Педагогический статус "Учитель - наставник"

Гизатулина Начия Аминовна

                                                                                         Кто на себя глядит — свой видит лик,
                                                                                         Кто видит лик свой — цену себе знает,
                                                                                         Кто знает цену — строг к себе бывает,
                                                                                         Кто строг к себе — тот истинно велик!

                                                                                                                                    Пьер Гренгор

Педагогический статус

      С 2013 года в Ямало-Ненецком автономном округе реализуется проект «Педагогический статус «Учитель-исследователь», «Учитель-методист», «Учитель-наставник», который направлен на создание механизма развития кадрового потенциала региональной системы образования, позволяющего обеспечить готовность педагогических работников к эффективной организации образовательного процесса и повышению качества образования; поддержку и развитие педагогического корпуса общеобразовательных организаций.

      Педагогический статус «Учитель-наставник» присваивается педагогическому работнику при соответствии его следующим условиям.

Обязательные условия:

- стаж в общеобразовательной организации в автономном округе не менее пяти лет;

- наличие высшего образования; - осуществление научно-методической деятельности в области дополнительного профессионального образования в качестве ведущей; -

- осуществление дополнительных видов деятельности: проектировочная, исследовательская, коммуникативная.

Осуществление не менее трех видов деятельности из нижеперечисленных:

- организует работу по повышению профессионального мастерства педагогических работников одной или нескольких общеобразовательных организаций (осуществляет тьюторство); 

 - осуществляет консультирование по вопросам методологии преподавания предмета, дидактики;

- совмещает проектирование уроков с их обязательным посещением и подготовкой анализа с рекомендациями и предложениями в письменном виде;

- оказывает помощь в подготовке и проведении открытых уроков, организации публичных выступлений ;

- осуществляет подготовку общеобразовательной организации к публикации опыта работы, участвует в проектировании сетевого взаимодействия между педагогами других общеобразовательных организаций в пределах муниципального образования (городского округа, муниципального района) 

 

  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка коучинг-сессии на тему 
«Выявление, развитие и поддержка талантливых и одарённых учеников»

Гизатулина Начия Аминовна, учитель   начальных классов, учитель - наставник

 

Тема занятия

«ВЫЯВЛЕНИЕ, РАЗВИТИЕ И ПОДДЕРЖКА ТАЛАНТЛИВЫХ И ОДАРЁННЫХ УЧЕНИКОВ»  

2

Общие цели

 Актуализация представления учителей о работе с одаренными и талантливыми детьми

3

Ожидаемые результаты

 Учитель сможет:

- выявлить одаренных и талантливых учащихся в своем классе;

-овладеть стратегиями по организации эффективной работы с одаренными и талантливыми детьми;

- находить пути привлечения родителей для выявления и поддержки одаренных и талантливых детей.

4

Ключевые идеи

Потребности талантливых и одаренных учеников можно удовлетворить посредством создания коллаборативной среды.

Совместная групповая работа может быть использована для критической оценки потенциала талантливых и одаренных учеников.

Задания высокой сложности и интенсивности могут быть применены для критической оценки потенциала талантливых и одаренных учеников.

6

Подход, основанный на совместной работе

Работа в группах

Обсуждение в парах подходов, которые в большей степени развивают одаренных и талантливых учеников

7

Материалы и оборудование

Мультимедийное оборудование, компьтер, доска, проектор, презентация;  ватманы для групп, маркеры, клей, стикеры (разных цветов), листочки для выполнения задания, салфетки, фотоаппарат, видеоролик.

ХОД   ЗАНЯТИЯ

Этапы занятия

Время

 80 минут

Действия коуча и действия участников коучинга

Психологический настрой.

1 мин.

 Звучит песня «Дорогою добра», на экране проецируются слайды.

Добрый день, уважаемые коллеги!   Возьмите  разноцветные стикеры-яблочки, выскажите свои пожелания, что вы хотели бы получить, узнать от взаимодействия во время коучинг-сессии.

Записав свое мнение,   прикрепите его к плакату «Рефлексивное пожелание»

Приветствие

1 мин.

Слушают, настраиваются на работу

Деление на группы

3 мин.

 Прием  «пазлы»  - собрать буквы  Т, О, С, Г

Разминка.

(Налаживание эмоционального настроя, знакомство)

3 мин.

 Упражнение «Салфетка»

Возьмите салфетки, сложите их пополам, еще раз пополам, отрежьте верхний правый угол, еще раз сложите, срежьте еще один верхний правый угол, еще раз сложите, срежьте еще один угол, разверните, одинаковые ли у вас получились снежинки? Почему они разные, ведь инструкция была дана одна для всех?

Обсуждение.

Вызов

6 мин+ 2 мин

Просмотр мультфильма о нестандартных детях.

Как Вы считаете, о чем просмотренный материал?

Информация к размышлению.

Рефлексия коллег.

Формулирование темы занятия

1 мин.

- Как бы Вы сформулировали тему нашего занятия?

Формулируют тему занятия.

Мозговой штурм

3 мин.

Вопросы для дискуссии:

  У вас на столах буквы. Что вы подразумеваете под буквой....

- Талант – это …

- Способным  и талантливым ученикам в учебе …

- Одаренным быть легко, потому что…

-  Гениальными становятся ученики, если…

Модуль, который мы сегодня рассмотрим «Одаренные и талантливые дети».

-Почему эта проблема актуальна для нас?

-Какого ребёнка можно назвать одарённым? Талантливым?

- Какой корень в слове одаренный( дар)?

 - Является ли такой ребенок даром для вас, в вашей работе?

    Каждый ребенок талантлив и одарен по- своему! И наша задача как учителей разглядеть, поддержать, подтолкнуть и помочь раскрыть наших детей! А какие они у нас? Что я как учитель  могу сделать, чтобы развить одаренность в детях? Что поможет мне раскрыть таких детей? Какую методику преподавания я могу использовать? Каждый из участников коучинга задавал себе не раз эти вопросы!

Работа в группах

2 мин.

  Упражнение №1: Составить «Лестницу успешности» из следующих понятий:

  • гениальность,
  • талант,
  • одаренность,
  • задатки,
  • способности,
  • склонности.

На доске появляется лестница из данных понятий.

Рефлексия

1 мин.

Сл. 2

Из ваших слов можно сформулировать вывод словами Артура Шопенгауэра: «Каждый ребенок отчасти гений, а каждый гений отчасти ребенок».

Теоретический материал  

5 мин.

Что такое одаренность, гениальность, талант.....? Это подарок судьбы, расположение звезд при рождении или божественная тайна?

   Презентация для   ознакомления   «Одаренные и талантливые».

Работа в группах

10 мин.

Задание № 1

Каждой группе даётся задание по составлению модели на постерах.

1 группа – «Модель одарённого и талантливого ученика»

2 группа - «Модель учителя в работе с одарёнными детьми»

3 группа – «Модель школы для одарённых детей».

4 группа - «Роль родителей в поддержке одаренного ребенка»

Защита постеров

5 мин.

Защита группами постеров.

Обсуждение.

Рефлексия

3мин.

Метод «Две звезды, одно предложение» относительно работы другой группы.

Критерии: полнота раскрытии темы, защита

Теоретический материал  

5 мин.

Презентация «Выявление одаренных и талантливых детей».

 Работа в группах

6 мин.

 Используя уже известную  таблицу интеллектов, подумайте о  подходах в работе с одарёнными детьми, в которых преобладает определённый тип интеллекта.

( Можно составить постер)

1гр.: Вербально – лингвистический.

2гр.: Визуально – пространственный.

3гр.:  Музыкально – ритмический и  внутриличностный.

4гр. : Логико – математический.

Коуч:

- Используйте примеры из своей практики.

- Подумайте , какие подходы ещё могут быть использованы в школе.

Защита проектов

5 мин.

Группы представляют свои проекты.

Наблюдаю, слушаю защиту проектов.

Оценивание задания Команды оценивают друг друга с помощью приёма «Лесенка успеха» – нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены – мало что получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны – получилось, но есть недочёты; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх – всё удалось! Можно изобразить визуально, а затем перевести в баллы: нижняя -1 балл, средняя – 2, верхняя -3.

Коуч : 
-Всё ли понятно в системе оценивания? 

Из опыта работы

6 мин.

 Условия, которые созданы в  МБОУ СОШ № 3 по поддержке одаренных и талантливых  детей.

Осмысление по анкете

3 мин.

 Участники отвечают на вопросы анкеты, одновренно проводят осмысление темы.

Эмоциональная рефлексия

3 мин.

- Послушайте притчу и скажите, почему именно она прозвучала в конце нашего занятия?  

    Однажды маленький мальчик пришел в большую школу. И на первом же уроке учительница сказала: "Дети, сейчас мы будем рисовать цветы". Маленький мальчик очень любил рисовать цветы и тут же принялся за дело, но учительница остановила его. "Подожди, сказала она. - Я же еще не объяснила, какой цветок мы будем рисовать и как это надо делать". И добавила: "Мы будем рисовать … красный цветочек с зеленым стебельком". 
А на следующем уроке учительница сказала: "Теперь, дети, мы будем лепить цветы". Маленький мальчик тут же принялся за дело, но учительница тут же остановила его: "Подожди! Я еще не сказала, какой мы будем лепить цветок и как это надо делать. Сейчас, дети, мы будем лепить … красный цветок с зеленым стебельком…" 
А потом случилось так, что маленький мальчик перешел в другую школу. И уже другая учительница предложила на уроке: "Дети, давайте рисовать цветы". А потом подошла к маленькому мальчику и спросила: "А почему ты ничего не рисуешь?" А он ответил: "Но вы же еще не объявили, какой надо рисовать цветок и как это надо делать". А учительница сказала: "Рисуй такой цветок, какой тебе нравится". 
И тогда маленький мальчик нарисовал … красный цветок с зеленым стебельком. 
        Когда речь идет о творчестве, как найти границы учительского вмешательства? Мы стремимся развивать в наших учениках творческое мышление, но способны ли мы почувствовать минуту, когда лучше не мешать, отойти в сторону и наблюдать рождение индивидуальности.

     Одаренность человека – это маленький росточек,

едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.  В.А. Сухомлинский

-Выскажите свое мнение о проведенной коуч-сесссии, записав свои пожелания, эмоции на стикерах, прикрепите их к корзинке  «Успеха».

Эмоциональный, психологический настрой

Звучит приятная музыка. Коллеги обмениваются впечатлениями от состоявшегося взаимодействия.

 

 
   

.



Предварительный просмотр:

Талантливые дети - это стратегический  запас интеллектуальной силы, ее творческого потенциала. Поэтому проблему выявления и развития одаренной личности следует рассматривать именно как проблему будущего нашего государства.

Одаренность - это своеобразное сочетание способностей человека, развивающихся в соответствующей деятельности и позволяющих достичь высоких результатов в одной или нескольких сферах.

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одарённый ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности; принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучении;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  • принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Рекомендации учителям:

  • Не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься .
  • Не сдерживайте инициативы и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно .
  • Научите школьников прослеживать межпредметные связи и использовать знания, полученные при изучении других предметов.  
  • Приучайте детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации.  
  • Используйте трудные ситуации, возникшие в школе или дома, как область приложения полученных навыков при решении задач.  
  • Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний .
  • Не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься .
  • Не сдерживайте инициативы и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно .
  • Научите школьников прослеживать межпредметные связи и использовать знания, полученные при изучении других предметов.  
  • Приучайте детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации.  
  • Используйте трудные ситуации, возникшие в школе или дома, как область приложения полученных навыков при решении задач.  
  • Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний .

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3»

Выявление,

развитие и

поддержка

талантливых и одарённых учеников

 

Салехард

2017

         

"Если хочешь воспитать в детях силу ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовали царство мыслей, дай им возможность проявить себя." 

Шалва Александрович  Амонашвили

Общие цели: Актуализация представления учителей о работе с одаренными и талантливыми детьми.

Ожидаемые результаты: учитель сможет:

- выявлить одаренных и талантливых учащихся в своем классе;

-овладеть стратегиями по организации эффективной работы с одаренными и талантливыми детьми;

- находить пути привлечения родителей для выявления и поддержки одаренных и талантливых детей.

Программа семинара

Начало работы -14.30

Место проведения: читальный зал библиотеки

14.20

Регистрация участников

14.30

Что такое одарённость, гениальность, талант…?

Гизатулина Начия Аминовна, учитель начальных классов, учитель - методист

Выявление  одаренных и талантливых учащихся.

Босова Юлия Сергеевна, психолог

Условия, которые созданы в  МБОУ СОШ № 3 по поддержке одаренных и талантливых  детей.

  • Развитие и поддержка  одарённых и талантливых учеников в начальной школе.

Вараксина Татьяна Владимировна, учитель начальных классов

  • Школа юного исследователя

Зыкова Марина Ивановна, учитель химии, координатор ШЮИ

  • Школа проектной деятельности

Гилева Лариса Владимировна, учитель географии, руководитель ШПД

  • Развитие  одаренных и талантливых детей через деятельность научного общества учащихся «Интеллект»

Прокопенко Надежда Константиновна, учитель музыки, руководитель НОУ «Интеллект»

  • Интенсивные развивающие программы или «Звёздочки Ямала» на Рождественском фестивале

Гизатулина Начия Аминовна, учитель начальных классов, учитель - методист

  • Местное отделение «Интеллект» ООДО МАН «Интеллект будущего»

Гизатулина Начия Аминовна, председатель местного отделения

15.30

Рефлексия

Гизатулина Начия Аминовна



Предварительный просмотр:

Оценка реализации потребностей педагога  в развитии

Ф. И.О_____________________________________________________

Анкета № 1

Отвечая на вопросы анкеты, поставьте, пожалуйста, около каждого номера балл:

5 – если данное утверждение полностью соответствует вашему мнению;

4 – скорее соответствует, чем нет;

3 – и да и нет;

2 – скорее не соответствует;

1 – не соответствует.

Я стремлюсь изучить себя.

Я оставляю время для развития, как бы ни была занята делами.

Возникающие препятствия стимулируют мою активность.

Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя.

Я рефлексирую свою деятельность, выделяя для этого специальное время.

Я анализирую свои чувства и опыт.

Я много читаю.

Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.

Я верю в свои возможности.

Я стремлюсь быть более открытым человеком.

Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.

Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты.

Я получаю удовольствие от освоения нового.

Возрастающая ответственность не пугает меня.

Я положительно бы отнеслась к продвижению по службе.

Анкета № 2

Оцените, пожалуйста, перечисленные ниже факторы по пятибалльной шкале:

5 – да (препятствуют или стимулируют);

4 – скорее да, чем нет;

3 – да и нет;

2 – скорее нет;

1 – нет.

Препятствующие факторы:

Собственная инерция.

Разочарование из-за имевшихся ранее неудач.

Отсутствие поддержки и помощи в этом вопросе со стороны руководителей.

Враждебность окружающих (зависть, ревность и т.п.).

Состояние здоровья.

Недостаток времени.

Ограниченные ресурсы, стесненные жизненные обстоятельства.

Стимулирующие факторы:

Методическая работа в ДОУ.

Обучение на курсах.

Пример и влияние коллег.

Пример и влияние руководителей.

Организация труда в ДОУ.

Внимание к этой проблеме руководителей.

Доверие.

Новизна деятельности, условия работы и возможность экспериментирования

Занятия самообразованием.

Интерес к работе.

Возрастающая ответственность.

Возможность получения признания в коллективе.

Обработка анкет

Посчитайте общую сумму баллов по первой анкете.

Если у вас набралось 55 и более баллов, вы активно реализуете свои потребности в саморазвитии.

        Набрав от 36 до 54 баллов, вам придется признать, что у вас несложившаяся система развития.

        Набрав от 15 до 35 баллов, вы должны понять, что находитесь в стадии остановившегося развития.

        Данные заносятся в таблицу.

        Сумма баллов по второй анкете также заносятся в таблицу.

        Коэффициент развития (К) вычисляется по формуле:

К = К (фактическое) : К (максимальное)

Где:     К (фактическое) – суммарное число баллов, проставленных в анкетах,

К (максимальное) – максимально возможное количество баллов в анкетах.

Занесите данные в таблицу:

Обучение, развитие и саморазвитие педагога

№п/п

Способность педагогов к самообразованию

 Баллы

Стимулирующие факторы

Препятствующие факторы

Система мер

1

Активное развитие

2

Несложившееся развитие

3

Остановившееся развитие

Коэффицент развития: _______________________________________________



Предварительный просмотр:

Анкета № 3

Степень владения навыками самостоятельной работы

Критерии оценки

Самооценка

1

Работа с учебной, справочной, научно-методической литературой: подбор, анализ прочитанного, написание конспекта, тезисов.

2

Умение делать выводы по обзору литературы, выделять наиболее актуальные проблемы  развития детей.

3

Сохранение информационного материала в памяти, воспроизведение необходимой информации по памяти.

4

Выделение главных, ключевых понятий в любом информационном материале, составление опорных схем изученной темы.

5

Самостоятельное усвоение педагогических и психологических понятий с помощью справочных материалов.

6

Систематизация, группировка изученных фактов, составление схем, графиков, таблиц.

7

Умение высказывать обоснованное суждение по проблеме, аргументировано доказать или опровергнуть суждение.

8

Самостоятельное выделение проблемы, теоретических и практических задач ее изучения.

9

Самоконтроль и самоанализ собственных действий при выполнении различных  заданий.

10

Умение ставить цель, планировать свою работу, выделять время для работы по самообразованию.

Условные обозначения степени владения теми или иными навыками:

+   владею свободно,

?   владею посредственно, вызывает затруднение,

!   не владею.



Предварительный просмотр:

Алгоритм составления плана по самообразованию

На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой  проблемой. В плане указываются:

  • название единой методической темы школы;
  • тема самообразования;
  • актуальность;
  •  цель; 
  •  задачи;
  • основные направления реализации плана;
  • сроки реализации;
  • прогнозируемый результат;
  • способ демонстрации результата проделанной работы;
  • оценка эффективности запланированных мероприятий;
  • форма отчета по проделанной работе.

Примерный план работы педагога над темой самообразования.

Этапы

Содержание работы

Сроки

I. Диагностический

Анализ затруднений.

Постановка проблемы.

Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта.

I год работы над темой.

II. Прогностический

Определение цели и задач работы над темой.

Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

Прогнозирование результатов.

I год работы над темой.

III.Практический

Внедрение ППО, системы мер, направленных на решение проблемы.

Формирование методического комплекса.

Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов.

Корректировка работы.

II год; (III), (IV).

IV. Обобщающий

Подведение итогов.

Оформление результатов работы по теме самообразования.

Представление материалов.

III год, (IV), (V).

V. Внедренческий

Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.

Распространение.

В ходе дальнейшей педагогической деятельности.

Необходимость введения графы "Год работы над темой": позволяет отследить на каком этапе работы над темой находится педагог и, если требуется, оказать соответствующую методическую помощь, определить виды деятельности в реализации темы в течение конкретного учебного года. 

План самообразования по форме:

Ø  Выбора темы.

Ø Цель и задачи работы над темой, сроки.

Ø Анализ состояния вопроса по литературным источникам, имеющегося опыта по решению проблемы.

Ø Какая предусмотрена (или реализуется) система мер для решения педагогом проблемы в конкретных условиях. Какой предполагается результат и форма его представления.

Этапы

С/образо-

вания

 

 

Содержание деятельности

 

 

Сроки

 

           Подведение

               итогов

1.

Поиск и составление списка литературы по теме с/образования(список пополняется в течение времени с/образования

сентябрь

МО, беседа

с руководителями школы

2.

Изучение состояния выбранной проблемы с позиции теории и передовой педагогической практики. (Посещаются уроки, анализируется литература, проводится анкетирование и тестирование учащихся и учителей.)

октябрь

декабрь

МО, беседа с руководителями

школы

 

3

Проектирование собственного педагогического поиска. (Определяются вопросы, цели, над которыми будет осуществляться работа, проектируется ожидаемый результат, разрабатываются критерии достижения целей, намечаются этапы продвижения в поиске.) Консультации у руководителей районных МО.

январь

 Методсовет, МО

4

Опытно-экспериментальная проверка своего с/образовательного проекта на базе классов, где работает учитель. (Приглашает коллег для анализа, проводит срез работ по целям с/образования, фиксирует результаты в сравнительных таблицах, приходит к выводу – то ли получено, что планировано было получить.)

январь

февраль

Открытые уроки, собеседования с коллегами, руководителями школы, МО

5

Рефлексия. Оформление и представление результатов с/образования в виде методических рекомендаций, дидактических разработок, планов, реферата и т.д.

апрель май

Выступление на научно-практической конференции школы,  методсовете, МО

 Примерный план отчета.

Примерный план отчета по работе над темой самообразования в период реализации мероприятий практического этапа:

 Ф.И.О.

учителя

Должность,

Предмет

Тема самооб-разования

Год работы

Над темой

Этапы профессионального развития

Развитие своего опыта

Освоение чужого опыта

Освоение научной разработки

Создание новой практики через эксперимент

 


Предварительный просмотр: