программа дополнительного образования " Лучики"

Фалеева Нина Геннадьевна

программа по вокалу

Скачать:


Предварительный просмотр:

Принято                                                                              Утверждаю:

 на педсовете №1                                                                заведующий

от 28 августа 2017г                                                            М.В.Крючкова          

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа вокальной студии  «Лучики»

художественно – эстетической направленности

для детей  6 – 7 лет

                                                                     

                                               

 Срок реализации программы : 1 год

г. Куса, 2019 год

1. Целевой раздел.

1.1. Пояснительная записка.

1.2. Основные цели и задачи реализации программы по дополнительному образованию.

1.3.Связь с другими образовательными областями

1.4. Основные принципы    

1.5. Характеристика особенностей развития детей.

1.6. Планируемые результаты освоения программы.

2.Содержательный раздел.

2.1. Приёмы обучения пению.

2.2. Формы и методы реализации основных задач программы.

2.3. Направление работы по совершенствованию голосового аппарата.

2.4.Учебный план.

2.5. Взаимодействие с родителями.

3. Организационный раздел.

3.1.Материально техническое и методическое обеспечение.

3.2. Литература.

Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Пение - один из самых любимых видов музыкальной деятельности детей. Благодаря словесному тексту песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой вид музыкального жанра.  Дети, воспринимая характер музыкального произведения в единстве со словом, глубже и сознательнее подходят к пониманию образа. Пение даёт возможность выразить свои чувства. В процессе пения у детей  развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, музыкальная память ,чувство ритма. Пение способствует развитию и укреплению лёгких и всего голосового аппарата. Пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. В процессе обучения пению развивается детский голос, а так же решаются воспитательные задачи, связанные с формированием личности ребёнка.

Программа вокального кружка по развитию певческих способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования, ориентирована на обучение детей пению в возрасте 6-7 лет и рассчитана на 1 год.

Программа составлена с учётом требований, определённых нормативными документами:

- Закон « об образовании» ст.9, ст. 14, ст. 17, ст. 32, ст.51.Приказ Министерства образования и науки  Российской  Федерации  от 17 октября 2013 г. № 1155.

- ФГОС ДО № 30384.

- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы к содержанию организации режима работы в дошкольных образовательных организациях 2.4.1.3049-13.

- Конвенция о правах ребёнка.

- Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 г.г.

1.2. Цели и задачи

                 

Цель: Развитие певческих способностей детей в условиях дополнительного образования детей в ДОУ.

Задачи:

 - Развивать музыкальные способности детей  и эмоциональную отзывчивость  на музыку.

- Воспитывать у детей чуткость , восприимчивость к музыке, любовь к народным песням и интерес к песням современных авторов.

- Совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию, качество звучания голоса ( тембра, звукового и динамического диапазона, чистоты интонирования, чёткости дикции, подвижности голоса).

- Расширять певческий диапазон.

- Формировать навыки выразительности исполнения вокальных произведений, активного выражения своих чувств и настроений в пении, сопереживания.

- Способствовать пробуждению творческой активности.

- Укреплять здоровье детей (охранять детский певческий голос) через здоровьесберегающую  технологию, дыхательную гимнастику (дыхательные упражнения).

- Привлекать родителей к совместному участию, поддержке вокального исполнительства дошкольников.

1.3 Связь с другими образовательными областями

Социализация

Привитие любви к пению, как художественной деятельности для самовыражения. Развитие игровой деятельности, гражданской принадлежности, патриотических чувств.

Безопасность

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в НОД по пению.

Познавательное развитие

Расширение кругозора; развитие вкуса ребёнка  и обогащение его разнообразием музыкальных образов; развитие стремления к самостоятельному творчеству.

Речевое развитие

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми.

Художественное творчество

Развитие у детей творческой инициативы; импровизации.

   1.4.Основные принципы и подходы к формированию программы

- Принцип воспитывающего обучения: музыкальный руководитель в процессе обучения детей  пению одновременно воспитывает  у них любовь к прекрасному в жизни и искусстве, вызывает отрицательное отношение к дурному обогащает духовный мир ребёнка.

- Принцип доступности: содержание и объём знаний о музыке , объём вокальных навыков, приёмы обучения и усвоение их детьми соответствуют возрасту и уровню музыкального развития детей каждой возрастной группы.

- Принцип постепенности, последовательности и систематичности: в начале года даются более лёгкие знания чем в конце года, постепенно переходят от усвоенного знакомого материала к новому-  незнакомому.

- Принцип наглядности: в процессе обучения пению главная роль играет звуковая наглядность, конкретное слуховое восприятие. Основной приём наглядности – это образец исполнения песни педагогом.

- Принцип сознательности:  сознательность тесно связана с умственной волевой активностью детей, с их заинтересованностью песенным репертуаром. Немаловажное значение для умственной активности детей имеет речь взрослого, наличие разнообразных интонаций в его голосе, выразительной мимике, ярком и художественном исполнении песни.

- Принцип прочности: выученные детьми песни через некоторое время забываются, если их систематически не повторять. Вокальные умения утрачиваются, если дети долго не упражняются в пении. Чтобы повторение песни не наскучило детям, надо разнообразить этот процесс, внося элементы нового. Закрепление песенного репертуара  должно быть не просто механическим повторением, а сознательным его воспроизведением.

1.5. Характеристика возрастных  и индивидуальных особенностей развития детей 6-7 лет

У детей старшего дошкольного возраста достаточно  развита речь. Они свободно высказывают свои суждения по содержанию песни, оценивают своё пение и пение товарищей. У детей этого возраста  появляется способность  активного мышления. Интенсивно развивается их музыкальное восприятие, оно становится целенаправленным. В работе по пению с детьми этого возраста следует учитывать не только психические, но и физические особенности развития ребёнка. Голосовые мышцы у детей ещё не совсем сформированы, певческое звукообразование происходит за счёт  натяжения краёв связок, поэтому  форсированное пение следует исключить. Надо учить детей петь, не напрягаясь, естественным светлым звуком. У детей этого возраста увеличивается объём лёгких, дыхание становится более глубоким,- это позволяет педагогу использовать в работе песни с более длинными музыкальными фразами. У детей расширяется диапазон. Большинство могут правильно интонировать мелодию в пределах «ре-си», а целенаправленная систематическая работа позволяет расширить диапазон всех детей «до-ре второй октавы». Два наиболее важных момента в обучении ребёнка пению: развитие музыкального мелодичного слуха и приобретение навыков управления своим голосовым аппаратом. Отсутствие координации у ребёнка  между слухом и голосом (между тем, что он слышит, и тем, что воспроизводит на слух) приводит к неточному интонированию мелодии и песен. Причина не в том, что ребёнок не слышит правильного звучания мелодии, а просто он не умеет справиться со сложным механизмом своего голосового аппарата.

1.6.Планируемые результаты программы

-Наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокальному творчеству, творчеству, самовыражению ( пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в музыкально-дидактических постановках).

- Петь без напряжения, плавно, лёгким звуком; произносить отчётливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню, петь в сопровождении музыкального инструмента.

- Внимательно слушать музыку, эмоционально откликаться на выраженные в ней чувства и настроение.

- Петь несложные песни в удобном диапазоне, выполняя их выразительно и музыкально, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание).

- Воспроизводить и чисто петь общее направление мелодии и отдельные её отрезки с аккомпанементом.

- Сохранять правильное  положение корпуса при пении, относительно свободно артикулируя, правильно распределяя дыхание.

- Петь индивидуально и коллективно , с сопровождением и без него.

- Активно участвовать в выполнении творческих заданий.

- Исполнять сольно и в ансамбле на ударных  и звуковысотных  детских музыкальных инструментах несложные песни и мелодии.

Продуманная систематическая последовательная работа  по обучению детей пению расширяет музыкальные представления каждого ребёнка, способствует развитию  музыкальных способностей , положительно влияет на общее развитие ребёнка. Обследования детей  проводятся 2 раза в год. Основная задача мониторинга заключается в том. чтобы определить степень освоения ребёнком дополнительной программы и влияния, непосредственного образовательного, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребёнка.

Отслеживание развития личностных качеств ребёнка проводится с помощью методов  наблюдения и опроса. Основной формой подведения итогов работы вокального кружка  являются концертные  выступления в ДОУ, конкурсы на городском уровне.

2. Содержательный раздел

2.1.Приёмы обучения пению

2.1.1. Показ с пояснениями

Пояснения, сопровождающие показ музыкального руководителя, разъясняют смысл, содержание песни. Если песня исполняется не в первый раз , объяснения могут быть и без показа.

2.1.2. Игровые приёмы

Использование игрушек, образных картин, упражнений делают музыкальные занятия  более продуктивными ,повышают  активность детей , развивают сообразительность, а также закрепляют знания, полученные на предыдущих занятиях.

2.1.3. Вопросы к детям активизируют мышление и речь детей. К их ответам на вопросы педагога  надо подходить дифференцированно, в зависимости от того, с какой целью задан вопрос и в какой возрастной группе.

2.1.4. Оценка качества детского исполнения песни должна зависеть от возраста детей, подготовленности. Направленная оценка  не помогает ребёнку осознать и исправить свои ошибки, недостатки. Надо поощрять детей, вселять в них уверенность , но делать это деликатно.

2.2. Формы и методы по реализации основных задач программы

-Коллективная работа.

-Индивидуальная работа с « гудошниками».

-Беседа.

-Распевание голосом.

-Упражнения, формирующие правильную певческую осанку.

-Дыхательная звуковая гимнастика.

-Артикуляционные упражнения.

-Игра на детских музыкальных инструментах.

-Музыкально-дидактические игры и упражнения.

-Концертные выступления.

-Участие в творческих городских и международных конкурсах.

2.3. Направления работы по совершенствованию голосового аппарата

Вокальное воспитание и развитие хоровых  навыков объединяются в единый педагогический процесс,  являющий собой планомерную работу по совершенствованию голосового аппарата ребёнка, и способствуют формированию и становлению всесторонне и гармонично развитой личности. Процесс музыкального воспитания,   как формирования певческой функции,  в органичном единстве  с формированием ладового и метроритмического чувства включает решение следующих задач:

2.3.1. Певческая установка

Общие правила пения включают в себя понятие «Певческая установка». Петь можно сидя или стоя. При этом корпус должен быть прямым, плечи расправлены и свободны. Голову не следует задирать, а нужно держать несколько наклонённой вперёд, не боясь ею в небольших пределах двигать. На репетициях дети, как правило , могут петь сидя, но наилучшее голосовое звучание происходит при пении стоя.

2.3.2.Дыхание

Воспитание элементарных навыков певческого входа и выхода. В певческой практике широко распространен брюшной тип дыхания. Современная методика воспитания голоса свидетельствует о том, что певцы всех возрастов пользуются смешанным типом, при этом, у одних расширяется живот, у других грудная клетка, у третьих только нижние рёбра. Дыхательный процесс содержит много индивидуальных особенностей, которые не позволят унифицировать внешне - физиологические признаки дыхания. Практикой выработаны 3 основные правила  по формированию певческого дыхания:

- вдох делается быстро, легко и незаметно ( не поднимая плеч),

- после вдоха перед пением следует на короткое время задержать дыхание,

- выдох производится  ровно и постепенно «как – будто нужно дуть на зажжённую свечу». С приёмами дыхания дети знакомятся без пения, по знаку педагога. Певческий вдох формируется  естественно, непринуждённо. С  помощью дыхательных упражнений следует учить детей делать вдох через нос. Этот способ не только физиологически верно организует певческое дыхание, но и способствует  правильному развитию дыхательной функции. Вдох через нос стимулирует использование при голосообразовании головного резонатора, это служит показателем правильной работы гортани, что способствует раскрепощению челюсти. Навык брать дыхание через нос при пении упражнений даёт ребёнку возможность  при исполнении песен пользоваться комбинированным вдохом (через рот и нос). Вдох становится почти незаметным и в то же время полноценным. К тому же привычка делать вдох через нос имеет здоровьесберегающую функцию (общегигиеническое значение, предохранение от заболевания среднего уха, которое вентилируется только при вдохе через нос).

     Работой над экономным и более или менее положительным вдохом достигается протяжённостью дыхания. Для продолжительного вдоха  необходимо научить детей делать достаточно глубокий, но спокойный вдох. Дети должны знать, что при небольшом вдохе дыхание расходуется быстро, а слишком глубокий вдох приводит к неровному и напряжённому выдоху, что вредно  отражается на красоте звука. Для развития навыка  продолжительного выхода следует предложить детям петь на одном дыхании всю фразу, если она не очень длинна.

2.3.3. Артикуляционная работа

Правильное формирование гласных звуков. От правильного формирования гласных звуков зависит умение петь связно красивым, округлённым и ровным звуком.

     При выработке певческого «а» опускается нижняя челюсть, полость рта раскрывается широко, глотка становится узкой. Используются упражнения для раскрепощения голосового аппарата, освобождая его от сжатости напряжения. Звук « а» требует округлённости звучания. Гласный « о» близок к «а», но более затемнён по тембру. Глоточная полость округлой формы и несколько более расширена, чем при пении на «а».

  Гласный звук  «и» обладает собранностью и остротой звучания, что способствует  нахождению  так называемой «высокой позиции», а так же наименьшей природной громкостью из-за узости формы рта при пении. Педагог использует в работе над «и» приёмы для устранения тусклости и глухости звучания голоса. При обучении детей вокальным навыкам  начинать работу  с гласной «у», при исполнении которого ротовое отверстие сужается и расширяется глотка. Этот гласный способствует выравниванию звучания других гласных. Звук «у» даёт возможность детям легче и быстрее перейти от речевой к певческой форме подачи звука. В работе над гласными следует:

-добиваться округлости звука,

-использовать пение закрытым ртом, при котором  поднимается мягкое нёбо и во рту создаётся ощущение присутствия небольшого яблока,

-для достижения остроты  и звонкости звучания применять использование йотированных гласных и слогов с наличием полугласного «й», который ставится гласной (ай, ой, ий).

-тщательно следить не только за формой, но и за активностью артикуляционного аппарата.

Важная задача - научить детей связному и отчётливому исполнению гласных в сочетании с согласными, т.е. певческой кантилене   и дикции. Чёткость произношения согласных зависит  от активной работы мышц языка, губ и мягкого нёба.  Чёткое формирование согласных « д, л, п, р, т, ц» невозможно без  активных движений кончика языка, отталкивающего от верхних зубов или мягкого нёба и маленького язычка. Согласные оказывают большое влияние на характер атаки звука (мягкий и твёрдый). Для размягчения звука применяются слоги с согласным «л», а при звуковой вялости- слоги с согласным «д».

2.3.4.Выработка подвижности голоса

Это качество приобретается на основе ранее усвоенных навыков связного пения и чёткой дикции. Подвижность или гибкость голоса - искусство исполнения произведения с необходимыми отклонениями от основного темпа (ускорением и замедлением), усилением или ослаблением звучности. В работе над подвижностью соблюдается постепенность: прежде чем петь упражнения и песни в быстром темпе, надо научить детей исполнять их в умеренном темпе и с умеренной силой звучания.

2.3.5.Расширение певческого диапазона детей

Этому виду работы хорошо способствует технические упражнения, начиная  с  примарных звуков  среднего регистра, требующих минимума затраты мышечной энергии голосового аппарата. Для определения ширины диапазона следует выявить примарные звуки, которые дети поют правильно в интонационном отношении и с помощью упражнений расширять эту зону, исполняя упражнения полутон за полутоном вверх. Следует следить за звучанием детского голоса – если дети поют форсированным, крикливым звуком, значит эта зона не доступна для овладения ею ребёнком, следует избегать такого пения.

2.3.6. Развитие чувства метроритма

Такая работа осуществляется с помощью специальных технических упражнений или приёмов по преодолению ритмических трудностей в песенном репертуаре. Каждое произведение должно быть исследовано  педагогом, но предмет выявления трудностей. Соответственно преодолению таких трудностей подбираются специальные конкретные упражнения.

2.3.7.Выразительность и эмоциональность исполнения

Любое исполнение песни - эмоциональное переживание. Следует дать детям прочувствовать   переживание. Следует дать детям прочувствовать содержание, определить характер исполнения, распределить кульминационные зоны. Художественный образ , заложенный в песне, ставит перед детьми сложные исполнительские задачи, решаемые с помощью педагога.

2.3.8.Работа над чистотой интонирования

В целях правильного в интонационном отношении песенного материала, следует заранее подобрать , в процессе разучивания ,  удобную тональность. Хорошей помощью является пение без сопровождения. Применяется упрощённый аккомпанемент с обязательным проигрыванием  основной мелодической темы. Для создания условий наилучшего интонирования мелодии стимулируется тихое пение. Работа над трудно вокализуемыми местами решается с помощью специальных тренировочных упражнений. Использовать пропевание мелодии в форме легато и стаккато.

2.3.9. Формирование чувства ансамбля

В хоровом исполнении учить детей прислушиваться друг к другу, соотносит громкость пения с исполнением  товарищей, приучать к слаженному артикулированию. Чувство ансамбля  воспитывается путём одновременного начала и окончания песни. Исполняя произведение в хоре, дети должны научиться выравнивать свои голосовые тембры, уподоблять свой голос общему звучанию.

2.3.10.Формирование сценической культуры

Подбирать репертуар для детей согласно их певческим возможностям. Необходимо учить детей пользоваться звукоусиленной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу, вводится комплекс движений по ритмике.

Т.О. Развитие  вокально-хоровых навыков сочетает вокально - техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.

2.4. Учебный план

№ п/п

Возраст группы

Количество учебных занятий

Продолжительность занятия

В неделю

В месяц

В год

11

Группа детей старшего дошкольного возраста от 6 до 7 лет

1

4

36

30 минут

Содержание

Количество занятий

1

Восприятие музыки

7

2

Артикуляция, выразительная дикция

7

3

Освоение техники распределения дыхания

6

4

Расширение певческого диапазона, чистота интонирования

8

5

Эмоционально-выразительное исполнение

8

Итого: 36

2.5. Взаимодействие с родителями

Анкетирование с целью выявления уровня осведомления родителей о вокальной  студии «Лучики»

Сентябрь

Музыкальный руководитель, воспитатели.

Родительское собрание по ознакомлению родителей с работой вокальной студии, её целью и задачами.

Октябрь

Музыкальный руководитель и воспитатели

Распространение информационных материалов ( папка- передвижка, памятки, буклеты)

В течение года

Музыкальный руководитель и воспитатели.

Консультации

В течение года

Музыкальный руководитель

Оказание информационной поддержки родителям об  успехах детей на сайте ДОУ.

В течение года

Музыкальный руководитель

Семинар - практикум «Охрана детского голоса»

Январь

Музыкальный руководитель

Участие в совместных мероприятиях с детьми

В течение года

Музыкальный руководитель и воспитатели

Создание песенников и иллюстраций к ним вместе с детьми

Март

Музыкальный руководитель, родители, воспитатели

Привлечение родителей к изготовлению костюмов к праздникам и конкурсам

В течение года

Музыкальный руководитель и воспитатели

Отчётный концерт вокального кружка для родителей

Май

Музыкальный руководитель, воспитатели

3.Организационный раздел.

3.1.Материально – техническое и  методическое  обеспечение.

Технические средства:

 музыкальный центр, ноутбук,  мультимедийное  оборудование , детские музыкальные инструменты, самодельные шумовые инструменты, СД- диски, ДВД- диски.

Наглядные пособия:

 плакаты, схемы, иллюстрации, игрушки, дидактические игры, презентации.

 Литература:

- « Учите детей петь» Песни и упражнения для развития голоса у детей. Орлова Г.М., Бекина С.И.,/ издательство « Просвещение» 1988 .

- « Музыкальный букварь» Ветлугина Н.Л./.М.МУЗЫКА.1981 .

- « Гармошечка  - говорушечка». Песни для детей детских садов. Мерзлякова С.И./М.Музыка 1981.

- « Развитие музыкальных способностей», Михайлова М.А./ Академия развития,1997.

- Журналы: «Музыкальная палитра», «Музыкальный руководитель».

- Песенный репертуар местных композиторов и поэтов.

                                                 



Предварительный просмотр:

           Календарно-тематическое планирование работы

              с  детьми в   вокальной  студии« Лучики».

                                                       Музыкальный руководитель: Фалеева Н.Г.

                                                   2019 год.

Месяц: сентябрь

репертуар

Диагностика певческих способностей.

Анкетирование родителей.

Месяц: октябрь

Тема: Работа над песней «Осенние дорожки»

репертуар

1-я неделя

Артикуляционная гимнастика.

-Устранять напряжение ,скованность шеи, языка, губ.

« Мой язычок» Зарядка.

Распевка.

-Развивать выразительную дикцию,

-Закреплять умение импровизировать мелодии к отдельным музыкальным фразам.

« Сорока- сорока»

Р.н.п.

Развивающие игры с голосом.

-Учить чувствовавть свой голос и играть  с ним.

« Имена»

Речевые ритмо- интонационные игры.

-Развивать чувство ритма

« Как тебя зовут?»

Усвоение певческих навыков.

-Чисто интонировать мелодию.

-Учить петь по фразам, , цепочкой, про себя, вслух.

-Развивать выразительную дикцию.

« Осенние дорожки».

2-я неделя

Артикуляционная гимнастика.

-Разогреть мышцы дыхательного аппарата

« Мой язычок»

Распевка.

-Усвоение разных интонационных оборотов, мелодия вверх- вниз,

-Развивать выразительную дикцию.

-Исполнять песню на слог « ля»

« Лиса по лесу ходила» р.н. мелодия

Развивающие игры с голосом.

-Учить чувствовать свой голос и играть с ним.

« Кошка»

Речевые ритмо- интонационные игры.

-Развивать чувство ритма.

« Имена»

Усвоение певческих навыков.

-Познакомить с песней. Про певание мелодии на « ЛЯ»

-Чисто интонировать мелодию.

« Осенние дорожки»

 

Песенное творчество.

-Учить импровизировать отдельные фразы.

« Что ты хочешь кошечка?»

3-я неделя

Артикуляционная гимнастика.

Устранять напряжение и скованность шеи, губ,языка.

-Разогреть мышцы дыхательного аппарата.

Упражнение « Больной зуб»

Распевка.

-Продолжать развивать выразительную дикцию.

-Закреплять умение импровизировать мелодию и отдельные музыкальные фразы.

-Исполнять песню на « ля, лё, ли»

« Лиса по лесу ходила»

Р.н.п.

«Лесенка»

Развивающие игры с голосом.

-Учить чувствовать свой голос и играть с ним.

« Кошка» Г. Сапгир

Речевые ритмо-интонационные игры.

-Развивать чувство ритма.

« Имена»

Усвоение певческих навыков.

Разучивание первого куплета песни.

« Осенние дорожки»

Песенное творчество.

-Учить импровизировать отдельные фразы.

« Далеко…»

4-я неделя

Артикуляционная гимнастика.

Устранять напряжение и скованность шеи, губ,языка.

-Разогреть мышцы дыхательного аппарата

« Хобот слонёнка» вытягивание  губ трубочкой

Распевка.

Точное интонирование мелодии песни.

-Продолжать развивать выразительную дикцию,

-Исполнять песню на слоги « МА-МУ-МИ»

«Андрей – воробей»

Развивающие игры с голосом.

-Развитие чувства ритма.

Музыкальная игра « Теремок»

Усвоение певческих навыков.

-Петь все 3  куплета песни.

-Развивать стремление самостоятельно исполнить песню.

« Осенние дорожки»

Песенное творчество.

-Учить импровизировать.

« Самолёт»

Месяц: ноябрь

Тема « Работа над песней « Песенка о маме»

репертуар

1-я неделя

Артикуляционная гимнастика.

Устранять напряжение и скованность шеи, губ,языка.

-Разогреть мышцы дыхательного аппарата

Упражнение « Больной зуб»

Распевка.

-Точно интонировать мелодию

-Исполнять песню на слоги « Ма-му-ми»

« Жучка и кот»

Ч.н.м.

Развивающие игры с голосом.

-Расширять диапазон речевого и певческого аппарата.

« Лягушонок» И. Токмаковой.

Речевые ритмо-интонационные игры.

Развивать чувство темпа.

« Слушай хлопки»

Усвоение певческих навыков.

-Работа над дикцией, характером исполнения.

Развивать стремление самостоятельно исполнять песню.

« Осенние дорожки»

Песенное творчество.

-Учить импровизировать

« Самолёт» Бырченко

2-я неделя

Артикуляционная гимнастика.

-Формировать и развивать подвижность голосового аппарата,

-Снятие напряжения артикуляционных мышц языка, губ, нёба, щёк.

« Путешествие язычка» зарядка, «упражнение « Собачке жарко»

Распевка.

-Упражнять в чистом интонировании постепенных и скачкообразных  движений мелодии.

« 3 синички»

Развивающие игры с голосом.

Развивать интонационный и фонематический слух,

-пропеть песенку, когда заболел и когда выздоровел петушок « ку-ка-ре-ку»

 «Петушок»

Речевые ритмо-интонационные игры.

-Развивать чувство тембра.

« Кто подошёл к теремку»

Усвоение певческих навыков.

Знакомство с песней, разучивание мелодии пение по фразам. Закрепление пройденного материала, пение по желанию.

« Песенка о маме», « Осенние дорожки», «

Песенное творчество.

-Развивать творческую инициативу в самостоятельной деятельности детей.

« Снежок» Бойко.

3-я неделя

Артикуляционная гимнастика.

-Формировать и развивать подвижность голосового аппарата,

-Снятие напряжения артикуляционных мышц языка, губ, нёба, щёк.

Распевка.                                                              

-Разучивание мелодии, работа над ритмом.

-Учит петь выразительно в разном темпе.

-Пение с закрытым ртом.

« Путешествие язычка» зарядка.

Развивающие игры с голосом.

Развивать интонационный и фонематический слух,

« Медвежата»

Усвоение певческих навыков.

Работа над художественным исполнением песенного материала.

« Песенка о маме»

Речевые ритмо- интонационные игры.

-Формировать естественное звучание голоса.

« Кто подошёл к теремку»

Песенное творчество.

Самостоятельная импровизация мелодии.

4-я неделя

Артикуляционная гимнастика.

-Формировать и развивать подвижность голосового аппарата,

-Снятие напряжения артикуляционных мышц языка, губ, нёба, щёк.

                                                             

« Путешествие язычка» зарядка

Распевка.

-Продолжать  развивать дикцию ,

-Удерживать в музыкальной фразе интонацию на 1 звуке.

« 3 синички»

Развивающие игры с голосом.

Развивать интонационный и фонематический слух,

-пропеть песенку, когда заболел и когда выздоровел петушок « ку-ка-ре-ку»

« Петушок»

Речевые ритмо- интонационные игры.

-Формировать естественное звучание голоса.

Усвоение певческих навыков.

Продолжать работать над песенным исполнением.

« Песенка о маме»

Песенное творчество.

Самостоятельная импровизация мелодии

« Кто подошёл к теремку»

Месяц: Декабрь.

Тема «Работа над песней « Новогодняя песенка» из кинофильма « Джентельмены удачи»

Репертуар

1-я неделя

Артикуляционная гимнастика.

-Формировать и развивать подвижность голосового аппарата.

-Снятие напряжения мышц языка, губ, нёба, шеи.

Упражнение « Улыбка»

Распевка.

-Закреплять умение импровизировать мелодии к отдельным музыкальным фразам.

Скок-поскок».

Развивающие игры с голосом.

-Учить управлять своим голосом с помощью дыхания и артикуляции.

« Медвежата» О. Громовой.

Речевые ритмо- интонационные игры.

-Формировать интонации радости и удивления.

« Дятел»

Усвоение певческих навыков.

Разучивание.

« Новогодняя песенка»

Песенное творчество.

« Снежок»

2-я неделя

Артикуляционная гимнастика.

-Формировать и развивать подвижность голосового аппарата.

-Снятие напряжения мышц языка, губ, нёба, шеи.

« Гармошка»

З.Репина

Распевка.

-Продолжать развивать выразительную дикцию.

-Закреплять умение импровизировать мелодию и отдельные музыкальные фразы.

-Упражнять в точной передаче ритмического рисунка.

« Чики- чики- чикалочки»

Развивающие игры с голосом.

Учить управлять своим голосом с помощью дыхания и артикуляции.

« Медвежата» О.Громовой

Речевые ритмо- интонационные игры.

-Продолжать формировать интонации радости и удивления.

« Дятел»

Усвоение певческих навыков.

-Продолжать развивать выразительную дикцию.

-Отличать на слух правильное и неправильное пение.

-Закреплять умение чисто интонировать мелодию.

« Новогодняя песенка»

Песенное творчество.

« Снежок»

3-я неделя

Артикуляционная гимнастика.

-Формировать и развивать подвижность голосового аппарата.

-Снятие напряжения мышц языка, губ, нёба, шеи.

« Гармошка» З.Репина

Развивающие игры с голосом.

- Учить управлять своим голосом с помощью дыхания и артикуляции

«медвежата» О.Громовой

Распевка.

-Продолжать развтвать выразительную дикцию.

-Закреплять умение импровизировать мелодии к отдельным музыкальным фразам.

« Бубенчики» Тиличеевой

Речевые ритмо–интонационные игры.

-Продолжать формировать интонацию печали.

« Радуга-дуга»

Усвоение певческих навыков.

-Продолжать развивать выразительную дикцию.

-Отличать на слух правильное и неправильное пение.

-Закреплять умение чисто интонировать мелодию.

« Новогодняя песенка».Пение по желанию детей.

4-я неделя

Артикуляционная гимнастика.

-Формировать и развивать подвижность голосового аппарата.

-Снятие напряжения мышц языка, губ, нёба, шеи.

« Гармошка» З.Репина

Распевка.

-Продолжать развтвать выразительную дикцию.

-Закреплять умение импровизировать мелодии к отдельным музыкальным фразам.

-Отчётливо произносить гласные в словах, согласованных  в конце слов.

« Бубенчики» Тиличеевой.

Развивающие игры с голосом.

- Учить управлять своим голосом с помощью дыхания и артикуляции

« Огуречик»

Речевые ритмо–интонационные игры.

-Продолжать формировать интонацию печали.

 « Радуга-дуга»

Усвоение певческих навыков.

-Продолжать развивать выразительную дикцию.

-Упражнять в точной передаче ритмического рисунка.

-Учить петь выразительно, передавая шуточный характер песни.

« Новогодняя песенка», « Песенка о маме».

Месяц: Январь

Тема «Зимняя сказка» Шаинский, « Песенка ребят»

Репертуар

1-я неделя

Зимние каникулы

2-я неделя

Артикуляционная гимнастика.

-Формировать и развивать подвижность голосового аппарата.

-Снятие напряжения мышц языка, губ, нёба, шеи.

« Весёлый пятачёк» Зарядка

Распевка.

-Продолжать развивать выразительную дикцию.

-Закреплять умение импровизировать мелодии к отдельным музыкальным фразам.

-Отчётливо произносить гласные в словах, согласованных  в конце слов.

« Бубенчики» Тиличеевой

Развивающие игры с голосом.

- Учить управлять своим голосом с помощью дыхания и артикуляции

« Воет вьюга, поёт песню».В.Емельянов

Речевые ритмо- интонационные игры.

Формирование интонации настроения.

« Медвежата» О.Громовой.

Усвоение певческих навыков.

-Продолжать развивать выразительную дикцию.

-Развивать эмоциональную отзывчивость на песни игрового характера.

-Закреплять умение чисто интонировать мелодию песни.

« Зимняя сказка»

Песни из мультфильмов.

3-я неделя

Артикуляционная гимнастика.

-Формировать и развивать подвижность голосового аппарата.

-Снятие напряжения мышц языка, губ, нёба, шеи.

« Весёлый пятачёк» Зарядка

Разминка.

-Продолжать развивать выразительную дикцию.

-Закреплять умение импровизировать мелодии к отдельным музыкальным фразам

-Учить петь лёгким нефорсированным звуком.

 «Лесенка»

Развивающие игры с голосом.

-Учит формировать непринуждённость звукообразования.

« Воет вьюга, поёт песню».В.Емельянов.

Речевые ритмо- интонационные игры.

Формирование интонации настроения

« Те, кого охватывает страх».

Усвоение певческих навыков.

-Продолжать развивать выразительную дикцию.

-Упражнять в точной передаче ритмического рисунка.

 «Зимняя сказка».

« Песенка ребят»

4-я неделя

Артикуляционная гимнастика.

-Формировать и развивать подвижность голосового аппарата.

-Снятие напряжения мышц языка, губ, нёба, шеи.

Упражнение « Птичий двор»

Распевка.

-Продолжать развивать выразительную дикцию.

« Ты где?», «Чудо- лесенка»

Развивающие  игры с голосом.

-Учить формировать непринуждённость звукообразования.

« Что ревёшь самолёт?» Н.Орлова

Речевые ритмо- интонационные игры.

-Формирование интонации настроения.

 «Те, кого охватывает страх».

Усвоение певческих навыков.

-Продолжать развивать выразительную дикцию.

-Продолжать развивать выразительную дикцию.

-Закреплять умение чисто интонировать мелодии песен.

« Зимняя песенка», « Песенка ребят»

Месяц: Февраль.

Тема «Почётней дела нет!», « Мамин праздник»

Репертуар

1-я неделя

Артикуляционная гимнастика.

Формировать и развивать  подвижность голосового аппарата.

-Снятие напряжения мышц языка, губ, нёба, шеи.

« Барабанщики» З.Репина

Распевка.

-Продолжать развивать выразительную дикцию.

-Закреплять умение импровизировать мелодии к отдельным музыкальным фразам

-Развивать ладотональный слух, активизировать внутренний слух.

« Кукушка» Н.Соколова

Развивающие  игры с голосом.

-Формировать лёгкость , полётность речевого голоса.

« Что такое, что случилось?»

Речевые ритмо- интонационные игры.

-Продолжать формировать интонации настроения

« Мы на горку поднялись» Н.Сухова.

Усвоение певческих навыков.

-Продолжать развивать выразительную дикцию.

-Познакомить с новыми песнями.

« Почётней дела нет», « Мамин праздник»

2-я неделя

Артикуляционная гимнастика.

Формировать и развивать  подвижность голосового аппарата.

-Снятие напряжения мышц языка, губ, нёба, шеи.

Распевка.

-Продолжать развивать выразительную дикцию.

-Закреплять умение импровизировать мелодии к отдельным музыкальным фразам

-Развивать ладотональный слух, активизировать внутренний слух.

« Барабанщики» З.Репина

« Кукушка», Н.Соколова .

Развивающие  игры с голосом.

-Формировать лёгкость , полётность речевого голоса.

« Что такое , что случилось?»

Речевые ритмо- интонационные игры.

-Продолжать формировать интонации настроения

« Мы на горку поднялись»

Усвоение певческих навыков.

-Продолжать развивать выразительную дикцию.

-Учить слова 1 и 2 куплетов. Работа над ритмом.

« Почётней дела нет», « Мамин праздник»

3-я неделя

Артикуляционная гимнастика.

Формировать и развивать  подвижность голосового аппарата.

-Снятие напряжения мышц языка, губ, нёба, шеи.

« Барабанщики» З.Репина

Распевка.

-Продолжать развивать выразительную дикцию.

-Закреплять умение импровизировать мелодии к отдельным музыкальным фразам

-Развивать ладотональный слух, активизировать внутренний слух.

« Кукушка» Н.Соколова

Развивающие  игры с голосом.

-Формировать лёгкость , полётность речевого голоса.

« Что такое, что случилось?»

Речевые ритмо- интонационные игры.

Формировать интонации настроения.

« Мы на горку поднялись»

Усвоение певческих навыков.

-Доучить слова песен .Работать над дикцией и чистым интонированием мелодии.

«Почётней дела нет», « Мамин праздник»

4-я

Артикуляционная гимнастика.

Формировать и развивать  подвижность голосового аппарата.

-Снятие напряжения мышц языка, губ, нёба, шеи.

« Мой язычок» зарядка, упражнение «Колокольчик»

Распевка.

-Продолжать развивать выразительную дикцию.

-Закреплять умение импровизировать мелодии к отдельным музыкальным фразам

-Развивать ладотональный слух, активизировать внутренний слух.

« Кукушка» Н.Соколова

Развивающие  игры с голосом.

-Формировать лёгкость , полётность речевого голоса.

« Как тебя зовут?»

Речевые ритмо- интонационные игры.

-формировать интонации настроения.

« Мы на горку поднялись»

Усвоение певческих навыков.

Продолжать развивать выразительную дикцию, творческую инициативу в самостоятельном исполнении.

« Почётней дела нет», « Мамин праздник»

Месяц: Март.

Тема «Ты беги моя лошадка», « Мама», «Цветные горошины»

Репертуар

1-я неделя

Артикуляционная гимнастика.

Формировать и развивать  подвижность голосового аппарата.

-Снятие напряжения мышц языка, губ, нёба, шеи.

Упражнение « Колокольчик»

Распевка.

-Продолжать развивать выразительную дикцию.

-Закреплять умение импровизировать мелодии к отдельным музыкальным фразам

-Развивать ладотональный слух, активизировать внутренний слух

-Содействовать развитию музыкальной памяти.

« Здравствуйте» акапелла,

« Два кота» п.н.п.

Развивающие  игры с голосом.

-Формировать лёгкость , полётность речевого голоса.

« Что ревёшь, самолёт?»

Речевые ритмо- интонационные игры.

-Формировать интонации настроения.

« Мы на горку поднялись»

-Продолжать развивать выразительную Усвоение певческих навыков.

дикцию.

-Познакомить с новыми песнями.

« Ты беги, моя лошадка», «Мама»

2-я неделя

Артикуляционная гимнастика.

Формировать и развивать  подвижность голосового аппарата.

-Снятие напряжения мышц языка, губ, нёба, шеи.

Упражнение « Колокольчик»

Распевка.

-Продолжать развивать выразительную дикцию.

-Закреплять умение импровизировать мелодии к отдельным музыкальным фразам

-Развивать ладотональный слух, активизировать внутренний слух

-Содействовать развитию музыкальной памяти.

« Два кота» п.н.п.

Развивающие  игры с голосом.

-Формировать лёгкость , полётность речевого голоса.

« Что ревёшь самолёт?»

Речевые ритмо- интонационные игры.

-Формировать интонации настроения.

« Мы на горку поднялись»

Усвоение певческих навыков.

-Учить тексты песен .

-Работа над дикцией , дыханием.

-Познакомить с песней.

« Ты беги, моя лошадка», «Мама»,

« Горошины цветные»

3-я неделя

Артикуляционная гимнастика.

Формировать и развивать  подвижность голосового аппарата.

-Снятие напряжения мышц языка, губ, нёба, шеи.

Упражнение « Колокольчик»

Распевка.

-Продолжать развивать выразительную дикцию.

-Закреплять умение импровизировать мелодии к отдельным музыкальным фразам

-Развивать ладотональный слух, активизировать внутренний слух

« Здравствуйте!» а- капелла,

«Два кота» п.н.п.

Развивающие  игры с голосом.

-Формировать лёгкость , полётность речевого голоса.

« Что ревёшь, самолёт?»Н.Орлова

Речевые ритмо- интонационные игры.

-Формировать интонации настроения.

« Мы на горку поднялись»

Усвоение певческих навыков.

-Доучить тексты песен.

-Работать над дикцией, дыханием, динамикой песен.

- Содействовать развитию музыкальной памяти.

« Горошины цветные».

« Ты беги, моя лошадка», «Мама»,

4-я неделя

Артикуляционная гимнастика.

Формировать и развивать  подвижность голосового аппарата.

-Снятие напряжения мышц языка, губ, нёба, шеи.

« Музыкальная лесенка»

Распевка.

-Продолжать развивать выразительную дикцию.

-Закреплять умение импровизировать мелодии к отдельным музыкальным фразам

-Развивать ладотональный слух, активизировать внутренний слух

-Содействовать развитию музыкальной памяти.

« Два кота» п.н.п.

Развивающие  игры с голосом.

-Формировать лёгкость , полётность речевого голоса.

« Что ревёшь, самолёт?»

Речевые ритмо- интонационные игры.

-Продолжать формировать интонации настроения.

« Мы на горку поднялись»

Усвоение певческих навыков.

-Пение песен самостоятельно, группой, подгруппой, индивидуально.

-Петь , соблюдая динамику, темп, ритм.

« Горошины цветные», « Ты беги, моя, лошадка», « Мама».

Месяц: Апрель.

Тема  «Песня о Кусе» автор А.Ершов

Репертуар:

1-я неделя

Артикуляционная гимнастика.

Формировать и развивать  подвижность голосового аппарата.

-Снятие напряжения мышц языка, губ, нёба, шеи.

« Музыканты- комары» О.Громовой

Распевка.

-Продолжать развивать выразительную дикцию.

-Закреплять умение импровизировать мелодии к отдельным музыкальным фразам

-Развивать ладотональный слух, активизировать внутренний слух

-Содействовать развитию музыкальной памяти.

« Два кота» п.н.п.

Развивающие  игры с голосом.

-Формировать лёгкость , полётность речевого голоса.

« Что ревёшь, самолёт? «

Речевые ритмо- интонационные игры.

- Формировать интонации настроения.

« Мы на горку поднялись»

Усвоение певческих навыков.

-Знакомство с песней. Выучить слова 1 и 2 куплетов.

-Пропевание мелодии на « Ля»

« Песня о Кусе» А.Ершов

2-я неделя

Артикуляционная гимнастика.

Формировать и развивать  подвижность голосового аппарата.

-Снятие напряжения мышц языка, губ, нёба, шеи.

« Мотоцикл» упражнение

Распевка.

-Продолжать развивать выразительную дикцию.

-Закреплять умение импровизировать мелодии к отдельным музыкальным фразам

-Развивать ладотональный слух, активизировать внутренний слух

-Содействовать развитию музыкальной памяти.

« Ты где?» а- капелла,

« Чудо- лесенка»

Развивающие  игры с голосом.

-Формировать лёгкость , полётность речевого голоса.

« Что ревёшь, самолёт?»

Речевые ритмо- интонационные игры.

- Формировать интонации настроения.

« Мы на горку поднялись»

Усвоение певческих навыков.

-Продолжать работать над текстом песни.

-Пение по фразам.

-Выразительное исполнение 1 и 2 куплета.

« Песня о Кусе» Ершова.

3-я неделя

Артикуляционная гимнастика.

Формировать и развивать  подвижность голосового аппарата.

-Снятие напряжения мышц языка, губ, нёба, шеи.

Упражнение « Мотоцикл»

Распевка.

-Продолжать развивать выразительную дикцию.

-Закреплять умение импровизировать мелодии к отдельным музыкальным фразам

-Развивать ладотональный слух, активизировать внутренний слух

-Содействовать развитию музыкальной памяти.

« Часы»

Развивающие  игры с голосом.

-Формировать лёгкость , полётность речевого голоса.

« Что ревёшь, самолёт?»

Речевые ритмо- интонационные игры.

-Формировать интонации  настроения.

« Мы на горку поднялись»

Усвоение певческих навыков.

-Работать над динамикой, темпом, ритмом песни, над дикцией.

« Песня о Кусе» Ершова.

4-я неделя

Артикуляционная гимнастика.

Формировать и развивать  подвижность голосового аппарата.

-Снятие напряжения мышц языка, губ, нёба, шеи.

Упражнение « Мотоцикл»

Распевка.

-Продолжать развивать выразительную дикцию.

-Закреплять умение импровизировать мелодии к отдельным музыкальным фразам

-Развивать ладотональный слух, активизировать внутренний слух

-Содействовать развитию музыкальной

« Часы»

Развивающие  игры с голосом.

-Формировать лёгкость , полётность речевого голоса.

« Что такое, что случилось?»

Речевые ритмо- интонационные игры.

-Формировать интонации  настроения

« Мы на горку поднялись»

Усвоение певческих навыков.

-Пение песни по желанию детей.

-Закрепление пройденного материала.

« Песня о Кусе».

Месяц: Май.

Тема : Песня « Наш любимый детский сад»

Репертуар:

1-я неделя

Артикуляционная гимнастика.

Формировать и развивать  подвижность голосового аппарата.

-Снятие напряжения мышц языка, губ, нёба, шеи.

Распевка.

-Продолжать развивать выразительную        дикцию.

-Закреплять умение импровизировать мелодии к отдельным музыкальным фразам

-Развивать ладотональный слух, активизировать внутренний слух

-Содействовать развитию музыкальной памяти.

Упражнение « Мотоцикл»

« Качели»

Развивающие  игры с голосом.

-Формировать лёгкость , полётность речевого голоса.

« Что такое, что случилось?»

Речевые ритмо- интонационные игры.

-Формировать интонации настроения.

« Мы на горку поднялись»

Усвоение певческих навыков.

-Познакомить с песней.

-Выучить слова 1 и 2 куплетов.

-Пропевать на  « ЛЯ»

« Наш любимый детский сад"

2-я неделя

Артикуляционная гимнастика.

Формировать и развивать  подвижность голосового аппарата.

-Снятие напряжения мышц языка, губ, нёба, шеи.

Упражнение « Колокольчик»

Распевка.

-Продолжать развивать выразительную        дикцию.

-Закреплять умение импровизировать мелодии к отдельным музыкальным фразам

-Развивать ладотональный слух, активизировать внутренний слух

-Содействовать развитию музыкальной памяти.

« Качели»,

« Часики»

Развивающие  игры с голосом.

-Формировать лёгкость , полётность речевого голоса.

« Что такое, что случилось?»

Речевые ритмо- интонационные игры.

- Формировать интонации настроения.

« Мы на горку поднялись»

Усвоение певческих навыков.

-Продолжать учить слова песни.-

-Работать над дикцией, дыханием, темпом, ритмом.

« Наш любимый детский сад»

3-я неделя

Артикуляционная гимнастика.

Формировать и развивать  подвижность голосового аппарата.

-Снятие напряжения мышц языка, губ, нёба, шеи.

Упражнение « Колокольчик»

Распевка.

-Продолжать развивать выразительную        дикцию.

-Закреплять умение импровизировать мелодии к отдельным музыкальным фразам

-Развивать ладотональный слух, активизировать внутренний слух

-Содействовать развитию музыкальной памяти.

« Качели»

Развивающие  игры с голосом.

-Формировать лёгкость , полётность речевого голоса.

« Что такое, что случилось?»

Речевые ритмо – интонационные игры-

-Формировать интонации настроения.

« Мы на горку поднялись»

Усвоение певческих навыков.

Закрепление пройденного материала. Пение песен по желанию. Подготовка к отчётному концерту.

« Наш любимый детский сад»

4-я неделя

Диагностика певческих способностей.

Отчётный концерт.