Кружковая работа

Акмайкина Людмила Николаевна

Пояснительная записка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

         

Актуальность программы детского хорового коллектива «Мелодия» заключается в том, что она направлена на создание условий для реализации творческих способностей каждого ребенка, дает  возможность каждому проявить себя, почувствовать успешным.

Помимо этого, программа предусматривает развитие музыкальных и творческих способностей детей, певческих данных, общей музыкальной культуры, культуру поведения в обществе.

Хоровое пение – занятие коллективное. Выступление –  результат творческих усилий коллектива. Занятия в хоре могут и должны воспитывать у школьников такие ценные качества, как коллективизм, способность  чувствовать и ценить красоту  настоящей дружбы и товарищества, требовательность к себе  и другим. Здесь дети начинают учиться самодисциплине.

Вся организация работы в хоровом коллективе должна помочь  школьникам осознать, что занятия искусством – это не только удовольствие, но и труд, труд творческий, требующий настойчивости, готовности постоянно расширять свои знания и совершенствовать умения. Одновременно надо воспитывать у кружковцев стремление к творческой отдаче полученных знаний, общественную активность.

Программа включает в себя блоки занятий, направленные на развитие голоса, расширение певческого опыта детей, что является продолжением традиций, заложенных в программах данного вида, рекомендованных для системы дополнительного образования. В тоже время, программа включает репертуар, необходимый для организации воспитательного процесса школы. Он предназначен для исполнения на общешкольных праздниках, выездных выступлениях. Условия школы требуют исполнения произведений караоке, поэтому в программу включен репертуар, имеющий механическую запись. Во время занятий развитие голоса проводится с использованием «живого» аккомпанемента.

Цель программы: создание условия для самореализации личности через  музыкально-эстетическое воспитание обучающихся.

Для достижения этой цели выделяются следующие задачи:

- создание условий для приобретения навыков коллективного пения, способов управления своим голосом;

- формирование у обучающихся культуры общения и поведения в социуме путем подъема и развития хоровой культуры;

- создание условий для  развития голосового аппарата, музыкальных и творческих способностей; деловых качеств: ответственности, социальной активности, аккуратности.

Результат достигается при помощи использования высокохудожественного репертуара, соответствующего возрасту обучающихся, проведению коллективных занятий, выступлений, которые дисциплинируют, объединяют, помогают раскрыться учащимся.

Программа рассчитана на 4 года, адресована детям среднего школьного возраста – мальчикам и девочкам 12 лет. Комплектование группы происходит без предъявления особых требований к знаниям и подготовке обучающихся. Главное – желание принимать участие в коллективном пении. Набираются дети одного класса, либо одной параллели без отбора. Состав группы постоянный, допускается прием в коллектив учащихся других классов по  желанию без специального отбора. Состав коллектива – одногодки, допускается  +, – 1 год. Занятия групповые (занимаются все учащиеся вместе).

Программа занятий детского хорового коллектива «Мелодия» рассчитана на 34 часа в  год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.

Результативность:

пройдя обучение по программе «Мелодия» обучающиеся получат:

- широкий спектр информации эстетического содержания;

- комплекс знаний и навыков по хоровому пению;

- практические навыки для самостоятельного исполнительства;

- знания по музыкальной культуре и истории;

- знания и умения, которые в дальнейшем он сможет применить во взрослой жизни (умение наладить контакт с другим человеком и коллективом, раскрыть свои творческие возможности и применить их на деле, общаться с аудиторией, не теряться в различных жизненных ситуациях и т.д.).

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

В процессе занятий используются следующие методы: наглядно-слуховой, наглядно-зрительный, метод самоконтроля, словесные  (рассказ, объяснение, беседа), практические (исполнение упражнений, песенного материала, участие в концертах и т.д.).

На занятиях используются фонограммы песен, наглядный материал к песенному репертуару, репертуарные сборники современных, зарубежных композиторов.

Для реализации программы необходимо наличие помещения с инструментом, аудиоаппаратурой. По программе могут работать специалисты, имеющие музыкальное образование, владеющие музыкальным инструментом, техникой дирижирования хором, вокальной подготовкой.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

а) ДЛЯ ПЕДАГОГА:

Агапова И.А., Давыдова М.А. 30 музыкальных занятий. – М.,2002.

Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта.– М.:Владос, 2000.

Блейз О.С. Все о музыке.– М., 2001.

Дмитриева Л.Г.,Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе.– М., 2000.

Емельянов В.В. Развитие голоса.– СПб.:Издательство «Лань», 2003.

Далецкий О.В. Обучение пению.– М, 2003.

Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей.– Ярославль, 1997.

Никитина Л.Д. История русской музыки.– М., 2000.

Няруй С. Праздник тундры. – Салехард, 1997.

б) ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ И РОДИТЕЛЕЙ:

Блейз О.С. Все о музыке.– М., 2001.

Гримшоу К. Музыка. – М., 1999.

Детская музыкальная энциклопедия.– М., 2002.

Лидина Т. Я умею петь.– Ростов н/Д, 2000.

Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей.– Ярославль, 1997.

ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

1        Текущий        Отслеживание результатов  усвоения учащимися знаний, умений и навыков, полученных в ходе занятия.        Наблюдение, фронтальный и индивидуальный опрос.        Каждое занятие

2        Промежуточный        Отслеживание результатов  усвоения учащимися знаний, умений и навыков, полученных по определенной теме.        Наблюдение, фронтальный и индивидуальный опрос, индивидуальные и групповые зачеты (по муз. репертуару)        Последнее занятие по каждой теме.

3        Итоговый        Выявление уровня теоретических знаний.        Тестирование        Итоговое занятие на 3,4 годах обучения – тестирование

Программа включает в себя:

Учебно-тематический план; содержание учебной программы; знания, умения и навыки по каждому году обучения (Приложение 1);

Тест 3 год обучения; тест 4 год обучения (Приложение 2).



Предварительный просмотр:

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

  • Приобрести навыки коллективного пения;
  • привить любовь к  пению;
  • развитие деловых качеств: ответственности, аккуратности;
  •  привить навык самоконтроля за своим пением.

                                 ТЕМА

Кол-во часов

Всего

Практика

Теория

1

 Организационное занятие. Вводный инструктаж по ТБ и ОТ.

1

0

1

2

Основные правила вокально-хорового пения.

3

1

1

2.1

В гости к музыке (советы желающим войти в мир музыки).

1

2.2

Что такое петь хором?

1

2.3

Мы учимся петь.

1

3

Певческая установка.

3

2

1

3.1

«Петь приятно и удобно» Л. Абелян

1

3.2

Как петь сидя и стоя.

2

1

1

4

Дыхание.

2

1

1

4.1

Вдох и выдох в пении.

1

4.2

Учусь дышать правильно. Тренировка нижнереберного диафрагмального дыхания.

1

5

Дирижерский жест.

2

1

1

5.1

Я хочу стать дирижером.

1

5.2

Что такое «та» и «ти»?

1

6

Звукообразование.  

4

3

1

6.1

Звуки музыкальные и шумовые.

1

6.2

Звуки гласные и согласные в пении.

1

6.3

Артикуляция.

1

6.4

Высота звука и звуковысотный слух.

1

7

Дикция.  

2

1

1

8

Скороговорка

2

1

1

9

Фразировка.

4

3

1

9.1

Что такое фраза?

1

9.2

Поиск выразительности фразы.

1

9.3

Понятие о мелодии.

1

9.4

Двухголосная мелодия.

1

10

 Строй и ансамбль.

6

4

2

10.1

Что такое петь вместе.

2

10.2

Унисон.

2

10.3

Вместе весело петь.

2

11

Охрана детского голоса.

2

1

1

12

Экскурсии

1

13

Выступления на школьных праздниках

2

                                                                        Всего:

34

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ.

1 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Тема 1. Организационное занятие, вводный инструктаж по ОТ и ТБ.

Теория. Знакомство с кружковцами. Беседа о целях и задачах занятий по программе, инструктирование учащихся.

Тема 2.  Основные правила вокально-хорового пения.

Теория. Беседа о том, как нужно беречь голос, о певческой посадке и постановке корпуса.

Практика. Упражнения.

Формы контроля над результатами обучения: Устное оценивание

Тема 3. Певческая установка.

Теория. Беседа о правильном положении корпуса во время пения, сидя и стоя.

Практика. Упражнения, исполнение певческого репертуара.

Тема 4. Дыхание.

Теория. Беседа о певческом дыхании, его особенностях и способах тренировки.

Практика. Тренировочные упражнения.

Тема 5. Дирижерский жест.

Теория. Показать учащимся необходимость внимательно следить за рукой дирижера, отработать пение с дирижерским жестом песенного материала.

Тема 6,7,8,9. Звукообразование. Дикция. Скороговорка. Фразировка.

Теория. Беседа о том, как ясно и четко выговаривать слова песен, упражнений, правильно формировать гласные и четко произносить согласные. Учить правильной необходимой активности артикуляционного аппарата. Пояснить необходимость осознания фразы для ее правильного, художественного исполнения.

Практика. Вокально – хоровая  работа над репертуаром.

Тема 10. Строй и ансамбль.

Теория. Беседа о том, что необходимо при исполнении произведений слушать других исполнителей, стараться петь в унисон со своей партией.

Практика. Упражнения, песенный материал.

Тема 11. Охрана детского голоса.

Теория. Беседа о правилах сохранения детского голоса.

Практика. Упражнения.

ЗУН 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

  • Знание и навык правильной певческой постановки корпуса (сидя и стоя);
  • отличие певческого дыхания и обиходного, навык нижнереберного диафрагмального дыхания;
  • умение петь вместе, ориентируясь на дирижерский жест; вместе вступать и заканчивать фразу.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

  • Научить управлять своим голосом во время коллективного пения;
  • формировать культуру поведения в социуме;
  • развитие деловых качеств: ответственности, социальной активности, аккуратности.
  • развитие певческого голоса;
  • формирование навыка двухголосного пения.

                                 ТЕМА

Кол-во часов

Всего

Практика

Теория

1

 Организационное занятие. Вводный инструктаж по ТБ и ОТ.

1

0

1

2

Правила вокально-хорового пения.

3

2

1

3

Дыхание.

6

6

0

3.1

Отличие певческого и обиходного дыхания.

2

3.2

Тренировка певческого дыхания. Задержка дыхания.

2

3.3

«Цепное» дыхание.

2

4

Музыкальная грамота

17

10

7

4.1

Что такое нота? Ручные знаки.

3

4.2

Звукоряд. Скрипичный ключ.

3

4.3

Такт и тактовая черта. Пение по нотам.

3

4.4

Лады.

2

4.5

Длительности нот.

2

4.6

Гамма.

2

4.7

Сочиняем сами.

2

5

Развитие голоса.

26

20

6

5.1

Гласные звуки. Правильное положение рта при пении гласных.

6

5.2

Звуки гласные и согласные в пении. Вокализ.

4

5.3

Артикуляционная гимнастика В.Емельянова.

6

5.4

Инотонационно-фонетические упражнения В.Емельянова.

4,6

5.5

Голосовые сигналы доречевой коммуникации.

4

6

Двухголосное пение.

8

6

2

6.1

Ритмическое двухголосие.

4

6.2

Канон в народной песне.

2

6.3

Двухголосная мелодия.

2

7

Исполнительские задачи хора.

4

2

2

7.1

Концентрация на исполнительских задачах.

2

7.2

Устранение сценического волненения

2

8

Выступления на школьных праздниках

3

3

0

                                                                        Всего:

68

49

19

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ.

2 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Тема 1. Организационное занятие. Вводный  инструктаж по ТБ и ОТ.

Теория. Беседа о целях и задачах занятия в кружке на 2 году обучения. Проведение инструктажа  ОТ и ТБ.

Тема 2. Правила вокально-хорового пения.

Теория. Беседа о том, как нужно соблюдать правильную певческую установку при пении, сохранять дыхание на более продолжительных фразах, сознательно следить за кратковременной задержкой дыхания перед пением, сознательно следить за дыханием в песнях, исполняемых пиано и пианиссимо, при длительном ослаблении звучности. Менять характер дыхания в зависимости от характера песни или ее части.

Практика. Практические занятия и упражнения по закреплению навыка правильной певческой установки, певческого дыхания. Закрепления навыков на песенном материале.

Тема 3. Дыхание.

Теория. Рассмотреть разницу между певческим и обиходным дыханием.

Практика. Упражнения, тренирующие дыхание, отработка задержки дыхания и «цепного» дыхания.

Тема 4. Музыкальная грамота.

Теория. Помочь детям усвоить основные музыкальные понятия.

Практика. Сочинение попевок самостоятельно.

Тема 5. Развитие голоса.

Теория.  Освоение основными приемами певческого голоса через усвоение упражнений В.Емельянова.

Практика. Освоение системы упражнений ФМРГ.

Тема 6. Двухголосное пение.

Теория. Особенности пения на два голоса. Народные песни и двухголосие.

Практика. Разделение детей по голосам. Освоение навыков двухголосия через ритмическое двухголосие,  затем двухголосных мелодий.

Тема 7. Исполнительские задачи хора.

Теория. Советы по стилю поведения на сцене и перед выступлением.

Практика. Психологические тренинги для снятия стресса и приобретения навыков самообладания.

ЗУН 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

  • Навык правильной певческой постановки корпуса (сидя и стоя);
  • основы музыкальной грамоты;
  • умение петь вместе, ориентируясь на дирижерский жест;
  • исполнять свою партию в двухголосном произведении
  • умение сконцентрироваться на исполнении, не волноваться до и во время исполнения.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ 3 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

  • Учить управлять своим голосом во время коллективного пения;
  • формировать культуру поведения в социуме, на сцене;
  • развитие певческого голоса;
  • формирование навыка двухголосного пения;
  • развитие деловых качеств: ответственности, социальной активности, аккуратности.
  • развитие творческих способностей обучающихся.

                                 ТЕМА

Кол-во часов

Всего

Практика

Теория

1

 Организационное занятие. Вводный инструктаж по ТБ и ОТ.

1

1

0

2

Правила вокально-хорового пения.

3

3

0

3

Тембр и резонаторы

2

1

1

4

Развитие голоса

28

24

4

4.1

Артикуляционная гимнастика В.Емельянова.

4

4.2

Интонационно-фонетические упражнения В.Емельянова.

4

4.3

Голосовые сигналы доречевой коммуникации.

2,6

4.4

Тренировка нефальцетного регистра

4

4.5

Переход из грудного регистра в фальцетный.

4

4.6

Тренировка фальцетного регистра

4

4.7

Певческое вибрато – развитие механическим путем.

4

5

Двухголосие в современной песне.

7

5

2

5.1

Разучивание партий.

2

5.2

Пение гармонических аккордов и интервалов

2

5.3

Двухголосие.

6

6

Музыкальная грамота

12

10

2

6.1

Ритм и ритмический слух

3

6.2

Ручные знаки и звуковысотный слух.

3

6.3

Мажор и минор.

3

6.4

Самостоятельное музицирование.

3

7

Охрана детского голоса. Заболевания голосового аппарата

3

1

2

8

Музыкально-образовательные беседы.

4

1

3

8.1

Мужские голоса.

2

8.2

Женские голоса

2

9

Участие в концертах.

7

7

0

10

Итоговое занятие.

1

0

1

                                                                        Всего:

68

53

15

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ.

3 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Тема 1. Организационное занятие. Вводный  инструктаж по ТБ и ОТ.

Теория. Беседа о целях и задачах занятия в кружке на 2 году обучения. Проведение инструктажа  ОТ и ТБ.

Тема 2. Правила вокально-хорового пения.

Теория. Беседа о том, как нужно соблюдать правильную певческую установку при пении, сохранять дыхание на более продолжительных фразах, сознательно следить за кратковременной задержкой дыхания перед пением, сознательно следить за дыханием в песнях, исполняемых пиано и пианиссимо, при длительном ослаблении звучности. Менять характер дыхания в зависимости от характера песни или ее части.

Практика. Практические занятия и упражнения по закреплению навыка правильной певческой установки, певческого дыхания. Закрепления навыков на песенном материале.

Тема 3. Тембр и резонаторы.

Теория. Рассмотреть разницу между певческими голосами по тембрам.

Тема 4. Развитие голоса.

Теория.  Освоение основными приемами певческого голоса через усвоение упражнений В.Емельянова.

Практика. Освоение системы упражнений ФМРГ.

Тема 5. Двухголосие в современной песне.

Практика. Закрепление навыков двухголосия через ритмическое двухголосие,  исполнение гармонических комбинаций – аккордов, интервалов, затем двухголосных мелодий.

Тема 6. Музыкальная грамота.

Теория. Помочь детям усвоить основные музыкальные понятия, закрепить полученные ранее знания.

Практика. Сочинение попевок самостоятельно.

Тема 7. Охрана детского голоса. Заболевания голосового аппарата.

Теория. Советы по защите своего голоса. Беседа о возможных нарушениях голосового аппарата в результате перенапряжения.

Тема 8. Музыкально-образовательные беседы.

Теория. Информирование учащихся о различиях певческих голосов.

Практика. Слушание примеров  оперных голосов.

Тема 10. Итоговое занятие.

Практика. Проведение теста по результатам обучения 1-3 год.

Что должен знать и уметь участник хорового кружка 3 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

  • Навыки вокально-хорового пения;
  • основы музыкальной грамоты;
  • умение петь вместе, ориентируясь на дирижерский жест;
  • исполнять свою партию в двухголосном произведении
  • умение сконцентрироваться на исполнении, не волноваться до и во время исполнения.
  • исполнение  современных песен под минусовую фонограмму – одно- и двухголосно.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 4 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ 4 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

  • Учить управлять своим голосом во время коллективного пения;
  • формировать культуру общения, поведения в социуме, на сцене;
  • развитие певческого голоса;
  • развитие деловых качеств: ответственности, социальной активности, аккуратности.
  • развитие музыкальных и творческих способностей обучающихся.

                                 ТЕМА

Кол-во часов

Всего

Практи

ка

Теория

1

 Организационное занятие. Вводный инструктаж по ТБ и ОТ.

1

1

0

2

Правила вокально-хорового пения.

3

3

0

3

Развитие голоса

28

28

0

3.1

Артикуляционная гимнастика В.Емельянова.

2,6

3.2

Инотонационно-фонетические упражнения В.Емельянова.

4

3.3

Голосовые сигналы доречевой коммуникации.

4

3.4

Тренировка нефальцетного регистра

4

3.5

Переход из грудного регистра в фальцетный.

4

3.6

Тренировка фальцетного регистра

4

3.7

Певческое вибрато – развитие механическим путем.

4

4

Истоки народной культуры. Творчество композиторов Севера.

10

8

2

4.1

Творчество Ю.Юнкерова.

2

4.2

Творчество С.Няруя.

4

4.3

Музыка северных народов.

4

5

Современная песня.

10

8

2

5.1

Разучивание партий.

2

5.2

Пение гармонических аккордов и интервалов

2

5.3

Двухголосие в современной песне.

6

6

Музыкально-образовательные беседы.

4

1

3

6.1

Классическая музыка XIX века.

2

6.2

Музыка XX века.

2

7

Охрана детского голоса. 

5

3

2

7.1

Заболевания голосового аппарата.

2

7.2

Что такое мутация?

3

8

Участие в концертах.

4

4

0

9

Итоговое занятие.

3

2

1

                                                                        Всего:

68

58

10

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ.

4 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Тема 1. Организационное занятие. Вводный  инструктаж по ТБ и ОТ.

Теория. Беседа о целях и задачах занятия в кружке на 2 году обучения. Проведение инструктажа  ОТ и ТБ.

Тема 2. Правила вокально-хорового пения.

Практика. Практические занятия и упражнения по закреплению навыка правильной певческой установки, певческого дыхания. Закрепления навыков на песенном материале.

Тема 3. Развитие голоса.

Практика. Применение системы упражнений ФМРГ в процессе хорового пения.

Тема 4. Истоки народной культуры. Творчество композиторов Севера.

Теория. Знакомство с творчеством  Ю.Юнкерова, С.Няруя, особенностями северного фольклора.

Практика. Исполнение народных и композиторских песен Севера.

Тема 5. Современная песня.

Практика. Закрепление навыков двухголосия через ритмическое двухголосие,  исполнение гармонических комбинаций – аккордов, интервалов, затем двухголосных мелодий.

Тема 6. Музыкально-образовательные беседы.

Теория. Знакомство с основными направлениями в музыкальном искусстве XIX,  XX вв.

Тема 7. Охрана детского голоса.

Теория. Опасности мутационного периода. Как защитить свой голос.

Тема 9. Итоговое занятие.

Практика. Проведение теста по результатам обучения по программе.

ЗУН 4 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

  • Навыки вокально-хорового пения;
  • знания о культуре народов Севера, творчестве композиторов Севера;
  • практические навыки для самостоятельного исполнительства.



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

(повышения квалификации) специалистов

«Мордовский республиканский институт образования»

Кафедра педагогики, психологии и управления образованием

Индивидуальный курсовой проект

«Школьная модель внеурочной деятельности

и ее описание»

Выполнила: Акмайкина Л.Н., учитель музыки МБОУ    «Инсарская СОШ №2»  

Научный руководитель: Рамазанова В.Н.,  к.п.н., доцент кафедры педагогики,

психологии и управления образованием

Саранск 2014

Содержание:

  1. Введение

  2.   Описание модели внеурочной деятельности

  3.   Организация внеурочной деятельности

  5.   Ресурсное  обеспечение внеурочной деятельности

  6. Литература


Введение.

Социализация ребенка в настоящее время признается в качестве одной из главных задач российского образования. А это значит, что важно вовремя сориентировать ребенка в современной социокультурной среде, духовном, культурном наследии. Такая возможность общеобразовательным учреждениям предоставляется Федеральными государственными образовательными стандартами. Согласно им организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет рационально решать задачи воспитания и социализации детей.

В рамках реализации  целей и задач  федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)  внеурочная деятельность учащихся должна стать  неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности (кроме урочной), в которых возможно и целесообразно решение задач их развития, воспитания и социализации. 
       В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной,  организуемую во внеурочное время,  для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. 

Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются:  формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты,  олимпиады, соревнования,  исследования, общественно полезные практики и других.

Очевидны и преимущества в использовании внеурочной деятельности для закрепления и практического использования отдельных аспектов содержания программ учебных предметов, курсов.

 


Описание

модели внеурочной деятельности в МБОУ «Инсарская СОШ №2»

МБОУ «Инсарская СОШ №2» - это современное здание на 450 мест, построено по индивидуальному плану и  введенное в эксплуатацию 1 сентября 2003 года. В школе 20 класс-комплектов со средней наполняемостью 22 ученика.

Школа расположена в центре города. В городе находятся такие учреждения и организации как: Районный дом культуры, центральная и детская библиотеки, Дом детского творчества, школа искусств, спортивная школа, центр обслуживания ветеранов. Взаимодействие школы с данными организациями позволяет создать систему условий для организации внеурочной деятельности школьников.

Большинство родителей заинтересованы в получении детьми среднего образования. Они поддерживают идею школы о том, что дети должны интенсивно заниматься не только учебной деятельностью, но и внеурочной: спортом, туризмом, участием в клубах по интересам, поддерживать традиции школы.

Коллектив школы  стремится создать такую инфраструктуру полезной занятости учащихся во второй половине дня, которая способствовала бы обеспечению удовлетворения их личных потребностей. Дети идут на занятия по выбору в зависимости от своих интересов. Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать его интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.

Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в  нашем образовательном учреждении и предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие.

        Содержательное и методическое  обеспечение занятий  внеурочной деятельностью детей  обеспечивается основной образовательной программой, механизмом которой является план внеурочной деятельности. В нем обозначены направления внеурочной деятельности, регламентирован объем в рамках конкретных форм ее реализации по годам обучения.

Для реализации внеурочной деятельности педагоги  образовательного учреждения используют программы, разработанные педагогами школы и детского дома творчества получившие положительную экспертную оценку различного уровня.

                        

Направления внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность в МБОУ  «Инсарская  СОШ №2» организуется по следующим направлениям развития личности ребенка: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Внеурочная деятельность организуется на добровольной основе, а ее формами являются экскурсии, кружки, секции, «круглые столы», конференции, диспуты, школьное научное обществ, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и др.

В качестве главного целевого ориентира организации внеурочной деятельности в школе рассматривается содействие интеллектуальному, духовно-нравственному и физическому развитию личности   школьников, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению субъектного опыта участия и организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности.

Достижение цели основывается на таких методологических подходов, как гуманистический, системный, синергетический, деятельностный, квалиметрический, и в соответствии со следующими принципами:

1.     Принцип гуманистической направленности.

2.     Принцип системности.

3.     Принцип вариативности.

4.     Принцип креативности. 

5.     Принцип успешности и социальной значимости. 

Задачи:

·        создание широкого спектра форм внеурочной деятельности, обеспечивающего реализацию индивидуальных потребностей школьников;

- обеспечение благоприятной адаптации обучающихся к школе через включение в различные виды деятельности на основе их интересов, потребностей и способностей;

- развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям, формирование ценностного отношения к здоровью, здоровому и безопасному образу жизни;

- организация общественно-полезной и досуговой деятельности школьников в специально созданном участниками сетевого взаимодействия образовательном пространстве;

- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями в решении общих проблем;

- создание условий для эффективной реализации образовательных программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время.

План внеурочной деятельности учащихся 1-4 классов

МБОУ «Инсарская СОШ №2»

Направление внеурочной деятельности

Форма организации внеурочной деятельности

Классы
(количество часов)

1

2

3

4

Часы

спортивно-оздоровительное

Программа внеурочной деятельности «Разговор о здоровье»

6

6

6

6

24

Программа внеурочной деятельности «ИГРУСИЧИ»  - разучивание детских народных  и славянских игр

7

7

7

7

28

Программа внеурочной деятельности «Ритмика и танец»

5

5

5

5

20

Участие в общешкольном Дне здоровья

8

8

8

8

32

Спортивные игры и соревнования

7

7

7

7

28

духовно-нравственное

Программа внеурочной деятельности «Дорогою открытий и добра»

5

5

5

5

20

Программа кружка «Край родной познакомимся с тобой»

7

7

7

7

28

Программа внеурочной деятельности «Школа общения»

9

9

9

9

36

Походы и экскурсии по родному краю

5

5

5

5

20

Встречи с ветеранами ВОВ, труда, участниками боевых действий в «горячих точках»

7

7

7

7

28

общеинтеллектуальное

Клуб любознательных «Почемучка»

17

Программа внеурочной деятельности  «Эрудиты»

8

8

8

24

Клуб «Что? Где? Когда?» «Юный интеллектуал»

17

17

17

51

Программа внеурочной деятельности  «В гостях у сказки»

17

17

17

17

68

Мероприятия в рамках деятельности научного общества школьников «Первооткрыватель»: конференции, конкурсы, ролевая игра, деловая игра

8

8

8

8

32

Участие в предметных неделях, олимпиадах

7

7

7

7

28

общекультурное

Программа  кружка «Волшебный мир»

6

6

6

6

24

Посещение музеев, выставок

5

5

5

5

20

Участие в конкурсах рисунков, декоративно-прикладного творчества.

8

8

8

8

32

социальное

Социально значимая добровольческая деятельность: проект «Цветы для школьного двора», проект «Добрые дела для моего класса», проект «Наши руки не знают скуки»

7

7

7

7

28

Детское объединение «Путь к успеху» - создание проектов с использованием ИКТ

5

5

5

5

20

Участие в проведении субботников, акциях и КТД  по благоустройству школьного двора, улиц села.

8

8

8

8

32

Всего:

320

748

Ресурсное обеспечение внеурочной деятельности

Для реализации модели внеурочной деятельности в рамках ФГОС нового поколения в школе имеются необходимые условия: занятия в школе проводятся в одну смену, кабинеты начальных классов  располагаются на первом и втором этажах.

Школа располагает 24 классными комнатами, из них 10 учебных кабинетов, спортивным залом  196 кв. м, спортивной площадкой 180 кв. м., актовым залом на 184 места.  Имеется лицензированный медицинский кабинет. В школьной библиотеке  книжный фонд составляет 13782 экземпляра.  Имеется электронное рабочее место библиотекаря. Создан фонд электронных учебных пособий (204 экземпляра). Столярная мастерская оборудована согласно требованиям программы обучения.  Кабинет обслуживающего труда имеет оснащение для пошива костюмов на школьные праздники и мероприятия. В школе работает кабинет логопеда. В рамках Президентского Гранта (2009) установлено современное компьютерное оборудование в компьютерном классе, лингафонном кабинете.

Взаимодействие с социальными партнерами

Программа модели представлена в форме сетевого взаимодействия    

образовательного учреждения через работу площадок с социальными партнерами,  

в ней выделены формы взаимодействия.

Сетевое взаимодействие в области образования сегодня выступает в качестве инновационной технологии, позволяющей образовательным учреждениям динамично развиваться и соответствовать требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Организация сетевого взаимодействия отвечает этой тенденции и способствует реализации основного принципа современного образования — открытости образовательного пространства школы.

Для создания внешнего сетевого взаимодействия запланировано привлечение социальных партнеров, с которыми налажены связи и которые будут осуществлять образовательные услуги. Предполагается привлечение новых партнеров: Дом культуры, краеведческий музей, районная библиотека и т.д. Такое взаимодействие становится эффективным способом деятельности для совместного использования ресурсов всех членов образовательной сети и основано на равенстве всех учреждений-участников, на многообразии горизонтальных связей между ними.

Равноправный характер связей обеспечивает возможность обмена взаимовыгодными как для школы, потому что она сможет организовать эффективную работу по направлениям развития познавательных потребностей обучающихся, так и социальным партнерам. Партнеры решат проблемы посещаемости мероприятий, наполняемости групп, что приведет к повышению качества и количества проводимых мероприятий.

Предполагаются следующие направления работы с партнёрами: объявление конкурсов и фестивалей, целевая подготовка специалистов, организация практики, профориентационная работа, проведение акций, мероприятий, экскурсий организация учебных и внеурочных  мероприятий,  объединение ресурсов.

Предполагаемые  результаты

В ходе реализации внеурочной деятельности необходимо достичь следующих результатов:

  • развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни;
  • формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
  • воспитание уважительного отношения к своему селу, школе;
  • формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;
  • улучшение психологической и социальной комфортности в  едином  воспитательном пространстве;
  • увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;
  • воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни.

Литература

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании» (с учетом изменений и дополнений, внесенных Федеральными законами, последние изменения внесены Федеральным законом Российской Федерации от 21 июля 2005 года № 100–ФЗ).
  2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»», зарегистрирован в Минюсте России 3 марта 2011 г. N 19993.
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373», зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011 г. N 19707.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 г., зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г.).
  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от Зарегистрирован в Минюст России от 12 декабря 2011 г. N 22540 .
  6. 22 сентября 2011 г. N 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373».
  7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации N 986 от 04.10.2010 Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений.
  8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
  9. От 28 декабря 2010 №2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».
  10. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Опубликовано 20 октября 2010 г. Вступает в силу 31 октября 2010 г.
  11. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — 4-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2012. — 223 с. — (Стандарты второго поколения).
  12. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / под ред. В.А. Горского. - М.: Просвещение, 2008.
  13. Семенов, В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды / В.Д. Семенов. – М., 1986. – 145 с.