Материалы для воспитателей

Фалеева Нина Геннадьевна

Материалы для воспитателей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7 « Солнышко» г. Куса

                                    Консультация для воспитателей:

               « Становление музыкальности на разных  возрастных

                                   этапах дошкольного  детства».         

                        ( Выступление на педагогическом совете)        

                         

                           

                                                                       Музыкальный руководитель:

                                                                         Фалеева Нина Геннадьевна

                                               

Куса  2017 г.

От чего зависит музыкальность человека?

 Подчеркнем мысль Б. М. Теплова о том, что музыкальность человека «зависит от его врожденных индивидуальных задатков, но она есть результат развития, результат воспитания и обучения». Это подтверждают и другие исследователи. Например, К. В. Тарасова пишет: «Процесс формирования музыкальности определяется главным образом системой обучающих воздействий» .Об этом же говорит А. Л. Готединер, отмечая, что в процессе обучения врожденные предпосылки развиваются и тем самым открывают путь для профессиональной музыкальной деятельности. При стечении неблагоприятных условий, даже при наличии больших природных данных, способности могут остаться неразвитыми, а потенциальные возможности нереализованными. Таким образом, музыкальность обусловливает направленность личности, процессы же деятельности, в свою очередь, раскрывают потенциал и развивают его .Это принципиально важная позиция для тех, кто работает с маленькими детьми, содействуя их разностороннему целостному развитию.

Музыкальность ребенка начинает проявляться довольно рано, еще до двух лет. Признаками музыкальности в раннем возрасте становятся:

· проявление музыкальной впечатлительности малыша;

· характер и степень ее выраженности (реакция на музыку), проявляющаяся в сосредоточенности ребенка на звучащей музыке или активных движениях под нее;

· потребность в музыкальных впечатлениях;

· проявления музыкальной активности: наличие музыкальных предпочтений и предпочитаемых видов музыкальной деятельности в жизни ребенка (пение, движение под музыку, игра на детских музыкальных инструментах по слуху, сочинительство и импровизация музыки).

Доминирующая роль музыки в жизни ребенка — основной признак ранней детской музыкальности.

На третьем году жизни у ребенка развивается музыкальное восприятие, возрастает интерес и стремление вслушаться в музыку, что-то извлечь из нее, отличить одно произведение от другого, развивается память, ребенок уже готов к активному запоминанию музыки. Чем ярче, эмоциональнее и образнее музыкальное произведение, тем быстрее и легче войдет оно в память ребенка.

Привлекает детей данного возраста и исполнительство как возможность выразить свои впечатления от услышанной музыки. Это сензитивный период для развития общих и специальных музыкальных способностей.

К четырем годам ребенок накапливает разнообразные музыкальные впечатления. Дошкольнику этого возраста под силу различать в простых пьесах регистры, тембры, звучание нескольких музыкальных инструментов, несложный ритм, сопоставлять музыку по разным параметрам (громко—тихо, быстро — медленно и др.). Активно развивается музыкальная деятельность.

В связи с заметным скачком в развитии познавательных психических процессов и существенно расширенным индивидуальным опытом ребенок пятого года жизни тяготеет к более сложной музыкальной деятельности. Направленность дошкольника на решение новых задач и результативность этих решений становится показателем его музыкальности в этом возрасте. Происходит становление музыкальной восприимчивости. На пятом году жизни ребенок уже готов к довольно сложному звукоразличению, объяснению эмоционального характера музыкального произведения, интерпретации музыкального образа и его передаче в разных видах художественной деятельности. Укрепляются специальные исполнительские (слуховые, голосовые, двигательные) навыки и умения.

Следующий, шестой, год жизни ребенка характеризуется самостоятельностью музыкальных проявлений и действий. Он не просто интересуется музыкой, он требует музыкальных впечатлений. Восприятие начинает носить целенаправленный и творческий характер, творчество пронизывает все виды детской исполнительской деятельности, ребенок сознательно стремится передать музыкальный образ эмоционально-выразительными средствами. Возрастает познавательная активность ребенка: его занимает история создания музыкального произведения, жизнь и творчество композитора — его создателя, музыкальное повествование, возможность использования музыкального произведения в самопознании и самовыражении. Высокого уровня развития достигают в комплексе общие и специальные способности ребенка. По характеру музыкальной деятельности, ее процессу и результату можно уже судить о музыкальной одаренности дошкольника.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение     «Детский сад № 7 « Солнышко» г. Куса»

Консультация для воспитателей « Музыкотерапия»

                    Сообщение на педсовете.

                                                   

                                                       Музыкальный руководитель: Фалеева Н.Г.

                                                2016 год

          Консультация  для  воспитателей  «Музыкотерапия»

Музыкотерапия -  одно  из  перспективных  направлений  в  жизни  ДОУ.  Она  способствует  коррекции  психофизического  здоровья  детей  в   процессе  их  жизнедеятельности.  Различают    активную   и  пассивную  формы  музыкальности.

   Активная  форма -  это  двигательные  импровизации  под  соответствующую  по  характеру  музыки   словесный  комментарий.

   Пассивная – прослушивание  спокойной  и  стабилизирующей  музыки ,  специально  или  как  фон.  Слушание  правильно  подобранной  музыки  с  выполнением  психологических  этюдов  М.  Чистяковой  повышают  иммунитет  детей,  снимает  напряжение  и  раздражительность,  головную  и  мышечную  боль,  восстанавливает  дыхание.

    Современные  сведения,  наложенные  на  древнейшие  знания,  показывают,  что  звуки  различных  музыкальных  инструментов  по-разному  влияют  на  организм  человека.

   Звучание  ударных  инструментов  способно  дать  ощущение  устойчивости,  уверенности  в  будущем,  взбодрить  человека,  придать  ему  силы.

    Духовные  инструменты  влияют  на  формирование  эмоций.  Причём  медные  духовые  пробуждают  человека  ото  сна.

    Интеллектуальной   сфере  соответствует  музыка,  исполняемая  клавишными  инструментами.

    Струнные  инструменты  прямо  воздействуют  на  сердце,  развивают  чувство  сострадания.

    Вокальная  музыка  влияет  на  весь   организм,  но  больше  всего  на  горло.  На  музыку  реагирует  и температура  тела. Громкая  музыка  может  повысить  температуру  тела,  а  мягкая,  тихая  -  охладить  нас.

    В  детском  саду   музыка  необходима  в  течение   всего  дня.  Хорошо  если  утром  в  группе  воспитатель,  встречая  детей,  включит  мажорную  классическую  музыку,  добрые  песни  с  хорошим  текстом.  Для  расслабления,  снятия  напряжения,  для  приятного  пробуждения  в  дневной  сон  необходимо  воспользоваться  влиянием  мелодичной  классической  и  современной  релаксирующей  музыки,  наполненной  звуками  природы (шелест  листвы,  голоса  птиц,  стрекотание  насекомых,  шум  морских  волн,  журчание  ручейка).

   Особое  внимание  воспитателям  следует  уделить  музыкально -  рефлекторному  пробуждению

Малышей  после  сончаса.  Кроме  того  под  музыку  можно  провести  комплексы  упражнений,  не  поднимая  с  кровати  детей.  Например:

   Зайчата.

(  Дети  выполняют  движения  соответственно  тексту).

                Вот  пушистые  зайчата

                Мирно  спят  в  своих  кроватках.

                Но  зайчатам  хватит  спать,  

                Пора  сереньким  вставать.

                Ручку  правую  потянем,  

                Ручку  левую  потянем,

                Глазки  открываем,

                С ножками играем:

                Поджимаем ножки,

                Выпрямляем ножки,

                А теперь бежим скорей

                По лесной дорожке.

                С боку на бок повернёмся

                И уже совсем проснёмся!

   



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7 « Солнышко» г. Куса»

Сообщение на педсовете:

«Организация культурно- досуговой деятельности с детьми

 в контексте с ФГГ.»

Музыкальный руководитель: Фалеева Н.Г.

2014 год

2014 год.

Сообщение по ст. А.И. Бурениной и Т.Н. Тюплонниковой в журнале «Музыкальная палитра» № 8 – 2011 года (стр. 2-3).

В данной статье рассматриваются вопросы организации культурно-досуговой деятельности с детьми в контексте ФГГ – важнейшего раздела работы детского сада, который обеспечивает:

- культурный отдых детей, их эмоциональную разрядку, что необходимо для психического и физического развития дошкольников;

- развитие детского творчества в различных видах художественной деятельности;

- развитие способности и импровизации, готовности к экспромту;

- создание условий для творческого взаимодействия детей и взрослых;

- формирование коммуникативной культуры дошкольников;

- расширение кругозора детей, их обогащение разнообразными впечатлениями за счёт средств интеграции содержания различных образовательных областей;

- формирование представлений о формах культурного отдыха, воспитание потребности в культурных развлечениях.

Культурно-досуговая деятельность имеет широкий спектр влияния на воспитание и развитие ребёнка, на формирование его «Я-концепции». Но главной, приоритетной задачей является создание условий для эмоционального отдыха детей, снятия психического напряжения (что является чрезвычайно важным для ребёнка, испытывающего стрессы и напряжения современной жизни). Реализация этого условия требует от педагогов умения организовать детский досуг, сделать его игровым, импровизационным, весёлым и радостным для каждого ребёнка. С целью обеспечения психологического комфорта педагоги должны: следить за настроением детей, хвалить, подбадривать. Поэтому на развлечениях должны быть не подготовленные заранее детские выступления, а спонтанная импровизация либо исполнение по показу взрослого, что исключает оценку детского исполнения педагогом.

Основные «ключи» к организации детских досугов – это интеграция, игра, импровизация. Если педагоги владеют этими 3 ключами, то они готовы к проведению лёгких и весёлых развлечений.

Содержание развлечений с детьми планируется не только музыкальным руководителем, но и воспитателем, инструктором по физической культуре, исходя из тенденций работы, в которой отражается время года, тематика разделов и образовательных областей, владение детьми различным игровым и музыкальным репертуаром.

Цикличность организации досугов предполагает еженедельное их проведение в зависимости от возраста по времени занятия. Ответственным за проведение различных  по форме и содержанию, должны быть разные педагоги (оптимальным является чередование организаторов досуга: воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре).

На любом развлечении должна звучать музыка, поэтому музыкальный руководитель помогает воспитателям подобрать фонограммы для каждой темы.

Важно привлекать к организации детских досугов родителей.

Далее перечисляются темы развлечений (можно посмотреть в статье).

У меня составлен план праздников и развлечений на весь учебный год, которые должны проводиться в зале, на улице.

А воспитатели могут организовать в группе день рождения детей, вечера загадок, игр, аттракционов, поэтические вечера, и т.д.



Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  дошкольное  образовательное  учреждение  детский  сад  №  7  «Солнышко»  общеразвивающего  вида  города  Кусы.

«Музыка – как средство патриотического воспитания дошкольников»

                                    ( Сообщение на педсовете)

                                                           

                                                     Музыкальный руководитель: Фалеева Н.Г.

         

                                                       2017

        Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящих в состав России.

       Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых  и высоконравственных детей. Дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма.

  Невозможно переоценить роль музыки в патриотическом воспитании        дошкольников. Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, постольку она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир.

 Какой же вклад мы можем внести в этот процесс в детском саду, на музыкальных занятиях?  

Это прежде всего знакомство детей с произведениями русских классиков. музыкальный фольклор, творчество современных композиторов, пишущих для детей. Называю дошкольникам имена выдающихся русских композиторов: М.И. Глинка, П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, говорю, что эти композиторы использовали народные мелодии в своем творчестве.

 Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.

. Народные песни, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Эти песни способствуют:

- развитию первоначальных певческих навыков у детей;

- очень эффективны в качестве распевания.

. Обилие гласных, простой ритмический рисунок, интересное содержание делают русские народные песни незаменимыми в работе над протяжным пением, хорошей дикцией. Кроме того, русская народная песня обладает огромной художественно – воспитательной ценностью: формирует художественный вкус ребенка, обогащает речь типично народными выражениями, эпитетами,  поэтическими оборотами (зимушка – зима, травушка – муравушка, « рассыплются яблонькой», «Ваня – простота», незнакомыми детям словами  и звучат непривычно (коромысло, сенечки и др). Дети  проявляют живой интерес к содержанию, быстро запоминают текст, с большим удовольствием поют песни «А я по лугу», «Гармошка – говорушка», «Балалайка», «Во кузнице», «Блины». Эти песни хороши еще тем, что их можно инсценировать. Русские песни становятся более понятными, доступными, когда я включаю их в такую исполнительскую деятельность, как игра на детских музыкальных инструментах.


С музыкальным фольклором дети  знакомятся на музыкальных занятиях, , на досугах и при участии в народных праздниках. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально – психологическое благополучие. Богатство и разнообразие содержания детского фольклора позволяют выбирать наиболее яркие его образцы.

. Широко использую в своей работе многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок и т.д. Русская народная музыка постоянно звучит при выполнении движений на музыкальных занятиях и в утренней гимнастике. Разнообразие мелодий обогащает музыкально-ритмические движения детей, отводит их от трафарета и придает движениям определенную окраску.

На музыкальных занятиях знакомлю детей с движениями русской пляски, хороводным, топающим, переменным шагом, шаг с притопом, распашонка, ковырялочка, пружинка.

Народная плясовая и хороводная музыка имеет простой ритмический рисунок и позволяет импровизировать движения. Народные подвижные игры формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры. Это такие игры как: «Ходит Ваня», «Заинька», «Кто у нас хороший» т. д. все эти жанры фольклора детьми младших групп только воспринимаются, а вот старших групп уже пытаются внести в них свое.

Народные песни, музыкальные народные игры для малышей и дошкольников рассказывают о культуре русского народа в образной, доступной для детей форме. Они развивают творческое мышление, способствуют формированию музыкальной культуры и делают детей более восприимчивыми к художественным образам. Для примера я подготовила картотеку народных игр.

Обучая детей игре на народных шумовых инструментах, в частности на ложках, помогает решить целый комплекс задач музыкального воспитания дошкольников, активно влияет на развитие координации движений и быстроты реакции.  Приемы игры на ложках быстро осваиваются,  их форма и размер соответствуют размеру исполнительского аппарата (рук) дошкольника, а также имеют определенные музыкальные, акустические и тембровые параметры, создающие условия для активного музицирования, самостоятельной деятельности и импровизации детей. «Красивые ложки делают русские умельцы. Она украшает ярмарки. В наши дни деревянная ложка – знаменитый русский сувенир».

 Ложки универсальны в применении, а так же народные инструменты: бубны, трещетки, колокольчики,

 Что же касается творчества современных
композиторов, пишущих для детей, то большего внимания заслуживает творчество таких признанных композиторов как Струве, Соснин, Филиппенко, Е.Зарицкая и другие. Это песни о родном крае, родной природе, о Родине, о детском саде, о защитниках отечества и т.д.
Для ребёнка-дошкольника Родина – это мама,  близкие родные люди, окружающие его. От того, что видит и слышит ребёнок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему. Нравственное воспитание ребёнка-дошкольника – это прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Для многих людей это слово «мама» - самое прекрасное на земле. Все дети любят своих мам. Они делают мамам подарки, рисуют их портреты и даже сочиняют про них стихи и сказки. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар. Чувства малышей отличаются простотой, непосредственностью:
«А для милой мамочки испеку два пряничка».
Данная песня стала уже классикой для детей нашей страны. Более сложные чувства у старших дошкольников. Это гордость за свою маму:
«Пускай узнает ветер, и звёзды, и моря,
Что лучше всех на свете мамочка моя!»
И чувство дружелюбия: «мама – старший друг и товарищ» ( песня Ю.Слонова
«Мы с мамою нашей большие друзья»), и чувство нежной радости, ласкового спокойствия (песня А.Филиппенко «Хорошо рядом с мамой»).
Особое значение в рамках нравственно - патриотического воспитания имеет тема «Защитников Отечества». Эта тема очень любима детьми, тем более что основную массу наших воспитанников составляют мальчишки.

 Песни военной тематики легко запоминаются ребятами. Особенно популярны у них «Бравые солдаты»,муз.А.Филиппенко и «Будем в армии служить»
муз.Ю.Чичкова, «Ты не бойся, мама» Ю.Протасова. Они написаны в жанре марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми, как защитники нашей Родины.
Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему Великой Победы. В этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями тех времён и о тех временах.
На праздник «День Победы» к ребятам приходят ветераны той страшной войны. Такие встречи надолго остаются в памяти ребят и являются важнейшим фактором в формировании их морального облика и духовного воспитания.
Итак, совместное решение задач нравственно-патриотического воспитания педагогами и мной, как музыкальным руководителем нашего детского сада, дало ощутимые результаты: музыка прочно вошла в быт детей, заняла значительное место в их жизни.