4.2.Работа с детьми из социально неблагополучных семей, детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации, детьми из семей мигрантов, детьми с девиантным поведением

Гизатулина Начия Аминовна

Наш классный класс     https://ok.ru/stranitsa3

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon my_takie_raznyeya1.ppt2.98 МБ
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_ya_sredi_lyudey_-_1-4_kl.doc307.5 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Департамент образования Администрации мо г. Салехард

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №3»

«Рассмотрено»

протокол № 1 от 28.08.2017 г.

заседания НМС  

«Согласовано»

29.08.2017 г.

«Утверждено»

приказ № 303-о от 29 августа 2017 г.

Председатель НМС

Зам.директора по УВР

Директор школы

Алдакаева Н.Г.

______________Костюкевич Е.Ф.

Ямполец Н.И.

_______________

_______________

Рабочая программа  кружка

«Я среди людей»

Учитель: Гизатулина Начия Аминовна

Ступень: 1

Класс: _1 – 4

Срок реализации: 4 года.

Разработана на основе: целевой  нравственной программы  «Я среди людей»  

Салехард

2017

Пояснительная записка

        Кружок  предназначен для обучающихся  школы 1 ступени.

 Актуальность  

Одним из самых важных и актуальных направлений деятельности педагогов и классных руководителей на современном этапе является нравственное воспитание школьника. «Развитие добродетелей нужно начинать с самых юных лет, прежде чем порок овладеет душою» - писал Я.А. Коменский.

Ни для кого не секрет, что воспитание культурного человека - это воспитание человека не только и не столько успешно обучающегося и образованного, сколько воспитание человека нравственного, способного сохранить и развить в себе нравственные ценности семьи, общества и человечества и использовать их в повседневной жизни, проявляя это в своём поведении, общении и гражданской позиции.

В настоящее время это достаточно непросто. Хаотичные явления в обществе, государстве, школе, понимание личной свободы как вседозволенности приводит к тому, что нравственные ценности личности теряют своё значение и привлекательность. А ведь именно воспитание нравственности - основа любой воспитательной системы школы. Это, прежде всего, связано с миром взрослых, который сегодня диктует свои правила, порой достаточно жесткие и циничные, и в котором достаточно непросто быть и остаться человеком. О трудностях жизни во взрослом мире надо с детьми говорить откровенно, но параллельно необходимо демонстрировать им светлую сторону, показывать и убеждать, что в жизни есть и тепло, и радость, и любовь, и человечность.

«Добрые дела красят человека» - гласит народная мудрость. Добрые дела - это ежедневная помощь нуждающимся, общественно полезная и социально значимая деятельность детей. Как побудить их не разрушать, а созидать? Как воспитать в учениках добро и сострадание, чувство долга в оказании помощи нуждающимся, побудить к свершению добрых, полезных дел и поступков? Как научить своё сердце добру? Как помочь ребенку состояться умственно и нравственно?

Воспитывать нравственные качества ребенка не просто. На этом пути у взрослого могут случаться неудачи и ошибки, но самое главное состоит в том, что работа по формированию нравственности была правдивой и искренней, в ней не может быть фальшивых слов  и действий. Только  построив отношения  с учащимися на основе искренности и доверия, уважения их достоинства, можно добиться таких результатов, которые позволят молодому поколению уверенно войти в мир взрослых, состояться в нём, стать гражданином своей страны не на словах, а на деле.

        Вид кружка  

Кружок  реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности обучающихся 1-4 классов.

        Объем программы 

Программа кружка "Я среди людей" разработана с учётом особенностей обучающихся первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Программа является компонентом внеурочной деятельности, рассчитана в 1классе на 33 часа и 34 часа во 2-4 классах, 1 час занятий в неделю. Общее количество часов -135 часов. Срок реализации четыре года.

Цели  кружка «Я среди людей» состоит в том, чтобы воспитать нравственного человека, способного к принятию нравственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях.

Для достижения данных целей на кружковых  занятиях реализуется ряд задач:

Практическая:

  • создавать условия для проявления учащимися нравственных знаний, умений и совершения нравственно оправданных поступков;
  • способствовать приобретению положительного нравственного опыта и преодолению в себе желания к совершению безнравственных поступков;
  • создавать условия для нравственного самовоспитания учащихся.
  • развивать у учащихся потребность в совершении нравственных поступков;
  • создавать ситуации практического применения нравственных знаний в реальной жизни;

Учебно-познавательная:

  • знакомить    учащихся с историей развития мировоззренческих взглядов;
  • изучить  с учащимися нравственные традиции их семей и поколений.

Методические принципы построения заданий факультатива

В основе программы лежат принципы:

  • научности (все предлагаемые средства и методы должны  соответствовать требованиям науки);
  • реалистичности;
  • ступенчатости    (содержание    программы    распределяется    по     ступеням образования);
  • психолого-педагогической целесообразности (содержание и формы работы  должны соответствовать возрастным особенностям детей);
  • практической направленности.

Формы контроля  за уровнем достижений обучающихся

  • наблюдение, учет бескорыстной помощи;
  • анкетирование обучающихся, учителей, родителей;
  • сбор информации;
  • практический результат;
  • самостоятельное высоконравственное поведение;
  • карта воспитанности;
  • карта индивидуального развития ребенка

Предполагаемые результаты

  1. Нравственная теоретическая компетентность: доброе начало в человеке, справедливость, трудолюбие, бережливость, честность, ответственность, альтруизм, достоинство, бескорыстие, толерантность, сострадание, совесть.
  2. Нравственная воспитанность: ценностное отношение к природе как дому человечества, к труду как способу достижения знаний, к семье как существование друг для друга.

Содержание тем учебного курса

Направления развития

Классы

Содержательные линии

1. Формирование отношения к природе как к общему

дому человечества.

2. Осмысление труда как  отношения к людям и к себе.

3. Формирование

уважительного отношения к

общественной собственности и человеку: чуткость, милосердие, великодушие, альтруизм, толерантность.

1 класс

Поведение человека по отношению к живым существам природы.

Человек как часть природы.

Добро и зло в сказках.

Взаимопомощь между людьми.

Умей играть, учиться, работать вместе с другими.

Коллективизм. Справедливость.

Я и моя семья.

Бережное отношение к вещам (одежде, книгам).

Воспитай себя сам (самообслуживание,  самоуважение, любознательность).

Школа - дом знаний.

2 класс

Труд как постоянная забота о человеке и себе.

Уважительное отношение к общественной собственности и человеку: бережливость, альтруизм,

честность, доброжелательность, бережное отношение к школьному имуществу.

Потребность ухода за растениями и животными, потребность в труде и трудолюбии. школьной жизни, Традиции класса.

Воспитай себя сам (самообслуживание, самоуважение, любознательность).

3 класс

Духовная неприкосновенность человека: внимательность, деликатность, чуткость, великодушие,

альтруизм, такт.

Дружба детей разных национальностей.

Умение держать слово (ответственность, честность).

Моя семья -  мое богатство.

Сохранение школьного имущества.

Труд как помощь другому человеку.

Обычаи и традиции жителей ЯНАО

Воспитай себя сам (самообслуживание, самоуважение, самообслуживание, самоуважение..)

4 класс

Моральные нормы (навыки и привычки поведения).

Национальные особенности жизни людей.

Семейное древо.

Личная и общественная собственность в жизни человека.

Нежность и изящество поведения девочек.

 Деятельность мальчиков и готовность к помощи любому человеку

Нравственная культура личности: альтруизм, справедливость, достоинство, толерантность.

Учебно-тематический план

№ п\п

Тема

Кол-во часов

Теория

Практика

Форма контроля

1 класс – 33 часа

1

Я – человек!

1

 

1

наблюдение

2

Я и мы

1

 

1

3

Я - школьник. Беседа с творческим заданием.

1

0,5

0,5

Практический результат

4

Обязанности ученика в школе.

1

1

5

Бабушки и внуки

1

1

6

Бережное отношение к природе.

1

1

Фотоконкурс.  

7

 Подумай о других.  Беседа с элементами игры.

1

0,5

0,5

8

Что посеешь, то и пожнешь. Беседа с элементами игры.

1

0,5

0,5

9

Акция «Озеленим наш класс»

1

1

Практический результат

10

Все мы разные

1

1

11

Бережное отношение к природе

1

1

12

Копилка добрых дел.

1

1

анкетирование

13

Моя семья

2

1

1

Практический результат

14

Я - неповторимый человек

1

1

15

Как стать прилежным и старательным

1

1

16

Праздник «Подари мне улыбку»

1

1

17

В человека красота – вежливость и доброта.

1

1

18

Тестирование "Изучение психологического климата в коллективе»

1

1

тестирование

19

Мои недостатки. Как превратить недостатки в достоинства

1

1

20

Я глазами других людей

1

1

21

Мой класс - мои друзья

1

1

Диагностика  отношения к жизненным ценностям

22

Экскурсия в детский сад

1

1

23

День любимой мамочки

1

1

Практический результат

24

Творческая мастерская.  Мастер класс от бабушек

2

2

25

Трудно ли         быть добрым? Добро и зло в сказках.

2

1

1

26

День добрых волшебников. Вывешивание кормушек.

1

1

Практический результат

27

 Я помощник в своей семье. Беседа с элементами игры.

1

1

28

 Мы и наши права. Урок – игра.

1

1

29

Акция «Тропа милосердия»

1

1

Практический результат, учёт бескорыстной помощи

30

 Акция «Открытка ветерану»

1

1

31

Итоговое занятие с родителями. Дети и взрослые – волшебники! или Мы мечтаем о будущем!

1

1

 

ИТОГО

33

12,5

20,5

№ п\п

Тема

Кол-во часов

Теория

Практика

Форма контроля

2 класс (34 часа)

1

Мы  -второклассники.

1

1

2

Нравственность - это разум сердца

1

1

3

Традиции  класса

1

1

4

День добрых волшебников. Поздравлям учителей.

2

2

Практический результат

5

Как трудились мои бабушка и дедушка.

2

1

1

Практический результат

6

В дружбе-сила

1

1

7

Наш труд в классе.

1

1

8

Я и мои родственники.

1

1

9

Мой самый близкий человек.

1

1

10

У постели больного. Акция «Милосердие»

2

1

1

11

Мой труд каждый день дома

1

1

12

Секрет трудолюбия

1

1

13

Вечер           отдыха «Загляните            в мамины глаза»

1

 

1

14

Мы немножко поиграем  - о профессиях узнакм.

1

1

15

 Наши зелёные друзья или как помочь им быть красивыми и здоровыми

3

1

2

Практический результат

16

Проект «Домашние любимцы»

2

1

1

Практический результат

17

Радуга на небе – радуга чувств.

1

1

18

Красота огня и сердечный огонь. 

1

1

19

Тестирование "Изучение психологического климата в коллективе»

1

1

тестирование

20

Мы разные,     но   мы  вместе .(День толерантности)

1

1

21

Акция «Подкорми птичек!»

1

1

Практический результат

22

Всегда ли я поступаю честно?

1

1

23

Чем можно гордиться

1

1

24

 Бывает ли мне стыдно?

1

1

Анкетирование

25

Акция «Тропа милосердия»

1

1

Практический результат

26

 Акция «Открытка ветерану»

1

1

Практический результат

27

Творческое занятие «Я в различных жизненных ролях».

1

1

28

Итоговое занятие с родителями  «Наши ценности».

1

1

Анкетирование

                    ИТОГО

34

20

14

№ п\п

Тема

Кол-во часов

Теория

Практика

Форма контроля

3 класс (34 часа)

1

Мы-третьеклассники

1

1

2

Ты и твои друзья

1

1

3

Ищу друга

1

1

4

Я и мое настроение. Я могу управлять своим настроением.

2

1

1

5

Я учусь быть самостоятельным.

1

1

6

О пользе прощения  

1

1

7

Что такое толерантность

1

1

8

День бабушек и дедушек

1

1

Практический результат

9

Учимся взаимодействовать

1

1

10

Основы нравственной личности - стыд, жалость  и  доброжелательность    (по    страницам истории: произведения В. Соловьёва, «Юности    честное зерцало»; «Поучение Владимира Мономаха»).

1

1

11

Сказ от сердца и души о том, как мамы хороши!

1

1

Практический результат

12

Акция  «Процветай, моя школа»

1

 

1

Практический результат

13

 Трудно ли быть добрым?

1

1

14

Что такое подарок.   Праздник  «День подарков»

2

1

1

15

Тестирование "Изучение психологического климата в коллективе»

1

1

тестирование

16

Учение и труд все перетрут

1

1

17

Ямал  - моя малая Родина.

1

1

18

Обычаи и традиции народов ЯНАО. Экскурсия в МВК им. Шемановского

1

1

Выставка рисунков

19

Праздники северных народов. Вороний день. ОЦНК

2

1

1

Фоторепортаж

20

Я отвечаю за свои поступки

1

1

21

Качества людей

1

1

22

Есть проблемы?

1

0,5

0,5

анкетирование

23

Путешествие в мастерскую общения

1

1

24

Нравственные сказки.

2

2

25

Верность слову.

1

1

26

Отзывчивость и доброта

1

1

27

Я учусь быть самостоятельным

1

1

28

Акция «Тропа милосердия»

1

1

29

Моя семья – моё богатство

1

1

30

Вечер отдыха «Моя родословная»

1

1

Итого

34

21,5

12,5

№ п\п

Тема

Кол-во часов

Теория

Практика

Форма контроля

4 класс (34 часа)

1

Я – житель планеты Земля.

1

1

2

Устный   журнал «1000     советов мудрости» (высказывания философов       о нравственности

человека)

1

1

3

Акция «Я среди людей»

1

1

Практический результат

4

Честен тот, кто работает         на совесть

1

1

5

Праздник «Планета детей»

1

1

Практический результат

6

Правила, обязательные для всех

1

1

7

Тестирование "Изучение психологического климата в коллективе»

1

1

тестирование

8

Семья и семейные ценности.

1

0,5

0,5

Сбор информации

9

Семейное древо

2

1

1

Практический результат

10

Мальчики и девочки.

2

2

11

Как выразить свои эмоции

1

1

12

Эмоции. Общение. Поведение

1

1

13

Что я знаю о себе?

1

1

Анкетирование

14

Что знают обо мне окружающие?

1

1

15

Мой портрет в лучах солнца

1

1

16

Мои друзья

1

1

17

Наш класс

1

1

Сбор информации

18

Наши права и обязанности

1

1

19

О чем говорят наши жесты

1

1

20

Доверие в общении

1

1

21

Умею ли я слушать?

1

1

22

Чем уверенность отличается от самоуверенности

1

1

Анкетирование

23

Правила хорошего тона

1

1

24

Употребление вежливых слов в общении

1

1

25

Этикетные диалоги, речевые привычки

1

1

26

Искусство делать комплименты

1

1

27

Вежливый отказ

1

1

28

Портрет культурного человека

1

1

29

Акция «Тропа милосердия»

1

1

Практический результат

30

Вечер      отдыха «Семья вместе – душа на месте»

1

1

Практический результат

31

Звездная карта жизни

1

1

Практический результат

32

Диагностика

1

1

Практический результат

Итого

34

26,5

7,5

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алябьева. Е.А. Занятия по психогимнастике с дошкольниками. Методическое пособие. Москва: ТЦ «Сфера», 2008.
  2. Амонашвили Ш.А. Школа жизни. – М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2000.
  3. Ананьев Б. Г. К постановке проблемы развития детского самосознания. Избр. псих, тр.: В 2-х т.-М.:Педагогика, 1980.
  4. Асмолов А.Г. Психология личности. - М.,1990.
  5. Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Москва: Просвещение,1982.
  6. Богуславская Н.Е.,. Купина Н.А Веселый этикет. Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1999.
  7. Бударникова Л.В., Попова Г.П. Проблемы нравственного становления. Материалы для родительских собраний. Волгоград: Учитель, 2007.
  8. Венгер А.Л. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста – М.: ВНИК «Школа», 1989.
  9. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – 2-е изд. – М., 1967.
  10. Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 1986.
  11. .Гудзовская А.А, Сураева Г.З. Уроки самоопределения. Методическое пособие для учителя по курсу «Основы жизненного самоопределения». 2класс. 3 класс. Самара. 1997.
  12. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Части 1. 2. Москва: «Издательство Скрипторий 2003». 2007.
  13. Данилина Т.В., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2004.
  14. Дженкинс Пегги Дж.. Воспитание духовности у детей. Руководство для занятых родителей. Перев. с англ. С. Важненко. М.: ООО Издательство «София», 2007 год.
  15. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. – М.: Педагогика, 1986.
  16. Зинкевич–Евстигнеева Т.Д. Сказки звёздной страны Зодиакалии. Методический практикум по сказкотерапии – СПб.: «Златоуст», 1998.
  17. Капская А.Ю., Мирончик Т.Л. Планета чудес. Развивающая сказкотерапия для детей. СПб.: Речь, 2008.
  18. Касаткина Н.А. Формы взаимодействия учителя с родителями в начальной школе. Волгоград: Учитель, 2005.
  19. Козакова Р.Г. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники. М.: ТЦ «Сфера», 2004.
  20. Кол М.-Э., ПоттерДж.. Наука через искусство. Пер. с англ. В.А. Басько. Мн.: ООО «Попурри», 2005.
  21. Копцева Т.А. Природа и художник. Программа по изобразительному искусству. М.: ТЦ Сфера, 2006 год.
  22. Курочкина И.Н.. Скоро в школу. Этикет для дошкольников. Пособие для родителей. Москва. Просвещение. 2007.
  23.  Лопатина А., Скребцова М. Начала мудрости. 50 уроков о добрых качествах: для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. – 3-е изд., исп. и доп. – М.: Амрита-Русь, 2007. – (Серия «Образование и творчество»).
  24.  Лопатина А., Скребцова М. Притчи для детей и взрослых. Кн. 1,2,3. — М.: Амрита-Русь, 2009.
  25.  Лопатина А., Скребцова М.. Мудрость на каждый день. Для детей и родителей. – М.: Амрита-Русь, 2009.
  26. Минаева В.М.. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Практическое пособие работников детских дошкольных учреждений. Москва: АРКТИ, 1999.
  27. Ретюнских Л.Т. «В поисках мудрости». Философия для младших школьников. Методические рекомендации для учителей и родителей. Москва «Философия – Детям», 2008.
  28. Семенака С.И. Уроки добра. Коррекционно-развивающая программа для детей 5 – 7 лет. – М.: АРКТИ, 2002.
  29. Сергеева Н.Ю.. Мой мир в рисунке. Чебоксары, 2000.
  30. Тукачева С.И. Адаптационные занятия с первоклассниками. Волгоград: Учитель, 2007.
  31. Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников. Практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений. Ростов-на-Дону: ООО «Феникс», 2005.
  32. Фопель К. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер. с нем.: в 4-х томах. Т. 1 – М.: Генезис, 1998.
  33. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психическое здоровье дошкольников. – М.: Генезис, 2004.
  34. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. – М.: Интерпракс, 1995.
  35. Н.Ю. Яшина. Изучение особенностей нравственного развития младших школьников. Диагностические методики. Методическое пособие для учителей начальных классов. – Н.Новгород: «Вектор – ТиС», 2002.

Интернет ресурсы:

  1. http://files.tvspas.ru/Video/
  2. http://joymylife.org.ua 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ТЕМАМ

Основные методы и техники, используемые в программе

1. Слушание и обсуждение сказок, стихотворений, рассказов духовно-нравственной направленности, размышления над значением пословиц.

2. Игры: подвижные, ролевые.

3. Нетрадиционные техники рисования: рисование пальчиком, ладошкой; оттиск пробкой, поролоном, пенопластом, мятой бумагой; оттисками печатками из ластика, печатками из картофеля; печать по трафарету; монотипия предметная, пейзажная; «знакомый образ – новый образ»; граттаж цветной, чёрно-белый; кляксография обычная, с трубочкой, с ниточкой; набрызг; отпечатки листьев, тиснение; акварельные мелки; тычкование и т.д.

Методическая особенность использования нетрадиционных техник рисования в курсе «Уроки для души»: педагог знакомит детей с тем или иным способом получения изображения, объясняя и анализируя предложенные образцы работ, а затем демонстрируя применение данной техники на практике.

4. Арт-терапия. Образно-символическое рисование – изображение ребёнком  эмоциональных состояний и чувств, нравственных понятий. Для  достижения  большего  эффекта  на  занятиях  во время рисования целесообразно  использовать музыку, соответствующую теме занятия.

5. Просмотр и анализ фрагментов детских мультипликационных фильмов  (киностудии «Союзмультфильм») и детской передачи «Доброе слово» с последующим обсуждением поведения героев.

6. Коммуникативные задания по моделированию поведенческих ситуаций.  Педагог предлагает детям рассмотреть в группе конкретную поведенческую ситуацию: высказать свое мнение, отношение к ней; дать рекомендации ее героям, как лучше поступить; придумать свой выход из создавшейся ситуации и разыграть ее. Мини-театр: инсценирование отрывков из сказок, стихотворений.

7. Прием «философствования» - размышления над вопросом, «разговор по душам», «секрет на ушко».

8. Урок молчания и думания о проблемах – о самом себе, о близких людях, об улучшении жизни людей.

9. Ведение записей в личном дневнике о своих переживаниях, размышлениях, мечтах.

Структура занятия

1. Вводная часть -  приветствие  

Разные способы приветствия детей, стоящих в круге.

2. Основная часть занятия

  •  «В гостях у книжки» - чтение произведения художественной литературы (сказка, стихотворение, рассказ). Дети отвечают на вопросы и выполняют  творческое задание.  
  • Просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов серии фонда «Союзмультфильм» и детской телепередачи «Доброе слово» («Шишкин лес»).
  • Символическое и сюжетное рисование.
  • Общегрупповая  деятельность (игры, социально-поведенческий тренинг, постановка  опытов и др.)

3. Заключительная часть

  • Рефлексия.

Ритуал прощания.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

к проведению занятий в 1 классе

1 класс. Занятие 1.

Тема: Я – человек.

Задачи: Создать условия для осознания ребенком себя человеком, который рожден для себя, для людей. Заложить основы процесса самопознания. Формировать позитивный образ своего «Я».

Ход занятия

I. Вводная часть.

1. Ритуал приветствия.

(Дети стоят по кругу и здороваются друг с другом)

- Дорогие ребята, здравствуйте. Я очень рада видеть вас на первом занятии нашего кружка. И как воспитанные люди сначала мы поздороваемся друг с другом. Встаньте парами и скажите по очереди друг другу, глядя в глаза, ласково, негромко: «Здравствуй». Еще можно поздороваться ручками. Возьмитесь за ручки и тихонечко пожмите друг другу ладошки, чтобы почувствовать тепло друг друга. А еще можно поздороваться носиками, щечками или локотками. Мы попробуем это сделать на следующих занятиях.

(Педагог предлагает детям сесть на стульчики, которые стоят по круг.)

- На занятиях мы будем учиться общению друг с другом, узнаем много нового и интересного о себе и окружающих нас людях. Мы будем смотреть мультфильмы, слушать сказки, стихи. А еще мы будем  играть, рисовать, петь.

2. Сообщение  темы занятия.

-  На свете живут разные люди, взрослые и дети.  Они работают, учатся, общаются. В жизни каждого из них наступает момент, когда они задумываются над вопросом «Кто я?»  Говорят, человек есть тайна. И не только для других людей, но и для самого себя. Сегодня мы начнем  открывать эту тайну.

II. Основная часть занятия.

1. Размышления над вопросом «Кто я?». 

Педагог предлагает детям подумать и ответить на вопрос: «Кто я?» Ответы детей педагог может стимулировать наводящими вопросами: Кто ты для родителей, а для бабушки и дедушки? (сын или дочь, внук или внучка). В школе ты кто? (школьник(ца), ученик(ца) А в больнице? Когда по улице идешь – кто? А если в транспорте едешь? В магазине как тебя называют?

      После того, как дети ответят на вопросы, педагог подводит итог.

- Прежде всего, каждый из вас – человек. Оказывается, один и тот же человек выполняет разные роли, в разных местах его называют по-разному. Как вы думаете, какая самая главная дата в жизни человека? Какой день в году для каждого их вас самый лучший? (Дети высказывают свои предположения)

- Я согласна с вами  – это день рождения. Как вы думаете, какие чувства испытали мама и папа, когда вы появились на свет? (радость, гордость, счастье, любовь). Почему день рождения самый веселый праздник для вас? (Ответы детей).

- Родители, бабушки и дедушки, родственники, друзья, все, кто рядом с вами в этот день, счастливы и рады, что вы у них есть. Они любят вас, разделяют вашу радость и успехи, желают всего самого доброго в жизни, потому что человек рождается для  людей. Другие люди так же важны для человека, как и он сам.

  1. «Секрет на ушко».

- У каждого человека есть секреты. Положите голову на парту и подумайте над вопросом «Кто для меня самый главный человек на свете?» Кто захочет поделиться со мной своим секретом, поднимет руку. Я подойду, а ты тихонечко шепнешь мне на ушко свой секрет.

- Спасибо, дети за ваше доверие и откровенность. Ваш секрет я сохраню.

3. Упражнение «Расскажи о себе».

- Что вы знаете о себе? Расскажи о себе своему соседу по парте, о своей внешности, увлечениях и мечтах. (Дети выполняют задание в парах)

- Дети внешне похожи на своих родителей, но нет двух одинаковых людей в мире. Каждый человек уникален, неповторим. У каждого свои интересы и способности,  мечты и  желания.

4. Разыгрывание этюда «Цветок желаний».

(Звучит спокойная инструментальная музыка) Педагог предлагает детям «вырастить» на клумбе волшебный цветок исполнения желаний.

- Дети, каждый сажает в землю семя цветка, поливает его из лейки. (Имитация движений). Теплый луч солнца упал на землю и согрел в ней семечко (сесть на корточки, голову и руки опустить). Сначала из земли появляется  росток (медленно поднять голову, выпрямить корпус, поднять руки вверх). Из ростка вырастает  прекрасный цветок (Встать, голову слегка откинуть назад).

  1. Диагностическая методика по выявлению ориентации ребенка на личные или общественные потребности.

Вариант 1. Коллективный коллаж «Цветик-семицветик». 

Работа в группах. Каждой группе детей педагог раздает по одному лепестку белого цвета. Дети должны договориться, каким цветом они будут раскрашивать свой лепесток. Выбор цвета сообщается другим группам, чтобы не было повторение цвета. Когда лепестки будут закрашены, собрать их в цветок и прикрепить к стенду.  Каждый ребенок загадывает желание и сообщает его по секрету на ушко педагогу.

 Вариант 2. Игра «Цветик-семицветик».

- Дети, мы вырастили замечательный волшебный цветок. Загадайте одно заветное желание и скажите:

Лети, лети, лепесток

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся сделав круг.

Лишь коснешься ты земли –

Быть по-моему вели.

Дети шепчут на ушко педагогу свое желание.

  1. Просмотр и обсуждение фрагментов мультфильма «Цветик-семицветик».

- На исполнение каких желаний Женя потратила лепестки цветика-семицветика до встречи с мальчиком?

- Почему Женя пела волшебную песенку, отрывая последний лепесток, «дрожащим от счастья голосом»?

- Исполнение какого желания принесло Жене настоящую радость, удовлетворение?

III. Заключительная часть занятия.

  1. Рефлексия.

- Какую тайну мы открывали сегодня?

- Что нового вы узнали на занятии? (Ответы детей)

-  Каждый из нас человек, который выполняет разные роли и по-разному называется.

- Похлопайте в ладоши, кому было интересно.

  1. Ритуал прощания.

- А сейчас пришла пора попрощаться друг с другом. Встаньте парами. Скажите: «Мне было приятно общаться с тобой» и тихонечко хлопните друг друга ладошками.

Рекомендации для детей и родителей.

1. Родителям записать, о чем мечтает ребенок. 2. Вместе с родителями найти загадку о школе, школьных принадлежностях.

1 класс. Занятие 31.

Тема: Дети и взрослые – волшебники! или Мы мечтаем о будущем!

Итоговое, обобщающее занятие с родителями.

Задачи: Создание праздничной атмосферы и ситуации для сплочения родителей и детей. Способствовать воспитанию любви, взаимоуважения, доброжелательности, вежливости в отношениях детей и их родителей.

Ход занятия

I. Вводная часть.

1. Ритуал приветствия.

Упражнение «Я желаю Вам добра и счастья».

Дети и родители становятся в круг, берутся за руки и по просьбе педагога передают друг другу с помощью тактильного контакта свои положительные чувства.

2. Сообщение темы занятия.

- Сегодня, дети, необычное занятие, на нем присутствуют ваши родители. Мы поговорим о наших мечтах и поразмышляем о том, как сделать, чтобы они сбылись.

 II. Основная часть занятия.

1. Диагностика «Послание старику Хоттабычу» (выявление ориентации на личностные или общественные потребности детей и взрослых).

- Дорогие ребята и уважаемые взрослые! Сегодня на занятии у нас есть уникальная возможность написать письмо о своей мечте и отправить старику Хоттабычу. Предлагаю вам на листах бумаги написать три своих самых сокровенных мечты, затем листок сложить, подписать кому и от кого и «отправить по почте», т.е. бросить в ящик с прорезью.

Во время работы над письмом негромко звучит «Песня о Хоттабыче».

2. «Секрет на ушко».

- Мечтали ли вы когда-нибудь о крыльях, было ли у вас желание летать?

Дети говорят свой секрет родителям или учителю, взрослые – детям.

3. «В гостях у книжки». М. Скребцова «Поющая корова».

«Жила-была пятнистая корова. Она была неуклюжей и очень печальной. Ее единственной радостью были большие пятна на туловище, которые она считала привлекательными. Целыми днями корова могла любоваться ими, но и они не развеивали ее печали.

Корову мучило одно страстное желание. Больше на свете она мечтала научиться летать! «Летает тот, кто ловкий и гибкий, легкий и быстрый. Как жаль, что не такая!» — с грустью размышляла она, становясь все тяжелее от сочной душистой травы, которую она обожала.

«Может быть, перестать есть? — думала она. — Когда мои глаза оторвутся от земли, я стану чаще смотреть в небо, и тогда оно, наверняка, вырастит в моем сердце крылья». На несколько долгих минут, которые казались ей вечностью, она переставала есть. Но, увы, эта жертва не помогала. «Надо увидеть сон, в котором я летаю», — размышляла корова. Но подобные сны ей не снились. Хотя однажды, да, это случилось рано утром, ей что-то привиделось. Был ли это сон, или она уже не спала, корова не помнила. Ей показалось, что на нее села маленькая летающая коровка, гибкая и ловкая, легкая и быстрая. Она не мычала, не жевала, не шевелила хвостом, — ничего не делала, как все другие коровы. Она... Она пела.

Видение быстро исчезло. Корова очнулась. «Странно», - подумала она. «Разве коровы умеют петь, разве они должны петь?!» - спрашивала она себя
Печальная корова никогда не пела. Она умела только мычать. Когда же она не мычала, то вздыхала и молчала. «Может быть, если я научусь петь, то взлечу, как маленькая коровка из моего сна?» И она решила попробовать. Звук, который издала корова, был очень странным – что-то среднее между мычанием, печальным вздохом и молчанием. Она еще раз попробовала, но крылья так и не появились.

После этого корова опять загрустила, и ничто не могло ее утешить...
И все-таки она научилась летать! Как? Да очень просто! Так просто, как сама она и предположить не могла.

Однажды вечером выдался удивительный закат! Небо переливалось разными красками и оттенками и очаровывало своей красотой. Оно было таким прекрасным, что у печальной коровы впервые в жизни не хватило мычания, вздохов и... даже молчания, чтобы выразить свои чувства!

Тогда она запела... И, о чудо, пока она пела, куда-то исчезла вся ее тяжесть и неуклюжесть — большая корова превратилась в маленькую крылатую коровку... Единственное, что осталось от прежней коровы, были пятна, те самые, которыми она так гордилась.

Коровка расправила крылышки и, продолжая петь, взлетела ввысь навстречу чудесному небу, которое подарило ей крылья ... Так и появилась на свет божья коровка».

Вопросы по содержанию.

-  Как вы думаете, почему корове хотелось научиться летать?

- Что ей мешало научиться летать, а что, наоборот, помогло?

- Представьте, что божья коровка, в которую превратилась корова, летала над землей и дарила всем радостные песенки. Расскажите, о чем она пела разным обитателям земли.

4. Прослушивание песни «Где водятся волшебники» и свободные движения под музыку детей и взрослых.

5. «Разговор по душам».

Педагог просит родителей и детей разделиться на группы по 4-5 человек. Рассказать друг другу о разных моментах своей жизни, когда чувствовал себя счастливым или о каком-либо своем поступке, которое принесло счастье окружающим. Затем от каждой группы выслушиваются по одному рассказу.

6. Просмотр мультфильма «Как Коксик решил сделать мир счастливее» из телепередачи «Шишкин лес». Беседа по содержанию.

- Сегодня мы с вами отправляемся в Шишкин лес, и посмотрим мультфильм о том, как Коксик решил сделать мир счастливее. Но сначала мне хотелось бы узнать, как вы понимаете, что значит: «сделать мир счастливее»?

Дети и родители рассуждают на поставленный вопрос,

затем смотрят мультфильм

- Дети, как вы думаете, можно ли с помощью волшебной палочки сделать людей счастливыми?

- Удалось ли Коксику сделать счастливыми своих близких? (Нет, он не помог Енотычу вымыть посуду и нагрубил Зубку и Коксику)

- Как он решил исправить положение?

- А как  вы поступаете, чтобы ваши родственники чувствовали себя счастливыми?

7. Творческое задание: «Счастлив тот, кто в радости живет».

- Уважаемые взрослые, поделитесь, пожалуйста, своим жизненным опытом. А когда вы чувствуете себя счастливыми?

Затем педагог делит детей и родителей на группы и просит придумать какое-либо правило счастья, чтобы всем людям на Земле жилось радостно. Например: утром при встрече люди должны улыбнуться и сказать что-то хорошее; дети должны делиться друг с другом и т.д. Каждая группа записывает свои правила счастья на альбомных листах и вывешивает на стенд.

8. Коллективный рисунок «Кем я хочу стать?»

Педагог предлагает детям с помощью взрослых нарисовать, кем они станут, когда вырастут. По рисункам друг друга дети рассказывают, о каких профессиях мечтают их друзья.

Родители должны рассказать, чему дети должны научиться в детстве, чтобы в будущем им было легче приобрести профессию, о которой они мечтают; и пообещать им помощь в осуществлении мечты.

III. Заключительная часть занятия

1. Рефлексия. Упражнение «Волшебная страна счастливых людей».

- Представьте себе, что все мы с вами очутились в волшебной стране счастливых людей. В этой стране каждый человек сам выбирает для себя волшебную палочку. Волшебная палочка розового цвета исполняет желания для одного человека. Волшебная палочка желтого цвета умеет выполнять желания других людей и делает их счастливыми. Подойдите к столику и выберите для себя волшебную палочку.

Педагог предлагает детям и взрослым встать в круг.

Закрыть глаза, загадать желания.

2. Ритуал прощания.

Педагог благодарит детей и родителей за сотрудничество, желает, чтобы все их добрые мечты осуществились. Напоминает, что для этого необходимо приложить старание, терпение, настойчивость.