Конспекты уроков музыки

Акмайкина Людмила Николаевна

Предварительный просмотр:

5 класс

Тема: Из чего состоит опера?

Как мы уже говорили, опера – это вид театрального представления, в котором герои поют.

Т.е. самое главное в опере – это музыка.

Хотя опера представляет собой синтетический жанр искусства: в ней, кроме музыки, представлены литература, хореография, изобразительное искусство, драматическое искусство.

В основу оперы положено либретто - литературный текст, кратко пересказывающий содержание произведения .

Открывается опера  оркестровым вступлением, создающим общее настроение всей оперы. Оно может называться прелюдией, увертюрой, вступлением или интродукцией.

 Сама опера состоит из законченных вокальных номеров - арий, ансамблей и речитативов.

Оперное произведение делится на акты, картины, сцены, номера. Перед актами бывает пролог, в конце оперы - эпилог.

  1. Характеры героев и их чувства  наиболее полно раскрываются в сольных номерах (ария, ариозо, ариетта, каватина, монолог, баллада, романс, куплеты,  песня).

Виды сольных номеров:

 

  • Ария (ит."песня") - основная музыкальная характеристика оперного героя.  Она наиболее полно раскрывает характер действующего лица. Это музыкальный портрет героя. Для неё характерна широкая распевность.
  • Ариозо - небольшая лирическая ария с плавной песенной мелодией.

      Раскрывает чувства героя.

  • Ариэтта - буквально " маленькая ария".
  • Каватина - первая выходная ария героя.
  • Монолог - размышление, с высказыванием мыслей вслух.
  • Баллада - музыкальный рассказ, имеет содержательный сюжет.
  • Романс – лирический вокальный номер.
  • Куплеты, песня – вокальный номер, имеющий несколько похожих друг на друга куплетов.

2. Ансамбль - вокальный номер, в котором участвует несколько певцов (дуэт, трио, квартет и т.п.)

3. Речитатив - род вокальной музыки, ритмически и интонационно близкий к напевной декламации.

Это пение, но в нём нет яркой мелодии, в отличие от сольных номеров (ария и т.п.), слова  просто произносятся нараспев.

Послушаем 2 номера:

· "Куплеты Мефистофеля"  из оперы французского  композитора Ш.Гуно "Фауст", на языке оригинала, в исполнении А.Пирогова,  

· и они же в исполнении рок-группы "Агата Кристи", на русском языке.

Вопросы:

1. О чём идёт речь в этих куплетах?

  1. Можно ли эти куплеты назвать портретом героя (Мефистофеля) - или это просто рассказ о человеческих страстях?
  2. Какой голос поёт куплеты в опере?

Текст  "Куплетов Мефистофеля":

На земле весь род людской

Чтит один кумир священный,

Он царит над всей вселенной,

Тот кумир — телец златой!

В умилении сердечном

Прославляя истукан,

Люди разных каст и стран

Пляшут в круге бесконечном,

Окружая пьедестал,

Окружая пьедестал!

Сатана там правит бал,

Там правит бал!

Сатана там правит бал,

Там правит бал!

Этот идол золотой

Волю неба презирает,

Насмехаясь, изменяет

Он небес закон святой!

В угожденье богу злата

Край на край встаёт войной;

И людская кровь рекой

По клинку течёт булата!

Люди гибнут за металл,

Люди гибнут за металл!

Сатана там правит бал,

Там правит бал!

Сатана там правит бал,

Там правит бал!

         Фёдор Шаляпин в роли Мефистофеля

Имя Мефистофель возможно, греч. происхождения — «ненавидящий свет», от me — не, phos — свет и phílos — любящий;

по др. версии, древнеевр. происхождения — от мефиц — распространяющий (разносящий) и тофель — скверна, грех.

В Библии оно не фигурирует.

Появилось, скорее всего, в эпоху Ренессанса, с этого времени используется как альтернатива пугающим словам Сатана или Дьявол.



Предварительный просмотр:

5 класс

Тема:  Опера – самый значительный жанр вокальной музыки

Как в литературе существуют крупные произведения: повесть, роман, драма, так и в музыке есть свои крупные жанры: оратория, опера, балет, симфония.

О́пера (итал. opera «дело, труд, работа», из лат. opera «труд, изделие, произведение») — вид музыкального спектакля, в котором главным средством выразительности является пение.

Первые оперы были созданы в Италии в XVI—XVII вв.

Опера - особый жанр музыки, так как она синтезирует в себе различные виды искусства:

  • музыку (вокальную и инструментальную)
  • литературу,
  • хореографию,
  • изобразительное искусство,
  • драматическое искусство.

Множество людей различных профессий участвуют в создании оперы:

  • Композитор-автор музыки.
  • Артисты-певцы (им помогают разучивать партии концертмейстеры).
  • Хор под управлением хормейстера.

  • Поэт, писатель-автор литературного произведения.
  • Либреттист- автор либретто или сценария -пересказа литературного произведения для музыкального театра. Источником для либретто могут служить авторские произведения: поэмы, романы, сказки или мифы, легенды и т.п.

  • Балетмейстер-постановщик танцевальных номеров.
  • Хореограф - разучивает с артистами балета танцевальные партии.
  • Артисты балета-балерины и танцовщики.

  • Художник-постановщик - продумывает всё художественное оформление спектакля.
  • Художники, декораторы, костюмеры, гримеры, бутафоры, осветители, рабочие театральных мастерских, механики, рабочие сцены - создают художественный образ спектакля.

  • Режиссер - осуществляет сценическую постановку спектакля (театральная игра артистов: солистов и хора ; мизансцены - расположение актеров на сцене в определенный момент спектакля).

Опера - самое живое из искусств. На сцене просто взрывается жизнь в тот момент, когда поднят занавес. Подумайте, опера - это ведь еще и самый совершенный вид искусства, в ней есть все: и драма, и оркестровая музыка, и вокал, и балет.

Стремление усилить при помощи музыки воздействие театрального произведения возникло уже в очень далекие времена.

На открытом воздухе в Древней Греции происходили праздничные театральные представления. Актеры в масках, в особой обуви, увеличивавшей их рост, декламируя нараспев, исполняли трагедии, прославлявшие силу человеческого духа. Созданные в эти далекие времена трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида и в наши дни ставятся на сцене.

Значительное место в греческой трагедии занимала музыка, точнее — хоровое пение в сопровождении музыкальных инструментов. Именно хор выражал основную идею произведения, отношение его автора к изображаемым событиям.

Театральные произведения с музыкой были известны и в Средние века. Но все эти "предки" современной оперы отличались от нее тем, что в них пение чередовалось с обычной разговорной речью, в то время как отличительным признаком оперы является то, что текст в ней с начала до конца поется.

Опера в нашем современном понимании этого слова возникла на рубеже XVI и XVII веков в Италии.

Она быстро завоевала популярность и распространилась по всем странам.

Виды оперы:

  • Опера-сериа (серьёзная опера - А. Скарлатти, Г. Ф. Гендель, , X. Глюк)
  • Гранд-опера (большая опера - Д.Мейербер)
  • Семисериа (полукомическая - некоторые оперы А. Скарлатти, Н. Пиччинни, Д. Паизиелло)
  • Опера-буффа (комическая - Д. Перголези, Д. Чимароза, Г. Доницетти, Дж. Россини.)
  • Реалистическая опера (Дж.Верди, Ж.Бизе, П.Масканьи, Р.Леонкавалло, Д.Пуччини)
  • Романтическая опера (В.Маршнер, К.М.Вебер)
  • Музыкальная драма (Р.Вагнер)

В XIX веке одно из ведущих мест в мировом искусстве заняла русская опера.

Первые русские оперные спектакли появились в 70-х г.г. 18 века. Это были комедии бытового плана. Первая русская опера, написанная в русских нравах — «Танюша, или Счастливая встреча», музыка Ф. Г. Волкова (1756).

Эпоха 60-х вызвала дальнейший подъем русской оперы.

Начало блестящему развитию русского музыкального театра положил М.Глинка операми «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила». В его творчестве определились основные черты русской оперной классики: высокая идейность, художественная правдивость, близость к народной песенности, великолепное мастерства и новаторство.

Традиции Глинки продолжили русские композиторы в XIX веке -  А.Даргомыжского («Русалка»), М.Мусоргского, Н.Римского-Корсакова («Снегурочка», «Садко»), П.Чайковского («Евгений Онегин», «Пиковая Дама»).

Особенно прославились своими замечательными операми композиторы "Могучей кучки":

  • Н.Римский-Корсаков
  • М.Мусоргский
  • А.Бородин
  • Ц.Кюи
  • М.Балакирев

Традиции русской оперы живут и в операх советских композиторов:

Д.Шостакович («Катерина Измайлова»), С.Прокофьев («Война и мир». «Семён Котко», «Дуэнья»), Т.Хренников («В бурю», «Мать»), Д.Кабалевский («Кола Брюньон», «Семья Тараса»).

Послушаем ариозо Ленского из оперы П.Чайковского "Евгений Онегин" в исполнении С.Лемешева.

Эта опера создана по одноименному роману в стихах А.Пушкина "Евгений Онегин".

У Чайковского есть и другие оперы по произведениям Пушкина: "Пиковая дама", "Мазепа".

Вопросы:

  1. О чём идёт речь в этом ариозо?
  2. Какой голос его поёт?
  3. По какому литературному произведению создана опера "Евгений Онегин"?
  4. Какие ещё оперы Чайковского есть по произведениям Пушкина?


Предварительный просмотр:

5 класс

Тема: Песня и романс

Музыка бывает вокальной или инструментальной, либо смешанной: вокально-инструментальной.

Вокальная музыка иногда исполняется без инструментального сопровождения, такое исполнение называется a cappella.

Сегодня мы поговорим о вокальной музыке, о таких её жанрах, как песня и романс.

И постараемся разобраться, чем они отличаются друг от друга.

Песня — наиболее простая и популярная форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с несложной, легко запоминающейся мелодией.

Песня = стихи + несложная мелодия.

Песни отличаются по жанрам, складу, формам исполнения и др. признакам.

Песня может исполняться как одним певцом, так и хором. Песни поют как с инструментальным сопровождением (фортепиано, гитара, инструментальные ансамбли различного состава), так и без него (a cappella).

Виды песни:

  • Народная песня
  • Лирическая песня
  • Историческая  песня
  • Революционная песня
  • Бардовская песня
  • Шансон
  • Гимн
  • Эстрадная песня:

    *Рок

    *Рэп

    *Поп

Свойства песни:

  • Содержание может быть различным
  • Не всегда обращена к кому-то (не всегда есть адресат)
  • Яркая мелодия, а текст не всегда важен (особенно в популярных эстрадных песнях)
  • Обычно есть припев, но иногда нет

Сегодня мы послушаем замечательную песню Михаила Глинки на стихи Нестора Кукольника "Жаворонок"

Вопросы: 

  1. К какому виду относится эта песня? (лирическая)
  2. Есть ли адресат у этой песни? (нет)
  3. Есть ли припев? (нет)

   

Рома́нс  — вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, преимущественно любовного.

Исполняется  чаще всего сольно, обычно с инструментальным сопровождением.

Своим появлением на свет он обязан Испании. Первоначально этот термин обозначал светскую песню на испанском ("романском") языке, а не на латинском, принятом в церковных песнопениях.  Сборники таких песен носили название "романсеро". В каждой стране этот жанр развивался по-своему, но везде и всюду несомненны его интонационные истоки, его корни – народная песня.

Романс развился из песни. Он появился и сформировался в XVIII и XIX веках. В Россию романс пришёл из Франции и вскоре приобрёл национальные черты. На его основе в первой половине XIX века ведущими российскими композиторами создаётся жанр цыганского романса, впоследствии доработанный и доведённый до высокого уровня самими цыганами.

Во второй половине XVIII века романс начал проникать в Россию, и появление его связано, прежде всего, с появлением музыкального театра. Как и многое другое в России опера приживалась трудно. При Елизавете Петровне публику заставляли ходить в театр и даже налагали штраф за непосещение музыкальных спектаклей.

Многие композиторы, писавшие вокальную музыку, сами были неплохими певцами и создавали репертуар для себя и своих учеников; М. Глинка и А. Варламов создали даже свои вокальные школы.

2 вида романса: бытовой (городской) и классический ("высокий")

В России более всего популярна такая разновидность русского романса, как бытовой  романс.

А. Алябьев, А. Варламов, А. Гурилёв, П. Булахов,

Основоположниками классического романса были М. Глинка, А. Даргомыжский, Ц. Кюи, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский, писавшие музыку на стихи выдающихся поэтов.

Свойства  романса:

  • Лирическое, чаще всего любовное содержание
  • Обращён к кому-то, имеет адресата
  • Одинаково значимы слово, музыка и исполнение
  • Обычно отсутствует припев, но не всегда, особенно в бытовых романсах, похожих на песню

Романс А.Алябьева на стихи А.Дельвига  "Соловей" относится к бытовому романсу.

Время создания романса: около 1725 года.

Этот романс был очень популярен в XIX веке, мы послушаем его в исполнении Валерии Барсовой.

Вопросы:

  1. Чем отличается этот романс от песни "Жаворонок"? (есть адресат: соловей)
  2. Что важнее в нём – текст или музыка? (и то, и другое)
  3. Есть ли припев? (есть, т.к. это бытовой романс)



Предварительный просмотр:

5 класс

Тема: Слово и мелодия в русской музыке

Музыка – очень разнообразное искусство.

В ней есть много различных жанров и видов. Есть музыка только инструментальная (симфония, соната, концерт), есть вокальная, её можно исполнять как в сопровождении различных инструментов, так и без сопровождения – такое исполнение называется a cappella.

Сегодня мы поговорим о вокальной музыке русских композиторов и о связи слова с мелодией.

Русская музыка богата и разнообразна, в ней мы встретим  и песенность, и танцевальность, и маршевость.

В вокальной музыке русских композиторов всегда использовались либо стихи великих или очень хороших  поэтов (русских и зарубежных), либо народные сюжеты – сказки, былины.

Народная музыка, народная сказка, былины, сказания легли в основу многих

произведений великих русских композиторов: как М.И. Глинка, П.И Чайковский,

М.П. Мусорский, А.П. Бородин, Н.А. Римский – Корсаков и других.

 Связь русской музыки с литературой очень крепка.

Без литературы в музыке исчезли бы музыкальные жанры, такие как песни,

романс (так как без стихов нельзя написать песню) опера, балет (так как без

пьесы, предназначенной для постановки на сцене нельзя сочинить оперу,

балет) отсюда следует, что литература необходима музыке, она её обогащает.

Если  бы не было музыки в литературе, то все стихи, сколько бы

не писали их поэты всего мира, остались бы только стихами и никогда не

смогли бы превратиться в песни. А ведь очень многие стихи писались

специально для того, чтобы композиторы сочиняли на них музыку.

А.С. Пушкин начинает свою поэму «Руслан и Людмила»

следующими словами:

"У лукоморья дуб зеленый, Златая цепь на дубе том, И днем и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом. Идет направо – песнь заводит, Налево – сказку говорит".

Вот так подчеркнул Пушкин близость песни (музыки) и сказки (литературы), их

нерасторжимую связь.

В вокальном произведении мелодия и слова нерасторжимо связаны, слова рассказывают нам, о чём поётся в этом произведении, а музыка усиливает воздействие этих слов.

Прослушаем песню Михаила Глинки на стихи Нестора Кукольника "Жаворонок"

Вопросы:

1.О чем была эта песня?

2. Какие чувства выразила музыка? (грустные, печальные)

3. Из чего состоит песня? (из музыки и стихов)

4. Могла бы эта песня появиться на свет, если бы не было литературы?

5. Возможно ли существование песен без слов? (да, это “вокализ”)

6. Что важнее в песне мелодия или слова? Можно ли слова песни “Во поле береза…”  читать как стихи? (нет, она немыслима без музыки)

7.. Для чего нужны слова в песне, в чем их значение? (слова помогают ярче и полнее выразить образ, подчеркнуть настроение).



Предварительный просмотр:

5 класс

Тема: Хоровая музыка. Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме.

ХОРОВА́Я МУ́ЗЫКА — музыка, звучащая в исполнении хора или предназначенная  для исполнения хором.

Хор (др.-греч. χορός толпа) —

  • музыкальный коллектив, состоящий из певцов (хористов, артистов хора);
  • совместное звучание человеческих голосов.

Хором руководит дирижёр или хормейстер. Руководителя церковного хора называют регентом.

Чаще всего хор включает в себя четыре хоровые партии: сопрано, альты, тенора, басы. Но количество партий в принципе не ограничено т. к. каждая из этих основных партий может делиться на несколько относительно самостоятельных партий (это явление у музыкантов называется дивизи).

Хор может петь в сопровождении инструментов или без него. Пение без сопровождения называется пением a cappella.  Инструментальное сопровождение может включать в себя практически любой инструмент, один или несколько, или целый оркестр.

Хоровая музыка появилась очень давно, ещё  в те времена, когда древние люди возле костра пели хором свои незатейливые и, наверное, совсем не рифмованные стихи.

Хоровую музыку писали и использовали многие известные композиторы, такие как Бах, Моцарт, Бетховен,  Глинка, Мусорский, и многие другие.

Хор – это сообщество людей, которые не просто вместе поют, они должны объединить свои души в едином порыве, чтобы создать по-настоящему прекрасную музыку.

Одна из особенностей хора в том, что он доступен каждому, общее пение позволяет скрыть недостатки голоса и усилить его достоинства. Однако каждый хорист должен чувствовать соседа и хормейстера, должен не только слышать музыку, но и чувствовать ее в себе, чтобы своим голосом наиболее полно отобразить ее и вплести его в общую гармонию.

Виды хоровой музыки:

  • народный хор
  • академический хор
  • камерный хор
  • хор в опере
  • детский хор
  • церковный хор

Жанры хоровой музыки:

  • песня
  • хоровая миниатюра
  • хор крупной формы
  • обработка, переложение
  • кантатно-ораториальный (оратория, кантата, сюита, поэма, месса, реквием и др.)
  • самостоятельный хоровой номер или сцена  в опере

Народная хоровая музыка выросла из народной песни.

Её темы, сюжеты и образы рассказывают нам о характере людей и местах, где они жили, об их жизни и работе. В народной хоровой музыке главное – стремление людей к единению, поэтому её отличают особая мощь и слаженность.

Многие народы до сих пор сохранили свою хоровую культуру – Германия, Прибалтика, Скандинавия.

В России народные хоры тоже ещё есть, например, казачьи хоры, но их становится всё меньше.

Когда люди научились строить храмы, хоровая музыка поселилась и в них. Прихожане собирались в храмах для совместной молитвы, в церкви отражалась вся жизнь народа, его праздники, свадьбы, крещения, поминки умерших.

Для духовной музыки очень важен текст, осмысленное произнесение слова, ведь в ней человек обращается к Богу, поэтому духовная музыка по своему характеру - серьёзная, возвышенная, философская музыка.

Виды церковной музыки:

  • Католическая
  • Православная
  • Протестанская

Хор в опере  используется для того, чтобы подчеркнуть значительность момента, его торжественность, а также чтобы отобразить участие в опере народа.

В русской музыке  это такие хоры,  как хор "Славься" из оперы "Иван Сусанин" М.Глинки,  хор "Солнцу красному слава" из оперы "Князь Игорь" А.Бородина,  хоры из опер "Борис Годунов" и "Хованщина" Мусоргского.

Во всех этих хорах участвует большое количество народа, музыка их очень яркая, торжественная, потому что речь в ней идёт о важных событиях в жизни народа.

Но хоровая музыка в опере может быть разной: весёлой, шутливой, плясовой, лирической – в зависимости от того, чем занят народ в хоровых сценах.

Для сравнения послушаем два оперных хора и один церковный:

  1. Хор пленных иудеев из оперы "Набукко" Дж.Верди – он ещё называется "Ты прекрасна, о родина наша". В нём  люди прославляют свою потерянную родину: ведь они пленники – и мечтают вернуться на неё. Это очень красивая, величественная музыка.
  2. "Хор солдат" из оперы "Фауст" Ш.Гуно. Это совсем другая музыка: она похожа на марш. Её поют солдаты, отправляющиеся на войну, поэтому она боевая, бодрая, воинственная.
  3. Хор Д.Бортнянского "Приидите, воспоем людие". Это радостный, ликующий хор, его текст призывает прославить, воспеть Бога.



Предварительный просмотр:

6 класс

Тема: Единство музыкального произведения

Музыкальное произведение – сочинение, состоящее из звуков с текстом или без текста, исполняемое голосом или с помощью инструментов.

Музыкальное произведение – это единое целое, как и любое художественное произведение.

Из чего состоит это целое? Какие средства использует композитор, создавая музыкальное произведение?

Самыми важными и яркими средствами музыкальной выразительности являются мелодия, гармония, ритм, лад, тембр. Поддерживая и обогащая друг друга,  они выполняют единую творческую задачу – создают музыкальный образ и воздействуют на наше воображение.

Давайте разберёмся в этих названиях.

1. Мелодия

Когда слушаешь музыку, невольно обращаешь внимание на ведущий голос, главную музыкальную тему. Это звучит мелодия. Греческое слово мелодия состоит из двух корней: melos и ode, что означает «пение песни». Мелодия – это содержание произведения, его стержень. Она передает главные художественные образы.

2. Гармония.

Это слово тоже пришло к нам из Греции и в переводе означает «стройность», «созвучность», «слаженность». Гармония дополняет мелодию новыми эмоциональными красками, насыщает, «расцвечивает» ее, создает фон. Между мелодией и гармонией всегда нерасторжимая связь. Гармония имеет 2 смысла:

 а)  приятная для слуха слаженность звуков, «благозвучие»;

б)  объединение звуков в созвучия и их закономерное последование.

3. Ритм

Ни одна мелодия или картина не может существовать вне ритма. Ритмом в музыке называется чередование и соотношение различных музыкальных длительностей.

Ритм – тоже греческое слово и переводится как «мерное течение».

Ритм обладает огромными возможностями. Это яркое выразительное средство, которое определяет характер музыки. Благодаря ритму мы отличаем марш от вальса, мазурку от польки и т.д. Ритм существует не только в музыке, но и в природе, быту. Мы чувствуем его всегда, потому что он заложен в основе нашей жизни. Ритмично бьется сердце человека, ритмично отстукивают часы, ритмично происходит смена дня и ночи, времен года. Мы ритмично шагаем, ритмично дышим.

4. Лад

Лад в музыке создает настроение. Оно может быть радостным, светлым или, наоборот, задумчивым, печальным. Лад – славянское слово и переводится как «мир», «порядок», «согласие». В музыке лад означает взаимосвязь и согласованность звуков, различных по высоте. Сочетания звуков воспринимаются по-разному. Одни устойчивые, на них можно остановиться или вообще закончить движение. Другие неустойчивые и требуют движения дальше. Самый устойчивый звук лада называется тоникой. Самыми распространенными ладами являются мажор и минор.

5. Тембр

Тембр в переводе с французского означает «окраска звука». Тембр – это отличительный знак каждого музыкального инструмента или человеческого голоса. Любую мелодию мы воспринимаем в определенной звуковой окраске. Человеческий голос тоже обладает своим тембром. В вокальной музыке различают два женских голоса (сопрано, альт) и два мужских (тенора, басы).

Каждый музыкальный инструмент тоже имеет свой тембр, по которому мы его узнаём.

Все эти компоненты музыкального произведения и создают его целостность, каждый композитор применяет их по-своему.

Музыка говорит с нами ярким выразительным языком. И его необходимо знать и понимать. Вот тогда искусство станет для нас близким и доступным. И мы, слушая музыкальные  произведения, сможем восхищаться виртуозностью показа отдельных выразительных средств произведения: проникновенной, чувствовать эмоциональность мажора или минора, любоваться красотой гармоний, многоцветной палитрой тембров, неповторимым многообразием ритмических рисунков.

На следующих уроках мы поговорим подробно о каждом компоненте музыкальных произведений, а сегодня послушаем  пьесу  Г.Свиридова "Тройка" из музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина "Метель".

Свиридов Георгий Васильевич. 1915 –1998.

Дебютировал в 1935 году циклом романсов на слова А.С. Пушкина, в которых выявились характерные черты индивидуального стиля Свиридова - яркий методизм, гармоническая свежесть, простота фактуры.

В ряде произведений 40-х годов проявилось сильное влияние творчества Шостаковича. Вокальная поэма «Страна отцов» (1950) и цикл песен на слова Р. Бернса (1955) - первые произведения зрелого периода творчества Свиридова.

Центральное место в творчестве Свиридова занимает вокальная музыка, опирающаяся на поэтическое слово. Интонации народных песен, им используемые, обогатили мелодику.

Какой же образ нам нарисовала музыка?

- «Птица - тройка» лошадей.

Учитель: это поэтический символ чего и почему именно кони?

 - это символ России, свободной и независимой, оплот православия. Конек венчал крышу русской избы – символ силы, но доброй, ведь Русь не нападала на врагов, а оборонялась.

Учитель: сколько основных музыкальных тем, характеризующих образы, вы услышали? Опишите первую музыкальную тему и пропойте ее.

- призывная, несущаяся, фанфарная…

Учитель: Опишите вторую музыкальную тему и пропойте ее.

  • песенная, протяжная, льется…

Василий Андреевич Жуковский:

Кони мчатся по буграм,

Топчут снег глубокий…

Вот, в сторонке божий храм

Виден одинокий.

Вдруг метелица кругом;

Снег валит клоками;

Черный вран, свистя крылом,

Вьется над санями;

Вещий стон гласит печаль!

Кони торопливы

Чутко смотрят в темну даль,

Воздымая гривы…



Предварительный просмотр:

6 класс

Тема: Мелодия – душа музыки

Мелодия (греч. μελωδία , от μελος— напев, песня и ωδή— песня, пение)  - основная мысль

музыкального произведения, выраженная одноголосным напевом, важнейшее средство

музыкальной выразительности.

Иногда какой-либо мотив, напев никак не уходит из памяти, неотступно следует за нами. Мы напеваем эту мелодию, «мурлычем» ее про себя, подчас даже не зная,  что это за музыка, есть ли у нее слова, кто ее исполнил или сочинил. Просто  она запомнилась нам и полюбилась.

      Какая бы музыка ни звучала — песня, танец или марш, мы всегда выделяем в них  

мелодию. Мелодия — это  лицо любого музыкального сочинения,  его  суть, его душа.

Мелодия сохраняет следы своей изначальной связи с речью, стихом, телодвижением.

Подобно речи, мелодия представляет собой способ общения людей — обращение к слушателю с целью воздействовать на него. Как в мелодии, так и в речи важны высота звука, ритм, громкость, темп, тембр.

Итак, мелодия - это нечто не только осмысленное и законченное, но и выразительное, производящее приятное впечатление и обязательно эмоционально воздействующее на людей.

Главное для мелодии – возможность спеть ее или сыграть на инструменте. Она должна быть напевна, в ней не должно быть широких скачков, она движется чаще всего плавно.

Примеры различных типов мелодии можно найти уже в древней музыке.

Древнегреческое пение, средневековое церковное пение были монодичны, т.е. в них был только один главный голос, поющий мелодию.

Монодическая музыка (включая примитивные культуры, восточные культуры, европейский фольклор и григорианское пение) построена на звучании одной мелодии, с ритмическим аккомпанементом или без него; при этом мелодия может исполняться любым количеством певцов или инструменталистов и может быть окружена т.н. «подголосками» (гетерофония).

В более поздние времена появилась полифония – многоголосие, в котором одновременно звучат несколько мелодий.

В полифонической музыке (расцвет которой приходится на XVII в.) налицо одновременное сочетание двух или большего числа мелодий, причем каждая из них обладает определенной самостоятельностью.

Наконец, в гомофонном стиле, потеснившем полифонию в XVIII в., основой является последовательность аккордов, а в качестве мелодии часто рассматривается верхний голос (например, в хоровых четырехголосных изложениях хоралов).

Итак, мы познакомились с 4 основными способами изложения мелодии:

  • Монодия – один голос
  • Гетерофония – один голос с подголосками
  • Полифония – многоголосие
  • Гомофония – один голос главный, а все остальные играют роль аккомпанемента

Истинный исток и неисчерпаемая сокровищница мелодий — народное музыкальное творчество. Большую ценность в русском народном творчестве представляют старинные крестьянские мелодии, привлекающие величавостью, глубиной чувства.

Большинство великих произведений композиторов-классиков опирается на народные мелодии – песни и танцы.

Так, в финале 4-й симфонии П.Чайковского звучат русская народная песня «Во поле берёза стояла» и могучий и радостный народный пляс.

Обе эти темы имеют яркие мелодии.

Вопрос:  какие русские народные мелодии вы знаете?

Мелодия – самое богатое средство музыкальной выразительности. Одна и та же мелодия может выражать и печаль и радость, в зависимости от того, как и при каких обстоятельствах её исполнить.

Есть такая сказка, она так и называется: "Мелодия печали и радости".

В ней рассказывается о том, как один священник услышал прекрасную мелодию на одной свадьбе, и она показалась ему настолько глубокой и разнообразной, что он захотел, чтобы её сыграли на его собственных похоронах. Все удивились, но когда этот старик-священник умер, вспомнили его просьбу – и сыграли эту вроде бы светлую, радостную мелодию на его могиле, и услышали в ней печаль, которой не слышали прежде…

Вопрос:    какие мелодии обычно воспринимаются как грустные, а какие – как радостные?

(минорные; мажорные)



Предварительный просмотр:

6 класс

Тема: Диалог метра и ритма. Темп.

В музыке звуки организованы во времени. В связи с этим речь идет о двух терминах, довольно близких по применению, но имеющих все же большое различие. Это ритм и метр, с которыми мы уже встретились на предыдущем уроке. Повторим на всякий случай:

Ритм - чередование и соотношение различных музыкальных длительностей и акцентов (ударений).

То есть, некий "рисунок" или "узор", который разворачивается во времени.

Сравним это с понятием "метра". Метр означает пульсацию, которая всегда есть в музыке.

Ритм - это рисунок, а метр - это координатная сетка.

Ритм записывается нотами, а метр считается на "раз-два" или "раз-два-три" и т.д.

Метр — система организации музыкального ритма.

Для измерения метра есть специальный прибор в виде четырехгранной пирамиды с маятником – он называется метроном Метцеля  (его изобрёл немецкий музыкант Метцель)

Щелчки метронома называются долями. 

Из долей складывается каждый такт произведения.

Количество долей в такте может быть разным, а первая доля такта называется сильной долей, т.к. она самая сильная по ударению.

Т.е. такт – это  промежуток между двумя соседними сильными долями.

А то ударение, которое мы делаем на сильной доле при исполнении музыки, называется акцентом.

Доли, не имеющие ударений, называются слабыми долями.

Равномерное чередование сильных и слабых долей времени называется и метром - тот же смысл, но другими словами.

Доля метра может быть выражена различной длительностью:  целыми, половинными, восьмыми или шестнадцатыми длительностями.

Метр, в котором акценты (сильные доли) повторяются равномерно через одну долю, называется двухдольным.

Метр, в котором акценты повторяются равномерно через две доли, называется трехдольным.

Самые частые метры: 2/4, 3/4 , 4/4, 6/8

ТЕМП

От лат. Tempus - время

Музыкальный темп  - скорость музыкального процесса; скорость смены долей

Темпы подразделяются на три основные группы: медленные,  умеренные и быстрые. Для определения темпов применяются, главным образом,  итальянские обозначения.

Основными музыкальными темпами (в порядке возрастания) являются:

- ларго (очень медленно и широко);

- адажио (медленно, спокойно);

- анданте (в темпе спокойного шага);

- модерато (умеренно, сдержанно);

- аллегретто (довольно оживленно);

- аллегро (быстро);

- виваче (быстро, живо);

- престо (очень быстро).

Темп в музыке является одним из средств выразительности.

От того, какой темп в данном музыкальном произведении, зависит его характер: весёлые, радостные произведения обычно имеют быстрый темп, а грустные, печальные – наоборот, медленный.

Но так бывает не всегда – иногда медленный темп означает торжественность момента, в том числе и радостного, таковы бывают марши, они изображают движение большой массы людей, охваченных общим чувством, чаще всего бодрым. Например, Триумфальный марш из оперы "Аида" Дж.Верди.

И наоборот – быстрый темп не всегда означает веселье, иногда композитор использует его, чтобы выразить бурные чувства, которыми могут быть и не радостными: отчаяние, ужас, страдание и т.п.

Потому что люди по-разному переживают отрицательные эмоции: одни как бы замирают, а другие, наоборот, мечутся, в зависимости от темперамента.

Например, соната си-бемоль минор С. Рахманинова или финал 17-й сонаты Л. Бетховена.

 

Послушаем

  • "Весну" А.Вивальди
  • Менуэт  Л.Боккерини
  • Адажио Т.Альбинони
  • Финал 17-й сонаты Л.Бетховена

        



Предварительный просмотр:

6 класс

Тема: В начале был ритм

Когда музыка ещё не была музыкой, когда люди ещё не были современными цивилизованными людьми, а были дикарями, первыми проявлениями их музыкальности были именно ритмические звуки и движения:  удары в бубен, пляски, ритмичные выкрикивания магических заклинаний.

И лишь позже к этим ритмическим элементам стали прибавляться другие – мелодия, гармония, лад.

Почему ритм стал самым первым проявлением музыки? Потому что ритм вообще лежит в основе всей жизни: мы ритмично дышим и ходим,  у нас есть ритмичный пульс, планеты ритмично вращаются вокруг Солнца, день ритмично сменяет ночь.

Музыкальный ритм - чередование и соотношение различных музыкальных длительностей и акцентов (ударений).

Роль ритма неодинакова в различных национальных. Иногда ритм оказывается на первом плане, как, например, в культурах Африки и Латинской Америки, в других случаях он уступает мелодии,  как в некоторых видах русской протяжной песни.

Вопрос: В каких искусствах, кроме музыки, особенно важен ритм? (танец, поэзия)

По ритмической организации звуков легко различаются:

  • Марш
  • Вальс
  • Мазурка
  • Полька
  • Протяжная песенная мелодия

Прослушаем примеры:

  1. Военный марш из "Метели" Свиридова или Куплеты Эскамильо из оперы "Кармен" Бизе
  2. "Вальс" из "Метели" Свиридова или "Голубой Дунай" И.Штрауса
  3. Мазурка из "Детского альбома" Чайковского или Гимн Польши ("Мазурка Домбровского")
  4. Полька Качурбиной ("Мишка с куклой")
  5. Романс из "Метели " Свиридова или "Жаворонок" Глинки

Прослушаем "Болеро" Мориса Равеля как яркий пример огромной роли ритма в построении и восприятии музыкального произведения.

Болеро – это классический испанский танец. Танцуется он под аккомпанемент гитары и барабана, а сами танцующие отбивают на кастаньетах дополнительно сложные ритмические фигуры. Известно много разновидностей болеро, характерных для разных областей Испании.

Болеро французского композитора Равеля — произведение для оркестра, первоначально задуманное как музыка для балетной постановки. Было написано в 1928.

 «Болеро» приобрело популярность из-за гипнотического воздействие неизменной множество раз повторяющейся ритмической фигуры, на фоне которой две темы также проводятся много раз, демонстрируя необычайный рост эмоционального напряжения и вводя в звучание все новые и новые инструменты.

Вопрос: Что самое главное, что производит самое сильное впечатление  в этой пьесе? (постоянный ритм)



Предварительный просмотр:

7 класс

Тема:  Циклические формы

Цикли́ческие фо́рмы в му́зыке —произведения, предполагающие наличие отдельных частей, самостоятельных по строению, но связанных единством замысла.

В истории академической музыки известны циклы «прелюдия-фуга», сюитные циклы, сонатно-симфонические циклы.

Циклом может называться также ряд связанных между собой произведений (каждое из которых может обладать или не обладать циклической формой) или концертных программ.

Во внеакадемической музыке (джазе, роке) к циклическим формам могут тяготеть концептуальные альбомы и отдельные крупные произведения.

Цикл «прелюдия-фуга»

Двухчастный цикл «прелюдия-фуга» известен со времен барокко

Прелюдия выступает в роли  импровизационного вступления к фуге.

Циклы «прелюдия-фуга» могут объединяться в более крупные циклы на основе какого-либо формального или тематического принципа. Наиболее известный пример — «Хорошо темперированный клавир» И. С. Баха.

Сюи́та (с фр. Suite — «ряд», «последовательность») — циклическая музыкальная форма, состоящая из нескольких самостоятельных контрастирующих частей, объединённых общим замыслом.

Для сюиты, известной с XVI века, характерны:

  • связь отдельных частей произведения с традиционными прикладными (песенными, танцевальными) жанрами, простота строения частей;
  • контрастное сопоставление частей;
  • тенденция к единству или ближайшему родству тональностей частей.

Сонатно-симфонический цикл

К сонатно-симфоническому циклу относятся наиболее абстрактные жанры академической музыки, такие как симфония, соната, квартет, концерт.

Для него характерны:

  • абстрагирование от прикладного характера музыки (даже если в качестве материала какой-либо части использован прикладной материал);
  • возможность образно-смысловых контрастов между отдельными частями (вплоть до их прямого противопоставления);
  • сложное тональное развитие;
  • устоявшиеся функции и формы отдельных частей (характерные для отдельных жанров сонатно-симфонической музыки).

Классическая соната формировалась в течение XVIII века, вершины развития достигла в венской классике (Гайдн, Моцарт, Бетховен).

Симфония как жанр сформировалась в середине XVIII века, вершины развития достигла также в венской классике.

Симфо́ния (от греч. συμφονία — «созвучие») — жанр симфонической инструментальной музыки многочастной канонизированной формы фундаментального мировоззренческого содержания.

Свободные и смешанные формы

Музыкальное произведение может состоять из частей, объединенных по иному, нежели в перечисленных жанрах, принципу, и все же обладать в той или иной мере циклическим характером. Таковы многие жанры прикладной духовной музыки (месса, духовный концерт, всенощная), кантаты, вокальные и вокально-хоровые циклы (сюжетные и лирические).

Крупные циклы

В цикл могут объединяться и целые произведения (каждое из которых, в свою очередь, может обладать или не обладать циклическим характером).

Таковы упомянутые выше циклы прелюдий и фуг, тетралогия Р. Вагнера «Кольцо нибелунга», концептуальные альбомы во внеакадемической музыке, а также отдельные крупные произведения джазовой и рок-музыки.

Сона́тная фо́рма — музыкальная форма, состоящая из трёх основных разделов:

  1. Экспозиция – противопоставление главной и побочной тем
  2. Разработка  - развитие этих тем
  3. Реприза – повторение этих тем с некоторыми изменениями

Послушаем:

И.С.Бах, Прелюдия и фуга №6, ре минор, 1 том ХТК

 Л.ван Бетховен, Соната №1, фа минор



Предварительный просмотр:

7 класс

Тема: Драматические образы в музыке

Дра́ма (греч. Δρα´μα  - действие) — один из родов литературы (наряду с лирикой, эпосом, а также лироэпикой), передающий события через диалоги персонажей. С древних времён существовала в фольклорном или литературном виде у различных народов.

Драма - произведение, изображающее процесс действия.

В широком смысле - всякое сюжетное литературное произведение, написанное в разговорной форме и без авторской речи;

в узком смысле - литературное произведение, отличающееся серьёзностью конфликта, глубиной переживаний.

Главным предметом драматического искусства становились человеческие страсти в их наиболее ярких проявлениях.

Главные свойства драмы:

  • Человек находится в сложной, тяжёлой  ситуации, которая кажется ему безвыходной
  • Он ищет выход из этой ситуации
  • Он вступает в борьбу – либо со своими врагами, либо с самой ситуацией

Таким образом, драматический герой, в отличие от лирического, действует, борется, в результате этой борьбы либо побеждает, либо погибает – чаще всего.

В драме на первом плане – не чувства,  а действия. Но эти действия могут быть вызваны именно чувствами, причём очень сильными чувствами – страстями. Герой, находящийся под властью этих чувств, совершает активные поступки.

 Практически все шекспировские герои относятся к драматическим образам: Гамлет, Отелло, Макбет.

Их всех обуревают сильные страсти, они все находятся в сложной ситуации.

Гамлета мучает ненависть к убийцам его отца и желание отомстить;

Отелло страдает от ревности;

Макбет очень честолюбив, главная его проблема – это жажда власти, из-за которой он решается на убийство короля.

Драма немыслима без драматического героя: он ее нерв, средоточие,  источник.  Вокруг  него взвихряется жизнь,  подобно воде, бурлящей под действием винта корабля.  Даже если герой бездействует (как Гамлет), то это — взрывное бездействие. "Герой ищет катастрофу. Без катастрофы герой невозможен".  Кто же он — драматический герой? Раб страсти. Не он ищет, а она тащит его  к катастрофе.

Однажды двое святых пытались разыграть драму, дабы понять окружающий их мир греха. Яблоком раздора избрали кувшин. "Ты говори: это мой кувшин, а я буду утверждать, нет, мой". Начали. "Это мой кувшин!" — "Ну, конечно же, твой". Сработала привычная логика любви, и драмы не получилось. Святость и драма несовместимы. Драматический герой — антагонист святому.

Если взять менее серьёзные примеры, из детских сказок – рассмотрим 2 образа: Пьеро и Буратино.

Пьеро – типичный лирический герой: он влюблён в Мальвину,  но ведёт себя пассивно, всё, что он делает – рассказывает о своей любви.

Буратино ни в кого не влюблён, но у него есть сильное желание вырваться из нищеты, помочь отцу, узнать тайну Золотого ключика, и он весьма активно действует и борется со своими врагами. Так что его вполне можно назвать драматическим героем. Здесь нет, правда, никаких катастроф, всё заканчивается благополучно – но герой действует и борется, что и является главным признаком драмы.

Сегодня мы поговорим об опере П.И.Чайковского "Пиковая дама".

«Пиковая дама» — опера по мотивам одноименной повести А. С. Пушкина.

Сюжет оперы: 

Главный герой оперы – офицер Герман, немец по происхождению, беден и мечтает о быстром и лёгком обогащении. Он игрок в душе, но никогда не играл в карты, хотя всегда мечтал об этом.

В начале оперы Герман влюблён в богатую наследницу старой графини – Лизу. Но он беден, и шансов на женитьбу у него никаких. То есть сразу же намечается безвыходная, драматическая  ситуация:  бедность и в результате этой бедности невозможность  добиться любимой девушки.

 И вот случайно Герман  узнаёт о том, что старуха-графиня, покровительница Лизы, знает тайну 3 карт. Если 3 раза подряд ставить на каждую из этих карт, то можно выиграть целое состояние. И Герман ставит себе целью узнать эти 3 карты. Эта мечта становится самой сильной его страстью, ради неё он жертвует даже своей любовью: он использует Лизу как способ проникнуть в дом к графине и выведать тайну. Он назначает Лизе свидание в доме графини, но идёт не к девушке, а к старухе и под дулом пистолета требует назвать ему 3 карты. Старуха умирает, не назвав ему их, но следующей ночью ему является её призрак и говорит: "Тройка, семёрка, туз".

На следующий день Герман признаётся Лизе, что он был виновником смерти графини, Лиза, не выдержав такого удара, топится в реке, а Герман отправляется в игорный дом, ставит одну за другой тройку, семёрку, выигрывает, затем на все выигранные деньги ставит туза, но в последний момент вместо туза  в его руках оказывается дама пик. И Герману чудится в лице этой пиковой дамы старуха графиня. Всё, что он выиграл, он проигрывает и кончает с собой.

Герман  в опере Чайковского совсем не такой, как у Пушкина.

Герман у Пушкина холоден и расчётлив, Лиза для него только средство на пути к обогащению —такой персонаж не мог увлечь Чайковского, которому всегда необходимо было любить своего героя. Многое в опере не соответствует повести Пушкина: время действия, характеры героев.

Герман у Чайковского — пылкий, романтический герой с сильными страстями и огненным воображением; он любит Лизу, и лишь постепенно тайна трёх карт вытесняет её образ из сознания Германа.

Послушаем знаменитую арию Германа в игорном доме – "Что наша жизнь? Игра!"

Эта ария звучит в тот момент, когда Герман уверен в своём выигрыше, он готов всю свою жизнь поставить на карту – и либо победить, либо погибнуть.

В этой арии раскрывается самая сильная страсть этого человека: страсть к игре.

Герман – игрок.

Причём не просто игрок в карты – а игрок в широком смысле, для него вся жизнь – игра.

Об этом и ария, которую мы прослушаем.



Предварительный просмотр:

7 класс

Тема: Эпические образы в музыке

ЭПОС, [греч. epos — слово]

  1. Повествовательный род литературы (в отличие от драмы и лирики).
  2. Совокупность произведений этого рода, объединенных общей темой, общей национальной принадлежностью, хронологией и т. п.

Эпическое произведение – это обычно поэма, рассказывающая о героических. деяниях.

 Истоки эпической поэзии коренятся в доисторических повествованиях о богах и других сверхъестественных существах.

Эпос – прошлое, т.к. повествует о прошлых событиях в жизни народа, о его истории и подвигах;

Лирика – настоящее, т.к. её объект – чувства и настроения;

Драма – будущее, т.к. в ней главное – действие, с помощью которого герои пытаются решить свою судьбу, своё будущее.

Первую и простую схему разделения искусств, связанных со словом, предложил Аристотель, согласно которому эпос есть рассказ о событии, драма представляет его в лицах, лирика откликается песнью души.

Место и время действия эпических героев напоминают реальную историю и географию (чем эпос радикально отличается от сказки и мифа, совершенно нереальных). Однако эпос и не совсем реалистичен, хотя опирается на реальные события. В нём многое идеализировано, мифологизировано.

Таково свойство нашей памяти: мы всегда немного приукрашиваем наше прошлое, особенно если это касается нашего великого прошлого, нашей истории, наших героев. А иногда  наоборот: какие-то исторические события и персонажи нам кажутся хуже, чем они были на самом деле.

Свойства эпоса:

  • Героизм
  • Единство героя со своим народом, во имя которого он и совершает подвиги
  • Историчность
  • Сказочность (иногда эпический герой сражается не только с реальными врагами, но и с мифическими существами)
  • Оценочность (герои эпоса либо хорошие, либо плохие, например, богатыри в былинах – и их враги, всякие чудища)
  • Относительная объективность (эпос описывает реальные исторические события, а герой может иметь свои слабости)

Герой, в ком мелко все, лишь для романа годен,

Пусть будет он у вас отважен, благороден,

Но все ж без слабостей он никому не мил:

Нам дорог вспыльчивый, стремительный Ахилл;

Он плачет от обид — нелишняя подробность,

Чтоб мы поверили в его правдоподобность.

Эпические образы в музыке, о которых мы сегодня поговорим, это образы не только героев, но и событий, истории, это могут быть и образы природы, изображающей Родину в определённую историческую эпоху.

В этом отличие эпоса от лирики и драмы: на первом месте не герой с его личными проблемами, а история.

В качестве примера прослушаем 2 произведения эпического жанра:

  1. 2-я симфония, "Богатырская симфония" А.Бородина. Она признана вершиной русского и мирового эпического симфонизма
  2. Ария князя Игоря из оперы А.Бородина "Князь Игорь"

Бородин Александр Порфирьевич (1833-1887), один из композиторов "Могучей кучки".

Все его творчество пронизано темой величия русского народа, любви к родине, свободолюбия.

Об этом – и "Богатырская симфония", запечатлевшая образ могучей героической Родины, и опера "Князь Игорь", созданная по мотивам русского эпоса "Слово о полку Игореве".

«Слово о полку Игореве» («Слово о походе Игоревом, Игоря, сына Святославова, внука Олегова— самый известный (считающийся величайшим) памятник средневековой русской литературы. В основе сюжета — неудачный поход 1185 года русских князей на половцев, ведомый князем Игорем Святославичем.

В своей арии князь Игорь выражает печаль по поводу своего плена и гибели своего полка, мечтает о свободе и возможности организовать новый поход, победоносный.



Предварительный просмотр:

7 класс

Тема: Что такое музыкальная форма

Музыкальное произведение, как и произведение любого другого искусства, представляет собой единство содержания и формы.

Содержание - художественно отраженные в произведении явления действительности, мысли и чувства людей.

Форма – (лат. forma — внешний вид, очертания)

  1. система музыкальных средств, примененная для воплощения содержания произведения
  2. строение, схема музыкального произведения

Ведущую роль в единстве содержания и формы играет содержание. Когда изменяется  содержание произведений искусства, тогда изменяются и музыкальные средства, которые служат воплощению содержания, то есть изменение музыкальной формы обычно отстает от изменения содержания. Новое содержание первоначально пользуется, насколько это возможно, старыми средствами, старой формой, приспособляя их к своим нуждам, своим задачам, а затем изменяет и преобразует средства, форму.

Композитор в процессе творчества неизбежно приходит к некоей формальной структуре, плану, схеме, которая служит ему основой для проявлений творческой фантазии и мастерства.

Почти любая музыка, которую мы слышали, имеет форму.

4 главные принципа музыкальной формы:

  • повторение
  • варьирование
  • контраст
  • развитие

Основные музыкальные формы и их схемы:

  • период – состоит обычно из 2-х предложений
  • 2-х-частная форма    А–В
  • 3-х-частная форма    А–В–А
  • куплетная форма      А–А–А–А–А и т.д.
  • рондо   А–В–А–С–А
  • вариации  А–А1–А2–А3–А4–А5 и т.д.
  • соната
  • фуга

Период - это самая простая форма, которая пришла из танцевальной музыки, отражает физиологические особенности человеческого восприятия.
2-е предложение - это ответ на первую, незаконченную музыкальную структуру.

Более сложные формы возникают в результате изменения или расширения основных структур.

Схемы с использованием букв (А, В, С) – это строфические формы, где каждая буква – строфа.

Принцип развития, появившийся в музыке позже 3-х первых принципов, отличается от описанных выше строфических структур тем, что тематический материал трактуется не только как структурная единица, пригодная для повторения и варьирования: в нем выделяются элементы, которые изменяются и взаимодействуют между собой и с другими темами (особенно ясно этот принцип демонстрируют сонатная форма и форма фуги).

В этих формах уже невозможно ограничиться просто буквами, их схемы гораздо сложнее. Они граничат уже с математическими формулами.

Вообще музыка близка к математике, это не только искусство, но и точная наука, довольно абстрактная, как и математика.

Первые теоретики музыки были также и выдающимися математиками, например, Пифагор.

При объединении музыкальных фрагментов, каждый из которых написан по своей структурной модели, в более крупное целое возникает т.н. циклическая форма (опера, оратория, соната, квартет, симфония, сюита, концерт и т.д.). В этом случае каждый фрагмент называется «частью» и имеет свое обозначение темпа и характера исполнения.

В истории музыки в отношении формы было немало курьёзов.

Сначала сочиняли музыку только талантливые люди, это было их призванием, часто - их жизнью. А в XVII - XVIII веках каждый человек "из общества" должен был уметь сочинить музыкальное произведение, стихи, записать в альбом хозяйки салона посвященный ей музыкальный куплет. Появились способы, позволяющие любому человеку сочинять музыку.

Одним из них является метод, предложенный в 1751 г. англичанином У.Хейсом. Метод описан в трактате "Искусство сочинять музыку исключительно новым методом, пригодным для самых захудалых талантов". Он состоит в том, что нужно взять щетку (можно зубную), обмакнуть ее в чернильницу и, проведя пальцем по щетине, разбрызгать чернила на лист нотной бумаги. Полученные кляксы должны обозначать положение нот на нотной линейке. Длительность ноты определялась размерами кляксы. Остается добавить тактовые черты, штили и т. п. Их расположение определялось, например, картами, случайно вынимаемыми из колоды.

Этот метод, как и многие подобные, потерпел неудачу - он слишком примитивен.

Появлялись и другие методы. Например, в XVIII веке широко распространилась музыкальная игра с игральными костями. Ее использовали не только любители, но и такие серьезные музыканты, как Ф.Э.Бах, И.Гайдн, Ф.Гендель и другие. В 1793 г. было издано приписываемое Моцарту "Руководство как при помощи двух игральных костей сочинять вальсы в любом количестве, не имея ни малейшего представления о музыке и композиции".

Но на самом деле все эти эксперименты с формой только доказали тот факт, что в музыке форма без содержания мертва. Величие и красота музыки – во взаимосвязи её содержания и формы.

Виднейший советский музыкальный учёный Б. В. Асафьев написал книгу «Музыкальная форма как процесс».  Он описал 2 стороны формы: процессуальную и кристаллическую.

Часто музыкальная форма имеет и определенное назначение.

Так, например, этюд - музыкальная пьеса, предназначенная для совершенствования мастерства исполнителя, часто на применение определенного технического приема игры. Ф.Шопен "изобрел" новый этюд - произведение, имеющее определенную художественную ценность. Затем появились этюды Шумана, Листа, Рахманинова, Скрябина.

Прелюдия - издавна вступительная пьеса к музыкальному произведению. Впервые самостоятельность прелюдии обрели в творчестве И.С.Баха, Шопена.

Особенно полно канонизирована сонатная форма, сложившаяся к середине XVII в. В сонатной форме могут быть написаны как самостоятельные произведения - собственно сонаты, симфонии, квартеты, концерты, оратории, и т. п., так и отдельные части произведений. Типичным для классической сонаты является трехчастный цикл с медленной средней и быстрыми крайними частями. Ведущее место в цикле занимает первая часть, написанная почти всегда в сонатной форме. Вторая часть контрастирует с первой благодаря медленному темпу, лирическому, созерцательному характеру. В ней также обычно используется сложная трехчастная или сонатная форма. Быстрый финал очень близок к первой части, наиболее типичная для финала форма - сонаты или рондо-сонаты.

Еще более жесткими стали правила построения произведений сонатной формы у Л. Бетховена. Сонаты Бетховена обычно четырехчастные, последовательность частей в них: сонатное Allegro, медленная лирическая часть, менуэт или скерцо и, наконец, финал.



Предварительный просмотр:

7 класс

Тема: О чём рассказывает музыкальный жанр

В литературе, музыке и других искусствах за время их существования сложились различные виды произведений. В литературе это, например, роман, повесть, рассказ; в поэзии - поэма, сонет, баллада; в изобразительном искусстве - пейзаж, портрет, натюрморт; в музыке - опера, симфония.

Значит,  к одному жанру мы можем отнести произведения, написанные для определённого состава исполнителей, сходных логикой построения, способностью передать характерные черты эпохи, времени своего возникновения, с типичным кругом образов и жизненным предназначением.

В каждом жанре складывается своё, определенное сочетание выразительных средств, комплекс художественных приёмов, которые легко узнаются и запоминаются.

Жанр (фр. genre - тип, манера) - вид произведения в пределах одного какого-то искусства, определяемый по различным признакам.

Виды музыки:

  • Народная музыка
  • Духовная музыка
  • Классическая европейская музыка
  • Джаз
  • Поп-музыка
  • Рок-музыка
  • Электронная музыка

В каждом виде музыки есть свои подвиды, и называемые жанрами.

В классической музыке выделяются следующие жанры:

Жанры классической музыки:

  • вокальные (песня, романс, хоровая музыка и т.п.)
  • танцевальные (вальс, мазурка, полонез, полька, менуэт, марш и т.п.)
  • вокально-инструментальные (кантата, оратория и т.п.)
  • инструментальные (миниатюра, пьеса-фантазия, сюита, соната и т.п.)
  • симфонические (симфония, поэма, программная увертюра и т.п.)
  • музыкально-театральные (опера, балет, оперетта, мюзикл).

Понятие жанра очень сложно, т.к. внутри одного и того же жанра есть несколько разновидностей.

Оперы, например,  бывают разные: исторические, героические, комические, лирические. Все они имеют свои характерные черты, хотя принадлежат к одному и тому же оперному жанру. И тогда, когда нам надо уточнить, о каком именно виде оперы идет речь, мы снова, но в более узком значении слова, употребляем термин жанр.

Мы говорим: жанр лирической оперы, жанр музыкальной драмы, жанр эпической оперы.

За время своего существования различные жанры сильно изменялись, но все сохранили при этом свои основные признаки. Так, опера - это произведение для музыкального театра, которое имеет сюжет, ставится в декорациях и исполняется артистами-певцами и оркестром. Ее не спутаешь с балетом или симфонией.

Музыкальные  жанры различаются:

  • По характеру  (лирический, драматический, эпический, комический)
  • По сюжету (исторический, мифологический, литературный, бытовой)
  • По составу исполнителей (оперный, балетный, симфонический, вокальный, инструментальный)
  • По особенностям формы (романс, соната, симфония и т.п.)
  • По обстоятельствам исполнения (концертный, камерный, бытовой и т.п.)

Есть ещё одно понятие жанра.

Жанровый (в музыке) - связанный с характерными чертами народных бытовых музыкальных жанров (народные песни и танцы, использование народных, фольклорных инструментов – балалайка, баян, свирель, волынка и т.п.). Жанровая сцена в музыке – это музыкальная сцена из народной жизни с её характерными признаками.

Послушаем для примера различные произведения в двух разных  музыкальных жанрах: вокальном и танцевальном.

  1. Песня и романс ( Итальянская песня "Санта-Лючия" (Р.Лорети), М.Глинка, "Жаворонок", М.Глинка, романс "Я помню чудное мгновенье")
  2. Полька (М.Качурбина, "Мишка с куклой"), вальс (И.Штраус, "Голубой Дунай"), марш ("Ж.Бизе, Куплеты Тореадора из "Кармен" или Ш.Гуно, "Марш солдат из "Фауста", или Триумфальный марш из "Аида" Дж.Верди), мазурка (П.Чайковский, из "Детского альбома" или Ф.Шопен, Мазурка фа минор), Менуэт Л.Боккерини

Вопросы:

  1. Чем отличается песня от романса? (песня проще по мелодии и тексту, ближе к музыке народной, бытовой, романс более сложен, ближе к классической  музыке)
  2. В чём разница между полькой и маршем – и вальсом, менуэтом, мазуркой? (2-х-дольность, упругость в первых  и 3-х-дольность, плавность, мягкость во вторых)



Предварительный просмотр:

7 класс

Тема: Лирические образы в музыке

Музыка, как и любой вид искусства, отображает жизнь во всех её проявлениях.

Когда мы говорим "образ" – это означает, что мы воображаем себе что-то, и это что-то состоит из 2-х составляющих:

1. то, содержание, которое  заложено в самом художественном произведении;

2. то, как мы понимаем это содержание, что мы себе представляем.

Т.о., музыкальный образ – это жизненное содержание, воплощённое в музыкальных звуках.

Сила искусства, и музыки  в том числе, - в его правде, в том, насколько сильно образ, созданный художником (композитором) действует на нас, какие чувства в нас вызывает и насколько эти чувства соответствуют тому, что композитор хотел выразить в своей музыке.

Мы с вами изучим 3 главных типа образов в музыке:

  1. лирические
  2. драматические
  3. эпические

Сегодняшний урок посвящён лирическим образам в музыке.

Слово лирика происходит от слова "лира" – это древний инструмент, на

котором играли певцы (рапсоды), повествуя о различных событиях и пережитых эмоциях.

Лирика – это непосредственное, очень личное восприятие мира и различных событий.

Это чувства и переживания героя, лирического героя, это его монолог, в котором он повествует о том, что ему довелось пережить.

В лирическом произведении нет никаких событий, в отличие от драмы и эпоса – только исповедь лирического героя, его личное восприятие различных явлений.

Главные свойства лирики:

  • чувство
  • настроение
  • отсутствие действия

Мы познакомимся с типичным лирическим героем – мифологическим персонажем Древней Греции – Орфеем и образом этого героя, созданным различными композиторами разных эпох.

Об Орфее написано много, наиболее известные музыкальные произведения –

  • Опера Кристофа Виллибальда Глюка "Орфей"
  • Оперетта Жака Оффенбаха "Орфей в аду"
  • Зонг-опера современного композитора Александра Журбина "Орфей и Эвридика"

В основе всех этих произведений лежит история любви Орфея к его погибшей жене Эвридике и его путешествие в ад, с целью вернуть её к жизни.

Эта история опирается на миф об Орфее.

Орфей был одним из знаменитых греческих героев, считается первым профессиональным музыкантом. Он играл на лире (от названия которой, как мы помним, и пошло название "лирика"), играл настолько прекрасно, что его игра покоряла всех: людей, зверей, чудовищ.

Однажды Эвридику укусила змея, и она умерла. Горе Орфея было безутешно, он выражает его в знаменитой арии "Потерял я Эвридику" (Глюк, Журбин).

Боги Олимпа сжалились над ним, и Зевс разрешил ему спуститься в царство мёртвых, Аид, и вывести оттуда жену, поставив условием ни разу не посмотреть на неё.

(показать картинки)

Орфей спустился в Аид, играя на лире, и все персонажи подземного царства мёртвых, очарованные его игрой, уступали ему дорогу, даже страшный пёс Цербер, которому поручено охранять вход в Аид.

Он нашёл Эвридику, взял её за руку и повёл вверх, прочь из царства мёртвых, не глядя на неё, как и велел ему Зевс.

Но Эвридика, не понимая причины этого, стала жаловаться на то, что Орфей, вероятно, разлюбил её и умолять хоть раз взглянуть на неё. Орфей не удержался, посмотрел на жену – и она вновь умерла.

Горе Орфея выражено в прекрасной мелодии из 2-го акта оперы, которую мы сейчас прослушаем.

(слушаем "Мелодию" Глюка для флейты с оркестром)

Вопросы:

  1. Какой инструмент солирует в этой мелодии? (флейта)
  2. Почему Глюк выбрал именно его? (холодное, потусторонне звучание, впечатления от недавно посещённого царства мёртвых, где как бы замерли замерли все человеческие чувства)
  3. Какие чувства выражает эта мелодия? (глубокую печаль, смирение, нежность, безнадежность)

В античном мифе Орфей так и потерял Эвридику.

Но в опере Глюка всё кончается благополучно: Амур, видя отчаяние Орфея, принёс ему добрую весть – Зевс разрешил вернуть Эвридику на землю, к живым людям, растроганный талантом Орфея и его безутешным горем.

Но Орфей ещё не знает этого – "Мелодия"  Глюка выражает всю полноту его печали.

Таким образом, в этом произведении есть все признаки лирического образа:

  • Чувство
  • Настроение
  • Отсутствие действия

 ______________________________________________________________________________________

Даты жизни К.В.Глюка – 1714-1787

Это великий оперный реформатор, создал новый тип оперы: оперы, в которой главной была не внешняя вокальная виртуозность, а правда жизни, тесная  связь вокального действия с инструментальным сопровождением, яркая обрисовка характеров героев и их чувств.



Предварительный просмотр: