Публичная презентация «Духовно - нравственное воспитание на основе традиций народной культуры».

Акмайкина Людмила Николаевна

Вопросы духовно-нравственного воспитания всегда затрагивали интересы государства, общества.

     В приобщении школьников к традициям народной культуры в Инсарской средней школе №2, важное место отводится предметам музыка, искусство и  мордовский язык. Потенциал данных предметов в духовно-нравственном воспитании школьников огромен: знакомство с мировой художественной культурой,  самобытной культурой народов Поволжья, нашей малой родины. Все это должно помочь растущему человеку в самостоятельном и ответственном выстраивании отношений между собой, природой, семьей, обществом, историей, культурой, настоящим и будущим России и мира.

               Анализ образовательного процесса, позволил определить педагогические условия организации учебно-воспитательного процесса, в частности, по предметам - музыка, искусство и мордовский язык.

     1)включение в содержание предметов музыка, мордовский язык знаний о традициях народной культуры страны;

    2)организация педагогической деятельности по усвоению школьниками традиций народной культуры в области духовно-нравственного воспитания;

     3)активизация деятельности школьников по изучению традиций народной культуры в области духовно-нравственного воспитания;

    4)реализация межпредметных связей при изучении традиций народной культуры в области духовно-нравственного воспитания.

       Как педагог-искусствовед, включаю в содержание предметов музыка, искусство и мордовский язык знания о традициях народной культуры.

      Главными в своей деятельности считаю - постановку целей, подбор средств и методов обучения, выбор методических  форм и принципов, направленных на формирование  духовно-нравственных качеств.

       В урочной деятельности применяю как традиционные, так и нетрадиционные формы:   уроки-путешествия, уроки-концерты, уроки-презентации, уроки-сказки. Такие уроки помогают развивать кругозор, внимание, культуру речи, выявлять одаренных и талантливых детей.

      На интегрированных уроках знакомство с традициями народной культуры организую средствами диалога мордовской и русской культуры. Например, в 3 классе по теме «Музыка Мордовии» идет изучение  основных жанров мордовской музыки, особенностей национального пения. В ходе уроков  у учащихся формируются навыки восприятия и анализа содержания музыкальных произведений, расширяются знания о жанровом многообразии искусства; воспитывается собственная национальная принадлежность, уважение к другим народам, взаимопонимание и миролюбие.

      Развитие творческих способностей и художественных ценностей детей происходит и во внеурочное время.

С 2008г. по 2011 г. в нашей школе выполнялся проект «У родных истоков», который был направлен на подготовку учащихся, хорошо знающих корни своего народа, и в тоже время обладающих общероссийским и общемировым сознанием. Работа проекта предполагала: привитие  интереса и уважительного  отношения к культурным  традициям народов,; знакомство учащихся с историко-культурными и музыкально - нравственными  традициями родного края; развитие кругозора, внимания, культуры речи, выявление одаренных и талантливых детей.

      Результат – это успешное участие ребят  в исследовательской деятельности: на районном, республиканском и всероссийском уровнях. Исследования  «Особенности духовной и  материальной культуры мордовского народа», «Будет ли жить народный хор?» получили высокую оценку на межрегиональной научно-практической конференции   «Живая   культура: традиции и     современность».

    Работа «Семья – носитель культурных ценностей» успешно представлена на конкурсе «Интеллектуальное будущее Мордовии», а также на республиканском конкурсе молодежных проектов и творческих работ

«Калейдоскоп профессий».

          Проект «У родных истоков» позволил расширить музыкально-творческую деятельность. Школьный ансамбль «Радуга» стал дипломантом 3 степени  республиканского конкурса патриотической песни «Я люблю тебя, Россия»! Старший состав ансамбля  - дипломант  республиканского форума «Одаренные дети». 

 Воспитание интереса и любви к национальному искусству привело к созданию  вокального ансамбля «Родники».   Квартет «Родники» участвовал  на всероссийском конкурсе национальной песни «Од вий»,  проходившем в городе Саранске. Дебют молодого коллектива прошел успешно, ребята услышали много отзывов и пожеланий   в свой адрес. Самые ценные отзывы были из города Хабаровска от Кожиной Анны Николаевны, которая присутствовала на этом конкурсе и спустя время прислала ребятам поздравительное письмо и свой песенный сборник «Песни бабьего лета».

В школе традиционно проводятся музыкальные  лектории с участием известных работников культуры Республики Мордовия – это А. Т. Асташкиной, руководителя Кочетовского народного хора и А.Е. Пивкина мордовского композитора. Такие встречи приобщают  учащихся и их родителей к истории родного края, повышают интерес к событиям, людям, явлениям своей малой родины, воспитывают  чувство гордости за свой народ

В 2011 году проект «У родных истоков» завершился, и появилась программа «Проектирование этнокультурной образовательной среды».   Программа рассчитана до 2015 года и представляет собой нормативно - управленческий документ, направленный на развитие в школе этнокультурной образовательной среды для целенаправленного «выхода школы за свои стены». Особое место в программе заняли мероприятия, приуроченные к 1000летию: объединения мордовского народа с народами российского государства: организация научно-исследовательской деятельности учащихся; учебная деятельность через предметы; система тематических классных часов; проведение праздников (фольклорных, традиционных, народных); участие в тематических конкурсах, олимпиадах  по краеведению,  конференциях.

 Ежегодно  педагоги школы принимают участие в Международной научно-практической конференции «Живая культура: традиции и современность». По итогам работы конференции публикуются сборники с выступлениями участников.

В апреле 2013 года школу посетила депутат государственной думы Школкина Надежда Васильевна.  Встреча проходила в рамках республиканского экологического мероприятия «Земля – наш дом». Ребята провели экскурсию для гостей,  показали тематическое театрализованное представление,  а затем вместе с гостями посадили саженцы около школы. Встреча закончилась общей  песней, которую пел весь зал и гости.

В сентябре 2013 г. в рамках реализации Межрегионального проекта «Этношкола «Кой»» («Традиция») на базе школы состоялось республиканское мероприятие,  «Шумбрат, этношкола «Кой»! Мероприятие направлено на сохранение этнокультурного многообразия, самобытности, языка и традиций народов Российской Федерации. Директор Поволжского центра культур финно - угорских народов Юрий Мишанин отметил, что - наша этношкола направлена на сохранение и пропагандирование мордовских языков и культуры. Преподаватели вузов Республики Мордовия, специалисты декоративно – прикладного искусства, фольклора, хореографии провели мастер – классы по родному языку, народному пению, мордовскому фольклору. Уверена, что наши учителя приобрели полезный опыт  для дальнейшей профессиональной деятельности.

В декабре 2013 г. мы приняли участие в работе Всероссийского круглого стола «Распространение моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования: модель поликультурного образовательного пространства».

Итак, создание педагогических условий для развития у учащихся  эмоционально - чувственной сферы на основе этнокультурных традиций, благоприятно влияет на формирование общекультурной компетенции выпускников, выражающейся в творческих способностях к самореализации личности.

          Анализ опыта организации деятельности учащихся по изучению традиций народной культуры,  побуждает нас  к новым делам, осуществление которых в образовательном процессе школы приведет к формированию личности культурной и толерантной, духовно–нравственной и адаптированной к современным условиям. Уверена, только такой подход  поможет нам найти заветную тропинку к душам детей и раскрыть мир Добра и Любви, Справедливости и Нравственности.

Закончить свое выступление хочется так, как мы завершаем на школьных мероприятиях – общей песней, которую со сцены поет школьный хор, поет зал, поют ученики и учителя. Это нас объединяет, делает добрее, нравственнее, лучше. Уважаемые гости, давайте приобщимся к мордовской музыкальной культуре и вместе разучим фрагмент песни Н. В. Кошелевой «Нармоннятне, лиеда» («Птички, летите»). Обратите внимание на слова песни и их перевод.

 

 

Спасибо! Желаю всем добра, позитива, крепкого здоровья, ибо в здоровом теле – здоровый дух!.