4.1 Одарённые дети

Гизатулина Начия Аминовна

Одаренных детей много или мало? На этот вопрос можно ответить по- разному. Есть высокоодаренные дети, о которых говорят: «талант всегда пробьет себе дорогу». Есть очень способные от рождения, которые могут многого добиться, но при поддержке взрослых. Таких детей немало. Главное – заметить и поддержать их. Еще Сократ говорил: «В каждом человеке есть солнце, и наша задача – чтобы это солнце не погасло».

1.Сайт ​МО "Интеллект" ООДО "МАН "Интеллект будущего" 

https://nsportal.ru/site/intellekt  

2. Команда "Звёздочки Ямала".

https://www.youtube.com/watch?v=A8RTeqMhNbI

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гизатулина Начия Аминовна, 

учитель высшей категории, Почетный работник

общего образования Российской Федерации 

учитель начальных классов, методист

МБОУ СОШ № 3 г. Салехард

E-mail:gizatulina62@mail.ru

Как выявить детскую одарённость…

Одаренных детей много или мало? На этот вопрос можно ответить по- разному. Есть высокоодаренные дети, о которых говорят: «талант всегда пробьет себе дорогу». Есть очень способные от рождения, которые могут многого добиться, но при поддержке взрослых. Таких детей немало. Главное – заметить и поддержать их. Еще Сократ говорил: «В каждом человеке есть солнце, и наша задача – чтобы это солнце не погасло».

Интерес к одаренности как явлению  в настоящее время очень высок, и это объясняется как общественными потребностями, так и требованиями, сформулированными во ФГОС НОО (Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования). Поэтому, выявление, обучение и воспитание одаренных детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования.

Сегодня актуальна потребность общества в формировании неординарной творческой личности. Современная образовательная ситуация требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения. И именно одаренные люди способны внести свой значительный вклад в развитие современного общества.

Основная идея нашей школы - объединение усилий педагогов, родителей, творческой общественности, с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала детей.

Актуальность проблемы–в необходимости поддержки прав одаренных и талантливых детей на полноценное развитие и реализацию их одаренности. Этому способствует отлаженная система выявления   одаренных и талантливых детей, диагностика потенциальных возможностей детей, анализ особых успехов и достижений каждого такого ученика, создание банка данных по талантливым и одаренным детям, преемственность в повседневной работе с ними

Мы определили цели работы с одаренными детьми:

  1. Выявление одаренных детей.
  2. Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также

просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии из способностей

Принципами  работы педагога с одаренными детьми мы считаем такие:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип создания условий для совместной работы учителя и учащихся при минимальном участии учителя;

 При этом очень важно осознавать условия успешной работы

с одаренными учащимися:

-  Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

-  Создание и постоянное совершенствование методической системы

работы с одаренными детьми.

Необходимо использовать различные формы внеклассной и внешкольной работы для выявление одарённых детей: олимпиады, интеллектуальные и творческие конкурсы, командные турниры «Знайка», «Мир вокруг нас», квесты,  мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей,  спортивные соревнования.

Работа с родителями одаренных детей также повышает эффективность

работы учителя. Нами используются такие её формы:

-   психологическое сопровождение родителей одаренного ребенка;

-  оказание помощи в организации совместной проектной деятельности одаренного ребенка и родителей;

-   поддержка и поощрение этих родителей на уровне школы.

Работа в 1 классе направлена на выявление одарённых детей. Это продолжительный, сложный процесс, направленный на выявление специальной одарённости ребёнка и основанный на следующих принципах, реализуемых в практической деятельности.

Я начинаю проводить эту работу в 1 классе.  Разрабатываю план работы с одаренными детьми на учебный год, составляю базу одаренных детей, готовлю диагностические материалы (анкеты для родителей, тесты для учащихся, карты наблюдений и др.), провожу родительское собрание «Роль семьи в развитии

познавательных стратегий одаренных детей». Провожу комплексный характер оценивания. Веду наблюдение за поведением и деятельностью ребёнка на уроках, во внеурочное время. Провожу беседу с родителями с целью выявления интересов обучающегося. Подключаю к данной работе психолога школы.

 В начальной школе работа с учащимися, обладающими высокими

интеллектуальными способностями, ведется в  трёх направлениях:

исследовательская деятельность, проектная  и учебная деятельность. Выявляю группы

детей, с которыми,  работаю в течение всего учебного года.

Одной из форм организации внеклассной работы являются интенсивные школы. В  школе действуют две большие плошадки: «Школа проектной деятельности», «Школа юного исследователя». Целью этих школ является создание условий для зарождения интереса к исследовательской и проектной деятельности и выявление одарённых детей. Такие школы у нас проходят в дни школьных каникул.

Краткая форма Программы Интенсивной школы «Школа юного исследователя»

Тема занятия

Форма проведения

 Эврикум.  Обычная стирка. История и химия. Экология. Исторические факты.

групповое  исследование, мозговой штурм, исследовательская деятельность,

Эврикум.  Семь чудес звуков. Музыка, краеведение.

 Интеллектуальная игра «Мир вокруг нас»

Игра командная

Квест ЭРА (Экология. Активность. Развитие)

Игра  командная

Защита исследовательских работ.

Конференция

Рефлексия.

Цели и задачи

Цель:   образовательной программы интенсивной школы «Школа юного исследователя» является создание условий для зарождения интереса к исследовательской деятельности.

Задачи программы:

  • Развивать УУД;
  • Формировать умений проводить эксперименты, анализировать, представлять результаты своей деятельности;
  • Развивать творческого потенциала, познавательной активности  учащихся;
  • Совершенствовать умения решать исследовательские задачи;
  • Развивать умения работать в коллективе, нести ответственность за результаты своего труда.

Актуальность, педагогическая целесообразность

Программа интенсивной школы ориентирована на современное содержание образования, направлена на выявление одаренных детей.

 Программа:

  • направлена на формирование познавательной мотивации, определяющей установку на продолжение образования;
  • направлена на овладение опытом самоорганизации, самореализации, самоконтроля;
  • Программа интенсивной школы составлена из материалов, не получивших свое отражение в программах общеобразовательных предметов в средней школе, а также предусматривает включение следующих развивающих направлений: овладение навыками и умениями решения экспериментальных  задач, овладение способами учебно-исследовательской деятельности Программа обеспечивает возможность индивидуального образовательного маршрута через организацию различных форм индивидуального и коллективного участия.

В марте 2016 года начала работать федеральная экспериментальная площадка ОМАН «Интеллект будущего» при участии Российской академией образования «Психолого – педагогические условий для развититя детской одарённости в общеобразовательном учреждении», а уже в апреле открыто местное отделение ДОО МАН «Интеллект будущего».  

На данный момент большое место в  работе с одаренными детьми

занимает составление портфолио каждого учащегося в отдельности. Это

позволяет наблюдать развитие детей во времени, корректировать

воспитательный и образовательный процесс в соответствии с особенностями развития учащихся. В конце учебного года я оформляю  портфолио одаренных детей по итогам обучения.

Организуя эту работу, мы сформулировали предполагаемые ожидаемые результаты:

  1. Создание банка данных, включающих в себе сведения о детях с различными типами одаренности.
  2. Разработка и реализация специализированных, индивидуальных и дифференцированных программ поддержки и развития одаренных детей,

создание системы взаимодействия с дошкольными учреждениями, начальной и средней школой, учреждениями дополнительного образования, родителями учащихся.

  1. Использование системы диагностики для выявления и

отслеживания различных типов одаренности.

  1. Разработка системы подготовки педагогов для целенаправленной работы с детьми, склонными к творческой, интеллектуальной, художественно-эстетической и исследовательской деятельности.
  2.  Обобщение и систематизация материалов педагогической

практики.



Предварительный просмотр:

Местное отделение " "Интеллект"

 как условие для развития детской одарённости

Гизатулина Начия Аминовна,

МБОУ СОШ № 3, Г. Салехард

учитель начальных классов

высшей категории

        Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одаренных детей. Это важно, прежде всего, потому, что полное раскрытие способностей и таланта каждого ребенка значимо не только для него самого, но и для общества в целом. Именно талантливые дети и молодежь обеспечивают тот потенциал страны, который позволяет ей делать качественный скачок в экономической и социальной сфере.

Актуальность проблемы заключается в необходимости поддержки прав одаренных и талантливых детей на полноценное развитие и реализацию их одаренности.

В рамках реализации Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России» с 1 марта 2016 года по заключению Экспертного совета по экспериментальной работе Малой академией наук «Интеллект будущего» (Москва-Обнинск) муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя школа №3» г. Салехард присвоен статус федеральной экспериментальной площадки второй модели общероссийской Малой академии наук «Интеллект будущего» при участии Российской академии образования по теме: «Психолого – педагогические условия для развития детской одарённости в общеобразовательном учреждении».

Для эффективной работы экспериментальной площадки были разработаны основные направления деятельности:

  1. Создание информационной базы современных передовых технологий обучения одаренных школьников;
  2. Создание системы работы с одаренными и способными детьми;
  3. Разработка новых форм и приемов обучения одаренных детей;

С  1 апреля 2016 года  в школе функционирует  местное отделение «Интеллект» Общероссийской детской общественной организации «Малая академия наук «Интеллект будущего», членами которого являются педагоги школы,  обучающиеся 1 -11 классов и их родители.

Цель работы местного отделения «Интеллект» - организация и координация научной, творческой, образовательной и культурной деятельности в   интересах творческого, интеллектуального и духовного развития детей.

Освоение детьми и подростками навыков проектного мышления и деятельности обеспечивается через включение в современные образовательные практики – интенсивные каникулярные профильные школы («Школа юного исследователя «Совёнок»», «Школа проектной деятельности»),  направленные на получение основ проектной деятельности, практического освоения методов исследовательской деятельности, получение навыков взаимодействия с группой и т.д.

Ежегодной традицией школы является проведение региональной научно – исследовательской конференции обучающихся «Шаги в науку», в которой принимают участие юные интеллектуалы городов Салехарда, Лабытнанги, Тарко –Сале, с. Яр-Сале, п. Белоярск  и г. Омска.. За три года в работе конференции приняли участие 242 обучающихся  1-11 классов.

    Результатом совместного сотрудничества с Малой Академией наук, реализации экспериментальной деятельности являются положительные результаты участия обучающихся в научно – исследовательских конференциях, так в 2018, 2019 годах:

- городская конференция «Ступень в будущее»: 4 победителя, 7 призёров;

- муниципальный этап олимпиады по краеведению и родным языкам: 2 победителя, 1 призёр;

-  VII Ямало-Ненецкий окружной тур Всероссийских юношеских чтений им. В.И. Вернадского – 1 победитель, 1 лауреат 2 степени;

- Окружная конференция «Ступень в будущее» -1 победитель, «Юниор» - 2 призёра;  

- Всероссийская очная конференция «Юный исследователь» (г. Обнинск)- 2019:  победитель  – 1 чел.,    лауреат  1 степени – 6 чел., лауреат 2 степени – 7 чел.

С 2017 года на базе МБОУ СОШ №3 для обучающихся школ города проводится городской  интеллектуальный фестиваль «УМКА». Данное мероприятие это:  возможность окунуться в увлекательный мир науки и приобрести бесценный опыт интеллектуальных состязаний для учеников начальной школы. В программе  фестиваля -  командные игры, тест – рейтинговые олимпиады, командообразующие квесты, мастер классы для учащихся и педагогов. Фестиваль  способствует  качественному скачку в развитии ребят. И этот опыт вносит ценный вклад в формирование личности младших школьников, способствует их интеллектуальной активности, готовности к самоизменению и творческой деятельности.

Педагоги школы представляют опыт своей работы на страницах электронных и печатных изданий, в рамках межмуниципального сотрудничества с городом Лабытнанги, на педагогических семинарах в г.  Обнинск, на Всероссийском форуме «Педагогический олимп».

Сложившаяся практика создаёт устойчивые условия для поддержки и развития одарённых детей, оказывает положительное влияние на формирование активной жизненной позиции, положительного имиджа обучающихся в молодёжной и родительской среде.

Этапы развития и обучения одаренных школьников в рамках эксперимента:

 Школа 1 ступени обучения – уроки творчества, работа в кружках (интеллектуальных, художественных, технического творчества), развивающие экскурсии, творческие конкурсы, интеллектуальные игры и др. Вводятся элементы обучения по индивидуальным программам.

Школа 2 ступени обучения (V – VIII классы) – расширяется тематика кружков и секций при школе, проводятся факультативы, значительную роль играет обучение по интегрированным и индивидуальным  программам.

Школа 3 ступени обучения (XI – XI классы) – акцент работы с одаренными детьми смещается в сторону работы по индивидуальным программам. Формируются профильные классы,  элективные курсы. Основную роль  внешкольного обучения и развития одаренных детей выполняют научное общество, кружки, проектные группы.              

Куратор образовательной практики: Гизатулина Начия Аминовна, муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3»

Контактная информация:

Адрес: 629008, Ямало–Ненецкий автономный округ, г. Салехард, ул. Титова, д.19.

Телефон: 8 (349 22) 33722

E–mail: sh3@edu.shd.ru 

Официальный сайт: http://shd3school.ru 


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: