моя программа по ритмике

Фалеева Нина Геннадьевна

программа, перспективное планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_programma_po_ritmike.docx41.27 КБ

Предварительный просмотр:

Принято                                                                     Утверждено

На педсовете№1                                                      Заведующий

                                                                                   М.В.Крючкова

Дополнительная образовательная ( общеразвивающая) программа-

                   танцевальная студия « Задоринки»

          художественно - эстетической направленности

                                     для детей 5-7 лет

               

                                                               Срок реализации программы :2  года.

               

                                                    г. Куса, 18 год

1.Целевой раздел.

1.1 Пояснительная записка

1.2.Основные цели и задачи реализации программы по дополнительному образованию.

1.3. Связь с другими образовательными областями.

1.4.Основные принципы.

1.5.Характеристика особенностей развития детей.

1.6. Планируемые результаты освоения программы.

2. Содержательный раздел.

2.1 Приемы обучения танцевальным движениям.

2.2. Формы и методы реализации основных задач программы.

2.3. Направление работы по совершенствованию голосового аппарата.

2.4. Учебный план.

2.5. Взаимодействие с родителями.

 3. Организационный раздел.

3.1. Материально- техническое и методическое обеспечение.

3.2. Литература.

                                 Целевой раздел.

1.1. Пояснительная записка.

         «Возможно, самое лучшее, самое совершенное и    радостное, что есть в  жизни - это свободное движение под музыку  и научиться этому можно у ребенка...»      А.И. Буренина

                                                                                                                                         

С давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики, интеграции различных видов художественной деятельности. Об этом знали еще в Древней Греции, где сформировалось представление о том, что основой прекрасного является Гармония. По мнению Платона, «трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков; он может быть выражен в двух положениях: гимнастика для тела и музыка для души... Ввиду этого воспитание в музыке надо считать самым главным: благодаря ему . Ритм и Гармония глубоко внедряются в душу, овладевают ею, наполняют ее красотой и делают человека прекрасно мыслящим. Он будет упиваться и восхищаться прекрасным, с радостью воспринимать его, насыщаться им и согласовывать с ним свой быт».

Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, которые основаны на движениях под музыку, развивающие музыкальный слух и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе.

 Дошкольный возраст представляет собой сенситивный период организации процесса обучения музыкально - ритмическим движениям, так как именно в этом возрасте необходимо воспитание в детях «мышечного чувства», которое в свою очередь способствует успешной работе мозга.

Обучение музыкально - ритмическим движениям, является универсальным средством развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения.

. Актуальность данной программы в том, что, основываясь на синтезе музыки и пластики, она открывает огромные возможности для воспитания души и тела, способствует психологическому раскрепощению ребёнка через освоение своего собственного тела как выразительного («музыкального») инструмента, самовыражению через движения.

 Данная программа обусловлена практической значимостью: музыкально-ритмические движения, разученные детьми в ходе непосредственно образовательной деятельности, могут применяться в повседневной жизни, способствуют дальнейшей мотивации для обучения в танцевально - хореографических студиях.

 Новизна.

 Новизна предлагаемой программы состоит в том, что данный материал можно использовать творчески, адаптируя к условиям работы. Программа ориентирована не только на развитие детей, но и на совершенствование профессионализма самого педагога. В качестве музыкального сопровождения предлагаются целостные произведения в аудио записи или «живом» исполнении, а не отрывки, как это принято в традиционных музыкально-ритмических упражнениях. Целостный музыкальный образ передаётся разнообразными практическими средствами, требующими свободного владения телом, музыкального слуха, богатого воображения и фантазии. Программа художественно - эстетической направленности «Задоринки» для детей среднего и  старшего дошкольного возраста составлена с учетом авторской программы  А.И.Бурениной (Программа «Ритмическая мозаика», созданная А.И.Бурениной, решением экспертного совета при комитете по образованию Санкт-Петербурга (2000 год) признана авторской) и ориентирована на использование учебно-методического комплекса:  1.Буренина А.И. « Ритмическая мозаика»;

2.С.Л.Слуцкая «Танцевальная мозаика».

3.Фирилева, Сайкина «Музыкально- ритмическая гимнастика для детей 3-7 лет»

Программа рассчитана на 2 года обучения.

 Первый год- 37 периодов непосредственно образовательной деятельности в год (1 - в неделю), длительность одного периода для детей 4-5 лет – 20 минут.

Второй год обучения( 1 раз в неделю), длительность одного периода для детей 5-6 лет-25 минут.

Программа основана на игровом методе с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. В процессе непосредственно образовательной деятельности используются различные виды музыкально - ритмической деятельности:

- образно - игровые композиции (исценирование песен, сюжетные композиции, этюды, включающие имитационные, пантомимические движения),

 - танцевальные композиции; - сюжетные танцы;

- общеразвивающие, по типу детской аэробики;

- музыкальные игры, этюды.

Программа танцевальной студии по развитию музыкально - ритмических движений детей среднего и  старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования,   ориентирована на обучение детей ритмическим движениям в возрасте4-5  лет рассчитана на 1 год,5-6 лет на второй год.

Программа составлена с учетом требований, определенных нормативными документами: Программа разработана в соответствии с

  • Федеральным  законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»
  • Приказом Мин.обр.науки РФ от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении ФГОС ДО»
  • СанПиНом 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013 г. №26  
  •  Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.08.2013г. №1014"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования".
  • Конвенцией о правах ребенка.
  • Буренина А.И.- Ритмическая мозаика. Санкт-Петербург, 2000.
  • Слуцкая С.Л. « Танцевальная мозаика»
  • Фирилева, Сайкина «Музыкально - ритмическая гимнастика для детей 3-7 лет»

               А также на основе авторских разработок музыкально-ритмических   композиций из опыта работы в ДОУ.

1.2.Цель и задачи.

Цель:  Развитие музыкально - ритмических способностей детей в условиях дополнительного образования в ДОУ.

Задачи:

-Развивать музыкальные способности детей и эмоциональную отзывчивость на музыку.

 - Развивать двигательные качества и умения: (ловкости, точности, координации движений; гибкости и пластичности;  силы; правильной осанки, красивой походки; умения ориентироваться в пространстве).

-Обогащать двигательный опыт разнообразными видами движений.

 - Способствовать пробуждению творческой активности.

- Воспитывать нравственно - коммуникативные качества личности: ( умение сопереживать другим людям; формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми).

-Привлекать родителей к совместному участию, поддержке танцевального исполнительства.

1.3.Связь с другими образовательными областями

Социализация

Привитие любви к ритмике, как к художественной деятельности для самовыражения. Развитие игровой деятельности, гражданской принадлежности, патриотических чувств.

Познавательное развитие

Расширение кругозора; развитие вкуса ребенка и обогащение его разнообразием музыкальных образов; развитие стремления к самостоятельному творчеству.

Безопасность

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в НОД по ритмике

Художественное творчество

Развитие у детей творческой инициативы; импровизации.

1.4. Основные принципы и подходы к формированию программы.

В работе с дошкольниками учитываются следующие принципы обучения музыкально - ритмическим движениям:

-Принцип воспитывающего обучения: музыкальный руководитель в процессе  обучения ритмическим движениям одновременно воспитывает у них любовь к прекрасному в жизни и в искусстве, вызывает отрицательное отношение к дурному, обогащает духовный мир ребенка.

- Принцип доступности: Содержание и объем знаний о музыке, объем танцевальных навыков, приемы обучения и усвоение их детьми соответствует возрасту и уровню музыкального развития детей каждой возрастной группы.

-Принцип постепенности, последовательности и системности; в начале года даются более легкие знания, чем в конце года, постепенно переходят от усвоенного знакомого материала к новому- незнакомому.

-Принцип наглядности: в процессе обучения движениям главную роль играет наглядность, конкретное  исполнение движения под музыку педагогом.

-Принцип сознательности: сознательность тесно связана с умственной волевой активностью детей, с их заинтересованностью движений под музыку. Немаловажное значение для умственной активности детей имеет показ взрослого, выразительности движений, ярком художественном исполнении музыкальных образов.

-Принцип прочности  Выученные детьми танцы через некоторое время забываются, если их систематически не повторять. Танцевальные умения утрачиваются, если их систематически не повторять.   Чтобы повторение

Танцевальных движений не наскучило детям, надо разнообразить этот процесс, внося элементы нового. Закрепление  движений должно быть не просто механическим повторением, а сознательным его воспроизведением.

1.5. Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей развития детей 4-5 лет. Возрастные особенности.

 К 4-5 годам движения детей становятся более координированными. Восприятие становится более точным и образным. Дети уже могут запомнить небольшую сюжетно-образную танцевальную композицию. Они более активны в играх и быстрее схватывают новый материал.

 Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей развития детей 5-6 лет.

        Дети становятся более артистичными и координированными. Дети шестого года жизни уже могут строить свое поведение, придерживаясь роли. Поэтому они с удовольствием изображают различные образы и импровизируют. Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом познания окружающего мира, но теперь ребенок желает показать себя миру. Здесь очень важно выстраивать занятия так, чтобы дети могли проявить себя, обязательно хвалить их и отмечать, что ребенок старается, выполняет упражнение или движение правильно.

1.6. Планируемые результаты программы для детей 4-5 лет.

- овладение техникой основных двигательных и танцевальных движений

- овладение выразительностью и красотой движения;

- овладение чувством ритма;

- возросший интерес к занятиям танцевально-ритмической деятельностью;
- укрепление иммунной системы организма;
- развитие правильной осанки;

Планируемые результаты программы для детей 5-6 лет.

-  Наличие интереса к выполнению  движений под музыку; стремление к танцевальному творчеству, самовыражению (исполнение соло, в ансамбле, участие в импровизациях, участие в музыкально-дидактических постановках).

- Внимательно слушать музыкальное сопровождение, эмоционально откликаться, на выраженные в музыке чувства и настроение.

- Исполнять несложные танцевальные миниатюры, выполняя их выразительно и музыкально ( ускоряя и замедляя).

-    Активно участвовать в исполнении творческих заданий.

Продуманная систематическая последовательная работа по обучению детей музыкально-ритмическим движениям расширяет музыкальные представления каждого ребенка, способствует развитию музыкальных способностей, положительно влияет на общее развитие ребенка.

Обследования детей проводятся 2 раза в год., вводный - в сентябре, где определяются стартовые возможности, итоговый в мае.  Основная задача мониторинга  заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком дополнительной программы и влияния, непосредственного образовательного, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.

Педагогический мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы проводится с использованием наблюдения, индивидуальной работы ) .Основной формой концертные выступления в ДОУ,  конкурсы на городском уровне.

2.Содержательный раздел.

2.1. Приемы обучения музыкально - ритмическим движениям.

2.1.1. Показ с пояснениями.

Пояснения, сопровождающие показ музыкального руководителя движений под музыку.

2.1.2.Игровые приемы.

Использование игрушек, музыкальных образов, игровых упражнений делают музыкальные занятия более продуктивными, повышают активность детей, развивают сообразительность, а так же закрепляют знания, полученные на предыдущих занятиях.

2.1.3.Вопрсы к детям активизируют мышление и речь детей. К их ответам на вопросы педагога надо подходить дифференцированно, в зависимости от того, с какой целью был задан вопрос.

2.1.4.Оценка качества детского исполнения танца должна зависеть от возраста детей, подготовленности. Направленная оценка не помогает ребенку осознать  и исправить свои ошибки, недостатки. Надо поощрять детей, вселять в них уверенность, но делать это деликатно.

2.2.Формы и методы по реализации основных задач программы.

-Коллективная работа.

-Сольное исполнение движений.

-Беседа.

-Музыкально - дидактические игры и упражнения, танцевальные этюды, коммуникативные танцы, игровой массаж, пальчиковые игры,  народный фольклор.

-Импровизационный метод.

-Метод иллюстраций, наглядности.

-Игровой метод.

-Концентрический метод ( постоянное возвращение к изученному с усложнением) .

-Концертные выступления.

-Участие в творческих городских и международных конкурсах.

2.3.Направления работы по совершенствованию выполнения музыкально - ритмических движений.

Музыкально - ритмическое воспитание и развитие движений под музыку объединяются в единый педагогический процесс, являющий собой планомерную работу по совершенствованию ритмичных танцевальных  движений под музыку  и способствующий  формированию и становлению всесторонне и гармонично развитой личности. Процесс музыкального воспитания, как формирования овладения основами техники танца, в органичном единстве с формированием  метроритмического чувства включает решение нескольких задач одновременно. Работа  по обучению музыкально – ритмическим  движениям имеет следующие направления:

-Темп движений (устойчивость в темпе, переключение с одного темпа на другой, постепенное ускорение или замедление темпа).

-Характер и динамика движений:

а) отражение в движении характера музыки,

б) отражение в движении динамических оттенков (форте, пиано, легато, стаккато).

-Форма и фразировка.

Не углубляясь в детальный анализ музыкальных форм, достаточно ограничиться различением следующих элементов:

а) часть,

б) предложение,

в) фраза.

Работа над музыкальной формой и фразировкой дает возможность планировать движения в пространстве. В заданиях фигурные построения могут наглядно передавать структуру музыкального отрывка.

Метр.

а) движение, отмечающее начало текста;

б) вступление в движении на такт позднее своего соседа,

в) затактное построение,

г) дирижерские жесты 2/4,3\4,4\4;

д) дирижерские жесты, совмещенные с шагами;

Ритмический рисунок.

а) целая нота,

б) половинная,

в) четверть,

г) восьмая, шестнадцатая;

Передача ритмического рисунка.

а) хлопками, шагами;

б) бегом и другими движениями;

в) соблюдением пауз;

г) синкопированными движениями;

2.3.1 Содержание работы:

Учебный материал, предусмотренный программой, распределён в определённой последовательности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Постепенно, от занятия к занятию, усложняется учебный материал: движения, ритмика, пластика и т.д. Поначалу необходимо заинтересовать ребёнка, развить желание заниматься в коллективе и только потом переходить к целенаправленному формированию исполнительских умений и навыков. Для выработки ритмичных танцевальных упражнений, в  овладении основами техники танца, используются

▪  коллективные танцевальные игры;

▪  массовые танцы («Танец утят»);

▪ ритмические упражнения;

▪  народный фольклор

2.3.2 Структура программы:

Логоритмика.

Движения выполняются под стихи. Логоритмика используется в подготовительной части занятия, в партерной гимнастике, в разучивании танцевальных элементов, в образных танцах и в играх.

 Музыкальная разминка.

Движения выполняются под музыку. Используются различные виды ходьбы, бега и прыжки. Разминка выполняется по кругу с продвижением вперед. В этой части упражнения даются с применением образов – например, «идем как цапля», «летим как птички», «прыгаем как зайчики».

Ритмическая гимнастика.

Выполнение общеразвивающих упражнений на месте под музыку с различными предметами и без них.

Партерная гимнастика.

Это упражнения на растяжку, развитие гибкости и силы, которые выполняются на полу. Они необходимы для того, чтобы ребенок мог владеть своим телом, а его движения были более точные и пластичные. Многие упражнения имеют свои названия и выполняются с использованием логоритмики.

Танцевальные движения.

Данный раздел направлен на формирование танцевальных движений у детей, что способствует повышению общей культуры ребенка и обогащению двигательного опыта разнообразными видами движений. В этот раздел входят танцевальные шаги, позиции рук, движения рук, ног, корпуса, хлопки, прыжки, построения и перестроения. Осваиваются виды движений различных танцев.

Сюжетно-образные танцы.

Сюжетно-образные танцы являются основой для развития чувства ритма и двигательных способностей занимающихся, позволяющих свободно, красиво и правильно выполнять движения под музыку, в соответствии с текстом песни и особенностями музыки - характеру, ритму и темпу. Сюжетно-образные танцы направлены на развитие выразительности движений, чувства ритма, артистичности, развитие двигательной памяти в соответствии с музыкой и текстом песен. Использование сюжетно-образных танцев в работе с детьми способствует развитию умения воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение, характер и понимать ее содержание. Развивается музыкальная память, внимание, координация движений, пластичность, ориентация в пространстве. В этом разделе используются как правило изученные танцевальные движения. 

 Музыкальные игры. Все дети любят играть, поэтому в программе используются музыкальные игры различного характера, а именно: сюжетно - ролевые игры, подвижные игры, общеразвивающие игры, игры для создания доверительных отношений в группе, игры направленные на развитие внимания ребёнка к самому себе, своим чувствам, игры на развитие слуха, чувства ритма, ориентации в пространстве. 

2.4.Учебный план.

п/п

Возраст группы

Количество учебных занятий.

Продолжительность занятия

В неделю

В месяц

В год

1.

Группа детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет

1.

4.

36.

25-30 мин

Содержание

Количество занятий

1.

Беседы.

а) Танец. Театр. Балет.

б) Танцовщицы и танцовщики.

в) Что значит «яма» и зачем в ней сидят люди?

3.

2.

Элементы основ классического танца.

8.

3.

Элементы основ бального и историко- бытового танца

8.

4.

Элементы народно- сценического танца.

8.

5.

Элементы танца «Модерн»

8.

6.

Занятие- импровизация.

1.

Примерный план организации занятия танцевальной студии.

Вводная часть:

-построение и приветствие детей

-проверка правильности осанки, живот подтянут, плечи развернуты, голова прямо

Подготовительная часть занятия:

-разминка в движении: ходьба, бег, прыжки

-танцевальная разминка с предметами или без (ритмическая гимнастика).

Основная часть занятия:

-партерная гимнастика

-разучивание новых танцевальных движений и композиций, повторение пройденных.

-разучивание новых сюжетно-образных танцев и повторение пройденных.

Заключительная часть:

-музыкальная игра,

построение,

поклон.

Все части занятий выполняются с использованием музыки и песен. 

2.5. Взаимодействие с родителями.

Анкетирование с целью выявления уровня осведомления родителей о танцевальной студии « Задоринки»

Сентябрь

Музыкальный руководитель, воспитатели.

Выступление на родительском собрании по ознакомлению родителей с работой танцевальной студии, его целью и задачами.

Октябрь

Музыкальный руководитель, воспитатели.

Распространение информационных материалов ( папка- передвижка, памятки, буклеты)

В течение года

Музыкальный руководитель, воспитатели.

Консультации

В течение года

Музыкальный руководитель, воспитатели.

Оказание информационной поддержки родителям об успехах детей на сайте ДОУ.

В течение года

Музыкальный руководитель

Семинар - практикум по вопросам хореографии

Январь

Музыкальный руководитель

Привлечение родителей к изготовлению костюмов к праздникам и конкурсам.

В течение года

Музыкальный руководитель, воспитатели

Совместное мероприятие детей и родителей.

Апрель.

Музыкальный руководитель, воспитатели

3.Организационный раздел.

3.1. Материально- техническое и методическое обеспечение:

Технические средства: ноутбук, музыкальный центр, мультимедийное оборудование,  СД - диски.

Наглядные пособия: плакаты, иллюстрации, игрушки, дидактические игры, презентации.

Литература: 

-Буренина А.И. « Ритмическая мозаика» программа по

-Журналы «Музыкальная палитра». - Санкт-Петербург;  

-С.Л.Слуцкая «Танцевальная мозаика».

-М.И. Чистякова « Психогимнастика»

-Е.П.Раевская, Руднева, Соболева  « Музыкально - двигательные упражнения в детском саду»

-« Са- фи- дансе» Музыкально- ритмическая гимнастика для детей 3-7 лет.Авторы: Фирилева, Сайкина.