Практическая работа по химии

Татаринова-Гордяйкина Нина Сергеевна

Предварительный просмотр:

Практическая работа №4

Признаки химических реакций

Вариант 1

Цель работы: пронаблюдать и изучить признаки химических реакций в ходе проведения  опытов. 

Оборудование:  штатив с пробирками. медный купорос (CuSO4), HCl, цинк, КОН, спиртовка, держатель для пробирок

Ход работы:

1.Инструктаж по ТБ

2.Выполнение практической части

Опыт 1. Взаимодействие гидроксида калия с медным купоросом

1-2 мл медного купороса поместите в пробирку. .Прилейте 1 мл гидроксида калия. Какой признак реакции наблюдаете? Запишите уравнение реакции .Определите тип реакции.

Вывод:

Опыт 2. Разложение гидроксида меди (2)

Небольшое количество  гидроксида меди (2) , полученного в опыте 1 поместите в пробирку , прокалите ее содержимое в пламени спиртовки. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции .Определите тип реакции

Опыт 3.  Взаимодействие цинка с соляной кислотой

Поместите в пробирку 1-2 гранулы цинка и прилейте 1-2 мл  соляной кислоты . Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции .Определите тип реакции

3.Оформление результатов

Название опыта

Реактивы

Уравнение реакции

Наблюдения

Выводы

Вывод:

Практическая работа №4

Признаки химических реакций

Вариант 2

Цель работы: пронаблюдать и изучить признаки химических реакций в ходе проведения  опытов. 

Оборудование:  штатив с пробирками, H2SO4, HCl, мел (CaCO3), BaCl2, КОН, фенолфталеин

Ход работы:

1.Инструктаж по ТБ

2.Выполнение практической части

Опыт 1. Взаимодействие мела с кислотой

Поместите в пробирку небольшой кусочек мела и прилейте 1-2 мл соляной кислоты. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции .Определите тип реакции

Опыт 2.  Взаимодействие серной кислоты с хлоридом бария

Прилейте в пробирку 1 мл хлорида бария и добавьте несколько капель серной кислоты. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции .Определите тип реакции

Опыт 3.Взаимодействие гидроксида калия с соляной кислотой

В пробирку прилейте 1-2 мл гидроксида калия и добавьте несколько капель фенолфталеина Прилейте 1 -2 мл соляной кислоты. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции .Определите тип реакции

3.Оформление результатов

№ опыта

Реактивы

Уравнение реакции

Наблюдения

Выводы

Вывод:



Предварительный просмотр:

Практическая работа

«Приготовление раствора с определённой массовой долей растворённого вещества».

Цель: научиться  раствор с заданной массовой долей растворённого вещества путём растворения рассчитанной массы твёрдого вещества в определенном объёме воды

Оборудование: мерный цилиндр, стакан, весы, сода, NaCl, вода

                                                 Ход работы:

1.Инструктаж по ТБ

2.Теоретическая часть

                                                              1 вариант.

№ 1. Для полоскания горла используется  2 % раствор соды. Вычислите массу соды и объём воды, которые необходимо взять для приготовления  20 г такого раствора. Приготовьте раствор.

№ 2. Для засолки огурцов применяется 10 % раствор поваренной соли. Вычислите массу соли  и объём воды, которые необходимо взять для приготовления 30 г такого раствора. Приготовьте раствор.

Дополнительное задание. Решите задачу.

Уксусная эссенция  (70 % раствор уксусной кислоты) обычно продаётся в бутылочках по 200 г. Вычислите объём воды, который нужно добавить к эссенции, чтобы получить столовый уксус с содержанием кислоты 9 %?

3.Практическая часть

Приготовьте растворы, работу оформите в виде таблицы

Что делали?

Масса вещества

Масса воды

Масса раствора

Массовая доля растворенного вещества

Вывод:

                                     Приведите в порядок рабочее место!

Практическая работа

«Приготовление раствора с определённой массовой долей растворённого вещества».

Цель: научиться  раствор с заданной массовой долей растворённого вещества путём растворения рассчитанной массы твёрдого вещества в определенном объёме воды

Оборудование: мерный цилиндр, стакан, весы ,KMnO4 , СuSO4 , вода

                                                 Ход работы:

1.Инструктаж по ТБ

2.Теоретическая часть

                                                        2 вариант.

№  1. Перед посадкой семена томатов дезинфицируют (протравливают) 1%  раствором перманганат калия. Вычислите массу перманганата калия  и объём воды, которые необходимо взять для приготовления 20 г такого раствора. Приготовьте раствор.

№ 2. Для удаления с побелки ржавых пятен используют  2 % раствор сульфата меди. Вычислите массу сульфата меди  и объём воды, которые необходимо взять для приготовления 30 г такого раствора. Приготовьте раствор.

Дополнительное задание. Решите задачу.

120 г 10% раствора соли упарили до  80 г. Чему равна массовая доля соли в полученном растворе?

3.Практическая часть

Приготовьте растворы, работу оформите в виде таблицы

Что делали?

Масса вещества

Масса воды

Масса раствора

Массовая доля растворенного вещества

Вывод:

                                     Приведите в порядок рабочее место!



Предварительный просмотр:

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА  «Свойства кислот, оснований, оксидов и солей»

                                                          Вариант 1

Цель: практически доказать химические свойства кислот, закрепить навыки проведения эксперимента

Оборудование: фенолфталенин, метиловый оранжевый, Zn, HCl,  CuO,  AgNO3 , NaOH   , спиртовка ,держатель, пробирки                              

Инструктаж по ТБ                                            

                                                      Ход работы:

Задание: Осуществить реакции, характерные для раствора соляной кислоты

                                           Теоретический анализ:

     Используя текст учебника (стр. 70, 157-159) или записи в тетрадях, ответьте на вопросы, какими химическими свойствами могут обладать растворы кислот и запишите их в таблицу:

     1.Как в кислотах изменяют цвет индикаторы (учебник, стр.70)?

     2.С какими металлами могут взаимодействовать кислоты (учебник, стр. 158)?

     3.С какими оксидами реагируют кислоты (учебник, стр. 158)?

     4. С любыми ли основаниями взаимодействуют кислоты (учебник, стр.157)?

     5. Назовите случаи протекания реакций между кислотами и солями (учебник, стр.159).

    Оформление результатов

Название опыта

Что делали?

Наблюдение

Уравнения реакций

Вывод

1.Изменение цвета индикатора.

2.Взаимодействие с металлами.

3. Взаимодействие с оксидами металлов.

4. Взаимодействие с гидроксидами металлов.

5. Взаимодействие с солями.

Вывод:

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА  «Свойства кислот, оснований, оксидов и солей»

                                                          Вариант 2

Цель: практически доказать химические свойства кислот, закрепить навыки проведения эксперимента

Оборудование: фенолфталенин, метиловый оранжевый, Zn., H2SO4  , CuO,  BaCl2, NaOH   , спиртовка ,держатель, пробирки                              

Инструктаж по ТБ                                            

                                                      Ход работы:

Задание: Осуществить реакции, характерные для раствора серной  кислоты

                                           Теоретический анализ:

     Используя текст учебника (стр. 70, 157-159) или записи в тетрадях, ответьте на вопросы, какими химическими свойствами могут обладать растворы кислот и запишите их в таблицу:

     1.Как в кислотах изменяют цвет индикаторы (учебник, стр.70)?

     2.С какими металлами могут взаимодействовать кислоты (учебник, стр. 158)?

     3.С какими оксидами реагируют кислоты (учебник, стр. 158)?

     4. С любыми ли основаниями взаимодействуют кислоты (учебник, стр.157)?

     5. Назовите случаи протекания реакций между кислотами и солями (учебник, стр.159).

    Оформление результатов

Название опыта

Что делали?

Наблюдение

Уравнения реакций

Вывод

1.Изменение цвета индикатора.

2.Взаимодействие с металлами.

3. Взаимодействие с оксидами металлов.

4. Взаимодействие с гидроксидами металлов.

5. Взаимодействие с солями.

Вывод:



Предварительный просмотр:

Практическая работа №1

«Правила Т.Б. Приемы обращения с лабораторным оборудованием».

Цель урока: ознакомить с правилами техники безопасности. Научиться правильно, обращаться с лабораторным оборудованием.

Оборудование:

  • инструкция «Правила техники безопасности при работы в химическом кабинете»;
  • образцы химической посуды, лабораторный штатив.

                                            План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Ознакомление с правилами техники безопасности.
  3. Знакомство с лабораторным оборудованием.
  • Химическая посуда.
  • Лабораторный штатив.
  1. Выполнение практической работы, оформление.

Ход урока

1. Организационный момент.

Сегодня мы проводим урок-практикум. Этот первый урок знакомство поможет вам в дальнейшем при выполнении других практических занятий.

2. Ознакомление с правилами техники безопасности.

Учитель представляем общие правила техники безопасности при работе в кабинете химии, учащиеся конспектируют положения.

3. Знакомство с лабораторным оборудованием.

Учитель демонстрирует образцы химической посуды и их назначение:

  • Пробирки.
  • Плоскодонные колбы.
  • Круглодонные колбы.
  • Химические стаканы.
  • Воронки.
  • Длительные воронки.
  • Фарфоровые чашечки.
  • Мерные цилиндры.
  • Щипцы.

Учитель объясняет устройство лабораторного штатив, основные части.

4. Выполнение практической работы, оформление.

Учащиеся выполняют практическую работу (работа в парах) по инструкции и проводят оформление.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Практическая работа №1

Правила техники безопасности.

Приемы обращения с лабораторным оборудованием

ИНСТРУКЦИЯ.

Порядок выполнения работы.

  1. Рассмотрите выданные образцы химической посуды. Определите назначение.
  2. Сделайте рисунки трех предметов химической посуды и объясните, каково их назначение.
  3. Рассмотрите составные части лабораторного штатива, уясните их назначение.
  4. Соберите штатив и закрепите на нем лапку, кольцо.
  5. Зарисуйте собранный штатив, укажите  его основные детали.
  6. Письменно ответьте на вопросы:
  1. Каковы правила набора твердого вещества из склянки в пробирку?
  2. Как правильно необходимо проводить перемешивание растворов в пробирке?
  3. Как переливают жидкость из широкогорлой посуды в сосуд с узким горлом?
  4. Какой объем жидкости должен быть в чашке для выпаривания?

7. Сделайте вывод по итогам работы.

         

Приложение 2 Шаблон работы

                                                                                ДАТА

Практическая работа № 1

Правила техники безопасности.  Приемы обращения с лабораторным оборудованием.

Цель работы:

  • Изучите правила техники безопасности при работе в химическом кабинете
  • Познакомиться с разными видами химической посуды и возможностями ее использования в химической лаборатории, изучить устройство лабораторного штатива и отработать навыки работы с ним;

Оборудование:

  • Набор химической посуды: пробирки, колбы (коническая, плоскодонная), химические стаканы, мерные цилиндры, фарфоровые чашечки, держатели для пробирок, штатив для пробирок, ложечки и т.д.), лабораторный штатив

Оформление работы

Задание 1.  Образцы химической посуды

Назначение:                                            Назначение:                                           Назначение:

Задание 2.  Лабораторный штатив.        

Основные детали:

1) __________________;

2) __________________;

3) __________________;

4) __________________;

5) __________________.

Задание 3. Ответы на вопросы.

 1. ______________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 2. _____________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Вывод: 

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приведите рабочее место в порядок.               

                                                                                               

Приложение 3 Правила оформление работы

Практическая работа № 1

Правила техники безопасности.  Приемы обращения с лабораторным оборудованием.

Цель работы:

  • Изучите правила техники безопасности при работе в химическом кабинете
  • Познакомиться с разными видами химической посуды и возможностями ее использования в химической лаборатории, изучить устройство лабораторного штатива и отработать навыки работы с ним;

Оборудование:

  • Набор химической посуды: пробирки, колбы (коническая, плоскодонная), химические стаканы, мерные цилиндры, фарфоровые чашечки, держатели для пробирок, штатив для пробирок, ложечки и т.д.), лабораторный штатив

Оформление работы

 Задание 1.  Образцы химической посуды

Назначение

Проведение опытов, смешивание малого количества вещества

 Назначение

Для переливания жидкостей из широкогорлой посуды в сосуд с узким горлом

Назначение

Для измерения объема жидкости

Задание 2.  Лабораторный штатив.        

1) стержень;  

2) поставка;

3) муфта;

4) лапка;

5) кольцо.

Задание 3. Ответы на вопросы.

 1. Твердые вещества из баночек необходимо

брать только сухой ложечкой или сухой пробиркой.

 

2. Перемешивание растворов в пробирке производят

быстрыми и энергичными движениями. Запрещено встряхивать пробирку, закрывая отверстие пальцем.

3.С помощью воронки

4.Не более 1\3 объема чашки

Вывод: 

Изучили основные правила техники безопасности при работе в кабинете химии. Познакомились с различными образцами химической посуды и их назначением. Научились работать с лабораторным штативом.

Приведите рабочее место в порядок.



Предварительный просмотр:

Практическая работа

Свойства кислот, оснований, оксидов  и солей

Цель работы: применить знания, полученные при изучении классификации и химических свойств оксидов, оснований, кислот для объяснения проделанных опытов. Продолжить отработку навыков составления уравнений химических реакций.

Реактивы: разбавленная соляная кислота, гранула цинка; карбоната натрия, сульфат меди , гидроксида натрия,

Инструктаж по ТБ

                                                   Ход работы

1. Выполните опыты

2. Оформите таблицу

Название опыта

Что делали?

Наблюдения

Вывод,

уравнения реакции.

1.Взаимодействие кислот с металлами

В пробирку с гранулой цинка прилили 1-2 мл соляной кислоты.

2.Взаимодействие кислот с солями

В пробирку добавили немного карбоната натрия, прилили 1-2 мл соляной кислоты

4.Взаимодействие оснований с кислотами

В пробирку прилили 1-2 мл раствора гидроксида натрия , добавили фенолфталеин, а затем прилили 1-2 мл соляной кислоты.

5.Разложение гидроксидов

В пробирку налили 1-2 мл раствора сульфата меди, затем прилили раствор гидроксида натрия, затем нагрели.

3.Напишите вывод :

4. Приведите в порядок своё рабочее место.

Практическая работа

Свойства кислот, оснований, оксидов  и солей

Цель работы: применить знания, полученные при изучении классификации и химических свойств оксидов, оснований, кислот для объяснения проделанных опытов. Продолжить отработку навыков составления уравнений химических реакций.

Реактивы: разбавленная соляная кислота, гранула цинка; карбоната натрия, сульфат меди , гидроксида натрия,

Инструктаж по ТБ

                                                   Ход работы

1. Выполните опыты

2. Оформите таблицу

Название опыта

Что делали?

Наблюдения

Вывод,

уравнения реакции.

1.Взаимодействие кислот с металлами

В пробирку с гранулой цинка прилили 1-2 мл соляной кислоты.

2.Взаимодействие кислот с солями

В пробирку добавили немного карбоната натрия, прилили 1-2 мл соляной кислоты

4.Взаимодействие оснований с кислотами

В пробирку прилили 1-2 мл раствора гидроксида натрия , добавили фенолфталеин, а затем прилили 1-2 мл соляной кислоты.

5.Разложение гидроксидов

В пробирку налили 1-2 мл раствора сульфата меди, затем прилили раствор гидроксида натрия, затем нагрели.

3.Напишите вывод :

4. Приведите в порядок своё рабочее место.



Предварительный просмотр:

Тема: Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ

Цель: закрепить и применить теоретические знания в решении экспериментальных задач, оценить уровень овладения экспериментальными умениями.

Задачи:

-образовательные:  научить учащихся применять знания по качественному анализу на распознавание  веществ; закрепить умения по составлению уравнений реакций и  знания правил поведения в химическом кабинете, при выполнении работы.

-развивающие: развивать умения учащихся выполнять конкретные задачи по неорганической химии; формировать умения у учащихся извлекать нужную информацию при слушании, умения повторять за учителем практические действия.

-воспитательные: воспитывать у учащихся аккуратность, четкость при выполнении эксперимента, организации рабочего места; воспитание навыков сотрудничества и коммуникабельности при работе в группе

 Тип урока: практическая работа                                                   

                                                              Ход урока:

1.Организационный момент. Актуализация знаний ( 1-2 мин)

 Сегодня на уроке мы должны применить теоретические знания и умения для решения практических задач. Знаний у вас достаточно, чтобы применять их для решения реальных задач повседневной жизни и доказать, что вы умеете ориентироваться в полученной информации, обращаться с химическими веществами.

Запишите дату, тему урока: Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ ( СЛАЙД 1)

-По каким признакам вы можете узнать , что прошла химическая реакция? ( выслушиваются ответы обучающихся) СЛАЙД 2

2.Подготовка к ОГЭ .Разбор задания №22 ( 22 мин) 

Умение решать экспериментальные задачи проверяется при сдачи ГИА в форме ОГЭ по химии  при выполнении задания  22. За правильное выполнение задания вы можете получить 5 баллов.

При проведении эксперимента необходимо наблюдать . СЛАЙД 3

Объяснение учителя. Задание представлено на слайде.

СЛАЙД 4

Задание 22 № 1 Для проведения эксперимента предложены следующие реактивы:    растворы: 

Используя воду и необходимые вещества только из этого списка, получите в две стадии нитрат кальция. Опишите признаки проводимых реакций. Для второй реакции напишите сокращённое ионное уравнение.

Решение:

Составим два уравнения реакции:

1) 

2) 

Опишем признаки протекания реакций:

3) для первой реакции: выделение белого осадка;

4) для второй реакции: растворение осадка, выделение бесцветного газа.

Составим сокращённое ионное уравнение второй реакции:

5) 

СЛАЙД 5

Задание 22 №2  Даны вещества: Cu, CuO, NaCl, AgNO3, HCl(р-р), Ba(NO3)2. Используя воду и необходимые вещества только из этого списка, получите в две стадии нитрат меди(II). Опишите признаки проводимых реакций. Для второй реакции напишите сокращённое ионное уравнение реакции.

Решение:

Составлены два уравнения реакции: 1) CuO + 2HCl = CuCl2 + H2O 2) CuCl2 + 2AgNO3 = 2AgCl↓ + Cu(NO3)2 Описаны признаки протекания реакций: 3) для первой реакции: растворение осадка; 4) для второй реакции: образование белого осадка. Составлено сокращённое ионное уравнение второй реакции: 5) Ag+ + Cl– = AgCl

СЛАЙД 6

Каждая группа получают карточку с заданием. По окончанию работы представитель каждой группы фиксируют результат на доске. Учитель напоминает правила работы в группе

Задание 1 группы:

Задание 22 № 713. Даны вещества: .

Используя воду и необходимые вещества только из этого списка, получите в две стадии гидроксид железа(II). Опишите признаки проводимых реакций. Для реакции ионного обмена напишите сокращённое ионное уравнение реакции.

Решение:

Составлены два уравнения реакции:

1) 

2) 

 

Описаны признаки протекания реакций:

1) для первой реакции: выделение красного осадка металлической меди; изменение окраски раствора с голубого до бледно-желтого.

2) для второй реакции: выпадение серо-зелёного осадка.

 

Составлено сокращённое ионное уравнение второй реакции:

 

 

Задание 2 группы:

Задание 22 № 1268. Даны вещества:  Используя воду и необходимые вещества только из этого списка, получите в две стадии гидроксид меди (II). Опишите признаки проводимых реакций. Для реакции ионного обмена напишите сокращённое ионное уравнение.

Решение.

Составим два уравнения реакции:

1) 

2) 

Опишем признаки протекания реакций:

3) для первой реакции: выделение серого осадка металлического серебра, изменение цвета раствора;

4) для второй реакции: выпадение голубого осадка;

Составим сокращённое ионное уравнение второй реакции:

 

Задание для 3 группы :

Решение:

Задание для 4 группы:

 2.Инструктаж по ТБ. ( 1 мин)  СЛАЙД 7

3.Выполнение практической работы. ( 12 мин)  СЛАЙД 8

         Обучающиеся работают в группах. Результаты оформляют в карточках. Тетради сдаются на проверку. Учитель корректирует и направляет работу обучающихся

 4.Подведение итогов урока.  СЛАЙД 9

Вы сегодня хорошо поработали! Молодцы. Выставление оценок.  ( 2-3 мин)

 5.Домашнее задание. ( 1 мин)  СЛАЙД 10

1-2 задачи -  «3»

3 задачи -  « 4»

4-5 задач- «5»

Задание №01D211

Для проведения эксперимента предложены следующие реактивы: растворы серной кислоты, гидроксида кальция, нитрата кальция, нитрата бария, металлическое железо.

Используя необходимые вещества только из этого списка, получите в результате двух последовательных реакций раствор нитрата железа(II).

Опишите признаки проводимых реакций. Для второй реакции напишите сокращённое ионное уравнение.

Задание №0902D4 

Даны вещества: Fe, NaHCO3, HCl(р-р), FeSO4, NaOH, H2O2. Используя воду и необходимые вещества только из этого списка, получите в две стадии гидроксид железа(III). Опишите признаки проводимых реакций. Для реакции ионного обмена напишите сокращенное ионное уравнение реакции.

Задание №0B7D1E 

Даны вещества: MgO, H3PO4, NaCl, AgNO3, HCl (р-р), Ba(NO3)2. Используя воду и необходимые вещества только из этого списка, получите в две стадии нитрат магния. Опишите признаки проводимых реакций. Для второй реакции напишите сокращенное ионное уравнение реакции.

Задание №0D4F81 

Даны вещества: AgNO3, ZnSO4, Cu, NaOH, раствор H2SO4. Используя воду и необходимые вещества только из этого списка, получите в две стадии гидроксид меди(II). Опишите признаки проводимых реакций. Для второй реакции напишите сокращённое ионное уравнение реакции.

Задание №14D56E 

Даны вещества: AgNO3, ZnSO4, AlCl3, NaOH, раствор HCl. Используя воду и необходимые вещества только из этого списка, получите в две стадии раствор хлорида цинка. Опишите признаки проводимых реакций. Для второй реакции напишите сокращённое ионное уравнение реакции.