Для учеников

Свечкова Анна Николаевна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ВЕСЕЛЫЕ ЯЗЫКОЗНАЙКИ ФОНЕТИКА и ОРФОЭПИЯ обобщение и систематизация знаний Свечкова А.Н., у читель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 10

Слайд 2

Задание1: Определите, какие звуки скрываются за буквами в предложенной фразе. «Родной язык надо любить, как мать, как музыку...» [р а д но j̕ j̕ и з ы к н а д а л̕ у б̕ и т̕ к а к м а т̕ к а к м у з ы к у]

Слайд 3

Задание2: Сколько раз встречаются в этой фразе звуки [к], [л], [л’], [ j̕ ], [у], [о]? [ к] - 6 раз, [л] – 0 раз, [л’] – 1 раз, [j̕] – 2 раза, [у] – 3 раза, [о] – 1 раз

Слайд 4

Задание3: Выньте из каждого слова по одной фонеме, чтобы получилось другое слово: краска склон полк тепло беда экран Каска Слон Пол Тело Еда Кран

Слайд 5

Задание4: Добавьте одну фонему, чтобы получилось новое слово: рубка- дар- стол- клад- лапа- шар- усы- укус- трубка удар столб склад лампа шарф бусы уксус

Слайд 6

Задание5: Прочитайте правильно предложения, расставив ударения в выделенных словах и обозначив звуки на месте подчеркнутых букв. Мальчик баловался и наро чн о положил ракушку на компью т ер. По средам сестра играет в т еннис и, коне чн о, ходит в ба сс ейн. Когда позвонит помо щн ик Анны Фомини чн ы, опустишь жалюзи и включишь кухонный комбайн. В кулинарии большой выбор тортов с к р емом и бу т ербродов. На завтрак были яи чн ица и ко ф е, на обед – пю р е с тефтелями . Она любит грейпфруты, щавель, свеклу и морковь.

Слайд 7

Проверь себя Мальчик баловА́лся и наро [ШН] о положил ракУ́шку на компью [Т] ер . По средА́м сестра играет в [Т] еннис и, коне [ШН] о , ходит в ба [С̕ ] ейн . Когда позвонИ́т помо [ШН] ик Анны Фомини [ШН] ы , опустишь жалюзИ ́ и включИ́шь кУ́хонный комбайн.

Слайд 8

Проверь себя В кулинарИ́и большой выбор тО́ртов с к [Р̕] е мом и бу [Т] ербродов . На завтрак были яи [ШН] ица и ко [Ф̕] е , на обед – пю [Р] е с тефтЕ́лями . Она любит грейпфруты, щавЕ́ль , свЁклу и морковь.

Слайд 9

Задание6: Сделайте фонетический разбор слова ШЕСТЬЮ (указывая обе парности у согласных) Шестью́ [Ш Ы С̕ Т̕ j̕ У́] – 3 слога Ш [ Ш ] – согласный, парный глухой, непарный твердый Е [Ы] – гласный, безударный С [С̕ ] – согласный, парный глухой, парный мягкий Т [ Т̕ ] - согласный, парный глухой, парный мягкий Ь [-] Ю [ j̕ ] – согласный, непарный звонкий, непарный мягкий [У] – гласный, ударный ______________________________________________________ 6 букв, 6 звуков


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Советы по ПДД

на осенне-зимний период:

Как бы ни хотелось подольше поспать дождливым утром, постарайся выйти из дом немного пораньше, чтобы не спешить. На мокрой и обледеневшей дороге и пешеходу легко поскользнуться, и у автомобиля увеличивается тормозной путь.

Если есть более длинная, но безопасная дорога в школу, в плохую погоду лучше выбрать её.

Если очень сильно ограничивают обзор зонтик или капюшон, надо, подойдя к проезжей части, сдвинуть их, освободив поле зрения.

Обходя лужу, нельзя ни на минуту забывать о дороге: лучше промочить обувь или испачкать одежду, чем отказаться под колесами.

Во время дождя многочисленные отражения в лужах фар и фонарей дезориентируют водителей и пешеходов. Надо особенно тщательно выбирать место для перехода. Если есть возможность, лучше пропустить машины и слева, и справа, чтобы при переходе не останавливаться посередине улицы.



Предварительный просмотр:




Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГИА С2 Местоименные слова как заместители знаменательных слов

Слайд 2

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста А.А.Реформатского: «Местоименные слова – слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений «обесценено».

Слайд 3

Самостоятельные слова: знаменательные и местоименные Предметы Признаки Действия Отношения Количество Местоименные слова указывают на предметы, признаки, действия, отношения, количество , не называя их и являясь заместителями знаменательных слов в предложении. Местоименные слова представляют отдельную часть речи – местоимение.

Слайд 4

Разряды местоимений по значению Выделяют 9 разрядов местоимений по значению: 1 . Личные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они . Личные местоимения указывают на участников диалога ( я, ты, мы, вы ), лиц, не участвующих в беседе, и предметы ( он, она, оно, они ). 2. Возвратное: себя . Это местоимение указывает на тождественность лица или предмета, названного подлежащим, лицу или предмету, названному словом себя ( Он себя не обидит. Надежды себя не оправдали ). 3 . Притяжательные : мой, твой, ваш, наш, свой, его, ее, их . Притяжательные местоимения указывают на принадлежность предмета лицу или другому предмету ( Это мой портфель. Его размер очень удобен ). 4. Указательные: этот, тот, такой, таков, столько, сей (устар.), оный (устар.). Эти местоимения указывают на признак или количество предметов. 5. Определительные : сам, самый, весь, всякий, каждый, любой, другой, иной, всяк (устар.), всяческий (устар.). Определительные местоимения указывают на признак предмета. 6. Вопросительные: кто, что, какой, который, чей, сколько . Вопросительные местоимения служат специальными вопросительными словами и указывают на лиц, предметы, признаки и количество. 7. Относительные: те же, что и вопросительные, в функции связи частей сложноподчиненного предложения (союзные слова). 8. Отрицательные: никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей . Отрицательные местоимения выражают отсутствие предмета или признака. 9. Неопределенные: некто, нечто, некоторый, некий, несколько , а также все местоимения, образованные от вопросительных местоимений приставкой кое - или суффиксами - то , - либо , - нибудь .

Слайд 5

Разряды местоимений по грамматическим признакам По своим грамматическим признакам местоимения соотносятся с существительными, прилагательными и числительными . Местоименные существительные указывают на лицо или предмет, местоименные прилагательные — на признак предмета, местоименные числительные — на количество. К местоимениям-существительным относятся все личные местоимения , возвратное себя , вопросительно-относительные кто и что и образованные от них отрицательные и неопределенные ( никто, ничто, некого, нечего, некто, нечто, кто-то и др .): Первого своего учителя я полюбил сразу. Он покорил меня удивительной способностью видеть в каждом из нас личность и уважать её.

Слайд 6

К местоимениям-прилагательным относятся все притяжательные, все определительные, указательные этот, тот, такой, таков, сей, оный , вопросительно-относительные какой, который, чей и образованные от них отрицательные и неопределенные ( никакой, ничей, некоторый, некий, какой-то и т.п.: « Будь честным!» Этот завет отца я пронёс через всю жизнь.

Слайд 7

Местоимения- числительные немногочисленны. Это слова сколько , столько и образованные от них местоимения несколько, сколько-то, сколько-нибудь : На пригорке показались трое медвежат. Егерь Трофим столько и видел раньше с медведицей, которую застрелили браконьеры.

Слайд 8

У местоименных наречий где, куда, откуда, когда связь с предшествующим существительным чисто семантическая: слова где, куда, откуда замещают имена с пространственным значением: С вершины горы, откуда мы спустились, послышался грохот ; слово когда – имена со значением временным: Это был тот миг, когда решается судьба.

Слайд 9

Текст

Слайд 10

(1)Часов в десять утра Петя с братом и отцом заехали в большое село напоить лошадей. (2)Кучер подвел их коней, тащивших за собой громоздкий вагон дилижанса, к кринице. (3)Это был колодец, так называемый "журавель". (4)Кучер сунул кнут за голенище и поймал очень длинную, вертикально висящую палку, к концу которой была прикована на цепи тяжелая дубовая бадейка. (5)Он стал, перебирая руками по палке, опускать ее в колодец. (6)Журавель заскрипел. (7)Один конец громадного коромысла стал наклоняться, как бы желая заглянуть в колодец, в то время как другой - с привязанным для противовеса большим ноздреватым камнем - легко поднимался вверх. (8)Петя навалился грудью на борт криницы и посмотрел в нее, как в подзорную трубу. (9)Круглая шахта, выложенная булыжником, покрытая глухим темно-коричневым бархатом плесени, уходила далеко вглубь. (10)И там, в холодной темноте, блестел маленький кружочек воды с фотографически четким отражением Петиной шляпы. (11) Мальчик крикнул, и колодец наполнился гулким шумом. (12)Бадейка очень далеко шла вниз, стала совсем маленькой, а все никак не могла дойти до воды. (13)Наконец раздался далекий всплеск. (14)Бадейка погрузилась в воду, захлебнулась и пошла вверх. ( 15)Увесистые капли шлепались в воду. (16)Они стреляли, как пистоны. (17)Журавель скрипнул в последний раз. (18)Кучер сильными руками подхватил пудовую бадейку и вылил в каменную колоду. (19)Но, прежде чем вылить, напился из нее сам. (20)После кучера напился и Петя. (21)Именно в этом-то и заключалась главная прелесть водопоя. ( 22)Мальчик окунул нос и подбородок в совершенно прозрачную, холодную, как лед, воду. (23)Бадейка изнутри обросла зеленой бородой тины. (24)Что-то жуткое, почти колдовское было в этой бадейке и в этой тине. (25) Что-то очень древнее, лесное, говорившее детскому воображению о водяной мельнице, колдуне-мельнике, омуте и царевне-лягушке.

Слайд 11

(26)От ледяной воды сразу стало ломить лоб, но день был горяч, и Петя знал, что эта боль скоро пройдет. (27)Он осторожно пробрался через черную, как вакса, грязь водопоя, сплошь истыканную свиными копытцами. (28)Затем пошел вдоль водостока, по лужку, покрытому гусиным пухом. (29)Водосток привел его к болотцу, сплошь заросшему высоким лесом камыша, осоки и сорняков. (30)Здесь даже в самый яркий полдень была сумрачная прохлада. (31)Множество одуряющих запахов резко ударило в нос. (32)Особый, очень острый запах осоки смешивался со сладкой, какой-то ореховой вонью болиголова, от которой действительно начинала болеть голова. (33)Остролистые кустики дурмана, покрытые черно-зелеными коробочками с мясистыми колючками и длинными, необыкновенно нежными и необыкновенно белыми вонючими цветами, росли рядом с пасленом, беленой и таинственной сон-травой. (34)На тропинке сидела большая лягушка с закрытыми глазами, как заколдованная, и Петя изо всех сил старался на нее не смотреть, чтобы вдруг не увидеть на ее голове маленькую золотую коронку. ( 35)Вообще всё казалось здесь заколдованным, как в сказочном лесу. (36)Не здесь ли бродила где-нибудь поблизости худенькая большеглазая Аленушка, безутешно оплакивая своего братика Иванушку?.. (37)И если бы вдруг из чащи выбежал белый барашек и замекал детским, тоненьким голоском, то, вероятно, Петя лишился бы чувств от страха. (38) Мальчик решил не думать о барашке. (39)Но чем больше он старался не думать, тем больше думал. (40)А чем больше думал, тем становилось ему страшнее одному в черной зелени этого проклятого места. (41)Он изо всех сил зажмурился, чтобы не закричать, бросился вон из ядовитой заросли и бежал до тех пор, пока не очутился во дворе… (По В.Катаеву)

Слайд 12

Пишем сочинение

Слайд 13

Действительно, местоименные слова, не выражая понятий, лишь отсылают к чему-либо, уже упоминавшемуся в предыдущем или последующем предложениях. Так, в предложении 4 относительное местоимение «(к ) которой » указывает на существительное «палка» в главном предложении и замещает его, связывая части сложного предложения. Или, например, местоимение «(в ) этом-то» (предложение 21), замещая глаголы «напился» в 19 и 20 предложениях, тоже лишь указывает на действия, не называя их. Таким образом, местоименные слова всего лишь замещают знаменательные, и их смысл можно понять только из текста или речевой ситуации.

Слайд 14

Среди предложений 1-4 найдите предложение с притяжательным местоимением, указывающим на принадлежность предметов определённым лицам. В предложении 32 найдите слово, замещённое в придаточной части местоимением «который». Докажите, что без знаменательного слова в главной части это местоимение «обесценено». На примере любых местоимений из текста докажите, что их значения проявляются и конкретизируются только в конкретной коммуникативной ситуации. Задания к тексту

Слайд 15

Благодарю за внимание! Егораева Г.Т., Москва


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Корни с чередованием Е-И Русский язык 5 класс Свечкова А.Н. ГБОУ СОШ № 10 г. Сызрани

Слайд 2

А. заб …рать, подст … лю В. отп …рать, ум… реть С. соб … ру , выт… реть D . оп… раться , раст … реть №1. Укажи ряд, в котором на месте пропусков в обоих словах пишется буква Е

Слайд 3

№2. Укажи ряд, в котором на месте пропусков в обоих словах пишется буква И А. зам… реть , бл …стать В. отд …рать, взб … раться С. выт… реть , разж …гать D . соб … рутся , прин …мать

Слайд 4

А. зам…рать, обж …гать В. ст … реть , соч … тание С. б л …стать, выб … ру D . пост…лить, наб …рать №3. Укажи ряд, в котором на месте пропусков в обоих словах пишется буква Е

Слайд 5

№4. Укажи ряд, в котором на месте пропусков в обоих словах пишется буква И А. сд … рает , прот … реть В. бл …стает, приж … гает С. приб … рает , бл … стящий D . расст …лает, зам… реть

Слайд 6

А. вым … реть из-за потепления, словосоч … тание В. прим… рять друзей, вым … рить комнату С. переб …рать детали, выж … гание по дереву D . сд …рать кору, выч … тание из суммы №5. Укажи ряд, в котором употреблены слова с проверяемыми безударными гласными в корне

Слайд 7

№6. Укажи ряд, в котором употреблены слова с проверяемыми безударными гласными в корне А. выб …раем подарок, соч … тание цветов В. прин …мал меры, раст … реть краски С. з ап …рать дверь, бл … стящая сумочка D . над… вать костюм, прим… рять платье

Слайд 8

№7. Укажи ряд, в котором на месте пропусков в обоих словах пишется буква Е А. зам…рать, заст … лать В. прот … реть , ст …лить С. проч …тать, соч … тание D . б л …стать, заж …гать