Мастер-классы

Гончарова Галина Серафимовна

 

Мастер-класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия.

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 7»

Мастер- класс для родителей

Тренажер для дыхания

Подготовили:

                                                                                                     Иванкович Д.С.

                                                                                                   Батурина Л.В.

                                                                                                     Гончарова Г.С.

                                                                                                         Петроченко И. В.

ЗАТО Северск

 2021год

Мастер-класс для родителей

Изготовление тренажера для дыхания из картона

Цель: повышение родительской компетентности в вопросах речевого развития детей.

Задачи мастер-класса:

- познакомить родителей с технологией по изготовлению нестандартного материала для проведения коррекционной работы с детьми, направленной на развитие речевого дыхания у детей;

- снять у родителей  эмоциональное и физическое напряжение;

- создать условия для конструктивного общения взрослых в совместной деятельности;

- укреплять сотрудничество между детским садом и семьей в работе с детьми по коррекции речевых нарушений у детей;

Ожидаемые результаты.

1. Привлечение  родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе детского сада.

2. Повышение компетенции родителей в вопросах коррекции и развитии речи у дошкольников.

3. Объединение интересов семьи и ДОУ в вопросах воспитания и развития детей в условиях детского сада.

4. Создание атмосферы положительного эмоционального настроя на творческую            активность. 

Предшествующая работа: беседа с родителями, консультации по теме: «Методы и приёмы коррекции по развитию речи у детей дошкольного возраста»

Используемый материал:

- Цветной картон                                          

- Пергаментная бумага

- Клей карандаш

- Ножницы

- Трафарет кружки

Актуальность:

На современном этапе развития образования актуальным становится выявление, обобщение и распространение инновационного педагогического опыта. Одной из эффективных форм распространения собственного педагогического опыта является такая современная форма методической работы как мастер-класс.

«Мастер-классы для родителей» - одна из наиболее эффективных форм работы с семьёй, которая позволяет реализовать потребность в установлении взаимопонимания между педагогами и родителями, обмениваться эмоциями, знаниями, опытом.

Ход мастер-класса:

Уважаемые родители!

Многим из нас приходилось слышать, как ребенок разговаривает, быстро, торопливо, взахлеб. Слова мало понятны, окончания проглатываются, сложно вообще разобрать, что ребёнок пытается рассказать. Часто дети не договаривают окончания слов и нередко в конце фразы произносят их шепотом.

Наша речь осуществляется благодаря четкой и правильной работе через все дыхательные пути.

Дыхание – естественный, не контролируемый сознанием человека процесс, рефлекс, заложенный от природы. Организм сам выбирает режим дыхания, который в каждой конкретной ситуации удовлетворяет его потребность в кислороде.

Существует два вида дыхания:

  • Физиологическое, естественное, так сказать, непроизвольный рефлекс. Оно способствует насыщению каждой клеточки организма кислородом, повышению общего жизненного тонуса, сопротивляемости организма к различным простудным заболеваниям дыхательной системы (бронхитов, синуситов, ларингитов и др.), стимулируют работу сердца, головного мозга, нервной системы.
  • Речевое дыхание – это дыхание в процессе речи. Произвольный рефлекс.  Оно отличается от физиологического более быстрым вдохом и замедленным выдохом; значительным увеличением дыхательного объема,  преимущественно ротовым типом дыхания;

Речевое дыхание осуществляется произвольно, неречевое автоматически.

Зачем же нужно обучать детей правильно дышать? 

У 80% детей с нарушением речи не сформировано речевое дыхание.  Без сильной длительной воздушной струи нарушается не только звукопроизношение, но и общее звучание речи: речь «взахлёб», не проговаривание окончаний слов, «смазанность» конца фразы.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности;

Игровая методика, используемая на занятиях с детьми, позволяет в простой, доступной форме сформировать у ребенка навыки произвольного (речевого) дыхания, постепенно увеличивая время выдоха.

…Сейчас мы продемонстрируем вам как несложно и интересно можно изготовить тренажеры для дыхательной гимнастики в домашних условиях.

 Тренажёр – «Остудим чай» (для изготовления тренажёра можно задействовать родителей).

1. Нам понадобится:

- Цветной картон                                          

- Пергаментная бумага

- Клей карандаш

- Ножницы

- Трафарет кружки

2. Складываем цветной картон пополам, обводим трафарет и вырезаем детали.

3. Из пергаментной бумаги делаем имитацию пара.

4. Приклеиваем пергамент (имитацию пара)  между 2 шаблонами чашечек.

5. По желанию можно украсить чашку.

Вот такой простой тренажер у нас получился.

После показа последовательных действий по выполнению работы, родители выполняют самостоятельно поделку.

…А самым простым дыхательным тренажером являются мыльные пузыри. Главное медленно и глубоко вдыхать воздух носом и длительно выдыхать ртом.



Предварительный просмотр:

Мастер-класс с детьми

Тема: «Театр на тарелочках»

Цель: познакомить детей с техникой рисования пластилинографии,  вызвать интерес для формирования творческой инициативы, речевой активности  и эмоциональной стабильности у субъектов образовательного процесса.

Задачи:

  • гармонизация у детей эмоционального состояния, снятие напряжения;
  • создание психологически-комфортной обстановки в группе;
  • развитие речевого праксиса;
  • обучение технологии рисования цветным пластилином;
  • развитие творческой инициативы у детей;
  • формирование мелкой моторики пальцев рук для повышения речевой активности;
  • совершенствование навыков  работы с нестандартным материалом;
  • воспитание аккуратности самостоятельности, инициативности

Ожидаемые результаты:

  • повышение у детей мотивации к раскрытию творческих  способностей и инициативы;
  • гармонизация эмоционального состояния, снятие напряжения;

Материал:

  • пластилин;
  • салфетки для рук;
  • стеки;
  • прозрачная клеёнка на столы;
  • доски для лепки;
  • картонные тарелки на каждого ребёнка с изображением персонажей сказки «Красная шапочка»;

Актуальность

Пластилинография – это рисование пластилином по горизонтальной поверхности. Основой для картины может служить картон или другая твердая горизонтальная поверхность. Пластилинография соединила в себе самые любимые виды творчества: рисование, аппликацию и лепку.

Пластилинография расширяет возможности: ребенок учится размазывать, сплющивать вытягивать и скатывать на занятиях развивается мелкая моторика, глазомер, тактильные ощущения; реализуется познавательная активность; обогащается словарный запас ребенка; развивается сенсорная интеграция; происходит знакомство с окружающим миром; формируется эстетический вкус, стабилизируется эмоциональное состояние.

Поделками в технике пластилинографии можно украсить стены в творческих уголках или преподнести в качестве подарка.

Ход работы

  1. Детям предлагается выбрать силуэт сказочного персонажа.
  2. Располагаем перед собой заготовку с персонажем сказки.
  3. От кусочка пластилина отщипываем небольшие кусочки в виде комочков.
  4. Скатываем комочки пластилина в шарики.
  5. Пластилиновые шарики выкладываем на заготовки и осторожно начинаем размазывать пластилин прижимая к середине и заполняя центр элемента рисунка в пределах контура шаблона (брови и рот персонажа можно вылепить в виде тонких жгутиков из пластилина)

Рефлексия

  • Что чувствовали в момент рисования пластилином?
  • Что понравилось?
  • Что было интересным?
  • Что показалось трудным?

 

Список использованной литературы:

1 А, А. А Поделки из пластилина и соленого теста / А А. А, Анистратова, Н.И. Гришина. - М.: Оникс, 2010. - 558 c. 



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №7»

Мастер – класс для педагогов ДОУ

тема: «Игровой серпантин»

(игры на развитие пространственного мышления, как основы формирования естественно-научных и инженерных компетенций

у детей дошкольного возраста).

        Подготовила:

Педагог-психолог

Гончарова Г.С.

ЗАТО  Северск

2022г.

Мастер – класс для педагогов ДОУ

тема: «Игровой серпантин»

Цель мастер-класса:

Повышение профессиональной компетентности у педагогов ДОУ в  умении использовать игры и игровое оборудование для развития восприятия, логического и пространственного мышления, как основы формирования естественно-научных и инженерных компетенций.

Задачи мастер-класса:

• Познакомить педагогов с опытом работы по использованию логико-математических игр с детьми дошкольного возраста;

• Обучить участников мастер-класса методам и приёмам использования развивающих игр в педагогическом процессе;

• Развивать интерес к оригинальным образовательным технологиям, инициативу, желание применять на практике данные технологии;

• Вызвать желание к сотрудничеству и взаимопониманию.

Материалы к мастер-классу:

Игровые наборы М.Монтессори, Ф.Фрёбеля, фломастеры, салфетки, счетные палочки, листы бумаги, карандаши, макет игрушки Буратино, музыкальное сопровождение, мяч, "сундучок", мелкие игрушки, темные повязки на глаза, машинки разного цвета, размера, колокольчик.

План проведения мастер-класса.

1. Вступительное слово - актуальность темы.

2. Ознакомление участников мастер-класса с основными развивающими игровыми технологиями на развитие логики и пространственного мышления.

3. Практические занятия с участниками мастер-класса по использованию

 игр для развития логики и пространственного мышления у дошкольников.

ХОД  МАСТЕР-КЛАССА

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию мастер класс на тему: «Игровой серпантин» или, игры на развитие пространственного мышления, как основы формирования естественно-научных и инженерных компетенций у детей дошкольного возраста.

Знаете ли вы, что около 90% информации из окружающего мира человек воспринимает с помощью глаз. По скорости и полноте восприятия, глаз превосходит все органы чувств. Во время непосредственной образовательной деятельности дети часто отвлекаются, не могут сделать простейшие выводы, быстро устают, а это ведёт к снижению внимания, памяти, а значит, дети плохо усваивают программный материал. В то время, когда дети играют в развивающие игры, заставляющие их мыслить, они легко и быстро ориентируются на микро и макроплоскости, без проблем сравнивают предметы, считают.

Зачем логика маленькому ребенку? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Таким образом, навыки и умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для развития в школьном возрасте. Важнейшим из них является логическое мышление, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учёба, решение задач. В результате может пострадать здоровье ребенка, угаснет интерес и мотивация к обучению.

Я считаю, если при проведении непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста использовать разнообразные игровые технологии, то это приведёт к развитию творческих и интеллектуальных способностей детей, к развитию их воображения, логического мышления, пространственного восприятия. Поэтому цель моей работы - способствовать развитию познавательной активности, внимания, логического мышления и пространственного восприятия дошкольников.

В своей работе с дошкольниками использую следующие приемы:

- предлагаю детям отгадать загадки, а затем из счетных палочек выложить отгадки;

-  на ламинированных маркерных досках рисование сразу обеими руками с целью развития межполушарного взаимодействия и графомоторных навыков, тем самым развиваю пространственное мышление и восприятие;

-  геометрические пазлы, лабиринты, картинки-нелепицы, схемы «Найди недостающий» и др.

А теперь, приглашаю всех поиграть.

Игры  на развитие пространственного мышления у дошкольников.

"Солнышко"  

Цель: закреплять знания о месте расположения частей лица, умение ориентироваться на собственном теле.                                            

Оборудование: схематическое изображение лица человека.

Содержание: ребятам предлагается схематическое изображение лица человека с ориентиром (нос). Предлагается выложить на нем части лица (глаза, брови, губы). Затем ребенок закрывает глаза и выполняет это задание снова, проговаривая где по отношению друг к другу располагаются все части лица.

"Скульптор"

Цель: учить детей учитывать относительность пространственных отношений в соответствии с положением самого себя и точки отсчета при ориентировке, без чьей - либо помощи определять пространственные направления в этих ситуациях.

Оборудование: макет игрушки Буратино.

Содержание: ребятам предлагается макет игрушки Буратино.  Буратино будет показывать  движения, а ребята стараются четко все за ним повторить.

Дорога в школу".

Цель: развивать умение ориентироваться в открытом пространстве, развивать память, пространственное мышление,  умение составлять схему пути.

Оборудование: лист бумаги, карандаш.

Содержание: Ребенок вспоминает и рассказывает  где по дороге в детский сад, он видел школу, что было возле нее,  в каком направлении надо к ней идти, где сделать поворот и т. д. Затем ребенок составляет схему пути в школу.

"Вратарь"

Цель: закрепление навыков ориентировки ребенка относительно себя, развитие быстроты реакции, точности движения.

Оборудование: мяч        

Содержание: Взрослый бросает мяч ребенку, одновременно предупреждая ребенка, куда должен лететь мяч. Ребенок должен сделать вратарское движение в заданном направлении.

Ребенок: Вратарем зовусь не зря: Мяч всегда поймаю я.

Воспитатель: Раз, два, три - Справа (слева, прямо) мяч, смотри!

Игры  на ориентировку в пространстве

с помощью сохранных анализаторов

"Автогонки"

Цель: учить детей при помощи слуха определять направления движущихся предметов, обозначать в речи эти направления соответствующими пространственными терминами.        

Оборудование: 2 машинки разного цвета, размера, способа управления (обычная и энерционная), темная повязка для глаз.

Содержание: ребенку предлагается 2 машинки. Ребенок рассматривая их отмечает цвет, размер, звук издаваемый в процессе движения. Затем детям закрываются глаза и предлагают при помощи сохранного анализатора (слуха) определить и сказать в каком направлении от тебя сейчас поехала машинка, какого она цвета и размера.  

"Жмурки с колокольчиком"

Цель: учить детей при помощи слуха определять направления движущихся предметов.

Оборудование: темная повязка для глаз, колокольчик.

Содержание: среди детей выбирается водящий. Водящему ребенку надевают темную повязку. У остальных детей есть колокольчик, который они могут передавать друг другу. Ребенок с колокольчиком  в процессе передвижения звонит им. Водящий идет на звук, пытаясь задеть того, у кого колокольчик.

Игры  на  ориентировку в пространстве в процессе передвижения

"Найди игрушки"

Цель: учить детей передвигаться в пространстве, сохраняя и меняя направление в соответствии с указаниями педагога, с учетом ориентира, употреблять в речи пространственную терминологию.

Оборудование: разные игрушки

    Содержание: Детям сообщается, что все игрушки спрятались. Чтобы их найти нужно внимательно слушать "подсказки" (инструкции) и следовать им. После обнаружения игрушки, ребенок рассказывает в каком направлении он шел, в какую сторону поворачивал, где нашел игрушку.

"Разведчик"

Цель: закреплять умение детей ориентироваться в пространстве детского сада в процессе передвижения, учить составлять маршрут своего пути, развивать память, пространственное мышление.

Оборудование: лист бумаги, карандаш

Содержание: Ребенку дается инструкция: "Ты - разведчик. Тебе нужно  дойти до секретного объекта (кабинета медсестры, логопеда, психолога, кухни),  запомнить  свой путь и все что ты увидишь по пути, и вернуться обратно в штаб (группу)". Возвращаясь в группу, ребенок рассказывает, где он шел (поднимался или спускался по лестнице, шел по коридору), какие объекты встречались на его пути, что находилось справа от него, слева от него. В последующем ребенок с моей помощью рисует маршрут своего пути.

"Жмурки с колокольчиком"

Цель: учить детей при помощи слуха определять направления движущихся предметов.

Оборудование: темная повязка для глаз, колокольчик.

Содержание: среди детей выбирается водящий. Водящему ребенку надевают темную повязку. У остальных детей есть колокольчик, который они могут передавать друг другу. Ребенок с колокольчиком  в процессе передвижения звонит им. Водящий идет на звук, пытаясь задеть того, у кого колокольчик.

Игры  на ориентировку в микропространстве

"Художник"

Цель: умение ориентироваться на плоскости, закреплять умение понимать пространственную терминологию.                                                              

Оборудование: картинка - фон, предметные картинки.

Содержание: Рассказываем ребенку: Представь, что ты - художник, а я - твой помощник. Сейчас мы будем создавать картину. Я буду называть тебе место и изображение, которое ты должен будешь изобразить на этом месте. Ребенок выполняет задание педагога, после чего меняется с ним ролями.

"Волшебный сундучок"

Цель: закреплять навыки ориентировки в микропространстве, активизировать в речи детей слова "вверху", "внизу", "справа", "слева".              

Оборудование: "сундучок", мелкие игрушки

Содержание: ребенку предлагается обследовать, рассмотреть несколько предметов или игрушек. Затем ребенок закрывает глаза, а педагог раскладывает эти игрушки на 2 полочки сундучка. Ребенок вставляет руки "рукава" и, обследуя те же предметы уже внутри сундучка, рассказывает, где они находятся.         

Рефлексия:

Что для вас сегодня было интересным?

Что вы планируете использовать в своей работе?

Что запомнилось больше всего?

Какие игры для вас новые?

   Используемая литература

  1. Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5—7 лет. — М., 2001.
  2. Степанова О А. Программа развития пространственной ориентации, оптико-пространственного анализа и синтеза и коррекции их недостатков // Начальная школа плюс детский сад и после. — 2004 — № 1, 2, 5.