Проекты

Гончарова Галина Серафимовна

На современном этапе развития дошкольного образования становится актуальным вопрос создания системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ метода проектов.

        Метод проектов как педагогическая технология – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Метод проектов широко внедряется в образовательную практику в России благодаря введению ФГОС общего образования (стандартов второго поколения). 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 7»

Утверждено

на педагогическом совете

протокол №        от «   »  ______2020г.

Утверждаю:

Заведующий МАДОУ

«Детский сад № 7»

_____________ Ж.В. Хомякова

«____» ________ 2020г.

       

практико-ориентированный проект

для детей раннего возраста

Срок реализации: 1 год

Автор:

                                                                               педагог-психолог

                                                                           Гончарова Г.С.

ЗАТО  Северск

2020 г.

Проблема. Гармонизация детско-родительских отношений – работа трудная, но благодарная. Только родители могут создать систему позитивных взаимоотношений с ребенком или же разрушить эти отношения. Главное – успеть сейчас, пока ваш малыш любит вас просто за то, что вы есть, его любовь безусловна и чиста.

            Актуальность: ранний возраст - важный период в жизни ребенка. Это - время, когда устанавливаются и начинают развиваться первые и наиболее значимые отношения ребенка с мамой и папой, с близкими родственниками. От характера детско - родительских взаимоотношений зависит, как будут складываться отношения ребенка с окружающим миром, какую  жизненную позицию выберет  уже подросший малыш, а потом и взрослый человек. С введением ФГОС в ДОУ наметились новые подходы к педагогическому взаимодействию детского сада и семьи.  В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.

 Развитие ребёнка невозможно без участия и поддержки взрослого, т.к. искренние и доброжелательные отношения способствуют более успешному развитию малыша.  В очередной раз при наборе малышей в группу раннего возраста, заметили, что сплочение детско-родительского коллектива группы идёт с большим трудом. Родители с настороженностью относятся как к воспитателям, так и друг к другу, а также с неохотой откликаются на просьбы и рекомендации педагогов. Во время утреннего приёма при малейших капризах малышей, родители повышают на них голос или проявляют негативные эмоции. Поэтому было решено для гармонизации детско-родительских отношений организовать на базе группы раннего возраста новую, перспективную форму сотрудничества, которая предполагает подключение родителей к активному участию в педагогической жизни детского сада.  Чтобы при этом учесть интересы родителей, провели анкетирование,  где было предложено на выбор  три направления работы:

  • театрализованная деятельность;
  •  фольклор;
  • художественно-творческое развитие детей с использованием здоровьесберегающих технологий.

72 % родителей отдали предпочтение художественно-творческому  развитию  с использованием здоровьесберегающих технологий.  Таким образом, было решено разработать проект  «Малышок» для сплочения  детско – родительского коллектива на группе раннего возраста.

Поэтому, в начале сентября разработали этапы реализации проекта:

1-й - подготовительный: постановка цели и задач, изучение литературы по данной теме,  определение  направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов;

2-й - опытно-экспериментальный: организация сотрудничества педагогов, родителей и педагога-психолога в совместной деятельности при использовании здоровьесберегающих технологий, создание психологически безопасной  образовательной, здоровьесберегающей среды во 2 мл. группе;

3-й - обобщающий (заключительный): обобщение  и анализ результатов работы, их оформление в методические продукты.

Цель проекта: установление гармоничных доверительных взаимоотношений между родителями, детьми и педагогами посредством деятельности детско-родительского клуба «Малышок».

Задачи проекта:

  • снятие эмоционального и мышечного напряжения у детей, педагогов и родителей с помощью элементов арт-терапии;
  • формирование доверительных взаимоотношений между всеми субъектами образовательного пространства ДОУ;
  • предоставление родителям необходимой информации о здоровье, развитии и воспитании детей раннего возраста.

          Объект: взаимоотношения субъектов образовательного пространства ОУ (детей, педагогов, родителей)

          Предмет: формы работы детско-родительского клуба «Малышок» направленные на сплочение  детско - родительского коллектива, а также установление доверительных взаимоотношений между родителями, детьми и педагогами. 

         Гипотеза: если использовать инновационные, творческие формы работы в рамках детско-родительского клуба «Малышок» (занятия по развивающей программе, очные и он-лайн консультации, постерные доклады и т.д.), то возрастет сплоченность детско-родительского и педагогического коллективов, будут формироваться предпосылки творческой деятельности у детей.

Организационные условия. В ходе работы проекта детско-родительского клуба «Малышок» применяются различные формы работы, в ходе которых дети и родители сидят за столами,  в кругу на стульчиках, либо сидят или лежат на ковре. Постоянная смена двигательной активности и форм организации образовательного пространства позволяет активизировать все каналы восприятия (аудиальный, визуальный, кинестетический), снизить психологические защитные механизмы личности (замещение, вытеснение, рационализация), способствуют поддержанию здорового образа жизни.

Таблица 1 – формы реализации проекта  «Малышок»

Формы реализации проекта

Периодичность

занятия по  программе «Малышок»

проводятся  раз в месяц в лёгкой, игровой форме во второй половине дня.

индивидуальные консультации по запросам родителей

раз в неделю

групповые тематические консультации с применением постерных докладов

раз в две недели

обновление информационных стендов

ежемесячно

совместные детско-родительские праздники, направленные на укрепление семейных ценностей

4 раза в год

демонстрация фильмов из жизни детей в ДОУ

1 раз в квартал

Занятия в творческой мастерской

раз в месяц

Разработали программу и сделали подборку оборудования и материала

Таблица 2 - Ресурсное обеспечение проекта  «Малышок»

Кадровое

обеспечение

  • педагог-психолог,
  • воспитатели

Техническое обеспечение

  • магнитофон, подборка фонограмм к упражнениям на снятие эмоционального напряжения (звуки природы), для проведения пальчиковых игр и игр в кругу,
  • цифровой фотоаппарат

Информационное обеспечение

  • информационный стенд для родителей в группе,
  • оформление выставки по результатам работы кружка,
  • оформление стенгазеты с фотографиями участников родительского клуба,
  • информация о работе кружка на сайте МАДОУ.

Методическое обеспечение

  • От рождения до школы.  Основная общеобразовательная программа дошкольного образования./     Под ред. Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С.Комаровой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.- 305с.;
  • Урунтаева Г.А.  Дошкольная психология. – М.: АКАДЕМИЯ, 1999.

Материал,  используемый на занятиях

  • гирлянды для оформления группы;
  • массажные мячики;
  • мольберты для оформления выставок;
  •  сказочные персонажи, театральные реквизиты для оформления группы;
  • костюмы сказочных персонажей;
  • кукольные сказочные персонажи
  • альбомы для  рисования, листы бумаги формата А-3, самоклеящаяся бумага, набор цветного картона, наборы цветной бумаги, цветной скотч;
  • наборы фломастеров не менее  6  цветов;
  • печатки, цветная гуашь, природный и бросовый материал (песок, засушенные растения, листья, камушки, тесто, семена от растений, шишки, жёлуди, крупы и т.д.);
  • различные шаблоны – заготовки, раскраски, цветной песок, и т.д. ;
  • перчатки тканевые и резиновые, тазики для воды;
  • ёмкости для снега и песка;
  • салфетки влажные для вытирания рук;
  • клеёнки на столы;
  • подставки для кисточек и печаток;
  • подборка пищевых разноцветных  порошков ЮПИ;
  • емкости для  красок при рисовании ладонями, печатками;
  • емкости для  цветного песка;
  • кисти широкие и узкие;
  • самовар и посуда для чаепития;
  • формочки для вырезания фигурок из теста.

         Данное в таблице ресурсное обеспечение указано в паспорте кабинета педагога-психолога и позволяет в полной мере реализовать запланированные мероприятия.

        Сроки реализации проекта и возраст детей:

проект рассчитан на 1 год.  Занятия проводятся с детьми раннего возраста и их родителями с сентября  по апрель.

База реализации проекта и краткая характеристика выборки: проект реализуется на базе МАДОУ «Детский сад № 7», количество участников группы 6 - 8 детей, 8 - родителей,  2 - педагога и 1 педагог-психолог  МАДОУ. Таким образом, общее количество участников проекта – 19 человек.

         Рекомендации по проведению занятий:  занятия проводятся в эмоциональной, непринуждённой форме. Активно используется музыкальное сопровождение, в содержание занятий встраиваются сказочные персонажи, театральные куклы,  реквизиты и макеты.

Теоретическая обоснованность разработки проекта: особенности внутрисемейных отношений изучали Буянов М., Варга А.Я., Гиппенрейтер Ю., Захаров А.И., Матейчек М., Спиваковская А.С., Снайдер Р., Фромм А., Хоментаускас Г., Эйдемиллер Г., и другие. Особый интерес представляет статья психотерапевта Л. Пролкс (Пролкс Л. 2006), в которой описывается оригинальная модель детско-родительской групповой диадической арт-терапии с участием детей, начиная с полуторагодовалого возраста. Л. Пролкс показывает возможность проведения арт-терапевтических занятий с детьми, не способными к созданию оформленной изобразительной продукции. Она также убеждает в том, что творческое взаимодействие между ребенком и родителем, обеспечивающее укрепление и коррекцию детско-родительских отношений, возможно, даже если изобразительные навыки ребенка весьма ограничены.

Из работ Добровольской Т.Д., Карабановой О.А., Кузнецовой Л.В., Медведевой Е.А., Некрасовой Ю.Б., Никольской О.С., Рау Е.Ю. и др. известно, что использование средств искусства существенно повышает эффективность развивающей работы с детьми. Ребенок, действуя в удивительном мире искусства, дает позитивные изменения в своем развитии. Он уходит от переживаний, чувства одиночества, страхов и тревожности, или от конфликтных межличностных внутрисемейных отношений.

 Практическая значимость: данный проект адресован педагогам-психологам, дефектологам, воспитателям, музыкальным руководителям ДОУ.  Отдельные занятия с успехом могут использоваться в работе детского сада для детей с задержкой психического развития и детей ТНР.

Новизна и ценность проекта заключается в том, что на базе группы организована новая для родителей форма сотрудничества родителей, педагога-психолога, детей раннего возраста и педагогов, с использованием элементов арт-терапевтических, здоровьесберегающих технологий. Проект построен с учетом того, чтобы затронуть как можно больше сфер психического, физического и социального опыта ребенка. Большое значение для успешной реализации творческого проекта имеет акцентирование внимания родителей на важности свободы творческих проявлений и самостоятельности ребенка. Ведущая группы (педагог-психолог) ориентирует взрослых на то, чтобы они выступали в ходе игрового и творческого взаимодействия с ребенком в качестве его партнеров и не навязывали ему своего мнения, а, скорее, поддерживали инициативы. В процессе занятий также используется функциональная музыка, способствующая созданию позитивного эмоционального фона, выражению чувств и воображению.

Таблица 3 – Ожидаемые результаты реализации  проекта «Малышок»

Предполагаемые

результаты для ребенка:

Предполагаемые результаты для родителей:

Предполагаемые

результаты для педагогов:

  • Снижение тревожности.
  • Стремление к самостоятельности.
  • Развитие познавательной активности.
  • Эмоциональная стабильность.

  • Установление тёплых, дружеских, доверительных взаимоотношений между родителями, детьми и воспитателями.
  • Получение важной информации о воспитании, здоровье и развитии ребенка раннего возраста.
  • Расширение знаний, касающихся игр, упражнений и других видов взаимодействия с детьми раннего возраста.
  • Овладение здоровьесберегающими приёмами взаимодействия с ребенком раннего возраста.
  • Освоение новых форм взаимодействия с родителями воспитанников.

 Представленные в таблице ожидаемые результаты выделены с учетом экспериментальной проверки и доказуемости в процессе реализации проекта с помощью тестов, анкет, наблюдений, опросников, а также показывают эффективность работы с вовлеченными категориями (дети, родители, педагоги). Для активного использования сформирован пакет диагностического инструментария для проведения мониторинга, что даёт возможность отслеживать результаты совместной деятельности.

Пакет диагностического инструментария для проведения мониторинга:

  • тест-опросник родительского отношения (ОРО), разработанный А.Я.Варгой и В.В.Столиным;
  • диагностика психолого – педагогического обследования детей по методике Е.А. Стребелевой. (Диагностика проводится в начале и в конце учебного года в апреле месяце (после окончания курса программы);
  • стандартизированное наблюдение за поведением и эмоциональным состоянием детей раннего возраста (журнал наблюдения);
  • авторская разработка варианта анкеты для педагогов: анкета - «Здоровьесбережение в ДОУ» (апробационный вариант);
  • анкета - «Стиль педагогического общения», сайт Maam. Ru;
  • тест Кноблох – Фальконетт, К.Н. Томас для педагогов и родителей «Определение конфликтности»;
  • методика Тейлора (адаптация В.Г. Норакидзе) «Шкала тревожности».

Таблица 4 – Структура занятия

Часть 1.

Вводная

Основная задача – настроить детей и их родителей на совместную работу, создать положительный эмоциональный фон.  

Вступительное слово. «Ритуал приветствия». Коллективные упражнения, направленные на сплочение и сокращение эмоциональной дистанции между участниками группы.

Часть 2.

Разминка

Задача: настройка на продуктивную групповую деятельность, активизирует детей  и родителей, что позволяет  снять чрезмерное эмоциональное  и мышечное напряжение.

Пальчиковая или дыхательная гимнастика, элементы самомассажа, малоподвижные игры, танцевальные движения, игры в кругу с музыкальным сопровождением.

Часть 3.

Основной этап

Задача: развитие межличностного доверия и группового сотрудничества. На этом этапе с помощью внедрения элементов арт-терапии используются изобразительные упражнения и изотехники, направленные на установление эмоционального контакта между всеми участниками.                                                                                                                                        

Часть 4.

Заключительный этап

Задача: закрепление приобретенных навыков.

Заключительное релаксационное упражнение  по теме занятия (1 - 2 мин).

Выставка из детско – родительских работ. Рефлексия.

Часть 5.

Совместное

чаепитие

Задача: подведение итогов

Проговаривание перспективы на следующее занятие, ответы на возникающие вопросы родителей, дополнительная информация для родителей по использованию здоровьесберегающих технологий в быту.

Таблица 5 - Тематический план занятий по программе «Малышок» с использованием элементов здоровьесберегающих технологий.

Раздел

Темы занятий

Время

 проведения

Абилитационные занятия с элементами Арт-терапии

Тема: «Осень и её подарки». Рисование печатками (печатание овощей и фруктов печатками из картофеля).

Задачи: снятие эмоционального напряжения посредством использования арт-терапевтических технологий.

4я неделя

Сентября

 (15 мин.)

Тема: «Листопад». Рисование пальчиками, ватными палочками и нанесение отпечатков листьев с гуашью на бумагу.

Задачи: снятие мышечного напряжение посредством релаксационных упражнений.

4я неделя

Октября

(15 мин.)

Тема: «Волшебные картинки».  Рисование ладошками, пальцами, тычками, печатками и другими материалами.

Задачи: отработка навыков взаимодействия с педагогом через совместное выполнение задания.

4я неделя

Ноября

(15 мин.)

Тема: «Снежная сказка».    Лепка фигурок  из снега и солёного теста, рисование с использованием нетрадиционного материала.

Задачи:  работа в парах, позволяющая формировать навыки совместных действий

4я неделя

Декабря

 (15 мин.)

Тема: «Зимние фантазии». Рисование кусочком льда по порошку Юпи на белом листе.

Задачи: отработка навыков по снятию мышечного напряжение посредством релаксационных упражнений и элементов самомассажа.

4я неделя

Января

(15 мин.)

Тема: «Волшебные шары». Украшение надутых воздушных шариков природным и бросовым материалом.

Задачи: отработка навыков взаимодействия с педагогом через совместное выполнение задания

4я неделя

Февраля

(15 мин.)

Тема: «Зайкины рисунки». Рисование пальцем по песку и рисование цветным песком.

Задачи: снятие мышечного напряжение посредством релаксационных упражнений и дыхательной гимнастики.

4я неделя

Марта      

(15 мин.)

Тема: «Подарки для ёжика Шу-шу». Лепка из глины, теста с использованием природного и бросового материала.

Задачи: снятие эмоционального напряжения посредством использования арт-терапевтических технологий.

4я неделя

Апреля

(15 мин.)

Итого:

8 занятий по 15 минут

2 часа

Таблица 5 - Упражнения по снятию эмоционального и мышечного напряжения

1

«Порхание бабочки»

Сентябрь

2

«На полянке»

Октябрь

3

«Облака»

Ноябрь

4

«Снежинки»

декабрь

5

«Волшебный сон»

Январь

6

 «Воздушные шарики»

Февраля

7

«Отдых на море»

Март

8

«Лентяи»

Апрель

Бабич О.М, Методы саморегуляции и психологической разгрузки.- Воронеж.: Издательско-полиграфический центр ВГУ, 2008.  (8 упражнений по 3 –5минут).

В результате проектной деятельности разработаны следующие методические продукты: 

  • программа «Малышок»;
  • конспекты занятий;
  • диагностический инструментарий;
  • фото отчёт в форме коллажей;
  • стенгазеты с фотографиями;
  • подборка материала для выставки из детских работ;
  • подборка релаксационных упражнений;
  • создание библиотеки релаксационной музыки;
  • подборка пальчиковых игр;
  • подборка кинезиологических игр;
  • консультации для родителей по использованию здоровьесберегающих

                       технологий в домашних условиях.

Эффективность реализации проекта

Таким образом, следует сделать вывод о том, что данный практико-ориентированный педагогический проект способствует гармонизации отношений между детьми, педагогами и родителями; развивает творческую и  познавательную активность воспитанников; формирует  коммуникативные навыки; создаёт эмоциональную стабильность в учебно-воспитательном процессе в МАДОУ. А самое главное – снизился процент заболеваемости детей раннего возраста на 3%.

Дальнейшее развитие проекта.

По окончании проекта деятельность в выбранном направлении должна быть продолжена и на группах дошкольного возраста для гармонизации отношений между родителями, детьми и педагогами дошкольных групп. Для этого на педагогическом совете дошкольного учреждения была проведена трансляция  результатов работы по проекту «Малышок» в форме презентации.

Для дальнейшего продвижения результатов по проекту  необходимо принимать активное участие в конкурсах, фестивалях, конференциях. Разработанный проект для распространения опыта выставлен на сайте:  https://nsportal.ru/node/5591874/edit

Литература

1.

Арт-терапия – новые горизонты / Под ред. А.И. Копытина. - М.: Когито-Центр, 2006

Бабич О.М, Методы саморегуляции и психологической разгрузки.- Воронеж.: Издательско-полиграфический центр ВГУ, 2008.

2.

Вайнер М. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников.- М.: педобщество России, 2005.

3.

Голубева Л. Г. Гимнастика и массаж для самых маленьких. - М.: Мозаика-Синтез, 2006-2010.

4.

Евдокимова Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей.- М: Мозаика – Синтез, 2007год.

5.

Зверева О.Л., Кротова Т.В. «Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект» - 2009г.

6.

Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей. - Спб.: Изд-во «Речь», 2008 г.

7.

Меркулова Т.В.Дубинина Е.А. Проектная деятельность в детском саду: наука и педагогическая практика. Москва. Школьная Пресса. 2010г.

8.

Нечипорук Е. Диагностическая работа в детском саду".- Ростов-на-дону: Феникс, 2005

9.

Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. — М.; Мозаика-Синтез, 2009-2010.

10

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 2: Работа психолога со взрослыми.