препинания обойтись нельзя.

Слайд 8

Сочинение – рассуждение «Зачем нужны знаки завершения» На письме без знаков завершения не обойтись, так как они помогают точно передать смысл предложения. К завершающим знакам препинания относятся _______________________________. К примеру, в предложении № ____ употреблен ____________________, он передает ____________________________. А в предложении № __________ знак_____ указывает на то, что ____________________________. Таким образом, знаки завершения влияют на ________________________, а также помогают понять ______________________ .

Слайд 10

Берегите знаки препинания!