Коллегам

Кайдаракова Елена Гавриловна

Дорогие коллеги, буду рада, если материал будет для Вас полезен.

Ссылки:

Let's roleplay. Видеоканал для отработок ролевых игр, который Ваши маленькие детки высоко оценят. 

Free printables for teachers. Если в своей работе используете флешкарты для визуализации лексики, то данный ресурс для вас.

Pinterest. Замечательный иноязычный ресурс, где учитель сможет почерпнуть идеи для организации групповой работы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебно-исследовательский проект по английскому языку как способ формирования метапредметных результатов

Кайдаракова Е.Г., учитель английского языка ГБОУ РХ «Хакасская национальная гимназия-интернат им. Н.Ф. Катанова», Республика Хакасия, Абакан, Некрасова, 26А-48, 8-923-393-77-05, kaidarakova-elen@mail.ru

Аннотация

В статье представлены результаты работы над учебно-исследовательскими проектами, описывается технология проектного обучения в рамках реализации ФГОС, в частности, как способа формирования метапредметных результатов.

Ключевые слова

Метапредметные результаты, учебно-исследовательский проект, английский язык.

ФГОС ООО определяет метапредметные результаты как «освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные)» [3]. «Мета» в переводе с греческого означает «после, за, через». Эта часть слова используется при обозначении таких систем, которые служат для описания или исследования других систем, например, метатеория, метаязык, метапредмет [2].

По мнению А. Хуторского, метапредметные результаты имеют две формы выраженности – внешнюю (созданная учеником образовательная продукция) и внутреннюю (личностные качества ученика – знания, умения, способности, компетентности).

В ФГОС ООО закреплено, какие метапредметные результаты должны быть сформированы у учащихся. Значимое место в перечне занимают способности учащегося к использованию на практике умений и навыков исследовательской и проектной деятельности. Кроме того, проектная компетентность имеет интегративный характер и объединяет в своей культуре коммуникативную, информационную компетентность и компетентность личностного самосовершенствования.

Вслед за А. Хуторским [2], мы считаем, что диагностику, контроль и оценку метапредметных образовательных результатов следует производить на основании созданных учеником продукции – текстов, суждений, моделей, образов, исследований, проектов и т.п. Так, целесообразно оценивать сформированность метапредметных результатов у конкретного учащегося на основании качества выполнения учебно-исследовательского проекта.

В основе проектного обучения лежит развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему. Это способ достижения поставленной цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, практическим результатом, оформленным тем или иным образом [1].

Ежегодно с обучающимися старшей ступени работаем над учебно-исследовательскими проектами. Так, проведены такие исследования как «Концепт friend в английской паремиологии» (2012), «Английские сокращения в сети Интернет (на материале форумов и чатов)» (2013), «Сопоставительная характеристика терминов родства в английском и хакасском языках» (2014), Образ России в языковом сознании носителей английского языка (2015). Хотелось бы представить пошаговый алгоритм работы над проектом и расскрыть какие метапредметные результаты формируются на каждом этапе (табл. 1.)

Таблица 1. Формирование метапредметных результатов в работе над проектом

ЭТАПЫ

Метапредметные результаты

Этап 1. Мотивация

Приобщение к исследовательской деятельности начинается с мотивации. Именно на этой стадии каждый участник будущей работы должен увидеть вполне конкретные выгоды. Очень важно наряду с моральными увидеть и понятные материальные стимулы, например, получения преимуществ при поступлении в выбранный вуз (защита портфолио).

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

Этап 2. Выбор направлений исследований

Выбор направления исследования определяется специализацией, кругозором и компетенцией научного руководителя. Я предлагаю учащимся провести исследование в рамках лингвистики. На данном этапе происходит утверждение тем предполагаемых исследований. Нередко возникает ситуация, когда тема проекта находится на стыке нескольких дисциплин, требует консультационной помощи специалистов. В этом случае к сотрудничеству привлекаются другие учителя-предметники. Выдвигается гипотеза и пути ее решения

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

Этап 3. Обзор теоретических источников, постановка цели и задач

Научный руководитель рекомендует список источников по теме исследования, который учащийся постепенно дополняет. В форме реферата учащиеся фиксируют достигнутый уровень в выбранной области человеческих знаний. Это обеспечивает поступательный переход к следующему этапу. Особенно важно, чтобы дети самостоятельно ознакомились и составили обзор литературных данных и сформировали подробную и цельную картину состояния предмета и будущих исследований. Этап заканчивается обсуждением и формулировкой целей и задач предстоящего исследования.

смысловое чтение;

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,

Этап 4. Фиксация и предварительная обработка данных

Полное описание объекта исследования в лингвистике, значимого для определенной культуры, возможно только при исследовании наиболее полного набора средств его представления, а именно исследование:

  • синонимов и антонимов ключевого слова (словари синонимов и антонимов),
  • единиц, выявленных в художественных и публицистических текстах
  • фразеологических единиц (фразеологические словари, словари идиом),
  • паремий (словари пословиц, поговорок, крылатых выражений и афоризмов),
  • устойчивых сравнений.
  • Ассоциатов (ассоциативный эксперимент с носителями языка) и др.

Главная цель на данном этапе ознакомить учащихся с методикой проведения исследовательских работ: сплошная выборка и обработка языкового материала, проведение ассоциативного эксперимента, группировка, сопоставление, анализ, описание полученных результатов и др. Научный руководитель осуществляет контроль над процессом работы и своевременно консультирует учащегося по возникающим вопросам.

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

Этап 5. Оформление научного текста.

Учащийся знакомится с правилами написания научных стиля речи, цитирования, реферирования, аннотации, оформление ссылок и др. Изучается структура учебно-исследовательского проекта.

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение письменной речью, монологической контекстной речью;

Этап 6. Оформление доклада.

Результаты работы творческого коллектива оформляются в виде сообщения (доклада) согласно требованиям конкретного научного мероприятия.

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ–компетенции);

Этап 7. Представление исследовательской работы

Научно-исследовательская работа учащегося может быть представлена в виде презентации MS Power Point, стендового доклада и др. Не достаточно выучить подготовленный текст доклада на конференцию, следует организовать предварительное представление исследовательской работы сначала в узком творческом коллективе, а затем в расширенной аудитории школьной научно-практической конференции. Этот этап не просто тренировка, а своего рода рекламная кампания, программирование авторов работы на успех – они должны быть уверены в предстоящей победе на конференции. Рецензенты и оппоненты из числа учителей и присутствующих учащихся дают предварительную оценку проделанной работе, выявляют слабые стороны исследования, оказывают помощь в решении возникших вопросов.

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ–компетенции);

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

Этап 8. Рефлексия выступления

Данный этап является довольно значимым в работе над учебно-исследовательских проектом. Независимо от характера результата представления исследовательской работы, проводится анализ выступления: выявляются сильные и слабые стороны проведенного исследования, внешние факторы, которые способствовали успешному или неуспешному представлению результата. Делаются выводы и намечаются перспективы дальнейшей работы над проектом.

владение основами самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Проведение самостоятельных исследований стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск решения проблемы, требует привлечения для этих целей знаний из разных областей. Следует отметить, что учащиеся проводят анализ довольно обширного аутентичного языкового материала, который они самостоятельно осмысляют и выявляют. В ходе анализа предпринимается попытка систематизировать и классифицировать данный материал, найти точки соприкосновения и особенности.

Кроме того, формируется умение высказывать свое мнение и понимать чужое, искать позиции, объединяющие обе точки зрения, воспитывается толерантное отношение к окружающим. Ученик становится на какое-то время автором, критиком какой-либо точки зрения на определенную научную проблему. По итогам работы над исследовательскими проектами можно констатировать, что дети успешно осваивают научный стиль изложения, используемый для реферирования использованных источников и описания результатов своего исследования. Учатся ставить цели, задачи исследования, выдвигать гипотезу, а затем доказательно подтверждать или опровергать ее. Учащиеся стараются композиционно верно и логически последовательно выстраивать свою работу.

В ходе подготовки к выступлению и защите проектов на конференциях ребята приобретают коммуникативные и презентационные навыки. Стараюсь создать ситуацию успеха каждому ребенку, перед выступлением на конференции проводится знакомство с требованиями к публичному докладу, предвосхищаются возможные вопросы и выявляются слабые стороны исследования.

Немаловажную роль в проектной деятельности играют информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Во-первых, наряду с живым диалогом я активно использую электронную почту для передачи необходимой информации, также в режиме он-лайн провожу консультирование учащихся по вызывающим затруднения вопросам. Данный способ позволяет предоставить своевременную помощь и что немаловажно, сэкономить время.

К тому же учащиеся широко используют ИКТ с целью поиска, анализа и отбора нужной информации, визиализируют полученные данные с помощью компьютерных презентаций MS PowerPoint, одновременно совершенствуя навыки пользователя ПК. Компьютерные презентации позволяют студентам акцентировать внимание на основных моментах проекта, создавать наглядные образы в виде иллюстраций, схем, диаграмм. Все это оказывает на них психологическое влияние и позволяет воздействовать на несколько видов памяти – зрительную, слуховую, эмоциональную, что способствует лучшему усвоению материала и ведет к повышению качества знаний, формирование устремления к самосовершенствованию, самореализации. Применение компьютерных технологий в проектной деятельности активизирует процесс обучения, формирует и развивает мотивацию к обучению.

В работе над проектами учащиеся показывают самый высокий уровень самостоятельности. Он проявляется в ходе выполнения заданий исследовательского характера, когда необходимо овладеть методами и приемами познания, которые позволяют увидеть новую проблему в знакомой ситуации, найти новые способы применения знаний. Роль преподавателя при этом состоит в объяснении цели и задач проекта, консультирование учащихся в процессе работы над проектом и контроле в ходе его выполнения (усвоении материала) и итоговой презентации (форме защиты учащимися своих проектов).

Построенная на таких подходах учебная деятельность представляет собой гибкую методическую систему, обеспечивающую такую духовно-практическую деятельность педагога и ученика, при которой знания не даются в готовом виде, а добываются учениками в совместной деятельности с учителем, родителями, учениками.

Эффективность учебно-исследовательских проектов моих учащихся возможно проследить в таблице «Результаты участия школьников в конференциях» (табл 2).

Таблица 2. Результаты участия школьников в конференциях

Год

Наименование

уровень

Результат

2013

Муниципальная научно-практическая конференция старшеклассников г. Абакана «Юность науки - 2013»

Муниципальный

III место

2013

Научно-практическая конференция учащихся РХ

Школьный

I место

III место

2014

Культурно-краеведческий конкурс исследовательских работ VI Межрегионального фестиваля «Ынархас чоллары»

Межрегиональный

III место

2014

Всероссийская заочная конференция учебно-исследовательских работ «Дорогами открытий»

Всероссийский

Лауреат I степени

2014

Научно-практическая конференция учащихся РХ

Республиканский

I место

2014

IX Открытая международная научно-исследовательская конференция молодых исследователей «Образование. Наука. Профессия»

Международный

Рекомендация к очному участию.

Таким образом, можно прийти к выводу, что метод учебного проекта интегрирует в себе различные методы и средства обучения – личностно-ориентированный, проблемный, групповой, рефлексивный, презентативный, исследовательский, поисковый и другие. Данная характеристика позволяет назвать проектный метод эффективным и успешным для развития ребенка и вовлечения его в активный познавательный процесс и для достижения им метапредметных результатов. Технология проектного обучения способствует развитию и продвижению вперед одаренных детей, учит их творчеству и самостоятельности, воспитывает в них настойчивость, творческую смелость в постановке новых проблем и поиске решения.

Список литературы:

  1. Самкова, И.Н. Особенности оценки исследовательского проекта [Текст] / И.Н. Самкова // Поиск: Исследовательская деятельность в образовании. – 2014. – № 1. – С. 43 – 47.
  2. Хуторской, А. Метапредметный компонент новых стандартов: как его реализовать [Текст] / А. Хуторской // Методическая работа в школе. – 2015. – № 3. – С. 3 – 10.
  3. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ [Электронный ресурс] / Режим доступа: http:// минобрнауки.рф/документы/543



Предварительный просмотр:

Глава 5. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ, РУКОВОДЯЩИЕ И ИНЫЕ РАБОТНИКИ

ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

Статья 46. Право на занятие педагогической деятельностью

1. Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

2. Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций утверждается Правительством Российской Федерации.

Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации

1. Под правовым статусом педагогического работника понимается совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

2. В Российской Федерации признается особый статус педагогических работников в обществе и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности. Педагогическим работникам в Российской Федерации предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда.

3. Педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами:

1) свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность;

2) свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;

3) право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);

4) право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании;

5) право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ;

6) право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций;

7) право на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, а также доступ в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

8) право на бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или локальными нормативными актами;

9) право на участие в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления, в порядке, установленном уставом этой организации;

10) право на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации, в том числе через органы управления и общественные организации;

11) право на объединение в общественные профессиональные организации в формах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;

12) право на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;

13) право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.

4. Академические права и свободы, указанные в части 3 настоящей статьи, должны осуществляться с соблюдением прав и свобод других участников образовательных отношений, требований законодательства Российской Федерации, норм профессиональной этики педагогических работников, закрепленных в локальных нормативных актах организации, осуществляющей образовательную деятельность.

5. Педагогические работники имеют следующие трудовые права и социальные гарантии:

1) право на сокращенную продолжительность рабочего времени;

2) право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;

3) право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;

4) право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

5) право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) право на предоставление педагогическим работникам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда;

7) иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

6. В рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская) и воспитательная работа, в том числе практическая подготовка обучающихся, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, - методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися. Конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами (служебными контрактами) и должностными инструкциями. Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника.

(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 389-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, определяется коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, трудовым договором, графиками работы и расписанием занятий в соответствии с требованиями трудового законодательства и с учетом особенностей, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

8. Педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

9. Педагогическим работникам образовательных организаций, участвующим по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении единого государственного экзамена в рабочее время и освобожденным от основной работы на период проведения единого государственного экзамена, предоставляются гарантии и компенсации, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. Педагогическим работникам, участвующим в проведении единого государственного экзамена, выплачивается компенсация за работу по подготовке и проведению единого государственного экзамена. Размер и порядок выплаты указанной компенсации устанавливаются субъектом Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, выделяемых на проведение единого государственного экзамена.

10. Для привлечения выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования к педагогической деятельности органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные меры государственной поддержки.

 

Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников

1. Педагогические работники обязаны:

1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;

2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;

3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;

4) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;

5) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;

6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;

7) систематически повышать свой профессиональный уровень;

8) проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании;

9) проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя;

10) проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;

11) соблюдать устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.

2. Педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.

3. Педагогическим работникам запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

4. Педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами. Неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическими работниками обязанностей, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, учитывается при прохождении ими аттестации.



Предварительный просмотр:

Можно ли оставить на повторное обучение учащегося с ограниченными возможностями здоровья по причине академической задолженности?

Ванюков Игорь Викторович

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья разрабатываются адаптированные образовательные программы с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающие коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию (пункты 1628 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ).

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья получают общее образование по адаптированным основным общеобразовательным программам в образовательных организациях, в которых создаются специальные условия (ч. 2 ст. 79 Федерального закона № 273-ФЗ). Прием на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе осуществляется только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ч. 3 ст. 55Федерального закона № 273-ФЗ).

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в том числе особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015.

Статья 58 Федерального закона № 273-ФЗ не содержит особых положений относительно проведения промежуточной аттестации учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Порядок проведения такой аттестации устанавливается локальным нормативным актом образовательной организации. Вместе с тем часть 9 данной статьи в совокупности с другими нормами Федерального закона № 273-ФЗ позволяют утверждать, что обучение по адаптированной общеобразовательной программе следует рассматривать как индивидуальный образовательный маршрут учащегося, имеющий ряд особенностей. В связи с этим требования промежуточной аттестации к лицам с ограниченными возможностями здоровья могут отличаться от общих требований к промежуточной аттестации обучающихся по основным общеобразовательным программам.

Представляется, что вопрос об оставлении на повторное обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья по итогам промежуточной аттестации должен рассматриваться индивидуально, исходя из характера ограничений, а также из содержания самой адаптированной программы. Например, повторное обучение допустимо при сохранном интеллекте учащегося, имеющего, например, нарушения опорно-двигательного аппарата, особенно, когда академическая задолженность возникла вследствие длительной невозможности посещения образовательной организации, сложностей в организации домашнего обучения в этот период и т.д.

В то же время, отдельные адаптированные общеобразовательные программы вообще не предполагают повторного обучения, например, программы для лиц с различными формами умственной отсталости, обучение которых завершается выдачей свидетельства об обучении. Данное свидетельство не является документом об образовании и не подтверждает освоение образовательной программы основного общего или среднего общего образования (ч. 13 ст. 60 Федерального закона № 273-ФЗ).

По данным сайта Реализация ФЗ «Об образовании в РФ» http://xn--273--84d1f.xn--p1ai/