Наставничество

Белякова Людмила Михайловна

2023 год в России объявлен Годом педагога и наставника. Соответствующий указ 27 июня подписал Президент России Владимир Путин. Год педагога и наставника проводится с целью признания особого статуса представителей профессии.

 

        

Наставничество в современном мире получает новые признаки: молодые педагоги не имеют достаточных профессиональных навыков, чтобы показывать такие же результаты, но обладают совершенно новыми профессиональными умениями, которых нет у стажистов-наставников. Поэтому к задачам оказания помощи в профессиональном становлении молодых педагогов и освоения ими лучших практик добавляется функция взаиморазвития и взаимообогащения педагогической компетенции обеих сторон-участников наставничества, становится ответом на вызовы времени. Можно смело утверждать, что наставничество — не модный тренд, а форма управления развитием человеческих ресурсов организации, развивающая и молодого педагога, и наставника, его сопровождающего. Передать эту мысль молодому учителю, перешагнувшему порог школы, может тот, кто уже этим  искусством овладел – опытный учитель-наставник.

         К счастью, утраченная традиция наставничества возвращается в школы, а это значит, что профессиональное становление педагога, связанное с адаптацией к новым условия деятельности, будет менее конфликтно, так как  объединяет всех участников этого процесса.   

Для меня, учителя почти с сорокалетним стажем,  наставничество является взращиванием молодых специалистов через передовую практику лучших учителей школы, города, страны. Опыт в этом направлении начался с вхождения в профессию моих дочерей, которые сегодня -  успешные учителя средних школ (кстати, наш  общий стаж педагогической деятельности приближается к 90 годам)[1].

         И сегодня я убеждённо могу сказать, что процесс наставничества – это не только возвращение к высокому статусу профессии учителя в обществе, но и качественное обновление всего образования в целом, образования, где триада учитель-ученик-родитель является не просто «золотым треугольником», а пространством развития  субъективности всех участников образовательного процесса.



[1] См. материалы на сайте - https://nsportal.ru/blm555

В разделе «Наставничество»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ ПОД РУКОВОДСТВОМ НАСТАВНИКА

Форма наставничества: «Учитель – учитель»

Ролевая модель: «Опытный учитель – учитель конкурсант».

Ф. И. О., должность наставляемого: Дроздов П.Б., преподаватель – организатор ОБЖ.

Ф. И. О., должность наставника: Белякова Л.М., учитель русского языка.

Срок осуществления плана: с 01.10.2022 по 31.08.2023.

№ п/п

Проект, задание

Срок

Планируемый результат

Фактический результат

1. Анализ профессиональных трудностей и способы их преодоления

 1.1

 Провести самодиагностику на предмет определения приоритетных направлений профессионального развития

до 10.10. 2022

 Определен перечень дефицитных компетенций, требующих развития

 Результат достигнут в полной мере

 1.2

 Провести диагностическую/развивающую беседу с наставником для уточнения зон развития

до 10.10. 2022

 Сформулирован перечень тем консультаций с наставником

 Результат достигнут в полной мере

1.3

Психологическая подготовка педагога к участию в профессиональном конкурсе

до 10.10.2022

Овладение приемами саморегуляции, открытия внутренних ресурсов, в достижении умения владеть аудиторией

Результат достигнут в полной мере

 1.4

 Разработать меры по преодолению трудностей (в  развитии личностных компетенций и реализации проекта) с учетом тем мероприятия раздела 2

до 10.10. 2022

 Разработаны меры по преодолению профессиональных трудностей

 Результат достигнут в полной мере

Раздел 2. Вхождение в конкурс

 2.1

Познакомиться с историей конкурса, ознакомиться с условия проведения конкурса в 2023 году

до 20.10. 2022

Осуществлено знакомство с историей конкурса «Учитель года»

Изучена условия проведения конкурса в 2023 году

 Результат достигнут в полной мере

2.2

Встречи с участниками профессиональных конкурсов предыдущий лет

до 20.10. 2022

Обмен опытом с участниками профессиональных конкурсов

Результат достигнут в полной мере

 2.3

Использование информационно-коммуникационных технологий как ресурса повышения качества профессиональной деятельности педагога

до 08.11

2022

Научить педагога создавать и представлять свой интернет-ресурс (личный сайт, страница, блог сайта образовательной организации) для участия в конкурсном испытании «Интернет-ресурс»

Результат достигнут в полной мере

 2.4

Технология самоанализа, обобщения и написания  педагогического опыта

до 08.12

2022

Помочь  участнику конкурса рассказать о своих методиках и технологиях;  представить собственный профессиональный мир во всей сложности его соприкосновения

Результат достигнут в полной мере

2.5

Создание видеоролика

до 08.12

2022

Подготовить педагога к участию в конкурсном испытании «Визитная карточка»

Результат достигнут в полной мере

2.6

Написание педагогического эссе

до 08.12 2022

Подготовить педагога к участию в конкурсном испытании «Современный учитель – это…»

Результат достигнут в полной мере

2.7

Особенности создания самопрезентации

до 08.12 2022

Подготовить педагога к участию в конкурсном испытании «Творческая самопрезентация»

Результат достигнут в полной мере

2.8

Психологическая подготовка конкурсанта к проведению открытого урока

до 16.12. 2022

Помочь педагогу раскрыть свой профессиональный потенциал на незнакомом классе

Результат достигнут в полной мере

2.9

Психологическая подготовка конкурсанта к проведению мастер-класса

до 16.12. 2022

Помочь в выборе основной идеи мастер-класса, определении педагогической технологии, в отборе приёмов активизации участников события.

Результат достигнут в полной мере

2.10

Психологическая подготовка конкурсанта к участию в профессиональной конференции «Разговор о важном»

до 16.12 2022

Познакомить с техникой ораторской речи, требованиями к публичному выступлению на профессиональные темы.

Результат достигнут в полной мере

2.11

Индивидуальные  консультации.

до 16.12 2022

Обеспечить стрессоустойчивость, устранить барьеры в публичном выступлении, проведении открытых практических занятий

Результат достигнут в полной мере

2.12

Научиться анализировать результаты своей профессиональной деятельности

до 15.01.

2023

Изучены методы самоанализа урока.

Представлены пять самоанализов урока

 Результат достигнут в полной мере

3. Направления профессионального развития педагогического работника

3.1

Провести корректировку персонального сайта педагога

до 01.11. 2022

Расширить возможности сайта педагога для использования для самоподготовки обучающимися

 Результат достигнут в полной мере

3.2

Освоить эффективные подходы к планированию деятельности учителя

до 05.11. 2022

Освоен подход SMART-целеполагание

 Результат достигнут в полной мере

3.3

Познакомиться с успешным опытом организации внеклассной деятельности по интернет безопасности учащихся в сети

до 05.11. 2022

Изучен опыт организации тематических квестов по кибербезопасности

Результат достигнут в полной мере

3.4

Проанализировать систему уроков по ОБЖ  на сайте РЭШ - https://resh.edu.ru/subject/23/ (автор – Бойков А.Е.) на предмет формирования у обучающихся безопасного поведения в Интернете.

до 05.11. 2022

 Материал исследован, определена полезная информация для использования в своей педагогической практике.  

Результат достигнут в полной мере

3.5

Работа над методической проблемой «Технология решения ситуационных задач по обеспечению кибербезопасности»

в течение года

Определена научно-методическая проблема; изучена литература по теме «Ситуационные задачи» (авторы Троицкая О.Н., Лебедев О.Е. и др.); создана матрица оценивания ситуационных задач на уроках ОБЖ

Результат факторный

3.6

Создание   методических разработок по отдельным темам программы, в т.ч. по новому модулю дисциплины ОБЖ – «Безопасность в интернет-пространстве».      

постоянно

Подобраны упражнения, дидактический материала, электронные пособия, тестовые заданий; учебный комплект «Ситуационные задачи».

Результат  факторный

3.7

Изучение инновационных технологий обучения ОБЖ как основа реализации ФГОС

январь-февраль 2023

Разработан алгоритм применения технологии проблемного обучения в решении ситуационных задач на уроках ОБЖ;

Систематизированы комплекты ситуационных задач по технологии интегрированного и дифференцированного обучения.

Результат достигнут в полной мере

3.8

Изучение технологии педагогического общения в соответствии с требованиями ФГОС третьего поколения и профессионального стандарта «Педагог».

до 10.11. 2022

Определены коммуникативные барьеры конкурсанта; выявлены  механизмы, определяющие взаимосвязь участников профессионального диалога;

Результат достигнут в полной мере

3.9

Изучение цифровых сервисов на предмет эффективного использования их учителем на уроках ОБЖ

до 16.12.

2022

Создана классификация цифровых ресурсов  в соответствии с тематическими модулями УМК «Основы безопасности жизнедеятельности»  под редакцией Э. Аюбова

Результат достигнут в полной мере

3.10

Изучение психолого-педагогической технологии инклюзивного образования

до 10.11.

2022

Изучена психолого-педагогическая, методическая литература  «Специальные образовательные условия инклюзивной школы» Семаго Н. Я. ; материалы сборника «Инклюзивное образование в России» Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), 2019 Вебинар «Обучение детей с особыми образовательными потребностями», Инфоурок.

 

 

Результат достигнут в полной мере

3.11 

Оценивать образовательные результаты: формируемые в преподаваемом предмете предметные и метапредметные компетенции, а также осуществлять (совместно с психологом) мониторинг личностных характеристик

до 10.01 2023

Посещение уроков коллег.

Мастер- класс «Самооценка, оценка, контроль» (Из опыта работы по формированию УУД на уроках ОБЖ  в условиях внедрения ФГОС ООО. Хохлова В.А.)

Результат

достигнут в полной мере    

3.12

Проанализировать содержательный раздел Программы  воспитания на предмет  социализации учащихся на уроках ОБЖ

до 16.12. 2022

Составлена дорожная карта по основным направлениям  воспитания в соответствии с ФГОС

Результат

достигнут в полной мере    

Подпись наставника                                       Подпись наставляемого

___________________Л.М. Белякова.                  ____________Дроздов П.Б.

01.10.2022                                                                    01.10.2022



Предварительный просмотр:

Урок, который запомнился

Раз ступенька, два, три… Я ученица средней школы – пятиклассница! В расписании у нас новый предмет с  очень красивым названием «Мировая художественная культура». И Учитель – Людмила Михайловна Белякова! Она умела быть совершенно разной, сегодня - это наш  мудрый «гид» в  экскурсии по искусству, завтра – тонкий психолог, иногда – требовательная, но справедливая  «каменная леди», при этом всегда  совершенно особенная. На одном из первых уроков  она сказала: «Дети, мыслите, мыслите творчески, развивайтесь и, самое главное, не бойтесь быть собой!».

Первый урок в жизни, который я тогда усвоила, – при любых обстоятельствах БЫТЬ СОБОЙ!

Раз ступенька, два, три… 11 класс. Я заканчиваю школу. Впереди – пугающая неизвестность. В одном  точно уверена – в выборе своей специальности. Культурология! Почему? Ответ очевиден. Мировая художественная культура – это то, что мне интересно изучать! Но что даст мне специальность в дипломе – «учитель мировой художественной культуры»? Найду ли я себя в школе? Ведь этот предмет, к сожалению,  постепенно исчезает из школьного расписания. И все же решаюсь не изменять себе. Что ж, не станет МХК – буду преподавать дорогие моему сердцу русский язык и литературу. А знание пропорций витрувианского человека или особенностей стиля барокко  необходимы любому культурному человеку, и особенно учителю, ведь он развивается всю жизнь.

 Раз ступенька, два, три… Я вновь на пороге своей родной тридцать пятой, но уже в качестве практикантки. Позади экзамен по методике, в голове – усвоенный на «отлично» теоретический материал, советы опытных преподавателей. И вот я, вооружившись конспектами, учебниками, методичками и тетрадками с лекциями, переступаю порог родной школы. Кажется, продуманы все детали, вплоть до костюма. Интересно? Да! Так хочется попробовать себя в новой роли, роли учителя. Но как же трудно, очень трудно! Ведь решается моя судьба, моё будущее. Получится ли? Увлеку ли? Сумею справиться с волнением, в одну секунду заставившим меня трепетать, подобно листьям на ветру?.. Да, многое  в моей жизни тогда зависело от этого  первого урока ...

Как сейчас  помню тот день: яркое февральское солнце освещает кабинет,  вхожу и невольно ищу глазами свою парту – вторую в первом ряду. Но… тут же вспоминаю: сегодня мне – прямо, к учительскому столу! И я уже не Алёна Кудрявцева, активистка школы, которую знают все учителя и ученики, а почти выпускница педагогического университета, почти учительница, сегодня я – Алёна Дмитриевна...

Навсегда запомню и тему первого в моей жизни урока – «Театральное искусство Древнего мира», и атмосферу сотрудничества, единения: ученики с интересом включились в диалог, внимательно слушали, думали, мыслили и рассуждали.    В тот момент я осознала: передо мной личности, у них есть своем мнение, и его нужно уважать.   Урок состоялся, и вывод один: в этом моё призвание!  

Почему этот урок запомнился мне на всю жизнь? Наверное, потому что первый… Потому что он был для меня полностью самостоятельным, своим… Потому что   маленьким колокольчиком напомнил мне слова моего Учителя: «Человек  должен учиться всю жизнь, НЕПРЕРЫВНО ДВИГАТЬСЯ ВПЕРЕД».

Раз ступенька, два, три… Я на пороге школы… Нет, не своей. Нет, не в качестве школьницы  и даже не практикантки. Судьба решила всё за меня: в школу №1 требовался учитель мировой художественной культуры. «Не попробовать свои силы сродни преступлению!» – кричал мой диплом с отличием, полученный в ЯГПУ им. К.Д. Ушинского.

Выбор сделан, я – учитель! Коллектив школы тепло принял молодого специалиста.  Первый год пролетел незаметно: уроки, уроки, уроки…  Второй год наделил меня новой миссией – классного руководителя. И вот они передо мной: умные, талантливые, креативные, любознательные пятиклашки! Я учу их быть грамотными – не для оценок за диктант, а чтобы уважать самих себя. Я учу их читать и  получать удовольствие от чтения, думать и сопереживать (ведь эмоциональный интеллект не менее важен, чем академический!). Учу извлекать и интерпретировать информацию из текста – это требование времени! Мы вместе осваиваем законы жизни в коллективе, учимся быть частью целого: класса, школы, своей страны.  Всё это в стандарте называется универсальными учебными действиями, а по сути  - это универсальные законы жизни. Дорожу  и тем, что говорю с моими учениками на одном цифровом языке. Это поможет мне выстроить индивидуальный путь для каждого.

Но самый важный урок, который  усвоила за это время, я сформулирую так: на ЛЮБВИ  и УВАЖЕНИИ учителя к детям строится всё. Самый грамотный учитель не станет профессионалом, если в его сердце не найдётся места для любви к ученикам, если он не будет честен, искренен и обладать чувством юмора.  Для меня сегодня  очень важно,  поднимаясь по ступенькам школы, знать, что меня ждут мои ученики. Я им нужна! И поэтому хочу удивлять их и удивляться сама.

С чего начинается мой школьный день сегодня? С уроков. Чем заканчивается день для меня? Уроками. И это не только уроки по расписанию, но и уроки, которые приготовила сама жизнь.