Методическое портфолио участника конкурса "Воспитатель года - 2016"

Портнова Елена Федоровна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«У меня э то хорошо получается !» Муниципальное Казенное Д ошкольное О бразовательное У чреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 22 » Муниципального Левокумского района Ставропольского края

Слайд 2

Портнова Елена Федоровна учитель- логопед Нет на свете мудрее профессии И нужней – для внедренья добра. Жизнь уроки дает, и в процессе их Понимаем: учитель был прав! Прав, когда говорил, что воздастся нам За дела, что творим на земле, Что любому поступку своя цена, – О добре речь идет иль о зле…

Слайд 3

Как важно, бывает, найти свое место, И жить, размышляя о том, Что нужен кому-то, что жить интересно, Что есть и работа и дом…

Слайд 4

Каждый день педагог проживает новую роль. Мы и дети, и воспитатели , и наставники, и актеры. Мы с ребятами: Учимся работать пальчиками; Р азвиваем внимание, память; У чимся думать; У чимся слушать как друг друга, так и взрослого; Учимся вживаться в разные роли; Учимся выразительно рассказывать стихи; Учимся задавать вопросы и отвечать на них и еще многому другому.

Слайд 5

Наливает кошка чай, Чашку быстро подставляй. Чтобы чай не расплескался, Язычок наверх поднялся. Хочешь все узнать на свете? Азбуку открой! Буквы там, совсем как дети , Заняты игрой.

Слайд 6

Я в руке - шнурок держу С ним героям помогу. Я катаю мой орех, Чтобы стал круглее всех.

Слайд 7

Что мне делать? Как мне быть? Не могу сообразить. Соня, мне ты помоги. Что мне сделать подскажи . Только справились с задачей, Как возник новый вопрос, Коллективом собрались, И решеньем занялись.

Слайд 8

Радость, веселье, улыбки, хорошее настроение... и ещё много-много разных положительных впечатлений оставляют праздники в памяти детей! Именно поэтому каждый праздник в детском саду педагоги-артисты стараются сделать незабываемым.

Слайд 9

Мы с родителями дружим, И друг другу помогаем: Как научить и что сказать , Что сделать и к чему стремиться… Так многому нам вместе надо научиться!

Слайд 10

Мы ведем ребят дорогой знаний. Отдав им много силы и ума. А сколько приложили мы стараний, Чтоб они учились хорошо всегда! Мы учим их решать задачи и правильно себя вести, Всегда спокойны, чутки, терпеливы И к каждому подход сумели мы найти.

Слайд 11

Спасибо за внимание



Предварительный просмотр:

Портнова Елена Федоровна учитель – логопед МКДОУ «ЦРР - детский сад № 22»

Мои увлечения.

Меня всегда восхищали увлечённые чем – либо люди. В нашем огромном мире столько всего интересного, которое постичь мы не всегда успеваем. А интересное обычно всегда рядом.

Каких только увлечений нет у дошкольных педагогов! Они работают, создают программы, составляют планы и конспекты, шьют, готовят, вышивают, выжигают по дереву, расписывают ткани. Они сами себе артисты, художники, а некоторые даже дизайнеры!

Основной процент педагогов – это женщины. Проявляя заботу о близких людях, выполняя домашнюю работу  и решая текущие вопросы,  каждая женщина находит время и  для своего внутреннего мира. Хобби, увлечения, слабость, страсть — назвать можно как угодно. Это то, что делает женщину неповторимой, необычной и неподражаемой, и все это позволяет отдохнуть душой. Наше хобби позволяет нам интересно и гармонично организовать свое время. Иногда так надоедают суета и спешка, и только читая, вышивая крестиком или гладью, или даже занимаясь бисероплетением, и даже решив испечь что-нибудь, мы концентрируем внимание на процессе и как бы замедляем ход времени. Благодаря этому появляется ощущение, что жизнь становится более размеренной.

Я хотела бы немного рассказать об одном из своих увлечений о бисероплетении. Это увлечение появилось у меня недавно, и вовлекла в него меня родственница.  Меня увлекает сам процесс, когда шаг за шагом, веточка за веточкой, лепесток за лепестком получается чудо, которое будет радовать глаз изо дня в день. Когда грустно это позволяет отвлечься, и ты полностью погружаешься в создание красивой вещи. Я пробую свои силы, так появилась моя первая березка, затем ивушка и сакура. Сколько же радости и удовольствия получаю глядя на них!

Еще бывает, мы ищем умиротворения, что часто бывает в конце тяжелого рабочего дня, тут нам могут помочь рыбки или кошка. Мурлыканье этого, самого популярного, домашнего животного успокаивает и расслабляет. А наблюдая за жизнью рыб, и под звуки воды невольно входишь в состояние медитации.

Мы посвящаем любимому занятию свое свободное время, а у некоторых это может даже превратиться в основную сферу деятельности, или даже в бизнес. В любом случае это доставляет каждому из нас массу удовольствия.



Предварительный просмотр:

Портнова Елена Федоровна учитель – логопед МКДОУ «ЦРР - детский сад № 22»

Пестовать, лелеять и учить –

Вот талант, дарованный от Бога.

Вех детей, как собственных, любить

И вести до школьного порога.

Терпеливо звуки объяснять

На вопросы находить ответы

Все уметь и все на свете знать…

Точно знаю –

СЧАСТЬЕ ПЕДАГОГА  - в этом!

Каждый ребенок с детства мечтает о том, кем будет в будущем: врачом или учителем, строителем или летчиком… Вот и я с детства мечтала стать педагогом. Вместе подругами мы постоянно играли в школу.  В детском саду я с нетерпением ждала, когда же пойду в первый класс.

Когда я стала старше, и пришло время выбрать свое профессиональное направление, передо мной не стояло дилеммы. Я четко знала, что буду поступать в педагогический институт, тем более у меня перед глазами был пример, моя мама, у которой большой педагогический стаж. И вот я поступила на кафедру логопедии факультета специальной педагогики и специальной психологии по специальности «                 ».

Я благодарна судьбе, что сделала правильный выбор и ни разу не пожалела о нем. Ведь человек, который ходит на работу с любовью, а никак на каторгу, поистине счастливый человек. Так приятно видеть счастливые лица родителей и их детей, слышать красивую речь моих воспитанников. Это является лучшей наградой за мой труд.

Роль учителя-логопеда заключается не только в постановке красивой, четкой и грамотной речи, в первую очередь логопед должен стать для ребенка хорошим другом и человеком, который сможет раскрыть лучшие качества в ребенке. Ведь только так можно добиться максимально быстрого и качественного результата.

Считаю профессию педагога творческой профессией, где нельзя «зацикливаться» на шаблонах и нужно всегда искать свой индивидуальный творческий путь, нельзя останавливаться на достигнутых результатах. Так как совершенства в педагогике нет предела. Необходимо постоянно развиваться, вводить новшества, облегчающие и ускоряющие процесс обучения, в общем, идти в ногу со временем.

Я люблю своих ребятишек:  смешных и трогательных,  расторможенных и спокойных, но с одинаковыми проблемами  в речи.  Кто, если не я?  Смогу помочь и поддержать, исправить звукопроизношение, самостоятельную  фразовую речь, научить читать, слышать и анализировать звуки, слова, предложения, подготовить детей с фонетико – фонематическим  недоразвитием речи к школе. Какая радость и гордость охватывает меня, когда  мои воспитанники на выпускном утреннике чисто, красиво, правильно выговаривая все звуки, читают стихи, говорят свободно и легко слова благодарности нам, педагогам, прошедшим  с ними трудный путь коррекции речи, внимания, памяти, мышления, воспитавшими  и любящими их, провожающими своих детей в страну  знаний.                    

Приходят новые ребятишки, и опять я нужна им, моим несмышленышам, не выговаривающим до  десяти звуков, имеющим медицинские диагнозы.   И опять в работе стараюсь идти в ногу со временем: осваиваю компьютер, новые формы НОД с использованием ИКТ, современные образовательные технологии, повышаю профессиональное мастерство.                              

Каждый новый учебный год для нас будет беспокойным, тревожным, трудным, но такой благодатным!  Потому что я могу, умею и хочу помочь детям с ОВЗ.  У нас с детьми все получится!  Они уверенно пойдут  дальше по жизни!



Предварительный просмотр:

Портнова Елена Федоровна учитель – логопед МКДОУ «ЦРР - детский сад № 22»

Задачи приоритетной образовательной области:

 «Речевое развитие»

- уточнить представления детей о звуке (С);

- закрепить навыки правильного произношения звука (С) в словах, коротких предложениях;

- развитие артикуляционной и мелкой моторики;

- развитие фонематического слуха;

- развитие речевого дыхания;

- закрепить умение определять место звука в слове;

- развивать внимание, память, мышление и воображение;

- упражнять в умении грамматически правильно изменять предложение.

 Задачи ОО в интеграции: 

«Социально – коммуникативное развитие»

- формировать положительную мотивацию на занятии;

- воспитывать навыки речевого общения друг с другом, умение слушать

«Художественно - эстетическое»

- воспитывать любовь к природе, умение видеть ее красоту.

«Познавательное развитие»

- закрепить лексическую тему "Зима";

«Физическое развитие»

- закреплять умение детей выполнять движения в соответствии с текстом.

Предпосылки учебной деятельности: развивать любознательность, внимание, дисциплинированность

Развивающая среда для педагога: интерактивная доска, проектор. ноутбук.

Развивающая среда для детей:  снежинки, корзинки, Су – Джок.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

– Здравствуйте,  ребята. Проходите, пожалуйста, в зал. Сегодня к нам пришли гости, они улыбаются вам. И вы улыбнитесь гостям. Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь и мне. (Установление эмоционального контакта).

Дети и логопед встают в круг.

Логопед:

Собрались все дети в круг.
Я — твой друг и ты — мой друг,
Крепко за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.
Посмотрю на ваши лица,
С кем бы мне здесь подружиться?

– Ответь мне, назови свое имя ласково и 1-й звук в своем имени. (Мишенька – М...)

В гости в лес вас приглашаю,
Поиграть там предлагаю.

Логопед: Ребята, я сейчас увидела, как к окну подлетела птица, постучала в окно и так радостно и звонко затрещала. Интересно, что она хотела сообщить? Ой, посмотрите, что это там?

Логопед находит письмо и читает его:

«Ребята, пишет вам Снеговичок. У меня потерялся звук С. Теперь я говорю вот так: шнежинка, штол, шанки. Помогите мне найти потерявшийся звук».

Собирайтесь скорее, 
В необычный поход,
Ждут вас тайны лесные,
В лес тропинка зовет.
Жду вас в домике лесном,
Поиграем, отдохнем.

– Ребята, поможем Снеговику? 

Дети: Да!

Логопед: Давайте отправимся в лес, и поиграем в интересные игры. Но чтобы найти звук «С» необходимо выполнить интересные игры и задания.

По тропинке в лес пойдём,
На полянке дом найдём.

Логопед показывает изображение лесного домика.

Логопед: Снеговичок предлагает сначала разбудить язычки, чтобы они старались говорить. Это первое задание.

2. Артикуляционная гимнастика

Упражнения для губ и щек

Снеговики радуются снегу и морозу. Надуть щеки. Веселое выражение глаз.

 Упражнение для языка

Санки-ледянки. Сделать язык «чашечкой».

Горка для спуска. Открыть рот, опустить язык за нижние зубы, выгнуть спинку языка «горочкой».

Саночки. Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижать к верхним коренным зубам, спинку прогнуть вниз, кончик свободен. Движения вперед-назад, боковые края языка должны скользить по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не касались зубов.

Ураганный ветер открывает и закрывает форточку. Рот открыт. Язык высунут изо рта. Поднимать и опускать кончик языка

Логопед. Молодцы, ребята. Вот мы и выполнили первое задание, разбудили наши язычки. Но нам нужно отправляться дальше. Давайте разомнем наши ладошки.

Массаж пальцев с применением массажера Су – Джок.

Логопед. Ребята возьмите каждый по колечку, сейчас я буду произносить слова, а вы должны выполнять движения, повторяя за мной.

(Дети выполняют движения по стихотворному тексту.)

Медведь в берлоге крепко спит, всю зиму до весны проспит,

Спят зимою бурундук, колючий ёжик и барсук.

Только заиньке не спится – убегает от лисицы.

Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.

Логопед. А теперь возьмите каждый по шарику.

Мелькает он среди кустов, напетлял и был таков.

Дети катают Су – Джок между ладонями.

Логопед: И с этим заданием справились, молодцы. Ребята, снеговичок написал в письме, что он очень любит петь. Поэтому нашим следующим заданием будет распевочка. Посмотрите на экран, внимательно слушайте и запоминайте.

4. Массаж лица

И с этим заданием мы справились, но мы продолжаем путешествие. Давайте  сделаем массаж лица.

Ручки растираем

(дети потирают ладони)

(хлопают в ладоши)

И лицо теплом своим 
Нежно умываем

(проводят по лицу сверху вниз)

Пальчики сгребают все плохие мысли

(граблеобразными движениями проводят пальцами от середины лба к вискам)

Ушки растираем,
Сверху вниз мы быстро 
Их вперед сгибаем,
Тянем вниз за мочки,

(растирают ушки)

А потом руками,
Трогаем мы щечки.

(трогают щечки)

Логопед: Теперь мы готовы идти дальше. Давайте, возьмемся за руки, чтоб не потеряться.

В лес по сказочной тропинке
Попадем мы прямиком.

Тропинка, тропинка, ты нас проводи
Пойдем за тобою, а ты впереди.

Здравствуй лес, зимний лес,
Полный сказок и чудес!
Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи.
Ты же видишь, мы свои!

Логопед: Ребята, а в какой лес мы с вами пришли? (Зимний, красивый, сказочный, чудесный, волшебный...). И здесь снова нас ждет испытание.

6. Дыхательное упражнение. Снегопад

Логопед: Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки.

 «Подул зимний ветерок, полетел снежок. Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех».

Я вас превращу в холодный ветерок, и вы поможете мне подуть на снежинки. (Раздаёт снежинки). А вы умеете правильно дуть? Расскажите, пожалуйста, как это надо делать.

Дети рассказывают: Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем. (Дети дуют на снежинку.)

А теперь согреем ручки. Подуем тёплым воздухом. (Дети «греют» ручки).

 Звучит музыкальное сопровождение.

Логопед: Молодцы, ребята. Снеговичок нами доволен. А нас ждет следующая игра. Поиграем?

7. Развитие фонематического слуха

Игра называется "Поймай звук С".

Логопед: приготовьте ушки и слушайте внимательно я буду называть слова, а вы хлопните в ладоши, если услышишь звук «С»:

– снег, – кепка, – самолет, – корова,– коса,– хлеб,
– сумка, – куртка,– носок, – собака,– книга, – масло,
– санки,– ручка, – нос, – пенал.

8. Произношение изолированного звука (с)

Логопед: Все справились с этим заданием, а нас ждет следующее испытание.

«Холодный ветерок» .

Зима. На полях, лугах, в лесу лежит снег. Ребята давайте еще раз посмотрим, какой у нас красивый зимний лес. (демонстрация картины   зимнего леса). Зимой дует холодный ветер вот так: [ с-с-с-с ] и сдувает снежинки с деревьев.

Давайте с вами изобразим, как ветер качает ветки деревьев, и будем произносить звук (С) (длительно).

9. Анализ артикуляции звука (С)

Логопед: Вот и нашелся звук «С». Давайте с вами скажем, что делают губки, зубки, язык, когда мы произносим звук (С)? Посмотрите на экран. (Кончик языка упирается в нижние передние зубы; губы растянуты, как при улыбке, и не закрывают зубов; зубы сближены или сомкнуты; воздух выдыхаем с силой посередине языка, по «желобку»; на ладони, поднесённой ко рту, ощущается резкая холодная струя.)

10. Характеристика звука (с)

Логопед: Молодцы ребята, Мы с вами сказали, как нужно произносить звук «С», а теперь нужно дать ему характеристику. риготовьте пальчики. Сгибаем их в кулачок и рассказываем о звуке (С):

  • Звук (С) – согласный или гласный? (согласный);
  • Звонкий или глухой? (глухой);
  • Твёрдый или мягкий? (твёрдый);
  • Каким цветом обозначаем? (синим).

Логопед: Найдите на экране символ звука (С).

Дети показывают цветовое обозначение звука (С)

11. Физминутка. (Координация речи с движением)

Логопед: Встанем в круг разомнемся.

Мы шагаем по сугробам (дети шагают, высоко поднимая колени,
изображая ходьбу по сугробам)
Логопед. Ребята, снеговичок предлагает нам немного размяться. Вы готовы? Посмотрите на экран «Елочка».

12.  Логопед. Немного отдохнули, и нас ждет следующее испытание.

Упражнение "К какой схеме относится слово"

Определи место звука «С» в названиях картинок. Звук «С» в начале слова, в середине слова или в конце слова. Например: лиса.

Звук с находится в середине слова. Начинаем с первой картинки:

(Дети определяют к какой схеме относятся слова).

И вот что у нас получилось:

13. Автоматизация произношения звука «С» в словах

Логопед: Поиграли, отдохнули, пора в путь и нас ждет следующее испытание.

Посмотрите сколько занесенных снегом пенечков. Они с сюрпризом. Под каждым пенечком еще с осени притаилась картинка. Каждый из вас должен поднять по три пенечка и произнести слово с картинки правильно три раза.

(Дети выполняют задание)

Логопед: Молодцы, ребята и с этим заданием вы справились!

14. Автоматизация звука С в предложениях

Игра «Чьи игрушки?»

Логопед: Посмотрите на экран и познакомьтесь: это Света, Костя, Настя, Саша и Соня. Они очень любят играть. Назови их игрушки и расскажи, чьи они. Например. У Сени сосулька. Это Сенина сосулька .

У Светы маска. Это ...
У Кости слон. Это ...
У Насти лиса. Это ...
У Саши самолет. Это ...
У Сони сумка. Это ...

У Сережи самокат. Это…

У Софьи сова. Это…

У Славы скакалка. Это …

У Ксении бусы. Это …

У Дениса часы. Это …

Итог занятия

Логопед: Вот мы и пришли к домику нашего снеговика. Снеговичок  мы шли к тебе и преодолевали испытания, выполняли задания, но со всем справились наши дети и нашли то, что ты потерял. Ребята, какой звук потерял наш снеговик? («С»).

– Теперь он будет говорить правильно.

Давайте исправим его (Слайд с картинками слов: шнежинка, штол, шанки. Дети называют.)

Логопед: Вам понравилось путешествие? Какие трудности мы преодолели с Вами?

Вы все были молодцы и снеговик приготовил для вас гостинцы. А чтобы вы его не забывали – подарит вам по снежинке. Сейчас мы попрощаемся с нашими гостями и тихонько отправимся в нашу группу.



Предварительный просмотр:

Портнова Елена Федоровна учитель – логопед  МКДОУ «ЦРР - детский сад № 22»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД №  22» ЛЕВОКУМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Описание системы работы

на тему:

«Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе логопеда, как средство оптимизации коррекции речи дошкольника».

учителя – логопеда Портновой Е.Ф.

с. Левокумское

2014-2015г.г.

Последние годы прослеживается стойкое увеличение числа детей с нарушениями речи  и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает  эффективность логопедической работы в целом. Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Мы, логопеды, не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования ИКТ в практике своей работы. В связи с этим я определила основное, для своей методической работы, направление:  использование информационно – коммуникационных технологий в коррекционно–развивающей работе.

         Очень успешен этот приём для процесса коррекции речи, в частности в условиях работы в группе компенсирующей направленности для детей с фонетико – фонематическим недоразвитием речи в МКДОУ «ЦРР – детский сад №22», как способ оптимизации коррекции речевого развития дошкольников 5-6 и 6-7 лет. Для реализации коррекционных задач, а самое главное, для повышения мотивации детей к занятиям использую на индивидуальных и подгрупповых занятиях компьютерные программы, так как считаю, что данные программы могут служить одним из средств оптимизации речевого процесса.

Процесс формирования и коррекцию звукопроизношения у некоторых детей является более длительным, что связано со степенью имеющегося нарушения. Для уточнения артикуляции изучаемого звука использую модели различных положений языка при артикуляции тех или иных звуков, которые можно потрогать, рассмотреть, приблизить, сжать, увеличить, выделить детали, цвет поменять контрастность и т.д. Рассмотреть на экране монитора их профиль, детали, сравнить с отражением в зеркале схематические и объёмные модели, визуальные изображения положения губ и языка, предметов.

Огромную пользу приносят также логопедические распевки в картинках Овчинниковой и Железновой, в процессе пропевания которых, вдруг отключается звук, приостанавливается картинка и наступает возможность фиксации артикуляционного уклада какого - либо звука у ребёнка, как визуально, так и на слух.

 При организации работы по формированию правильного звукопроизношения, я учитываю и тот факт, что дети в возрасте 5-6 лет наиболее чувствительны к развитию фонематического слуха.  Решению этих задач помогает использование разнообразных форм организации логопедического занятия, с применением компьютерной программы: «Игры для тигры» (развитие дыхания, слитности, ритма и тембра голоса), «Учимся, говорить правильно» (которая включает в себя четыре раздела:  неречевые звуки, звукоподражание, речевые звуки, развитие связной речи), «Баба яга учит читать», «Гарфилд-дошкольникам», «Мерсибо» (игры на обогащение глагольного словаря «Бежит – лежит» и т.д., дифференциация трудных звуков «Аленький цветочек», автоматизация поставленных звуков «Веселые рыбаки и т.д.), «Уроки тетушки совы» и д.р. Задания которые предлагают данные программы, предусматривают коррекцию звукопроизношения, развитие фонематического слуха и восприятия, развитие грамматического строя речи, обогащение словаря, формируют в процессе игровых заданий, коммуникативные и речевые задачи.

У детей с ФФНР наблюдаются замены или отсутствие в речи тех или иных звуков, неустойчивое употребление их в речи, нарушение слоговой структуры слова, низкий уровень фонематического восприятия, общая смазанность речи, нечеткая дикция, задержка в формировании словаря и грамматического строя речи.

При составлении рассказов ими часто не соблюдается структура текста, теряется логика повествования, поэтому продумываю части всех занятий по развитию связной речи. Планирую их в два этапа: подготовительный и собственное рассказывание. Картинки, предметы, компьютерные игры и упражнения подбираю с учётом речевых нагрузок, индивидуально на каждого ребёнка. На подготовительном этапе с детьми последовательно рассматриваю все детали предмета: их части, форму, цвет, величину, картинки, сюжеты (при пересказе), наводящими вопросами подвожу к  установлению логических связей. В различных упражнениях и играх, даю возможность попрактиковаться в составлении предложений по тексту. Только после этого, на следующем занятии, дети самостоятельно пересказывают, составляют рассказы. Успешно использую компьютерные технологии блока программы «Учимся говорить правильно», раздел «Связная речь", «Гарфилд дошкольникам», предлагаю детям презентации по составлению предложений рассказов по картинкам, предметам используя при этом игры, предложенные на сайте «Мерсибо».

         Основные компоненты речевой деятельности я стараюсь развивать в игровой, доступной форме, где отражены процессы обучения  фонематическому восприятию звуков, узнаванию букв. Составление слогов, слов, предложений происходит с помощью занимательных игр, чтением азбуки в стихах, которые, красочно оформлены, озвучены и завершаются исполнением частушек про буквы, их проговариванием с использованием стихов.  Занятия с использованием компьютера провожу фрагментарно, продумывая какой из приёмов, будет наиболее значимым на текущем и последующем занятиях. При этом считаю обязательным на занятиях с детьми соблюдение следующих условий для сбережения здоровья ребенка, т.е. соблюдение СанПиНов.

Работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, его индивидуальных особенностей).

Проведение гимнастики для глаз, во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1,5-2 мин. на несколько секунд.

Информационно - коммуникационные технологии я использую не только в работе с детьми, с педагогами.  Так, презентации, видеоролики, буклеты, наглядные консультации существенно повышают эффективность проводимой работы, могут рассказать  педагогам об этапах проводимой работы, рассказывают об успехах детей и т.д..

В работе с педагогами использование ИКТ позволяет ознакомить их с содержанием коррекционного обучения, а также с дополнительным набором возможностей коррекции отклонений в развитии речи ребёнка. Наше взаимодействие осуществляется нескольким направлениям:

информационно-консультативное

- обсуждение результатов диагностики в рамках медико-педагогического консилиума;

- взаимный обмен информацией для совершенствования коррекционно - развивающей работы;

коррекционно-развивающее

- использование материала на логопедических занятиях;

- индивидуальная, подгрупповая работа воспитателей по запросу учителя-логопеда;

- проведение интегрированной непосредственной образовательной деятельности. 

В результате данного взаимодействия возникла идея совместного создания дидактических пособий с использованием ИКТ, которые могли бы быть полезны как мне, так и педагогам для повышения эффективности коррекционно-образовательного процесса.

   Нами были выделены следующие коррекционно-развивающее блоки, по которым мы  начали создавать презентации  с использованием ПО Power Point:

  1. Развитие мимической и артикуляционной моторики
  2. Развитие просодической стороны речи
  3. Развитие слухового внимание и ритмического слуха
  4. Активизации словарного запаса детей и развития лексико-грамматических категорий.

Немаловажное значение я уделяю использованию ИКТ в работе с родителями, для того чтобы расширить их осведомлённость в вопросах воспитания и обучения детей с недоразвитием речи, повысить общий уровень психолого – педагогической компетентности в вопросах речевого развития своих детей. С помощью подготовленных заданий,  мультимедийных  презентаций предлагаю мамам и папам, такой способ выполнения рекомендаций логопеда, который в процессе домашних занятий вызывает интерес и детей и родителей. Здесь можно выделить такие преимущества, как информационная емкость, компактность, доступность, наглядность, эмоциональная привлекательность, мобильность, многофункциональность, что в процессе рассказа приводит к положительным результатам. Причем компьютер не заменяет мой рассказ, а дополняет его и делает более эффективным.
вывод.

Таким образом, можно сказать, что использование икт в коррекционном процессе в настоящее время является наиболее эффективным методом педагогического воздействия при развитии речи детей.

Это дает основание утверждать, что компьютерные игры могут широко применяться педагогами при обучении и воспитании дошкольников, так как они имеют широкий образовательно-развивающий потенциал.

Вместе с тем, мое мнение не претендует на окончательное решение вопроса по формированию речевых навыков у детей старшего и подготовительного дошкольного возраста с нарушением речи.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Портнова Елена Федоровна учитель – логопед  МКДОУ «ЦРР-детский сад № 22»

                                                                     «Без стремления к новому нет жизни,

                                                                  нет развития, нет прогресса»

                                                                                                    В. Г. Белинский

Идя в ногу со временем, семья и детский сад формирует собственную информационную грамотность. Компьютерная грамотность педагога подразумевает овладение возможностями современных компьютерных технологий.

Новые информационные технологии  стали перспективными средствами коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.

Повсеместная компьютеризация открывает возможности для применения новейших, еще не исследованных вариантов обучения. Они связаны с уникальными возможностями ИКТ.

В основу ИКТ в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С.Выготским, П.Я. Гальпериным, В.Ю. Давыдовым, А.В.Запорожцем, А. Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия, Д.Б.Элькониным и др.

Основной целью логопедической службы дошкольного образовательного учреждения является коррекция дефектов звукопроизношения, фонематического слуха, грамматического строя речи дошкольников. В последние годы наблюдается увеличение числа детей, нуждающихся в помощи учителя-логопеда.

В работе учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения можно широко применять ИКТ. Современные технологии позволяют использовать компьютер в диагностических целях (создание банка данных речевых показателей обучающихся в начале и в конце коррекционной работы, анализ собранной информации и наглядное представление результатов в виде диаграмм, графиков, таблиц), а также непосредственно в ходе проведения логопедических занятий.

Применение ИКТ позволяет повысить мотивацию к логопедическим занятиям, поддерживать внимание на всех этапах занятия, развивать познавательную активность детей. Новые технологии делают коррекционную работу более интересной для ребят и более радостной для педагога, и  следовательно, ускоряет процесс коррекции.

Владение ИКТ дает возможность посмотреть на свою работу с новых позиций, переосмыслить методические приемы, обогатить свои знания и умения и помочь детям добиться высоких результатов.

Из практики многие педагоги знают, что ни в одной книге, ни на одном самом лучшем компьютерном диске не найдется полностью готовых материалов, подходящих для работы с любым ребенком. Можно использовать предложенные идеи, но все равно их приходится перерабатывать с учетом индивидуальных особенностей детей. Ведь каждый ребенок - это отдельный мир. Поэтому, что одним из путей повышения эффективности работы педагога является создание и использование на уроках авторских мультимедийных материалов, разработанных с учетом индивидуальных особенностей ваших детей (с которыми вы работаете в настоящее время).

Созданные материалы могут быть использованы на разных этапах занятия.

Практические наблюдения показывают, что использование ИКТ в процессе обучения детей с ОВЗ ведет к следующим положительным результатам:

  • образовательный критерий - повышение эффективности работы по коррекции дефектов речи;
  • критерии развития - развитие высших психических функций (восприятие, внимание, память, мышление); создание познавательной мотивации; формирование навыков правильной речи; снижение утомляемости и повышение работоспособности; повышение темпа учебной деятельности; 
  • социальный критерий - формируются условия для успешной адаптации учащихся с нарушениями речи в детском коллективе;
  • критерий здоровьесбережения - соблюдение условий для сбережения здоровья ребенка осуществляется при следовании требованиям СанПиНов в процессе применения ИКТ.

Практика подтверждает, что использование ИКТ в работе учителя-логопеда позволяет значительно повысить эффективность коррекционной работы, активизировать динамику развития навыков правильной речи и всего коррекционно-образовательного процесса в целом.



Предварительный просмотр:

Портнова Елена Федоровна учитель – логопед  МКДОУ «ЦРР-детский сад № 22»

Литература:

1. Белкин А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. - Челябинск, 2004.

2.Веденина Е.Р. Развивающие и обучающие компьютерные игры в ДОУ. // Воспитатель ДОУ, 2010.

3.Гаркуша Ю. Ф. Черлина Н. А., Манина Е.В. Новые информационные технологии в логопедической работе. Логопед. 2004. № 2.

4.Головченко А.В. Картинный материал для логопедической работы: ресурсы программы CorelDRAW Логопед. 2009. № 5.

5.Ждакаева Е. И., Воронина Л. В., Щелконогова Е. Н. [и др.]; под общей редакцией Лалетина Н. В. Инновационные технологии обучения и развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: монография/; Сибирский федеральный университет; Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева [и др.]. – Красноярск: Центр информации, 2012. – 180 с.

6.Леонова Л. А. Компьютер и здоровье ребенка / Центр образования и здоровья; Министерство образования РФ, Института возрастной физиологии РАО. - М.: Вентана-Граф, 2003. - (Ваш ребенок: азбука здоровья и развития. От 6 до 10 лет). 
7.Леонова Л. А. Здоровьесберегающая организация занятий с использованием компьютера для дошкольников в детском саду//  Magister. - 1999. - № 3.

8.Лизунова Л.Р. Использование информационно-коммуникативных технологий в логопедической работе. // Логопед. — 2006. — № 4.

9.Лизунова Л.Р. Компьютерные средства обучения: проблемы, разработки, внедрения.// Логопед. – 2005. — № 7.

10.Лынская М.И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ. // Логопед в детском саду. – 2006. — № 6.

11.Соприна М.В. Компьютерные технологии в коррекции речевого развития дошкольников. // Воспитатель ДОУ. — 2010. — № 7.
12. Составитель Каралашвили Е. А. Физиолого - гигиенические условия подготовки дошкольников к занятиям с применением компьютеров: методические рекомендации / Министерство общего и профессионального образования РФ; Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского; Пенза: ПГПУ, 1997.



Предварительный просмотр:

        Анкета для родителей, имеющих детей с речевыми нарушениями.

         Уважаемые родители! Убедительно просим изучить предлагаемую анкету и максимально полно ответить на вопросы. Анкетирование проводится с целью выяснения Вашего отношения к логопедической работе с ребенком. Для нас важно знать Ваше мнение о том, что Вы считаете наиболее значимым для своего ребенка. Надеемся на сотрудничество и достижение полного взаимопонимания в вопросах решения детских речевых проблем.

1. Какие занятия в детском саду не нравятся ребенку и почему? __________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Какие занятия любит посещать ребенок? _____________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Считаете ли Вы важным психологически готовить, положительно настраивать ребенка для проведения логопедической работы? __________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Изменилось ли первоначальное отношение ребенка к обучению в логопедической группе? _____________________________________________ __________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Если изменилось, то какую сторону и что способствовало этим изменениям?_______________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Какие речевые недостатки ребенка вы отметили в начале учебного года:

__________________________________________________________________ __________________________________________________________________

__________________________________________________________________
__________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Появились ли, на ваш взгляд, изменения в развитии ребенка в данное время: __________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8.Удовлетворены ли Вы работой учителя-логопеда и воспитателя:  __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Изменилось ли Ваше отношение к пребыванию ребенка в логопедической группе, по сравнению с началом года?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Какие другие особенности ребенка, по Вашему мнению, требуют развития (внимание, воображение, память, усидчивость, умение общаться, самообслуживание и прочее)? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Ваши замечания, пожелания, предложения ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


                                            Спасибо за сотрудничество!