Внеклассная работа

Татаринова-Гордяйкина Нина Сергеевна

Предварительный просмотр:

Звучит музыка / из мультфильма «Бременские музыканты/

Все:

Весь мир у нас в руках, им управляют люди.

Узнать хотим сейчас, что завтра с миром будет.

Мы к вам приехали на час. Привет, бонжур, хэллоу.

Всё, что расскажем вам сейчас,

Волнует нас давно.

Ну-ка, все вместе, уши развесьте.

Нужно обязательно слушать нас внимательно.

1 ученик: вас приветствует агитбригада.

Все: « Жизнь на земле"

Встретить нас природа рада, мы – экологическая   агитбригада!

2 ученик-Сегодня мы говорим о миллионах загубленных жизней:

-Но, не человеческих.

-Это жизни тех животных, которые тоже имели право существовать на этой Земле…

3.ученик -Наша агитбригада «Жизнь на Земле» хочет сказать «спасибо» взрослым, а крикнуть: «Проснитесь, взрослые и наконец, начните думать о будущем. Сохраните животных на планете».

  1. ученик Мы не красные, не белые, не синие. Мы выбрали цвет жизни, которого не хватает сегодня. Попробуйте найти на Земле просто зеленого.

Повязывают косынки зеленого цвета.

5 ученик-Миллионы лет назад на Земле зародилась жизнь.

-И первыми на этой земле, после растений, появились животные.

1 ученик-Они жили в гармонии друг с другом.

2 ученик-Но всё изменилось,когда Природа сотворила вид, который впоследствии стал уничтожать сотни других видов

3 ученик -Это Человек- HOMO - SAPIENS.

4 ученик- Человек еженедельно забирает безвозвратно один вид растений

- И ежедневно один вид животных

-5 ученик -Человеком уничтожено 75% млекопитающих

                 - И 76% птиц из числа исчезнувших видов.

-Все вместе :И всё это дело рук человеческих!

(Песня на мотив  «Куда уходит детство»):  

Когда-то вся планета цветущею была  

Животные здесь были, как одна семья.  

Но человек упрямый нарушил этот мир,  

И звонко выстрел грянул, он многих погубил

1Ученик: Среди зверей погубленных , человеком, оказалась рысь

2Ученик: Рысь немногим больше кошки,

 Грациозна и стройна,

 В сумерках глухого леса

 Словно тень скользит она,

3. ученик  Пробирается бесшумно

 Потаенною тропой,

 Ушки с кисточками чутко

 Слышат каждый звук лесной.

4.Ученик: Рысь из-за низкой численности занесена в  Красную книгу Саратовской области

5 ученик-Что вы знаете о рыси? Ничего? Тогда знакомьтесь -это рысь: ( демонстрация слайдов)

1 ученик Статус: редчайший

2 ученикАреал: Правобережье Саратовской области, в том числе и Вольский район

3 ученикЧисленность: от 30 до 50 особей!

4 ученик Люди задумайтесь, их осталось очень мало в лесах Саратовской области!

   ( на мелодию 17 мгновений весны)

Не думай о животных свысока,

Они нас любят, и они нам преданы,

А мы их часто просто предаём,

Не понимая сами, что мы делаем.

Из крохотных мгновений соткан мир,

И мы звено в цепочке мироздания

Все перед Богом на Земле равны,

Мы все его творенья и создания.

Все вместе: Люди, зверя пощадите, рысь для леса сохраните.                


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Энергетики: пить или не пить? Работу выполнил: Семёнов Владислав, ученик 6 класса МОУ « СОШ №19 г Вольска» Руководитель: Татаринова-Гордяйкина Н.С., учитель биологии

Слайд 2

Информация к размышлению. 8 ноября 2010 года в США в штате Вашингтон был введён запрет на продажу энергетических напитков сроком на 120 суток с возможностью продления. В декабре 2010 года энергетические напитки, содержащие кофеин, были полностью изъяты из продажи на всей территории США на основании заключения властей об их вреде для здоровья.

Слайд 3

Что же такое энергетики? Энергетические напитки («энергетики», «энерготоники») — безалкогольные или слабоалкогольные напитки, обычно способных обеспечивать больше энергии, чем традиционные безалкогольные напитки.

Слайд 4

Из истории В 1982 году австриец Дитрих Матешиц, будучи в Гонконге, попробовал местный тонизирующий напиток и привез эту идею в западные страны. В 1984 году он основал первое предприятие по промышленному производству энергетического напитка – популярного и поныне «Red Bull». Продукт оказался столь успешным, что вскоре на рынке появились десятки напитков с подобными свойствами. Гиганты «питьевой» промышленности «Кока-кола» и «Пепси-кола» тоже не остались в стороне, выпустив соответственно «Burn» и «Adrenaline Rush».

Слайд 5

Что входит в состав энергетических напитков? Я решил выяснить, что входит в состав энергетических напитков, для этого я изучил этикетки трех энергетиков

Слайд 6

Все числа указаны в пересчёте на 100 г продукта (объём банки обычно 0,2-0,33 л) Сведения переписаны с упаковок и не проверены на достоверность. XXL Red Bull Adrenaline Rush Этиловый спирт , % об. 0 0 0 Углеводы , г 11,3 11 11,3 Таурин , мг 400 400 240 Кофеин , мг 32 32 36 Пиридоксин (В6), мг 2 2 1 , 8 Фолиевая кислота (В9), мкг 0,02 0,02 0,18 Пантотеновая кислота (В5), мг 2 2 1,8 Никотиновая кислота (В3), мг 8 8 7,2

Слайд 7

Как эти вещества влияют на организм? 1.Сахар Этот компонент сам по себе не очень вреден, но лишние калории тоже никому еще пользы не приносили. 2. Кофеин является стимулятором, но его злоупотребление может привести к сердечным приступам, беспокойству и бессоннице. Также вы будете ощущать себя нервным и раздражительным. Это также мочегонное средство. Кофеин заставляет почки удалять дополнительную жидкость в мочу. Этот процесс оставляет меньше жидкости в теле. Употребление энергетического напитка во время физической тренировки может стать особенно опасным. 3.Таурин вещество, содержащееся во многих энергетиках, позволяет уставшему человеку активизироваться. Однако неисследованным является вопрос взаимодействия таурина и кофеина. 4.Витамины Как известно, принимать витамины следует после совета с врачом, так как потребность в них у каждого строго индивидуальна. Кто его знает, какие последствия могут быть, если постоянно нагружать организм дополнительной дозой ненужных ему витаминов.

Слайд 8

Миф о энергетиках Как говорит реклама, энергетики дарят нам эффект «окрыления».

Слайд 9

Факты 1.После употребления энергетического напитка повышается артериальное давление, общий уровень сахара в крови. 2. Поскольку сам напиток не насыщен энергией, за счет содержащегося в нем кофеина он отнимает энергию у самого организма. То есть берет в займы ваши же силы, которые потом, безусловно, придется возвращать. 3. Наблюдается ряд побочных действий после окончания действия напитка: усталость, раздражительность, бессонница, депрессия. 4. Так как все напитки содержат кофеин, а кофеин является наркотическим веществом (по мнению многих медиков), то они вызывают привыкание. 5. Витамины группы В хоть и являются весьма редкими и полезными для организма, но никоим образом не заменяют весь мультвитаминный комплекс. Помимо этого они вызывают дрожь в руках и ногах, учащают сердечный ритм. 6. Все энергетические напитки высококалорийны, т.е. в том числе способствуют накоплению излишнего веса.

Слайд 10

Рекомендации Энергетические напитки противопоказаны детям, людям преклонного возраста, людям с хроническими заболеваниями, беременным.

Слайд 11

Запрет на продажу энергетиков На данный момент Энергетические напитки запрещены в Норвегии, Дании, а также 4 штатах США: Юта, Оклахома, Мичиган и Вашингтон. 14.11.12 глава Роспотребнадзора Г.Онищенко выступил с предложением о запрете продажи энергетических напитков.

Слайд 12

Моё мнение На сколько на самом деле вредны энергетические напитки и кого они на самом деле "окрыляют» , решать вам, но … Я выбираю жизнь без энергетиков

Слайд 13

Растите здоровыми!



Предварительный просмотр:

Представление команды на экологическую игру « Чистая Волга:

 Голос за кадром

Когда – то, собравшись с последними силами,

 

Создал Господь планету красивую

 

Дал ей форму шара большого

 

И была эта планета голубая-голубая..

Потому что сотворил Господь

Много озёр и рек кристально чистых.

И одной из этих рек была…Волга!

  

Вот вам подарок, люди владейте

  

Всем завещаю вам я отныне –

 

Вы берегите эту святыню.

 

     ( играет минусовка « Течёт Волга» , танец с голубой лентой, девчонки выходят и становятся по три  с каждой стороны сцены)

1 уч. Но человек не ценил   подарок, не берег святыню!

2 уч.  Шли по Волге крупные суда, оставляя за собой следы мазута..

3 уч  Росли на ее берегах  крупные берега, росло и количество сточных вод , устремившихся в Волгу!

4 уч. Строились плотины…

5 уч. Такого технократического насилия над собой не испытала ни одна великая река мира. 

6 уч . И не выдержала Волга, застонала:

«В тревоге воды, берега ,

Роса на травах, как слеза.

И тихо просят родники:

«Ты береги нас, береги!»

Грустит глубокая река,

Свои теряя берега.

И слышу голос я реки:

«Ты береги нас, береги!»

Остановила Волга  бег:

«Будь Человеком, человек!

В тебя мы верим – не солги,

Ты береги нас, береги!»

Смотрю на водный я простор

Такой прекрасный и родной

И шепчут губы « Не солгу,

Я сберегу вас, сберегу!»

1 уч. Мы услышали Волгу, и должны решить ее проблемы!

 2 уч. Экологические проблемы, которые создал человек!

3 уч. Поэтому  сегодня мы здесь!

4 уч  Разрешите представиться: экологическая команда МОУ « СОШ №11 г.Вольска»

Все вместе:  « Дети Волги»

5 уч. Прости, Волга ! Мы ведь еще растем.

   6 уч.       Своих детей прости за все

 1уч  Поверь Волга , мы найдем пути

2 уч.Спасти тебя

3 уч.  Себя спасти.!

                                   Поклон.Уходим.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

                             Сценарий праздника "Посвящение в пятиклассники

Цели мероприятия: 
1. Содействовать успешному протеканию процесса адаптации учащихся к обучению в средней школе, формирования у них уважения к нормам и ценностям жизни одноклассников;
2. Способствовать сплочению классного коллектива, развитию коммуникативных

 способностей, осуществлять, анализировать и оценивать совместную деятельность.

                                                             Ход мероприятия:

1 ученик:
Добрый день уважаемые учителя и родители!
2 ученик : 
Здравствуйте, дорогие ребята!
Сегодня в нашей школе праздник – Посвящение в пятиклассники.
1 ученик:
Как день сегодня ярок и лучист,
Тебя приветствует он нынче, ученик!
2 ученик: Ты – кладезь мудрости и вдохновенья,
Источник гениальности, ума, терпенья.

1 ученик:  :1 сентября вы перешли из начальной школы в среднюю, не зная ее правил и законов. Вы окунулись в море знаний, испытали первые трудности, и самое главное не дрогнули – вас можно назвать настоящими пятиклассниками.

2 ученик:: И мы рады приветствовать в нашем зале учащихся 5-х классов и их классных руководителей:

1 ученик:: 5 а – классный руководитель Лукьянова Елена Евгеньевна

2 ученик :5 б – классный руководитель Лебедина Светлана Олеговна

 представление класса ( девиз и т.д.)

Ведущая: Ребята! Сегодня мы проверим, можете ли вы нести это гордое звание

 “пятиклассник”. Для этого нужно проявить все свои способности и знания по разным предметам.

Ведущий: Приглашаем занять свои места  наших « Эрудитов» .

( команды  рассаживаются за столы)

                                           Конкурс « Эрудит»
    ( вопросы поочередно на слайде , кто быстрее поднимает руку –отвечает, за правильный ответ получают фишки , за шум забрать у команды фишку)

  1. Учреждение, в которое принимают неграмотных. (Школа)
    2. Белый камешек растаял, на доске следы оставил. (Мел)
    3. Буквы, построенные для переклички. (Алфавит)
    4. Временной промежуток между уроками. (Перемена)

5. . Цифра в классном журнале – это ... Что? 

6. Его длину измеряют в попугаях. (Удав).
7. Самое желанное, сытное место в школе на большой перемене? (столовая)
8..Самый главный человек в школе? (директор)

Ведущие ( подводят итог, считают фишки) . Молодцы вы справились с заданием.!

Ведущий 1: Для следующего испытания приглашаем команду математиков

Конкурс « Математики»

Ведущий 2. В этих конвертах задания по математике. За три минуты вы должны решить предложенные вам задания.

Прочтите слова:

Смор1 а (смородина),

по2л (подвал),

па3от (патриот),

с3ж(стриж),

пу100(пусто),

ка100рка (касторка),

40оножка (сороконожка),

40а (сорока).

 Ведущие ( подводят итог) . Молодцы вы справились с заданием.!

Ведущий 1: Для следующего испытания приглашаем команду  « Знайки»

Команда « Знайки» ( дописать слова)

 

* _ _ ТОК  (начало реки).

 

* _ _ _ ТОК  (сторона света).

 

* _ _ _ ТОК  (часть яйца).

  

* _ _ _ ТОК  (самая красивая часть растения).

  

* _ _ _ ТОК  (мера жидкости при питье).

  

* _ _ _ _ ТОК  (самая горячая вода).

Ведущие ( подводят итог) . Молодцы вы справились с заданием.!

Ведущий: А сейчас вам предстоит Конкурс "Новое расписание" Для этого приглашаем команду « Творцов» .
В нашей школе назначен человек, который составляет расписание – .

В этом году она так устала от этого скучного расписания, что решила все

старые названия школьных уроков переименовать. Так в школьном расписании

вместо «чтения» появится «буквосложение», а вместо «рисования» – «краскомазюканье».
Помогите ей придумать новые названия для таких уроков, как

Математика (цифросложение)
русский язык (буквописание)
Литература( книгоперелистывание)
Физкультура ( бегопрыгание)
технология (девочки-лоскутосшивание, мальчики- палкоприбивание)
ОБЖ (теория выживания)
Природоведение(живознание)

Ведущий : Вы ребята, молодцы, справились с заданиями. Поэтому достойны, чтобы вас зачислили в пятиклассники.Но для этого необходимо произнести клятву.

Ведущий: просьба всех встать . ( дети выстраиваются вдоль стен)

Повторяют за ведущими.

Клятва пятиклассников

* Мы, ученики 5-х классов, в этот торжественный день перед лицом своих товарищей и учителей клянемся:

1)Прибегать в школу к 1-му уроку с горящими от любознательности глазами! Клянемся!

2) С волчьим аппетитом поглощать все знания! Клянемся!

3) Поддерживать огонь любви и уважения к учителям и администрации! Клянемся!

4)Никогда не ходить в школу…с невыученными уроками. Клянемся!

5)Никогда не носить сменную обувь…в одном пакете с бутербродами. Клянемся!

6)Никогда не решать задачи…списывая их у соседа. Клянемся!

7)Никогда не открывать учебники…грязными руками. Клянемся!

8)Никогда не заканчивать четверть…с плохими оценками. Клянемся!

9)У доски стоять, как лучший вратарь, не пропуская мимо ушей ни одного вопроса, даже самого трудного и каверзного. “Клянусь!”

10)Не доводить учителей до температуры кипения 100 градусов. “Клянусь!”

11)Быть быстрым и стремительным, но не превышать скорость 1 км\час при передвижении по школьным коридорам. “Клянусь!”

12)Плавать только на “Хорошо” и “Отлично” в море знаний, ныряя до самой глубины. “Клянусь!”

13) С достоинством нести высокое звание «Учащийся МОУ СОШ № 11». Клянемся! Клянемся! Клянемся!

Вручаются свидетельства : 5а -9а ;   5б-9б

Мероприятие заканчивается исполнением песни

Песня круто ты попал

Каждым утром в нашей школе
Собирается народ:
Здесь такие ребятишки –
Постоянный хоровод!
Дисциплина у народа
Хочешь смейся, хочешь плачь!
У всех важнейшая задача-
Остановить бегущих вскачь!
Передайте всем ребятам,
Пусть запомнят навсегда:
В пятом классе очень трудно
Получить оценку два!
Значит, первый наш учитель
Не  напрасно так страдал,
В пятый класс мы все попали:
Я попал и ты попал


Круто ты попал в пятый класс:
Ты звезда, ты звезда,
Давай же в пятый иди!
Круто ты попал в пятый класс:
Ты звезда, ты звезда
Вперёд смелее гляди!

        Были мы в четвертом классе,
Все понятно было нам:
Как писать, решать задачи:
Каждый мог всё делать сам!
Полюбили мы друг друга,
Дружба крепкая у нас!
Вместе с нами наша дружба
Перешла и в пятый класс!
Вот теперь мы пятиклашки
и все вместе в классе здесь
испытания проходим,

отстоим и ум, и честь!
и упорство нам поможет

в испытаниях любых,

И вся школа гордо скажет:

«Посмотрите на крутых!»


Круто ты попал в пятый класс:
Ты звезда, ты звезда,
Давай же в пятый иди!
Круто ты попал в пятый класс:
Ты звезда, ты звезда
Вперёд смелее гляди!



Предварительный просмотр:

         -Здравствуйте! Мы, ученицы 10 класса Маслова Анастасия и Большакова Анастасия, рады приветствовать вас  в  « ХИМИЛЯНДИЯ»

- В школьной программе вы изучаете основы многих наук, а сегодня вы познакомитесь с интересной наукой химией!

 -Ежегодно  наша страна отмечает День науки!

- Идея создания праздничной даты принадлежала российскому императору Петру I. По его велению Сенат правительства подписал указ  в 1724 году об учреждении праздника — событие было приурочено основанию Российской Академии наук.

-. В современной России традиция праздновать День науки 8 февраля возродилась, и по указу Президента Российской Федерации от 1999 года был учрежден государственный праздник.!

-Большой вклад в развитие химии внёс Дмитрий Иванович Менделеев, который создал Периодическую систему химических элементов.

-По легенде Менделеев увидел периодическую систему во сне, но на самом деле это многодневный и кропотливый труд великого ученого!

-Днем рождения периодической системы является 1 марта 1869 года!

-В этом году это уникальное изобретение празднует свой юбилей -150 лет !

- Организация объединенных наций объявила 2019 год международным годом периодической системы!

-Давайте посмотрим небольшой фильм о великом ученом!

( просмотр видео про Д.М.Менделеева)

-Ребята! Я хочу напомнить вам, что химия –это наука о веществах и их превращениях.

-Некоторые интересные превращения мы хотим Вам сегодня продемонстрировать.

-Наш первый опыт называется  «Гибель эскадры»

1.« Гибель эскадры»

(Подготовка: вырезать кораблики из фильтровальной бумаги, в него положить кусочек натрия, осторожно пинцетом, руками не трогаем!)

Из фильтровальной бумаги делают несколько корабликов. В каждый из них кладут по небольшому кусочку металлического натрия, затем кораблики опускают в кристаллизатор с водой , в которую добавлен фенолфталенин.

-Настя , а давай покажем  ребятам, что мы можем  менять цвета жидкостей!

2.Опыт « Игра цвета»

В два химических стакана налить КОН и Н2SO4

Добавить в первый стакан фенолфталеин, а во второй метилоранж, а затем в первый стакан Н2SO4 , а во второй КОН

- Настя, мы же не зря учим химию, поэтому разжигать огонь !

-Кончено, сейчас мы им это продемонстрируем.

3. «Добывание огня»

В стакан налить  перекись водорода, добавить MnO2, а затем внести тлеющую лучину

-Химия , это такая наука, которая может оказаться полезной во многих ситуациях, например написать таинственное письмо!

- Не верите, сейчас , мы вам покажем!

4. « Письмо» Над лампой поддержать лист, на который нанесена надпись серной кислотой

-Я хочу вам рассказать историю, которая  произошла во время I мировой войны. Английский крейсер преследовал немецкий эсминец, который был поврежден в бою. Цель была почти достигнута, как вдруг между кораблями появилось плотное белое облако дыма, появился удушливый запах, раздражающий горло, стало трудно дышать. Крейсер был вынужден дать задний ход и выйти из облака. Откуда же взялось это облако? И тут помогло знание химии! Смотрите на дым без огня!

5.Опыт « Дым без огня»

В одну колбу добавить 1 мл конц.НСl , а в другую раствор аммиака, соединить колбы.

-Настя, а ты кем хочешь быть после окончания школы?

-Тут все очевидно, также как и ты -врачом!

-Ты уверена?

-Конечно, я уже кое-что умею! Поможешь мне?

- С большим удовольствием!

6.Опыт « Рана без крови»

Закатать рукав, обработать руку обильно хлоридом железа 3 ( как будто это йод) , окунуть нож в роданид калия ( дезинфицируем в спирте инструмент) и быстро проводим по руке ( течет кровь). Затем руку протереть фторидом натрия или калия

 

-Теперь я думаю нужно сделать селфи на память ( покажите, что фоткаете).

-Раз, два и наше фото готово!

На плотном листе бумаги заранее рисуют кисточкой контуры фигуры челове-

ка следующими  раствором роданида калия. После того как лист высохнет, обрызгивают его из пульверизатора раствором FeCl3 .На бумаге появляется изображение

-Мы надеемся , что вам понравилось наше занятие

-Конечно мы еще не волшебники, а только еще учимся

Поэтому и вам рекомендуем учить химии! ( просмотр видео)

И еще один совет не пропускайте уроки химии!

-Почему?

-Посмотрите видео!

( просмотр)

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

                                      Урок занимательной химии

Цели урока: повысить интерес к химии

                                                                                                       Эпиграф:

Химия – это область чудес, в ней скрыто счастье человечества, величайшие завоевания разума будут сделаны именно в этой области. (М. Горький)

                                                         Ход урока:

1.Разминка

1.Необходимо определить, какие химические элементы зашифрованы, записать их символы.

МАИЛЮНИЙ

Алюминий

АНТРИЙ

Натрий

РОМБ

Бром

СОЛОДИКР

Кислород

2.Перед вами зашифрованное имя ученого

Кислород

Магний

Свинец

Азот

Водород

Железо

Медь

Цинк

В

У

Е

А

Л

А

З

Ь

Чтобы его расшифровать сделайте следующие действия: определите относительную атомную массу каждого элемента, расположенного на слайде, затем расположите их в порядке возрастания относительных атомных масс.

Ответ. Лавуазье.

3.Ассорти”. Вам предстоит перевести с химического языка общепринятые выражения.

1.Не все то аурум, что блестит. Ответ. Золото.

 2Куй феррум, пока горячо. Ответ. Железо.

3.Слово – аргентум, молчание – аурум. Ответ. Серебро и золото.

4.Купрумного гроша не стоит. Ответ. Медного.

5С тех пор много оксида водорода утекло. Ответ. Воды.

2.Знакомство с ТБ

А для того, чтобы вы не расставались с химией, вспомним о правилах, которые помогают выжить в химической лаборатории.

1.Правил безопасности много есть, друзья,

Расскажу Вам главные

Ведь без них нельзя!

Опыт можно проводить только с разрешенья,

Так как могут не простить

Ваши прегрешенья.

2.Чтоб разбавить кислоту

Лил в нее водицу?

Плохо! Видно за версту –

Это не годится!

3.Из-под крана воду пить –

Все - равно, что «Ваниш».

Жажду можно утолить,

Но козленком станешь!

3.Демонстрация занимательных опытов

1.«Гибель эскадры»

Реактивы:

Металлический натрий, фенолфталеин.

Посуда, оборудование, материалы:

Большой кристаллизатор с водой, фильтровальная бумага

Из фильтровальной бумаги делают несколько корабликов. В каждый из них кладут по небольшому кусочку металлического натрия, затем кораблики опускают в кристаллизатор с водой , в которую добавлен фенолфталенин.

Объяснение процесса

 В результате взаимодействия натрия с водой образуется  горючий газ водо-

род и щелочь:

2Na + + 2H2O → 2NaOH + H2↑

Кораблики загораются и тонут, а фенолфталеин становится малиновым от присутствия щелочи

2.«Волшебные палочки»

Реактивы:

Растворы лакмуса, метилового оранжевого, фенолфталеина, соляной кислоты HCl, гидроксида натрия NaOH.

Посуда, оборудование, материалы:

Химические стаканы (5 шт.), стеклянные трубки (2 шт.).

Три химических стакана наполняют растворами лакмуса, метилового оранже-

вого и фенолфталеина примерно на 3/4 объема. В других стаканах подготавливают

растворы соляной кислоты и гидроксида натрия. Стеклянной трубочкой набирают

раствор гидроксида натрия. Перемешивают этой трубочкой жидкости во всех стака-

нах, незаметно выливая каждый раз из нее небольшое количество раствора. Цвет

жидкости в стаканах изменится. Затем набирают таким способом кислоту во вторую

трубочку и перемешивают ею жидкости в стаканах. Окраска индикаторов опять рез-

ко изменится.

Объяснение процесса. Растворы индикаторов меняют окраску в зависимости

от среды раствора. Лакмус краснеет в кислой среде и синеет в щелочной среде. Ме-

тиловый оранжевый приобретает красную окраску в кислой среде, оранжево-

желтую – в щелочной среде. Для фенолфталеина малиновая окраска характерна в

щелочной

3.«Серебряный цветок»

Реактивы:Медная проволока, 5 %-ный раствор AgNO3.

Посуда, оборудование, материалы: Химический стакан.

Медную проволоку изогните в виде цветка и погрузите в 5 %-ный раствор AgNO3. Через 5 – 7 минут в сосуде появится «серебряный» цветок. На его бархатисто-сероватом фоне

будут сверкать кристаллы серебра.

Объяснение процесса.

Медь активнее серебра и легко вытесняет его из раствора серебряной соли, а образовавшаяся соль Cu(NO3)2 окрашивает раствор в голубой цвет:

Сu + 2AgNO3 → Сu(NO3)2 + 2Ag

4.«Кровь без раны»

Реактивы:

3%-ный раствор хлорида железа (III) FeCl3, 3%-ный раствор роданида калия КSCN, раствор фторида натрия NaF или калия KF.

Посуда, оборудование, материалы:

3 фарфоровые чашки, тупой кухонный н ж, вата, лист белой бумаги.

Для проведения опыта в одной скляночке готовят около 100 мл

слабо-желтого (3-процентного раствора FeCl3), а в другой скляночке 100 мл 3-процентного раствора роанида калия (можно брать любую соль, содержащую роданид-ион). Для демонстрации занимательного опыта удобно использовать детский

полиэтиленовый меч или саблю(можно также взять тупой кухонный

нож с возможно более широким лезвием). Меч демонстрируют зрителям. Вызывают кого-либо из зрителей на сцену и просят засучить на одной из рук рукав. Ваткой промы-

вают ладонь (для дезинфекции) раствором FeCl3, а бесцветным раствором роданида калия смачивают нож(надо стремиться к тому, чтобы на

ноже и ладони осталось как можно больше соответстующих растворов). Далее ножом проводят по ладони; на пол (предварительно рекомендуется постелить лист белой бу-маги) обильно течет «кровь».

Ладонь, на которой «кровь» также ос-

талась, протирают тряпочкой, смоченной раствором фторида натрия или калия. По-

казывают зрителям, что раны нет и ладонь совершенно чистая .После завершения

опыта тщательно моют руку.

Объяснение процесса. В основе опыта лежит взаимодействие ионов Fe3+ с ио-

нами SCN-

, при этом образуется кроваво-красное комплексное соединение – рода-

нид железа Fe(SCN)3.

5.«Пламя-художник»

Реактивы:

Серная кислота (конц.).

Посуда, оборудование, материалы:

Плотный белый лист бумаги, кисточка или деревянная палочка, спиртовка,

спички.

На белом листе плотной бумаги делается надпись или рисунок 10 – 20% рас-

твором серной кислоты. После высушивания надпись или рисунок на бумаге незаметны. Если теперь лист подержать

над пламенем (осторожно!) спиртовки, то через некоторое время на бумаге появляется надпись или рисунок черного цвета. Вместо спиртовки можно использовать настольную

электрическую лампу или утюг, нагрев которыми осуществляется равномерно и исключает воспламенение бумаги.

Объяснение процесса. 

При нагревании над пламенем горелки концентрация серной кислоты в раство-

ре на бумаге постепенно возрастает, так как сначала улетучивается вода. Концен-

трированная горячая серная кислота обладает сильным водоотнимающим действием

и обугливает бумагу. В результате надпись проявляется.

6.«Нерукотворные образы

Реактивы:

Растворы роданида калия KSCN, танина, желтой кровяной соли K4[Fe(CN)6],

хлорида железа (III) FeCl3.

Посуда, оборудование, материалы:

Лист ватмана, кисточки, пульверизатор.

На плотном листе бумаги заранее рисуют кисточкой контуры фигуры челове-

ка следующими растворами: лицо и руки – раствором роданида ка-

лия, одежду – раствором танина, штаны – раствором желтой кро-

вяной соли. После того как лист высохнет, обрызгивают его из пульверизатора раствором FeCl .На бумаге появляется изображение

Объяснение процесса. Хлорид железа (III) FeCl3 и роданид

калия KSCN образуют комплекс соль красного цвета (руки и

лицо), с желтой кровяной солью появляется комплексная соль синего цвета (воло-

сы), с танином – комплексная соль черного цвета (одежда).

4.Подведение итогов

Эпиграф:

Химия – это область чудес, в ней скрыто счастье человечества, величайшие завоевания разума будут сделаны именно в этой области.

                                (М. Горький)

Кислород

Магний

Свинец

Азот

Водород

Железо

Медь

Цинк

В

У

Е

А

Л

А

З

Ь

             

1.Не все то аурум, что блестит. 

2.Куй феррум, пока горячо. 

3.Слово – аргентум, молчание – аурум. 

4.Купрумного гроша не стоит. 

5.С тех пор много оксида водорода утекло. 

МАИЛЮНИЙ

АНТРИЙ

РОМБ

СОЛОДИКР