Расскажи мне, и я забуду!
Покажи мне, и я запомню!
Дай мне попробовать, и я научусь!
Древняя китайская пословица
Конспект урока биологии в 5 классе
(в рамках реализации ФГОС нового поколения)
Учитель Волкова Лариса Николаевна, 1 квалификационная категория
Урок по теме «Химический состав клетки»
Тип урока: изучение нового материала
Технология обучения: системно - деятельностного подхода.
Методы обучения:
а) по степени взаимодействия учителя и ученика (беседа, самостоятельная работа, самоконтроль)
б) по характеру познавательной деятельности (частично-поисковый, репродуктивный)
Средства обучения: учебник Биология. Введение в биологию. 5 класс: учебник /А.А. Плешаков, Н.И.Сонин. – 4-е изд., стереотип. – М.:Дрофа, 2015, инструктивная карточка для выполнения лабораторной работы «Химический состав клетки», лабораторное оборудование.
Цели урока:
Образовательные: сформировать знания о химическом составе клетки, показать роль органических веществ в жизни клетки; единстве живой и неживой природы.
Развивающие:
- Способствоваь формированию умений анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, определять органические вещества в клетках растений с помощью опытов, организовать совместную деятельность учащихся на конечный результат.
- Работать в паре, проводить взаимообучение, самокоррекцию, самоконтроль;
Воспитательные: воспитывать положительное отношение ко всему живого на Земле, осознанно достигать поставленной цели, воспитывать культуру умственного труда, положительное отношение к совместному труду.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
- Сформировать умение рассказывать о химическом составе клетки.
- Сформировать умение объяснять, какое значение имеют органические и неорганические вещества в клетке.
- Сформировать умение понимать смысл биологическим терминам: органические и неорганические вещества.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
1.Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему: определять важность знаний о составе клетки.
2..Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
- Сформировать умение выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Познавательные УУД:
- Сформировать умение ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.
- Сформировать умение анализировать знания о клетке, ее строении и составе, сравнивать, обобщать факты и явления: выявлять причины и следствия простых явлений (выполнение продуктивных заданий -
- Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД:
- Сформировать умение слушать и понимать речь других людей.
- Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
Личностные результаты:
- Сформировать ответственное отношение к обучению.
2 .Формирование интеллектуальных умений.
Оборудование: спиртовка, пробирки, пробиркодержатель, штатив для пробирок, пипетки, клубни картофеля, мука, стакан с водой, семена пшеницы, семена подсолнечника, листы белой бумаги, р-р йода, палочка стеклянная, мультимедиа.
Основные понятия: неорганические и органические вещества (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты), вода, минеральные вещества
Основное содержание учебного материала: элементы, составляющие основу живых организмов. Деление веществ клетки на органические и неорганические. Функция неорганических веществ: воды и минеральных солей. Роль органических веществ в клетке. Единство происхождения всех живых организмов.
Структура урока
Этапы урока | Содержание | Оборудование | Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов |
1.Орг.момент. | Проверка готовности учеников к уроку |
|
|
2.Проблемная ситуация и актуализация знаний. | Зачитываю эпиграф к уроку (он записан на доске): Расскажи мне, и я забуду! Покажи мне, и я запомню! Дай мне попробовать, и я научусь! (древняя китайская пословица) Учитель: чем мы с вами будем заниматься на уроке? Дети: высказывают свои предположения Учитель: Мы с вами говорили о том, что все живые организмы на Земле состоят из клеток, клетки имеют сходное строение. Вопрос: Назовите основные части клетки Дети: оболочка, ядро, цитоплазма Учитель: Назовите царства живой природы Дети: растения, грибы, животные и бактерии Учитель: У вас на столах лежат картинки с изображение представителей различных царств, коллекция «Минералы и горные породы». Рассмотрите их и ответьте на вопрос: Что между ними общего? Дети: называют общее между ними (если смогут), формулируют тему урока.
Учитель: называет тему урока, записывает тему на доске, а дети в тетради «Химический состав клетки» Учитель: оказывается, что клетки всех живых организмов состоят из тех же химических элементов, что входят в состав объектов неживой природы. -Какой вопрос (проблему) будем обсуждать на уроке? Учитель выслушивает предположения детей, записывает их на доске.
1.Какие элементы входят в состав клетки? 2. Что такое вещества? 3.Какие вещества входят в состав клетки? 4.Какие вещества относятся к органическим и неорганическим веществам? 5. Как можно узнать, какие вещества содержатся в клетке? |
Изображение представителей различных царств, коллекция «Минералы и горные породы» | Регулятивные УУД: - Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- Определять цель учебной деятельности (формулировка вопросов урока)
Коммуникативные УУД: Формирование умения слушать и понимать речь других людей. |
3.Проблемное объяснение нового материала.
| Учитель: Клетки живых организмов состоят из химических элементов (показываю таблицу хим. элементов Д.И.Менделеева) Но в клетке эти химические элементы распределены неравномерно: - 98% от массы любой клетки приходится на 4 элемента:C, H, N. O.;
- около 2% - K, Na, Ca, CI, Mg, Fe, P, S;
Химические элементы, соединяясь между собой, образуют вещества. На доске чертим схему : Вещества
Органические неорганические (белки, жиры, (минеральные углеводы, соли, вода) нуклеиновые кислоты: ДНК,РНК) Первичное закрепление материала: 1.Какие элементы входят в состав клетки? 2.Что такое вещество? 3.Какие вещества входят в состав клетки? 4.Что относятся к органическим и неорганическим веществам? Дети: отвечают Учитель: Какой вывод можно из этого следует? Дети: Все живые организмы имеют сходный химический состав. Они состоят из неорганических веществ (воды, минеральных солей) и органических веществ (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот). Учитель: Как доказать наличие этих веществ в клетках? Мы можем это сделать? Дети: высказывают свои предположения (да, наверно)
| Периодическая таблица химических элементов Д.И.Менделеева
| Предметные УУД: - Формирование умения рассказывать о химическом составе клетки;
- Формирование умения объяснять, какое значение имеют органические и неорганические вещества в клетке;
- Формирование умения понимать смысл биологическим терминам: органические и неорганические вещества.
Личностные УУД: - Формирование ответственного отношения к обучению;
- Формирование интеллектуальных умений.
Познавательные УУД: - Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик.
Коммуникативные УУД: - формировать умение слушать и понимать речь других людей;
|
4.физкультминутка | Учитель выводит на экран физкультминутку ( выполняют дети и учитель) | мультимедиа |
|
5.Совместное открытие знаний | Учитель: Да, можем. Для этого вам предстоит выполнить лабораторную работу и посмотреть на опыты, которые я буду проводить: Демонстрация опыта: определение неорганических веществ в клетке – наличие воды Вы наверняка слышали, что человек на 80 % состоит из воды. В клетках растений также есть вода от 40 до 95 %. Опыт: нагревание семян пшеницы в пробирке Определение минеральных солей в клетке (золы). Демонстрация опыта: продолжаю нагревать семена (обугливание семян - зола) Учитель: Наличие каких веществ мы доказали, проведя эти опыты? Дети: наличие воды и минеральных веществ (золы) Учитель: А зачем они нужны клетке? Дети: зола – это удобрение, чтоб лучше росли растения. Без воды растение повянет. | спиртовка, пробирки, пробиркодержатель, штатив для пробирок, лабораторный штатив, металлическая сетка, спички, семена пшеницы | Коммуникативные УУД: - формировать умение слушать и понимать речь других людей;
Познавательные УУД: - Формирование умения анализировать, классифицировать и обобщать факты и явления: выявлять причины и следствия (подводящий диалог с учителем,);
- Формирование умения строить логическое рассуждение
Регулятивные УУД: - Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
|
6.Самостоятельное применение знаний. | Учитель: Какие еще вещества входят в состав клеток? Дети: отвечают (органические) - Учитель: чтобы доказать наличие органических веществ, вы выполните сейчас лабораторную работу «Изучение состава семян» (по инструктивной карточке, которая лежит у вас на парте)
- Вспоминаем правила Т.Б. при выполнении лабораторной работы, ставим свою подпись на полях тетради.
- Учитель: прежде чем вы приступите к выполнению лабораторной работы, внимательно прочитайте инструктивную карточку.
Лабораторная работа «Изучение состава семян» Опыт №1 1.Возьмите пшеничную муку, добавьте воду в форфоровую чашечку и, перемешивая стеклянной палочкой, сделайте комочек теста. 2.Поместите его в марлю и промойте в стакане с водой. Как изменилась вода? Почему? 3.Капните 1 каплю раствора йода в стакан с водой, в которой промывали кусочек теста. Как изменилась окраска содержимого стакана? Чем это можно объяснить? 4.Разверните марлю, в которой было тесто. Что вы видите? (Это растительный белок или клейковина)
Что исследовали (брали) | Что делали | Что наблюдали | Положили муку в форфоровую чашечку | налили немного воды, перемешали стеклянной палочкой | получили комочек теста | Положили комочек теста в марлю | Промывали тесто в марле в стакане с водой | Мутный раствор в стакане, на марле – липкая масса | Развернули марлю с липкой массой | Потрогали ее стеклянной палочкой | Масса прилипла к стеклянной палочке – это клейковина, растительный белок. |
Опыт №2 6. Найдите и рассмотрите семена подсолнечника. 7.Очистите семянку подсолнечника. Согните листок бумаги пополам, положите между ними семянку подсолнечника и раздавите тупым кончиком карандаша. 8.Внимательно рассмотрите. Что появилось на бумаге? Какое вещество выделилось?
Что исследовали (брали) | Что делали | Что наблюдали | Очищенные семянки подсолнечника | Раздавили на листе белой бумаги | Жирное пятно |
Опыт №3 10.Возьмите срез картофеля в руки 11.Капните на срез несколько капель йода 12. Внимательно рассмотрите. Что появилось на срезе картофеля?
Что исследовали (брали) | Что делали | Что наблюдали | Срез картофеля | Капнули несколько капель йода | Пятно посинело |
После выполнения лабораторной работы, сделайте вывод. Вывод начните словами: «В результате наших исследований мы обнаружили, что в состав семян входят органические вещества:……., …… и ……
Учитель: Во всех ли органах растений содержится одинаковое количество воды, органических и неорганических веществ? В листьях капусты – 90 % воды В плодах огурцов – до 96% Каких веществ больше всего в семенах растений? В семенах растений органических веществ больше, чем воды и минеральных солей. семена | углеводы | жиры | белки | пшеницы | 69% | 2% | 13% | подсолнечника | 16% | 44% | 26% |
Эти семена человек использует для получения муки, крупы, растительного масла. Учитель: смотрим на экран(слайды презентации) Растения содержат: Белки – горох, фасоль, бобы, соя, Жиры – арахис, соя, лен, рапс, подсолнечник (это масличные культуры) Углеводы (крахмала) – пшеница, рожь, ячмень.
|
Мука пшеничная, марля, пипетки, клубни картофеля, стакан с водой, семена подсолнечника, листы белой бумаги, р-р йода, палочка стеклянная, форфоровая чашечка
Дополнительная литература на столах | Познавательные УУД: - Формирование умения анализировать, классифицировать и обобщать факты и явления: выявлять причины и следствия (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий);
- Формирование умения строить логическое рассуждение
Коммуникативные УУД: - формировать умение слушать и понимать речь других людей;
- формировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.
Личностные УУД: - Формирование ответственного отношения к обучению;
- Формирование интеллектуальных умений.
Регулятивные УУД: Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
|
7.Первичное закрепление материала. | 1.Вставьте пропущенные слова: - В состав семян входят … и … вещества.
- К органическим веществам клетки относятся …, …, … и … .
- Неорганические вещества клетки – это … и … .
- В присутствии йода крахмал … .
- Много крахмала в семенах таких растений, как … .
- Много белка в семенах таких растений, как … .
- Масличными культурами являются … .
|
|
Коммуникативные УУД: Формирование умения слушать и понимать речь других людей Личностные УУД: Формирование интеллектуальных умений. Предметные УУД: умение понимать смысл биологическим терминам: органические и неорганические вещества.
|
8.Итоги урока. | Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: - сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я почувствовал, что…
- я приобрел…
- я научился…
- у меня получилось …
- я смог…
- я попробую…
- меня удивило…
- урок дал мне для жизни…
- мне захотелось…
|
|
|
9. Домашнее задание. | 1.Учебник: стр. 33-38, 2. Изучить этикетки продуктов питания растительного происхождения, найти информацию о содержании в них белков, жиров, углеводов, запишите ее к себе в тетрадь. 3. Подготовьте сообщение об отраслях промышленности, где человек использует различные вещества растительных клеток. |
|
|
Приложение:
1.Инструктивная карточка для выполнения лабораторной работы «Изучение состава семян »
Цель: определить органические вещества, входящие в состав семян
Оборудование: спиртовка, пробирки, пробиркодержатель, штатив для пробирок, пипетки, клубни картофеля, мука, стакан с водой, семена пшеницы, семена подсолнечника, листы белой бумаги, р-р йода, палочка стеклянная, форфоровая чашечка, лабораторный штатив, металлическая сетка, спички.
Ход работы:
Опыт №1
1. Возьмите пшеничную муку, добавьте воду в форфоровую чашечку и, перемешивая стеклянной палочкой, сделайте комочек теста.
2.Поместите его в марлю и промойте в стакане с водой. Как изменилась вода? Почему?
3.Капните 1 каплю раствора йода в стакан с водой, в которой промывали кусочек теста. Как изменилась окраска содержимого стакана? Чем это можно объяснить?
4.Разверните марлю, в которой было тесто. Что вы видите?
(Это растительный белок или клейковина)
Что исследовали (брали) | Что делали | Что наблюдали |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Опыт №2
6.Найдите и рассмотрите семена подсолнечника.
7.Очистите семянку подсолнечника. Согните листок бумаги пополам, положите между ними семянку подсолнечника и раздавите тупым кончиком карандаша.
8.Внимательно рассмотрите. Что появилось на бумаге? Какое вещество выделилось?
Что исследовали (брали) | Что делали | Что наблюдали |
|
|
|
Опыт №3
10. Возьмите срез картофеля в руки
11. Капните на срез несколько капель р-ра йода
12. Внимательно рассмотрите. Что появилось на срезе картофеля?
Что исследовали (брали) | Что делали | Что наблюдали |
|
|
|
После выполнения лабораторной работы, сделайте вывод (устно). Вывод начните словами: «В результате наших исследований мы обнаружили, что в состав семян входят органические вещества:……., …… и ……
2.Дополнительная информация
Во всех ли органах растений содержится одинаковое количество воды, органических и неорганических веществ?
В листьях капусты – 90 % воды
В плодах огурцов – до 96%
Каких веществ больше всего в семенах растений?
В семенах растений органических веществ больше, чем воды и минеральных солей.
семена | углеводы | жиры | белки |
пшеницы | 69% | 2% | 13% |
подсолнечника | 16% | 44% | 26% |
- Закончите предложения:
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я почувствовал, что…
- я приобрел…
- я научился…
- у меня получилось …
- я смог…
- я попробую…
- меня удивило…
- урок дал мне для жизни…
- мне захотелось…
4.Домашнее задание:
1.Учебник: стр. 33-38,
2. Изучить этикетки продуктов питания растительного происхождения, найти информацию о содержании в них белков, жиров, углеводов, запишите ее к себе в тетрадь.
3. Подготовьте сообщение об отраслях промышленности, где человек использует различные вещества растительных клеток.