Обобщение и распространение педагогического опыта

Акмайкина Людмила Николаевна

Предварительный просмотр:

Л.Н.Акмайкина

Формирование этнической толерантности обучающихся средствами национального музыкального искусства.


        Мир вступил в третье тысячелетие, в новую цивилизацию. Происходят глубокие экономические, социально-политические, культурно-просветительские преобразования в нашей стране. На этапе переоценки общечеловеческих ценностей и роста общественного самосознания народов большое значение приобретают задачи по воспитанию у подрастающего поколения уважительного отношения друг к другу, миролюбия, толерантности.

Сегодня в России межэтнические взаимодействия породили новые социально – культурные и педагогические проблемы.

Важными из них являются проблемы:

- формирование у подрастающего поколения нового типа сознания, подчиненного сотрудничеству с представителями других этносов;

 -сохранение многонационального культурно-образовательного пространства, своей национальной самобытности.

Достижение высот нравственного воспитания, миролюбия и толерантности возможно лишь на основе активного использования в учебно-воспитательном процессе духовного опыта народа. Перед педагогами, встают задачи осмысления роли национальной музыки в воспитательном процессе, формирования у подростков чувства терпимого отношения к сверстникам, другим людям в условиях разнонационального общения.

В трудах отечественных ученых и педагогов-практиков, содержится немало ценных и интересных высказываний, касающихся вопросов воспитания доброго, уважительного отношения друг к другу (Н. А. Бердяев, В. И. Вернадский, Д. Б. Кабалевский, М. С. Каган, Б.Т. Лихачев, Б. М. Теплов, С. Т. Шацкий и др.).

Современное образование все настойчивей требует воспитать в молодом поколении высокие нравственные качества, разработать методики, технологии, программы по формированию и развитию культуры межэтнического общения учащихся.

В Инсарской средней общеобразовательной школе №2» особое внимание уделяется формированию толерантной среды образовательного учреждения. Перед педагогами стоят следующие задачи:

1. Раскрыть особенности формирования этнической толерантности у подростков средствами национального музыкального искусства.'

2. Выявить условия формирования личности в сфере этнической толерантности;

3. Обосновать, и проверить комплекс педагогических условий эффективного формирования этнической толерантности подростков в образовательном учреждении.

4. Разработать методический комплекс формирования этнической толерантности средствами национального музыкального искусства.

Вопросы формирования этнической толерантности раскрываются на уроках истории, географии, обществознания, литературы, искусства, а также на уроках эстетического цикла. В школе разработаны и внедрены занятия факультативов и элективов, направленных на формирование толерантной среды.

Обеспечение взаимосвязи учебно-поисковой и музыкально творческой деятельности учащихся происходит во внеурочной работе В рамках таких кружков, как музыкальная студия «Гармония», «Мир вокруг нас», «Умелые ручки», «Родные напевы» и др., раскрываются межличностные взаимодействия подростков путем включения их в коллективную творческую деятельность на основе фольклора народов Поволжья.

Эффективное  формирование этнокультурной толерантности школьников происходит на уроках музыки. Основные задачи:

-  включение в репертуар музыкальных занятий подлинно художественных народных, классических и современных произведений разных стран, способных вызывать у учащихся активный интерес;

-  создание необходимой художественно-творческой атмосферы и поликультурной среды, в которой развиваются субъект-субъектные (учитель - ученики) и субъект-объектные (учитель, ученики - музыка разных народов) отношения;

- развитие музыкально-языковой восприимчивости, рефлексии, гибкости и диалогичности мышления в процессе постижения музыки разных этнических традиций;

- развитие художественной направленности коммуникативной деятельности учителя музыки и учащихся;

- формирование  активной музыкально - ориентированной деятельности учащихся на основе познания различных этнокультурных обычаев, традиций, обрядов и т.д.);

Таким образом, на уроках музыки, постигая произведения разных этнических традиций сквозь призму собственного пережитого духовного опыта, обучающиеся в состоянии понять другой мир, принять Другого таким, какой он есть, сопереживать ему.

Результатом урочной и внеурочной деятельности является:

- проведение праздников, концертов, мини-спектаклей, музыкальных олимпиад, викторин и фестивалей художественной самодеятельности;

-  участие в конкурсах, научно – практических конференциях, семинарах, круглых столах на республиканском и всероссийском уровне;

-  призовые места на всероссийских фестивалях народной и эстрадной песни «Фольклорная мозаика» и «Од вий»

Итак, формирование этнической толерантности у подростков представляет собой процесс, который включает развитие эмоционально-ценностного отношения к явлениям национального искусства, положительной мотивационной направленности на восприятие национальной музыки, умений и навыков практического их применения в музыкально-творческой и учебно-поисковой деятельности, а также формирование на основе нравственно-духовного потенциала национального музыкального искусства качеств толерантной личности.

Перспективным, на наш взгляд, является изучение особенностей формирования этнической толерантности у разных возрастных групп учащихся, разработка диагностических методик для определения уровней сформированности этнической толерантности, а также выявление комплекса педагогических условий.



Предварительный просмотр:

Добрый день уважаемые коллеги! Я являюсь учителем музыки Инсарской СОШ №2. Помимо уроков музыки важной в своей работе считаю внеурочную деятельность. В школе созданы вокальные коллективы разных возрастов, которые принимают участие в мероприятиях школьного, районного, республиканского и всероссийского уровня. Занятия внеурочной деятельности проходят интересно, разнообразно и плодотворно. Об этом я расскажу в небольшом выступлении и мастер – классе.

Пение в жизни человека или как научиться петь.

От рождения до смерти люди поют, как правило, совершенно не задумываясь, почему они это делают. Иногда мы поем, совершенно не желая этого, в неподходящем месте, в неподходящее время, бесконечное количество раз повторяя надоедливый мотив. Иногда мы в упоении поем на языке, которого не знаем, и это занятие почему-то не кажется нам бессмысленным.
        Одно из основных свойств пения - это выражение эмоций. Когда сердце переполнено каким-либо чувством: будь то ликование или горе, глубокая печаль или любовь, душа жаждет излить это чувство, проявить через внешнее действие — и оказывается, что выразить чувство просто словами невозможно: как бы эмоционально человек их ни произносил, все кажется недостаточно правдивым и сильным. Можно, конечно, просто стонать и кричать (животные так и делают), но и этого оказывается мало: просто звук тоже не способен отобразить человеческую эмоцию. В каком-то смысле пение стоит между словом и воем, между человеком и зверем, между сознательным самовыражением и природным чувственным порывом. Таким образом, пение — это инструмент самовыражения и коммуникации, необходимый для максимально полного, объемного, эмоционального проявления человеческой личности.

Конечно, пение подразумевает наличие гармонии и ритма. Под словами ритм и гармония мы понимаем приятное сочетание цветов, миловидное лицо, отношения в семье, где все друг друга любят и уважают
         Выдающие древнегреческие философы Пифагор, Аристотель, Платон указывали на профилактическую и лечебную силу воздействия музыки. Они считали, что музыка устанавливает порядок во всей Вселенной, в том числе нарушенную гармонию в человеческом теле. Было замечено, что музыка, прежде всего ее основные компоненты — мелодия и ритм, изменяют настроение человека, перестраивают его эмоциональное состояние.
         В древности люди понимали, что как нарушение законов вселенной превратит космос в хаос, так и нарушение законов музыкальной гармонии деформирует душу человека, его внутренний строй и его отношения с другими людьми. В древнем Китае композитора, который писал «неправильную» музыку, казнили.

Никто из нас не задумывается, какое колоссальное воздействие оказывает на нашу жизнь постоянный музыкальный фон, который мы привыкли не замечать, но от которого часто человек подключается к ритмическому потоку. Ритм воздействует на психику, возможно, еще сильней, чем гармония.
         Выдающийся индийский философ и музыкант Хазрат Инайят Хан, раскрывая механизм взаимодействия ритма и Вселенной, отмечает: «Деревья радостно машут ветвями в ритм с ветром; шум моря, бормотание бриза, свист ветра в скалах среди холмов и гор, вспышка молнии и удар грома, гармония солнца и луны, движения звезд и планет, цветение растений, падение листа, регулярная смена утра и вечера, дня и ночи — все это открывает для видящего музыку природы. Младенец отзывается на музыку до того, как научится говорить; он двигает своими ручками и ножками в такт и выражает радость и боль в разных тонах».
         Пение - это великий дар, который  человек получает от Бога при рождении. Это такое же свойство человеческой природы, как способность ходить, говорить, смеяться. Нет таких, кто был бы изначально лишен этого удивительного и совершенного инструмента. И не верьте страшным историям про медведей, наступающим на уши крикливым младенцам. Не верьте людям, которые уверяют, что «у тебя никогда не было голоса». Доказательством тому, что пение — это природное свойство человека, может служить то, что в странах традиционной культуры просто нет людей, которые не умели бы петь, «не имели» слуха и голоса.

Голос— это уникальный инструмент, данный вам от рождения. Не надо думать, что у вас его «нет»! Его надо только «достать из вашего чулана», почистить, настроить и учиться  им пользоваться. Конечно, это дело не одного дня: сначала голос надо освободить от застарелых зажимов, потом «накачать», восстановить мускулатуру наполовину атрофировавшегося органа, затем развить гибкость, координацию с движениями тела, научиться слушать и слышать.
         «Вступая во владение» голосом, вы не только получаете удовольствие от пения, не только распрямляете и освобождаете свое тело, но и приобретаете мощнейшее орудие коммуникации. Недаром говорят: «чарующий голос», «властный голос», «правдивый голос». Часто первое впечатление о ком-либо мы получаем только благодаря его голосу, даже не сознавая этого.

Предлагаю принять участие в мастер-классе «С песней по жизни»…

- Скажите, любите ли вы петь?

- Где именно предпочитаете петь?

- Как вы думаете, ваш голос всегда готов к пению?

- Использовали ли фразу перед пением «Мой голос сегодня не идет»?

Уважаемые коллеги, конечно, перед тем как сделать, например, аппликацию мы должны подготовить необходимые детали, клей, природный материал и др. Или, чтобы испечь пироги, нам нужны необходимые ингредиенты. Также перед пением необходимо выполнить упражнения, подготавливающие голос к пению.

Давайте вместе выполним некоторые из них.

1 упр. «Рулончик». Делаем вдох, опускаем голову и на выдохе медленно сворачиваем свой позвоночник в рулончик, при этом расслабляем руки и голову. В этом положении начинаем слегка пружинить сначала в одну сторону, затем в другую. И на выдохе раскручиваемся обратно. Данное упражнение необходимо для расслабления всех позвонков спины, отвечающих за правильное интонирование. Выполним упражнение 2 раза.

2 упр. «Расслабление шеи». Плавно массируем шейные позвонки снизу вверх. Можно делать упражнение одной или двумя руками, оно необходимо для расслабление шеи, отвечающего за правильное звуковыведение.

3 упр. «Ямочка». Где заканчивается шейный позвонок и начинается голова, находится ямочка. Нащупайте, ее! Начинаем массаж от ушей к этой ямочке, медленно расслабляем мышцы шейночелюстного отдела. Такое упражнение отвечает за правильную работу челюсти при пении.

4 упр. « Массаж головы».  Пальцами рук захватываем весь объем головы и медленно делаем массажные движения. Не бойтесь испортить прическу, не думайте об этом, вы должны быть полностью расслаблены. Данное упражнение улучшает приток крови к голове и тем самым расслабляет организм в целом.

5 упр. « Дыхание». Всем известно, что огромную роль в вокале играет правильное певческое дыхание. Сейчас мы с вами правильно научимся дышать. Итак, кладем руки на живот, делаем вдох через нос, тем самым надуваем живот, и выдох медленно через рот, живот сдуваем. И так несколько раз.

6 упр. «Артикуляция». Теперь переходим к артикуляционному аппарату.

-Начнем с круговых движений языка по внутренним стенкам рта-4 раза

-Теперь прокалываем щеки языком 4 раза

-Прокалываем по диагонали, сначала с одной стороны, потом с другой 4 раза

-Проговаривание скороговорки закрытым ртом на «куполе». Купол – это упражнение академического вокала. Откройте рот так, чтобы губы были сжаты и таким образом проговорите скороговорку «Ехал грека через реку, видит грека в реке рак, сунул грека руку в реку, рак за руку греку цап»

Молодцы! Вы здорово справились с упражнениями!

Далее следующий этап – подготовка голоса к пению. Послушайте распевку:  МА, РУ, ЗО, ТИ, ШЭ, НА, КА, ХА, ЖУ, МЕ, БУ, ЦО, РИ,

        МА, РУ, ЗО, ТИ, ШЭ, НА, КА, ХА, ЖУ, МЕ, БУ, ЦО, РИ, ВСЁ!

 Следующий этап – работа над песней. Уважаемые коллеги, для разучивания предлагаю песню известного русского композитора и певца В.Добрынина «Льется музыка». Текст песни видите на экране, послушайте, пожалуйста, мелодию.

Итак, предлагаю всем вместе под музыку  проинтонировать эту песню, обратите внимание на четкость произношения слов, на дикцию и артикуляцию

Нет, жизнь не только майский день,

Где все танцуют и поют.

И расстаются люди здесь,

И счастья ждут, и слезы льют.

Вдруг дунет ветер ледяной,

И от тоски застыну я,

Но, словно крылья за спиной,

Возникнет музыка моя.

Припев:

Льется музыка, музыка, музыка,

То печаля, а то веселя.

Кто-то тихо играет на дудочке,

Под которую кружит Земля.

Льется музыка, музыка, музыка

И вовек не устанет кружить.

Бесконечная, вечная, мудрая,

От которой так хочется жить!

Нет, все, конечно, не сбылось

В потоке лет, в мельканье дней...

Но если что-то удалось,

Спасибо музыке моей!

Вот зазвучала, поплыла,

Спустившись с дивной высоты —

И два невидимых крыла

Меня выносят из беды.

- Молодцы! Исполнили песню замечательно!

        Коллеги, сегодня на мастер – классе мы с вами  выполнили упражнения для позвоночного отдела, провели артикуляционную гимнастику, проговорили нараспев слоги для правильного зкуковыведения. Все это посодействовало замечательному исполнению песни!

        Надеюсь, это занятие пригодится вам в вашей профессиональной деятельности. Желаю всем творческих успехов и удачи!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пение в жизни человека Без музыки Не проживу и дня! Она во мне, Она вокруг меня И в пенье птиц, И в шуме городов, В молчанье трав, И в радуге цветов И в зареве рассвета Над землей…. Она везде и вечно спутник мой!

Слайд 2

Пение в жизни человека

Слайд 3

Пение в жизни человека

Слайд 4

Пение в жизни человека АРИСТОТЕЛЬ ПЛАТОН

Слайд 5

Пение в жизни человека

Слайд 6

Пение в жизни человека

Слайд 7

Пение в жизни человека

Слайд 8

Пение в жизни человека

Слайд 9

Пение в жизни человека

Слайд 10

Пение в жизни человека

Слайд 11

Мастер-класс «С песней по жизни…»

Слайд 12

1 упр. «Рулончик». Делаем вдох, опускаем голову и на выдохе медленно сворачиваем свой позвоночник в рулончик, при этом расслабляем руки и голову. В этом положении начинаем слегка пружинить сначала в одну сторону, затем в другую. И на выдохе раскручиваемся обратно. Данное упражнение необходимо для расслабления всех позвонков спины, отвечающих за правильное интонирование.

Слайд 13

2 упр. «Расслабление шеи». Плавно массируем шейные позвонки снизу вверх. Можно делать упражнение одной или двумя руками, оно необходимо для расслабление шеи, отвечающего за правильное звуковыведение.

Слайд 14

3 упр. «Ямочка». Где заканчивается шейный позвонок и начинается голова, находится ямочка. Начинаем массаж от ушей к этой ямочке, медленно расслабляем мышцы шейночелюстного отдела. Такое упражнение отвечает за правильную работу челюсти при пении .

Слайд 15

5 упр. « Дыхание». Всем известно, что огромную роль в вокале играет правильное певческое дыхание. Сейчас мы с вами правильно научимся дышать. Итак, кладем руки на живот, делаем вдох через нос, тем самым надуваем живот, и выдох медленно через рот, живот сдуваем. И так несколько раз.

Слайд 16

6 упр. «Артикуляция». -Круговые движения языка по внутренним стенкам рта; -Прокалывание щеки языком по диагонали, сначала с одной стороны, потом с другой; -Проговаривание скороговорки закрытым ртом на «куполе» «Ехал грека через реку, видит грека в реке рак, сунул грека руку в реку, рак за руку греку цап».

Слайд 17

Распевка МА, РУ, ЗО, ТИ, ШЭ, НА, КА, ХА, ЖУ, МЕ, БУ, ЦО, РИ, МА, РУ, ЗО, ТИ, ШЭ, НА, КА, ХА, ЖУ, МЕ, БУ, ЦО, РИ, ВСЁ!

Слайд 18

Льется музыка муз. и сл. В.Добрынина 1. Нет, жизнь не только майский день, Где все танцуют и поют. И расстаются люди здесь, И счастья ждут, и слезы льют. Вдруг дунет ветер ледяной, И от тоски застыну я, Но, словно крылья за спиной, Возникнет музыка моя. Припев: Льется музыка, музыка, музыка, то печаля, а то веселя. Кто-то тихо играет на дудочке, под которую кружит Земля. Льется музыка, музыка, музыка и вовек не устанет кружить. Бесконечная, вечная, мудрая, от которой так хочется жить! В.Добрынин

Слайд 19

2. Нет, все, конечно, не сбылось В потоке лет, в мельканье дней... Но если что-то удалось, Спасибо музыке моей! Вот зазвучала, поплыла, Спустившись с дивной высоты — И два невидимых крыла Меня выносят из беды. Припев: Льется музыка, музыка, музыка, то печаля, а то веселя. Кто-то тихо играет на дудочке, под которую кружит Земля. Льется музыка, музыка, музыка и вовек не устанет кружить. Бесконечная, вечная, мудрая, от которой так хочется жить! Льется музыка муз. и сл. В.Добрынина

Слайд 20

«С песней по жизни…»



Предварительный просмотр:

Успех ученика на уроках музыки и внеклассной работе.

В.А. Сухомлинский свято верил, что для любого школьника можно создать такие условия, при которых учеба станет для него источником «радости, восторга, удивления». Радость в учебе, в любом виде труда школьника – от сознания достигнутого. Особенно в учебе, которая была и остается главным видом его деятельности. Радость сама по себе не приходит. Ее «горючее» - успех.

Главный смысл деятельности учителя музыки в том и состоит, чтобы создать каждому ученику ситуацию успеха в учебной и внеклассной работе. Именно учебные достижения школьника наиболее сильно окрашивают его жизнь, определяют отношения к педагогам, к родителям, к самому себе. В конечном итоге все это сказывается на нравственном развитии учеников. Творческая лаборатория каждого учителя по-своему уникальна. В деятельности каждого педагога возможны свои открытия, интересные находки, озарения. Вот как я использую ситуацию успеха на своих уроках. Смысл педагогической стратегии состоит в том, чтобы закрепить успех показом достигнутого, значимостью проделанной к этому моменту работы. Для этого необходимы:

 - проявление интереса, непосредственного отношения к музыке;

- активные усилия в ходе поисковых ситуаций;

- увлеченность и рост музыкальных способностей;

- острота слуховой наблюдательности;

- интерес к импровизации, сочинению, самообразованию;

- осознанное отношение к качеству музыки и ее исполнителю;

- интерес к другим видам искусства.

Сочетание традиционных и новых приемов, методов, форм обучения и контроля на уроках музыки позволяет решать задачи развития и воспитания учащихся, создавая в классе особую атмосферу спокойствия, доверия, увлечения и сотворчества. Ученик из пассивного слушателя становится активным участником процесса обучения из объекта воздействия превращается в субъект.

Использование современных педагогических технологий делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащихся, формируя эмоционально-положительное отношение к предмету, соответствуя реалиям сегодняшнего дня. Все вышеперечисленное позволило мне включить информационно-коммуникативные технологии в преподавание музыки. Одним из условий успешного обучения является качество используемых на уроках аудио и видеоматериалов. Применение современных технических средств обучения  позволяет добиваться хороших результатов.

Формами овладения ИКТ на уроках музыки стало выполнение тестов, проектов с электронными презентациями. При защите проектов учащиеся приобретают навыки выбора, учатся работать в коллективе, применяют полученные знания при изучении других предметов. Применение ИКТ для детей означает:

- индивидуальное развитие и самовоспитание;

- средство дополнительной мотивации к деятельности;

- новый вид наглядности;

- эффективное средство приобретения опыта оперирования полученной информацией.

Для учителя использование ИКТ является новыми формами, средствами обучения, воспитания и воздействия на ребенка.  Доступность и разнообразие всех компьютерных технологий (трехмерность, анимация, видео, звук) позволяют рассматривать ИКТ как учебно-развивающую сферу для творчества и самообразования.

Учитель должен осуществлять индивидуальное влияние на конкретного ученика, заинтересовывать его, пробуждать в нем неповторимую личность. В своей работе я использую технологии коммуникаттивно-развивающего обучения в условиях личностно-ориентированного подхода к образованию. Основными задачами в личностно-ориентированном образовании являются:

- оптимистический подход к ребенку и умение максимально стимулировать его развитие;

- опора на познавательный интерес каждого ребенка;

- создание позитивной психологической атмосферы;

 - саморазвитие личности;

- личностная направленность.

Значительное место на уроках уделяю применению здоровьесберегающих технологий. Это – ритмотерапия, арттерапия, эстетотерапия музыкального искусства для достижения комфортности душевного состояния учащихся, снятия эмоциональных стрессов, гармонизации эмоционально-интеллектуального развития личности. А так же упражнения по системе Стрельниковой и Емельянова, без которых невозможно обойтись в вокально-хоровой деятельности.

 Условиями успешности обучения на уроках музыки являются проблематизация учебного материала, познавательная активность учащихся, связь обучения с жизнью, организация обучения как деятельности. Ребенок творит ради радости. И эта радость есть особая сила, которая питает его. Радость собственного преодоления и успеха в учебе способствует приобретению веры в себя, уверенности в своих силах, воспитывает творческую личность. Главное в деятельности учителя музыки – развиваться вместе с учениками, быть постоянно в творческом поиске

Методы педагогики искусства на уроках музыки

Наряду с общепедагогическими методами в педагогике музыкального образования существуют и специальные методы обучения.

Основной тезис педагогики музыкального образования: "Урок музыки - урок искусства". Это предполагает доминирование на таких уроках духовно-практического, творческого, индивидуального отношения человека к миру, что делает авторитарный подход и соответствующие ему методы обучения неприемлемыми. Формирование такого отношения к миру возможно в условиях воспитания творчеством, т. е. организации художественной деятельности учащегося как триединства слушания музыки, её исполнения и создания. Организация собственной творческой практики детей, по мнению известных педагогов, - надёжный путь, к развитию восприятия искусства и общения учащихся его средствами.

Специфику данного вида работы со школьниками детально исследовал Б. В. Асафьев. Основной идеей его подхода является организация своеобразных музыкальных лабораторий в средних школах, ядром которых выступает вовлечение учащихся в творческие  коллективы, вокальные и инструментальные ансамбли. Школьники, работающие в этих коллективах, могут быть из разных классов, т. к. здесь важен не возраст, а, в первую очередь, степень музыкальных способностей, заинтересованность, энтузиазм и стремление к творчеству. Однако, организация таких коллективов в современных условиях средней школы часто представляет значительные трудности, связанные с позицией родителей учащихся, рассматривающих школьное образование с точки зрения пользы для будущей судьбы своих детей, а также с низким уровнем общей культуры и музыкальных пристрастий учащихся. Всё это ориентирует педагога-музыканта на выбор методов работы по организации музыкального творчества школьников в средней школе.

К таким методам Э. Б. Абдуллин и Е. В Николаева относят специальные методы эмоциональной драматургии (автор - Д. Б. Кабалевский), создания композиций и художественного контекста (автор - Л. В. Горюнова). Перечисленные методы обучения школьников музыке обладают общим свойством - все они предназначены для охвата различных видов музыкальной деятельности в создаваемых учителем целесообразных педагогических условиях, наиболее эффективных для вовлечения детей в процесс творчества. При этом данные методы могут применяться как в организации урока, выступающего своеобразным "художественным произведением" учителя и учеников, так и коллективного творческого дела во внеклассной работе. Так, метод эмоциональной драматургии предполагает наличие определённого драматургического решения в создании конкретного фрагмента педагогической реальности. Суть данного метода в том, что педагог выстраивает модель предстоящей деятельности аналогично художественному произведению, где содержание вкладывается в определённую форму, обозначаются кульминационные моменты и способы их создания. Так может быть построен и урок, и музыкальный фестиваль, и концерт, и конкурс, и т.д. Существование данной модели допускает множество вариантов решения, зависит от музыкально-педагогической фантазии учителя, уровня музыкального и общего развития учащихся, их художественных пристрастий.

Метод создания композиций (автор - Л. В. Горюнова) предполагает изучение музыкального произведения через его исполнение различными способами: хоровое и сольное пение, игру на элементарных музыкальных инструментах, движение под музыку данного произведения. Рассматриваемый метод позволяет включить в процесс творчества школьников с различным уровнем музыкальных способностей, найти каждому учащемуся тот вид деятельности, который наиболее соответствует его склонностям и интересам. Однако метод создания композиций требует от учителя особых умений, связанных с аранжировкой, переложением музыкального произведения для хорового или инструментального детского коллектива.

Метод создания художественного контекста (автор - Л. В. Горюнова) органично дополняет рассмотренные методы работы по организации музыкально творческой деятельности учащихся в общеобразовательной школе. Данный метод предполагает своеобразный "выход" за пределы музыки в другие виды искусства, литературу, историю, а также обращение к конкретным жизненным ситуациям. На наш взгляд, метод создания художественного контекста позволяет обеспечить ту необходимую связь музыки с жизнью, о которой пишет Б. В. Асафьев: "Лаборатория расширяет круг своих наблюдений за пределы школы и возможно детально организует обсуждение и оценку происходящих вокруг музыкально-общественных дел и проявлений музыкального творчества и исполнительства".

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы. Специфика методов, с помощью которых осуществляется музыкальное образование в средней школе, обусловлена потребностью в организации собственной музыкально творческой практики учащихся. Обращение к музыке как средству воспитания подрастающего человека основывается на понимании сущности этого вида искусства, названного Б. В. Асафьевым "искусством интонируемого смысла". Главное назначение музыки, органически сочетающей в себе все социальные функции с ведущей коммуникативной функцией, заключается в организации художественного общения детей. Оно осуществляется через объединение учащихся школы в музыкально творческой деятельности, которое даёт эффективные воспитательные результаты том случае, если данная деятельность действительно интересна и ценна для каждого, если существующая общая художественная цель значима для всех. Иными словами, музыкальное творчество, по сути, должно быть занятием радостным, увлекательным, открывать возможности общения детей средствами музыки.