Проектная деятельность

Татаринова-Гордяйкина Нина Сергеевна

Предварительный просмотр:

         

                    МОУ « Средняя общеобразовательная школа с Верхняя Чернавка

                                 Вольского района   Саратовской области»

     « Проблема утилизации бытовых

                           отходов»

                       Секция:  охрана окружающей среды

                                 

                                     

                                      Работу  выполнила: Демянчук Светлана Викторовна

                                      , ученица 8 класса

                                      МОУ СОШ с Верхняя Чернавка

                                      Руководитель:

                                      Татаринова-Гордяйкина Нина Сергеевна ,

                                      учитель биологии МОУ СОШ с Верхняя Чернавка

                                         

                                                      2013 год 

                             

    Содержание

1.Введение с.2

2.Основная часть

1.Эволюция мусора с.3-4

2.Классификация бытовых отходов с.4-5

3.Методы утилизации мусора с.5-6

4.Почему нельзя сжигать мусор? с.6-8

5.Зачем сортировать мусор? с.8-10

6.Как решается проблема утилизации в Зарубежных странах? с.10-13

7.Как решается проблема утилизации мусора в России ? с.13-14

8. Куда поступает мусор из г.Вольска ? с.14-15

3. Практическая часть

1.Исследование общественного мнения с.14-16

2.Акция « Сортируем мусор» с.16-17

4.Заключение с.

5.Список литературы с.

                                                          Введение

Меня зовут Демянчук Светлана, мне 14 лет. Я живу в селе Верхняя Чернавка. Мне очень нравится моё село, но, как и во многих других поселениях  России , в нём не хватает чистоты. Многие люди, даже не задумываясь, кидают фантики, бутылки и прочий мусор в непредназначенные для этого места. Мусор является постоянным спутником нашей цивилизации. Мусор не сортируется, места его расположения не огорожены, свалки часто горят, на них отсутствует система сбора, очистки и фильтрации.. В словаре Вл. Даля мусор - это «..остатки, сор от каменной кладки и печной работы; битый камень, кирпич, глина, известь» . Современный мусор сильно отличается от мусора прошлых веков. Мы знаем, что для разложения различных материалов требуется разное количество времени. На разложение бумаги и изделий из ткани требуется 2-3 года; деревянных изделий - несколько десятков лет; консервная банка разлагается более 90 лет; полиэтиленовый пакет - более 200 лет; пластмасса-500 лет; стекло – 1000 лет  Места захоронения бытового мусора также являются питательной средой для грызунов и насекомых. Люди просто не понимают или не знают последствия такого обращения с природой? Если так, то я бы хотела привлечь их внимание к этой проблеме, помочь природе и, конечно же, самим себе. 

Почему меня волнует проблема мусора, и я считаю эту тему актуальной? Потому, что я хочу видеть чистым и ухоженным свой двор, своё село  и свою страну. Я хочу, чтобы моя родина была красивой, богатой и процветающей. Своим детям в наследство я мечтаю оставить прекрасные живописные ландшафты, а не свалки гниющего, далеко не безопасного мусорного зловонья.

Целью моей работы является выяснить  какие способы утилизации мусора существуют , провести исследования общественного мнения по проблеме утилизации твердых бытовых отходов в нашем селе, повысить культуру учеников по сбору мусора через проведении акции.

Перед собой я ставлю следующие задачи:

-изучить литературу, чтобы узнать, какие бывают виды отходов; какие существуют  способы переработки отходов, найти информацию о последствиях утилизации отходов;
-найти применение бытовому мусору, новые дизайнерские решения в использовании отходных материалов;
-провести опрос  жителей села

- проведение акции по раздельному сбору мусора
-презентация проекта.

2.Основная часть

1.Эволюция мусора

Бытовой мусор как предмет, формирующийся в результате жизнедеятельности человека, неразрывно связан с такими понятиями как город, общество, цивилизация. И поэтому, можно сказать, что его утилизация проходила свои пути, эволюционируя рядом с человеком.

Мусор и отходы были всегда, и проблемы, связанные с ними взялись не из воздуха, а можно сказать имеют глубокие корни в истории. Начало связано, прежде всего, с огромным скоплением людей в городах, естественно, ведь, чем больше людей, тем больше и отходов. Изначально утилизация разного вида отходов была упрощена, вследствие, хорошей перерабатывающей способности внешней среды, если сказать конкретнее, то земли и воды. Бытовые отходы были преимущественно пищевыми или из других природных материалов. Еще в далекие времена крестьяне, собирая урожай с полей, доставляли их к столу или на рынки, ярмарки, не осуществляя предварительной обработки, которая используется сегодня на каждом шагу — пластиковая, бумажная или полиэтиленовая упаковка, всевозможная реклама. В то время среди бытового мусора преобладали пищевые отходы, а сегодня всевозможные синтетические материалы, применяемые повсеместно. Конечно, вывоз мусора осуществлялся и раньше, только недалеко, зачастую его просто складывали в каком-либо отдаленном месте двора.

Но время не стоит на месте и развитие средневековых городов, повлекло достаточно тяжелые последствия, которые связаны со скоплением отходов потребления. Изначально такие города были лишены элементарных гигиенических условий, даже передвижение с помощью лошадей оставляло множество следов на улицах города. Жители таких городов перебирались из ближайших деревень, захватив с собой имеющийся в наличии домашний скот. Новое место жительства не сразу воспитывало хорошие привычки, поэтому весь мусор из дома выбрасывали просто-напросто на улицу. Конечно, при таком положении вещей в воздухе был очень тяжелый запах, и улицы просто утопали в грязи, а передвижение по ним было затруднительным. Именно в то время во многих немецких городах возникли, так называемые, ходули, то есть «весенняя обувь» жителя тамошнего города, которая облегчала передвижение по засоренным улицам.
Сегодня становится непонятно, почему в те времена вывоз мусора было осуществить тяжелее, чем создать новую обувь?

Описание, характеризующие Лондон Х III в. Рассказывает о том, что вдоль извивающихся улочек нависали с обеих сторон дома и они были настолько узкими, что походили на тропинки, посередине которых сбегали сточные воды, а вывоз мусора просто отсутствовал и мясники сбрасывали в них отходы, производители мыла и обработчики кожи выливали остатки своей деятельности, и такая смесь стекала прям в Темзу, которая выступала в этом случае в роли главного коллектора общественной городской канализации. Лондонские водовозы имели очень много работы, осуществляя доставку питьевой воды горожанам из чистых колодцев, поскольку загрязненная вода из стоков улиц просачивалась в подземные воды, приводя в негодность и отравляя колодцы. Если вывоз мусора дело слишком замысловатое, а отходы загрязняют питьевую воду, то можно воспользоваться пивом или вином для питья и утоления жажды, что встречалось довольно часто. Безусловно, реформы позднего средневековья нашли свое отражение в различных сторонах жизни, преобразили облик городов, поспособствовали улучшению как личной, так и общественной санитарии и гигиены, оставив свой след на морали и цивилизованности. Но они не решили проблему бытовых отходов, а только позволили рассматривать ее с точки зрения не как очистить город, а куда все деть, в какие места осуществлять вывоз мусора? Все города стали обрастать мусорными свалками.

А чем сегодняшнее положение вопроса отходов отличается от тогдашнего? Разница, безусловно, большая, если брать во внимание специальные полигоны для захоронения и сбора отходов, куда осуществляют вывоз мусора специализированные предприятия. Но существуют и свалки, образованные бессовестным отношением, как к окружающей природе, так и к живущим вблизи людям. Они, в свою очередь, отличаются от старых городских свалок тем, что присутствующие в бытовом мусоре пластиковые бутылки, полиэтиленовые пакеты, отходы из синтетических материалов, повсеместно применяемые в быту, наносят вред, как природе, так и людям.

2.Классификация бытовых отходов

Рассмотрим на какие группы можно разделить бытовые отходы:

А. Отходы из природных материалов

1. Пищевые (гниющие) отходы. Сегодня вывоз мусора такого вида для захоронения и утилизации осуществляется на полигоны. Ранее с предприятий общепита вывоз мусора осуществляли спецмашины. Переработанные отходы транспортировали на свиноводческие фермы, но на сегодняшний день вывоз пищевых отходов осуществляется вместе с другим мусором на полигоны.

2. Отходы медицинских, лечебных, научно-исследовательских организаций, в том числе хирургии, стоматологии и лечебных ветеринарных учреждений.

3. Полимерные отходы из натуральных материалов, такие как целлюлозно-бумажные отходы, картон, древесина, оберточные материалы и прочее. Сегодня работает система приема и переработки макулатуры, что, конечно, уменьшает общий объем отходов граждан, но, к сожалению, не очень сильно пользуется спросом. Сбором бумажных отходов занимаются в основном люди с маленьким достатком, а остальное население не учитывает возможность вторичной переработки и избавляется от них в общем порядке.

Б. Производственные отходы

1. Металлические отходы. Чаще всего рассматриваются не как требующий вывоз мусора отход производства, а как сырьё, которое используется многократно, поэтому сегодня существуют и пользуются спросом пункты приема и переработки металла.

2. Отходы отработанных химических источников тока (ОХИТ).

3. Бой стекла и стеклопосуды.

4. Отходы полимерных материалов синтетической химии, в том числе резина и резино-технические изделия ,и все оберточные материалы, и полимерная тара из продуктов синтетической химии.

5. Радиоактивные отходы. Такие отходы должны утилизироваться профильными предприятиями, которые в силу своей специализации знают, как правильно работать с данным видом отходов, в какие места осуществлять вывоз мусора так, чтоб он приносил вреда людям.

Перечень отходов еще не закончен, поскольку существуют еще и промышленные отходы, которые имеют огромный объем, это отвалы металлургических предприятий, строительный мусор, отходы заводов, производственных предприятий и фабрик.

3.Методы утилизации мусора

Ввиду того, что количество твердых бытовых отходов со временем возрастает, сегодня потребителям предлагается довольно обширное количество способов утилизации  отходов. Конечно, все эти методы работают на то, чтобы уменьшить общее количество отходов, но при этом каждый из способов имеет как четкие преимущества, так и ряд довольно существенных недостатков, которые не позволяют использовать конкретный способ утилизации мусора шире.

Общая черта всех этих методов – узкая направленность. То есть получается, что каждый из способов утилизации отходов подходит только для отдельного вида твердых бытовых отходов. К тому же у каждого отдельного метода утилизации имеются и конкретные недостатки.

Рассмотрим некоторые способы утилизации бытовых отходов:

1. Захоронение отходов -наиболее распространенный из методов утилизации мусора , дает возможность избавляться от существенных объемов отходов. Но при этом такой способ очень ощутимо нарушает общее экологическое равновесие территории. Ведь и полигон, и почва, расположенная рядом с ним, загрязняется очень значительно. Получается, что значительное количество земель, которые потенциально пригодны для сельскохозяйственного использования, приходят в негодное состояние.

2.Сжигание отходов- еще один часто используемый метод. Благодаря нему количество отходов существенно уменьшается: количество хранимого на полигонах мусора можно таким образом уменьшить в десятки раз. Но позитив от такого метода перечеркивается одним очень существенным недостатком: при сжигании происходит большой выброс вредных веществ. Загрязняется и почва, и воды. Особенно небезопасны продукты сгорания полимерного мусора, которого сегодня накапливается очень много.

3.Метод биоразложения тоже неплох, однако он подходит только для органических отходов. Еще один минус – наличие в компосте, получаемом вследствие биологического разложения, ряда соединений тяжелых металлов. А это, соответственно, накладывает ограничение на дальнейшее использование такого компоста.

4.Вторичная переработка отходов- самый на сегодня эффективный способом утилизации. Среди недостатков метода – необходимость наличия четкой схемы сортировки мусора. Также минус метода состоит в том, что перерабатывать можно только незначительное количество бытовых отходов.

4.Почему нельзя сжигать мусор?

Так чем же именно опасно жечь мусор? Дело в том, что деревья, кустарники и прочие растения, которыми насаждают парки, улицы, газоны, дворы и окрестности города фильтруют воздух, на протяжении целых месяцев, очищая от пыли, выхлопных и других газов. При этом все накопленные листьями ядовитые вещества, опять попадают в воздух, когда траву и листья сжигают на газонах. Сам огонь таких костров портит почвенную структуру, и негативно воздействует на корневую систему растений. Однако еще больший вред получается, если в городе или на дачном участке кроме листьев и травы, в костер попадают очень распространенные в обиходе пластиковые бутылки и полиэтиленовые пакеты. Очевидно, что безопаснее осуществлять вывоз мусора и отходов, чем уничтожать их таким путем на месте.
Дело в том, что при сгорании органического мусора должны образоваться углекислый газ, водяной пар и в небольшом количестве окислы азота. Но это происходит при условии относительно большой температуры и достатке кислорода, а при малой влажности мусора температура сильно понижается. Такое явление наглядно демонстрируется при сжигании травы и листьев, оставшихся с прошлого года, когда горит только верхняя часть, а нижняя часть тлеет и дымит, а в случае недостатка кислорода выбрасывает в атмосферу большое количество вредных для человека веществ.
Главное составляющее дыма — это угарный газ — монооксид углерода СО — который является опасным для человека и химически активным соединением. Он блокирует обеспечение кислорода к тканям, легко вступая во взаимосвязь с гемоглобином крови, и по этой причине происходит отравление организма. При сжигании бытовых отходов концентрация СО приравнивается к улице с очень интенсивным движением транспорта. Обладая даже малой долей информации о вреде сжигания, люди задумываются о том, что вывоз мусора все-таки гораздо безопаснее.
В день, когда стоит туманная погода, при неполном сгорании мусора от костра образуется опасный для организма человека, так называемый «смог» — микрочастицы, взаимодействующие с парами. И чем меньше такая частица, тем скорее она поступает в легкие, что может причинить больший вред. Сгорание открытым способом 1 т растительных отходов выбрасывает в атмосферу больше 9 кг таких частиц. Полициклические соединения образуются даже при сжигание обычной целлюлозы, обладают явным канцерогенным и мутагенным эффектами. Особо ощутимыми для человека есть «ирританты» — вещества, раздражающие нервные окончания в бронхах, вызывающие удушье, очень вредные для людей с ОРЗ, хроническим бронхитом, астмой и заболеваниями дыхательных путей. Уксусная кислота и акролеин это мощные ирританты, которые способствуют покраснению и слезоточивости глаз при горении костра, а так же вызывают приступы кашля. Наиболее вредным продуктом открытого сгорания органических отходов являются полиароматические углеводороды, которые относятся к высшему I классу опасности и обладают относительно большой канцерогенностью — бензaпирены. Сгорание мусора провоцирует появление токсичных веществ, под названием диоксины, которые вызывают токсический эффект на большинство человеческих органов. К тому же, в атмосферу выделяется фосген, который в I мировой войне использовался в качестве химического оружия. Это еще раз подтверждает, что вывоз мусора имеет место быть.

Такие синтетические отходы, как поролон, пленки, пенопласт, при горении выделяют в воздух цианиды, вызывающие в бытовых пожарах большое количество смертельных случаев. В обычном костре из-за нехватки кислорода цианиды не разрушаются, выпадая в окружающую среду, а полиуретановые пены образуют плотный удушающий дым, желтого цвета, содержащий изоцианаты, вместе с сильным аллергеном и раздражителем, который называется диизоцианат толуола. Такое положение вещей негативно характеризует утилизацию отходов путем сжигания, перед тем, что гораздо безопаснее использовать компакторы и контейнеры и осуществлять вывоз мусора на спецтехнике.
Куски фанеры, ДСП или ДВП, которые попадают в костер, производят выделение цианидов и формальдегидов в окружающую среду, а горение древесины, которая покрыта краской, включающей соединения свинца, выделяющиеся соединения проникают в организм человека через легкие. Такая не самая приятная картина позволяет выразить однозначное мнение, что должен осуществляться вывоз мусора, а не сжигание отходов на месте.

5.Зачем сортировать мусор?

Мы часто слышим о необходимости сортировке мусора , а зачем необходимо это делать?

Оказывается, благодаря тщательной сортировке твердых бытовых отходов появляется возможность использовать их вторично. Перед этим отходы подвергаются санитарной обработке, во время которой происходят незначительные экологические потери и несущественные экономические затраты. Для того, чтобы определить, насколько эффективной будет переработка отходов и насколько окупятся затраты на возведение объектов для такой переработки, собственно, и необходимо предварительно сортировать твердые бытовые отходы. К тому же такая сортировка является обязательным требованием для безопасности утилизации твердых бытовых отходов с экологической точки зрения.

Как свидетельствует практика, при  утилизации отходов вторично не только снижаются расходы исходного сырья, но и значительно экономится электроэнергия. Соответственно в глобальном масштабе имеет место и экономия топлива для производства электроэнергии. Ведь чтобы очистить обычную бутылку, нужно намного меньше энергии, чем для плавления материала и изготовления из него новой бутылки. Недавно финские специалисты провели исследование, которое повествует о следующем. Если стеклянную бутылку, имеющую вместимость 0,34 л, использовать повторно десять раз, то расход энергии будет составлять 24% до уровня затрат энергии на аналогичную бутылку из стекла, изготовленную из вторичного сырья и 16% от уровня общих затрат на такую же тару, сделанную из первичного материала. Для того чтобы обеспечить возврат тары, ее залоговая стоимость должна быть довольно высокой.

Также и бумажная, и текстильная макулатура – это очень хорошее вторичное сырье для бумажного производства. Самое главное, что такая переработка помогает сохранить леса, уменьшив их вырубку. Так, 1 миллион тонн макулатуры может сохранить от вырубки целых 60 гектаров леса. Если использовать 120-130 тонн консервных банок вторично, то на выходе получается 1 тонна олова. Такое же количество олова получается вследствие добычи и последующей переработки 400 тонн руды. При этом не учтены другие затраты, а также то, насколько сохраняется при этом природная среда.

Также повторно использовать можно и бытовой стеклобой. Его используют в качестве исходного сырья, либо в роли наполнителя для отдельных строительных материалов в стекольной промышленности. Если тщательно отсортировать пластмассу, то ее можно также использовать в качестве великолепного сырья для изготовления строительных сооружений. Например, из такого сырья сегодня делают перила, ограждения, и другие конструкции. Отдельно можно сказать об  утилизации автомобильных покрышек

Таких ярких примеров можно приводить очень много. Но самая большая трудность, которая возникает в процессе сортировки с целью получения вторичного сырья, - это наличие разнообразных компонентов в похожих отходах. Поэтому эффективную систему сортировки отходов необходимо организовать и в месте, где появляются отходы (имеются в виду жилые дома), и уже после сбора отходов и их вывоза. Для сортировки отходов на месте их появления очень важно установить специальные контейнеры, которые рассчитаны на мусор разных видов. При этом не менее важна и степень экологического сознания граждан. Такие контейнеры, уже заполненные предварительно отсортированными отходами, должны отправляться на специальные станции, где специалисты занимаются повторной сортировкой отходов для контроля. После этого отходы, в зависимости от их ценности, отправляют для переработки, захоронения либо сжигания. Именно так уже давно поступают с мусором в развитых государствах Европы и Японии. Ведь там степень ущерба, наносимого громадными мусорными свалками, осознали гораздо раньше из-за большой плотности населения. В этих странах важность качественного и экономного удаления отходов осознали своевременно.

Бесспорно, оборудовать упомянутые станции сортировки отходов стоит очень и очень недешево, также дорого стоит их эксплуатация и обслуживание. Но при этом все затраты компенсируются сохранением здоровья граждан и окружающей среды. За счет этого снижаются цены на вывоз мусора Впрочем, дело не только в финансах. Проблема состоит еще и в том, что сознание наших граждан до сих пор не готово воспринять всю важность сортировки отходов. Насильно поступать именно так граждан заставить нельзя. Поэтому для эффективного использования отходов вторично необычайно важна и грамотная постепенная пропаганда важности сортировки отходов.

6.Как решается проблема утилизации мусора в Зарубежных странах?

У меня возник вопрос , как осуществляется борьба с мусором в Зарубежных странах? Рассмотрим традиции и правила некоторых государств:

1.Швейцария

Каждый житель Швейцарии обязан сортировать мусор – это закон. Нарушителям – крупный штраф. За соблюдением закона следит мусорная полиция, которая способная найти и привлечь к суду даже человека, выбросившего из окна машины окурок. Тот же, кто не желает «пачкать руки», должен заплатить налог, чтобы его отходами занялся "специалист".

Еще одна прямая обязанность каждого законопослушного швейцарца – привезти рассортированный мусор на пункты приемки, откуда его направляют на перерабатывающие предприятия.

Система сортировки мусора в Швейцарии доведена до крайности. В стране на перерабатывающие заводы попадает более 90% использованной стеклотары.

На улицах Женевы расставлены металлические контейнеры для битых и нестандартных бутылок, причем стекло сортируется по цвету: белое, зеленое, коричневое, для этого на контейнерах имеются соответствующие надписи.

Почти треть печатной продукции тоже возвращается в пункты приема вторсырья. Батарейки, содержащие опасные для живых организмов реагенты, никогда не выбрасываются в мусорное ведро, как и старые электрические приборы, домашняя техника, строительный мусор.
Например, для отработанных батареек вокруг крупных магазинов и школ ставят "скворечники" – небольшие ящики.

Отдельно собираются PET-бутылки (пластиковые), лампы дневного света, консервированные банки (их жители обязаны спрессовать с помощью домашнего магнитного пресса).

2.США

В США также развит раздельный сбор мусора – он должен выбрасываться в строго определенные контейнеры. Действует система штрафов. В Штатах работают более 550 мусороперерабатывающих заводов – местным жителям предлагается лишь сдавать пригодные к переработке отходы. Также существует возможность сдать бытовые отходы за плату в коммерческие структуры, которые сортируют, пакуют и продают мусор предприятиям.
Некоторые штаты США используют систему депозитов: при покупке товаров в таре (например, в бутылках), которую можно переработать, покупатель платит определенную сумму в качестве залога. При сдаче бутылки он получает эти деньги обратно.

В последние десятилетия в США начал использоваться новый метод борьбы с отходами – их минимизацию: предприниматели выпускают более экономичные упаковки, а потребители учатся многократно использовать имеющиеся в наличии предметы. Программа называется RRR – Reduce, Reuse, Recycle (Уменьшить потребление. Использовать снова. Переработать).

3. Германия

В Германии также действует система раздельного сбора мусора. Для каждого вида ТБО имеется своя бочка. Бочки должны стоять недалеко от домов, но не далее 15 м от проезжей части, чтобы облегчить работу мусорщикам.

В серую бочку несут только остаточный мусор, старые газеты, журналы и картонные коробки. В желтую бочку выбрасывают банки, бутылки, полимерную и бумажную, а также частично металлическую упаковку, на которой стоит "зеленая точка". Зеленая бочка предназначена для органических отходов, которые перерабатываются в компост.

Лишнюю стеклянную тару, которая по каким-либо причинам не попала в желтую бочку для упаковок, нужно складывать в большие контейнеры, также расположенные в нескольких точках каждого района. Зеленые, белые и коричневые бутылки сортируются на месте. 
Лекарства с просроченной датой принимают аптеки. Для старых батареек есть приемные пункты в любом супермаркете. О вывозе холодильников нужно договариваться заранее.
Мусор, собранный в городе, в зависимости от расстояния между местом сбора и полигоном, доставляется или непосредственно на полигон, или в центр по сортировке, или на мусороперегрузочную станцию. Здесь посредством мусороприемника на несколько десятков тонн со встроенным гидравлическим прессом осуществляется перегрузка отходов в большие (грузоподъемностью 24-40 т) автоконтейнеры. Таким образом, сокращаются транспортные расходы.

В центрах по сортировке собранные упаковочные материалы сортируются вручную. Различные виды бытовых отходов перерабатываются стекольной промышленностью; обществом по утилизации бумаги; обществом по утилизации использованной упаковки из искусственных материалов, полимерных пленок, банок, бутылок, пенопласта; металлургической промышленностью; обществом по утилизации упаковки из алюминия и др.

4.Швеция

Система раздельного сбора мусора  действует в Швеции Семья, живущая в отдельном доме, платит половину стоимости вывоза отходов, если подписывает обязательство сортировать пластик, жесть, стекло и бумагу, а также компостировать органические остатки. Вредные отходы выносятся в специальном красном контейнере непосредственно перед сбором мусора.

В многоквартирных домах сбор мусора происходит так: в мусорные контейнеры выкидывается все, кроме того, что положено нести в специальные емкости для жести, пластмассы и т.п. Вредные отходы относятся на специальные экологические станции, которые могут располагаться, например, на бензоколонке.

На станции размещают контейнеры зеленого и красного цвета для аккумуляторов и батареек, светло-голубого цвета – для фотохимикатов, остатков краски, аэрозольных баллончиков, использованного машинного масла, растворителей и люминисцентных ламп.

Старые газеты забираются раз в неделю, их собирают в пакеты и выставляют за дверь. В ряде мест располагаются специальные "газетосборники". Алюминиевые банки возвращаются в супермаркеты, за них там выплачивается залоговая стоимость. Стекло выбрасывается в специальные контейнеры белого и зеленого цвета, в которые выбрасывается, соответственно, прозрачное и зеленое стекло.

5.Япония на мусоре…растет

Очистка городов в Японии, сбор и вывоз мусора ничем особым не выделяется среди прочих стран мира. Но вот то, как поступают дальше с мусором в городе Осака, заслуживает внимания.
Как и следовало ожидать, из мусора японцы решили делать то, чего им больше всего всегда не хватало — землю. А правильнее — сушу. То есть, вывоз мусора осуществляется в определенные места, где после его разборки он превращается в некое подобие земли. А потом эту «землю» вывозят к береговой линии и наступают на океан.
Такая война с морем может вызвать у кого-то улыбку, однако уже созданы настоящие острова из собранного и вывезенного мусора. Как прекрасная иллюстрация такого нетрадиционного способа утилизации мусора — искусственный остров, ставший настоящим аэропортом Кансай.
Удивительный пример получения максимального из  ненужного

7.Как решается проблема утилизации мусора в России?

Ежегодно в Российской Федерации образуется около 7 млрд тонн промышленных и бытовых отходов, из них используется лишь 2 млрд тонн, или 28,6%, в основном промышленных. При этом практически весь этот объем размещается на полигонах ТБО, санкционированных и не санкционированных свалках.

Это прежде все связано с отсутствием необходимой инфраструктуры и предприятий-переработчиков, которых на всю страну 389, из них: комплексов по переработке ТБО — 243, комплексов по сортировке — 53, мусоросжигающих заводов — около  10.

Существующая система управления отходами в России, ориентированная преимущественно на их захоронение, является несовершенной, ведет к загрязнению окружающего воздуха, грунтовых вод и, как следствие, — снижению качества жизни, не согласуется с принципами устойчивого развития экономики и требует коренной модернизации. 

Существуют два пути решения проблемы : сбор и разделение мусора по примеру Европы или термическая переработка (сжигание) мусора на специализированных заводах.

По мнению специалистов Росприроднадзора первый вариант не подходит для России. В первую очередь потому, что селективный сбор, сортировка и переработка вторичного сырья, извлеченного из отходов, требует значительного времени и больших финансовых ресурсов. При этом спрос на многие вторичные продукты являются очень низким. Но и второй способ не находит массового применения. Так и хранится весь мусор на полигонах России , которые растут с огромной скоростью!

8.Куда поступает мусор из г.Вольска?

При работе над проектом в интернете нашла статью

 В Вольске будут комплексно утилизировать мусор»  в 2008/4/30 0:20:

«Вчера в Вольском районе Саратовской области был заложен первый камень в строительство полигона по захоронению твёрдых бытовых отходов и мусоросортировочного комплекса. Инвестором проекта является компания «Волгамет».

Полигон и автоматизированный мусоросортировочный комплекс будет размещён на земельном участке площадью 152 тысячи кв.м. Общий объём инвестиций составит более 100 миллионов рублей. В результате реализации проекта будет создано 84 рабочих мест со средней заработной платой 10 100 рублей.
Производительность сортировочного комплекса составит 40 тысяч тонн в год. В состав комплекса будут входить несколько конвейеров различных типов и конструкций, сепараторы, устройства для дробления, пресс, с помощью которых производится отделение вторичного сырья и утилизация остатков органических соединений. Сортировка — эффективный способ утилизации твёрдых бытовых и промышленных отходов, удовлетворяющий предъявленным экологическим и санитарным требованиям и нормативам. Оборудование сертифицировано Госстандартом России и утверждено межведомственной комиссией с участием представителей Госстроя, Госкомэкологии, Федерального центра по благоустройству и экологической безопасности и головного центра Госсанэпиднадзора при России.»

Прошло 5 лет, но до сих пор нет никакого мусоросортировочного комплекса, а весь мусор вывозят поступает на городскую свалку, которая достигла огромных размеров, и периодически горит, окутывая г Вольск и  в том числе Верхнюю Чернавку удушающим дымом.

                                       Практическая часть

1.Исследование общественного мнения

В процессе работы с источниками информации, я задумалась,  существует ли  проблема утилизации бытовых отходов в моем селе и как ее решить.

 В первую очередь я решила провести исследование общественного мнения , в котором приняли участие 40 жителей села разного возраста и получила следующие результаты

  1. Много или мало мусора на улицах нашего села?
    а)много-39 чел. ( 97,5%)
    б)мало-1 чел.  ( 2,5%)
    2.По каким причинам на улице села много мусора:
    а)низкий уровень культуры населения-17  чел (42,5%)
    б)не организован вывоз мусора-11 чел ( 27,5%)
    в)отсутствуют точки приёма пластика, стекла, алюминиевых банок и бумаги-12 чел ( 30%)
    3.Куда вы выносите мусор:
    а)выкидываю в бак- 2 чел ( 5%)
    б)сжигаю-20  чел. ( 50%)
    в)пользуюсь мусорной ямой, закапываю-18 чел (45%)
    г)выкидываю его в овраги, за огороды- 0 %
    4. Волнует ли Вас чистота в селе:
    а)да-40  чел ( 100%)
    б)нет-0 %
    в)затрудняюсь ответить-0
    5. Как бороться с несанкционированными свалками:
    а)штрафовать, наказывать, заставлять убирать-21 чел. ( 52,5%)
    б)организовать рейды-1 чел ( 2,5%)
    в)создавать отряды волонтеров-0
    г)дать работу школьникам-0
    д)организовать вывоз мусора и место свалки-18 чел. ( 45%)
    6. От кого зависит чистота в селе:
    а)от отношения жителей-27 чел ( 67,5%)
    б)от администрации села-13 чел.(32,5%)
    в)от коммунальных служб-0

По результатам опроса я сделала выводы:

-Жителей села волнует чистота нашего села, потому что по их мнения на улицах поселения много мусора , в том числе организовано много стихийных свалок;

-Причиной образования таких свалок является низкая культура населения;

-Основной способ утилизации мусора на селе- это его сжигание-метод, который помогает избавиться от отходов, сопровождается большим выбросом вредных веществ, при этом  загрязняется атмосфера, почва, и воды.

-Второй способ утилизации мусора на селе-это его закапывание, т.е. использование метода биоразложения, но его недостаток в том, что это длительный процесс, подходит для утилизации органических отходов, а при разложении других отходов в почве накапливаются тяжелые металлы, которые затем могут попасть в грунтовые воды.

-Эффективный способ борьбы с мусором ,по мнению жителей это наложение штрафов на недобросовестных жителей и организация вывоза бытовых отходов на санкционированную свалку, т.е. на городскую свалку, которая будет расти с еще большей скоростью.

- Жители села сошлись во мнении , что чистота зависит в первую очередь  от отношения жителей к этой проблеме.

Но проблема осталась открытой, что делать с мусором, вспомнила о том , что в ближайшем времени должен быть построении мусоросортировочный комплекс, поэтому уже сейчас по примеру зарубежных стран необходимо приучать себя к раздельному сбору мусора, и я решила действовать , для этого организовав акцию « Сортируем мусор» в стенах своей школы.

  1. Акция « Сортируем мусор»

При помощи моего папы , я изготовила урну для мусора, которая разделена на секции : для бумаги, пластика и стекла. Контейнер для раздельного сбора мусора установила в холле школы.  На школьной линейке рассказала о проведении акции и как необходимо сортировать мусор. Затем по мере возможности стояла в коридоре и  разъясняла правила сортировке. Первые результаты были неутешительными: ученики бросали мусор неосознанно в любую секции, но затем все привыкли к необходимости разделять отходы и стали относиться к это серьезно. Но  после наполнения секций , я столкнулась с другой проблемой : куда вывозить мусор, который был собран? Ничего не оставалось другого , как вынести на общую свалку.

 Я пришла к выводу: что необходимо проводить раздельный сбор мусора, но для этого должен существовать комплекс , куда будут поступать отходы .

                                            Заключение

Любое действие человека порождает мусор. Количество мусора растёт с каждым годом: в настоящее время на земном шаре ежегодно образуется около 1 миллиарда тонн бытового мусора, в том числе в России до 30 миллионов тонн! А на каждого жителя планеты приходится более 20 тонн опасных отходов! Природа не справляется с утилизацией мусора, чтобы разложился , например, шерстяной носок потребуется 1 год, деревянная палка-4 года ,одноразовая бумажная посуда-5 лет,жестяная банка-100 лет ,алюминиевая банка-500 лет, пластиковая бутылка-500 лет
Что же делать с мусором ? На свалках нужно запускать установки, позволяющие уничтожать любые отходы без вреда для окружающей среды. Придумать такую обработку, чтобы получался другой полезный продукт, например, стройматериалы. Сортировать мусор для дальнейшей переработки. Просроченные лекарства сдавать в аптеку. Батарейки сдавать в пункты приёма. Ненужные вещи отправлять в благотворительные организации.

Я считаю, что продукт становится мусором тогда, когда он смешивается в мусорной корзине с другими продуктами. Вагон, наполненный пустыми бутылками и больше ничем – это, собственно, не мусор, а коммерческий продукт – сырье для промышленности.

Я продолжу проводить акцию по раздельному сбору мусора, которая поможет осознать ученикам нашей школы  необходимость решения проблемы утилизации бытовых отходов, а начнем с малого, будет следить за чистотой своего села!

Список литературы:

Интернет –ресурсы:

1) Вывоз мусора. Экологические угрозы свалок ТБО http://www.bezmusora.ru/article5.html

2) Даль Владимир Д15 Толковый словарь живого великорусского языка: В 4т. Т. 2: И -О.-М.: ТЕРРА, 1995.-784 с.

3) Проблема мусорных свалок http://tanzibey.narod.ru/proekt/22.htm

4) Мусоросжигательный завод Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki/Мусоросжигательный_завод

5) Мусоросжигательные заводы – опасность для России http://yarportal.ru/topic91461.html

6) Утилизация мусора http://www.ref.by/refs/93/36745/1.html




Предварительный просмотр:

                МОУ « Средняя общеобразовательная школа г Вольска № 19

                                                    Саратовской области»

                   « Удивительная кухня»

                       Секция:  биология ( ботанические исследования)

                                 

                                     

                                      Работу  выполнил: Семёнов Владислав

                                      Михайлович, ученик 5 класса

                                      МОУ СОШ № 19 г Вольска

                                      Руководитель:

                                      Татаринова-Гордяйкина Нина Сергеевна ,

                                      учитель биологии МОУ СОШ № 19

                         

                                     

                                                 2013 год

                                      Оглавление

1.Введение           с.3-4                                                                      

2.Основная часть  

2.1.Фотосинтез-загадка природы?     с    4-5                                

2.2.История открытия фотосинтеза с 5

2.3. Значение фотосинтеза   с.5-6

3.Практическая часть

3.1.Опыт :Извлечение из листьев хлорофилла. с.6

    3. 2.Опыт «Роль света для образования крахмала- «Проба Сакса» с.6-7

    3. 3. Опыт, показывающий условия, необходимые для протекания         фотосинтеза. с.7

  3. 4.Опыт: Письмо на зеленом листе с7-8

4.Заключение с 8

5.Список используемой литературы   с 8-9

                                   

                                             

                                               

                                                                        Эпиграф

«Дайте самому лучшему повару сколько угодно свежего воздуха, сколько угодно солнечного света и целую речку чистой воды и попросите, чтобы из всего этого он приготовил Вам сахар, крахмал, жиры и зерно, – он решит, что вы над ним смеетесь. Но то, что кажется совершенно фантастическим человеку, беспрепятственно совершается в зеленых листьях растений».

                                                                 К.А.Тимирязев

                                       

                                                                    Гипотеза: для роста растений необходима      

                                                                    только плодородная почва.

                                                                  Введение

На уроках природоведения мы изучали « Как питаются живые организмы» Я стал размышлять: вот человек питается разными продуктами из магазина, а чем же питаются растения? Растения питаются землей? Или может быть светом или углекислым газом? У учителя я узнал , что у растений есть воздушное питание-фотосинтез.

Сейчас я знаю, как важны для жизни на Земле зеленые растения. Но многие из нас могут не задумываясь сорвать травинку, цветок или веточку с дерева… Известно, что энергия солнца - очень важный фактор, обеспечивающий жизнь на нашей планете. Без растительного мира наша планета так же не могла бы существовать. Солнце дает свет и тепло всему живому. На свету зеленые растения образовывают хлорофилл, который участвует в процессе фотосинтеза. Во время фотосинтеза растения выделяют кислород, который крайне необходим для других жителей Земли, включая людей, использующих кислород для дыхания.

 Мне очень захотелось своими глазами увидеть, как происходит образование хлорофилла и крахмала, выделение кислорода, поэтому я решил провести свое небольшое исследование. Цель моего  проекта: рассмотреть процесс фотосинтеза, его значение в природе и жизни человека. В ходе проекта должен был решить следующие задачи :

1. Провести эксперимент, доказывающий наличие фотосинтеза у растений.

2. Используя дополнительную литературу и эксперимент рассмотреть протекание воздушного питания (фотосинтеза) у зеленых растений.

3.На примере проделанного эксперимента доказать , что для протекания фотосинтеза необходим свет и выделяется кислород

    Актуальность моей работы заключается  в возможности использования результатов данных экспериментов на уроках для углубленного изучения предмета« Природоведение»  и применение полученных знаний на практике.

Все знают, как важны для жизни  зеленые растения, но многие из нас  могут безжалостно  сорвать веточку дерева, травинку или цветок…А если своими глазами увидеть чудесные превращения в зеленой лаборатории, то каждый поймет, кто помогает нам дышать чистым воздухом , и будет бережно относиться к природе.

                                        Основная часть

1.Фотосинтез-загадка природы?

Что такое фотосинтез? Юлиус Майер – немецкий врач писал об этом чудесном процессе: “Природа поставила себе задачей перехватить на лету притекающий на Землю свет и превратить эту подвижнейшую из сил в твердую форму, сложив её в запас. Для достижения этой цели она покрыла земную кору организмами, которые живя, поглощают солнечный свет… этими организмами являются растения…” Сейчас каждый ученик может ответить, что фотосинтез – процесс образования органических веществ из углекислого газа и воды при участии энергии солнечного света. ( от греч. «фото» - свет, «синтез» - образование).

Зеленый цвет растений – это цвет химического вещества хлорофилла (от греч. «хлорос» - зеленый, «филос»- лист), который находится в пластидах клетки  в хлоропластах. Это вещество играет в фотосинтезе главную роль. Процесс фотосинтеза многоступенчатый. Он запускается, когда на молекулу хлорофилла попадает частица света (фотон). В процессе фотосинтеза выделяют две фазы. Световая фаза идет только на свету, она более длительна, темновая, же в свете не нуждается. В световой фазе выделяется кислород, образуется энергия, в темновой фазе образуется   углевод (глюкоза).

Слово «фотосинтез» означает буквально создание или сборку чего-то под действием света. Обычно, говоря о фотосинтезе, имеют в виду процесс, посредством которого растения на солнечном свету синтезируют органические соединения из неорганического сырья. Все формы жизни во Вселенной нуждаются в энергии для роста и поддержания жизни. Водоросли, высшие растения и некоторые типы бактерий улавливают непосредственно энергию солнечного излучения и используют ее для образования основных пищевых веществ. Животные не умеют использовать солнечный свет непосредственно в качестве источника энергии, они получают энергию, поедая растения или других животных, питающихся растениями. Итак, в конечном счете , источником энергии для всех  процессов на нашей планете, служит Солнце, а процесс фотосинтеза необходим для поддержания всех форм жизни на Земле. Зеленые растения — биологи называют их автотрофами — основа жизни на планете. С растений начинаются практически все пищевые цепи. Они превращают энергию, падающую на них в форме солнечного света, в энергию, запасенную в углеводах, из которых важнее всего сахар- глюкоза. Этот процесс преобразования энергии называется фотосинтезом. Другие живые организмы получают доступ к этой энергии, поедая растения. Так создается пищевая цепь, поддерживающая планетарную экосистему. Кроме того, воздух, которым мы дышим, благодаря фотосинтезу насыщается кислородом.

Суммарное уравнение фотосинтеза выглядит так: вода + углекислый газ + свет → углеводы + кислород

Растения поглощают углекислый газ, образовавшийся при дыхании, и выделяют кислород — товар жизнедеятельности растений.

2.История открытия фотосинтеза

Когда и как был открыт фотосинтез? Рассмотрим некоторые события:

Первые опыты по фотосинтезу были проведены Джозефом Пристли в 1770—1780-х годах, когда он обратил внимание на «порчу» воздуха в герметичном сосуде горящей свечой (воздух переставал быть способен поддерживать горение, помещённые в него животные задыхались) и «исправление» его растениями. Пристли сделал вывод ,что растения выделяют кислород, который необходим для дыхания и горения, однако не заметил что для этого растениям нужен свет. Это показал вскоре Ян Ингенхауз.

Швейцарский ученый Жан Сенебье в 1782 году экспериментально доказал, что органические вещества в растениях образуются из углекислого газа, который под влиянием солнечного света разлагается в зеленых органоидах растений. В 1804г. французский физиолог растений Жак Буссенго  в ходе лабораторных работ пришел к выводу, что вода так же потребляется растениями при синтезе органических веществ.

Позже было установлено ,что помимо выделения кислорода растения поглощают углекислый газ и при участии воды синтезируют на свету органическое вещество. В 1842 Роберт Майер на основании закона сохранения энергии постулировал, что растения преобразуют энергию солнечного света в энергию химических связей. В 1877 В. Пфеффер назвал этот процесс фотосинтезом.

Хлорофиллы были впервые выделены в 1818 П. Ж. Пельтье и Ж. Кавенту.

3. Значение фотосинтеза

Фотосинтез является основным источником энергии, фотосинтезирующие автотрофы используют её для образования органических веществ из неорганических, гетеротрофы существуют за счёт энергии, запасённой автотрофами в виде химических связей, высвобождая её в процессах дыхания и брожения. Энергия получаемая человечеством при сжигании ископаемого топлива (уголь, нефть, природный газ, торф) также является запасённой в процессе фотосинтеза.

 Весь свободный кислород атмосферы — биогенного происхождения и является побочным товаром фотосинтеза. Формирование окислительной атмосферы (кислородная катастрофа) полностью изменило состояние земной поверхности, сделало возможным появление дыхания, а в дальнейшем, после образования озонового слоя, позволило жизни выйти на сушу.

Процесс фотосинтеза является основой питания всех живых существ, а также снабжает человечество топливом (древесина, уголь, нефть), волокнами (целлюлоза) и бесчисленными полезными химическими соединениями. Из углекислого газа  и воды, связанных из воздуха в ходе фотосинтеза, образуется около 90-95% сухого веса урожая. Остальные 5-10% приходятся на минеральные соли и азот, полученные из почвы.

Человек использует около 7% продуктов фотосинтеза в пищу, в качестве корма для животных и в виде топлива и строительных материалов.

Фотосинтез, являющийся одним из самых распространенных процессов на Земле, обуславливает природные круговороты углерода, кислорода и других элементов и обеспечивает материальную и энергетическую основу жизни на нашей планете. Фотосинтез является единственным источником атмосферного кислорода.

                                               Практическая часть

1.Опыт :Извлечение из листьев хлорофилла.

 Лист хлорофитума поместили в пробирку, залили его спиртом, закрепили в держателе, стали нагревать на огне спиртовки. Спирт в пробирке окрасился в красивый изумрудный цвет, а лист обесцветился..

 Вывод. В листьях содержится зелёное красящее вещество – пигмент хлорофилл, который может быть извлечён из листьев; листья при этом обесцвечиваются.

 2.Опыт «Роль света для образования крахмала- «Проба Сакса»

Для опыта используется растение –  герань . Одно растение обильно поливают и для оттока крахмала помещают в темное место надвое суток. Другое растение оставляют на свету. Затем первое растение извлекают из шкафа, и на его листья прикрепляют фигурки, вырезанные из плотной черной бумаги. Оба растения выдерживают на свету в течение трех- четырех дней, осуществляя полив. Затем с каждого растения срезают по листу, выдерживают их две, три минуты в кипящей воде и помещают в стакан с горячим спиртом для получения вытяжки хлорофилла. Обесцвеченные листья обрабатывают раствором йода. На листе растения, которое побывало в шкафу, проявится конфигурация фигурки, которая была прикреплена к нему. Лист, который был всегда на свету, равномерно окрасится в синий цвет. Синий цвет свидетельствует о наличии крахмала.

Вывод: на свету в листьях образуется органическое вещество –крахмал, а в темноте крахмал не образуется.

      3. Опыт, показывающий условия, необходимые для протекания фотосинтеза.

Для опыта необходимо взять две банки из светлого стекла. В каждую помещают  по 2-3 веточки растения, чтобы растения не завяли, в банки наливают немного воды. Лучины зажигают и опускают в банки, закрыв их пробками. Лучины гаснут, что указывает на отсутствие кислорода и наличие углекислого газа, образующегося при горении. Лучины вынимают. Банки  с растениями закрывают крышками, одну ставят в темное место, а другую – на свет. На следующий день банки открывают и опять опускают зажженные свечи. В банке, стоящей на свету, лучина горит, а в банке, находившейся в темноте, - гаснет.

 Вывод: на свету растения выделяют кислород , в темноте кислород растения не образуют.

4.Опыт: Письмо на зеленом листе

 Хлорофилл может  изменять цвет под действием кислот с зеленого на бурый.

Для опыта нужны «чернила» — 10-процентная соляная кислота, листья фикуса, палочка.

Заостренный конец палочки смочите соляной кислотой и нанесите на лист нужный текст. На зеленом фоне листа постепенно появляется надпись бурого цвета. Скорость изменения цвета в месте нанесения кислоты зависит от плотности покровов листа. Появление бурой окраски обусловлено проникновением кислоты внутрь клеток и образованием в них феофитина.

Газообразные выделения промышленных предприятий часто содержат сернистый ангидрид SО2, который, проникая через устьица в листья, растворяется в цитоплазме клеток и образует сернистую кислоту Н2SО3. Накопление ее в больших количествах в цитоплазме вызывает разнообразные нарушения обмена веществ в клетках, в том числе и разрушение хлорофилла. Внешне такие повреждения могут выражаться в появлении на листьях бурых пятен.

Вывод: хлорофилл может разрушаться под действием кислот, поэтому кислотные дожди могут нарушить воздушное питание растений, что приведет к их гибели.

                                                    Заключение

Как прекрасен наш мир весь в зелени.  Как приятно войти в лес, и глубоко с наслаждением  вдохнуть чистый воздух, воздух богатый кислородом.  Я с увлечением изучал литературу о фотосинтезе и проделывал эксперименты

 По результатам опытов мной были сделаны следующие основные выводы:

    - в листьях есть пигмент зеленого цвета- хлорофилл.

    - на свету растения образуют крахмал;

    - в результате фотосинтеза поглощается углекислый газ и выделяется кислород.

    - лишенные солнечного света зеленые растения перестают вырабатывать хлорофилл и крахмал, и неминуемо погибают

В результате вышеуказанных опытов я убедился, что  жизнь на нашей планете существует благодаря  солнечному свету. А  растения являются экологическими санитарами, в результате фотосинтеза насыщающими воздух кислородом , который так необходим всем живым существам.

  Значит,     наше будущее,  и будущее всех живущих на земной планете  зависит:

от   растений, от того, как скоро мы -  люди поймем, что наша роль в созидании, а не разрушении,

от того, как быстро человечество  сможет   перейти к другому типу хозяйства – «экологическому», при котором круговорот веществ в природе,  снова станет замкнутым.

Бесконтрольное могущество человека – самая большая угроза в современном  мире. Берегите растения!

                            Список использованной литературы.

1.П.А.Садименко, Г.М. Зозулин, О.Г. Чораян  Наблюдай и экспериментируй. Издательство Ростовского университета ,1970 год

2.Н.Т.Вовк  Оборудование и методика постановки коллективного эксперимента по ботанике в средней школе   Красноярск , 1971 год

3.Е.М.Васильева, Т.В. Горбунова, Л.И. Кашина , Е.М. Юдина Методические указания к факультативу по физиологии растений Красноярск, 1972 год

Интернет –ресурсы:

1.Фотосинтез-http.\\ru wikipedia.org

2. Интересные факты о фотосинтезе - http.\\www.megabook.ru

3. Онлайн энциклопедия кругосвет -http.\\www.krugosvet.ru


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №11 г. Вольска

Саратовской области»

ⅩⅩVII областная научно-практическая экологическая конференция 2021 г.

         

Проект на тему:

Коллекция семян: зачем их  создают?

Секция: экология растений

                                 Выполнила:   ученица 11 класса

                              МОУ «СОШ № 11 г. Вольска»

                                       Александрова Кристина Алексеевна
 Руководитель:
                     учитель биологии и химии
                                            Татаринова-Гордяйкина Нина Сергеевна

                                              г.Вольск  2021 год

СОДЕРЖАНИЕ

1.ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………стр.3

2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. Семя, его строение (однодольное и двудольное)…….…………….... стр.5
  2. Всхожесть семян……………………………………………………..… стр.6
  3. Условия повышения всхожести………………………………………. стр.9
  4. Коллекции семян и банк семян…………………………………….… стр.11
  5. Ленинград. Хранилище семян……………………………………..… стр.14

3.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……….…………………………………..….. стр.16

4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………....стр.18

5.ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………..…стр.19

  1. ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………….... стр.20

                                                           

                                                              Эпиграф

У меня в руке будущая жизнь

Будущий побег и могучий корень.

Дружно прорастут в глубину и ввысь,

Лишь вода дождей землю всю напоит.

А пока гостит осень на дворе,

А пока зима вьюгою всё воет

Спит и дышит жизнь у меня в руке.

                                                         1.Введение

Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё мешок зерна – а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать. Ведро картошки превращается в чудесной кладовой в двадцать вёдер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, моркови.

Растения имеют огромное значение в жизни человека. Растения являются основными поставщиками кислорода для всего живого на Земле. Растения вносят в нашу жизнь красоту и гармонию. Мы не устаём восхищаться ими. Растения являются источником пищи для животных и человека. Мы используем в пищу зелёные части растений, фрукты, ягоды, грибы, семена. Но чтобы продолжать использовать дары растений, человек должен знать, как за ними ухаживать, правильно выращивать, проращивать.

Цель проекта: выяснить, зачем и при каких обстоятельствах создавали коллекции семян.

Задачи проекта:

  • Изучить литературу о коллекциях семян.
  • Провести опыт по выращиванию семян.
  • Проанализировать, сделать выводы.

Гипотеза: Чем лучше условия хранения коллекции семян, тем больше вероятность прорастания семян (Если отсутствует одно из условий прорастания семени, то оно теряет всхожесть).

2.Основная часть

  1. Семя, его строение

Семя – это зачаточное растение. Оно развивается из семязачатка и возникло оно в результате длительного процесса эволюции как орган, наиболее надежно обеспечивающий их размножение и распространение. По особенностям строения семян все цветковые растения делятся на 2 класса: однодольные и двудольные.

Рассмотрим строение семени фасоли.

Семя фасоли развилось внутри плода, называемого бобом. На вогнутой стороне семени находится рубчик – место прикрепления семени к створке плода. Снаружи семя покрыто плотной кожурой. Под кожурой размещается зародыш семени. Он состоит из двух семядолей, корешка, стебелька, почечки. Семядоли развиваются симметрично друг против друга. Иногда зародыш имеет одну семядолю (чистяк, виды хохлатки, некоторые зонтичные). В семядолях содержится запас питательных веществ. Но у некоторых (дикая редька, пастушья сумка) запас питательных веществ находится не только в семядолях, но и в др. частях зародыша - корешке, стебельке. Конус нарастания зародышевого стебля находится между семядолями и уже в зародыше образует зачаточные листики. Все вместе образует почечку, которая является зачатком главного побега растения. Семядоли обычно с 3 главными проводящими пучками, при прорастании семени выносятся на поверхность.

Семя фасоли

Кожура

Зародыш семени

2 семядоли

Корешок

Стебелек

Почечка

Рассмотрим строение семени пшеницы.

Зерновка пшеницы является не семенем, а плодом. Ткани плода в зерновке представлены лишь пленчатым наружным слоем, получившим название плодовой оболочки. Вся остальная часть зерновки - семя. Вдоль семени пролегает бороздка, на которой находится рубчик. Зерновка пшеницы состоит из зародыша, питательной ткани, называемой эндоспермом и кожуры семени. Зародыш в зерновке занимает очень небольшое место, главную часть ее составляет эндосперм. Зерно пшеницы - это, по существу, и семя, и плод, называемой зерновкой. Зародыш зерновки состоит из зародышевого корешка, стебелька, почечки и щитка. Считают, что щиток - единственная видоизмененная семядоля зародыша, которая не содержит запаса питательных веществ, плотно прилегает к эндосперму и похожа на тонкую пластинку. Щиток расположен так, будто образует перегородку между зародышем и эндоспермом и при прорастании семени берет из эндосперма питательные вещества. У однодольных на верхушке продольной оси зародыша находится семядоля, а почечка (с конусом нарастания) – в стороне от нее. Семядоля обычно с двумя главными проводящими пучками; при прорастании семени не выносится на поверхность.

Зерновка пшеницы

Околоплодник, сросшийся с семенной кожурой

Эндосперм

Зародыш семени

Щиток

Корешок

Стебелек

Почечка

У других однодольных растений (лука, ландыша) семена тоже имеют эндосперм, но он окружает зародыш, а не прилегает к нему с одной стороны, как это у пшеницы и других злаков.

Качественный состав семян разнообразен.

В пшеничных зернах много крахмала, значительно меньше белка и совсем мало жира. В семенах фасоли, гороха, бобов много белков, но мало крахмала. В семенах масленичных растений находятся растительные масла.

Масса семян широко варьирует; так, семя пальмы весит 8-15 кг, а тысячи семян орхидеи весят доли грамма.

Эти запасные питательные вещества находятся в семядолях у двудольных растений и в эндосперме – у однодольных. Их называют органическими веществами, они легко сгорают. В состав семян входят также неорганические вещества - это вода и минеральные соли.

Воды в сухих семенах содержится 6-14%, а минеральных веществ 2-4%. Органических веществ в семенах всех растений значительно больше, чем воды и минеральных веществ. При сжигании семян органические вещества обугливаются и сгорают. Этим они отличаются от минеральных веществ. Вода в семенах содержится в небольшом количестве, необходимом для зародыша семени. Для человека очень важно, чтобы воды в семенах было немного, т.к. семена, содержащие много воды, не могли бы храниться в зернохранилищах. В семенах обязательно присутствуют различные ферменты. С их помощью запасные вещества семени преобразуются в усвояемую для формирующегося зародыша форму.

Химический состав семян:

Состав семян

Органические

Неорганические

Белок

Крахмал

Жир

Вода

Минеральные вещества

Вывод: Семя – это зародыш, который имеет зачаточные органы и запас питательных веществ, необходимый ему при прорастании.

  1. Всхожесть семян

Один из главных показателей качества семенного материала – это всхожесть семян. От него зависит количество и густота всходов растений. Чем ближе показатель всхожести к 100%, тем меньше семян нужно для посева.

К сожалению, бывает и так, что у семян оказывается очень низкая всхожесть, или они могут оказаться, вообще, невсхожими. Чтобы работы по подготовке грунта, посев, полив оказались проделанными не зря, необходимо проверить посевные свойства семян. Такая проверка позволит сделать вывод: достаточно ли семян, или нужно приобрести еще.

Согласно ГОСТу, под всхожестью понимается способность семян давать нормальные проростки за определенный, предусмотренный для каждой культуры свой, срок при оптимальных условиях проращивания.

Всхожесть определяется в процентах проросших семян к общему количеству высеянных.

На способность семян прорастать влияет не только возраст семян, но и условия их хранения. Из-за этого «старые» семена могут иногда оказаться всхожими, а с нормальным сроком годности – нет. Вот поэтому и рекомендуется проверять семена перед посевом на всхожесть.

Всхожесть семян – это количество (выраженное в процентах) нормально проросших семян за определенный период времени, который определяется для каждой культуры индивидуально (7 – 8 суток). Вычисляется в лаборатории путем проращивания семян в благоприятных условиях. Одновременно со всхожестью высчитывается энергия прорастания, которая характеризует дружность всходов семян (на 3-й день).

Порядок работы по определению всхожести семян:  

1. Из семян основной культуры (объединенной пробы) отсчитывают 4 пробы по 100 штук для проращивания; 

2. Увлажняют песок и наполняют растильни песком (мелкосеменные культуры проращиваются на влажной фильтровальной бумаге);

3. Высевают семена и ставят в термостат для проращивания; 

4. При подсчете энергии прорастания считают и удаляют нормально проросшие семена, если имеются загнившие семена, их также удаляют и подсчитывают. Не проросшие и ненормально проросшие семена оставляют для дальнейшего проращивания;

 5. При подсчете всхожести разбирают все проросшие и не проросшие семена на группы: нормально проросшие, ненормально проросшие, набухшие, твердые (у бобовых культур) и загнившие; подсчитывают количество семян в каждой группе; 

6. Вычисляют процент всхожести семян по каждой пробе, устанавливают достоверность результатов анализа проб семян, рассчитывают процент всхожести и энергии прорастания семян.

  1. Условия повышения всхожести

                Прорастание семян – процесс перехода семян от состояния покоя к интенсивной жизнедеятельности, в результате чего трогается в рост зародыш и образуется проросток, из которого развивается молодое растение; начальный этап онтогенеза растений.

                Прорастание семян происходит только при достаточном обеспечении их влагой, кислородом, при определённом температурном, а иногда и световом режиме. Прорастание характеризуется повышением обмена веществ в зародыше и эндосперме. При поступлении воды в семена они набухают, в них активируются ферменты, усиливаются процессы превращения запасных веществ (крахмала, жиров, белков) с преимуществ, их распадом на сахара, жирные кислоты, аминокислоты. Это обеспечивает семена энергией и пластическими веществами, необходимыми для синтеза веществ, идущих на построение новых тканей проростка. По окончании набухания зародыш семени трогается в рост. Первым, как правило, растет корешок, который прорывает оболочку семени (семя наклёвывается). Затем в рост трогается у одних растений гипокотиль (в результате чего семядоли и верхушечная почка выходят на поверхность почвы), у других  эпикотиль (при этом семядоли остаются в почве, а на поверхность выносится только верхушечная почка).

                Потребность в воде для прорастания семян зависит от химического состава и физиологического состояния семени. При недостатке кислорода, например, при длительном погружении семян в воду или при образовании почвенной корки в них накапливаются этиловый спирт, молочная комитета, аммиак и др. вредные для зародыша вещества.

                Влияние температуры на прорастания семян связано не только с поступлением влаги в семена и активированием обмена веществ, но и с изменением в них соотношения различных регуляторов роста. Например, при нагревании только что собранных семян хлопчатника или арахиса в них снижается содержание ингибиторов роста и прорастание семян ускоряется. Для ускорения прорастания семян многих др. растений, наоборот, необходимо воздействие низкой положительной температуры, при которой увеличивается содержание гиббереллинов и др. стимуляторов роста

                Для прорастания семян некоторых растений, кроме влаги, кислорода и соответствующей температуры, необходим свет определённого спектра. Так, красный свет стимулирует прорастание семян латука, сосны, щавеля, а инфракрасный тормозит. Даже для прорастания семян с одного и того же растения, с одного колоса необходимы различные условия среды.

                Семена некоторых растений, находясь в благоприятных условиях, всё же не прорастают. Такая задержка прорастания семян обусловливается или тем, что они не вышли из состояния покоя, или их твёрдыми покровами, не пропускающими кислород и воду к зародышу (в этом случае применяют скарификацию семян — механическое повреждение покровов, например у миндаля, ореха, винограда).

                Прорастание семян заканчивается переходом проростка к автотрофному питанию, что совпадает с появлением всходов растений. Поэтому создание условий, оптимальных для прорастания семян, а следовательно, и повышения всхожести семян  одна из предпосылок получения высоких урожаев.

  1. Коллекции семян и банк семян

26 февраля 2008 года, на острове Западный Шпицберген близ города Лонгйир (Норвегия) состоялось торжественное открытие Всемирного хранилища семян.

Цель проекта  сохранение посевного материала всех существующих в мире сельскохозяйственных растений на случай природных или техногенных катастроф.

История

Первый в мире семенной банк, специальный фонд для хранения семян, был создан по предложению советского селекционера-растениевода Петра Лисицына: ему удалось заинтересовать в этой идее главу советского государства Владимира Ленина. Соответствующий декрет, "О семеноводстве", тот подписал 13 июня 1921 года. В соответствии с декретом был создан Госсортсемфонд. В 1920-е фонд развивался как государственный резерв на случай нехватки посевного материала. Однако уже в 1930-х при Всесоюзном (ныне - Всероссийском) институте растениеводства под руководством академика Николая Вавилова начала формироваться коллекция семян для селекции, куда вошли образцы, собранные ученым в разных странах мира. Этот семенной банк пережил блокаду Ленинграда в 1941-1944 годах и гибель в лагере самого Вавилова в 1943 году.

После Второй мировой войны аналогичные проекты были запущены и в других странах мира. В 1979 году страны Скандинавии создали общий семенной банк - NordicGeneBank. В 1984 году для его хранения была выбрана одна из заброшенных шахт на Шпицбергене.

В 1989 году начались консультации между правительством Норвегии, Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (FoodandAgricultureOrganization, FAO, ФАО) и Международным советом генетического разнообразия растений о создании на базе GeneBank международного хранилища. Однако тогда проект реализовать не удалось из-за разногласий о принципах его финансирования. Вновь к этой идее вернулись в 2004 году. На этот раз власти Норвегии решили полностью оплатить строительство и работу комплекса.

Работы по возведению Всемирного хранилища семян начались 19 июня 2006 года. В январе 2008 года в него переместили семена из GeneBank. Официальное открытие состоялось 26 февраля того же года в присутствии премьер-министра Норвегии ЙенсаСтолтенберга (ныне  генсек НАТО), председателя Еврокомиссии Жозе Мануэла Баррозу и генсека ФАО Жака Диуфа.

В настоящее время ведется строительство нового тоннеля к хранилищу, поскольку первоначальный вход из-за глобального потепления и растапливания вечной мерзлоты начало затапливать грунтовыми водами.

Характеристики

Расположено хранилище в заброшенной угольной шахте на глубине 120 м под землей и на высоте 130 м над уровнем моря, что гарантирует ему выживание при прямом попадании ядерной бомбы или при повышении уровня моря в результате глобального потепления. Хранилище находится в зоне вечной мерзлоты (расстояние до Северного полюса - 1309 км), внутри естественным образом поддерживается температура минус 3,5 градуса Цельсия, искусственным образом оно охлаждается до минус 18 градусов, что оптимально для хранения семян. Кроме того, на Шпицбергене не бывает землетрясений.

Семена хранятся в запечатанных многослойных конвертах, сложенных в контейнеры.

Общая площадь хранилища  около 1 тыс. кв м. В него ведет горизонтальный тоннель, вход в который украшен инсталляцией норвежского скульптура Дайвеки Санн.

Стоимость проекта составила $9 млн. В 2016 году расходы на функционирование хранилища оценивались в $240 тыс., основная часть этих средств была получена от различных международных организаций, в том числе Глобального фонда по разнообразию сельскохозяйственных культур. В свою очередь, среди основных его спонсоров  Фонд Билла и Мелинды Гейтсов.

Хранение

В феврале 2018 года число содержащихся в хранилище семян достигло 983 тыс. (всего вместимость 4,5 млн). Согласно принципам проекта, в него отправляют резервный семенной материал крупнейшие национальные или наднациональные сельскохозяйственные институты мира: в настоящее время его услугами пользуются 73 организации. Им принадлежат все права на хранимый материал. При этом правительство Норвегии берет на себя все расходы на хранение образцов и их транспортировку на Шпицберген (отправка в аэропорт Осло осуществляется за счет самих организаторов-депозиторов).

Всероссийский институт растениеводства им. Н. И. Вавилова отправил во Всемирное хранилище 5 тыс. 278 семян (по данным на конец 2016 года). При этом больше всего семенного материала (более 100 тыс. единиц) было получено от Международного центра улучшения кукурузы и пшеницы (CIMMYT, Мексика), Международного института исследования риса (IRRI, Филиппины) и Международного научно- исследовательского института по изучению культур полуаридных тропических зон (ICRISAT, Индия).

Владельцы семян могут затребовать их назад. Первый случай, когда конверты из Всемирного хранилища пришлось вскрывать, произошел в 2012 году по просьбе Международного центра сельскохозяйственных исследований в засушливых зонах (ICARDA). До 2012 года он базировался в Алеппо, однако из-за начала гражданской войны в Сирии было принято решение срочно перебазировать его в Бейрут (Ливия). При этом часть семян не удалось эвакуировать  нехватку пришлось восполнять из Шпицбергена.

  1. Ленинград. Хранилище семян

В осажденном Ленинграде - городе, где долгое время жил и работал Вавилов, шла первая блокадная зима. Нормы хлеба были сокращены до невозможного : рабочим  по 250 граммов в сутки, остальным  125 граммов. Люди обезумевали от голода, падали на ходу, умирали от истощения.

А в это время в темных холодных комнатах на Исаакиевской площади, в доме с забитыми досками окнами было полно еды. В коробках и мешках лежали десятки тонн семян, клубней картофеля. Но сотрудники Всесоюзного института растениеводства (ВИР), которые работали и урывками спали рядом, были так же голодны и истощены, как и все ленинградцы. Они бредили едой, и все же никому из них даже не приходила в голову мысль съесть хотя бы горсточку зерен, чтобы спасти свою жизнь.

Возможно, по нынешним временам их трудно понять, но они знали, что делали. Они берегли от сорокоградусной стужи и стай остервеневших крыс бесценное достояние государства  уникальную коллекцию культурных растений и их дикорастущих сородичей. Не имевшая себе равных в мире, собранная гигантскими усилиями коллекция насчитывала более 200 000 драгоценных образцов.

Еле державшийся на ногах, истощенный, обмерзший ближайший соратник Вавилова Вадим Степанович Лехнович, рискуя жизнью, под обстрелом добывал для спасения коллекции дрова. Он был душой крошечного мужественного коллектива. О тех трагических днях Лехнович и годы спустя вспоминал волнуясь: «Ходить было трудно... Да, невыносимо трудно было вставать, руками-ногами двигать... А не съесть коллекцию - трудно не было. Нисколько! Потому что съесть ее было невозможно. Дело всей жизни, дело жизни своих товарищей...»

28 сотрудников института умерли от голода во время блокады, но ни одно зернышко или картофельный клубень не были утеряны.

Когда о подвиге советских ученых появились первые публикации в СССР, на Западе долго не могли поверить, что такое возможно. Но поверили. И спустя полвека на Исаакиевской площади в здании Института растениеводства появилась необычная мемориальная доска. На ней золотыми буквами выбито: "Ученым Института, героически сохранившим мировую коллекцию семян в годы блокады Ленинграда".

Коллекция семян Николая Ивановича Вавилова сохранилась. Она до сих пор хранится в Санкт-Петербурге. Ее не съели даже в самые голодные дни блокады, когда жевали ремни вприкуску со столярным клеем. Коллекцию берегли со всем пиететом к гигантскому труду ученого, оставившего уникальный подарок государству.

По сей день на основании этой коллекции можно создавать новые сорта растений. Специалисты считают, что и сейчас коллекция семян Вавилова способна обеспечить выживание всему миру. Кстати сказать, четверть из растений, чьи семена представлены в коллекции, считаются вымершими – но потенциально они живы, пока цело собрание Вавилова.

На сегодняшний день коллекция семян, собранная Николаем Ивановичем Вавиловым, оценивается примерно в 10-11 триллионов долларов.

  1. .

3.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

3.1.Выбор для объекта:

                Работая над практической частью, я взяла семена коллекции семян из школьной лаборатории 1976 года  и семена 2020 года.  Остановилась на семенах следующих растений: фасоль, горох, рожь и ячмень. Отобрала семена по внешним признакам, выбирая целые образцы, не имеющие повреждения в количестве:

фасоль

горох

рожь

ячмень

1976 год

30 шт

30 шт

40 шт

40 шт

2020 год

30 шт

30 шт

40 шт

40 шт

        3.2. Наблюдение за прорастанием семян

Провела посев семян, осуществляла регулярный полив. Ящики расположила вблизи солнечного света. Температура в помещении  19-23 градуса.

Вела наблюдения за прорастанием семян и появлением всходов. В таблице я представила информацию о сроках прорастания семян каждого вида и сравнение со сроком прорастания исследуемых образцов :

Сроки всхожести семян

Семена 1976 года

Семена 2020 года

Фасоль

6-8 суток

8 день

5 день

Горох

6-15 дней

12 день

9 день

Рожь

18-20 дней

Не взошли

19 день

Ячмень

2-3 дня

4 день

3 день

Вывод: сроки прорастания исследуемых образцов в пределе нормы, исключение семена ржи 1976 года

3.3. Вычисление всхожести семян:

Подсчитала число ростков, которые появились из семян каждого вида :

фасоль

горох

рожь

ячмень

1976 год

2/30

1/30

0/40

3/40

2020 год

27/30

24/30

31/40

33/40

Рассчитала всхожесть семян в процентном соотношении: всхо

фасоль

горох

рожь

ячмень

1976 год

7%

3%

0%

8%

2020 год

90%

80%

78%

83%

                В результате я сделала выводы:

  • Семена из коллекции показали низкие показатели всхожести
  • Самый высокий показатель всхожести семян 1976 года у ячменя, а 2020 года у фасоли.

                                              4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

В результате работы над проектом, изучила  литературу о коллекциях семян и выяснила, зачем и при каких обстоятельствах создавали коллекции семян.

Провела  опыты по выращиванию семян. И моя гипотеза о том, что чем лучше условия хранения коллекции семян, тем больше вероятность прорастания семян. Семена из школьной лаборатории хранились в условиях , которые не соответствуют нормам на протяжении многих лет, поэтому и показали низкий процент всхожести.

Главные условия прорастания семян: влажность, тепло, вода, свет. Но и правильные условия хранения семян имеют важное  значение!

Так как это может быть причиной гибели зародышей: от пересыхания во время хранения и от поражения плесневыми грибками и вредными насекомыми и т.д.

Все это учитывается при создание хранилищ семян!

5.ЛИТЕРАТУРА

1.Залетаева И. А., Книга о растениях. «Колос». 1994.

2..Лэм Э.К. Растения - М.: «Мир», 1998

3.Меликян А. П., Николаева М. Г., Комар Г. А. Жизнь растений / - М.: Просвещение, 1990.

4.Удалова Р. А., В мире растений - Л.: «Наука», 1997.

                                               

                                                     Интернет-ресурс

   https://www.referat.business-top.info/botany/index.html

ПРИЛОЖЕНИЯ

        



Предварительный просмотр:

Паспорт проекта.

1.Название проекта: Сурки: замолвим слово!

2.Руководитель проекта: Татаринова-Гордяйкина Нина Сергеевна

3.Консультант: -----------

4.Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту: экология

5.Учебные дисциплины, близкие к теме проекта:  биология

6.Возраст учащихся, на который рассчитан проект : 7-18 лет

7.Тип проекта: исследовательский

8.Цели проекта: собрать информацию о сурке -байбак, привлечь внимание к  проблеме сохранения данного вида на территории  Вольского района, в том числе и окрестностях села Верхняя Чернавка.

9.Задачи проекта:

-изучить информацию об образе жизни сурка -байбак;

- уточнить информацию о том, что данный вид был исключен из Красной книги Саратовской области;

- через проведение опроса, выяснить,  что знают обучающиеся нашей школы о данном виде ;

- довести информацию школьникам об исчезающем виде через проведения классного часа;

-создать информационный щит и разместить его весной в ареале обитания сурка-байбак в окрестностях с.Верхняя Чернавка.

10.Вопросы проекта: нуждается ли степной сурок в охране ?

11.Необходимое оборудование: компьютерные программы Word (для набора текста), Power Point (для составления презентации).

12.Актуальность проекта: сурок –байбак был исключен из Красной книги Саратовской области , значит будут выдаваться разрешения на его отстрел. Существует возможность снижения численности степного сурка на территории Вольского района.

13.Этапы работы над проектом:

-подбор и изучение литературы;

- анкетирование учащихся  МОУ « СОШ №11» ;

-выступление на классном часе в 5-8 классах;

- изготовление информационного щита;

-оформление проекта;

-презентация проекта.

14.Список использованных информационных ресурсов:

1. Бибиков Д.И. Сурки. М.: Агропромиздат. 1989. - 255 с.

2. Гроссет Г.Э., Динесман Л.Г., Цалкин В.И. О древнем распространении степного сурка // Бюллетень МОИП. Новая серия. Отдел биологический. Т.70. - Вып.2. - С.34-45.

3 Зимина Р. П., Злотин Р. И. Биоценотическое и практическое значение // Сурки. Биоценотическое и практическое значение. М.: Наука, 1980. - С. 70-110.

4. Постановлению Правительства Саратовской области от 28 октября 2019 г. N 755-П « Об утверждении перечней видов грибов, лишайников, растений, животных, занесенных в Красную книгу Саратовской области»

Интернет –ресурсы:

1. Материала интернет-ресурса: Единый информационно-развлекательный портал о возможностях туризма и отдыха в Саратовской области. Туристический Саратов.

                                              Краткая аннотация

Проект представляет собой материал о сурке-байбак – животном, который был исключен в 2020 году из Красной книги Саратовской области. Цель данного проекта собрать информацию о сурке -байбак, привлечь внимание к  проблеме сохранения данного вида на территории  Вольского района, в том числе и окрестностях села Верхняя Чернавка.

 При работе над проектом развивается умение извлекать информацию из текста и иллюстраций, умение проводить исследование  и устанавливать причинно-следственные связи ,осуществляется экологическое воспитание и развивается формирование познавательного интереса к изучаемой теме и предмету в целом.

                                                          Эпиграф

Познать природу родного края можно либо своими глазами, либо с помощью книги.

                                                                                                    Ломоносов М.В.