инновационный педагогическогий опыт

Акмайкина Людмила Николаевна

«Развитие потребности личности учащихся  в самореализации и самоактуализации на уроках музыки»

 

 

Актуальность. В настоящее время в обществе осознана необходимость самореализации и самоактуализации, которые, прежде всего, связаны с деятельностью личности, направленной на самосознание своего ценностного содержания, творческое активное самоосуществление в процессе жизненного самостроительства, создание индивидуальной «жизненной трансперспективы».

Самореализация – это потребность человека в развитии и реализации своей личности, потребность максимально реализовать свои таланты на благо себя и людей.

В президентской инициативе «Наша новая школа» отмечено: «…целесообразно поддерживать творческую среду, обеспечивать возможность самореализации учащимся каждой общеобразовательной школы». Достижение таких результатов в практике конкретных образовательных учреждений должно основываться на передовых достижениях отечественной психолого-педагогической науки.

Концептуальность. В философско-методологическом и культурологическом аспектах теория саморазвития и самоактуализации личности развивается в работах как зарубежных (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Э.Фромм, А.Адлер и др.), так и отечественных ученых (Л.И. Антропова, Л.Г. Брылева, И.А. Витин, Н.Л. Кулик, К.Ч. Мухаметджанова и др.).

Общепризнанно, что основой, определяющей интенсивность и направление развития личности, являются ее потребности. Но для того, чтобы реализовать высшие потребности – в самореализации и самоактуализации, необходимо сначала реализовать потребности, по формулировке А. Маслоу, более «низких уровней».

При этом, следует иметь ввиду, что формы и объем потребностей каждого ребенка разняться. Поэтому, важной представляется определять индивидуальные формы и объем потребностей ребенка. Чтобы преодолеть эту ступень на пути к самоактуализации, мне необходимо ответить на ряд простых вопросов:

1. В котором часу ложатся спать учащиеся класса и когда они просыпаются?

2. Успевают ли ваши учащиеся позавтракать? Хватает ли им времени, чтобы пообедать в школьной столовой?

3. Контролируете ли вы утомляемость учащихся на уроке? Даете ли им возможность передохнуть? Соизмеряется ли сложность материала с возможностями учащихся?

Изучив ответы на вышепоставленные вопросы, пришла к выводу, что высшие потребности самореализации детей развиты лишь частично и для более полной их реализации необходимо брать за основу предметы эстетического цикла, а именно музыку.

Педагогическая идея. Музыка способствует общему   развитию психических свойств и чувств, через которые происходит развитие высших потребностей.

Таким образом, была определена цель: Используя потенциал уроков музыки развить в учащихся потребность в самореализации и самоактуализации.

Становятся актуальными  задачи:

– через музыку помочь подростку узнать и познать себя как неповторимую личность;

– развить способности целостного, гармоничного восприятия действительности, нравственного, духовного мира путем активизации эмоционально-чувственной сферы;

– обеспечить психологическую адаптацию к музыке как виду искусства и предмету обучения;

– развить практических умений общения с музыкой; обогащение знаниями, стимулирование положительной мотивации, приводящей к потребностям самореализации и самоактуализации личности учащегося.

Была разработана модель самоактуализации личности. Аспекты данной модели следующие:

1. Приведение класса к состоянию «здесь и сейчас». Реализуется через такие методы, как «ассоциирование». Например, это вопросы «Что вы сейчас слышите?», «Что вы сейчас чувствуете?», «Что вы сейчас видите?»

2. Мотивация группы на получение конкретного знания.

3. Диагностика психоэмоциональной готовности класса на получение конкретного знания.

4. Мероприятия по обретению ресурсного состояния сознания.

5. Первоначальный срез знаний.

6. Знакомство с темой (опора на работу правого полушария головного мозга).

7. Индивидуальная и групповая рефлексия.

8. Повторный срез знаний.

9. Повторная диагностика психоэмоционального состояния.

10. Коррекция проделанной работы и психоэмоционального состояния.

11. Проверка уровня полученного знания.

12. Групповая рефлексия.

Для того чтобы добиться успеха в обучении необходимо понимание мыслей и чувств ребенка.

Оптимальность и эффективность средств. С этой целью использую методику:

«Уровни мыслительной деятельности»: узнавание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка

В технологичном обучении необходимо стремиться к освоению уровня знания-применения и знания-трансформации.

            Чтобы добиться успеха в обучении необходимо понимание внутреннего мира ребенка. Для достижения задач использую методические приёмы: речевые упражнения, поэтическое музицирование, музыкально-двигательные упражнения, игры с инструментами К. Орфа, элементарный музыкальный театр.

Использование данных методов, технологий позволяет научить ребёнка контролировать собственное эмоциональное состояние, справляться с тревожностью, неуверенностью в себе, усталостью. Уроки музыки ориентированы не на сумму знаний, обучение основам музыкальной грамоты, сольфеджио, не на приобщение к какому-либо виду музыкальной деятельности, а на развитие потребности личности в самореализации и самоактуализации.  

Результативность опыта. Развитие творческих способностей и художественных ценностей детей реализуется и во внеурочное время в рамках социального проекта «У родных истоков». Основная цель проекта - формирование эмоционально-ценностного и эстетического отношения к миру и самому себе на основе опыта, заложенного в народном творчестве.   Являясь руководителем  вокально-музыкального ансамбля «Радуга». Ансамбль  дипломант 3 степени республиканского конкурса патриотической песни «Я люблю тебя, Россия», участник республиканского форума «Одаренные дети».

        Проявившийся у школьников  интерес к музыкальному искусству, привел к созданию школьного вокального ансамбля  - «Родники». Ансамбль исполняет мордовские и русские песни с ладовыми, тембровыми, ритмическими особенностями. В 2009 году ансамбль участвовал на Всероссийском конкурсе эстрадной мордовской песни «Од вий». Дебют молодого коллектива прошел успешно. В нынешнем году участники ансамбля продолжают свою работу в проекте.

Тиражирование. В сборниках республиканских, российских и международных научно – практических конференций отражены выступления моего педагогического опыта. В газетах Республики Мордовия «Сударыня», «Известия Мордовии», «Диагональ» ярко показаны достижения моих учеников по результатам муниципальных и республиканских музыкальных конкурсов.

Создание педагогических условий для развития у учащихся  эмоционально-чувственной сферы, благоприятно влияет на  формирование общекультурной компетенции выпускников, выражающейся в творческих способностях к самореализации личности.