Доклады на семинарах и конференциях

Гончарова Галина Серафимовна

 

 

 

 

 

                Современное дошкольное образование является одной из самых развивающихся ступеней образовательной системы Российской Федерации. Приоритетными задачами дошкольного образования, согласно Концепции дошкольного воспитания, являются следующие: личностное развитие ребенка, забота о его эмоциональном благополучии, развитие воображения и творческих способностей, формирование коммуникативных навыков и т.д. Эти задачи определены отношением к дошкольному возрасту как к уникальному самоценному периоду развития личности. Ценность дошкольного периода развития и его непреходящее значение для всей последующей жизнедеятельности человека накладывают особую ответственность на педагогов ДОУ. Иными словами, от профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества. Изменения, происходящие в современной системе образования, создают предпосылки для повышения квалификации и профессионализма педагога, т. е. его профессиональной компетентности. Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.

Одним из путей развития профессиональной компетентности педагога является   его участие в конкурсах, семинарах, конференциях, фестивалях  и т.д. Современный педагог обязан не только изучать опыт коллег, но и транслировать свой собственный.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование коррекционно-развивающих и здоровьесберегающих               технологий в работе детско-родительского клуба «Радушка».

Галина Серафимовна Гончарова

педагог-психолог  МАДОУ «Детский сад № 7»,

г. Северск, Томская область

Введение: изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования с введением ФГОС, направлены на улучшение его качества и во многом зависят от согласованности действий семьи и детского сада. Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в воспитании подрастающего поколения, и признание её приоритета требует иных форм взаимодействия семьи и детского сада. Поэтому, было решено организовать на базе 2 младшей группы новую для нас, перспективную форму сотрудничества: детско-родительский клуб, который предполагает подключение родителей к активному участию в педагогической жизни детского сада.  

Чтобы при этом учесть интересы родителей, провели анкетирование,  где было предложено на выбор  три направления работы:

  • театрализованная деятельность;
  • фольклор;
  • художественно-творческое развитие детей с использованием здоровьесберегающих технологий.

72 % родителей отдали предпочтение художественно-творческому  развитию.  Родители предложили дать название  клубу - «Радужка». Участие семей в работе клуба основывается на принципах добровольности и  личной заинтересованности.

Прежде чем приступить к работе, разработали примерный тематический план и цикл совместной  продуктивной  образовательной деятельности детей и родителей с использованием элементов рисования, лепки, игры, музыки, самомассажа и театрализации. Так появилась программа «Радужка», которая отвечает требованиям системы образования ФГОС в том, что процесс воспитания и развития каждого ребенка проходит в условиях, наиболее для него комфортных, создающих благоприятную атмосферу для раскрытия его потенциальных возможностей.

Большое значение для успешной реализации программы имеет акцентирование внимания родителей на важности свободы творческих проявлений и самостоятельности каждого ребенка. Ведущая группы (педагог-психолог) ориентирует взрослых на то, чтобы они выступали в ходе игрового и творческого взаимодействия с ребенком в качестве его партнеров и не навязывали ему своего мнения, а, скорее, поддерживали инициативы.

 Тематический план заседания клуба  находится на групповом стенде, куда родители постоянно заглядывают и выбирают интересные темы для изготовления атрибутов. Семьи, которые не смогли по каким либо причинам принять участие в работе  клуба, выполняют  работу  дома всей семьёй, затем приносят поделки в дошкольное учреждение и помещают  на стенд.

          Главная цель работы клуба – художественно-творческое развитие с использованием элементов здоровьесберегающих технологий.

Задачи работы клуба:

  • снятие эмоционального напряжения для укрепления психического здоровья у детей;
  • установление тёплых, дружеских, доверительных взаимоотношений между родителями, детьми и педагогами;
  • гармонизация детско-родительских отношений;
  • коррекция эмоциональной сферы и группового сотрудничества.

Принципы, которые легли в основу работы с детьми и  родителями следующие:  

  • принцип учета возрастных, психологических и индивидуальных  

          особенностей развития;

  • принцип личностно-ориентированного и деятельностного подхо-

          да;

  • принцип оптимистического подхода, который предполагает организацию «атмосферы успеха» для ребенка, веру в его положительный результат, утверждение этого чувства в ребенке.

Исходя из поставленных задач, работу клуба построили таким образом, что один вид деятельности плавно сменяется другим и состоит из 5 частей:

Часть 1.

Вводная

Основная задача – настроить детей и их родителей на совместную работу, создать положительный эмоциональный фон.  

Коллективные упражнения, направленные на сплочение и сокращение эмоциональной дистанции между участниками группы.

Часть 2.

Разминка

Задача: настройка на продуктивную групповую деятельность.

Пальчиковая или дыхательная гимнастика, элементы самомассажа, малоподвижные игры в кругу, танцевальные движения.

Часть 3.

Основной этап

Задача: развитие творческих способностей, межличностного доверия и группового сотрудничества.

На этом этапе с помощью внедрения элементов арт-терапии используются изобразительные упражнения и изотехники, направленные на развитие творчества.

Часть 4.

Заключительный этап

Задача: закрепление приобретенных навыков.

Выставка из детско-родительских работ. Рефлексия.

Часть 5.

Совместное

чаепитие

Задача: подведение итогов совместной деятельности.

Ответы на возникающие вопросы родителей, дополнительная информация для родителей по использованию здоровьесберегающих технологий в быту.

Всю продуктивную деятельность с ребятишками и родителями осуществляем в эмоциональной, игровой форме  с участием сказочных персонажей в трех вариантах: участники работают за столами, в кругу  на стульчиках, либо на ковре. Постоянная смена двигательной активности и форм организации образовательного пространства позволяет активизировать все каналы восприятия (аудиальный, визуальный, кинестетический), а также способствует поддержанию здорового образа жизни.

Рисование и лепка - интересные и полезные виды деятельности, которые, как утверждают специалисты, несут в себе элементы психотерапии. Особенно завораживает наших дошколят рисование печатками из овощей. Этот вид деятельности привлекает своей необычностью и является одним из интереснейших и самых доступных способов исполнения рисунка.

Чтобы поддержать у детей и родителей интерес к творчеству, используем на совместных встречах элементы интересных для детей здоровьесберегающих технологий. Нетрадиционное рисование цветными льдинками и цветным песком, лепка из бумаги и живого песка, пальчиковые игры, художественное слово, элементы самомассажа с помощью массажных шариков, функциональная музыка, игры с песком и водой – всё это успокаивает, отвлекает, занимает, стимулирует мелкую моторику, снимает эмоциональное и мышечное напряжение, способствует созданию позитивного эмоционального фона.

С восторгом и восхищением наши ребятишки рисуют цветными льдинками. Рисование материалом, создающим перепады температур, как утверждают специалисты, оказывает благотворное воздействие на биологически активные точки ладоней, тонизирует кровеносные сосуды и тренирует иммунную систему ребенка.

Все больший интерес в качестве материала для художественного творчества детей вызывает цветной песок. Рисуя им, ребенок отдыхает и успокаивается. Этот эффект связан со свойствами самого материала: он приятен на ощупь, текуч и послушен творцу. Справедливо считается, что цветной песок способен влиять на психику ребёнка  ещё и через цвет: синий – действует успокаивающе, желтый - наполняет теплом, зеленый – вдохновляет свежестью, а красный – добавляет оптимизма.

Каждая из этих технологий – это маленькая игра. Их использование позволяет ребёнку чувствовать себя раскованнее, развивает воображение, дает свободу для самовыражения, развивает творческие способности. При этом родители выступают не только в роли помощников, но и в роли активных участников происходящего.  Так, например, во время путешествия с родителями и детьми по осеннему лесу,  все  играют в хороводные игры со встречающимися на пути  сказочными героями – зайчиком и  ёжом (родители в  костюмах или с театральными куклами). Общаются с жителями леса, выполняя различные упражнения и, наконец, в соответствии с настроением дети выбирают материал и вместе с родителями занимаются творчеством.  

В зимний период на такие встречи с малышами обязательно приходит кудесница Зима. Она с помощью волшебной палочки творит чудеса в виде таинственного появления ёлочки, волшебной шкатулки с сюрпризами или весёлого снеговичка. Снеговик водит хороводы с ребятами и проводит интересные игры, затем участвует вместе со всеми в творческом процессе.

Следует отметить тот факт, что родители сначала с  неохотой проявляли активность (особенно папы), но с течением времени сами стали готовить костюмы,  реквизиты и предлагать свою помощь. В конце каждого занятия в клубе по просьбе родителей проводится чаепитие и рефлексия, где родители задают вопросы по воспитанию и развитию.

Работая по данной теме, пришла к выводу, что организация работы детско-родительского клуба способствует укреплению психического и физического здоровья, развивает творческие способности ребёнка, а так же гармонизирует межличностные отношения и формирует групповое сотрудничество детей, педагогов и родителей.

Результаты диагностики показывают, что у наших малышей заметно активизируется к концу года речь, улучшается двигательная активность и творческая любознательность, а самое главное - повышается индекс здоровья детей группы от 1 до 3%.

В заключение следует отметить тот факт, что дошкольный возраст является самым важным периодом в жизни каждого малыша. Это - время, когда устанавливаются и начинают развиваться первые и наиболее значимые отношения ребенка с мамой и папой, с близкими людьми и  родственниками. От характера детско - родительских взаимоотношений зависит, как будут складываться отношения ребенка с окружающим миром.  Успех в этом нелегком процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.  А основной целью работы образовательного учреждения с  родителями по ФГОС является установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы взаимо поддержки и общности интересов.

 

Литература

  1. Н.Е. Веракса, М.А. Васильева. Программа: «От рождения до школы». – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015. - 304с.
  2. Шитова Е.В. Работа с родителями. Практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет. М. 2014.- 169с.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ФАКТОР ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ    ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Г.С. Гончарова

Педагог-психолог  МАДОУ «Детский сад № 7»,

г. Северск, Томская область

Актуальность: в  последние годы внимание физиологов, психологов и педагогов привлекает проблема в состоянии здоровья детей в России. Эмоциональная лабильность у малышей особенно в период адаптации к дошкольному учреждению, также создают предпосылки развития будущих психосоматических нарушений.

Поэтому, взяв во внимание одну из главных проблем  - здоровьесбережение, в очередной раз в 2019 году при наборе малышей, обратили внимание на то, что адаптация у некоторых детей затягивается и проходит не совсем благополучно, так как часто болеют. Родители с настороженностью относятся друг к другу при встрече, с неохотой откликаются на просьбы и рекомендации педагогов. Исходя из этого, на первом родительском собрании было решено для снятия эмоционального напряжения, укрепления психического здоровья и гармонизации детско-родительских отношений, организовать на базе группы новую для нас, перспективную форму сотрудничества, которая предполагает подключение родителей к активному участию в педагогической жизни детского сада.  Чтобы при этом учесть интересы родителей, провели анкетирование,  где было предложено на выбор  три направления работы:

  • театрализованная деятельность;
  • фольклор;
  • художественно-эстетическое развитие детей с использованием здоровьесберегающих технологий.

78 % родителей отдали предпочтение художественно-эстетическому  развитию.  Родители предложили дать название  клубу - «Радужка». Участие семей в работе клуба основывается на принципах добровольности и  личной заинтересованности.

Прежде чем приступить к работе, разработали примерный тематический план и цикл совместной  продуктивной  образовательной деятельности детей и родителей с использованием элементов рисования, лепки, игры, музыки, самомассажа и театрализации. Так появилась программа «Радужка» по художественно-эстетическому развитию с использованием элементов здоровьесберегающих технологий, рассчитанная на 1 год. Тематический план заседания клуба  находится на групповом стенде, куда родители постоянно заглядывают. Семьи, которые не смогли по каким либо причинам принять участие в работе  клуба, выполняют  работу  дома всей семьёй, затем приносят поделки в дошкольное учреждение и помещают  на стенд.

Главная цель работы клуба - художественно-эстетическое развитие  и укрепление психического здоровья ребёнка.

Задачи работы клуба:

  • снятие эмоционального напряжения для укрепления психического здоровья у детей;
  • развитие творческих способностей;
  • гармонизация межличностных отношений и группового сотрудничества;
  • установление тёплых, дружеских, доверительных взаимоотношений между родителями, детьми и педагогами.

Принципы, которые легли в основу работы с детьми и  родителями следующие:  

  • принцип учета возрастных, психологических и индивидуальных  

          особенностей развития;

  • принцип личностно-ориентированного и деятельностного подхо-

          да;

  • принцип оптимистического подхода, который предполагает организацию «атмосферы успеха» для ребенка, веры в его положительный результат, утверждение этого чувства в ребенке.

Исходя из поставленных задач, работу клуба построили таким образом, что один вид деятельности плавно сменяется другим и состоит из 5 частей:

Часть 1.

Вводная

Основная задача – настроить детей и их родителей на совместную работу, создать положительный эмоциональный фон.  

Коллективные упражнения, направленные на сплочение и сокращение эмоциональной дистанции между участниками группы.

Часть 2.

Разминка

Задача: настройка на продуктивную групповую деятельность.

Пальчиковая или дыхательная гимнастика, элементы самомассажа, игры в кругу, танцевальные движения.

Часть 3.

Основной этап

Задача: развитие творческих способностей, межличностного доверия и группового сотрудничества.

На этом этапе с помощью внедрения элементов арт-терапии используются различные изотехники, направленные на развитие творчества.

Часть 4.

Заключительный этап

Задача: закрепление приобретенных навыков.

Выставка из детско-родительских работ. Рефлексия.

Часть 5.

Совместное

чаепитие

Задача: подведение итогов совместной деятельности.

Ответы на возникающие вопросы родителей, дополнительная информация для родителей по использованию здоровьесберегающих технологий в быту.

Всю продуктивную деятельность с ребятишками и родителями осуществляем в эмоциональной, игровой форме  с участием сказочных персонажей в трех вариантах: участники работают за столами, в кругу  на стульчиках, либо на ковре. Постоянная смена двигательной активности и форм организации образовательного пространства позволяет активизировать все каналы восприятия (аудиальный, визуальный, кинестетический).

Рисование и лепка - интересные и полезные виды деятельности, которые, как утверждают специалисты, несут в себе элементы психотерапии. Особенно завораживает наших малышей рисование печатками из овощей. Этот вид деятельности привлекает своей необычностью и является одним из интереснейших и самых доступных ребенку раннего возраста способов исполнения рисунка.

Чтобы поддержать у малышей интерес к творчеству, используем на совместных встречах элементы интересных для детей здоровьесберегающих технологий. Лепка из бумаги и живого песка, пальчиковые игры, художественное слово, элементы самомассажа с помощью массажных шариков, функциональная музыка, игры с песком и водой - всё это успокаивает, отвлекает, занимает, стимулирует мелкую моторику, снимает эмоциональное и мышечное напряжение, способствует созданию позитивного эмоционального фона.

С восторгом и восхищением наши ребятишки рисуют цветными льдинками. Рисование материалом, создающим перепады температур, как утверждают специалисты, оказывает благотворное воздействие на биологически активные точки ладоней, тонизирует кровеносные сосуды и тренирует иммунную систему ребенка.

Все больший интерес в качестве материала для художественного творчества детей вызывает цветной песок. Рисуя им, ребенок отдыхает и успокаивается. Этот эффект связан со свойствами самого материала: он приятен на ощупь, текуч и послушен творцу. Справедливо считается, что цветной песок способен влиять на психику ребёнка  ещё и через цвет: синий – действует успокаивающе, желтый - наполняет теплом, зеленый – вдохновляет свежестью, а красный – добавляет оптимизма.

Каждая из этих технологий – это маленькая игра. Их использование позволяет ребёнку чувствовать себя раскованнее, развивает воображение, дает свободу для самовыражения, развивает творческие способности. При этом родители выступают не только в роли помощников, но и в роли активных участников происходящего.  Так, например, во время путешествия с родителями и детьми по осеннему лесу,  все  играют в хороводные игры со встречающимися на пути  сказочными героями – зайчиком и  ёжом (родители  с театральными куклами). Общаются с жителями леса, выполняя различные упражнения и, наконец, в соответствии с настроением дети выбирают материал и вместе с родителями занимаются творчеством.  

В зимний период на такие встречи с малышами обязательно приходит кудесница Зима. Она с помощью волшебной палочки творит чудеса в виде таинственного появления ёлочки, волшебной шкатулки с сюрпризами или весёлого снеговичка. Снеговик водит хороводы с ребятами и проводит интересные игры, затем участвует вместе со всеми в творческом процессе.

Следует отметить тот факт, что родители сначала с  неохотой проявляли активность (особенно папы), но с течением времени сами стали готовить реквизиты и предлагают свою помощь.

Работая по данной теме, пришла к выводу, что организация работы детско-родительского клуба способствует укреплению психического и физического здоровья, развивает творческие способности ребёнка, а так же гармонизирует межличностные отношения и формирует групповое сотрудничество детей, педагогов и родителей.

Результаты диагностики с 2013 по 2015 год показывают, что у наших малышей заметно активизируется к концу года речь, улучшается двигательная активность и творческая любознательность. А самое главное – сокращаются сроки адаптации у малышей от 2 до 1 месяца, отсутствует тяжёлая степень, повышается индекс здоровья детей нашей группы от 1 до 3%.

Литература

  1. Н.Е. Веракса, М.А. Васильева. Программа: «От рождения до школы». – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015. - 358с.
  2. Скобло Г.В. Анализ первых международных классификаций нарушений психического здоровья в младенчестве и раннем детстве // Журнал невропатологии и психиатрии им. Корсакова. - СПб., – 2013. № 5. – с. 4-9.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Детско-родительский клуб, как одна из форм взаимодействия детского сада и семьи по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста

Гончарова Галина Серафимовна

МАДОУ «Детский сад № 7»

Современная экологическая ситуация в мире требует изменения поведения человека, смены его ценностных ориентиров. Человек должен научиться соблюдать законы природы, изменить свое потребительское отношение к ней на признание ее самоценности. Именно поэтому во всем мире в последнее время все больше внимания уделяется экологическому воспитанию и образованию, целью которого является формирование такого интегративного качества личности как экологическая культура.

Экологическая культура – это часть общей культуры человека, которая охватывает все вопросы, связанные с взаимоотношением человека и природы. Достижение этой цели невозможно только через работу с детьми, необходимо также тесное сотрудничество с семьёй. Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из главных задач работы дошкольного учреждения. Поэтому на базе средней группы была организована новая форма сотрудничества родителей, детей, педагога-психолога и воспитателей - детско-родительский клуб  «Юные экологи». В 2016 году на территории дошкольного учреждения был создан дендрарий: «Царство Древознайки», где общими усилиями сотрудников детского сада были высажены разнообразные хвойные и лиственные деревья. Поскольку в 2019 году нашему дошкольному учреждению был присвоен статус: «Центр экологического образования», то в рамках работы детско-родительского клуба посредством использования сетевого взаимодействия с семьями воспитанников осуществлялся долговременный проект: «Дендрарий – чудесная страна». Цель проектасоздание оптимальных условий для формирования базовых экологических компетенций дошкольников и их родителей, через специально созданную экологическую среду в рамках сетевого взаимодействия между всеми субъектами образовательного процесса.

В настоящее время сетевое взаимодействие с родителями позволяет:

  • использовать индивидуальный подход к каждому конкретному родителю;
  • проводить индивидуальную и групповую формы работы с субъектами образовательной деятельности; 
  • проводить опросы и быстро обрабатывать информацию;
  • осуществлять психолого-педагогическое сопровождение каждой семьи для повышения качества образования.

 В рамках данного проекта прошла акция - субботник «Экологический десант», прошел фестиваль «Птицы наши друзья», где родители вместе с детьми  из природного материала мастерили сувениры и кормушки для птиц. В летний период подключали родителей к посадке цветов и растений на территории детского сада. Привлекали к созданию природных коллекций для группы и  изготовлению гербариев. 

В 2020 году с детьми и родителями разработали проект: «От зёрнышка до хлебушка» с активным участием матери одного из детей, как представителя профессии повара. Повар детского сада провела для ребят:

  • экскурсию на кухню;
  •  мастер-класс;
  • познакомила с профессией повара.

Главной целью данного проекта являлось привитие детям уважения к хлебу. Каждый человек, знающий свою историю, любящий свой народ, не может небрежно отнестись к хлебу. Беречь его должны не только те, кто сеет, убирает, хранит зерно в закромах, выпекает из него хлеб, но и каждый из нас ежедневно обязан помнить, что хлеб - бесценное сокровище. 

Опыт работы в данном направлении показал, что экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Приучить детей соблюдать экологическую культуру можно только в содружестве с родителями. Если ребенок пытается вести себя так, как его научили в детском саду, а родители поступают противоположным образом, желаемых результатов добиться трудно.

Хочется верить, что наши воспитанники, когда вырастут, будут бережно относиться к природе и хранить всё живое на земле таким, каким мы его получили в наследство.

Литература

  1. Василевская, Е.В. Взаимодействие в условиях сетевой организации муниципальной методической службы: Сборник научно-методических материалов / Е.В.Василевская // Под научн. ред Э.М. Никитин, Л.И.Филатова – АПК и ППРО, 2005. – 152 с.
  2.  Зверева О.Л. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи / О.Л.Зверева // Воспитатель ДОУ. - 2009. - № 4. - с.74-83.



Предварительный просмотр:

Использование элементов вокалотерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми ОВЗ дошкольного возраста.

Гончарова Галина Серафимовна

Педагог-психолог

МАДОУ «Детский сад №7»

По данным Института возрастной физиологии РАО на сегодняшний день в дошкольном возрасте практически здоровые дети составляют всего 6 - 8%; 18 - 20% детей 6 - 7 лет имеют пограничные нарушения психического здоровья: СДВГ, задержку психического развития, речевые нарушения и т.д.       С такими же проблемами столкнулось и наше дошкольное учреждение. В связи с этим возникла необходимость поиска технологий по коррекции психофизического развития  детей дошкольного возраста.

В 2016 году прочла статью, где ученые научно-исследовательского центра музыкальной терапии и медико-акустических технологий при Российском научном центре восстановительной медицины и курортологии Минздрава РФ доказали, что самый простой и эффективный способ благоприятного терапевтического воздействия на клетки организма является пение, или по научному – вокалотерапия. 

Все древнейшие учения земных цивилизаций содержат в себе накопленный тысячелетиями опыт благотворного воздействия музыки и пения  на организм человека.

В Древнем Египте бессонницу лечили хоровым пением. В Древней Индии для духовного и физического исцеления использовали определенные сочетания звуков или слов — мантры, которые до сих пор практикуются в йоге. В тысячелетней китайской системе Ци-гун практикуется звуковая терапия. Прикладывая руку к требующему регуляции органу, на разных тонах нараспев произносятся слоги и звуки. Причем количество пропевания звуков строго определенно.  Демокрит хоровым пением лечил нервные и душевные расстройства.

В наше время вокалотерапия во всем мире практикуется для лечения и профилактики психических и физических расстройств. Особые методики исцеления вокалом положены в основе лечебной системы С. В. Шушарджана. (Москва). Руководитель научно-исследовательского Центра музыкальной терапии С. В. Шушарджан, имея музыкальное и медицинское образования, в прошлом оперный певец, выделяет вокалотерапию как метод коррекции нарушенных функций  у детей с ОВЗ. Приобщение малышей с раннего детства к доступной и любимой ими вокальной деятельности способствует полноценному психическому, физическому и личностному развитию детей.

Хоровое пение отлично лечит детей от заикания. Лабораторными исследованиями было доказано, что ежедневное получасовое пение исключительно благотворно действует на весь организм человека. В нашем теле любой орган имеет свою вибрацию, свое звучание, причем вибрации здоровых органов отличаются от вибрации нездоровых органов. Когда нам бывает больно или чем-то недовольны, мы интуитивно охаем, ахаем, стонем. Таким образом, мы освобождаемся от негативных эмоций и боли. Вибрационный фактор звука стимулирует обменные процессы разных органов на уровне клетки, то есть с помощью подбора точной вибрации можно стимулировать деятельность отдельных органов нашего тела. Когда человек поет, во внутренних органах возникает вибрация, которая массирует этот орган тела, то есть благодаря пению можно восстановить кровообращение и устранить застой в данном органе. Вокалотерапия, путем активного тренинга, массируя гортань, щитовидную железу, бронхи, легкие, сердце, печень, оказывает лечебное воздействие на весь организм человека. О лечебных свойствах отдельных звуков, произносимых голосом, знали с древних времен. С их помощью лечили самые различные заболевания.

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

А- снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь;

Э- улучшает работу головного мозга;

И- лечит глаза, уши, стимулирует сердечную деятельность, «прочищает» нос;

О- оживляет деятельность поджелудочной железы, устраняет проблемы с сердцем;

У- улучшает дыхание, стимулирует работу почек, мочевого пузыря;

Ы- лечит уши, улучшает дыхание и т.д.

ЗВУКОСОЧЕТАНИЯ

ОМ – снижает кровяное давление;

АЙ, ПА – снижают боли в сердце;

уХ, ОХ, АХ – стимулируют выброс из организма отработанных веществ и негативной энергии.

Научно доказана целебная сила произнесения и некоторых отдельных  СОГЛАСНЫХ звуков при  их пропевании)

В, Н, М – улучшает работу головного мозга;

С – лечит кишечник, сердце, легкие;

Ш – лечит печень;

Ч– улучшает дыхание;

К, Щ – лечат уши;

М – лечит сердечные заболевания.

Поэтому, в связи с этой проблемой было принято  решение включить в коррекционно-развивающую работу с детьми элементы вокалотерапии и наладить тесное взаимодействие  с музыкальным руководителем.

С Ириной Сергеевной разработали совместный план работы с детьми и их родителями. Определили области сотрудничества:

  • Практическая – взаимопомощь в коррекционно-развивающей работе с детьми, нуждающимися в помощи специалистов; в организации и проведении культурных познавательных и просветительских мероприятий с детьми, с педагогами и родителями; подбор музыкального сопровождения к занятиям,  праздникам, родительским собраниям, тренингам и т.д.
  •  Консультативная – консультации по психическому развитию детей, влиянию музыки и пения на психику и развитие ребенка, использованию музыкальной среды для развития творческих способностей воспитанников и развитию вокально-хоровых способностей.
  • Методическая – взаимопомощь в разработке конспектов развивающих и коррекционных занятий с использованием элементов вокалотерапии для детей  с ОВЗ, о внедрении в работу новых психолого-педагогических технологий.

Исходя из того, что в нашем дошкольном учреждении стоят на учете 7 детей с ограниченными возможностями здоровья: дети с ЗПР,  ТНР, с нарушением развития когнитивных функций, решили использовать в коррекционно-развивающей работе с детьми ОВЗ интересную методику Сергея Вагановича Шушарджана. Элементы данной методики транслируем на родительских собраниях, на информационных стендах для родителей ДОУ. Доктор медицинских наук С. В. Шушарджан в 1991 году разработал для детей с ОВЗ специальный набор упражнений и определенную систему пения, имеющую коррекционно-оздоровительную направленность. Первое, на что он обратил внимание - пение невозможно без правильной постановки дыхания. В свою очередь, правильное дыхание приводит к повышению множества резервных возможностей организма детей с отклонениями в развитии (например, правильное дыхание помогает больным бронхиальной астмой) и т.д. Кроме того, основоположник музыкотерапевтической школы научно обосновал и доказал влияние гласных звуков и также звукосочетаний на организм особого ребёнка. По словам С. В. Шушарджана, для достижения динамики развития заболевания необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей с ограниченными возможностями. Также, для достижения максимального эффекта, структуру занятия по вокалу педагог предлагает строить таким образом:

1. Упражнения на снятие зажимов в различных областях.

2. Дыхательная гимнастика.

3. Артикуляционная гимнастика.

4. Распевание на разные слоги в зависимости от задачи, которая стоит перед педагогом.

5. Песенки короткой продолжительности.

Кроме того, автор данной методики замечает, что данные этапы занятий необходимо структурировать так, чтобы не возник риск утомляемости ребёнка. Все занятия должны проводиться в игровой форме, то есть легко, интересно и непринужденно. Важно, чтобы песенки-попевки, а также некоторые упражнения, сопровождались наглядностью, об этом также говорит С. В. Шушарджан.

Очень полезны вокальные игры-импровизации, так как они дают возможность интуитивно находить нужные для организма звуковые вибрации с терапевтическим эффектом. Например: педагог говорит: «Где твой носик?». Ребенок, показывая, поет «Вот, вот, вот мой носик». Воспитатель «Где твой ротик, ну-ка спой» Ребенок «Вот мой ротик, я пою». Педагог спрашивает: «Язычок где?» и т.д. Такие вокально-речевые игры развивают память, слух, творческие способности, певческое дыхание и артикуляционный аппарат ребенка с ограниченными возможностями. Пением можно добиться координации дыхания с речью, улучшить дикцию, устранить гнусавость. Артикуляционная гимнастика развивает и укрепляет мышцы языка, губ, щек, то есть способствует развитию речевого аппарата.

Предлагаем несколько примеров артикуляционной гимнастики: Пением можно добиться координации дыхания с речью, улучшить дикцию, устранить гнусавость. «Надуваем шарик» - выпятив губы, дети глубоко вдыхают, а на выдохе надувают щеки, имитируя вдувание воздушного шара. Это упражнение не только развивает дыхательный аппарат, но и прекрасная гимнастика для мышц губ и щек ребенка.

«Часики». В ритме часов дети поют-«тик-так, тик-так, тик-так». Педагог поет: «Вдали слышна кукушка: ку-ку, ку-ку». Дети подхватывают: «Ку-ку, ку-ку, ку-ку, ку-ку» и т.д.

«Тонирование»  - напевание длинных гласных звуков.

Используется для уравновешивания волн мозга, улучшения ритма дыхания. Тонируют на удобной для детей ноте.

 Каждый звук имеет свое воздействие на органы и системы.

  • Звук «а-а-а» немедленно вызывает расслабление
  • Звук «и-и-и» - самый стимулирующий звук, звуковой кофеин. 3-5 минут произнесения этого звука стимулирует мозг, повышает активность организма.
  • Звук «о-о-о» - средство мгновенной настройки  организма.                                                                        
  • Звук «у-у-у» воздействует на дыхание, почки.
  • Звук «э-э-э» улучшает работу головного мозга.
  •   Звук «ы-ы-ы» – лечит уши, улучшает дыхание;

Упражнение «Ветер». Дети должны изобразить усиливающий ветер. Это упражнение на глубоком вдохе и выдохе весьма полезно для вентиляции легких. Все вокальные творческие задания можно выполнять как индивидуально, так и в группе. В результате снижается и устраняется эмоциональная скованность и напряжение. Данная вокалотерапия особенно показана депрессивным, заторможенным, эгоцентричным и детям с ЗПР.

Для повышения самооценки ребенка и уверенности в себе мы применяем в виде игры следующие приемы вокалотерапии. Например, педагог, показывая рукой на ребенка, напевает: «Ты- ы-хороший» «Ты- ы-самый добрый» «Ты- ы-самый смелый» «Ты- ы--красивый» Ребенок повторяет: «Я- хороший» «Я-самый добрый» «Я-самый смелый» «Я-красивый» Затем остальные дети трехкратными подтверждающими хлопками пропевают: «Да-да-да!» «Ты- ы-хороший!» «Ты- ы-самый добрый!» «Ты- ы-самый смелый!» «Ты- ы-красивый!» Задача педагога в том, чтобы правильно выбрать, соответствующего по психологическому состоянию, ребенка. Исходя из психоэмоционального состояния ребенка выбираются слова: смелый, веселый, уверенный, храбрый, чудесный, бодрый, спокойный, довольный, радостный и так далее.

После таких занятий мы наблюдаем значительное улучшение эмоционального состояния детей — они довольны, радостны и уверенны в себе. Таким образом, при помощи вокалотерапии можно практиковать развивающий эмоциональный тренинг, который способствует улучшению психофизиологического состояния организма ребенка с ОВЗ. Комплексное, гармонизирующее и активизирующее влияние вокалотерапии позволяет сделать вывод о перспективности использования данного направления в системе дошкольного образования.

Обобщая вышесказанное, на сегодняшний день методы вокалотерапии С. В. Шушарджана с успехом применяются во всем мире для лечения и коррекции и физических, и психических заболеваний: расстройств аутистического спектра , лёгкой и тяжелой формы нарушений речи, задержкой психического развития, депрессий различного характера и других. В практике не только самого основателя музыкотерапевтического центра, но и также его последователей, известны примеры не только положительной коррекции детей с данными ограничениями здоровья и их успешной реабилитации в социум, но и восстановления определенных функций организма (например, при условии изначальной лёгкой формы аутизма возможно снятие данного диагноза). Успехи вокальной методики С. В. Шушарджана, также нашли своё отражение в трудах его преемников: игровой метод вокалотерапии С.В. Ерёминой, вокалотренинг по Т. Н. Филаретовой.

Подводя итог, необходимо отметить, что использование пения посредством певческой методики Шушарджана в решении проблемы лечения и коррекции детей с ограниченными возможностями действительно оправдано. Таким образом, заслуги вокалотерапии достаточно велики, а самое главное и важное то, что она способна особому ребёнку подарить новую жизнь.

Список литературы

  1. Брусиловский, Л. С. Музыкотерапия /Л. С. Брусиловский // Руководство по психотерапии /под ред. проф. В.Е. Рожнова. — Ташкент. — 2011. — 275 с.
  2. Сусанина И. Введение в арт-терапию. — Москва: Когито, 2007. — 356 с.
  3. Шушарджан С.В. Физиологические особенности воздействия вокалотерапии на организм человека. /Диссертация на соискание ученой степени кандидата медицинских наук/ — Москва: РУДН, 1994. — 345 с.



Предварительный просмотр:

УДК

Игры тренинги для формирования дружеских отношений у детей дошкольного возраста в рамках социально-коммуникативного развития.

Гончарова Галина Серафимовна        

                педагог-психолог

МАДОУ «Детский сад №7»

Аннотация: главной целью деятельности педагога-психолога ДОУ является – стимулирование социально-коммуникативного  развития дошкольников и оказание своевременной помощи и поддержки всем субъектам образовательного процесса. Данную цель можно выполнить посредством использования коммуникативных игр тренингов, обучая детей учитывать особенности и интересы друг друга.

Ключевые слова: социально-коммуникативные, игры, дружеские, отношения, дошкольники.

Training games for the formation of friendly relations among preschool children in the framework of social and communicative development.

Goncharova Galina Serafimovna

teacher-psychologist        

MADOU "Kindergarten No. 7"

Abstract: the main goal of the activity of the teacher-psychologist of the preschool educational institution is to stimulate the social and communicative development of preschoolers and provide timely assistance and support to all subjects of the educational process. This goal can be achieved through the use of communicative training games, teaching children to take into account each other's characteristics and interests.

Keywords: social and communicative, games, friendships, relationships, preschoolers.

Коммуникативная игра - это совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы друг друга. Для того чтобы понять как простроить работу по формированию дружеских отношений и безопасного поведения у детей дошкольного возраста в данном направлении, необходимо знать особенности социально-коммуникативного развития на дошкольном возрасте.

Многолетние исследования ученых и  психологов показали, что у малышей в период от рождения до трех лет идет в основном коммуникативное общение с взрослыми на эмоционально-манипулятивном уровне. В дальнейшем коммуникативное развитие проходит 3 этапа.

1 этап. С 3 до 4 лет сверстник является партнером по эмоционально-практическому взаимодействию.

2 этап. С 4-6 лет возникает потребность в общении в совместной игровой деятельности.

3 этап. С 6-7 лет общение со сверстниками приобретает устойчивые избирательные предпочтения между детьми.

Главной целью деятельности педагога-психолога ДОУ является – стимулирование социально-коммуникативного  развития дошкольников и оказание своевременной помощи и поддержки всем субъектам образовательного процесса.

Задачами по социально – коммуникативному развитию дошкольников являются:

  • развитие социального и эмоционального интеллекта,  

  эмоциональной отзывчивости;

  • создание условий для развития у детей культурно-личностных

 отношений в процессе взаимодействия со сверстниками и    взрослыми;

  • развитие коммуникативной компетентности;
  • формирование положительного отношения к окружающим людям.

Педагог-психолог - это специалист, реализовывающий комплексную психологическую работу с детьми: диагностирующую, профилактическую, развивающую и коррекционную, при этом педагог-психолог работает в тесном сотрудничестве с воспитателями. 

Алгоритм совместной работы педагога-психолога и воспитателей по формированию дружеских отношений и безопасного поведения у дошкольников

  1. Совместное составление психологических характеристик детей на основе наблюдений и социометрической методики «Секрет» (Я.Л. Коломинский, Т.А. Репина) для точной оценки положения каждого ребёнка в системе межличностных отношений в группе.
  2. Разработка совместного плана работы педагога-психолога и воспитателя.
  3. Создание в группах предметно-развивающей среды по формированию дружеских отношений у детей в рамках социально-коммуникативного развития с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.
  4. Проведение развивающей работы с детьми с использованием различных форм и методов.

 Поэтому, я, как педагог-психолог использую в работе с детьми по формированию дружеских взаимоотношений разнообразные формы:

  • игры;
  • беседы о дружбе и взаимопомощи;
  • обыгрывание с помощью кукольного театра различные конфликтные ситуации между детьми на примерах сказочных героев;
  • совместные игры с песком;
  • игровые тренинги;
  • релаксационные упражнения;
  • игры с правилами;
  • элементы арт-терапии;
  • пантомимика;
  • настольные дидактические игры;
  • психогимнастика и т.д.

 Из опыта работы большим воспитательным и развивающим потенциалом обладают игровые технологии, так как на дошкольном возрасте  ведущим видом детской деятельности является игра [1, с.85]. Именно в игре у детей лучше всего формируются добрые чувства. Поэтому, сегодня мы будем говорить о формировании дружеских взаимоотношений и безопасного поведения у дошкольников посредством различных игровых методов, с помощью  которых моделируются гармоничные, безопасные формы поведения ребенка. Необходимо помнить, что при ознакомлении с новой игрой, правила объясняются до её начала. Дети запоминают правила, если они даются четко, понятно, эмоционально. Для того чтобы воспитатели давали такую же инструкцию как психолог при проведении игр, педагог-психолог даёт рекомендации воспитателям для предъявления единых требований к детям. Поскольку в обязанности педагога-психолога входит функция оказания своевременной помощи и поддержки субъектам образовательного процесса, я, как педагог-психолог  провожу для воспитателей обучающие мастер-классы, консультации, даю рекомендации по коррекции поведения ребят. Предлагаю ознакомиться с небольшой картотекой коммуникативных игр тренингов, которые используются в нашем дошкольном учреждении.

 «Доброе животное»

Цель: формирование дружеских взаимоотношений, сплочение коллектива.

Безопасное общение: при изображении героя слушать внимательно педагога, играть спокойно, выполнять движения в соответствии с текстом, не мешать соседям по игре, чтобы не возникло конфликтных ситуаций.

«Волшебный стул» (Е.А. Левченко) с детьми.

Цель: воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова, формировать дружеские отношения друг к другу.

Объяснение: один из вас сядет в центр на "волшебный стул", остальные будут говорить о нём добрые, ласковые слова, комплименты. Можно обнять сидящего, погладить.

«Смешное пианино»  

Цель: формирование  умения сотрудничать друг с другом, развитие дружеских взаимоотношений.

Объяснение: все дети садятся на стульчиках в одну линию. Теперь они не просто ребята, а клавиши волшебного пианино, которые звучат голосами разных животных. Воспитатель назначает каждому малышу свой голос  - кошки, мышки, лягушки, собаки, высокий, низкий, ля-ля, а-а-а. Далее ведущий-пианист двигается вдоль ряда детей, легонечко касаясь плеча или головы ребенка - нажимая на клавиши, а клавиши поют свои песни.                                                                                                                 

«Комплимент соседу».

Цель: развитие дружеских навыков общения.

Объяснение:  Каждый человек должен сделать комплимент соседу слева. Обязательные условия. Обращение по имени. Сказанное должно быть приятно не говорящему, а слушающему. Тот, кому предназначался комплимент, должен выразить слова благодарности и вернуть комплимент, начиная со слов: «А вы…» или «А у вас…».

«Я хочу с тобой дружить».

Цель: формирование дружеских отношений и навыков коммуникации.

Безопасное общение: игрокам осторожно трогать руку соседа, не щипать и не сжимать, чтобы не возникло конфликтных ситуаций.

Объяснение: водящий говорит: «Я хочу подружиться…» и далее описывает одного из участников группы. Участник, который догадался, что описывают именно его, быстро подбегает к водящему и жмёт ему руку. А сам становится водящим в игре.

«Слепой и поводырь».        

Цель: формирование коммуникативных навыков, формирование дружеских  взаимоотношений и доверия друг к другу.

Объяснение: игроки делятся по парам. Один в паре – «слепой» (игрок с завязанными глазами), другой -  «поводырь». «Поводырь» должен провести «слепого» через заранее подготовленные препятствия, постоянно словами подсказывая какие действия необходимо выполнить. Задача поводыря: помогать слепому в пути, оберегать его от столкновения с чем-либо.

В работе с дошкольниками, перед психологом нередко стоит задача  коррекции поведения ребёнка, поэтому в качестве основных методов обучения детей конструктивным способам разрешения конфликтных ситуаций используется обыгрывание конфликтной ситуации и моделирование выхода из неё с помощью  персонажей кукольного театра.

Следует отметить тот факт, что, эффективным методом формирования дружеского взаимодействия между дошкольниками  также является использование техник арт-терапии, которые связаны с коллективным рисованием по кругу и направлен на сплочение детского коллектива и гармонизацию психоэмоционального состояния ребенка.

Игра «Дорисуй рисунок». С использованием спокойной музыки.

Цель: формирование дружеских взаимоотношений, коммуникативного общения и гармонизация межличностных отношений.

Первый участник рисует на листе формата А-4 какую-нибудь закорючку или фигуру, второй дополняет рисунок одной деталью, третий тоже что-то дорисовывает и так по кругу.  Получившиеся рисунки рассматриваются, обсуждаются и обязательно проводится рефлексия.

Рефлексия:

- что было задумано первым игроком?

- что чувствовали во время рисования?

- какие трудности испытывали?

- что понравилось?

- что было интересным?

Также, хорошим способом  налаживания общения между детьми служат настольно печатные игры («лото», «домино», «маршрутные игры», «соберите картинку» и т.д.). Именно в играх парами дети учатся способам игрового сотрудничества. Делая выбор в пользу соблюдения правил, преодолевая сиюминутные желания и поступаясь собственными интересами в пользу другого, чтобы порадовать его, ребенок получает удовольствие от того, что поступил правильно. Постепенно такое поведение становится привычкой .

Чтобы добиться наибольшего эффекта в усвоении дошкольниками этических норм поведения, необходимо постоянно обращать внимание на поведение детей в дошкольном учреждении и семье. Поэтому очень важно, чтобы в семье  к детям предъявлялись единые требования. Соблюдение данных рекомендаций поможет педагогам дошкольных  образовательных учреждений гармонизировать межличностные отношения в группе дошкольников.

 

Список  источников:

  1. Панфилова А.П. Теория и практика общения: учеб. Пособие для студ. Издательский центр «Академия», 2011.- 288с.



Предварительный просмотр:

Интеграция исследовательской деятельности и арт-технологий

в процессе совместной коррекционно-развивающей работы

педагога-психолога и учителя-логопеда по преодолению речевых нарушений                                 и снятию тревожности у детей с ОВЗ.

Гончарова Галина Серафимовна, педагог-психолог

Петроченко Ирина Петровна,учитель-логопед

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».

Академик К. Е. Тимирязев

Дошкольное детство – это ответственный этап, когда закладываются основы психического и речевого развития у детей.  В настоящее время у педагогов, психологов и медиков серьёзную озабоченность вызывает здоровье дошкольников. Ежегодно растет количество тревожных детей, детей с ТНР, РАС и т.д. Все это побуждает специалистов и педагогов дошкольного образования искать инновационные средства по предупреждению отклонения в развитии у воспитанников.  Практика показывает, что на успешность развития детей напрямую влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребенка и его эмоциональную активность, поэтому было решено  внедрить в коррекционно-развивающий процесс инновационные технологии.

Следует отметить, что такими интересными технологиями являются синтез познавательно-исследовательской деятельности с изобразительными арт-технологиями. Выбор данного направления обусловлен тем, что с одной стороны, опытническая деятельность помогает расширить восприятие окружающего мира, раскрыть свойства предметов благодаря возможности мультимодального подхода. А с другой стороны, использование арт-технологий позволяет значительно снизить уровень тревожности детей с речевой патологией, повысить учебную мотивацию, возбудить желание делиться своими впечатлениями. При этом деятельностный подход в познании способствует формированию личности ребёнка, развитию речемыслительных навыков дошкольников в процессе занятий и повышению уровня уверенности в своих силах в условиях безоценочного творческого пространства.

Опыт работы показывает, что исследовательская деятельность доступна даже детям раннего и младшего дошкольного возраста, так как они стараются всё увидеть, услышать, попробовать на вкус, потрогать, понюхать и разобрать. Именно так формируется сенсорный опыт каждого ребёнка, от которого напрямую зависит адекватность и целостность представлений об окружающем мире и о самом себе. Предметы и материалы, которые используются для исследовательской деятельности способствуют актуализации имеющихся слов, и закрепляют уже имеющиеся связи слов с предметами, а  арт-технологии способствуют формированию зрительных предметных представлений. Арт-действие сопровождается словом – наименованием предмета и описанием его свойств и функций. Так же в процессе интеграции исследовательской деятельности и арт-действия активизируются речемыслительные операции  - установление устойчивой смысловой взаимообратимой связи «слово-образ-слово».  

Совместная коррекционная работа педагога-психолога и учителя-логопеда в данном направлении была обусловлена особенностями внимания, которые свойственны детям с ТНР:

- неустойчивость внимания и повышенная тревожность;

- более низкий уровень произвольного внимания;

- трудности в планировании своих действий;

- трудности сосредоточения на вербальном материале.

Отечественный психолог, философ и педагог Леонтьев А.Н. говорил о том, что предмет является узлом свойств, предметный образ является узлом модальных ощущений и так важна актуализация образов-представлений. Именно поэтому работа над развитием речи у детей с патологией должна основываться прежде всего, на зрительном восприятии и образах-представлениях, и предполагает использование невербальных методов на невербальном материале.

Новизна и ценность нашего опыта заключается:

- во-первых, в создании эффективного механизма взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в коррекционно-образовательном пространстве ДОУ;

- во-вторых, исследовательская деятельность, соединённая с арт-технологиями в совместной коррекционно-развивающей работе становится инструментом для реализации и достижения  планируемых результатов педагога-психолога и учителя-логопеда.

Соединение исследовательской деятельности и арт-технологий позволяет:

- организовать тесное взаимодействие педагогов, детей и родителей на платформе творчества;

- создать положительный эмоциональный фон;

- повысить познавательную мотивацию;

- снизить тревожность детей с речевой патологией в условиях безоценочного пространства;

- развивать креативное мышление и творческий потенциал в условиях поощрения детской инициативы и поиска новых идей;

- развивать коммуникативную функцию речи и активизировать словарный запас в процессе оречевления своих действий;

- обогащать сенсорный опыт и представления об окружающем мире.

Основной целью данных интегрированных занятий является преодоление речевых нарушений и снятие тревожности у детей с ОВЗ.

Для достижения поставленной цели был разработан комплекс интегрированных коррекционно-развивающих групповых занятий с участием педагога-психолога и учителя-логопеда, в рамках лексических тем, в основе которых лежит интеграция исследовательской деятельности и различных арт-технологий,  подобранных и адаптированных с учётом возрастных и психологических особенностей детей с ТНР.  

Структура занятия:

- постановка проблемы;

- целеполагание;

- выдвижение гипотезы;

- проверка гипотезы, практические действия, эксперимент;

- анализ полученного результата, формулирование вывода;

- арт-действие, связанное с экспериментом и полученным результатом.

Возможные варианты фиксации результатов исследования и экспериментальной деятельности с помощью арт-технологий:

  1. Использование в арт-действии материалов, полученных с помощью опытов;
  2. Визуальная фиксация результатов исследовательской деятельности (зарисовка, лепка и т.д.)
  3. Использование свойств изучаемого предмета или объекта в арт-действии по аналогии с тем, что происходит в природе.

В любом из предложенных вариантов обязательным является оречевление всех действий, развитие речемыслительной деятельности. Поэтому, планируя занятие, педагог должен создавать условия, при которых возникает необходимость совершать сравнения и обобщения, находить связь между явлениями живой и неживой природы.

Арт-технологии становятся способом фиксации полученной информации в ходе детского экспериментирования и средством активизации словарного запаса. Такие занятия способствуют формированию у дошкольника бережного, эмоционального отношения к окружающему миру и навыков экологически грамотного поведения.

Основополагающие принципы организации занятий

- поощрение инициативы и усилий ребёнка;

- исключение отрицательного оценивания деятельности ребёнка;

- принцип доступности, опора на опыт ребёнка;

- обеспечение психологической защищенности каждого ребёнка (доброжелательное

искреннее отношение к нему).

В заключение следует отметить тот факт, что в результате интеграции исследовательской деятельности и элементов арт-технологий на занятиях с дошкольниками, были сделаны выводы о том, что суммарное воздействие данных образовательных компонентов инновационных технологий на детей во много раз эффективнее, чем влияние каждого из них по отдельности.

Использованная литература:

  1. Деркунская В. А. Игры – эксперименты с дошкольниками. / Центр

педагогического образования, 2012. -165с.

  1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетина В.В. Неизведанное рядом. М., 2004.-

189с.

  1. Иванова А. И. Детское экспериментирование как метод обучения. / Управление

 ДОУ, N 4, 2004, 4. Исакова Н. В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. / Детство-пресс 2013.